Содержание


Введение. 3

1.Экономическое содержание и назначение налога. 4

2.Налогоплательщики и объект обложения налогом. 5

3.Расчет налоговой базы НДС. 8

4.Ставки налога и порядок уплаты налога. 9

5.Льготы предоставляемые организациям и индивидуальным предпринимателям. 11

Заключение. 12

Литература. 14



Введение


Налог на добавленную стоимость (НДС) в своем современном виде введен в РФ в 1992 г. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит налоговому вычету.

С 01.01.2001 в число налогоплательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели.

НДС взимается по ставке 20%, а при реализации отдельных продуктов питания и товаров для детей - по ставке 10%.


Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость  признаются: [1]организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

 

Проблемы совершенствования косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость, в настоящее время являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации. Начиная с 1992 года, когда в стране впервые был введен НДС, ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг, в т.ч. со странами СНГ и Таможенного союза.

1.Экономическое содержание и назначение налога.


Налог на добавленную стоимость является налогом на внутреннее потребление. При этом, несмотря на предполагаемое возложение налогового бремени на потребителя, последний не облагается налогом напрямую. Вместо этого налогоплательщиками являются производители товаров и услуг, а также их продавцы, т.е. экономические субъекты, занимающиеся производством и распространением благ. При этом каждый налогоплательщик обязан перечислить в бюджет только часть налога, собираемого розничным продавцом с конечного потребителя, равную произведению налоговой ставки на стоимость товара, добавленную налогоплательщиком в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. Для достижения такого порядка обязательства по налогу на добавленную стоимость возникают при осуществлении каждой налогооблагаемой операции, под которой обычно понимают реализацию товаров и услуг. При смене собственника товара или при реализации услуги налогоплательщик начисляет НДС, а суммы уплаченного налога принимаются к возмещению или относятся на уменьшение налоговых обязательств. С юридической точки зрения в полной мере налог на товар или услугу уплачивается после того, как этот товар покидает круг зарегистрированных плательщиков НДС, т.е. происходит его конечная или розничная реализация.

С налогом на добавленную стоимость связано несколько теоретических проблем, относящихся главным образом к тому, в какой степени потребление домашних хозяйств должно облагаться налогом, а также к экономическому эффекту взимания налога. Кроме того, представляет интерес рассмотрение соотношения НДС с другими налогами – с налогом на доходы и налогом с продаж, который взимался в качестве налога на потребление до повсеместного внедрения налога на добавленную стоимость.

2.Налогоплательщики и объект обложения налогом.


Одним из важных теоретических вопросов, относящихся к налогу на добавленную стоимость, является вопрос о сфере его действия. С экономической точки зрения для удовлетворения критериям равенства и нейтральности идеальный НДС как налог на потребление должен взиматься со всего потребления домашних хозяйств, включая товары и услуги, произведенные самостоятельно. Так, для создания равных условий для всех существующих торгуемых и неторгуемых товаров потребление, например, самостоятельно выращенных овощей должно облагаться налогом на добавленную стоимость, т.к. указанная продукция в той же степени является потребленной добавленной стоимостью индивидуума, в какой в соответствии с концепцией экономического дохода в последний включается стоимость самостоятельно произведенных и потребленных товаров. Наиболее последовательные сторонники этой теории настаивают на включении в налогооблагаемую стоимость также и потребления свободного времени. В то же время всеми признается, что практическое воплощение подобных взглядов невозможно даже в отношении самостоятельно произведенных товаров, не говоря о свободном времени.

С точки зрения иного, юридического, подхода к налогу на добавленную стоимость целью указанного налога даже в идеале не является обложение нерыночного потребления. Даже в случае самостоятельного производства товаров или услуг экономический субъект должен уплатить налог только в том случае, если он реализует продукты своей деятельности. Другими словами, налогооблагаемой продукция становится только в том случае, если она производится не для собственного потребления, а для коммерческих целей. Вследствие этого законодательные акты о налоге на добавленную стоимость всегда включают в базу налога только торгуемые товары и услуги. Более того, операция попадает в категорию налогооблагаемых только в случае получения оплаты в денежной или какой-либо иное форме за поставленное благо. Таким образом, НДС является скорее налогом на потребительские расходы, нежели чем налогом на потребительскую деятельность в целом.

Интересным является также вопрос о том, как должно производиться налогообложение производственных товаров, т.е. является ли НДС налогом на потоки потребительских расходов или на запасы. С экономической точки зрения налог на добавленную стоимость – это налог на потоки. Это означает, что при реализации потребительских товаров длительного пользования, которые могут использоваться для оказания услуг в течение продолжительного периода времени (превышающего установленный налоговый период), налогообложению должна подлежать не реализационная стоимость этих товаров, а скорее стоимость услуг, которые в последующем будут оказаны этими товарами или с помощью этих товаров. Очевидно, что на практике подобная идея вряд ли осуществима. Поэтому считается, что цена товаров длительного пользования включает в себя сумму дисконтированных к моменту реализации стоимостей будущего потока доходов, а налог на реализационную стоимость – это приведенная текущая стоимость сумм налога, уплаченных при реализации услуг в будущем.[2]

С точки зрения налогового администрирования, описанное выше представление налога на добавленную стоимость искажает его природу, т.к. НДС не является налогом с физических лиц, а представляет собой налог на потребительские расходы и его взимание заканчивается на стадии розничных продаж товара независимо от вида товара. Юридическая теория НДС не предусматривает особого порядка налогообложения товаров длительного пользования, по причине того, что обязательства по налогу возникают только в момент несения потребительских расходов. И хотя налогообложение коммерческих операций не является прямой задачей налога на добавленную стоимость, это положение, центральное для организации системы НДС, не может быть игнорировано при анализе последнего.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1)                реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.

  В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) 3) выполнение строительно - монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.


3.Расчет налоговой базы НДС.


Момент определения налоговой базы по НДС при реализации (передаче) товаров (работ, услуг) по-прежнему зависит от принятой налогоплательщиком учетной политики.[3] Таким моментом является:

-- день отгрузки  (передачи) товара (работ, услуг) -- для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы  по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов;

-- день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) -- для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы  по мере поступления денежных средств.

При этом  согласно п. 12 ст. 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Она применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Если налогоплательщик не установил, какой способ определения момента определения налоговой базы он будет применять для целей исчисления и уплаты НДС,   в этих целях применяется способ, указанный в пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ, то есть по отгрузке.

При этом п. 12 ст. 167 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому индивидуальные предприниматели в целях применения главы 21 НК РФ выбирают момент определения налоговой базы  и  уведомляют об этом налоговую инспекцию в письменном виде в произвольной форме в срок до 20-го числа месяца, следующего за соответствующим календарным годом. Принятая индивидуальным предпринимателем учетная политика должна быть неизменной в течение года.


4.Ставки налога и порядок уплаты налога.


Как известно, по налоговой ставке 10% облагаются НДС швейные изделия, перечисленные в п. 2 ст. 164 НК РФ, кроме изделий из натуральной кожи и натурального меха. В данный пункт Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее -- Закон № 57-ФЗ) были внесены изменения, и с 1 января 2002 года по ставке 10% подлежат обложению НДС также изделия из натуральной овчины и кролика, включая изделия из натуральной овчины и кролика с кожаными вставками.

Изменения коснулись и книжной продукции. В соответствии с новой редакцией пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ облагается НДС по налоговой ставке 10% книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, за исключением продукции рекламного и эротического характера.Отменены расчетные налоговые ставки НДС 16,67 и 9,09%. В случаях когда в соответствии с НК РФ сумма НДС должна определяться расчетным методом, налоговая ставка рассчитывается как процентное отношение налоговой ставки 10 или 20% к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на 10 или 20%. Иными словами, для определения суммы НДС налоговая база делится на 110 или 120% и умножается на 10 или 20%.

Таким методом определяется сумма НДС:

-- при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ;

-- удержании НДС налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ;

-- реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с НДС согласно п. 3 ст. 154 НК РФ;

-- реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ;

-- определении суммы НДС, подлежащей вычету, по расходам на командировки на основании п. 7 ст. 171 НК РФ.

Следовательно, теперь при расчетах не будет погрешности из-за округления сумм НДС.

Пример 1

В июне 2002 года на расчетный счет ООО “Марс” поступили платежи за предстоящие поставки продукции на сумму 60 000 руб.

Кроме того, в июне 2002 года ООО “Марс” оплатило арендную плату за имущество, находящееся в муниципальной собственности, в сумме 30 000 руб., в том числе НДС.

Сумма НДС, исчисленная ООО “Марс” с полученных авансов за июнь 2002 года, будет равна 10 000 руб. (60 000 руб. х 20% : 120%). До внесения поправок она составила бы 10 002 руб. (60 000 руб. х 16,67% : 100%).

Сумма НДС, исчисленная ООО “Марс” с арендной платы за июнь 2002 года, составила 5000 руб. (30 000 руб. х 20% : 100%). До внесения поправок она была бы равна 5001 руб. (30 000 руб. х 16,67% : 100%).

Следует отметить, что если в договоре аренды с органом местного самоуправления отдельно определены сумма арендной платы и сумма НДС, налоговый агент перечисляет в бюджет сумму НДС, указанную в договоре.





5.Льготы предоставляемые организациям и индивидуальным предпринимателям.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. руб.

Так же как и прежде, освобождение не могут получить налогоплательщики, реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Но при этом в новую редакцию НК РФ внесено следующее уточнение: чтобы в определенном месяце иметь право на освобождение от уплаты НДС, налогоплательщик не должен осуществлять реализацию подакцизных товаров (подакцизного минерального сырья) в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Если в течение периода действия освобождения от уплаты НДС сумма выручки превысит установленный предел или будет осуществлена реализация подакцизных товаров (подакцизного минерального сырья), налогоплательщики, как и раньше, право на освобождение утрачивают начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение или реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения.

Пример

В 2002 году в организации выручка от реализации товаров составила:

в мае -- 360 000 руб., в том числе НДС-- 60 000 руб.;

в июне -- 360 000 руб., в том числе НДС-- 60 000 руб.;

в июле -- 420 000 руб., в том числе НДС-- 70 000 руб.

Подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье в организации не реализовывались.

С августа 2002 года организация решила получить освобождение от уплаты НДС.


Заключение


Налог на добавленную стоимость является одним из ключевых налогов в современной налоговой системе большинства стран мира. Помимо легкости администрирования, указанный налог обеспечивает устойчивые поступления доходов в государственный бюджет, а также не вызывает значительных искажений в производстве и потреблении товаров и услуг.

С конца 1960-х годов в развитых странах мира начался массовый переход от взимавшегося ранее налога с розничных продаж к налогу на добавленную стоимость. Несмотря на то что по своей экономической сущности оба этих налога эквивалентны, отказ от налога с продаж был вызван следующими причинами: применение НДС позволяет сделать налоги на потребление более нейтральными к потребительскому выбору, налог на добавленную стоимость имеет более широкую базу обложения, т.к. им облагаются не только розничные продажи, но и все непроизводственные покупки предприятий, в которых предприятия выступают конечными потребителями, в т.ч. работы, выполненные самим предприятием для собственных нужд, НДС позволяет сократить налоговые искажения в ценах международной торговли, НДС легче администрируется и позволяет более эффективно бороться с уклонением от уплаты налога, техника взимания НДС обеспечивает сбор налога на всех стадиях производства, что при некотором усложнении техники налогообложения увеличивает устойчивость величины поступлений налога, как относительно конъюнктурных колебаний динамики оборота розничной торговли, так и относительно процессов уклонения от налога.[4]

При реформировании российского налога на добавленную стоимость следует также учесть вопросы распределения его поступлений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Исходя из теоретических соображений целесообразна полная централизация доходов от НДС в федеральном бюджете. В качестве альтернативы такому решению можно предложить зачисление региональной доли НДС в бюджеты субъектов Федерации пропорционально численности населения в регионе, что приведет к более равномерному распределению поступлений налога между регионами и будет способствовать решению задач межбюджетного выравнивания.

Литература


1.Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. "Лекции по экономической теории государственного сектора", М., "Аспект-Пресс", 1999.

2. Синельников С. "Бюджетный кризис в России: 1985-1995 годы", М.: Евразия, 1995

3.Синельников С. и др. "Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития", М., Евразия, 1998

4.Интервью с руководителем Департамента налогообложения прибыли МНС России К.И. Оганяном “Нет предела совершенству” // РНК.-- 2002.-- № 13-14.

5. Шортамбаева М.Г. Изменения в порядке применения вычетов по НДС №19 ,2002.





[1] (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

[2] Шортамбаева М.Г. Изменения в порядке применения вычетов по НДС №19 ,2002.


[3] В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -- Закон № 57-ФЗ)

[4] Шортамбаева М.Г. Изменения в порядке применения вычетов по НДС №19 ,2002.