Содержание




Введение................................................................................................................................... 3

1.Формы и виды организационных структур управления............................................. 4

2.Принципы проектирования организационных структур управления в торговле. 7

3.Анализ эффективности организационной системы управления в торговле........ 10

Заключение............................................................................................................................ 17

Список использованных источников и литературы..................................................... 18

Введение



"Структура управления организацией", или "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.[1] С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

1.Формы и виды организационных структур управления


Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Есть два направления специализации элементов ОСУ:

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

            Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

            При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

            В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? кому он будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба? какими полномочиями наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?

Типы управления организациями. Их краткая сравнительная характеристика:


Бюрократический тип

Органический тип

Четко определенная иерархия

Постоянные изменения лидеров  в зависимости от решаемых проблем

Система обязанностей и прав

Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и   согласований                                    

Разделение каждой задачи на ряд процедур

Процессный подход к решению проблем

Обезличенность во взаимоотношениях

Возможность  самовыражения,                                                                            саморазвития

Жесткое разделение трудовых функций

  Временное закрепление работы за 

  интегрированными проектными

  группами


Виды организационных структур:


1.      Линейная – руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня и связаны с вышестоящей системой только через него.

2.      Функциональная – каждый руководитель имеет право давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию.

3.      Линейно-функциональная – линейные руководители имеют право отдавать распоряжения и принимать решения при участии функциональных служб.

4.      Программно-целевая -  базируется на комплексном управлении всей производственной системой в целом как единым объектом, ориентированным на отдельную цель.

5.      Матричная – широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений.

6.      Матрично-штабная – отражает все виды руководства и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроля на высшем уровне.[2]






2. Принципы проектирования организационных структур управления в торговле


Во вступительной части к довольно модной сегодня на Западе книге Билла Вильямса "Хаос в торговле" (Chaos in Trade) дается красивое объяснение всех происходящих в мире процессов через движение энергии. По утверждению автора, можно многого добиться, если постичь законы этого движения. Их всего три:

1. Энергия всегда следует по пути наименьшего сопротивления, подобно реке, прокладывающей свой путь.

2. Путь наименьшего сопротивления определяется внутренними структурами, которые, как правило, скрыты от наших глаз. (Река имеет плавное или бурное течение в зависимости от структуры русла и его наклона. Мы же судим о нем лишь по косвенным признакам.)

3. Невидимая структура все же может быть обнаружена и даже изменена. (Скажем, человек может изменить направление движения реки, но не там, где она уже превратилась в мощный поток, а поднявшись к истокам, где ее можно перегородить одним валуном.)

Проектирование любой организации - задача сложная и трудоемкая. Очень заманчиво придумать такой способ, который позволял бы это делать в виде заранее определенной последовательности действий, как давно уже поступают при проектировании всевозможных конструкций в строительстве, автомобилестроении и т. п. Однако даже в этих отраслях оперативное внесений изменений остается пока большой проблемой. К тому же, когда проект уже завершен, изделие, как правило, больше не претерпевает изменений в отличие от организации, которая продолжает жить и развиваться по своим внутренним законам и в соответствии с требованиями внешнего мира.

Кроме того, любая организация состоит из живых людей, которые несут с собой массу иррационального, что тем не менее также должно учитываться при построении организации, если мы хотим, чтобы она надежно функционировала.

Следуя методологии концептуального анализа и проектирования, можно с наименьшими трудозатратами отслеживать изменения даже в очень крупных проектах, поставив под контроль элементы проекта с помощью концептуальных моделей, и вносить изменения не в сам проект, а в модель, вслед за изменениями которой целостным образом будет меняться и проект.

Очень непростой математический аппарат, позволивший реализовать такой подход, был разработан в виде инженерной версии теории структур Н. Бурбаки. Он был создан представителями школы российского ученого Спартака Никанорова - основоположника методологии концептуального анализа и проектирования систем организационного управления.

Основные этапы процесса организационного проектирования системы управления в торговле:

1.      Фиксация состава и численности элементов системы.

2.      Выбор конфигурации элементов системы в пространстве.

3.      Проектирование структуры системы.

4.      Разработка регламента процессов, происходящих в системе.

5.      Фиксация информационных взаимосвязей элементов системы.

6.      Проектирование технологии управленческих процессов.




 
 
















Требования и характеристики формирования эффективных структур управления в торговле:

1) сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом;

2) уменьшение числа уровней управления;

3) групповая организация труда как основа новой структуры управления;      

4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей;

5) создание условий для гибкой комплектации продукции;

6) минимизация запасов;

7) быстрая реакция на изменения;

8) гибко переналаживаемое оборудование;

9) высокая производительность и низкие затраты;

10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.



3. Анализ эффективности организационной системы управления в торговле.


Проиллюстрируем механизм реализации законов и принципов построения организации на конкретном примере, раскроем их основное содержание и сущность ОСУ.

В качестве примера рассмотрим торговое предприятие ЗАО «Техсинтез», работающее на рынке Хабаровска.

Предприятие ЗАО «Техсинтез» является закрытым акционерным обществом и имеет частную форму собственности.

Основной вид деятельности – реализация химической продукции (коагулянта) для нужд промышленности.

В основе построения ОСУ ЗАО «Техсинтез» лежат следующие принципы:

- принцип распределения полномочий,  ответственности и принятия решений в организации.

- принцип системности - множественность элементов, наличие определённой структуры;

- принцип взаимоотношений между элементами - целостность и единство между ними;

-         принцип информационной интеграции.

Принцип распределения полномочий,  ответственности и принятия решений в организации.

Высшим органом управления Закрытым акционерным обществом является Собрание акционеров, состоящее из акционеров общества.

К исключительной компетенции Собрания акционеров относятся:

o   определение основных направлений деятельности организации;

o   образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий исполнительного органа;

o   утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов акционерного общества;

o   принятие решений о распределении чистой прибыли;

o   утверждение документов, регулирующих внутреннюю деятельность;

o   принятие решений о размещении эмиссионных ценных бумаг;

o   назначение аудиторской проверки;

o   принятие решений о реорганизации и ликвидации;

o   решение иных вопросов.

Единоличным исполнительным органом акционерного общества является Генеральный директор.

            Генеральный директор выполняет следующие функции:

·        без доверенности действует от имени общества, представляет его интересы и совершает сделки;

·        подписывает финансовые и иные документы;

·        открывает в банках расчетные и иные счета;

·        обеспечивает подготовку и предоставляет Собранию акционеров бухгалтерскую отчетность;

·        руководит персоналом общества, утверждает организационную структуру и штатное расписание, организует учет;

·        издает приказы (распоряжения), обязательные для персонала;

·        выполняет иные функции.   

Генеральный директор осуществляет текущее руководство хозяйственной деятельности организацией и несет ответственность за деятельность, находящееся в распоряжении общества имущество и оборудование.

Генеральному директору подчиняется непосредственно – финансовый директор, зам. директора по маркетингу, исполнительный директор.

Исполнительный директор координирует деятельность большинства служб.

Руководители отделов и служб принимают стратегические решения в отношении деятельности отделов. Штабные сотрудники могут высказывать свои и мнения и пожелания, ответственности за деятельность отделов они не несут. 

Закон реализации управленческой деятельности – объединение целей для реализации  миссии организации.

С этой целью очистки водопорводной питьевой воды коагулянт, который реализует ЗАО «Техсинтез», используют муниципальные и районные водоканальные предприятия. Это основные потребители продукции ЗАО.

Вторыми по объему потребления являются предприятия, использующие коагулянт для бурения скважин. В перечне потребителей ЗАО– это в большинстве своем шахты.

Также  оксихлорид алюминия для очистки воды может применяется в картонно-бумажном производстве, в производстве химического волокна изготовлении высококачественной керамики, а также для ускорения схватываемости бетона. Однако, в настоящее время предприятия этих отраслей не очень активно используют коагулянт в своем производстве.

Постоянным партнером по поставкам сырья выступает новосибирское предприятие «Химлекснаб и К», ЗАО «Нива» (Новосибирск).

Основные конкуренты химического реагента расположены в Москве и Екатеринбурге.

К основным конкурентным преимуществам предприятия «Нива» относятся:

-         более низкие цены, чем у конкурентов;

-         оказание дополнительных услуг, связанных с проектированием, строительством и реконструкцией водоочистительных станций;

-         любые сроки поставки;

-         неограниченные объемы отпуска продукции, в отличие от конкурентов предприятие может поставлять коагулянт в железнодорожных цистернах до 120 тонн и больше;

-         удобство доставки, посредством ж/д гуммированных цистерн можно осуществлять доставку в любые места назначения;

-          практикуется упаковка непосредственно в тару потребителя.

В целом конкурентную среду можно оценить как благоприятную. Основные конкуренты географически удалены от потребителей дальневосточного региона, что негативно отражается на сроках и удобстве поставок, а также на стоимости потребления. Кроме того, отпускные цены конкурентов выше, чем у предприятия. В настоящее время ЗАО является лидером регионального рынка оксихлорида алюминия и имеет монополистическое положение.

Миссия деятельности ЗАО состоит в содействии экономическому развитию региона и благосостоянию потребителей путем предоставления предприятиям и населению дальневосточного  региона химического реагента, соответствующего высокому качеству и доступному уровню цен, обеспечению справедливой и соответствующей прибыли акционерам и справедливого отношения к сотрудникам предприятия.

На рынке продукции и услуг промышленного назначения предприятие нацелено на стратегию «шансы-слабость», поскольку, имея хорошее положение на рынке, обладает «внутренней слабостью», заключающейся в недостатках ценовой политики и недостаточно эффективной организации финансовой деятельности и использования имеющихся ресурсов. Об этом свидетельствуют показатели деятельности предприятия.  Ориентируясь на эту стратегию предприятие нацелено на поиск ресурсов и путей сглаживание слабых мест и увеличения шансов на успех на рынке.

Принцип взаимоотношения между элементами системы – закон единства целей.

Цель1. К цели первого уровня относится цель долгосрочного развития бизнеса.

Цель №1 прибыльность деятельности предприятия - может быть реализована за счет достижения 3 целей второго уровня.

Цель1.1. Доходы организации;

Цель1.2.  Работа с клиентами, т.е. обеспечение маркетинговой цели;

Цель1.3.Потребности и благосостояние сотрудников;

Следующий уровень должен выглядеть следующим образом.

Цель 1.1. в сфере доходов обеспечивается следующими целями:

Цель 1.1.1.Прибыльность, отражаемая в показателях типа величины прибыли, дохода на акцию и т.д. Предприятия сегодня является убыточным. Необходимо найти резервы для ликвидации убытка.

Цель 1.1.2. Положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объём продаж, доля рынка относительно конкурента, доля отдельных продуктов и т.д. У предприятия доля рынка очень большая. Его можно назвать монополистом. Цель – не упустить существующего положения.

Цель 1.1.3. Производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоёмкости, и т.п. предприятия нацелено на повышение производительности за счет использования внутренних резервов. Есть цель изыскать эти резервы.

Цель 1.1.4. Финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величиной оборотного капитала и т.п. Большая задолженность перед поставщиками. Планируется ее ликвидировать за счет введения системы предоплаты.

Цель 1.1.5. Мощности организации, выражаемые в целевых показателях касающихся        размеров  используемых мощностей, количества единиц техники и т.д. Не задействованы большие территории складских помещений. Неоходимо осуществить модернизацию инфраструктуры.

Цель 1.1.6. Поиск новых продуктов для продажи, родственных химическому коагулянту. Очень важная цель предприятие сегодня уступает конкурентам в том, что не продает коагулянт в твердом (порошкообразном) виде. Планируется в ближайшее время устранить этот недостаток.

Подцели цели 1.2. в сфере работы с клиентами:

Цель 1.2.1. Работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п. Планируется уменьшить сбои в поставках продукции.

Цель 1.2.2. Высокий уровень послепродажного обслуживания. Необходимо внедрить систему бесплатного гарантийного обслуживания для внедряемых очистительных установок.

Цель 1.3. в сфере работы с сотрудниками обеспечивается достижением целей:

Цель 1.3.1. Изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений, и т.п.. В течение ближайшего года предприятие для повышения эффективности нацелено осуществить реструктуризацию модели управления. Линейную модель реогранизовать в линейно-функциональную.

Цель 1.3.2. Человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество пропусков работы, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п. В настоящее время эффективность использования рабочего времени составляет 70% цель предприятия – повысить эффективность до 90%.

            Принцип системности – организационная и функциональная структура

На предприятии реализована линейная модель управления. Реализован принцип единоначалия, согласно которому подчиненный принимает полномочия только от одного начальника и ответственен ответственным только перед ним. Структура организации может быть представлена в следующем виде.


Высший орган управления

Общее собрание акционеров


Исполнительный орган

Генеральный директор



 

                                          Исполнительный директор




Зам директора по маркетингу

Финансовый директор

Менеджер по персоналу

Руководитель отдела продаж

Руководитель службы поставок

Руководитель службы IT

Руководитель монтажно-сервисного отдела

Начальник транспортного отдела 

Начальник службы охраны

Отдел маркетинга

Финансовый менеджер

Главный бухгалтер

Отдел кадров

Отдел продаж

Отдел снабжения

Технический отдел

Монтажно-сервисный отдел

Транспортный отдел

Служба охраны

 


 

 

Схема. Линейная организационная структура предприятия ЗАО «Техсинтез»


Среднесписочная численность работающих составляет 31 человек. Из них 12 человек – это управленческий персонал.


Как видно из схемы, в организации существует 4 уровня управления.

Собрание акционеров – высший законодательный орган.

Генеральный директор – высший исполнительный орган.

Третий уровень – зам. директора по маркетингу,  финансовый директор, исполнительный директор.

Четвертый – руководители отделов и служб.  

Принцип информационной интеграции - процессы информации и связи.

Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Благодаря единой информационной корпоративной сети (КИС), информация передается на различные уровни управления. Корпоративная информационная система позволяет получать и обратную информацию от отделов предприятия. Благодаря чему обеспечивается оперативность принятия управленческих решений.

Программным продуктом, лежащим в основе построения КИС, является автоматизированная система управления «Парус».

Система «Парус» состоит из нескольких конфигурационных блоков:

АРМ (автоматизированное рабочее место) Генерального директора

Блок «Маркетинг»

Блок «Бухучет. Финансовый менеджмент» - автоматизированные рабочие места финансового отдела.

Блок «Торговля и склад: учет товаров».

Блок «Персонал»

  

           

Заключение


Фирма создается как функционально-иерархическая структура, которая обеспечивает выполнение функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по функциональным признакам. Оно может быть ориентировано:

-         на подпроцессы промышленного производства (при технологической его специализации);

-         изготавливаемые изделия (при предметной специализации подразделений);

-         пространственные производственные условия (территориальная специализация функций системы).

Организационная структура в торговле регулирует разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем и общее взаимодействие  элементов этой структуры.

Основные законы рациональной организации:

-         распределение задач в соответствии с важнейшими направлениями деятельности системы управления;

-         приведение управленческих задач в соответствие с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц решать новые задачи);

-         обязательное распределение ответственности;

-         короткие пути управления;

-         баланс стабильности и гибкости;

-         способность к целеориентированной самоорганизации и активности;

-         стабильность циклически повторяемых действий.

На организационную структуру влияют следующие факторы: размеры предприятия; применяемая технология; окружающая среда.


Список использованных источников и литературы


1.      Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. "Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования". Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1993г.

2.      "Менеджмент организации". Учебное пособие/Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфа-М, 1995г.

3.      Райсс М. "Оптимальная сложность управленческих структур"// Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №5

4.      5. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, и др.- М.: Банки      и биржи,       ЮНИТИ, 1998

5.      6. Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Аудит,      ЮНИТИ,       1997

6.      История менеджмента: Учеб. пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999

7.      История менеджмента: Учеб. пособие/Под ред. Д.В. Валовского.- М.: ИНФРА-М, 1997.



[1] Райсс М. "Оптимальная сложность управленческих структур"// Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №5

[2] Райсс М. "Оптимальная сложность управленческих структур"// Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №5