Содержание
1.Показатели концентрации продавцов на рынке...................................... 3
2.Сущность и основные направления государственного регулирования товарного обращения.................................................................................................. 11
Список литературы.................................................................................... 15
1.Показатели концентрации продавцов на рынке.
Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.
Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Результат самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество. Поэтому можно предположить, что чем выше уровень концентрации, тем менее конкурентным будет рынок.
Определение уровня концентрации само по себе не представляет большой проблемы. Но для использования показателей концентрации необходимо предварительно ответить на два существенных вопроса:
· каковы границы рынка, который мы анализируем;
· что служит показателем "размера" фирмы на анализируемом нами рынке.
Определение показателя размера фирмы
Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке. Проблема состоит в том, чтобы ответить на вопрос: что можно считать размером предприятия? Существует четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:
· доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
· доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;
· доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;
· доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.
Результаты расчета показателей концентрации могут существенно зависеть от выбора меры "размера" фирмы. Например, если крупные фирмы используют более капиталоемкие технологии по сравнению с мелкими, то уровень концентрации, измеренный по доле стоимости активов фирм в стоимости активов отрасли, будет больше уровня концентрации для той же отрасли, но измеренного по уровню продаж или занятости.[1]
Уже сам по себе размер крупнейших фирм может служить характеристикой концентрации на рынке. Именно этот критерий лежит в основе определения монопольной ситуации в России (свидетельством монополизма служит контроль не менее 35% рынка), в Великобритании (соответственно не менее 25% рынка).
Показатели концентрации
1. Индекс концентрации измеряется как сумма рыночных долей фирм, действующих на рынке:
, где i=1,2:..k
где Yi - размер фирмы (например рыночная доля);
k - количество фирм, для которых рассчитывается показатель.
Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции.
Однако, знания этого показателя недостаточно для характеристики рынка, так как он не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине этой выборки. Это вызывает возможность неточности при его использовании. При изменении числа фирм, попавших в выборку меняются показатели индекса концентрации.
2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (ННI) определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:
, где i = 1, 2 ::n.
HHI принимает значения от 0 ( в случае идеальной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 10% выпуска). При расчете рыночной доли в % HHI будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.
Основное преимущество индекса - способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Он представляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур.
Значение HHI прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке:
,
где - показатель дисперсии долей фирм на рынке.
3. Дисперсия долей фирм на рынке позволяет разграничить влияние на HHI числа фирм и распределения рынка между ними. Измеряет степень неравенства размеров фирм, действующих на рынке. Она определяется по известной формуле:
,
где - средняя доля фирмы на рынке = 1/n, причем n - число фирм на рынке.
Если фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю, и значение HHI обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке, чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.
Часто этот показатель (особенно на Западе) заменяется показателем дисперсии логарифмов рыночных долей:
Оба показателя имеют одинаковый экономический смысл, а отличаются лишь размерностью и значениями.
Чем больше неравномерность распределения долей, тем более концентрированным при прочих равных условиях является рынок. Дисперсия применяется в качестве вспомогательного инструмента анализа, так как не дает характеристику относительного размера фирм, причем скорее для оценки неравенства в размерах фирм, чем уровня концентрации.
4. Индекс энтропии показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:
,
где i=1,2:..n.
Индекс энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке. Энтропия измеряет неупорядоченность распределения долей между фирмами рынка: чем выше показатель энтропии, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену. Для сравнения показателей энтропии часто используют относительный показатель энтропии:
5. Индекс Джини представляет собой статистический показатель, основывающийся на кривой Лоренца. Кривая Лоренца, отражающая неравномерность распределения какого-либо признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм. Пример построения кривой Лоренца для рынка А показана на рис.1. Характеристика рынка А приведена в табл.1.
Таблица 1
Характеристика рынка А
Фирма (по убыванию долей) |
Рыночные доли |
Суммарная нарастающая рыночная доля) |
1 |
0.3 |
0.3 |
2 |
0.2 |
0.5 |
3 |
0.15 |
0.65 |
4 |
0.1 |
0.75 |
5 |
0.1 |
0.85 |
6 |
0.075 |
0.925 |
7 |
0.075 |
1.0 |
Рис.1 Кривая Лоренца и коэффициент Джини для рынка А.
Индекс Джини представляет собой отношение площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения к площади треугольника, ограниченного кривой Лоренца для абсолютного равномерного распределения долей и осями абсцисс и ординат.
Расчет индекса Джини показывает, что в данном случае он составляет приблизительно 0,18. Чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и следовательно, при прочих равных условиях выше концентрация на рынке.
При использовании индекса Джини для характеристики концентрации продавцов следует учитывать два важных момента. Первый связан с концептуальным недостатком индекса. Он характеризует, как и показатель дисперсии логарифмов долей, уровень неравномерности распределения рыночных долей. Следовательно, для гипотетического конкурентного рынка, где 10 000 фирм делят между собой рынок на 10 000 равных долей и для рынка дуополии, где две фирмы делят рынок пополам, показатель Джини будет одним и тем же. [2]Второй момент связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших.
2.Сущность и основные направления государственного регулирования товарного обращения.
В государственном регулировании товарных отношений основой является определенная последовательность действий, декларируемая как генеральная линия правительства. Совокупность проводимых мер образует государственную экономическую политику, которая проявляется в различных формах в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Экономическая политика рассмотрена здесь, посредством фрагментирования ее на составные части — инвестиционную, финансово-кредитную, внешнеэкономическую и другие виды политики.
Количество экономических субъектов, сохраняющих экономическую независимость, создает определенные сложности в выполнении задач государственной политики. Это объясняет наличие и экономических, и административных методов при осуществлении государственной экономической политики, которая имеет множество направлений. Рассмотрим эти и другие направления государственной экономической политики.
Рыночные отношения предусматривают функционирование предприятий и организаций различных форм собственности. В конкурентной борьбе на рынках участвуют на равных основаниях акционерные, арендные, частные, государственные предприятия.
Собственность представляет форму отношений между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в особенности присвоения средств, факторов производства. Формы собственности предполагают способы распределения, обмена, потребления материальных благ; положение определенных групп, классов. При частной собственности отношения строятся на обособленном присвоении, при общественной — на совместном присвоении.[3]
Предприятия частного сектора экономики различаются в зависимости от того, сколько (одно или несколько) лиц являются владельцами предприятия, от ответственности за деятельность предприятия, способа включения единоличных капиталов в общий капитал предприятия.
В настоящее время в экономике взят курс на переход к системе, сочетающей частную, государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Каждая форма собственности по-своему приспосабливается к конкретной сфере экономики, специфическому виду экономической деятельности. Так как рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, то исключается господство какой-либо одной формы собственности.
Политика поддержки малого предпринимательства концентрирует ресурсы для помощи наиболее важным сферам функционирования малого бизнеса. Государственная поддержка оказывается тем, кто готов начать свое дело в области научно-технических разработок и их внедрения в производство. Она предусматривает создание льготного налогового и кредитного режима для малых наукоемких компаний венчурного капитала, всевозможных научно-исследовательских партнерах.
Программа содействия кооперированию малых предприятий и их сотрудничеству с крупными и средними предприятиями необходима для совместного решения вопросов, непосильных для отдельного предприятия, например связанных с заметной рационализацией, оптимизацией использования и расширения основных фондов. Кроме того, кооперируемым малым предприятиям в большинстве случаев оказывается легче отстаивать собственные инвестиционные интересы во взаимоотношениях со средними и крупными предприятиями, с государством, органами власти различного уровня. Государственная поддержка такого кооперирования требует введения дополнительных финансовых и прочих льгот для малых предприятий, поддерживающих устойчивые хозяйственные взаимоотношения.
Программа поддержки малых предприятий в сфере внешнеэкономической деятельности в первую очередь направлена:
- на преодоление ресурсоориентированного экспорта, повышение в нем доли конечной и наукоемкой продукции, а также изделий малых промыслов и услуг;
- на общее расширение рынка потребительских товаров и услуг, а также на сохранение в социально необходимых рамках импорта по таким товарным группам, как лекарства и сырье для их производства, детское питание, детская одежда и обувь.
В других сферах внешнеэкономической деятельности малых предприятий приоритетными являются: направление иностранных кредитов, капиталов и помощи прежде всего на цели технической реконструкции и модернизации малых предприятий и создание новых экспортных производств; развитие транзитных внешнеторговых перевозок; расширение экспорта услуг.
Программа формирования социальной базы малого бизнеса направлена на рост занятости населения: преодоление социально-психологической неподготовленности людей к организации собственного дела; увеличение рабочих мест для выпускников школ и институтов, лиц с ограниченной трудоспособностью, беженцев, вынужденных переселенцев. Механизмами реализации данной программы являются оказание поддержки созданию рабочих мест для этих категорий населения в сфере малых предприятий;
избирательная налоговая политика по отношению к различным категориям населения, занятым предпринимательством.[4]
Программа участия малого бизнеса в улучшении экологической обстановки реализуется в двух направлениях: переработка остающихся отходов в товарную продукцию (применением экологически чистых технологий) и повышение степени использования добываемых природных ресурсов. Помимо финансовых и правовых льгот для малых предприятий, способствующих оздоровлению окружающей среды, предусмотрено освобождение их от местных налогов.[5]
Государственное регулирование материального производства. Сфера материального производства является важнейшим объектом государственного регулирования. В ее составе
современная статистика и управление выделяют отрасли, подотрасли, межотраслевые
хозяйственные комплексы; используются и другие виды группировок.
К материальному производству относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в продукта, энергии и в форме перемещения грузов, хранения
продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Наиболее общий принцип выделения сферы материального производства — участие соответствующих предприятий, организаций в увеличении стоимости общественного продукта и национального дохода. Другими словами, сфера материального производства — это любая деятельность, затраты на осуществление которой относятся на стоимость произведенной продукции или выполненных работ.
Список литературы
I. Федеральный Закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года
II. Журнал "Аудит и финансовый анализ" №12 2000, Трейвиш М.И.
Управление ликвидностью при товарном кредитовании: роль и место факторинга.
III. "Эксперт"№ 2,2002, Потерянные миллиарды Ситуацию комментирует замминистра экономического развития и торговли Максим Медведков.
IV. 15:34 26.07.2001 ИНТЕРФАКС:Совет по предпринимательству…
[1] Журнал "Аудит и финансовый анализ" №12 2000, Трейвиш М.И.
Управление ликвидностью при товарном кредитовании: роль и место факторинга.
[2] Журнал "Аудит и финансовый анализ" №12 2000, Трейвиш М.И.
Управление ликвидностью при товарном кредитовании: роль и место факторинга.
[3] Федеральный Закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года
I. [4] Федеральный Закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года
Федеральный Закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года
[5] "Эксперт"№ 2,2002, Потерянные миллиарды