План.

1.Правоохранительные органы.

1.1.Органы внутренних дел.  Задачи МВД.

1.2. Государственные органы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

1.3.Органы налоговой полиции.

1.4.Органы юстиции.

2. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности 2.1.Федеральная служба безопасности (ФСБ России).

2.2.Служба внешней разведки РФ (СВР России).

2.3.Федеральная служба охраны РФ (ФСО России).

2.4.Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ России).

2.5.Федеральная пограничная служба РФ.

















1. Правоохранительные органы

     Правоохранительные органы – государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

    К правоохранительным органам относятся:

·        суд;

·        арбитражный суд;

·        конституционный суд;

·        прокуратура;

·        органы внутренних дел;

·        органы контрразведки;

·        органы таможенного контроля;

·        налоговая полиция;

·        органы юстиции.

     В широком смысле понятие «Правоохранительные органы» включает также ряд негосударственных институтов: адвокатуру, третейский суд и др.


1.1. Органы внутренних дел.  Задачи МВД.

     Министерство внутренних дел РФ (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, реализации задач и функций органов внутренних дел и внутренних войск на территории  Российской Федерации.

      МВД России подчиняется Президенту РФ, который осуществляет его деятельность согласно Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, а также Правительству РФ, координирующему деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Президента РФ.

     МВД РФ возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят:

·        Министерства внутренних дел республик;

·        Главные управления;

·        Управления внутренних дел краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образованиях;

·        Управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте;

·        Управления (отделы) на особо важных и режимных объектах;

·        Региональные управления по борьбе с организованной преступностью;

·        Государственная противопожарная служба;

·        Территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности и др.

     В систему МВД также входят внутренние войска, состоящие из округов, частей, органов управления внутренними войсками.

     МВД России осуществляет государственное управление в области внутренних дел в форме централизованного руководства и действует, как правило, через органы внутренних дел субъектов РФ (МВД, ГУВД, УВД) и обеспечивает непосредственное оперативное управление региональными органами внутренних дел, а также учреждениями, подразделениями и организациями, находящимися в его непосредственном подчинении (например, региональные управления по организованной преступности, органы внутренних дел на транспорте, внутренние войска).

     Правовой статус МВД РФ регламентирован Положением, утверждённым Указом Президента  РФ от 18 июля 1996 г. (СЗ РФ. 1996. № 30. Стр. 3605). В нём определена компетенция МВД России, его задачи, функции, обязанности и права, формы и методы деятельности.

     В соответствии с названным Положением основными задачами МВД России являются:

     а) разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина,  защите объектов независимо от форм собственности,   обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

     б) организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений,  выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

     в)руководство органами внутренних дел и внутренними войсками;

     г)совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск,  обеспечение законности в их деятельности.

     В Положении определены функции министерства. К ним относится:

·                   Определение приоритетных направлений работы органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина;

·                    Защита объектов независимо от форм собственности;

·                    Обеспечение общественного порядка, общественной безопасности;

·                    Участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью;

·                    Анализ состояния правопорядка и преступности;

·                    Организация и проведение мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

·                    Выявление, раскрытие и расследование преступлений.

     Министерство организует оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую работу органов внутренних дел,  осуществляет непосредственное руководство криминальной милицией и следственными подразделениями. Оно организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на воинскую службу, без вести пропавших и иных лиц, идентификацию неопознанных трупов, а также розыск похищенного имущества;  осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом  оружия и наркотических средств, незаконными вооружёнными формированиями;  принимает участие в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

     МВД руководит деятельностью (ГИБДД) Государственной инспекции безопасности дорожного движения (СЗ РФ. 1998 г. № 25. Ст.2897), организует учёт дорожно-транспортных происшествий и в пределах своей компетентности принимает меры по их предупреждению, участвует в разработке правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, организует работу, связанную с допуском автомототранспортных средств, а также водителей к участию в дорожном движении.

     Министерство руководит Государственной противопожарной службой, организует работу по предупреждению пожаров и их тушению, координирует деятельность других видов пожарной охраны.

     Министерство организует деятельность органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) лицензий, разрешений на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказание услуг), подлежащими лицензированию в системе министерства, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг).

     МВД организует деятельность органов внутренних дел, связанную с вопросами гражданства РФ, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ, выезда за пределы РФ и въезда на её территорию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

     МВД как орган управления представляет собой систему взаимодействующих элементов, эта система имеет внутреннюю структуру.  Организационная структура МВД состоит из следующих элементов:

·                   Руководство министерства, в состав которого входят министр, его заместители и коллегия;

·                    Организационно-аналитический и контрольный аппарат министерства;

·                   Отраслевые главные управления;

·                   Функциональные управления и отделы;

·                   Научно-методический отдел.


1.2. Государственные органы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

     Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел.

     Общественный порядок – это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

      К понятию общественного порядка тесно примыкает понятие общественной безопасности, которое рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами социального или техногенного характера.

     Ведущее место в общегосударственной системе обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, в борьбе с преступностью занимает милиция. Она является составной частью системы Министерства внутренних дел РФ.

     Закон «О милиции» от 18 апреля 1991 г. закрепляет положение о том, что милиция является составной частью системы государственных органов исполнительной власти и призвана проводить законы в жизнь, т.е. организовывать и практически осуществлять защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных противоправных посягательств.

     В современных условиях, исходя из ст.2 Конституции РФ, социальное назначение милиции заключается в создании состояния защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства,  признании, соблюдения и защите прав и свобод человека и гражданина.

     В то же время милиция является составной частью государственной системы социального обслуживания населения в сфере правоохраны и призвана обеспечивать организацию правомерного и безопасного поведения граждан, создавать для этого необходимые условия, например, регулировать дорожное движение, обеспечивать реализацию правил оборота гражданского и служебного огнестрельного оружия, осуществлять оформление и выдачу гражданам заграничных паспортов.

     В соответствии со ст.1 Закона «О милиции» российская милиция входит в систему МВД РФ и является составной частью структуры МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте.

    Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности. В своей деятельности милиция подчиняется МВД России, а милиция общественной безопасности – также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Министр внутренних дел России осуществляет руководство всей милицией РФ.

     Основные функции милиции: 1) административная, 2) оперативно-розыскная, 3) уголовно-процессуальная; 4) профилактическая.

     Задачами милиции являются:

·        Обеспечение безопасности личности;

·        Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

·        Выявление и раскрытие преступлений;

·        Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

·        Защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

·        Оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

     В процессе обеспечения безопасности личности милиция :

·        Обеспечивает на территории района, города, посёлка соблюдение актов, других правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, охрану прав и свобод граждан;

·        Осуществляет контрольно-надзорную деятельность за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями прав и законных интересов граждан;

·        Защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан от претупных и иных противоправных посягательств;

·        Оказывает помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений, стихийных бедствий. А также находящимся в беспомощном состоянии;

·        Регистрирует заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимает меры, предусмотренные законодательством; т.д.

     Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчинённые ему прокуроры.

     На выполнении задачи милиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности сосредоточена подавляющая численность личного состава милиции и значительные технические и специальные средства. Основной объём по реализации этой задачи осуществляют сотрудники милиции общественной безопасности, все её службы и подразделения, обеспечивая порядок и безопасность в общественных местах в обычной обстановке, при проведении массовых публичных мероприятий и в особых чрезвычайных условиях (массовые нарушения общественного порядка, стихийные бедствия, пожары, крупные производственные аварии, катастрофы, эпидемии, т.д.).

         Внутренние войска входят в систему МФД РФ и включены в общегосударственную правоохранительную систему России. Задачи. Обязанности, права внутренних войск , порядок прохождения в них службы регламентированы Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

     Внутренние войска предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

     В соответствии с назначением внутренних войск на них возлагаются следующие задачи:

·        Участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

·        Охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

·        Конвоирование осуждённых лиц, заключённых под стражу;

·        Участие в территориальной обороне Российской Федерации;

·        Оказание содействия Пограничным войскам ФПС РФ в охране Государственной границы РФ.

     Внутренние войска имеют сою структуру, необходимые для выполнения возложенных на них задач соответствующие силы и средства. К ним относятся органы управления внутренними войсками; соединения и части оперативного назначения; специальные моторизованные соединения и воинские части; соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов; части и подразделения, осуществляющие конвоирование; воинские части специального назначения, а также обслуживающие учреждения и организации (медицинские, научные, учебные и др.). Соединения и воинские части входят в состав округов внутренних войск за исключением соединений и частей, непосредственно подчиняющихся Главнокомандующему внутренними войсками.


1.3. Органы налоговой полиции.

     Налоговая полиция -  один из видов правоохранительных органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. В марте 1992 г. при ГНИ РФ было создано Главное управление налоговых расследований (ГУНР). В соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993г. №5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» была образована Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП). Её задачи:

·        Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

·        Обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных действий при исполнении служебных обязанностей;

·        Предупреждение, выявление, пресечение коррупции в налоговых органах.

     В систему органов налоговой полиции входят:

·        ФСНП;

·        Органы ФСНП по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) – территориальные органы;

·        Органы налоговой полиции в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП – местные органы налоговой полиции.

     Возглавляет ФСНП директор, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Он осуществляет общее руководство налоговой полиции и координирует её деятельность с другими правоохранительными органами.

     Налоговая полиции наделена следующими правами:

·        Проводить оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений;

·        Осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению ущерба, нанесённого государству;

·        Пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;

·        Осуществлять (при наличии достаточных данных) проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведённых налоговыми органами) в полном объёме с составлением актов по их результатам.

 

1.4. Органы юстиции.

     Органы и учреждения юстиции, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, решают ответственные задачи по обеспечению законности и правопорядка в стране, повышению эффективности правоохранительной деятельности органов исполнительной власти, защите доступными им средствами конституционных прав и свобод граждан, прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, по реализации конституционного принципа построения в России правового государства.

    В органы юрисдикции в РФ входят:

1)Судебный департамент при Верховном Суде РФ (объединяет суды всех  юрисдикций); согласно федерального закона от 8 января 1998 г. этот департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Судебный департамент выполняет разнообразные управленческие функции.

2)Государственный нотариат.

3)Органы записи актов гражданского состояния.

4)Судебно-экспертные учреждения.

5)Уголовно-исполнительная система (Указ Президента РФ «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»);

6)Учреждения юстиции по государственной регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (такая деятельность осуществляется на основе Федерального закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г.

7)Служба судебных приставов (организация и деятельность этой службы регламентируется федеральными законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве»). В состав Службы судебных приставов входят:

·        Департамент судебных приставов Минюста России;

·        Служба судебных приставов Управления военных судов Минюста России;

·        Службы судебных приставов органов юстиции субъектов Федерации;

·        Районные, межрайонные подразделения судебных приставов.

     Судебные приставы являются должностными лицами, состоящими на государственной службе.

     Систему органов управления юстицией составляют Министерство юстиции и его территориальные органы в субъектах РФ.

     Министерство юстиции  РФ (Минюст России) – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере юстиции. Основным направлением деятельности Минюста было и остаётся участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности государственных органов.

     Кроме того, важнейшие направления деятельности Минюста РФ:

·        проведение юридической экспертизы правовых актов субъектов Федерации;

·        государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов;

·        контроль за исполнением законодательства;

·        регистрация прав на недвижимость;

·        методическое руководство и правовое регулирование деятельности органов записи актов гражданского состояния, координацию их деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния;

·        участие в разработке и осуществлении программ правовой информатизации органов государственной власти;

·        всё больше возрастает значение нотариата;

·        осуществляет меры по руководству, развитию и совершенствованию учреждений судебной экспертизы системы министерства;

·        регулирование правового обслуживания;

·        осуществляет постоянный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны объединений и организаций адвокатов (защитников);

·        осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью Службы судебных приставов (через главного судебного пристава - заместителя министра юстиции).

 

2. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности

     Под безопасностью в соответствии с Законом РФ от 5марта 1992 г. «О безопасности» понимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности – её прав, свобод, общества – его материальных и духовных ценностей и государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности (ст.1 Закона).

     В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утверждённой Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. выражены цели и государственная стратегия в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического,

информационного и иного характера.

     Основными направлениями деятельности государства и общества в этой сфере являются:

·        объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления;

·        определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах;

·        организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти РФ по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление

угроз национальным интересам;

·        подержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.

     Специальными службами обеспечения безопасности являются:

1.     Федеральная служба безопасности (ФСБ России),

2.     Служба внешней разведки (СВР России),

3.     Федеральная служба охраны (ФСО России),

4.     федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ России),

5.Федеральная пограничная служба (ФПС России).

2.1. Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России).

     Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) в соответствии с федеральным законом  «Об органах Федеральной службы безопасности РФ» от 3 апреля 1995 г. возглавляет централизованную систему специальных органов, призванных осуществлять контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и разведывательную деятельность.

   Контрразведывательная деятельность органов ФСБ имеет своей целью выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности страны.

     Борьба с преступностью органами ФСБ осуществляется путём проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической и диверсионной деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению.   

     В задачи органов ФСБ входят также выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооружённого мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.

     Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий, во взаимодействии с органами внешней разведки в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации.

     Руководство деятельностью ФСБ России осуществляют Президент России и Правительство РФ. Непосредственно ФСБ управляет Директор ФСБ России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

     Положение о ФСБ России утверждено Указом Президента РФ от 6 июля 1998 г.

     Структура центрального аппарата ФСБ (утверждена вышеназванным Указом):

1.Департаменты: контрразведки; по борьбе с терроризмом; экономической

безопасности; анализа, прогноза и стратегического планирования.

 2.Управления: военной контрразведки; конституционной безопасности; следственное управление; собственной безопасности.   

     Под председательством Директора ФСБ России функционируют коллегия ФСБ, которая рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов ФСБ и принимает по ним решения.

     Территориальными органами безопасности являются управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ.

     Органы ФСБ обеспечивают в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;  участвуют в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности страны, по защите сведений, составляющих государственную тайну;  в установленном порядке осуществляют меры, связанные с допуском лиц к сведениям, составляющим государственную тайну.

     Органы ФСБ участвуют в решении вопросов, касающихся приёма в гражданство РФ и выхода из него, въезда на территорию РФ и выезда за её пределы граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России.

     Органы безопасности наделены широким кругом специальных прав. Так, они вправе устанавливать на конфиденциальной основе сотрудничества с лицами, давшими на то согласие; осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящих разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности России, а также в преступные сообщества и группы; использовать в служебных целях средства связи, транспортные средства различных владельцев; беспрепятственно входить в жилые и иные помещения; принадлежащие гражданам, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае. Если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены к ведению органов ФСБ и др.

2.2. Органы внешней разведки РФ

          Служба внешней разведки  РФ (СВР России) осуществляет специальный вид деятельности, направленной на добывание и обработку информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.

     Осуществляя общее руководство органами внешней разведки, Президент РФ определяет задачи внешней разведывательной деятельности;  принимает решения о создании органов внешней разведки;  контролирует и координирует их деятельность;  назначает на должности  и освобождает от должности руководителя Службы внешней разведки РФ, других руководителей органов внешней разведки.

     Органы внешней разведки призваны защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием специальных, в том числе гласных и негласных методов и средств, определённых Федеральным законом «О внешней разведке» от 10января 1996 г. (СЗ РФ. 1996. №3. Ст.143).

     В систему органов, осуществляющих внешнюю разведку, входят также органы внешней разведки Министерства обороны РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ, Федеральной пограничной службы (ФПС России). Во взаимодействии с органами внешней разведки осуществляется разведывательная деятельность и органами Федеральной службы безопасности.

     Каждый из указанных органов внешней разведки имеет свою сферу деятельности. Так, Служба внешней разведки РФ осуществляет свою деятельность в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах. К ведению СВР относится также обеспечение безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами её территории, и командированных за пределы территории страны граждан РФ, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.  Органы внешней разведки Минобороны России действуют в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;  органы внешней разведки ФАПСИ – в политической, экономической, военной и научно-технических сферах путём использования радиоэлектронных средств;  органы внешней разведки ФПС России – в сфере защиты Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны, континентального шлейфа, а также в сфере охраны биоресурсов моря в рамках морских рубежей страны.

     Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки предоставляются полномочия по осуществлению мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;  использованию в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки;  организации и обеспечению защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами страны;  обеспечению безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами её территории, и членов их семей в стране пребывания и т.п.


     2.3. Федеральная служба охраны РФ (ФСО России)

     Федеральная служба охраны РФ (ФСО России) – федеральный орган государственной охраны, обеспечивающий в пределах своих полномочий безопасность лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 г. «О государственной охране» (СЗ РФ. 1996 г. № 22. Ст.2594).

     Руководство ФСО России осуществляют Президент РФ и Правительство России в пределах своих полномочий.

      Непосредственное управление ФСО возглавляет Руководитель ФСО России, который подчинён Президенту РФ. В состав ФСО России входят Служба безопасности Президента РФ и Президентский полк. Структуру ФСО России утверждает Президент РФ.

     ФСО России обеспечивает безопасность Президента РФ, а также предоставляет государственную охрану лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации в течение срока их полномочий: Председателю Правительства РФ, Председателю Совета Федерации, Председателю Государственной Думы, Председателю Конституционного Суда, Председателю Высшего Арбитражного Суда, Генеральному Прокурору. При необходимости государственная охрана может быть предоставлена членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, другим лицам в соответствии с распоряжениями Президента РФ.

      ФСО России обеспечивает также безопасность глав иностранных государств, правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания их на территории Российской Федерации.

     В соответствии с Положением о ФСО, утверждённым Указом Президента РФ от 2 августа 1996 г. (СЗ РФ. 1996 г. №32. Ст.3901), она обеспечивает безопасность объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; защищает здания, строения, сооружения и другие охраняемые объекты; обеспечивает в пределах своих полномочий организацию и функционирование президентской связи; участвует в борьбе с терроризмом; выявляет, предупреждает и пресекает преступления и иные правонарушения на охраняемых объектах.


2.4. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ России).

     Это агентство возглавляет централизованную систему федеральных органов правительственной связи и информации, в которую также входят органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации, войска. Порядок их деятельности установлен Законом РФ от19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации».

     Эти органы обеспечивают специальными видами связи и информации Президента РФ и другие высшие органы государственной власти, Совет Безопасности РФ, органы государственной власти субъектов РФ, федеральные органы исполнительской власти, а также организации, предприятия и учреждения, кроме того, обеспечивают безопасность правительственной связи российской Федерации;  участвуют совместно с Федеральной службой охраны РФ в организации и обеспечении президентской связи.

     ФАПСИ находится в непосредственном ведении Президента РФ.

    Возглавляет ФАПСИ России и руководит её деятельностью Генеральный директор.

    Войска ФАПСИ России включают в себя войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части, которые создаются, содержатся и используются, в том числе за пределами РФ, в соответствии с законодательством РФ. Командующим войсками Федерального агентства является Генеральный директор ФАПСИ.

       2.5. Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России).

       Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России) – федеральный орган исполнительной власти, призванный обеспечивать национальные интересы и безопасность Российской Федерации на её Государственной границе и в пограничном пространстве.

     ФПС России подведомственна Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним Конституцией, и подчиняется Правительству РФ. Положение о ФПС утверждено Указом Президента РФ от 2 марта 1995 г. (СЗ РФ. 1995 г. № 10. Ст.863).

     ФПС России непосредственно возглавляет директор, который по должности является Главнокомандующим Пограничными войсками ФПС. Директор ФПС организует и руководит деятельностью коллегии ФПС и Главного военного совета Пограничных войск.

     ФПС России возглавляет централизованную систему органов и войск ФПС, утверждённую Указом Президента РФ от 13 июля 1997 г. (СЗ РФ. 1997 г. № 30. Ст.3598). в эту систему входят:

1.                   Органы пограничной службы: органы пограничного контроля; органы внешней разведки; оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность и деятельность по обеспечению собственной безопасности; органы пограничной стражи; органы морской охраны.

2.                   Пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ.

3.                Пограничные округа, пограничные группы и региональное управление ФПС России.

     Основными задачами ФПС России в настоящее время являются:

·        руководство органами и войсками ФПС и организация защиты Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, а также решение задач по охране морских биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской федерации;

·        организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов в целях обеспечения соблюдения российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, а также лицами без гражданства законодательства РФ в этой области, а также наблюдение за выполнением международных договоров РФ в сфере охраны морских биологических ресурсов;

·        координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, сил и средств, находящихся в их распоряжении, в сфере защиты Государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны РФ, а также охраны морских биологических ресурсов;

·        организация защиты государственных границ государств – участников СНГ на основе двухсторонних договоров (соглашений);

·        организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу РФ и т.д.




    


Литература

1.Конституция РФ.

2.Правоохранительные органы РФ. Сборник нормативных актов с учётом изменений и дополнений. Москва. 1998 г.

3.Правоохранительные органы. Учебник под редакцией Ю.И.Скуратова и В.М.Семёнова. Москва. 1998 г.

4.Правоохранительные органы. Учебник, С.А.Воронов, под общей редакцией Н.П.Патрушева. Москва. 2000 г.

5.Административное право. Учебник. Москва. «Юристъ». 1999 г.

6.Российская юридическая энциклопедия. Москва. Издательский Дом ИНФРА –М. 1999 г.