Содержание
Введение_______________________________________________________________________ 3
Основные понятия и предмет социальной экологии________________________________ 4
Актуальные проблемы социальной экологии в развитии общества и природы в западной социологии XIX- XX вв___________________________________________________________ 9
Проблема коэволюции__________________________________________________________ 16
Заключение___________________________________________________________________ 19
Список использованной литературы_____________________________________________ 20
Введение
Человек – общество- природа- их взаимодействие – вечная проблема социологии и философии. В процессе жизнедеятельности человек устанавливает различные отношения с окружающей средой, позволяющие жить как природному и социальному существу. Отношения человека с окружающей средой отличаются большим разнообразием: от материальных, то есть связанных с условиями жизни, до эстетических. В ходе развития общества отношения человека с окружающей средой тоже изменяются. На протяжении истории человечества люди стремились так строить отношения с природой, чтобы обеспечить все необходимые условия существования и одновременно установить гармоничные с ней отношения. Если на ранних этапах эволюции общества человеку удавалось устанавливать гармоничные отношения с природой без особого на то труда, то с середины XIX века, в связи с быстрым развитием производительных сил общества, возникают серьезные проблемы.
Основные понятия и предмет социальной экологии
Проблематичность взаимоотношения общества и природы объясняется, прежде всего, резким ростом так называемого антропного, то есть человеческого воздействия общества на окружающую природную среду, то есть хозяйственной деятельности человека, а так же потребительским к нему отношением со стороны человека.
В 60-е годы XX века возник глобальный экологический кризис. Глубокое понимание экологического кризиса, всех его негативных последствий для обитания и существования на Земле человека стало осознаваться сравнительно недавно. Это связано не только с осознанием реальной угрозы для жизни людей, но и с процессами обновления, характерными для современности- критического анализа прошлого и настоящего. В сложных условиях экологические проблемы стали предметом исследования не только естественных, но и гуманитарных наук. Быстро возникают движения в защиту окружающей среды. Появились отрасли знания, специализирующиеся на всестороннем изучении экологических проблем. Возникла относительно самостоятельная отрасль знаний – социальная экология.
Что же такое социальная экология? В чем ее особенности и какой ее предмет? Слово экология впервые ввел в научный оборот немецкий биолог Эрнст Геккель. В книге «Естественная история происхождения» Эрнст Геккель словом экология назвал одно из направлений зоологии, изучавшее отношения между всеми видами живых существ и окружающей их природной средой. Само же слово экология происходит от греческого oikos – в переводе – дом, жилище. Экология - самостоятельная отрасль науки, знаний возникла в контексте развития биологии. В ее основе лежат идеи Чарльза Дарвина об эволюции живых систем, в частности, его мысль о том, что в живом мире непрерывно идет борьба за существование. Известно, учение о борьбе за существование Чарльз Дарвин обосновал тем, что между живыми существами, особями имеет место не только множество отношений разного типа, но и отношения с окружающей природной средой. Экология исследует именно такие типы отношений.(5,С.473)
С момента возникновения понятия экология претерпело определенную эволюцию. В современных условиях можно встретить неоднозначное понимание термина экология и предмета экологии как науки. Однако различные подходы к определению предмета экологии дают возможность выделить основные элементы, без которых невозможно обойтись в определении экологии как науки: отношении живых существ и среды, живые существа, среда. Поэтому-то экология – наука, изучающая отношения живых существ к их среде, их взаимоотношения в среде, а так же влияние среды на живые существа. Экология изучает и обобщает принципы совместного проживания живых систем в любой сфере живого.
Мир живой материи разнообразен и его можно разделить на растения, животные и человека, то соответственно в экологии различают экологию растений, экологию животных и экологию человека. Каждая из них изучает отношение человека, животных, растений к окружающей среде. В социологии выделяются основные темы экологии человека: население, среда, технология и организация производства и самой жизни. Экологию человека можно определить как направление, изучающие место человека в экосистеме, взаимное влияние человека и экосистемы и результат влияния. Под системой имеется в ввиду функциональное объединение, состоящие из взаимодействия организмов и всех составных частей природной среды. Само понятие экосистемы в экологии определялось не с момента ее появления. Первоначально в экологии описывались определенные виды в их взаимоотношениях, различные формы симбиоза, отношения с другими видами и подвидами. В середине 30-х годов впервые понятие экосистемы употребил Артур Джордж Тенсли. (5,С.474)
К важнейшим экологическим категориям относится понятие среда. Среда это совокупность взаимосвязанных условий и влияний, присутствующих в какой либо сфере бытия.
Под экологической средой понимается естественное и искусственное окружение, в котором живые системы имеют признак объекта и субъекта влияния.
Экология как наука имеет предмет, специфические категории, законы функционирования экологической предметности. Экологические проблемы в основе носят общественно- экономический характер, тесно связаны с предметной деятельностью человека, особенностями развития общества. Необходима система теоретических знаний, адекватно отражающая специфический характер взаимодействия между обществом и природой, в котором присутствует природный и социумный моменты. Такая система знания как раз и представлена в социальной экологии.
Социальная экология сравнительно молодая отрасль научного знания. Становление социальной экологии – системы научного знания началось после первой мировой войны под влиянием идей биоэкологии и социологии урбанизации. Однако процесс активизируется в 60-е годы ХХ столетия, когда зримо проявились очаги экологического кризиса. Мощный импульс развитию социальной экологии придал Всемирный конгресс социологов в Варне (1966), образовавший исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. В современных условиях социальна экология имеет множество приверженцев, научных школ, направлений и прзвана внести вклад в реализацию проблемы защиты и охраны окружающей среды.
Каков же предмет социальной экологии? В научной литературе существуют различные подходы к определению предмета социальной экологии. В книге «Социальная психология» Даниил Маркович пишет, что социальная психология – отдельная социологическая наука, предметом изучения которой есть специфические связи между человеком и его средой.
Социальная экология стремиться всесторонне исследовать взаимодействие общества и среды со стороны антропогенного воздействия на природу и обратного отношения природной среды на общество. Также социальную экологию интересует взаимодействие общества с искусственной средой обитания человека, которая нередко оказывается опасной для человека. Поэтому при разработке вопросов сбалансированного взаимодействия общества и среды, учитываются факторы природного, искусственного и экологического происхождения.
При изучении своих объектов социальная экология использует не только свои категории, но и биоэкологии, экологии, социологии и др. Используется в социальной экологии, прежде всего, системный метод. Известно, что под системой понимают совокупность элементов, находящихся в отношениях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Системность, организованность -–всеобща во всех пространственно- временных масштабах. Используя системный метод как ведущий, социальная экология рассматривает окружающую природную среду как единое системное образование. Она анализирует природную среду как дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии. Биосфера Земли рассматривается как экологическая ниша человечества, связывающая окружающую среду и деятельность человека в единую систему: природа- общество. На такой основе социальная экология раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем и обосновывает вопрос об управлении и рационализации взаимоотношений общества и природы(5,С.478)
Социальная экология широко использует также диалектические идеи о взаимосвязи, взаимодействии компонентов системы. В научных программах и обобщении эмпирического материала она опирается на учение о развитии, причем развивающимся рассматривается не только общество, но и природа. В арсенале социальной экологии имеются и такие предметы исследования как историческое и логическое, анализ и синтез, аналогия, гипотеза. Успешно используется и синергетическая методология при анализе системных социоэкологических объектов и их взаимодействие. Синергетика – наука, изучающая процессы самоорганизации в открытых системах. Надежность методологии социальной экологии дает возможность сформулировать и убедительно аргументировать рекомендации властным структурам, находящим высокое общественное признание. Это, прежде всего, варианты переориентации технологии и производства, создания новых экологически чистых технических средств и технологических процессов, создание экологической экономики, современных процессов урбанизации общества.
Представители социальной экологии остро ставят вопросы экологии человека, экологии культуры, в которой обоснованы пути сохранения и восстановления культурной среды, экологии, науки.
Актуальные проблемы социальной экологии в развитии общества и природы в западной социологии XIX- XX вв
Определив понятия и предмет социальной экологии, вернемся к истории. Не смотря на тот факт, что социальная экология, молодая и развивающаяся наука, еще в XIX веке западная социологическая мысль сформулировала методологические положения. Прежде всего, следует отметить работы Дюркгейма и Вебера.
Как в любой позитивной науке, предметом (социологии) является объяснение реальной действительности, которая окружает нас и влияет на наши мысли и поступки: и этой действительностю является человек, человек как интересный объект изучения. Наука помогает найти себя, определить те идеалы, к которым должно стремиться общество, а достичь этого идеала можно лишь исследуя действительность.
Говоря об эмпирической базе, обратимся к М. Веберу: “Если мы пытаемся дать определение предмету, над анализом и историческим объяснением которого мы работаем, это следует делать не в форме концептуального определения, а, по крайней мере, в самом начале,- в форме предварительного описания того, о чем идет речь… “
В качестве эмпирической основной точки возьмем документ, опубликованный Международной организацией по контролю за изменением климата. В этом документе отмечен факт, что с 1990 г. был достигнут значительный прогресс в понимании причин изменения климата. В докладе также упоминаются установленные основные факты и события, повлиявшие на эти изменения, предлагаются пути их решения.(4,С.76)
За последнее столетие климат значительно изменился, ожидается что подобные изменения будут наблюдаться и в будущем; продолжает увеличиваться концентрация испарений в атмосфере (парниковый эффект). В целом эти данные свидетельствуют о влиянии человека на изменение мирового климата. Последствия сводятся к тому, что значительная часть существующих сегодня лесных зон подвергнется серьезным изменениям; опустынивание засушливых районов, вероятно, ускорится; увеличиться интенсивность наводнений и засух: ожидается вредное влияние на здоровье человека, а так же увеличение вероятности распространения инфекционных заболеваний: больше всего пострадают развивающиеся страны. Пути решения проблемы в основном заключаются в выборе благоразумной политики. Предстоящие решения должны включать : меры по эффективному использованию энергии, пересмотр политики в этой области.
Глобальное изменение окружающей среды рассматривается сегодня как важное явление, имеющее значительные последствия и требующее от современного общества ответной реакции; с другой стороны, подобное понимание происходящего отражает не мнение или интересы незначительной части общества, а беспристрастное и взвешенное мнение большой группы ведущих ученых мира.
Глобальное изменение окружающей среды является актуальной проблемой не только социальной экологии и, определяя ее, несомненно, можно сослаться на Дюркгейма и Вебера. И так, согласно изложенным подходам, предварительное определение, рассматривая Глобальное изменение окружающей среды одновременно: (1) как естественный биохимический процесс; (2) как социальный факт (Дюркгейм); (3) как исторический индивид (Вебер); (4) как некий дух (Вебер), проявляющий себя в качестве источника сомнений. Глобальное изменение окружающей среды – сложный процесс, который может быть вызван естественными и/или социальными изменениями.
Социальный факт, по Дюркгейму суть социологии как научного систематического изучения этих фактов. Социальный факт это любое действие постоянное или нет, способное оказать на человека внешнее давление, или так же любое действие, характерное для данного общества, но существующее в то же время само по себе независимо от частных проявлений. Этот социальный факт может рассматриваться в нескольких смыслах: как процесс, обусловленный социальной организацией и влияющий на социальную организацию: как процесс, социально определяемый на позитивном уровне, или на нормативном уровне.(4,С.77)
Историческое явление. Изучая «самую значительную силу в нашей современной жизни: капитализм», Вебер заявил, что «отсюда наша первоначальная задача выработать и объяснить генетически особенность западного рационализма». Этот замысел и привел Вебера к исследованию «духа капитализма как исторического явления. Согласно этому методологическому принципу такая проблема как Глобальное изменение окружающей среды есть историческое явление, присущее современной мировой капиталистической системе и способное оказывать серьезное воздействие на эту систему и на людей, живущих в ней. Индустриальная цивилизация расценивается сегодня как важный фактор изменений природных циклов на планетарном уровне.
Обращаясь к веберовскому положению об источнике сомнений, следует отметить, что дух капитализма проявился в современном мире в форме глубокого убеждения. Этот «дух» обладает вполне определенной характеристикой: он не только внутренняя - мистическая или моральная – но еще и практическая система верований и ценностей, которая формирует образцы поведения, институты, финансовые, промышленные или коммерческие предприятия с целью развития экономической деятельности в рамках капитализма.
Выделив Глобальное изменение окружающей среды, как основную проблему социальной экологии, обратимся к Дюркгейму. «Для обществ, как и для отдельных индивидов, здоровье необходимо и желательно: болезнь, напротив, опасна, и ее следует избегать. Поэтому, если мы сумеем обнаружить объективный критерий, свойственный самим фактам, который поможет нам найти научное различие между здоровьем и патологией в различных аспектах социального феномена, наука окажется способной пролить свет на практические проблемы и тем не менее остаться верной своему собственному «методу».
Общество столкнулось с глобальным процессом, возможно, представляющим опасность, из чего вытекает его патологический характер. Поскольку это не исключительно естественный процесс, а в равной степени процесс, вызываемый обществом, общество само несет ответственность за патологию. Следовательно, если общество хочет существовать в безопасности, ему следует, по крайней мере, постараться тщательно изучить патологический характер данного процесса (чем занимается социальная экология) и найти способы исправления как его самого, так и его наиболее серьезных последствий.(4,С.78)
Объяснительная схема Вебера основана на том, что социология – научная деятельность, предметом которой является понимание значения социального действия, дальнейшее объяснение его развития и последствий. В данной методологической перспективе, названной «понимающей социологией», веберовская теоретическая схема изучения «самой главной движущей силы современной жизни – капитализма» значительно упрощается в связи с задачами исследования, выглядит следубщим образом:
«капитализм» является результатом
«духа капитализма», который является результатом
«протестанской этики», которая является результатом
«религиозных сил», которые является результатом
«влияния выдающихся религиозных личностей и других социальных обстоятельств…»(1,С.120)
Дальнейшая теоретическая схема, предложенная канадским социологом Х. Прадесом значительно упрощается. Схема «параллельна» в том смысле, что она «объясняет Глобальное изменение окружающей среды, пользуясь аргументацией Вебера при «объяснении капитализма». Но она включает дополнительные источники, введенные Дюркгеймом в исследованиях «индивидуализма» и «солидарности». Современное социогенное глобальное изменение окружающей среды в основном трактуется как капитализм, поскольку эти социальные явления тесно связаны.
Современное социогенное глобальное изменение окружающей среды является результатом
духа капитализма», который является результатом
«протестанской этики», которая является результатом
«религиозных сил», которые является результатом
«партикуляристского индивидуализма» (Дюркгейм), который является результатом
«незавершенности развития человеческого общества» (Дюркгейм), завершенность может стать лишь результатом функциональной «солидарности общества» (Дюркгейм).
Х. Прадес предлагает три комментария к этим параллельным схемам:
Во-первых, строго говоря, Современное Социогенное Глобальное Изменение Окружающей Среды не является результатом «капитализма». Это, прежде всего результат его «духа».
Во-вторых, возникает новый многообещающий способ исследования. Вебер справедливо уделяет внимание «тесной взаимосвязи» между «протестанской этикой» и «духом капитализма» и так же справедливо указывает на религиозный характер этических корней. Дюркгейм, в свою очередь, разрабатывает концепцию «социетальной солидарности», которая является конечной целью человечества, а «аномия» - ее негативной противоположностью. Эти выводы проливают свет на заключения, сделанные в работе «Общественное разделение труда», где «партикуляристский индивидуализм» напрямую ведет к распаду «органической солидарности», а так же росту «аномии» и «экологической катастрофе» Эта аномалия носит исторический характер. Способность общества разрешить ее составляет значительную часть социологии и этической мысли Дюркгейма. «Мы должны признать наши исследования никчемными, если они проводились только в интересах теории».(4,С79)
В третьих, Х. Прадес считает, что вышеизложенная гипотетическая схема может быть дополнена еще одной схемой, рассматривающей Современное Социогенное Глобальное Изменение Окружающей Среды не как результат, а как причину изменений.
Современное Социогенное Глобальное Изменение Окружающей Среды вызывает
критику духа капитализма, которая вызывает
поддержание этического развития, которое вызывает
восстановление тотемного общественного принципа, которое вызывает
восстановление функциональной социетальной солидарности, которое вызывает
прогрессивное устойчивое социетальное развитие.
На основе изложенного можно сделать вывод, что «партикуляристский аномийный индивидуализм» является самой значительной объективной причиной Современного Социогенного Глобального Изменения Окружающей Среды. Это положение следует понимать не как заключение, а как приглашение к дальнейшему исследованию, проводить которое можно двумя способами: а) вернуться назад и путем тщательного анализа проверить его всеми возможными средствами как теоретически, так и эмпирически; б) продвигаться вперед и в рамках прикладного подхода найти лучшее понимание того, как современное общество может бороться с «партикуляристским аномийным индивидуализмом», а следовательно и с последствиями Современного Социогенного Глобального Изменения Окружающей Среды.
По Дюркгейму единственной силой, способной сдерживать индивидуалистический эгоизм, может стать сила коллектива; единственной силой, способной сдерживать эгоизм коллектива, может стать сила другого коллектива, превосходящего первый. В противоположность тезису Вебера об «этическом нейтралитете», Дюркгейм принимает медицинскую парадигму. Используя ее, социолог «предотвращает вспышки болезней и стремится лечить их, если они уже возникли». Целью такого прикладного подхода является изучение социальных условий, обеспечивающих успех социальной политики. Рассматривая проблему сокращения нежелательных последствий Современного Социогенного Глобального Изменения Окружающей Среды, можно найти множество применений прикладному социологическому подходу, например, для подготовки образовательных программ в средствах массовой информации или различных типах школ, выяснения общественного мнения перед введением нового закона об экономии энергии и т.д.(2,С.59)
И так, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что современная социальная экология основана на работах западных социологов Вебера и Дюркгейма и часто к ним обращается. И проблемы стоящие перед обществом в начале века сейчас стали еще более актуальными.
Проблема коэволюции
В процессе взаимодействия общества и природы в результате мощного антропогенного , то есть человеческого, воздействия на окружающую среду возрастает угроза самому существованию человечества по двум причинам: загрязнению окружающей среды и иисчерпанию природных ресурсов. Активно используются природные ресурсы на основе все совершенствующейся технологии и производства, общество добилось колоссальных успехов и, качественно изменило образ жизни. За последние 100 лет, например, человечество увеличило в 1000 раз энергетические запасы, во всем мире потребление энергии на одного жителя составляет более 10 твт. В развитых странах каждые 15 лет удваивается общий объем товаров и услуг. В то же время человечество уже начинает тяжело расплачиваться за технические и другие успехи цивилизации. За 70-е – начало 90-х годов истреблено 2/3 лесов, покрывающих Землю, ежегодно растет количество вредных выбросов в окружающую среду. Изменился состав биосферы. Специалисты отмечают: накопление углекислоты в атмосфере, запыленность по сравнению с состоянием начала века к концу ХХ возрасла на 20%. В новых для человечества условиях взаимодействие общества и природы следует строить так, чтобы развитие общества, всех его компонентов не нанесло вреда природе, а наоборот, способствовало его развитию, надо создавать такие условия, при которых природный фактор полнее бы учитывался и входил в структуру производства. В современной социальной экологии такой подход к решению актуальных проблем взаимодействия общества и природы получил название коэволюция. (5,С.476)
Что такое коэволюция? Под коэволюцией понимают совокупность социоэкологических взглядов, в соответствии с которыми общество и природа представляют социоприродную систему, где гармоничное развитие общества невозможно без всестороннего учета природного и наоборот. Другими словами, дальнейшее развитие общества, всех его культурологических и материальных факторов невозможно без согласования с развитием природы.
Система общество - окружающая среда достаточно жесткая система, элементы которой взаимоопределяют друг друга. Глубинные отношения общества и природы строятся так, что определенные изменения в природе отражаются на обществе и наоборот. Коэволюция поэтому учит необходимости изучать взаимосвязи и взаимозависимости общества и природы и учитывать их характер в практической деятельности человека. С позиции коэволюции, общество, совершенствуя технику и технологию, вовлекая в процесс материального производства все новые объекты природы, в то же время обязано строго соблюдать ее законы и балансы, выполнять требования экологических норм. Речь идет не о преобразовании природы, а о адоптации к ней, сохранения и развития экосистем, создании искуственной среды там и в такой форме, чтобы она не деформировала естественную среду обитания человека.
Идеи коэволюции не возникли на голом месте. Они впервые теоретически высказаны и обоснованы Владимиром Ивановичем Вернадским. В труде «Химическое строение биосферы Земли и ее окружение» и «О ноосфере» он разработал учение о биосфере и ноосфере, показал связь между ними и изменяющимся характером деятельности человека. Под ноосферой понимается сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Ноосфера формируется, по мнению Владимира Вернадского, лишь как закономерное воспроизведение на качественно новом уровне особенностей организации биосферы. Именно по такому пути только и может человеческая деятельность формировать свой путь развития. Логика человеческой деятельности в системе общество – природа как раз и должна строиться в унисон с тем, как организована биосфера. Ноосфера, как представлял Владимир Вернадский, это преобразованная людьми биосфера в соответствии с познанными и практически освоенными законами ее строения, развития и функционирования. «Человек во всех его проявлениях, писал он составляет определенную закономерную часть строения биосферы». И далее, развивая мысль о человечестве как новой геологической силе в истории планеты продолжал: «…это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя «ноосферу», она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было».(1,С.48) Разумеется, в современных условиях через пол века после выхода трудов В.Вернадского в социальной экологии полнее и глубже осознается роль человека в природных процессах.
Заключение
Общая концепция о необходимости познания законов природы, учете их в практической деятельности, органичной взаимосвязи общества и природы остается верной. Идеи коэволюции, следовательно, обосновывают необходимость перестройки приоритетов человека, тесной согласованности их с возможностями природы.
В связи с растущим уровнем производства, урбанизацией, перенаселением отдельных районов, распространяющейся радиацией и всеобщим загрязнением окружающей среды возникла необходимость сформулировать экологические требования современного производства.
В начале 90-х годов Генеральная Ассамблея ООН, а так же Глобальный форум религиозных лидеров, парламентариев и ученых по защите окружающей среды и развитию отмечали, что ядерная угроза отодвигается на второй план. В стратегии выживания человечества все больше приоритетной становится экологическая проблема. В создании такой ситуации, безусловно, ведущая роль принадлежит производительным силам общества. Одной из главных проблем остается перевод производства на экологические принципы развития потому, что развитые человеком мощные производительные силы представляют в современных условиях главную угрозу для окружающей природной среды.
Развив мощные производительные силы, человек уже в середине ХХ века оказался, в определенном смысле, их заложником.
Таким образом, мы видим, что проблемы социальной экологии, обозначенные западными социологами XIX- XX вв в своих работах об обществе, не менее актуальны и в наши дни. А социальная экология как наука, несомненно, нужна для того, чтобы общество и природа существовали в согласии.
Список использованной литературы
1.Вернадский В. О ноосфере. - М.1990
2.Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология.- Спб: Ольга, 1997.-372с.
3.История социологии в Западной Европе и США/Под ред. ОсиповаГ.-М:Норма - Инфра М,1999.-576с.
4.Прадес Х. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество//СОЦИС.2000.№4.С.75-82
5.Социология наука об обществе/Под ред. Андрющенко В.,Горлача Н.- Харьков,1996.-688с.