Стив Александер

Сomputerword Россия, 4 декабря 2001г.

Электронные уроки для всех


Те, кому довелось испытать на себе электронный способ преподавания, уже успели по достоинству оценить его преимущества. И хотя достоинства тако­го метода очевидны, все же руководство компаний чаще всего рассматри­вает его лишь как дополнение к очному образованию.


Несмотря на то, что электронное обучение доступно сегодня сот­рудникам лишь небольшой гор­сточки компаний из списка Fortune 1000, те, кому довелось ис­пытать на себе электронный способ преподавания и пройти через соответствующие тренировки, уже успели по достоинству оценить его преимущества: быструю доставку информации, постоянный контроль за ус­пехами обучаемых и экономию.

Но прежде чем окунуться с головой в радужные перспективы, хотелось бы предупредить: достоин­ства такого метода очевидны, и все же руководство компаний чаще всего рас­сматривает его лишь как дополнение к бесценному очному образованию. Нес­мотря на все свои преимущества элек­тронное обучение пока находится в на­чальной стадии своего развития.

Электронное обучение — это предоставление ус­луг удаленного повыше­ния квалификации по Internet или внутрикорпоративной сети Web-браузер


Повышение квалификации, организованное на корпоративном уровне, — один из самых больших сегментов электронного обучения. В начале текущего года компания International Data Corp. провела исследование, резуль­таты которого показали, что сегодня около 350 ор­ганизаций занимаются разработкой систем управ­ления обучением (как правило, это серверное ПО), распространением информационного наполнения образовательного характера или созданием хостинговых служб электронного обучения. По оценкам IDC, оборот рынка электронного обучения соста­вил в США в прошлом году 2,2 млрд. долл.

«К сожалению, электронное обучение использу­ется сейчас не так широко, как хотелось бы, — за­метил Брайан Чэпмен, аналитик компании Brandon-hall.com, занимающейся изучением вопросов электронного обучения. — Несмотря на то, что представители почти 60% американских корпора­ций выдвигают различные инициативы электрон­ного обучения, для большинства из них это отно­сится скорее к разряду хобби».


Стоимость высшего образования

«Наиболее серьезные перемены в области элек­тронного обучения в прошлом году были связаны с переходом к распространению курсов обучения в пределах всей компании, — отметил Чэпмен. — В результате цена этих систем стала сопоставимой с оплатой лицензий на корпоративные приложения ERP (enterprise resource planning). Вместо того чтобы платить за количество одновременно подключенных к системе клиентов, организации платят за общее ко­личество пользователей, а это заметно повышает со­вокупную стоимость электронного обучения».

И все же несмотря на довольно высокие перво­начальные затраты, компании надеются, что приме­нение средств электронного обучения позволит им сократить расходы на образование на 50-60%. Это обусловлено повышением оперативности и интенсивности обучения за счет ускоре­ния доставки информации через Web. Кроме того, стоимость готовых курсов электронного обучения снижается по ме­ре расширения клиентской базы.

Судя по складывающимся тенденци­ям, электронное обучение превратится в тот тип обучения, при котором информационное наполнение меняется не очень бы­стро. Дело в том, что данные технологии не слиш­ком хороши для постоянного обновления учебно­го материала.

К основным недостаткам электронного обучения относятся высокая стоимость корпоративного ПО и серверов, а также отсутствие живого общения и не­посредственного контакта с преподавателем.

Но несмотря на эти недочеты, целый ряд фирм уже сегодня вкладывает деньги во внедрение по­добных систем. «Это объясняется тем, что элек­тронное обучение позволяет уменьшить затраты на переезды и повысить эффективность использова­ния времени преподавателей», — отметила анали­тик компании Gartnet Кэти Харрис.

В то же время для доставки курсов, получения авторского информационного наполнения, реали­зации функций управления и проверки работ сту­дентов требуются весьма существенные первона­чальные затраты.

Стартовые расходы на создание инфраструкту­ры (установку ПО, серверов и рабочих станций) могут достигать 300 тыс. долл., причем стоимость самих обучающих курсов в эту сумму не входит.

В подобных системах уроки рассылаются обыч­но через корпоративную сеть intranet, хотя некото­рые фирмы собираются использовать Internet для доставки учебного материала своим сотрудникам прямо на дом.

Стандарты интероперабельности для систем уп­равления обучением и обучающих курсов еще не сформировались окончательно, что сдерживает дальнейшее распространение данных технологий.

Идея создания универсальных средств, обеспе­чивающих интероперабельность систем управле­ния обучением и обучающих курсов, привлекает внимание сразу нескольких заинтересованных ор­ганизаций, к числу которых относятся комитет Aviation Industry CBT Committee, Институт инженеров по электротехнике и электронике, Консорциум гло­бального обучения системам управления образова­тельным процессом, а также Комитет по новейшим методам распределенного обучения при Министер­стве обороны США. По оценкам специалистов, в сложившихся условиях появления окончательного варианта стандартов следует ждать не раньше чем через год.

 

                                     Связь по телефону

Конечно, все это не останавливает пионером электронного обучения в движении вперед (см. врезку «Практический пример»), однако далеко но все компании собираются запускать собственные системы электронного обучения. Корпорация 811о1, обслуживающая клиентские центры вызовов, ли­цензировала систему управления обучением у ком­пании Sitel, которая занимается поставкой соответствующих программ управления и услуг аренды приложений.

Арендованная система предоставляет Sitel сред­ства трехмерной графики, которые предназначены для сотрудников, занимающихся электронным обу­чением; студенты могут использовать Web-браузеры для совершения «прогулок» по виртуальной штаб-квартире Sitel. «Хорошая графика стимули­рует стремление к обучению и помогает людям по­чувствовать себя частью единой корпорации даже в том случае, когда занятия проходят за пределами штаб-квартиры и учебных аудиторий», — пояснила старший вице-президент Sitel по работе с кадрами Шина Уилсон.

С осени прошлого года 2 тыс. менеджеров Sitel уже прошли курс электронного обучения, а в следующем году компания планирует провести при помощи системы электронного обучения приложе­ниям поддержки центров вызовов переподготовку остальных 24 тыс. сотрудников в 20 странах.

Уилсон отказалась сообщить стоимость капита­ловложений Sitel в системы электронного обучения. Однако, по ее оценкам, стоимость электронного об­разования составляет около трети затрат на очное обучение. Это объясняется сокращением транспорт­ных расходов, уменьшением временных затрат и экономией на печатных учебных материалах. Еще одно преимущество заключается в упрощении дос­тавки обучающих курсов в любую страну мира.

«Мы высоко оцениваем эффективность подоб­ного вложения денег и довольны ответной реакци­ей сотрудников», — отметила Уилсон.


Практический пример

Электронное обучение необязательно дешевле, луч­ше или эффективнее других его форм. Впрочем, я не хочу сказать, что электронное обучение будет предлагаться в избытке, но приобретено будет дей­ствительно больше того, что необходимо.

Мэри Крамер, менеджер по вопросам обучения, Clubcorp

В компании ClubCorp обслуживающей около 200 гольф-клубов, профессиональных объединений и курортов вблизи Далласа, работают почти 24 тыс. сотрудников. «При помощи средств электронного обучения мы уже сейчас повышаем уровень квали­фикации 1,5 тыс. своих служащих и надеемся, что до конца года их число возрастет до 5 тыс.», — со­общила менеджер компании по технологиям обуче­ния Мэри Крамер.

ClubCorp использует программное обеспечение электронного обучения для проведения узкоспециа­лизированных курсов (например, курсов по ведению системы табельного учета сотрудников).

«Мне кажется, что это очень хороший способ обучения, хотя делать какие-то конкретные выводы пока рано, — отметила Крамер. — Система помога­ет ClubCorp следить за тем, ка­кие менеджеры прошли дан­ный курс. Время покажет, уда­лось ли нам достичь поставленной в ходе обучения сотрудников цели. Но у меня уже есть идеи, благо­даря которым к концу года я надеюсь повысить эф­фективность обучения».

Компания ClubCorp потратила 250 тыс. долл. на приобретение системы управления учебным процес­сом Lotus LearninSpace, предлагаемой корпорацией IBM.

Условия лицензирования пакета Lotus до сих пор являются предметом переговоров, поскольку корпорация IBM переходит к более доро­гостоящей поименной схеме лицензирования (пред­усматривающей оформление лицензии на каждого пользователя), которая придет на смену лицензион­ной схеме одновременного подключения (в этом случае клиент приобретает лицензии на макси­мальное количество людей, одновременно работаю­щих с системой).

Кроме того, руководство ClubCorp пришло к вы­воду, что для обслуживания системы нужен админи­стратор на неполный рабочий день. А это еще 20 тыс. долл. непредвиденных расходов в год.

Несмотря на то, что система на базе браузера ус­пешно проработала в течение полутора лет, элек­тронное обучение еще нельзя считать универсальным реше­нием. И все же очень многие руководители хотели бы сделать ставку именно на эти технологии, ведь в них вложено слишком мно­го денег.

Однако, по мнению Крамер, электронная форма не подходит для обучения, при котором желателен прямой контакт с преподавателем (например, для обучения навыкам управления). И потом, вряд ли вы добьетесь желаемых результатов, если не знаете, каким образом контролировать успехи студентов.