Содержание


Введение.............................................................................................................. 3

1.Основные этапы проведения аудита. Организация проверки................ 4

1.1.Назначение и принципы планирования аудита........................................... 4

1.2. Содержание предварительного планирования аудита.............................. 6

1.3.Основные этапы проведения аудита............................................................ 9

2.Аудит учета финансовых результатов.(примеры из ЖКХ)................... 11

2.1.Законодательство........................................................................................ 11

2.2.Значение...................................................................................................... 12

2.3.Этапы проведения....................................................................................... 12

Заключение........................................................................................................ 17

Список литературы........................................................................................... 18



Введение


Начало современного этапа развития аудита в России было напрямую связано с переходом на рыночные методы ведения хозяйства. 26 мая 1988 года Верховный Совет СССР принял Закон «О кооперации в СССР», статья 10 которого определяла принципы деятельности кооперативов, статья 32 - организацию учета, отчетности и контроля, проведение внутренних ревизий, а также контроль со стороны финансовых органов. Согласно этому Закону сразу стали появляться экономические субъекты, однако возникла проблема, связанная с тем, что органов налогового контроля как таковых не было, создаваемые экономические субъекты не являлись государственной собственностью. Кроме того, рыночные реформы привели к активизации внешнеэкономической деятельности новых экономических субъектов, появлению совместных предприятий и возникла необходимость в соответствующих структурах, которые бы осуществляли консультационные услуги, а также ревизионную деятельность. Поскольку ревизионные службы присутствовали в каждом министерстве и ведомстве (КРУ), из работников этих служб пытались создать контрольно-ревизионные группы, действующие по принципу хозрасчета, кроме того, появились кооперативы, специализирующиеся на оказании консультационных услуг, в основном состоящие также из бывших работников ревизионных органов. Однако, деятельность этих организаций была незначительна, что во многом объясняется отсутствием нормативной и правовой базы.[1]


1.Основные этапы проведения аудита. Организация проверки.

1.1.Назначение и принципы планирования аудита

1.                Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма - обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

2.                Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

3.                Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами:


а)комплексности планирования;

б) непрерывности планирования;

в) оптимальности планирования.


4.                Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

5.                Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово - хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

6.                Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией. [2]

7.                При планировании аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:

а) предварительное планирование аудита;

б) подготовка и составление общего плана аудита;

в) подготовка и составление программы аудита.

1.2. Содержание предварительного планирования аудита

1.                Для эффективного планирования аудита до написания письма - обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

2.                На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово - хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:

а) внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

б) внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.  

Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:

а) устав экономического субъекта;

б) документы о регистрации экономического субъекта;

в) протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;

г) документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;

д) бухгалтерская отчетность;

е) статистическая отчетность;

ж) документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты); з) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

и) внутренние отчеты аудиторов, консультантов;

к) внутрифирменные инструкции;

л) материалы налоговых проверок;

м) материалы судебных и арбитражных исков;

н) документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

о) сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;

п) информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом. [3]

При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать:

а) бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительного, основного и заключительного;

б) предполагаемые сроки работы группы;

в) количественный состав группы;

г) должностной уровень членов группы;

д) преемственность персонала группы;

е) квалификационный уровень членов группы.



1.3.Основные этапы проведения аудита 

Название этапа

Kраткое содержание выполняемых работ

1

Предварительная деятельность (подготовительный этап)

Принятие решения по следующим вопросам: — принять нового клиента или отказать ему; — при положительном решении установить условия работы (продолжительность, оплата и др.) — осуществить подбор штата

2

Планирование аудита

— получение сведений о клиенте; — предварительную аналитическую проверку; — предварительную оценку СВK, масштабов работ; — оценку аудиторского (общего) риска; — завершение экспертизы и оценки предварительных данных; — разработку общего плана (стратегии) аудита; — определение оптимального доверия к СВK; — разработку соответствующих процедур тестирования СВK; — разработку независимых процедур тестирования

3

Процедуры аудита

Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, используемых в организации: — проведение тестов; — окончательная оценка внутреннего контроля; — корректировка программы аудит

4

Независимые процедуры

Сбор аудиторских доказательств (рабочие документы аудитора), необходимых в дальнейшем для формирования мнения аудитора об отчетности: — проведение независимых тестовых операций; — проведение аналитических проверочных процедур; — проведение тестов оборотов по синтетическим счетам; — проведение проверочных процедур общего составления баланса; — оценка результаов независимых процедур; — обобщение полученных данных и их оценка; — корректировка программы аудита и др.

5

Формулировка мнения и составления отчета (завершающий этап)

Формирование и изложение мнения об отчетности: — проверка финансовой отчетности; — проверка результатов аудита; — составление мнения о достоверности отчетности; — составлене проекта отчета; — составление отчета


2.Аудит учета финансовых результатов.(примеры из ЖКХ)

2.1.Законодательство

Аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия в соответствии с требованиями российского законодательства проводят:

специалисты, аттестованные Министерством Финансов РФ,

проверка проводится на предприятии за определенный период, например, год, с выдачей официального аудиторского заключения. Аудит включает предварительную экспертизу, аудиторскую проверку, консультации в ходе проверки (по вопросам ведения и оформления хозяйственной документации, бухгалтерского учета и налогообложения, соответственно при поэтапном аудите на протяжении всего проверяемого периода), анализ документооборота, выработка рекомендаций по исправлению ошибок, аудиторский отчет, аудиторское заключение. Обеспечение необходимой нормативной документацией по запросу клиента. [4]

2.2.Значение

Аудит проводится для установления фактического состояния бухгалтерского учета на предприятиях (например жилищно-коммунального хозяйства) и выработки рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Целью аудита является проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятий жилищно-коммунального хозяйства за определенный период и выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах. В ходе аудита проверяется деятельность всех самостоятельных подразделений предприятия.

Чтобы заключение о результатах аудита было максимально достоверным, в ходе проверки анализируются следующие документы предприятия за проверяемый период: учетная политика, бухгалтерские балансы с приложениями и бухгалтерскими справками, регистры бухгалтерского учета, первичные документы, лицензии на все лицензируемые виды деятельности, акты сверки дебиторской и кредиторской задолженности, книга учета (журнал) хозяйственных операций, оборотные ведомости, журналы-ордера (при ведении учета без применения компьютерной техники), налоговые декларации по основным налогам.

2.3.Этапы проведения

Аудиторская проверка предполагает два этапа работы аудиторов.

На первом этапе проводится:

1. Анализ учредительных документов и организационной структуры управления. 2. Анализ организации бухгалтерского учета и формирования учетной политики. 3. Аудит договоров на поставку продукции (оказание ЖКУ) и арендных отношений. 4. Проверка обоснованности записей в бухгалтерской отчетности, исполнения сроков представления ее в налоговые органы. 5. Проверка полноты и правильности составления бухгалтерских регистров. 6. Аудит денежных средств и денежных документов: учета кассовых операций, операций по расчетным счетам, финансовых вложений. 7. Аудит операций с основными средствами, учета нематериальных активов, производственных запасов. 8. Аудит расчетов на предприятии: с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, покупателями и заказчиками, расчетов по возмещению материального ущерба, с подотчетными лицами, с учредителями, по претензиям. 9. Аудит расчетов по оплате труда, с бюджетом, по кредитам и займам. 10. Аудит учета затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). 11. Аудит учета финансовых результатов. 12. Аудит учета фондов и резервов. 13. Проверка достоверности исчисления базы для расчетов по основным налогам.

После выполнения первого этапа руководству организации предоставляется предварительная информация с выявленными замечаниями и предложениями и рекомендации по их исправлению.

На втором этапе аудита проводится проверка проведенных исправлений и составление непосредственно аудиторского заключения.

Результат аудиторской проверки - письменное аудиторское заключение, содержащее информацию о выявленных отклонениях в финансовом (бухгалтерском) учете и отчетности от установленного порядка и об обнаруженных фактах преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности.

При проведении аудиторской проверки по требованию Заказчика-организации ЖКХ предоставляется вся необходимая информация и дается исчерпывающий перечень нормативных актов, на которых основываются замечания и выводы.

В соответствии с действующей редакцией 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации в расходы для целей налогообложения по налогу на прибыль можно включать все затраты на аудит, которые принимаются к вычету, а не только на обязательный аудит как было установлено предыдущей редакцией. При этом данная норма действует с 1 января 2002 года.

Стоимость проведения аудиторской проверки определяется в зависимости от времени, требуемого для проведения аудита, опыта и требуемого уровня квалификации аудиторов для проведения того или иного этапа проверки и зависит от объема выручки от реализации аудируемых предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Значительный опыт работы с организациями жилищно-коммунального хозяйства и органами местного самоуправления является гарантией того, что аудит будет проведен квалифицированно и качественно, а результаты не приведут к увеличению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и повысят эффективность деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.

По опыту нашей работы, наиболее эффективно проведение аудиторских проверок в два этапа (раз в полугодие и за год). При такой схеме работы удается своевременно выявлять и устранять возможные ошибки, что позволяет избежать санкций контролирующих органов и получить по итогам года положительное аудиторское заключение. Кроме того, поэтапная оплата услуг позволяет предприятиям жилищно-коммунального хозяйства равномерно распределить затраты на аудит в течение года и включить их в тариф на жилищно-коммунальные услуги.

Аудит является исключительным видом деятельности, на проведение которого необходима лицензия. С декабря 2001 года вступил в действие Федеральный закон № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В соответствии с ним обязательной аудиторской проверке подлежат все государственные и муниципальные организации ЖКХ, финансовые показатели деятельности которых за год составляют следующие значения:

  • объем выручки от оказания жилищно-коммунальных услуг превышает 50 млн. руб.;
  • сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн. руб.

Ежегодно в обязательном порядке к услугам аудиторских организаций должны обращаться организации, которые имеют в наличии хотя бы один из указанных показателей.

Данная норма законодательства является абсолютно новой для государственных и муниципальных предприятий, при этом для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации данные финансовые показатели могут быть понижены.

Как свидетельствует практика, многие предприятия ЖКХ, подлежащие обязательному аудиту, его не проводят. Одновременно согласно Закону № 119-ФЗ повысилась ответственность организаций за уклонение от проведения обязательного аудита. Так, размер штрафа за не проведение аудита составляет от 50 до 100 тыс. руб. При этом имеется судебная практика, когда кроме штрафных санкций за не проведение обязательного аудита принимается решение о проведении аудиторской проверки за предыдущие периоды.

Аудиторская проверка может быть не только обязательной, но и инициативной. Инициативная проверка проводится по решению экономического субъекта. Например, если произошла смена главных бухгалтеров, руководителей предприятия, материально ответственных лиц.

Заключение


С появлением рыночных методов хозяйствования и негосударственных форм собственности появилась и необходимость в подтверждении финансовой отчетности, прочности и устойчивости финансового положения экономического субъекта. Резкий рост предприятий с иностранными инвестициями, изменение механизмов внешнеэкономической деятельности во многом способствовали развитию подтверждающей функции аудита. Первые аудиторские фирмы занимались в основном подтверждением достоверности годовой отчетности.

Основная цель аудиторской деятельности - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, т.е. иными словами выраженный результат выполнения подтверждающей функции.

 «Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности».


Список литературы

 

1.                Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. - М.: Издательство «Дело и сервис», 1998. - 464 с.

2.                Андреев В.Д. Практический аудит: Справочное пособие - М.: Экономика, 1994. - 336 с.

3.                Аренс А., Лоббек Дж. Аудит. / Пер. с англ.; Гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 560 с.

4.                Аудит Монтгомери /Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М.О, Рейлли, М.Б. Хирш. / Пер. с англ. под ред. Я.В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 542 с.

5.                Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин, Л.В. Сотников / Под ред. проф. В.И.Подольского. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 432 с.

6.                Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения. - М.: Экзамен, 1999. - 192 с.

7.                Бухгалтерско-аудиторский портфель (Книга предпринимателя. Книга бухгалтера. Книга аудитора) /Отв. ред. Ю.Б. Рубин, В.И. Солдаткин. - М.: СОМИНТЭК, 1994. - 752 с.

8.                Бухгалтерский учет и аудит в строительстве: Учебное пособие / В.А. Лукин, А.А. Карпенко, С.С. Романова / Под ред. В.А. Лукинова. - М.: Юрайт, 1998. - 474 с.



[1] Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин, Л.В. Сотников / Под ред. проф. В.И.Подольского. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 432 с.


[2] Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения. - М.: Экзамен, 1999. - 192 с.


[3] Богомолов А.М., Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения. - М.: Экзамен, 1999. - 192 с.


[4] Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин, Л.В. Сотников / Под ред. проф. В.И.Подольского. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 432 с.