План.

1Характеристика стратегического планирования на предприятии.

2.Бизнес-план

Список литературы

1. Характеристика стратегического планирования на предприятии

Планирование стратегии организации, с одной стороны, является подсистемой стратегического управления, с другой — оно пред­ставляет сущностную основу процесса стратегического планирования, которое отличается от него лишь этапами реализации и последующей оценки стратегии. Поэтому в дальнейшем изложении допускается отождествление понятий «планирование стратегии» и «стратегичес­кое планирование».

Стратегическое планирование— это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Процесс стратегическо­го планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача заключается в обеспечении но­вовведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование ко­торым обеспечивает рост и укрепление позиций организации.

     Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации. Чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие и взаимообусловлен­ность всех подразделений организации, видов ее деятельности и до­статочно сложную систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализовать.

При разработке стратегических позиций фирмы обычно пользуются определенными показателями, как качественными, так и количественными, Качественные показатели на практике именуются ориентирами, количественные - заданиями. Ориентир - по существу это более определенная цель, которую фирма стремится достичь путем разработки стратегии. Определение цели - это более конкретный уровень принятия решений, требующий выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия, разработанная для достижения одних целей, не будет применима для достижения других целей [2].

Стратегия фирмы это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей.   

      Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути [2].

     Система стратегического управления, получившая развитие на современном этапе, предусматривает:

• выделение ресурсов корпорации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно хозяйственной деятельностью;

• создание центров руководства каждой стратегической целью;

• оценку и стимулирование производственных подразделений и их руко­водителей по степени достижения стратегических целей.

      Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей ком­пании; оценка ее возможностей и ресурсов; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; оп­ределение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных пла­нов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе опреде­ленных критериев с учетом намеченных целей и планов.

     Исходя из необходимости решения вышеперечисленных задач, в процессе разработки стратегии производится оценка потенциала фирмы, ее возможностей и ресурсов для достижения общих целей; анализ внутренних факто­ров, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы: коммерческих, тех­нологических, социальных; анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившимся условиям и возник­шим ситуациям; оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей; принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов фун­кционирования и развития фирмы.

     На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом; рекомендация новых стратегий развития.

     Принятие и проведение своевременных решений в связи с возникновением неожиданных ситуации (меры правительства, действия иностранных конкурентов, результаты научно-технических достижении) требуют применения в управлении системы так называемого ранжирования стратегических задач.

       Эта система предусматривает следующее:

  - проведение постоянного наблюдения и анализ внешних факторов: рыночных, научно-технических, общеэкономических, социальных, политических;

- доведение результатов анализа и их оценки до высшего руководства фирмы, которое проводит ранжирование задач по степени принятия по ним решений и очередности использования:

а) самые срочные и важные, требующие немедленного рассмотрения;

б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового периода,

в) важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля;

г) задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия по ним  решений.

      Срочные задачи передаются немедленно проектным группам для принятия по ним решений, а также соответствующим оперативно-хозяйственным подразделениям — производственным отделениям. Работа по ранжированию задач и выделению из них наиболее приоритетных ведется высшим руководством фирмы постоянно, также как и последующий контроль за их выполнением.

      Стратегическое управление основывается на стратегических целях компа­нии, а именно, не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, не на имеющемся, а на создаваемом научном, производствен­ном, сбытовом потенциале фирмы, под который целевым направлением вы­деляются ресурсы.

     Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои клю­чевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно классифицировать следующим образом:

      - конкурентная стратегия направлена на снижение издержек произ­водства, индивидуализацию и повышение качества продукции, опреде­ление путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.

      - стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов деятельности и выпускаемой продукции за счет новых отраслей и прекращения тех из них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.

      - стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объ­единение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции.

     - стратегия капиталовложений предполагает определение относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска от­дельных видов продукции и деятельности фирмы в целом; определение конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам; выяснение возможностей фирмы на основе результатов планирования и выполнения планов путем организации оперативно-хозяйственной деятельности, и пр.

     Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования фирмы как в целом, так и ее филиалов и дочерних компаний.

2.Бизнес-план

Общество с ограниченной ответственностью  «Арена»

Адрес: г. Новосибирск, Автогенная

ООО «Арена» занимается производством быстрозамороженных овощей и ягод, является дистрибьютором мороженого. Предприятие  было образовано в 1997 году и на данный момент занимает устойчивые позиции на Новосибирском продуктовом рынке.

 

 



















     

Рис. 1 Миссия и цели в управлении

      ООО «Арена» предлагает широкий ассортимент отечественного и импортного мороженого и замороженных продуктов. Предприятие  работает с любыми типами торговых организаций. Среди постоянных клиентов и супермаркеты и небольшие магазинчики, престижные рестораны и небольшие кафе. Широкий ассортимент продукции позволяет удовлетворить любые запросы клиентов.

     Своим клиентам компания предоставляет полный комплекс услуг. ООО «Арена» осуществляет доставку своей продукции по Новосибирску  и Новосибирской  области, предоставляет в аренду морозильное оборудование и рекламные материалы.

     Предприятие планирует занять 3% новосибирского  рынка за первый год, 10% - во второй год, 15% -в 3 год.

    Паспорт отрасли /Новосибирская область/:

·        количество субъектов, производивших в 2001 году молочную продукцию, — около 300 предприятий;

·        объем цельномолочной продукции, произведенной в 2001 году, —597,7 тыс.т (по данным Госкомстата);

·        средняя рентабельность производства традиционной цельномолочной продукции (пастеризованное молоко, кефир, ряженка (не био-) — 3-5%, некоторых продуктов десертной группы (йогурты, сырковые массы) — 8-15%, твердого сыра — 25-30%, сухого молока – 20%,  в среднем по отрасли — 8-10% [2, c.17];

     Стратегия ценообразования направлена на проникновение на рынок. ООО «Арена» устанавливает относительно низкие цены для того, чтобы занять позицию на рынке, и расширить свою долю на нем за максимально короткое время. В качестве ориентира по установлению цен на сухое молоко принято ООО «Альбумин». Рынок сухих сливок в Новосибирске и в области в настоящее время в основном представлен зарубежными производителями: «Hi – Milky», «Milk-josy».

 

 























Рис. 2 Организационная структура управления ООО «Арена»

     Упор делается на проведение интенсивной рекламной компании. В рекламе делается упор на  наличии полезных свойств продукта, его питательности, пригодности для использования в детских учреждениях.

     В прогнозе возможных цен на сухое обезжиренное молоко (СОМ) летом 2002 года необходимо учитывать следующие параметры:

·        изменение (в том числе сезонные) цен на исходное сырье (молоко) в России;

·        изменение цен на энергоресурсы (газ, электроэнергия, нефтепродукты); уровень инфляции; колебание цен на сопряженный продукт (масло);

·        сезонную насыщенность внутреннего рынка;

·        стоимость кредитных ресурсов (процентная ставка по кредиту);

·        качественные показатели товара и, наконец, сбалансированная цена спроса на экспорт.

В действительности, присутствуют еще несколько немаловажных параметров:

·        погодные условия в весенние месяцы,

·        экономическая ситуация в различных регионах,

·        законодательная возможность «зачетных» и «топливных» схем торговли и так далее.

     Однако, эти параметры крайне сложно учесть в связи с их непредсказуемостью, да и степень их влияния не превышает 3-5%.

     Наиболее важными параметрами из всех вышеперечисленных являются, несомненно, цены на исходное сырье и энергоресурсы (обычно до 80% себестоимости). Так при средней цене молока в 3,5 руб./литр и условной «разбивки» жир-белок 1,5 руб. –жир, 2 руб. – белок,  получаются минимально возможные цены на масло и СОМ – 39 руб./кг и 34 руб./кг соответственно.

     При цене исходного сырья в 4 руб./литр (1,5 руб. жир – 2,5 руб. белок) получим приблизительно 39 руб./кг – масло, 41 руб./кг – СОМ. Однако, следует отметить, что летние цены спроса на сухое молоко  будут несколько ниже – примерно 36-38 руб./кг в связи с уже традиционным присутствием на Российском рынке украинского и белорусского товара. (цена сырья в Новосибирске не превышает 2,5-3 руб./кг и, соответственно, себестоимость масла не более 32 руб./кг). Таким образом, нижняя планка цены на СОМ в России летом вряд ли опустится ниже 36 руб./кг. Что касается верхнего уровня цен – он будет определяться (по крайней мере, с мая до конца июля) экспортным спросом.

     Планируется заключение договоров с крупнейшими Новосибирскими комбинатами детского питания, предприятиями системы общественного питания, школами, кондитерскими цехами.

    Планируется продажа товара через сеть розничных магазинов города, супермаркетов «Аллегро», «Бриз», и т.д. оптовые продажи со склада со скидками до 10%. Планируется введение системы продаж в кредит для постоянных клиентов,  предоставление рассрочки сроком до одного месяца.

     Политика ценообразования: ООО «Арена» планирует введение гибкой системы скидок.

    При покупке сухого молока оптом устанавливаются следующие скидки:

·        От 50 кг              2%

·        От 1 тонны         5%

·        От 5 тонн            7%

·        От 10 тонн         10%

·        От 20 тонн         12%

Применительно к какой-либо торговой точке предполагается классифицировать различные виды стимулирования, по их происхождению и воздействию на клиентуру. В этом случае планируется применять три обобщенных типа стимулирования:

·        общее стимулирование, применяемое на месте продажи. Его отличительной чертой является заданность темы. Оно служит инструментом общего оживления торговли ( годовщина, церемония открытия);

·        избирательное стимулирование предполагает помещение товара вне мест общей выкладки на выгодной позиции, например в начале ряда или стеллажа;

·        индивидуальное стимулирование осуществляется в местах общей экспозиции товаров и, как правило, исходит от производителя.

     В табл. 1  приведены преимущества и недостатки различных схем распространения товаров.

Таблица 1

Схема распространения товаров

Каналы сбыта

Преимущества

Недостатки

Со складов предприятия

Низкие сбытовые издержки

Только крупными партиями

Через посредников

Низкие сбытовые издержки

Необходимость производить отбор посредников

Через розничные магазины

Низкие сбытовые издержки

Высокие расходы на рекламу

Продажа организациям

Регулярность поставок, заключение договоров

Высокие расходы на рекламу


Реализация рекламы:

·        Стенды в супермаркетах;

·        Наружная реклама на остановках общественного транспорта;

·        Реклама в метро;

·         Реклама в прессе;

Таблица  2

Анализ показателей  конкурентоспособности предприятий на рынке

сухого молока

№ п/п

Факторы конкурентоспособности

ООО «Арена»

ОАО «Молкомбинат»

               ООО

Артекс Трейд

1

Качество товара

5

5

4

2

Престиж торговой марки

5

5

4

3

Защищенность патентами

4

5

3

4

Цена продажная

5

5

3

5

Процент скидки с цены

5

4

4

6

Реклама

5

4

4

7

Пропаганда

5

5

4

Общее количество баллов

34

33

26


   Перед предприятием стоит задача  выйти на рынок сухого молока и в первый год занять 3% рынка. Основной упор  в реализации продукции должен делаться на качество и стратегию дифференцирования товара, т. е. различные виды фасовки и упаковки продукта, производство молока с различной жирностью: от обезжиренного – до сливок.

    Производственной коммерческой стратегией предприятия предусмотрено разделения всего инвестиционного периода – на 4 квартала:

     1 квартал – предпроизводственный (кредитование, реконструкция помещения, закупка и монтаж оборудования).

     2 квартал – загрузка производственных мощностей на 50%, расширение рынка сбыта;

3 квартал (производственный) – выход на 75% загрузку мощностей производства, освоение новых рынков сбыта, закрепление на рынках сбыта, возврат большей части кредитных средств;

     4 квартал (производственный) – при 100% загрузке мощностей и освоенных рынках сбыта предусмотрено накопление денежных средств, достаточных для погашения остатка долга банку, и выходу на уровень самоокупаемости собственных инвестиций.

Заемные средства в сумме 550 тыс. руб. планируется получить в банке из условия 22% годовых (ООО «Ланта-Банк») на срок 1 год. Под реализацию данного инвестиционного проекта планируется выделение собственных финансовых ресурсов в сумме 600 тыс. руб. Источник вложения – средства учредителей.

Список литературы


1.     Ансофф И. Стратегическое управление.-М.: Экономика, 1999 г.

2.     Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник.-М.:1995 г.

3.     Гольштейн. Стратегический менеджмент.- Таганрог: ТРТУ 1997 г.

4.     Менеджмент организаций. Учебник./ Под ред. З.П.Румянцевой и Н.А.Саломатиной.-М.: Инфра-М, 1997 г.

5.     Меском М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. –М.: Дело, 1996 г.

            6. Поршнева А.Г. Управление организацией. - М. Инфра-М, 1999