План.
1Характеристика стратегического планирования на предприятии.
2.Бизнес-план
Список литературы
1. Характеристика стратегического планирования на предприятии
Планирование стратегии организации, с одной стороны, является подсистемой стратегического управления, с другой — оно представляет сущностную основу процесса стратегического планирования, которое отличается от него лишь этапами реализации и последующей оценки стратегии. Поэтому в дальнейшем изложении допускается отождествление понятий «планирование стратегии» и «стратегическое планирование».
Стратегическое планирование— это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.
Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации. Чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие и взаимообусловленность всех подразделений организации, видов ее деятельности и достаточно сложную систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализовать.
При разработке стратегических позиций фирмы обычно пользуются определенными показателями, как качественными, так и количественными, Качественные показатели на практике именуются ориентирами, количественные - заданиями. Ориентир - по существу это более определенная цель, которую фирма стремится достичь путем разработки стратегии. Определение цели - это более конкретный уровень принятия решений, требующий выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия, разработанная для достижения одних целей, не будет применима для достижения других целей [2].
Стратегия фирмы — это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей.
Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути [2].
Система стратегического управления, получившая развитие на современном этапе, предусматривает:
• выделение ресурсов корпорации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно хозяйственной деятельностью;
• создание центров руководства каждой стратегической целью;
• оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей.
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей компании; оценка ее возможностей и ресурсов; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.
Исходя из необходимости решения вышеперечисленных задач, в процессе разработки стратегии производится оценка потенциала фирмы, ее возможностей и ресурсов для достижения общих целей; анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы: коммерческих, технологических, социальных; анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившимся условиям и возникшим ситуациям; оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей; принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития фирмы.
На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом; рекомендация новых стратегий развития.
Принятие и проведение своевременных решений в связи с возникновением неожиданных ситуации (меры правительства, действия иностранных конкурентов, результаты научно-технических достижении) требуют применения в управлении системы так называемого ранжирования стратегических задач.
Эта система предусматривает следующее:
- проведение постоянного наблюдения и анализ внешних факторов: рыночных, научно-технических, общеэкономических, социальных, политических;
- доведение результатов анализа и их оценки до высшего руководства фирмы, которое проводит ранжирование задач по степени принятия по ним решений и очередности использования:
а) самые срочные и важные, требующие немедленного рассмотрения;
б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового периода,
в) важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля;
г) задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия по ним решений.
Срочные задачи передаются немедленно проектным группам для принятия по ним решений, а также соответствующим оперативно-хозяйственным подразделениям — производственным отделениям. Работа по ранжированию задач и выделению из них наиболее приоритетных ведется высшим руководством фирмы постоянно, также как и последующий контроль за их выполнением.
Стратегическое управление основывается на стратегических целях компании, а именно, не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, не на имеющемся, а на создаваемом научном, производственном, сбытовом потенциале фирмы, под который целевым направлением выделяются ресурсы.
Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно классифицировать следующим образом:
- конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.
- стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции за счет новых отраслей и прекращения тех из них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.
- стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции.
- стратегия капиталовложений предполагает определение относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов продукции и деятельности фирмы в целом; определение конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам; выяснение возможностей фирмы на основе результатов планирования и выполнения планов путем организации оперативно-хозяйственной деятельности, и пр.
Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования фирмы как в целом, так и ее филиалов и дочерних компаний.
2.Бизнес-план
Общество с ограниченной ответственностью «Арена»
Адрес: г. Новосибирск, Автогенная
ООО «Арена» занимается производством быстрозамороженных овощей и ягод, является дистрибьютором мороженого. Предприятие было образовано в 1997 году и на данный момент занимает устойчивые позиции на Новосибирском продуктовом рынке.
Рис. 1 Миссия и цели в управлении
ООО «Арена» предлагает широкий ассортимент отечественного и импортного мороженого и замороженных продуктов. Предприятие работает с любыми типами торговых организаций. Среди постоянных клиентов и супермаркеты и небольшие магазинчики, престижные рестораны и небольшие кафе. Широкий ассортимент продукции позволяет удовлетворить любые запросы клиентов.
Своим клиентам компания предоставляет полный комплекс услуг. ООО «Арена» осуществляет доставку своей продукции по Новосибирску и Новосибирской области, предоставляет в аренду морозильное оборудование и рекламные материалы.
Предприятие планирует занять 3% новосибирского рынка за первый год, 10% - во второй год, 15% -в 3 год.
Паспорт отрасли /Новосибирская область/:
· количество субъектов, производивших в 2001 году молочную продукцию, — около 300 предприятий;
· объем цельномолочной продукции, произведенной в 2001 году, —597,7 тыс.т (по данным Госкомстата);
· средняя рентабельность производства традиционной цельномолочной продукции (пастеризованное молоко, кефир, ряженка (не био-) — 3-5%, некоторых продуктов десертной группы (йогурты, сырковые массы) — 8-15%, твердого сыра — 25-30%, сухого молока – 20%, в среднем по отрасли — 8-10% [2, c.17];
Стратегия ценообразования направлена на проникновение на рынок. ООО «Арена» устанавливает относительно низкие цены для того, чтобы занять позицию на рынке, и расширить свою долю на нем за максимально короткое время. В качестве ориентира по установлению цен на сухое молоко принято ООО «Альбумин». Рынок сухих сливок в Новосибирске и в области в настоящее время в основном представлен зарубежными производителями: «Hi – Milky», «Milk-josy».
Рис. 2 Организационная структура управления ООО «Арена»
Упор делается на проведение интенсивной рекламной компании. В рекламе делается упор на наличии полезных свойств продукта, его питательности, пригодности для использования в детских учреждениях.
В прогнозе возможных цен на сухое обезжиренное молоко (СОМ) летом 2002 года необходимо учитывать следующие параметры:
· изменение (в том числе сезонные) цен на исходное сырье (молоко) в России;
· изменение цен на энергоресурсы (газ, электроэнергия, нефтепродукты); уровень инфляции; колебание цен на сопряженный продукт (масло);
· сезонную насыщенность внутреннего рынка;
· стоимость кредитных ресурсов (процентная ставка по кредиту);
· качественные показатели товара и, наконец, сбалансированная цена спроса на экспорт.
В действительности, присутствуют еще несколько немаловажных параметров:
· погодные условия в весенние месяцы,
· экономическая ситуация в различных регионах,
· законодательная возможность «зачетных» и «топливных» схем торговли и так далее.
Однако, эти параметры крайне сложно учесть в связи с их непредсказуемостью, да и степень их влияния не превышает 3-5%.
Наиболее важными параметрами из всех вышеперечисленных являются, несомненно, цены на исходное сырье и энергоресурсы (обычно до 80% себестоимости). Так при средней цене молока в 3,5 руб./литр и условной «разбивки» жир-белок 1,5 руб. –жир, 2 руб. – белок, получаются минимально возможные цены на масло и СОМ – 39 руб./кг и 34 руб./кг соответственно.
При цене исходного сырья в 4 руб./литр (1,5 руб. жир – 2,5 руб. белок) получим приблизительно 39 руб./кг – масло, 41 руб./кг – СОМ. Однако, следует отметить, что летние цены спроса на сухое молоко будут несколько ниже – примерно 36-38 руб./кг в связи с уже традиционным присутствием на Российском рынке украинского и белорусского товара. (цена сырья в Новосибирске не превышает 2,5-3 руб./кг и, соответственно, себестоимость масла не более 32 руб./кг). Таким образом, нижняя планка цены на СОМ в России летом вряд ли опустится ниже 36 руб./кг. Что касается верхнего уровня цен – он будет определяться (по крайней мере, с мая до конца июля) экспортным спросом.
Планируется заключение договоров с крупнейшими Новосибирскими комбинатами детского питания, предприятиями системы общественного питания, школами, кондитерскими цехами.
Планируется продажа товара через сеть розничных магазинов города, супермаркетов «Аллегро», «Бриз», и т.д. оптовые продажи со склада со скидками до 10%. Планируется введение системы продаж в кредит для постоянных клиентов, предоставление рассрочки сроком до одного месяца.
Политика ценообразования: ООО «Арена» планирует введение гибкой системы скидок.
При покупке сухого молока оптом устанавливаются следующие скидки:
· От 50 кг 2%
· От 1 тонны 5%
· От 5 тонн 7%
· От 10 тонн 10%
· От 20 тонн 12%
Применительно к какой-либо торговой точке предполагается классифицировать различные виды стимулирования, по их происхождению и воздействию на клиентуру. В этом случае планируется применять три обобщенных типа стимулирования:
· общее стимулирование, применяемое на месте продажи. Его отличительной чертой является заданность темы. Оно служит инструментом общего оживления торговли ( годовщина, церемония открытия);
· избирательное стимулирование предполагает помещение товара вне мест общей выкладки на выгодной позиции, например в начале ряда или стеллажа;
· индивидуальное стимулирование осуществляется в местах общей экспозиции товаров и, как правило, исходит от производителя.
В табл. 1 приведены преимущества и недостатки различных схем распространения товаров.
Таблица 1
Схема распространения товаров
Каналы сбыта |
Преимущества |
Недостатки |
Со складов предприятия |
Низкие сбытовые издержки |
Только крупными партиями |
Через посредников |
Низкие сбытовые издержки |
Необходимость производить отбор посредников |
Через розничные магазины |
Низкие сбытовые издержки |
Высокие расходы на рекламу |
Продажа организациям |
Регулярность поставок, заключение договоров |
Высокие расходы на рекламу |
Реализация рекламы:
· Стенды в супермаркетах;
· Наружная реклама на остановках общественного транспорта;
· Реклама в метро;
· Реклама в прессе;
Таблица 2
Анализ показателей конкурентоспособности предприятий на рынке
сухого молока
№ п/п |
Факторы конкурентоспособности |
ООО «Арена» |
ОАО «Молкомбинат» |
ООО Артекс Трейд |
1 |
Качество товара |
5 |
5 |
4 |
2 |
Престиж торговой марки |
5 |
5 |
4 |
3 |
Защищенность патентами |
4 |
5 |
3 |
4 |
Цена продажная |
5 |
5 |
3 |
5 |
Процент скидки с цены |
5 |
4 |
4 |
6 |
Реклама |
5 |
4 |
4 |
7 |
Пропаганда |
5 |
5 |
4 |
Общее количество баллов |
34 |
33 |
26 |
Перед предприятием стоит задача выйти на рынок сухого молока и в первый год занять 3% рынка. Основной упор в реализации продукции должен делаться на качество и стратегию дифференцирования товара, т. е. различные виды фасовки и упаковки продукта, производство молока с различной жирностью: от обезжиренного – до сливок.
Производственной коммерческой стратегией предприятия предусмотрено разделения всего инвестиционного периода – на 4 квартала:
1 квартал – предпроизводственный (кредитование, реконструкция помещения, закупка и монтаж оборудования).
2 квартал – загрузка производственных мощностей на 50%, расширение рынка сбыта;
3 квартал (производственный) – выход на 75% загрузку мощностей производства, освоение новых рынков сбыта, закрепление на рынках сбыта, возврат большей части кредитных средств;
4 квартал (производственный) – при 100% загрузке мощностей и освоенных рынках сбыта предусмотрено накопление денежных средств, достаточных для погашения остатка долга банку, и выходу на уровень самоокупаемости собственных инвестиций.
Заемные средства в сумме 550 тыс. руб. планируется получить в банке из условия 22% годовых (ООО «Ланта-Банк») на срок 1 год. Под реализацию данного инвестиционного проекта планируется выделение собственных финансовых ресурсов в сумме 600 тыс. руб. Источник вложения – средства учредителей.
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление.-М.: Экономика, 1999 г.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник.-М.:1995 г.
3. Гольштейн. Стратегический менеджмент.- Таганрог: ТРТУ 1997 г.
4. Менеджмент организаций. Учебник./ Под ред. З.П.Румянцевой и Н.А.Саломатиной.-М.: Инфра-М, 1997 г.
5. Меском М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. –М.: Дело, 1996 г.
6. Поршнева А.Г. Управление организацией. - М. Инфра-М, 1999