Содержание

1.        Особенности развития международных экономических отношений      2

2. Международная торговля товарами и услугами.................................. 4

3. Международное движение капитала...................................................... 7

4. Международная миграция рабочей силы............................................ 10

5. Международная экономическая интеграция^.................................... 12

6. Свободные экономические зоны........................................................... 15

7.Международные валютные отношения и мировая валютная система 18

8. Международные корпорации в международных экономических отношениях........................................................................................................................ 21

9. Внешнеэкономичекая политика России............................................... 24

10. Россия в мировой торговле.................................................................. 27

11. Платежный баланс................................................................................ 30

12. Иностранные инвестиции в экономике России................................. 32

13. Региональные валютно-финансовые и кредитные организации... 35

Список используемой литературы........................................................... 38

1.   Особенности развития международных экономических отношений

К середине XX века рыночная экономика превратилась по сути в международную, а экономика подавляющего большинства стран стала открытой. К числу ключевых характеристик международной экономики относятся развитая сфера международного обмена товарами и факторами производства, возникновение международных форм производства, приобретение самостоятельности международной финансовой сферой, возникновение механизмов международного регулирования экономики и экономическая политика государств, исходящая из принципов открытой экономики. Современная международная экономика представляет собой часть теории рыночной экономики, изучающую закономерности взаимодействия хозяйственных субъектов разной государственной принадлежности в области международного обмена товарами, движения факторов производства и финансирования и формирования международной экономической политики. Ее структура состоит из базовых понятий, конкретных форм международных экономических отношений и механизмов государственного и международного регулирования. Основные формы международных экономических отношений в рамках международной экономики — международная торговля (товарами и услугами), международное движение факторов производства (капитала, рабочей силы, технологии), международная торговля финансовыми инструментами (валютой, ценными бумагами, дериватами и кредитами) и международные расчеты. Международная микроэкономика  изучает поведение рынка отдельного товара; международная макроэкономика — открытой национальной и мировой экономики в целом.

Международные экономические отношения еще недостаточно развиты. Для обслуживания различных интересов представителей отдельных стран созданы специальные механизмы и инструменты.

В обслуживании международных платежей принимают участие различные посредники и используются разнообразные инструменты, юридические формы и каналы связи. Наличие международных платежных систем с отработанными техническими механизмами обслуживания, удовлетворяя потребности частных лиц и фирм в безопасном быстром и эффективном переводе средств, является важным элементом ифраструктуры рыночной экономики.

2. Международная торговля товарами и услугами

Ведущее место в системе внешнеэкономических связей занимает международная торговля, которая базируется на международном разделении труда. Под термином «международная торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Иногда торговля с той или иной страной ограничена или экспортом, или импортом.

Наряду с международной торговлей товарами (в вещественном понимании этого слова) широко развита и торговля услугами (технологическими, транспортными, туристическими, страховыми и т.д.).

Международная торговля товарами и международная торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, или отражаются не полностью, или включаются в экспорт и импорт товаров.

В Российской Федерации Импортный таможенный тариф построен следующим образом:

• товары, происходящие из стран, пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию Российской Федерации с  уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа (вторая колонка тарифа);

• к товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются базовые ставки импортных таможенных пошлин, уменьшенные на 25% (первая колонка тарифа);

• товары, происходящие из наименее развитых стран, пропускаются на территорию Российской Федерации беспошлинно;

• товары, происходящие из стран, не пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию Российской Федерации с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа, увеличенным в два раза (третья колонка тарифа).

В развитых странах принято, что налоги должны применяться так, чтобы они были нейтральными по отношению к внешней торговле, т. е. импортируемые товары должны облагаться внутренними налогами, так же как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда. Но даже если условие нейтральности внутренних налогов по отношению к внешней торговле выполняется, возникает проблема двойного налогообложения (при экспорте и при импорте), т. е. конкурентоспособность данного товара снижается. Общепринято, что взимаются налоги только в стране-импортере, а налогообложение не может быть больше, чем налогообложение аналогичных национальных товаров. Но в то же время экспортные товары не могут быть освобождены от налогов в большей степени, чем если бы они направлялись на внутренний рынок. Эта проблема осложняется еще и тем, что возвращаются только косвенные налоги, а прямые не возвращаются.

Государство может устанавливать валютные ограничения, т. е. определять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и т. п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях. Способом «обхода» являются клиринговые соглашения, встречная торговля.

Могут применяться и иные нетарифные ограничения внешней торговли, например государственная монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается спрос на импортное сырье и др.

Таким образом, свободная торговля, как мы видим, является наиболее, предпочтительным вариантом внешнеторговой политики, поскольку любая таможенная защита приводит к снижению совокупного благосостояния общества. Однако, несмотря на всю убедительность аргументов в пользу свободной торговли, сторонники протекционизма не сдают свои позиции. В заключение отметим, какие аргументы приводят протекционисты для оправдания торговых барьеров?

Самые распространенные доводы в пользу протекционизма сводятся к различным вариантам обоснования пользы от поддержки отраслей, конкурирующих с импортом. Одним из них является довод о необходимости защиты новых отраслей; другим — создание дополнительных рабочих мест; сюда же относится большинство "внеэкономических" доводов в защиту протекционизма, таких, как соображения национальной безопасности.

Аргумент о необходимости защиты молодых отраслей заключается в том, что в менее развитых странах введение тарифа считается оправданным потому, что он сдерживает импорт иностранной промышленной продукции в течение того времени, пока нарождающаяся собственная индустрия набирается опыта и издержки производства снижаются до уровня, который позволит противостоять конкуренции импортной продукции без тарифных "подпорок". Утверждается, что сдерживание конкуренции импорта из более развитых стран со временем приведет к снижению национальных издержек производства.

Довод в пользу необходимости защиты молодых отраслей остается актуальным и впредь, так как такие отрасли будут возникать всегда. Увеличение в мировом производстве и торговле доли новых продуктов, изготовляемых при помощи новых технологий, органически присущее экономическому развитию свойство. Поэтому постоянно будет существовать проблема защиты новых отраслей отечественного производства, временно уступающих по конкурентным позициям другим странам.

3. Международное движение капитала

Формы международного движения капитала, которые признаются каждой конкретной страной, обычно устанавливаются в ее инвестиционном и банковском законодательстве.

Как видно, каждая из групп капитала делится на подгруппы, которые условно можно считать его экспортом (активы, инвестиции за рубеж) и импортом (пассивы, инвестиции внутри своей страны)(табл.1). Масштабы движения капитала в целом и в рамках каждой из групп поддаются лишь приблизительной оценке на базе данных консолидированного платежного баланса всех стран мира (табл. 2).

Если в течение последних десятилетий преобладающее значение имели прямые инвестиции, то с начала 90-х годов произошло резкое возрастание роли портфельных инвестиций среди других форм международного движения капитала (рис. 1). В 1993 году на развитые страны приходится 96% прямых и 97% портфельных инвестиций, а на все развивающиеся страны, включая страны с переходной экономикой, — соответственно 4 и 3%. Правда, в последнее время в связи с развитием процессов приватизации и бурным становлением финансовых рынков в некоторых из этих стран их доля в международном движении капитала увеличивается.

Таблица 2.

Инвестиционная позиция— соотношение актива которыми владеет страна за рубежом ц активов, которыми владеют иностранцы в данной стране. В число активов включаются ценные бумаги и прямее инвестиции.

Рис. 1. Изменение роли форм международного движения капитала

Итак, в соответствии с правилом Вальраса баланс торговли товарами и услугами должен быть равен с противоположным знаком балансу движения капитала. Между странами перемещается государственный и частный, предпринимательский и ссудный, долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный капитал. С практической точки зрения наиболее важным является функциональное деление капитала на прямые инвестиции, портфельные инвестиции и прочее международное движение капитала, среди которого основную роль играют международные займы и банковские депонты. Инвестиционная позиция страны определяется как соотношение актива которыми владеет страна за рубежом ц активов, которыми владеют иностращу в данной стране. В число активов включаются ценные бумаги и прямые инвестиции.

Международное передвижение капитала приводит к увеличению совокупного мирового производства за счет более эффективного перераспределения и использования факторов производства. Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Государство оказывает поддержку прямым зарубежным инвестициям через предоставление государственных гарантий инвесторам, страхование, исключение двойного налогообложения, урегулирование инвестиционных споров по дипломатическим и административным каналам.

4. Международная миграция рабочей силы

Миграция рабочей силы представ-собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграций (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет равниванию уровней оплаты труда личных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастаюет вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемищаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.

Направления миграции

В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. На протяжении всего послевоенного времени направления международной миграции непрерывно изменялись вслед за изменяющимися экономическими условиями. Вследствие отсутствия достоверной статистики международного переселения и широкого развития нелегальной миграции установить точно иерархичность основных направлений миграции достаточно сложно. Приблизительные представления о масштабах международной миграции дают данные о количестве населения стран мира, родившегося за границей.

Государственное   регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотиро ния, прямых и косвенных запретов въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальн компенсации уезжающим иммигранте создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказан экономической помощи странам массовой эмиграции.

5. Международная экономическая интеграция^

Решающим сдвигом в сторону либерализации торговли стала экономическая интеграция — объединение рынков двух и более стран в зону свободной торговли. Примерами экономической интеграции являются Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Американо-канадское соглашение о свободной торговле.

Общий рынок. Наиболее ярким примером экономической  интеграции  является   Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) или, какого часто называют, "Общий рынок". Возникнув в 1958 г., ЕЭС сейчас включает 13 западноевропейских стран.

Цели. "Общий рынок" выступает за: 1) постепенную отмену пошлин и импортных квот на все товары, которыми торгуют между собой 13 стран-участниц;

2) установление общей системы пошлин в отношении всех товаров, получаемых из стран, не входящих в "Общий рынок"; 3) достижение в конечном счете свободного движения капитала и рабочей силы в рамках "Общего рынка" и 4) разработку общей политики по ряду других экономических аспектов, вызывающих взаимный интерес, например по сельскому хозяйству, транспорту, ограничительной деловой практике. Эти цели намечено полностью реализовать к 1992 г.

Итоги. Мотивы, которые привели к созданию "Общего рынка", имели как политический, так и экономический характер. Основным экономическим мотивом, конечно, было стремление стран-участниц к получению преимуществ от свободной торговли. Крайне сложно определить, в какой степени ЕЭС обязано своим процветанием и ростом именно экономической интеграции; но ясно одно: интеграция создает массовые рынки, столь необходимые для достижения отраслями стран "Общего рынка" экономии на масштабах производства. Более эффективное производство, характерное для крупномасштабных рынков, дает возможность отраслям промышленности европейских стран добиться более низких издержек, которые исторически были недостижимы в условиях узких обособленных рынков.

Влияние на третьи страны, такие, как США, представляется менее определенным. С одной стороны, миролюбивый и процветающий "Общий рынок" делает страны-участницы более выгодными потенциальными покупателями американского экспорта. С другой стороны, американские фирмы сталкиваются с пошлинами, которые затрудняют конкуренцию на рынках ЕЭС. Например, до создания "Общего рынка" американские, западногерманские, французские автомобилестроители имели дело с одинаковыми пошлинами при продаже своих изделий, скажем, в Бельгии. Однако с введением свободной торговли между странами - членами ЕЭС бельгийские пошлины на западногерманские "фольксвагены" и французские "рено" были сведены к нулю. В то же время в отношении американских "шевроле" и "фордов" продолжает действовать внешний тариф. Это, безусловно, ставит американские фирмы и фирмы других стран, не входящих в ЕЭС, в крайне невыгодное положение.

Устранение этого невыгодного положения является одним из мотивов, побуждающих США выступать через ГАТТ за более свободную торговлю. Действительно, с точки зрения снижения тарифов, переговоры в рамках так называемого "Раунда Кеннеди", завершившегося в 1967 г., и "Раунда Токио", закончившегося в 1979 г., были успешными. В частности, к 1987 г. импортные пошлины на промышленные товары в индустриально развитых странах в среднем составляли менее 5% по сравнению с 30-ми годами, когда в период своего пика они достигали в среднем 50%.

Американо-канадское соглашение о свободной торговле. Вторым и более свежим примером экономической интеграции является Американ о-к анадское соглашение о свободной торговле, подписанное президентом Рейганом и премьер-министром Малруни в 1988 г. Несмотря на то что к 1988 г. 3/4 объема товарооборота между США и Канадой не облагались пошлинами, данное американо-канадское соглашение является крайне важным: оно создает крупнейшую в мире зону беспошлинной торговли. В соответствии с положениями соглашения все виды торговых ограничений, такие, как пошлины, квоты и нетарифные барьеры, будут устранены в течение десятилетнего периода. Канадские предприниматели получат доступ на рынок, в 10 раз превышающий по своим размерам канадский рынок, в то время как американские потребители выиграют от снижения цен на канадские товары. В свою очередь, Канаде придется в большей степени снизить свои пошлины, чем США, поскольку уровень канадских пошлин выше американских. Снижение канадских пошлин поможет американским производителям и канадским потребителям.

Американо-канадское соглашение имеет глобальное значение. Так, ожидается, что оно ускорит многостороннее снижение пошлин в рамках ГАТТ. Проще говоря, страны, которые не охвачены соглашениями о свободной торговле, не захотят оказаться в относительно менее выгодных условиях при продаже своих товаров в США и Канаде. В этой связи американо-канадский договор также ставит обе страны в выигрышное положение при ведении переговоров о снижении торговых барьеров со странами "Общего рынка". Доступ на обширный североамериканский рынок так же важен для стран "Общего рынка", как и доступ на европейский рынок для США и Канады. Наконец, соглашение с Канадой содействовало началу серьезных переговоров между США и Мексикой по вопросу о путях снижения или устранения торговых барьеров между этими двумя странами.

6. Свободные экономические зоны

СЭЗ — сравнительно новая форма организации хозяйственной деятельности, появившаяся в мировой практике в конце 1950 — начале 60-х годов и получившая широкое распространение в 70-е годы. Сегодня в мире насчитывается от 400 до 2000 подобных зон. Однако термин "свободная экономическая зона" (и другие его варианты, которых известно около 30, например, зона свободного предпринимательства) в разных странах используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которые перед ними стоят. Действуют СЭЗ более чем в 80 странах. Они функционируют в развивающихся и в промышленно развитых странах — США, Японии, Германии, Великобритании. В настоящее время СЭЗ активно образуются в Польше, Венгрии, Болгарии. Большой опыт по их созданию накоплен в Китае. Свободные экономические зоны формируются, как правило, в морских и речных портах, международных, аэропортах, вблизи основных железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров, в отдельных промышленных районах.

Признаки

 Свободной экономической зоной России является территория, на которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан. Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и условия льготно-экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливаются законодательством Российской Федерации, а также решением соответствующих местных органов власти. СЭЗ создаются для ускорения социально-экономического развития России и ее регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортозаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Переход к рыночной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны. Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Создание свободных экономических зон способствует решению следующих задач:

• привлечению в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда;

• формированию рыночной инфраструктуры для расширения международных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использовать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рынком и отечественным хозяйством;

• развитию экспортной базы и росту валютных поступлений;

• ускорению внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и "ноу-хау" и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Российскую Федерацию;

• апробации на зональном уровне новых форм хозяйствования;

• практическому обучению отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.

Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся:

• благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);

• развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

• наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ решит долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

7.Международные валютные отношения и мировая валютная система

Международные валютные отношения - одна из самых сложных сфер экономики. В закономерностях ее развития и функционирования подчас нелегко разобраться даже специалисту. Однако в условиях перехода российской экономики к рынку каждый человек должен иметь представление о том, как устроена мировая валютная система, почему колеблются курсы обмана одних валют на другие, как правильно строить свое поведение в области сбережений и покупок (в тех случаях, когда они представлены иностранной валютой). Еще важнее эти знания для предпринимателей, чья деятельность связана с экспортно-импортными операциями, а следовательно, с переводом денежных средств из одной валюты в другую, и обратно: такие знания помогут избежать ненужного риска, максимизировать прибыль, выработать стратегию поведения на внутреннем и международном рынках.

Валютные отношения возникли в результате развития международной торговли, которая порождает необходимость в обмене национальными валютами. Например, американские экспортеры, продающие товары во Франции, хотят получить за них доллары, а не франки, но ведь французские импортеры американских товаров имеют франки, а не доллары! Это - проблема, которая решается только благодаря тому, что французы меняют на валютном рынке франки на доллары. В сущности, это есть основная операция в международных валютных отношениях. Однако, чтобы понять как она осуществляется и какие последствия возникают при ее многократном и массовом осуществлении, необходимо проследить экономическую логику возникновения и развития современной мировой валютной системы.

В мировую валютную систему входят следущие обязательные "элементы":

- международные платежные средства,

- механизм установления и поддержания валютных курсов,

- порядок балансирования международных платежей,

- условия конвертируемости (обратимости) валют,

- режим работы валютных и золотых рынков,

- права и обязанности межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения.

Мировая валютная система сложилась к середине XIX в. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой валютной системы.

 Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования и регулирования, она тесно связана с национальными валютными системами. Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальных и мировой валютных систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство. Связь и различие национальных и мировой валютных систем проявляются в их элементах.

Мировая валютная система базируется на функциональных формах мировых денег. Мировыми называются деньги, которые обслуживают международные отношения (экономические, политические, культурные). Эволюция функциональных форм мировых денег повторяет с известным отставанием путь развития национальных денег - от золотых к кредитным деньгам. В результате этой закономерности мировая валютная система в XXв. базируется на одной или нескольких национальных валютах ведущих стран (в традиционной или евровалютной форме), или международной валютной единице (СДР, ЭКЮ).

8. Международные корпорации в международных экономических отношениях

Основной организационной формой международного сообщества на микроуровне является международная корпорация.

Международная корпорация, или МК (international corporation), — это особый тип организации экономической деятельности, предполагающий объединение факторов производства в единое целое (компанию) для осуществления производственно-хозяйственной деятельности во многих странах мира.

Существуют два вида МК:

1) транснациональная корпорация (ТНК) — сообщество, головная компания которою является собственностью капитала одной страны, а дочерние предприятия и организации сообщества функционируют в разных странах;

2) многонациональные корпорации (МНК) — сообщество, головная компания которою принадлежит капталу двух или нескольких стран, а филиалы размещены во многих странах.

Кроме того можно разделить корпорации на 2 вида:

1) финансовые корпорации — фирмы, занятые финансовым посредничеством и осуществлением вспомогательных финансовых услуг, в том числе банки, страховые, финансовые и инвестиционные компании.

2) нефинансовые корпорации  -  включают фирмы, занятые производством товаров и реализацией услуг (нефинансовых) для рынка.

К концу XX в., по данным ЮНКЕЛД, в мире действуют свыше 39 тыс. международных корпораций, из которых 37 тыс. -ТHK, имеющие 270 тыс. филиалов по всему миру. Общая сумма их активов — 2.7 трлн долл., ежегодный объем продаж, осуществляемый ТНК. превышает 6 трлн долл., что составляет 60% мирового товарооборота.

Международные правила осуществления внешнеэкономической деятельности, выработанные наднациональными экономическими институтами, являются обшей правовой основой для всех государств — участников всемирного хозяйства. Вступая в члены того или иного международного экономического союза, эти государства обязаны привести свое национальное, т.е. внутригосударственное законодательство, в соответствие с международными договорами и правилами.

Например, вступление России в ВТО требует определенных изменений в Таможенном кодексе РФ; присоединение ее к МВФ вызвало необходимость принятия очередного Закона об иностранных инвестициях, а также обеспечения относительной стабильности национальной валюты, достижения определенного уровня инфляции, снижения дефицитности государственного бюджета и улучшения собираемости налогов.

Приоритет международного права в операциях на мировом рынке не означает полной интернационализации внешнеэкономической деятельности государства и подмену его внешнеэкономических институтов деятельностью международных экономических организаций. Обязанностью любого государства является всемерное отстаивание национальных экономических интересов, в том числе и за счет внешнеэкономической деятельности. Поэтому и в современных условиях государство в собственных национальных интересах определяет свою внешнеэкономическую политику. Для ее реализации каждое государство разрабатывает национальное законодательство по внешнеэкономической деятельности. Например, для России основополагающими законами в этом плане являются Федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об иностранных инвестициях на территории Российский Федерации», «О разделе продукции» и др.

Таким образом, к началу XXI в. складывается ситуация, когда национальные государства не обладают достаточной мощью для крупномасштабных финансовых интервенций, противодействующих спекулятивному транснациональному капиталу. Если ранее государство могло с помощью финансового контроля и законодательных актов регулировать национальный рынок валюты и товаров, осуществляя внешнеэкономическую политику в национальных интересах, то в условиях либерализации финансовых рынков и смягчения валютного контроля транснациональный капитал ничем не ограничен в своих действиях. Он получил возможность в любое время обрушить финансовые рынки любого государства, какую бы внешнеторговую политику оно ни проводило.

9. Внешнеэкономичекая политика России

По мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором всей ее экономической жизни. Если раньше непосредственно сфера внешнеэкономических связей была уделом лишь десятков специализированных внешнеторговых организаций, то теперь внешнеэкономических бизнесом занимаются многие тысячи производственных и торговых структур.

Ведущее место в системе внешнеэкономических связей занимает международная торговля, которая базируется на международном разделении труда.

Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и другие.

Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и другие. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.

 Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей.1

Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.

На территории Российской Федерации действует единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых товаров, система установления и распределения квот и лицензий. Общие квоты экспорта из России отдельных товаров устанавливаются Министерством экономики по согласованию с соответствующими министерствами. Постановлением правительства РФ "О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд" разрешено МВЭС ежеквартально осуществлять на конкурсной или аукционной основе продажу не использованных предприятиями-изготовителями экспортных квот в случаях заключения ими договоров поставки продукции на экспорт для государственных нужд либо невыполнения ими указанных поставок.

Продукция, получаемая регионами в счет платы за пользование недрами, акваторией и участками морского дна, может быть реализована на экспорт в пределах установленных региональных экспортных квот.

Реализация квот по нефти и нефтепродуктам региональными органами государственного управления осуществляется через нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия-производители указанной продукции.

Квоты для аукционной продажи определяются Министерством экономики РФ с участием заинтересованных министерств и ведомств и доводится до МВЭС в течение года. При аукционной продаже экспортные квоты подтверждаются сертификатами. Сертификат на квоту является документом, подтверждающим право его владельца на получение в установленном порядке лицензий на экспорт. Сертификаты подразделяются на два вида: "страновой" - с указанием конкретной страны-покупателя; "открытый" - без указания страны-покупателя. Производителям товара выдается только открытый сертификат. Срок его действия ограничивается кварталом.

Лицензии выдаются субъектам хозяйственной деятельности независимо от форм их собственности; не подлежит передаче другим юридическим лицам. Выдача лицензий производится на основании заявлений представленных на типовых бланках в соответствии с инструкцией, утверждаемой МВЭС и в соответствии с кодами товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Лицензии выдаются владельцам сертификатов при предъявлении договоров на поставку товаров, а также парафированных экспортных контрактов. Заявители отвечают за достоверность сведений, представляемых в заявлении на лицензию. Лицензии бывают генеральные и разовые. Лицензия выдается на один вид товара независимо от количества наименований товаров, включаемых в контракт. В отдельных случаях допускается предоставление генеральной лицензии на несколько видов товаров, если они входят в одну товарную группу.

10. Россия в мировой торговле

Россия обладает огромным природным, трудовым и научно-техническим потенциалом. Что помогает ей успешно интегрироваться в мировую экономику. В настоящее время ни одно государство мира не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Причем прослеживается прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнем развития внутренней экономики. Как правило, чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития ее внутренней экономики, и наоборот.

В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи являются важным экзогенным фактором, который оказывает значительное влияние на динамику и устойчивость развития национальной экономики, формирование ее структуры и эффективность функционирования.

Особую роль играют внешнеэкономические связи в глобальных интеграционных процессах. Для современного этапа развития мировых хозяйственных связей характерны: динамизм; страновая и региональная специализации; либерализация и унификация государственного и надгосударственного регулирования; диверсификация форм и видов внешнеэкономической деятельности.

Россия в современном мире. Анализ современного положения России в мировой экономике показал, что распад Советского союза и хаотичные экономические преобразования последних лет оказали существенное влияние, преимущественно негативное, влияние на положение страны в различных сферах мирового хозяйства.

Прежде всего, наиболее заметно снижение основных макроэкономических показателей, по многим причинам из которых  Россия уступает не только промышленно развитым странам и большинству новых индустриальных стран, но и отдельным развивающимся государствам и некоторыми с переходной экономикой.

Начиная с 1990г. наблюдается устойчивая тенденция к снижению стоимость ВВП, который к настоящему времени сократился почти больше чем на половину.

Наряду с резким снижением макроэкономических показателей наблюдается падение рейтинга России среди других государств мира по многим важнейшим социально-экономическим параметрам.

Рейтинг России по таким показателям как индекс человеческого развития и индекс качества жизни, среди других государств мира также довольно низкий и имеет тенденцию к дальнейшему снижению.

С другой стороны, Россия занимает не престижно высокие места в рейтинге стран по таким показателям , как уровень внешней задолженности, степень политического и финансового риска для иностранных капитоловложений, степень бюрократизаций общества и коррумпированности государственного аппарата, уровень преступности и др.

Экономический потенциал. Очевидно, что современное положение России в мировой экономике не соответствует ее природному , интеллектуальному и духовному потенциалу.

Россия имеет благоприятное геополитическое положение между двумя динамичными регионами мирового хозяйства – Западной Европой и Азиатско- Тихоокеанским регионом.

Ни одна страна в мире не имеет такого жизненного пространства, такого количества и разнообразия природных ресурсов, устойчивости генофонда и богатства национальных культур.

По расчетам российских ученых, национальное богатство России, включающее материальные активы и природные ресурсы, в конце 90-х годов оценивалось в 340 трлн. долл., что в 10 раз больше совокупного ВВП всех стран мира.

Несмотря на кризисное положение в экономике России, в стране сохраняется значительный экспортный потенциал, который примерно в 2 раза больше нынешнего уровня экспорта и оценивается в 150-170-млрд.долл.

Интеграция в мировую экономику. Возрождение экономической мощи России невозможно без интеграции в мировую экономику, однако этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно- энергетического комплекса, первичной переработкой минерального и сельскохозяйственного сырья. Россия должна найти свою нишу на мировом рынке прежде всего в сфере высоких технологий..

Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно- технического потенциала страны.

Основой этого процесса служат пока еще сохраняющиеся высокие общеобразовательный уровень и интеллектуальный потенциал страны.

11. Платежный баланс

Статистические показатели участия стран в международном обмене товарами, услугами, капиталами и рабочей силой дают представление о степени связи национальной экономики с системой мирового хозяйства, а также свидетельствуют о методах государственного поощрения внешней экспансии. Эти показатели сводятся в таблицы, получившие названия балансов международных расчетов. Они представляют собой совокупность денежных требований и обязательств, поступлений и платежей страны по отношению к остальному миру, по сделкам местных резидентов с иностранными, осуществленным за какой-то период или на какую-то дату в ходе рыночных контрактов или интернациональных производственных связей.

Спектр международных торговых и финансовых операций отражен в платежном балансе. Статьи платежного баланса страны призваны фиксировать все операции, которые имеют место между резидентами страны (включая потребителей, предпринимателей и государственные учреждения) и резидентами всех прочих зарубежных стран. Эти операции включают товарный экспорт и импорт, расходы туристов, покупку и продажу транспортных и страховых услуг и т. д. Выражаясь другими словами, платежный баланс показывает баланс между всеми доходами, которые страна получают от иностранных государств, и всеми платежами, которые производит страна.

Внешний сектор включает операции с зарубежными странами каждого из секторов экономической деятельности и отражается в платежном балансе.

Сделки между секторами экономической деятельности в большинстве случаев состоят из сделок по передаче права собственности на материальные активы и соответствующих им финансовых сделок по оплате этих активов. Поскольку реальная сделка и финансовая сделка по сути являются двумя сторонами одной и той же медали, баланс этих сделок в рамках каждого сектора по определению должен быть равен  нулю.

Если доходы сектора больше его расходов, то получаемый положительный баланс можно считать сбережениями, если же доходы сектора меньше его расходов, то получаемый отрицательный баланс можно считать потерей сбережений (отрицательными сбережениями). В любом случае баланс расходов и доходов должен равняться, с противоположным знаком, финансовому балансу. Значит, любые расходы каждого из секторов, которые превышают его доходы, должны финансироваться за счет сбережений, получаемых в других секторах. Например, дефицит государственного бюджета может финансироваться за счет кредитов центрального банка, а потребность инвестиций в промышленность — за счет расходов государственного бюджета. Если же расходы всех секторов национальной экономики превышают получаемые в них доходы, то поддержание равновесия становится возможным только при условии, если эти отрицательные сбережения будут финансироваться за счет сбережений в других странах, то есть притока капитала извне.

В результате внешний сектор можно считать концентрированным отражением всех макроэкономических балансов, существующих в экономике любой страны, и их взаимодействия с такими же балансами других стран мира. Хорошее состояние внешнего сектора, отражающее нормальное течение международных расчетов, реально свидетельствует о благополучном состоянии экономики страны. Напротив, напряжение во внешнем секторе, отсутствие достаточных средств для покрытия международных обязательств всегда являются ярким свидетельством наличия серьезных внутренних дисбалансов. Поэтому даже если страна не публикует полные данные о своей экономике и не составляет по международно принятой методологии платежный баланс, по состоянию ее расчетов с внешним миром можно приблизительно оценить стоя-шие пепел ней проблемы.

12. Иностранные инвестиции в экономике России

В странах, испытывающих кризис платежеспособности, прямые иностранные инвестиции рассматриваются в качестве источника, альтернативного ссудному капиталу. Это обусловлено тем, что доходы по этим инвестициям формируются в результате предпринимательской деятельности и размеры переводимых за рубеж ресурсов зависят от ее результатов.

По причинам главным образом идеологического характера прямые иностранные инвестиции получили доступ в СССР лишь в 1987 г. Согласно законодательным актам, принятым в январе того года, участие иностранного капитала разрешалось только в форме совместных предприятий (СП). Доля иностранного партнера не могла превышать 49%. СП был представлен ряд льгот (таможенные, налоговые и др.). В отличие от национальных предприятий, на которые в то время распространялся жесткий административный режим, СП получили возможность самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией. Они обладали правом свободно импортировать товары и приобретать на внутреннем рынке оборудование и сырье. Постепенно порядок образования СП упрощался, льготы им расширялись. В 1990 г. иностранные инвесторы получили право создавать предприятия со 100%-ным участием. Однако большинство фирм в России создается в форме СП.

В июле 1991 г. почти одновременно были приняты Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР и Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики об иностранных инвестициях в РСФСР. Согласно последнему действующему и в настоящее время закону иностранные рн-весторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России в разных формах. В их числе: долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами России; создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц; покупка предприятий, зданий, сооружений, паев, акций, облигаций и других ' ценных бумаг; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами; иная деятельность по осуществлению инвестиций, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.

Иностранному предпринимательству в России предоставляется широкое поле деятельности. Российский рынок может привлекать иностранных инвесторов своими большими размерами, наличием квалифицированной дешевой рабочей силы, богатыми залежами полезных ископаемых, высоким уровнем научно-технического потенциала. Однако приток прямых иностранных инвестиций в России невелик: в 1992 г. — 0,7 млрд. долл. (против 12,6 млрд. долл. в форме среднесрочных и долгосрочных кредитов), в 1993 г. — 0,4 млрд. долл. (против 5,1 млрд. долл.). За эти два года Россия в результате притока капитала получила менее 1/10 внешних ресурсов в форме прямых инвестиций и более 9/10 в форме среднесрочных и долгосрочных кредитов. По оценкам, с 1987 г. в России было аккумулировано максимально 2,7 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций.

Выдвижение России на роль ведущего импортера прямых иностранных инвестиций представляется проблематичным. Для притока предпринимательского капитала необходима устойчивая социально-политическая и экономическая обстановка, а она в России пока отсутствует. Иностранный капитал неохотно идет в те страны, из которых нелегально «утекает» национальный капитал. Имеющиеся относительные преимущества России как сферы приложения прямых иностранных инвестиций предстоит реализовать в жесткой конкурентной борьбе при наличии широкого выбора инвестором наилучших условий инвестирования. К тому же практически крупные импортеры капитала из числа стран с низкими и средними доходами демонстрируют высокие темпы экономического роста, развивают инфраструктуру, придают большое значение образованию, научным исследованием. Это способствует усилению их конкурентных позиций, в то время как сравнительные преимущества России ухудшаются в результате кризиса.

Приток прямых иностранных инвестиций в Россию сдерживается также в силу частых изменений юридических норм, бюрократических препятствий, распространенной коррупции и взяточничества. В России установлен более жесткий налоговый, таможенный, валютный и иной для иностранных инвестиций режим, чем во многих странах-конкурентах.

По российскому законодательству иностранным инвесторам предоставлен национальный режим. Это означает, что условия их деятельности не могут быть менее благоприятны, чем для юридических лиц и граждан РФ. Однако иностранные инвесторы оценивают подобный режим как недостаточно благоприятный для их деятельности. Многие страны — импортеры капитала предоставляют им дополнительные льготы, по крайней мере в приоритетных отраслях. По законодательству бывшего СССР иностранные инвесторы пользовались рядом льгот, в частности налоговыми «каникулами», т.е. освобождались от уплаты налога на прибыль, направляемую в фонд развития производства или в резервный фонд. Однако в ходе налоговой реформы 1992 г. эти льготы были упразднены. На иностранных инвесторов распространяется такой же налоговый режим, что и на российские предприятия. В этом отношении Россия отличается от многих своих конкурентов как дальнего, так и ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Киргизия, страны Балтии и др.). Первоначально СП, в которых иностранное участие превышало 30%, могли свободно распоряжаться заработнной ими валютой. Однако согласно указам Президента РФ от 30 октября 1991 г. и 14 июня 1992 г. на предприятия с иностранным участием распространяется режим, аналогичный тому, который применяется в отношении российских юридических лиц.

13. Региональные валютно-финансовые и кредитные организации

Региональные валютно-финансовые и кредитные преследуют разнообразные цели:

1) укрепление западноевропейской интеграции;

2) развитие экономики стран ЕС;

3) проведение единой сельскохозяйственной политики;

4) создание экономического и валютного союза;

5) проведение согласованной политики по отношению к ассоциированным членам.

Региональные финансовые институты являются составным элементом институциональной структуры ЕС, которая включает наднациональные институты — Европейский парламент. Совет европейских сообществ, Суд. Материальной основой их создания и деятельности служат совместный бюджет и фонд, концентрирующий 20% официальных золото-долларовых резервов стран-членов.

В деятельности региональных институтов используется международная (региональная) валютная единица ЭКЮ — (до марта 1979 г. — ЕРЕ). Создание региональных институтов происходило постепенно. На первом этапе создан таможенный союз путем отмены ограничений во взаимной торговле стран ЕЭС. Был учрежден Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

Банк предоставляет кредиты сроком от 7-12 лет (промышленность) до 20 лет (инфраструктура); развивающимся странам кредиты на малорентабельные проекты — до 40 лет из 1-2% годовых. ЕИБ дает гарантии частным и государственным предприятиям. Цель кредитования: освоение наименее развитых районов стран ЕС; реконструкция и строительство предприятий; модернизация отраслевой струкгуры; создание совместных хозяйственных объектов; развитие приоритетных отраслей— производство стали; угля, энергетики.

Членами ЕИБ являются 12 стран ЕС; Его руководящие органы — Совет управляющих в составе министров финансов и Директорат. Правление — в Люксембурге. Уставный капитал 57,1 млрд. ЭКЮ, в т. ч. 10% оплаченный, 90% гарантированный, резервы, выпуск облигационных займов.

Квоты подписки: от 19,8% (ФРГ, Франция, Великобритания, Италия) до 1,5% (Греция) и 0,1% (Люксембург). Доля доллара и иены — по 6%.

За 1959-1990 г. предоставил кредитов на сумму более 100 млрд. ЭКЮ, в основном на развитие энергетики, транспорта, телекоммуникаций.

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) создан для проведения коллективной политики ЕС по отношению к ассоциированным с ним развивающимся странам. Он не имеет статуса юридического лица, им управляет Генеральный директорат по вопросам сотрудничества и развития. Развивающиеся страны имеют право совещательного голоса.

ЕФР формируется за счет взносов стран «Общего рынка». Объем — 8 млрд. ЭКЮ. 80% операций ЕФР составляют субсидии и льготные кредиты сроком до 40 лет из 1% годовых.

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА, 1962 г.) учрежден в целях создания общего аграрного рынка «Зеленая Европа». Источником ресурсов ФЕОГА служит бюджет ЕС, 70% которого используется для финансирования сельскохозяйственной политики. Формирование ресурсов: отчисление компенсационных сборов, таможенные пошлины, 1 % НДС. 90% средств ФЕОГА используется для поддержания единых сельскохозяйственных цен; субсидирования экспорта аграрной продукции; 75% — на поддержание стабильности рынков молочной продукции, сахара, зерна.

Европейский фонд валютного сотрудничества был создан в 1973 г. в связи с введением Европейской валютной системы; предназначен для регионального межгосударственного валютного регулирования. Фонд предоставляет кредиты для погашения дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с регулированием валютного курса. Кредиты предоставляются при условии выполнения страной-заемщицей стабилизационной программы, направленной на уменьшение дефицита платежного баланса. Ресурсы — 25 млрд. ЭКЮ. Фонд краткосрочных кредитов составляет 14 млрд. ЭКЮ, среднесрочных — 11 млрд. ЭКЮ.

Европейский союз (ЕС) основан на экономическом и валютном союзе стран-членов, объединяет 12 стран, покупательная способность 6,7 трлн. долл.; США — 5,8 трлн. долл.

В ЕС насчитывается около 40 неблагоприятных районов. (Греция, Ирландия, Португалия, Испания, Юг Италии, департаменты Франции). В 1993 г. создан Фонд сплочения для финансовой поддержки наименее развитых стран ЕС. С 1994 г. учрежден Европейский валютный институт (ЕВИ) во Франкфурте-на-Майне вместо ЕФВС в составе 12 центральных банков ЕС, предназначен для контроля за созданием единого валютного, финансового и кредитного пространства; подготовки к введению единой валюты. Три-четыре страны вправе учредить Европейский ЦБ, если:

1) инфляция должна быть не более чем на 1,5% выше, чем в трех странах с наиболее стабильными ценами;

2) бюджетный дефицит — на более 3% ВВН данной страны;

3) государственный долг — не более 60% ВВП;

4) колебания рыночного курса национальной валюты +2,25%;

5) номинальная процентная ставка по долгосрочным кредитам — не более чем на 2 процентных пункта выше уровня трех самых низких ставок в странах ЕС.

Список используемой литературы

                    Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. -М.: Юристъ, 1999. - 368с.

                    Буглай В.Б., Ливенцов Н.Н. Международные экономические отношения. -М., 1996.

                    Внешнеэкономический бизнес в России: Словарь-справочник / Под ред. И.П.Фаминского. - М.: Республика, 1997. - 591с.

                    Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ - СПб.: Политехника, 1997. - 469с.

                    Киреев А.П. Международная экономика: ч. I. -М., 1997.

                    Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 727с.

                    Международные экономические отношения: уч. / под ред. В.Е. Рыбалкина. -М.,1998.

                    Мировая экономика и мировая торговля в 1993/94 гг. // Внешняя торговля. -1994, №11.

                    Международная встречная торговля: условия сделок, особенности развития. - М.: Мир, 1990 - 305с.

                    Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебник / Под ред. С.И.Долгова, И.И.Кретова. - М.: Изд-во БЕК, 1997. - 784с.

                    Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебно - практич. пособие. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. - 208с.

                    Синецкий Б.И. Внешнеэкономические операции: организация и техника. Учебник. - М.: Международные отношения, 1989. - 128с.

                    Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 496с.


1 Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (с изменениями от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.) // "Российская газета" от 24 октября 1995 г.