Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека


Учебной и научной литературы



WWW.I-U.RU





КОНФЛИКТОЛОГИЯ

(учебное пособие)












Глава 1.

Вопросы для повторения

1. Как понимали роль конфликтов и гармонии мыслители Древнего мира (Лао-цзы, Гераклит и др.)? Как понимается проблема соотношения про­тиворечия, борьбы и конфликта в древней и современной философии?

2. В чем особенности религиозного истолкования конфликта в средневе­ковой философии? В чем смысл проблемы теодицеи и как ее разрешает современная религиозная философия?

3. Охарактеризуйте две основные концепции конфликта, предложенные мыслителями Нового времени: 1) пессимистическую (Т. Гоббс и др.) и 2) оптимистическую (Ж.-Ж. Руссо и др.)

4. Как разрешалась проблема конфликта в марксистской философии? Как обосновывалась идея о возможности преодоления острых конфликтов при социализме в советской философии?

5. Покажите достоинства и недостатки исследования конфликта в класси­ческой философии.

6. Какой вклад в развитие конфликтологических знаний (в составе социо­логии) внесли М. Вебер и Г. Зиммель?

7. Раскройте основное содержание теории конфликта Р. Дарендорфа. Объяс­ните различия в понимании этой проблемы Дарендорфом и Марксом.

8. Охарактеризуйте взгляды Л. Козера на природу и функции конфликта и их роль в демократическом и недемократическом обществе.

9. Как объясняют роль конфликта теории социального согласия челове­ческих отношений разработанные Т. Парсонсом и Э. Мэйо?

10. Каковы основные идеи общей теории конфликта К. Боулдинга? Сравни­те статическую и динамическую модели конфликта по Боулдингу. В чем суть его принципа дефицита ресурсов?

11. Сравните социологический и психологический подходы к анализу кон­фликта.

12. В чем заключается вклад 3. Фрейда и К. Юнга в исследование психологи­ческих аспектов конфликта?

13. Какие типологии конфликтного поведения людей предложены Э. Бер­ном и К. Томасом?

14. Какими науками, кроме конфликтологии, исследуется проблематика конфликта? В чем специфика исследования конфликта в правоведении?

15. Объясните отставание в развитии конфликтологии в Советском Союзе и причины ее быстрого развития в постсоветской России.

Глава 2.

Вопросы для повторения

1. Какие группы (блоки) понятий раскрывают предмет конфликтологии?

2. Какие понятия раскрывают структуру конфликта?

3. Опишите понятийную схему динамики конфликта, его основные стадии.

4. Проанализируйте понятийную модель разрешения конфликта, укажи­те два возможных способа регулирования конфликта.

5. Укажите основные виды типологий конфликта: по масштабам, времен­ным параметрам, направленности, результатам и др.

6. Каковы основные свойства конфликтного взаимодействия?

7. Покажите сходство и различие понятий «объект конфликтологии» и «предмет конфликтологии».

8. Покажите взаимосвязь между объектом, предметом и методом конф­ликтологии.

9. Охарактеризуйте основные принципы исследования конфликта: 1) де­терминизм, 2) системность, 3) развитие.

10. Объясните многообразие методов, применяемых конфликтологи­ей. В чем заключается проблема выбора оптимальных методов ис­следования?

11. Охарактеризуйте основные методы конфликтологического исследова­ния: 1) структурно-функциональный. 2) процессуально – динамический, 3) типологизацию, 4) прогностический, 5) разрешительный.

12. Покажите особенности разрешительного метода исследования кон­фликта и стратегии регулирования конфликта, вырабатываемые на его основе.

13. Сравните понятия «методологическая эйфория» и «методологический нигилизм».

Глава 3.

Вопросы для повторения

1. Проанализируйте приведенные в тексте определения конфликта и дай­те им оценку.

2. Что такое конфликт? Назовите основные его признаки.

3. Что является основой любого конфликта?

4. Объясните, существуют ли конфликты в неживой природе и животном мире?

5. Сравните конфликты и спортивное соревнование.

6. Что такое объект конфликта? Назовите основные характеристики объек­та конфликта.

7. Сравните понятия: «объект конфликта» и «предмет конфликта».

8 Что такое типология конфликтов?

9. Назовите основания, по которым можно классифицировать конфликты.

10. Охарактеризуйте основные типы конфликтов.

Глава 4.

Вопросы для повторения

1. Чем отличаются объективные и личностные элементы конфликта?

2. Назовите и охарактеризуйте объективные элементы конфликта.

3. Дайте характеристику основным и неосновным участникам конфликта.

4. Что означает понятие «ранг оппонента»?

5. Охарактеризуйте роль в конфликте группы поддержки, инициаторов. организаторов, пособников и посредников? Приведите примеры.

6. Что такое «среда конфликта»? Какие бывают виды среды конфликта? В чем состоит различие микросреды конфликта от его макросреды?

7. Назовите основные личностные элементы конфликта.

8. Каковы основные психологические доминанты поведения личности? Что такое ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы, потребности личности? В чем состоит их внутренняя взаимосвязь?

9. Дайте характеристику основным чертам характера и типам личности. Сравните экстраверта и интроверта.

10. Что означает понятие «акцентуированная личность»? Назовите основ­ные характеристики акцентуированных личностей.

11. Сравните художественный и мыслительный типы личностей.

12. Назовите и охарактеризуйте идеальные типы индивидуальностей по Э. Шпрангеру.

13. Проанализируйте типичные ошибки, приводящие к неадекватным оцен­кам и самооценкам.

14. Охарактеризуйте типы людей, трудных в общении.

15. Как влияет расхождение этических ценностей на возникновение кон­фликта?

Глава 5.

Вопросы для повторения

1. Объясните, в чем суть причины конфликта?

2. Сравните причину конфликта и повод.

3. В чем заключается глубинная причина любого конфликта?

4. Назовите основные виды противоречий, влияющих на возникновение конфликта.

5. Сравните объективные противоречия и субъективные противоречия.

6. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия современного российского общества.

7. Каковы главные объективные факторы возникновения конфликтов?

8. Каким образом взаимозависимость заданий может повлиять на возник­новения конфликта? Приведите пример.

9. Каковы главные личностные факторы возникновения конфликтов?

10. Каким образом расхождение основных психологических доминант по­ведения личности может повлиять на возникновение конфликта?

11. Каким образом влияют на возникновение конфликта неадекватные оцен­ки и восприятия?

Глава 6.

Вопросы для повторения

Дайте определение функции конфликта.

Сравните явную и латентную функции конфликта. Приведите примеры.

3. В чем выражается противоречивость функций конфликта? Чем она обус­ловлена?

4. Всякая ли функция конфликта носит двойственный характер?

5. Что такое функциональный и дисфункциональный конфликт? Приведите примеры.

6. Каковы общие конструктивные функции конфликта?

7. Назовите конструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.

8. Каковы общие деструктивные функции конфликта?

9. Назовите деструктивные функции конфликта на личностном уровне. Приведите примеры.

Глава 7.

Вопросы для повторения

1. Объясните термин «динамика конфликтам. Каковы основные периоды и этапы динамики конфликта?

2. Дайте общую характеристику предконфликтной ситуации. Приведите ее примеры.

3. Какие последствия может иметь неадекватное осознание предконфликтной ситуации?

4. Лайте общую характеристику открытому конфликту. Назовите этапы развертывания открытого конфликта.

5. Охарактеризуйте инцидент как этап развития открытого конфликта. Ка­ковы его основные характеристики?

6. Сравните повод конфликта и инцидент.

7. Охарактеризуйте эскалацию как этап развития открытого конфликта.

8. Что означает "создание образа врага» в конфликте и какова его роль в развитии конфликта?

9. Какой стадии конфликта присущи демонстрация силы, угроза ее примене­ния и применение насилия? Объясните эти элементы динамики конфликта.

10. Охарактеризуйте завершение конфликта как последний этап развития открытого конфликта.

11. Дайте характеристику послеконфликтного периода динамики конфликта.

12. Что такое постконфликтный синдром? Приведите его примеры.

13. Почему совместную деятельность считают наиболее эффективным спо­собом конструктивного решения межгрупповою конфликта?

Глава 8.

Вопросы для повторения

1. Как понимали внутриличностный конфликт И. Кант, Вл. Соловьев, Ф. До­стоевский? Объясните высказывание Вл. Соловьева: «Стыжусь, следовательно, существую».

2. Расскажите об истоках научного исследования внутриличностного кон­фликта.

3. В чем заключается специфика анализа внутриличностного конфликта 3. Фрейдом?

4. Расскажите о вкладе в теорию внутриличностного конфликта К. Левина,

5. Кому принадлежит понимание внутриличностного конфликта как дис­сонанса между «Я-концепцией» и идеальным «Я»?

6. В чем состоит сущность внутриличностного конфликта по А. Маслоу?

7. Что такое внутриличностный конфликт с точки зрения В. Франкла? Объясните понятие «экзистенциальный вакуум» и его отношение к внутриличностному конфликту.

8. Что такое внутриличностный конфликт с точки зрения А.Н. Леонтьева?

9. Дайте обобщенное определение внутриличностного конфликта.

10. Назовите основные характеристики внутриличностного конфликта.

11. Назовите основные виды внутриличностных конфликтов. Приведите примеры конфликта потребностей, конфликта социальных норм и кон­фликта между потребностью и социальной нормой.

12. В чем состоит сущность мотивационного конфликта? Чем он отличается от нравственного конфликта? Приведите примеры того и другого,

13. Что такое ролевой конфликт? Сравните межролевой и внутриролевой конфликты.

14. К какому виду внутриличностного конфликта относится конфликт меж­ду требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека.

15. Дайте определение невротическому конфликту. Сравните его с други­ми видами конфликтов.

Глава 9.

Вопросы для повторения

1. Какова самая общая причина внутриличностного конфликта?

2. Назовите внутренние причины конфликта, коренящиеся в противоре­чиях самой личности.

3. Каковы внешние причины внутриличностного конфликта, обусловлен­ные положением личности в обществе?

4. К какому виду причин относятся: 1) противоречие мотивов, 2) физичес­кие преграды. 3) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворе­ния потребности личности?

5. Приведите примеры причин внутриличностного конфликта, состоящих: 1) в противоречии между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями. 2) в противоречии между производственными требова­ниями и личностными ценностями.

6. Каковы внешние причины внутриличностного конфликта, обусловлен­ные положением личности в обществе?

7. Как влияют рыночные отношения на развитие внутриличностного кон­фликта?

8. Проанализируйте основные выводы о влиянии рыночных отношений на личность, сделанные К. Хорни и Э. Фроммом.

9. Покажите на конкретных примерах взаимосвязь внешних и внутренних причин внутриличностного конфликта,

10. Назовите основные отрицательные последствия внутриличностного конфликта.

11. Объясните, что представляют собой стресс, фрустрация, невроз?

12. Объясните термин «невротический конфликт».

13. Назовите основные формы клинических неврозов,

14. Назовите главные характеристики невротической личности.

15. Каковы основные позитивные последствия внутриличностного конфликта?

Глава 10.

Вопросы для повторения

1. Каковы всеобщие или общесоциальные условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов?

Назовите способы предупреждения внутриличностных конфликтов, зависящие от личности.

Какие существуют приемы и способы для более глубокого познания

самого себя?

4. Объясните, почему:

1) неадекватная самооценка мешает предупреждению внутриличностно­го конфликта:

2) наличие смыслообразующих жизненных ценностей способствует пре­дупреждению внутриличностных конфликтов:

3) уверенность в себе способствует предупреждению внутриличностных конфликтов.

5. Каковы типичные проявления неуверенности в себе?

6. Назовите этические нормы и правила общения, способствующие пре­дупреждению внутриличностных конфликтов,

7. Перечислите основные способы разрешения внутриличностных конф­ликтов.

8. Объясните, почему снижение уровня притязаний может привести к раз­решению внутриличностного конфликта?

9. Что такое механизмы психологической защиты личности? Когда они применяются?

10. Приведите примеры психологической защиты из философской и худо­жественной литературы.

11. Когда начался научный анализ механизмов психологической защиты личности?

12. Объясните следующие механизмы психологической защиты личности: 1) вытеснение, 2) сублимация. 3) регрессия. Приведите примеры,

13. Объясните понятия «рационализация», «проекция», «замещение». Приведите примеры.

14. Приведите примеры следующих механизмов психологической защиты: 1) интеллектуализация. 2) идентификация, 3) обособление, 4) воображение,

Глава 11.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение понятию «стресс».

2. Какова физиологическая и биохимическая природа стрессов?

3. Покажите отличие стресса от дистресса.

4. Надо ли убегать от стрессов?

5. Каковы основные причины профессиональных стрессов?

6. Всегда ли вредны отрицательные эмоции?

7. Что такое «поисковая активность» и какова ее роль в динамике стрессов?

8. Каким образом самооценка личности влияет на ее стрессоустойчивость?

Глава 12.

Вопросы для повторения

1. Лайте определение межличностному конфликту и назовите его функции.

2. Какие характеристики личности влияют на возникновение конфликтов?

3. Какие функции выполняет межличностный конфликт?

4. Что может послужить причиной семейного межличностного конфликта?

5. Как следует относиться к семейному конфликту и каким образом следует вести себя в семейном конфликте?

6. Возможно ли предупреждение семейных конфликтов и что для этого необходимо?

7. Какие виды конфликтов возникают в процессе обучения?

8. Какие формы поведения учителя провоцируют конфликт учитель — учитель?

9. Какова роль руководителя в предупреждении межличностных конфликтов в учебном процессе?

10. Можно ли избежать конфликтов в учебном процессе?

11. Какие методы используются руководителем для разрешения конфликтных ситуаций?

12. Какие проблемы порождает завышенная самооценка? 13- Назовите формы межличностных конфликтов в педагогике и имеющи­еся возможности для их предупреждения.

Глава 13.

Вопросы для повторения

1. Что такое конфликт в организации? Каковы его структурные элементы?

2. Назовите и сравните виды конфликтов в организации.

3. Каковы характерные признаки конфликтных ситуаций?

4. Какова роль внутриорганизационных конфликтов в организациях?

5. Назовите типы производственных конфликтов.

6. Что такое трудовой конфликт в организации? Какова его значимость сегодня?

7. Назовите формы организованной борьбы работников в защиту своих законных прав.

8. В чем заключается специфика инновационного конфликта?

9. Назовите типы разрешения конфликта в организации.

Глава 14.

Вопросы для повторения

1. Как меняет поведение человека факт его включенности в социальную группу?

2. Каковы основные особенности межгрупповых конфликтов?

3. Как вы понимаете институциализацию межгруппового конфликта?

4. Каковы проявления структурного насилия?

5. Что такое групповой фаворитизм?

6. Как объясняется принципиальная неизбежность межгрупповых конф­ликтов?

7. Сравните групповые потребности и индивидуальные.

8. Что составляет объект межгрупповых конфликтов? Какие стадии меж­группового конфликта обычно выделяют?

9. Какова общая направленность эволюции межгрупповых конфликтов в XX веке?

Глава 15.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте структуру политического конфликта.

2. Кто является реальным субъектом политических конфликтов — социальные группы или политические институты?

3. Что такое «группы интересов» и какова их роль в мире политических конфликтов?

4. Опишите отличительные особенности политических конфликтов.

5. Покажите отличия политических конфликтов в тоталитарных и демократических системах.

6. Охарактеризуйте конфликтный потенциал современных проблем российского федерализма.

7. Сравните понятия «этнический конфликт» и «национальный конфликт».

8. В чем суть межэтнических конфликтов? Каковы их особенности?

9. Назовите причины обострения межэтнических конфликтов в конце XX в.

10. Охарактеризуйте смысл современных дискуссий о принципе права наций на самоопределение.

Глава 16.

Контрольные вопросы

1. Каковы предпосылки успешной профилактики конфликта?

2. Укажите основные трудности предупреждения конфликтов и условия вмешательства в его развитие.

3. Рассмотрите два уровня причин конфликта и способы их предупреждения. Каковы пределы и возможности этой деятельности?

4. Охарактеризуйте сотрудничество как универсальный способ предупреждения конфликтов. Раскройте психологические методы поддержания сотрудничества.

5. Дайте характеристику основных типов конфликтных личностей.

6. Что понимается под стилем отношений в группе? Каковы признаки зрелости трудового коллектива?

7. В чем состоят основные принципы современного менеджмента и какова их роль в профилактике конфликтов?

8. Охарактеризуйте нормы деловой этики и их значение для предупреждения конфликтов.

9. Какова роль юмора в профилактике и разрешении конфликтов?

Глава 17.

Вопросы для повторения

1. Каковы задачи управленческой деятельности и причины ограниченности ее возможностей? С чем связаны особые трудности управления конфликтами?

2. Перечислите основные тактики регулирования конфликтов. На каких двух противоположных подходах к разрешению конфликтов основываются эти тактики?

3. Каковы особенности тактики ухода от конфликта, ее предпосылки, формы проявления, достоинства и недостатки?

4. Покажите характерные черты силового метода разрешения конфликта, формы его проявления и степень эффективности.

5. В чем причины широкого применения тактик ухода и применения силы, несмотря на их явные слабости?

6. Раскройте особенности регулирования конфликта методом односторонних уступок, покажите достоинства и недостатки этой тактики.

7. Проанализируйте тактику компромисса как классический метод регулирования конфликтов в условиях демократических, стран. В чем состоят его основные достоинства и трудности применения?

8. Каковы предпосылки применения метода скрытых действий и его результаты?

9. Раскройте основные преимущества тактик регулирования конфликтных ситуаций на основе принципа «выигрыш — выигрыш». Разъясните характер механизмов его осуществления: составление карты конфликта, организация специфических форм поведения и др.

10. Что такое четырехшаговый метод регулирования конфликта?

11. Охарактеризуйте универсальные, общеприменимые средства регулирования конфликта. Раскройте содержание негативной и позитивной тактики регулирования конфликтных взаимоотношений.

12. Каковы конструктивные и деструктивные результаты конфликтного противоборства?