Содержание


Введение................................................................................................................................................................. 3

1. Президент РФ и его правовой статус....................................................................................... 6

1.1. Понятие главы государства................................................................................................................ 6

1.2. Правовой и конституционный статус Президента Российской Федерации................ 7

2. Компетенция Президента РФ......................................................................................................... 10

2.1. Полномочия, связанные с формированием федеральных органов гос. власти........ 11

2.2. Президент и Федеральное Собрание.............................................................................................. 11

2.3.  Президент и Правительство.............................................................................................................. 13

2.4. Отношения с субъектами РФ............................................................................................................. 15

2.5. Президент и судебная власть............................................................................................................ 16

2.6. Военные полномочия........................................................................................................................... 17

2.7. Полномочия в сфере внешней политики..................................................................................... 17

2.8.  Полномочия в сфере внутренней политики.............................................................................. 18

2.9. Правотворческая деятельность Президента.............................................................................. 18

Глава 3. Прекращение полномочий Президента.............................................................. 20

Заключение....................................................................................................................................................... 23

Литература......................................................................................................................................................... 25

 Введение


 Институт президентства впервые возник в Римской империи, он был создан для разрешения вопросов по чрезвычайным случаям. Лицо, которому вверялась высшая неограниченная власть назывался Президентом, и срок полномочий данного лица был шесть месяцев.[1]

 Институт президентства, как главы государства был закреплен в первых писанных конституциях и сроки полномочий президентов были предметом жарких споров. Исходя из исторического опыта президентства в мире сложилось две системы президентской власти:

 1. Глава государства парламентарной республики;

 2. Глава государства президентской республики.

 Парламентарный президент - чисто символическая фигура, обладающая в основном церемониальными полномочиями, избирается парламентом или коллегиями, в политической жизни остается "в тени".

 В президентских республиках президент избирается народом или выборщиками и обладает реальной властью как глава государства и глава исполнительной власти.

 Каждое государство, вводя институт президентства, по своему решает порядок избрания, широту полномочий, срок правления и др., и закрепляет это в Конституции или других нормативных актах.

 Республиканская форма правления совмещает черты президентской и парламентарной республик, в ней пост президента замещается путем общенародных выборов, и президент получает такую же поддержку населения как и парламент страны.

 Президентская республика - это форма правления, при которой президент избирается путем прямых всеобщих выборов является главой государства и возглавляет одновременно исполнительную власть, а так же формирует правительство, которое ответственно только перед ним.[2]

 Первая попытка введения президентства в нашей стране была отклонена Сталиным, вторая попытка предпринялась Хрущевым, но встретила большое сопротивление. Третья попытка введения президентства была предпринята на 19 конференции КПСС, но вместо президента утвердили должность председателя Верховного совета СССР, который являясь высшим должностным лицом, мог осуществить только:

 - подготовку к проведению съездов депутатов,

 - руководить непосредственно самим съездом.[3]

Институт  президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советская республика, какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был законодательной и исполнительной власти несовместимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти президента. 

Поэтому идея об учреждении поста Президента, возникшая еще в Советском Союзе, встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набирающие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и пост Президента СССР в 1990 году был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР.

 Вскоре после этого аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами.

 В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 года была включена статья, закреплявшая принцип разделения властей, глава о Президенте Российской Федерации. О выборах Президента и другие необходимые нормативные правовые акты. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 года.[4]

 Конституция Российской Федерации 1993 года внесла существенные изменения, затронувшие как статус Президента, так и порядок его избрания, компетенцию, процедуру отрешения от должности и др.

 На основе конституционных установлений происходит и обновление соответствующего законодательства. Государственной Думой принят новый закон "О выборах Президента Российской Федерации".[5]

В данной работе, в соответствии с действующим законодательством рассматривается компетенция Президента РФ.

1. Президент РФ и его правовой статус.

1.1. Понятие главы государства


 Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках - выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях.

 При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других - они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные полномочия, т. е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подотчетны и не подконтрольны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия - например, подписывать международные переговоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны[6].

 Когда говорят о положении главы государства в системе органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же основные его функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.

1.2. Правовой и конституционный статус Президента Российской Федерации

В условиях формирования в Российской Федерации правового государства доминирующее значение приобретает проблема организации государственной власти, ведущее место в системе которой занимает институт Президента Российской Федерации.

Наделение Президента Российской Федерации статусом главы государства было продиктовано логикой построения правовой государственности в России, потребностью существования такого института государственной власти, который обеспечивал бы конституционный порядок, устойчивость и преемственность всего государственного механизма власти.

В российском федеративном многонациональном государстве Президент РФ выступает как один из гарантов, обеспечивающих целостность и единство России. Президент является персонификацией российской государственности.

Современная российская конституционная модель исходит из особого места Президента в государственном механизме и в системе политического властвования, наделяя его большими полномочиями. Объясняется это тем, что Президент РФ не входит ни в одну из существующих ветвей власти. Он является главой государства России как демократического правового государства с республиканской формой правления и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Как глава государства Президент призван консолидировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех разногласий и конфликтов между органами государственной власти, субъектами Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом. В соответствии со своим положением Президент РФ олицетворяет единство многонационального народа, суверенную государственность России.

В советский период как таковой пост Президента отсутствовал, а роль главного связующего звена законодательной деятельности, управления и правовой охраны выполняли непосредственно Политбюро и Секретариат ЦК КПСС, Генеральный секретарь.

В марте 1990 года на Съезде народных депутатов СССР был избран первый и последний Президент СССР М. С. Горбачев. Избирался Президент сроком на 5 лет, но не более двух сроков он мог находиться на этой должности.

Президент СССР был назван в Конституции СССР главой государства, то есть получил более высокий статус, чем имел Председатель Верховного Совета СССР, именовавшийся высшим должностным лицом Советского государства.[7]

Именно Президент СССР представлял страну внутри нее и в международных отношениях. Он был призван обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления. Президент СССР олицетворял единство, суверенитет и целостность государства.

В организационном отношении Президент СССР никому не подчинялся и обладал высшей степенью независимости от других государственных органов. Он был подконтролен Съезду народных депутатов. В случае нарушения Конституции и Законов СССР Президент СССР мог быть смещен со своего поста Съездом. Следует отметить, что данный механизм не был в достаточной мере отработан и защищен дополнительными правами и организационно-политическими гарантиями, что и подтвердили события 19—20 августа 1991 года.

Вслед за избранием Президента СССР в РСФСР также учреждается должность Президента. 17 марта 1991 года состоялся всесоюзный референдум. На референдуме наряду с решением проблемы сохранения Союза ССР ставился вопрос о введении поста Президента РСФСР. Большинство россиян, принявших участие в голосовании, на вопрос "Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента в РСФСР, избираемого всенародным голосованием?" ответили положительно. 24 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР были приняты два закона, имевших огромное значение для утверждения президентуры в России. Это законы РСФСР "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". Примечательно, что закон "О Президенте РСФСР" закрепил статус Президента как высшего должностного лица и главы исполнительной власти.

Одновременно с Президентом РСФСР избирался и вице-президент РСФСР. Кандидатуру вице-президента РСФСР предлагал кандидат в Президенты РСФСР. Вице-президент осуществлял по поручению Президента отдельные его полномочия и заменял Президента в случае его отсутствия.

12 июня 1991 года Президент РСФСР в соответствии с Конституцией 1978 года был избран на пятилетний срок, то есть до 12 июня 1996 года. Выборы Президента РФ 1996 года характеризовали данный институт в контексте российской Конституции 1993 года. 26 марта 2000 года состоялись внеочередные демократические выборы Президента РФ, в которых приняло участие 68,88% зарегистрированных избирателей. Из одиннад- . цати претендентов на этот высокий пост россияне проголосовали уже в первом туре выборов за исполняющего обязанности Президента РФ Путина В. В., набравшего около 53% голосов избирателей.



 2. Компетенция Президента РФ


 Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исключительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями этих других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений.

 Президент подписывает и обнародует федеральные законы РФ, обладает правом отлагательного вето, вносит законопроекты в государственную Думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст. 125 Конституции[8] нормативных актов, о толковании Конституции, вносит предложения о поправках и пересмотре Конституции в соответствии со ст. 134 Конституии.


2.1. Полномочия, связанные с формированием федеральных органов гос. власти.

 Значительный объем такого рода полномочий обусловлен следующими причинами[9]:

 1. поскольку путем всенародных выборов программа лица ставшего Президентом поддержана избирателями, он естественно, должен обладать определенными полномочиями в формировании федеральных органов гос. власти. поскольку реализация его программы ложится в основном на органы исполнительной власти, полномочия Президента в отношении их формирования наиболее значительны.

 2. составляющие одну из основ конституционного строя РФ принцип разделения властей не допускает, что бы какой-либо орган гос. власти РФ был обязан своим "рождением" только одной ветви власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории России себя не оправдал.


 2.2. Президент и Федеральное Собрание.

 Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит на взаимной основе, что бы избежать взаимозависимости.[10]

 Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. внесения законопроетов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней.

 Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

 Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

 1) в течение года после ее избрания;

 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

 3) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;

 4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.[11]

 Строгое обуславливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствует о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежелательное. Этим объясняется тот факт, что возникший в июне 1995 года кризис, связанный с вынесением недоверия Правительству, завершился взаимными уступками Президента и Думы, вследствие чего Дума не стала подтверждать вынесенное незадолго до этого недоверие Правительству, а председатель Правительства отозвал постановку перед Думой вопроса о доверии, что грозило Думе возможностью роспуска.

 Но при всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительной власти.


2.3.  Президент и Правительство.

 Большой объем полномочий закреплен за Президентом в сфере связанной не только сформированием но и с деятельностью исполнительной власти.

 Президент по Конституции не является главой исполнительной власти. Поэтому снято действовавшее ранее конституционная норма о том, что Президент руководит деятельностью Совета Министров. Однако специфика полномочий Президента и Правительства, их связь и соотношения таковы, что делают неизбежными достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.

 Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. рыхлая и неустойчивая многопартийная система, сложившаяся в стране, и соответствующее ей представительство в Думе исключают возможность создания однопартийного правительства большинства. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда в состав Правительства входят представители партийных фракций Думы, находящихся в оппозиции. Однако Президент, хотя и не чужд стремления получить поддержку своих действий в Думе, не связан какими-либо обязательствами перед партиями и вправе действовать самостоятельно. Так, он единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право (и часто им пользуется) председательствовать на заседаниях Правительства, что не оставляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан представить Президенту на утверждение предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений.

 К отмеченным полномочиям Президента примыкает его право решающего влияния на назначение Председателя Центрального Банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит вопрос перед Думой об его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального Банка, а затем снова внести эту кандидатуру в Думу. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента.


 2.4. Отношения с субъектами РФ.

 Полномочия Президента как главы федерального государства прописаны в конституции РФ очень скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции и др. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение от занимаемой должности полномочных представителей Президента. Это полномочие, в частности, позволяет Президенту назначать глав администраций в регионы, когда там по каким-то причинам не могут быть проведены выборы местной администрации. Президент вправе вмешиваться в споры между органами государственной власти Федерации и регионов, а также - самих регионов. Для этого он прибегает к различным согласительным процедурам.

 Однако в Конституции РФ предусматривается и более сильный инструмент влияния Президента на субъекты РФ. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 78 он вместе с Правительством обеспечивает "в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ"[12]. Такая формулировка не оставляет сомнений в том, что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как организованное неповиновение властям, мятежи, односторонне провозглашенный выход из состава Федерации или создание незаконных вооруженных формирований, как это было в Чеченской Республике, но и любое уклонение от исполнения правовых актов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных действий по восстановлению полномочий федеральной государственной власти.

 Важное значение имеет также право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. В таких случаях Президент передает дело в суд.


 2.5. Президент и судебная власть.

 В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации.

 С этими полномочиями тесно связано и право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ.[13]


 2.6. Военные полномочия.

 В военной области полномочия Президента достаточно широки. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ.

 Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны фактически работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии.

 В случае агрессии против россии или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе. указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Совета Федерации.


 2.7. Полномочия в сфере внешней политики.

 Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руководство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры от имени РФ, подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме государственного закона), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей.

 Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответсвующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.


2.8.  Полномочия в сфере внутренней политики.

 Конституция отнесла к компетенции Президента право назначения Всероссийского референдума. По прежней конституции это полномочие было закреплено за Съездом народных депутатов, то есть за представительным органом.

 Изменение субъекта обладающего названным правом, обусловлено конкретными сложными условиями развития России, так как сохранение этого права за столь политически поляризованным парламентом могло бы превратить референдум не в инструмент разрешения противоречий, а в орудие политической борьбы.

 К полномочиям Президента РФ как главы государства отнесено решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий, осуществление помилования. [14]


 2.9. Правотворческая деятельность Президента.

 Президент в целях реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность, то есть он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

 Для обеспечения выполнения своих полномочий Президент формирует администрацию Президента (ст. 83 пункт "и"), во главе администрации стоит руководитель администрации. Администрация не представляет собой органа гос. власти. В ее функции входит создание всех необходимых организационных, информационных, консультативно-правовых, материально-технических и других многосторонних условий, без которых невозможно осуществление полномочий главы государства, связь Президента РФ с другими федеральными органами гос власти и органами гос. власти субъектов Федерации.

В период обсуждения проекта Конституции и после ее принятия широкая компетенция Президента вызвала обвинения в стремлении авторов Конституции к авторитаризму, режиму единоличной власти и т. п. Однако полномочия Президента РФ отнюдь не шире, чем полномочия президента в таких демократических странах, как США или Франция. Как и президенты указанных государств, Президент РФ относится к числу «сильных». Таким и должен быть всенародно избираемый Президент в сложных условиях переходного периода, с учетом исторических традиций страны.


Глава 3. Прекращение полномочий Президента


 Осуществление ответственных полномочий, возложенных Конституцией на Президента, требует достаточно высокого уровня защищенности его статуса. Это необходимое условие для того, что бы мотивация воли Президента основывалось на высших долгосрочных государственных интересах России, а не на учете колебаний в раскладе политических противоборствующих сил в Парламенте, популисских интересов.

 Прекращение исполнения Президентом своих обязанностей наступает с истечением срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь избранного Президента[15].

 Возможно ли досрочное прекращение полномочий Президента? Да, это возможно в случае:

 1) его отставки;

 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

 3) отрешения от должности.

 Первый случай предполагает наличие заявления Президента. По второму случаю в Конституции РФ не предусмотрено никакой процедуры, но можно предположить, что инициатива медицинского консилиума принадлежит Федеральному Собранию. Речь здесь идет не о кратковременном заболевании, а о неизлечимой болезни, делающей невозможным исполнение обязанности. Третий случай предполагает принудительные действия, указанные в ст. 93 Конституции РФ. В этих случаях выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий.

 Во всех случая, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно выполняет Председатель Правительства, что является логичным в связи с отсутствием в РФ должности вице-президента. Временно исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах. Так, он не может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Эти ограничения вытекают из того, что исполняющий обязанности получает мандат не непосредственно от народа.

 Конституция РФ предусматривает возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это институт всегда предполагает сложную процедуру и применяется весьма редко - в США, например, за более чем двухсотлетнюю историю было только две попытки отстранения Президента от должности в порядке импичмента, но они обе закончились безуспешно.

 Начало процедуры отрешения Президента РФ от должности сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

 1) заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;

 2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

 Сама процедура отрешения состоит из двух стадий.

 1. Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов (т. е. 300 голосов) принимает решение о выдвижении обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем одной третью депутатов (т. е. 150 депутатов) и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой (большинством голосов, т. е. 226 депутатами).

 2. Решение об отрешении Президента РФ от должности выносит другая палата парламента - Совет Федерации - двумя третями голосов от общего числа членов (т. е. 132 голосами) не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

 Следовательно, в процедуре отрешения Президента РФ от должности участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Тем самым создаются гарантии против политического волюнтаризма и в процедуру включаются наиболее компетентные для решения данного вопроса органы государственной власти[16].

 Отрешение Президента РФ от должности прекращает исполнение им своих обязанностей. Бывший Президент теряет конституционную неприкосновенность и может быть привлечен к уголовной ответственности как обычный гражданин.

Россияне стали свидетелями первой в истории современной России добровольной отставки Президента Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 года.

Заключение


Введение в Российской Федерации в 1991 г. поста президента — новый этап в развитии российской государственности. Из 183 стран, входивших в начале 1993 г. в ООН, более 130 имеют президентов[17].

Институт президентской власти в России - самый молодой в мире, поэтому он имеет свои казусы. Но, в принципе, все вопросы президентской власти согласуются между собой без каких-либо грубых нарушений.

 Выборы Президента РФ юридически оформленный акт, обеспеченный нормативной документацией. В нормативной документации хорошо разобраны все пункты кампании по выборам Президента РФ, начиная от общих принципов выбора и разных тонкостей, кончая вступлением в должность Президентом.

Как глава государства Президент признается гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации наделен широким кругом полномочий. Их можно свести в определенные группы в зависимости от правовой специфики и объекта, на который они направлены. Выделяются полномочия: по формированию государственных органов; охране прав и свобод человека и гражданина; обеспечению суверенитета, независимости, безопасности и целостности государства; в области правотворчества; в области обороны; в области внешних сношений; по обеспечению согласованной деятельности государственных органов на территории России.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принятия им присяги. В торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда он клянется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.


Литература


1.     Конституция РФ 1993, - М, 1996.

2.     Федеральный закон “О выборах Президента РФ”. -М.: Юрид. лит., 1995.

3.     Андреев А, Б. Конституционное право: курс лекций. - М., 1993.

4.     Иванов Р. Л., Костюков А. Н., Скобелкин В. Н. Основы Российского Государства и права. - М., 1995.

5.     Илларионова Т. Р. Полномочия президента. /Вопросы конст. права: Сб. ст. - СПб., 1994.

6.     Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. -М.: Юрист, 1995.

7.     Конституция РФ. Комментарий. - М., 1994.

8.     Лунгу П. Ф. Основы государства и права в вопросах и  ответах. - М., 1995.

9.     Общая теория права и государства. Учебник для ВУЗов под  ред. Афанасьева. - М., 1994

10.             Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. - М.: Юрид. лит. 1994.

11.             Чиркин В. Е. Конституционное право. - М.: ЗЕРЦАЛО 1998.

12.             Конституция РФ: Энцикл. Словарь/ Авторский коллектив: В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин и другие. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995 год.

13.             Дождев Д.В. Конституционное право РФ/ учебник / М.: 1998 год.

14.             Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М.: 2000 год.

15.            Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 1999 год.

16.            Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие для вузов. М.,1998 год.

17.            Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М., 1996 год.

18.            Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996 год.

19.            Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1998 год.

20.            Конституционное право России: Лекции/ Под ред. В.Т. Кабышева, Е.В. Колесникова. Саратов, 1995 год.

21.            Конституционное право РФ/ Отв. ред. М.И. Кукушкин, В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1995 год.


[1] Андреев А, Б. Конституционное право: курс лекций. - М., 1993. - С. 67

[2] Общая теория права и государства. Учебник для Вузов под ред. Афанасьева. - М., 1994. - С. 54

[3] Андреев А, Б. Конституционное право: курс лекций. - М., 1993. - С. 69

[4] Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. -М.: Юрист, 1995. -С. 325-326

[5] Федеральный закон "О выборах Президента РФ". - М.: Юрид. лит., 1995

[6] Илларионова Т.Р. Полномочия президента./Вопросы  конст.права: Сб.ст.-СПб.,1994.-С.47-59

1.        [7] Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 1999 год.


[8] Конституция РФ. -М., 1994

[9] Илларионова Т. Р. Полномочия президента. /Вопросы конст. права. -СПб., 1994. - С. 47-59

[10] Андреев А, Б. Конституционное право: курс лекций. - М., 1993. -С. 73

[11] Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб.  - М.: Юрист, 1995. -С. 329-331

[12] Конституция РФ. -М., 1994

[13] Лунгу П. Ф. Основы государства и права в вопросах и ответах. М. 1995. - С. 98-99

2.        [14] Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие для вузов. М.,1998 год.


[15] Лунгу П. Ф. Основы государства и права в вопросах и  ответах. М. 1995. -С. 95-97

[16] Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. -М.: Юрист, 1995. -С. 337

[17] Сахаров Н.А. Институт президенства в современном мире. - М.: Юрид. лит. 1994. -С.3