ГЛАВА 2.   ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Цель нашей работы состояла в совершенствовании методики отбо­ра детей для занятий вольной борьбой.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

1.     Изучить  теоретические  и методические аспекты начального отбора и ориентации в спортивной борьбе.

2.     Разработать  комплекс  контрольных  испытаний для  оценки спортивных способностей детей в стандартных условиях и в условиях ведения  единоборства.

3.     Определить прогностическую значимость разработанного комп­лекса контрольных испытаний с целью отбора детей для занятий воль­ной борьбой.

Для решения поставленных задач использовались следующие мето­ды исследований:

1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

2. Опрос тренеров и спортсменов.

3. Педагогические наблюдения.

4. Тестирование двигательных качеств.

5. Педагогический эксперимент.

6. Методы  математико-статистической  обработки   результатов исследований.

2.1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ. ОТБОРА N ОРИЕНТАЦИИ


Анализу подвергнуты научно-методические данные,  раскрывающие сущность методики обучения технико-тактическим действиям в вольной борьбе, а также сущность в методике применения специализированных подвижных игр в начальной подготовке юных борцов.  Всего изучено 35 работ.

2.2. ОПРОС ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ


Для выявления необходимости проведения данного эксперимента использовались методы опроса (интервью, беседа). Всего опрошено 10 тренеров и 20 квалифицированных спортсменов.

2.3.  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ


Педагогические наблюдения  проводились  в  реальных  условиях учебно-тренировочного процесса юных  спортсменов,  занимающихся в группах начальной подготовки борцов по  вольной  борьбе. Специализированной   детско-юношеской спортивной школы № 10. На основании экспертных оценок регистрировались и анализировались показатели, отражающие качество освоения технико-тактических действий юными спортсменами.

2.4. ТЕСТИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ


В процессе педагогического эксперимента для оценки  кондици­онных  способностей детей  использовались следующие контрольные упражнения (тесты):

1. Бег 30 м с высокого старта (с);

2. Прыжок в длину с места (см);

3. Подтягивание на перекладине (количество раз);

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз);

5. Бег 400 м.

Оценка способности к  ведению  единоборства производилась с помощью следующих двигательно-соревновательных тестов:

1.     Осаливание голеностопа соперника;

2.     Забегание за спину соперника;

3.     Тиснение соперника из круга;

4.     Борьба в стойке до касания ковра любой частью тела.

На основании результатов контрольных испытаний был  осущест­влен предварительный  отбор детей в группы начальной подготовки по вольной борьбе.

2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА


Педагогический эксперимент  проводился  в  реальных  условиях учебно- тренировочного  процесса юных спортсменов о сентября 2000 г по апрель 2001 года.(или взять по четвертям)

На основании контрольного тестирования спортивных способнос­тей была сформирована экспериментальная  группа в количестве 30 мальчиков 13-14 летнего возраста. По окончании эксперимента вследс­твие отсева в ней насчитывалось 30 чел. Группу разделили на две подгруппы. Первая группа занималась обычными тренировочными процессами СРУ (специально развивающимися упражнениями). Вторая подгруппа занималась специально разработанными подвижными играми применяемые в конце подготовительной, основной и заключительной частях занятий.

В соответствии  с целью и задачами педагогического исследова­ния нами была сформулирована программа подвижных игр для детей в  группы  подготовки на основе диагностики их спортив­ных способностей. Программа предусматривает оценку скоростных, скоростно-силовых, координационных, силовых способностей и силовой выносливости, а также оценку способности к ведению единоборства на основе двигательно-соревновательных тестов (рис.3).


рис.з. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА


 

2.6. МЕТОДЫ МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ


Для объективной  интерпретации  полученных данных применялись следующие методы:

t-критерий Стьюдента являющийся одним из наиболее простых и объективных способов установления меры связи между факторами.

Ранговая корреляция по Спирмену (корреляция рангов), являюща­яся одним  из наиболее простых и объективных способов установления меры связи между факторами. Коэффициент корреляции рангов  вычис­лялся по формуле:

           

                                                   6*åd2

                                 rs = 1 -     

                                                 n(n2-1)


В целом методика определения коэффициента ранговой корреляции при­ведена в специальной литературе (3; 25).