Содержание


Введение.............................................................................................................. 3

1.Таможенные органы Российской Федерации................................................. 4

1.1.Таможенные платежи.................................................................................... 4

1.2.Таможенная пошлина................................................................................... 5

1.3.Таможенные сборы за таможенное оформление......................................... 6

2.Перемещение товаров через таможенную границу РФ................................. 9

2.1.Освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин и налогов......... 10

2.2.Льготы......................................................................................................... 10

2.3.Таможенная стоимость............................................................................... 10

Заключение........................................................................................................ 12

Литература........................................................................................................ 16



Введение

С 1 января 2002 года вступил в силу новый Таможенный Кодекс, определивший правовые, экономические и организационные основы таможенного дела в Российской Федерации.

Таможенное дело составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Таможенное дело относится к ведению федеральных органов государственной власти. В соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ, а также Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан об урегулировании отношений в вопросах таможенного дела, Российская Федерация и Республика Татарстан образуют единую таможенную территорию, сохраняют единую таможенную службу, единые таможенные тарифы и систему таможенных платежей.

В последнее время в сфере внешнеэкономических связей наблюдается тенденция к увеличению числа правонарушений, одни из которых носят административный характер, а другие - уголовный. Несмотря на то, что в Таможенном кодексе Российской Федерации содержатся статьи, непосредственно касающиеся преступлений в таможенной сфере, ответственность за такие правонарушения устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ). Практически все составы таможенных преступлений так или иначе связаны с налоговой и (или) валютной проблематикой. Поэтому хорошо отлаженный механизм Таможенной службы так важен для любого государства.

1.Таможенные органы Российской Федерации.

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят:

·                     Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

·                     региональные таможенные управления Российской Федерации;

·                     таможни Российской Федерации;

·                     таможенные посты Российской Федерации.

1.1.Таможенные платежи

Таможенные платежи - все виды платежей, взимаемые таможенными органами при перемещении через таможенную границу товаров, транспортных средств и иных предметов, а также других случаях, установленных законодательством страны.

Таможенным кодексом РФ предусмотрены следующие таможенные платежи:

1.                таможенная пошлина;

2.                налог на добавленную стоимость;

3.                акцизы;

4.                сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

5.                сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6.                таможенные сборы за таможенное оформление;

7.                таможенные сборы за хранение товаров;

8.                таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

9.                плата за информирование и консультирование;

10.           плата за принятие предварительного решения;

11.           плата за участие в таможенных аукционах.

1.2.Таможенная пошлина

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию страны или при вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Основой для начисления таможенной пошлины является таможенная стоимость товара.[1]

Вступившим в силу с 1 января 2002 года новым Таможенным Кодексом РФ, были изменены ввозные пошлины примерно на 140 товарных позиций, из которых около 90 процентов - в сторону снижения.

Работа по совершенствованию ввозных таможенных пошлин будет продолжаться. В частности, ГТК готовит предложение о дальнейшем снижении ставок ввозных пошлин на отдельные виды товаров.

Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе, представляющем собой список (или реестр) облагаемых таможенными пошлинами товаров. По мере развития мировой торговли структура таможенных тарифов усложнялась. Если первоначально существовала только одна ставка пошлины, накладываемая на все импортированные товары, и тариф был одноколонным, то впоследствии начали широко использоваться и многоколонные тарифы.

При одноколонном (простом) тарифе величина пошлины едина вне зависимости от страны происхождения товара. Недостаток такого тарифа связан с тем, что он не позволяет гибко менять величину пошлин и использовать их при решении торгово-политических задач.

В настоящее время все страны имеют многоколонные тарифы, устанавливающие для каждой группы товара две или большее количество ставок. В таком сложном тарифе обычно наибольшей является генеральная, или автономная, пошлина. Она налагается на товары, импортируемые из тех стран, с которыми нет торговых договоров или соглашений

Таможенные тарифы распределяют товары по производственному признаку, т.е. товары, относящиеся к одинаковым производствам, объединены в группы.

Таможенные тарифы промышленно развитых стран строятся так, что уровень налогообложения увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара. Например, если таможенная пошлина на импорт необработанного хлопка отсутствует, т.е. равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7-9%, а для изделий уже может достигать 20%.

Таким образом, английский производитель хлопчатобумажных изделий, покупая беспошлинно иностранный хлопок, получает фактически уровень таможенной защиты, который намного превышает номинальную величину таможенной пошлины.


1.3.Таможенные сборы за таможенное оформление

Таможенное оформление - процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного Кодекса. 12 февраля 2002 года вступил в действие приказ ГТК N 1132 "Об особенностях таможенного оформления и таможенного контроля товаров отдельной категории". Он предусматривает возможность оформления 50 товарных позиций с использованием предварительных таможенных деклараций фирмой-импортером с уплатой таможенных платежей до фактического ввоза товара из-за рубежа. Среди этих товарных позиций практически весь спектр электробытовой техники, фототехники, часов, а также компьютеров и комплектующих к ним.[2]

Новый порядок оформления позволит уменьшить время прохождения пункта таможенного оформления одной единицей транспорта с 2-3 суток, до 2-3 часов.

За таможенное оформление товаров, включая транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом, а также транспортных средств взимаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, таможенные сборы в валюте Российской Федерации в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а за таможенное оформление товаров, исключая товары не для коммерческих целей, - дополнительно сбор в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров и транспортных средств.[3]

Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе уменьшать указанные размеры таможенных сборов, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях - изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный сбор.

Упрощенный порядок таможенного оформления - в соответствии с Таможенным кодексом РФ (Ст.133 ТК РФ) применяется при ввозе на таможенную территорию РФ и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, живых животных, скоропортящихся товаров, радиоактивных материалов, сообщений и других материалов для целей массовой информации, товаров, направляемых в адрес высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, и других подобных товаров. При этом проверка таможенной декларации, всех необходимых для таможенных целей документов и сведений и досмотр товаров и транспортных средств производится в приоритетном порядке - не позднее 3-х дней с момента принятия таможенной декларации.

Таможенные сборы за хранение товаров

Таможенные сборы за хранение товаров - предусмотренный Таможенным Кодексом РФ вид таможенных платежей, взимаемых за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы. Размеры таких сборов определяются ГТК РФ исходя из средней стоимости оказанных услуг.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров

Таможенные сборы за таможенное сопровождение - предусмотренный Таможенным Кодексом РФ вид таможенных платежей, взимаемый таможенными органами за сопровождение должностными лицами этих органов товаров, транспортных средств и документов на них (когда такое сопровождение является необходимым согласно таможенному законодательству).

Размеры таможенных сборов определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Плательщики таможенных платежей

Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с настоящим Кодексом.

Декларант - лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный брокер. Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения через границу РФ физическими лицами товаров не для коммерческих целей и иных случаев, определяемых ГТК РФ (Ст. 172 ТК РФ). Права, обязанности и объем ответственности декларанта регламентируются ТК РФ.

Сроки уплаты таможенных платежей

Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации.

При перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.


2.Перемещение товаров через таможенную границу РФ


Постановление Правительства РФ от 10.07.99 г. № 783 устанавливает порядок перемещения через таможенную границу РФ физическими лицами товаров не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.

Товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, перемещаются физическими лицами через таможенную границу РФ в упрощенном льготном порядке.

Упрощенный льготный порядок перемещения через таможенную границу РФ товаров включает в себя полное или частичное освобождение физических лиц от уплаты таможенных пошлин и налогов, установление единых ставок таможенных пошлин и налогов, а также неприменение к товарам мер экономической политики.

Предназначение товаров устанавливается таможенными органами РФ исходя из характера, количества и частоты перемещения через таможенную границу РФ товаров с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются не в целях личного пользования или потребления физическим лицом либо членами его семьи.

2.1.Освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин и налогов

Без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить при следовании через таможенную границу РФ товары (за исключением автомобилей) общая стоимость которых в эквивалентном выражении не превышает 1000 долларов США включительно и общий вес которых не превышает 50 килограммов включительно.

Физические лица, постоянно проживающие в РФ, срок непрерывного временного пребывания которых в иностранных государствах составляет более шести месяцев могут ввозить без уплаты таможенных пошлин и налогов товары (за исключением автомобилей) общая стоимость которых в эквивалентном выражении не превышает 5000 долларов США включительно.

Но в соответствии с требованиями данного Постановления, а также нормами Таможенного Кодекса РФ, товары должны перемещаться физическим лицом в целях личного пользования данного физического лица или членов его семьи.

2.2.Льготы

Физические лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющиеся из иностранных государств в РФ на постоянное место жительства, могут ввозить без уплаты таможенных пошлин и налогов товары (за исключением автомобилей), бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию РФ.

Условия освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов лиц, признанных беженцами и вынужденными переселенцами, а также переселяющихся из иностранных государств в РФ на постоянное место жительства, определяются Государственным таможенным комитетом РФ по согласованию с Федеральной миграционной службой России и Министерством финансов РФ.

2.3.Таможенная стоимость

Для исчисления сумм таможенных пошлин и налогов таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, определяется в упрощенном льготном порядке, устанавливаемом ГТК РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

В заключении необходимо учесть что п.2 Постановления Правительства РФ от 10.07.99 г. № 783 "Об утверждении Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ" определено "Государственному таможенному комитету РФ установить подробные правила ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров".

Заключение

Поступление доходов в федеральный бюджет от взимания таможенных пошлин за первое полугодие текущего года составило 152,5 млрд рублей, или 80 проц от утвержденных годовых назначений и 108,9 проц к уточненному заданию на первое полугодие.

Об этом сообщили в министерстве финансов РФ, которое в четверг на заседании правительства России отчитается об итогах исполнения федерального бюджета страны в первом полугодии 2001 года. По данным Минфина, средства от взимания импортных пошлин составили 43,6 млрд рублей - 74,3 проц к годовым бюджетным назначениям и 132,7 проц к уточненному заданию на первое полугодие. Рост показателя к аналогичному периоду прошлого года составил 160,3 проц или 0,2 проц ВВП. Значительное перевыполнение бюджетных назначений по поступлению средств от ввозных таможенных пошлин обусловлено, в частности, тем, что в 2001 году действуют более высокие ставки ввозных таможенных пошлин, чем те, которые учитывались при расчете федерального бюджета. Кроме того, к увеличению собираемости средств от импортных пошлин привели меры, принятые ГТК России по борьбе с контрабандой.

Укрепление реального курса рубля и некоторое повышение спроса населения на импортные продовольственные и промышленные товары положительно сказались на увеличении объемов импорта из стран дальнего зарубежья в текущем году по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. На рост объема импорта положительно повлияло и оживление деятельности межправительственных комиссий по торгово-экономическому и военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, широкое вовлечение во внешнеторговые операции субъектов РФ и развитие приграничной торговли между российскими и зарубежными регионами.

Доходы от экспортных пошлин за первое полугодие поступили в размере 108,95 млрд рублей, что составляет 82,6 проц к годовым бюджетным назначениям и 101,7 проц к уточненному заданию первого полугодия. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 148,9 или 0,33 проц ВВП. Перевыполнение бюджетных назначений по доходам от экспортных пошлин сложилось в основном в результате того, что в расчетах прогноза федерального бюджета на 2001 год были приняты ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в размерах меньших, чем те, которые фактически действовали в первом полугодии текущего года. Так, например, в расчетах к бюджету доходы от вывозных пошлин по нефти сырой в первом квартале были определены исходя из ставок в размере в среднем 24,7 евро за одну тонну, а во втором квартале - 14 евро за одну тонну. Фактически же, на основании мониторинга цен на энергоносители, складывавшихся на мировых рынках, правительством были установлены ставки в размере до 16 января текущего года - 34 евро, с 16 января до 18 марта - 48 евро и с 18 марта до июля - 22 евро за тонну.

Кроме того, в расчетах предусматривалось, что по большому ряду товарных групп действующие ставки экспортных пошлин с начала года будут снижены в среднем на 20 проц. Фактически же ставки пошлин в первом полугодии не изменялись, что также привело к дополнительным поступлениям в бюджет от экспортных пошлин, сказали в Минфине.

В одном из интервью начальник Главного управления тарифного и нетарифного управления ГТК РФ Андрей Кудряшев заметил, что отличить мясо курицы от мяса индейки просто только за обеденным столом. А когда через пограничный пункт идут фуры-рефрижераторы, груженные коробками с замороженными брикетами, отличить курицу от индюшки сможет редкий таможенник. Между тем пошлина на куриное мясо составляет 30%, тогда как на индюшачье она вдвое меньше. Этим пользуются "сообразительные" импортеры, декларируя дорогой с точки зрения таможенных налогов товар под видом более дешевого. Несомненно, пользуются этим и "сообразительные" таможенники, принимая куриное мясо за индюшачье, когда это сулит известные всем выгоды. В результате государство несет немалые потери. Ведь внешнеторговая деятельность всегда была стабильным источником доходов бюджета (поступления от нее формируют 30-40% его доходной части). И сейчас она важна как никогда. Страна должна платить по долгам - внешнему (перед международными финансовыми организациями и держателями еврооблигаций) и внутреннему (перед бюджетниками и пенсионерами) в условиях, когда на деньги МВФ (которые предполагалось направить на погашение долгов перед ним же) рассчитывать не приходится. Вся надежда - на внутренние резервы. Пока, как и в конце прошлого года, властям удается их мобилизовать. Минфин регулярно отчитывается о своевременных выплатах международным финансовым организациям (МВФ, ВБ), федеральные власти заявили, что погасили долги по зарплатам и пенсиям. В ближайшее время ситуация вряд ли изменится в худшую сторону: несмотря на решение ОПЕК об увеличении нефтедобычи, конъюнктура на мировом рынке нефти складывается благоприятным для России образом.

В то же время понятно, что делать основную ставку на непредсказуемую конъюнктуру мировых сырьевых рынков нерационально и малоэффективно. Цена на ту же нефть - материя крайне ненадежная, она может резко упасть за считанные недели. Так что, рассчитывая на доходы от экспорта сырьевых товаров, власти пытаются активизировать другие источники денежных ресурсов. Так, например, плановое задание для таможенных органов на 2000 год определено в размере 327 млрд. рублей, что в полтора раза больше прошлогоднего (184,2 млрд. рублей).[4]

В начале текущего года председатель ГТК Михаил Ванин говорил в интервью российским СМИ, что таможня надеется выполнить план за счет повышения собираемости импортных платежей. Таможенники намеревались усилить контроль за внутренней торговлей и прекратить порочную практику недобросовестного декларирования импортерами товаров. Для этих целей ГТК и МНС разработали и подписали совместный приказ о проведении проверок розничной торговли на предмет выявления незаконно ввезенных в страну товаров. Но, видимо, этого показалось недостаточно. И теперь таможенное начальство заговорило о необходимости унификации таможенного тарифа, полагая, что нынешняя система его формирования дает нечестным участникам внешнеэкономической деятельности массу возможностей для уклонения от уплаты таможенных налогов.

Проще говоря, речь идет об укрупнении товарных групп и введении упрощенной системы таможенных пошлин. Ныне действующий таможенный тариф включает в себя 97 товарных групп, разбитых в свою очередь на 11 400 товарных позиций. К товарам применяются разнообразные типы таможенных пошлин: одни исчисляются в процентах от таможенной стоимости, другие взимаются как фиксированная сумма за единицу товара (за основу российского таможенного тарифа был взят тариф Европейского союза). Есть и комбинированные. Ставки пошлин колеблются от 0 до 100%. Понятно, что проверить, правильно ли товар декларирован и соответственно все ли таможенные налоги уплачены, может таможенник только высокой квалификации. Конечно, повышать квалификацию таможенников, которые пока не в состоянии отличить мороженых кур от индюшек, - дело благородное. Кому помешают грамотные таможенники? Но путь этот, к сожалению, труднореализуем. Ведь таможенников в России почти 60 тысяч, а учиться они могут лишь в одном вузе - таможенной академии. Так что решено пойти другим путем - минимизировать разницу в размерах таможенных пошлин, установленных на однородные товары. Тем самым власти фактически признали, что таможенники в России не могут обеспечить полноценный контроль за импортом.

Литература


1.Газета «Правда»,29 августа 2002. «Взимание таможенных пошлин привнесло в бюджет 150 млрд. рублей».

2.Основы таможенного дела  Чекмарева Г.И.,М,1999.

3.Правовое регулирование таможенных платежей Арутюнян Г.В.,М,2000

4.Ставки ввозных таможенных пошлин

 " Ассоциация авторов и издателей ""Тандем"" ",М,2001

5.Страна происхождения, классификация товара //Таможенный альманах, №3.  Краснолуцкая Н.Т.



[1] Правовое регулирование таможенных платежей Арутюнян Г.В.,М,2000


[2] Правовое регулирование таможенных платежей Арутюнян Г.В.,М,2000


[3] Газета «Правда»,29 августа 2002. « ВЗИМАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН ПРИВНЕСЛО В БЮДЖЕТ 150 МЛРД. РУБЛЕЙ»


[4] Газета «Правда»,29 августа 2002. « ВЗИМАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН ПРИВНЕСЛО В БЮДЖЕТ 150 МЛРД. РУБЛЕЙ»