ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Цель нашей работы состояла в совершенствовании методики отбора детей для занятий вольной борьбой.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические и методические аспекты начального отбора и ориентации в спортивной борьбе.
2. Разработать комплекс контрольных испытаний для оценки спортивных способностей детей в стандартных условиях и в условиях ведения единоборства.
3. Определить прогностическую значимость разработанного комплекса контрольных испытаний с целью отбора детей для занятий вольной борьбой.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:
1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
2. Опрос тренеров и спортсменов.
3. Педагогические наблюдения.
4. Тестирование двигательных качеств.
5. Педагогический эксперимент.
6. Методы математико-статистической обработки результатов исследований.
2.1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ. ОТБОРА N ОРИЕНТАЦИИ
Анализу подвергнуты научно-методические данные, раскрывающие сущность методики обучения технико-тактическим действиям в вольной борьбе, а также сущность в методике применения специализированных подвижных игр в начальной подготовке юных борцов. Всего изучено 35 работ.
2.2. ОПРОС ТРЕНЕРОВ И СПОРТСМЕНОВ
Для выявления необходимости проведения данного эксперимента использовались методы опроса (интервью, беседа). Всего опрошено 10 тренеров и 20 квалифицированных спортсменов.
2.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Педагогические наблюдения проводились в реальных условиях учебно-тренировочного процесса юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подготовки борцов по вольной борьбе. Специализированной детско-юношеской спортивной школы № 10. На основании экспертных оценок регистрировались и анализировались показатели, отражающие качество освоения технико-тактических действий юными спортсменами.
2.4. ТЕСТИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
В процессе педагогического эксперимента для оценки кондиционных способностей детей использовались следующие контрольные упражнения (тесты):
1. Бег 30 м с высокого старта (с);
2. Прыжок в длину с места (см);
3. Подтягивание на перекладине (количество раз);
4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз);
5. Бег 400 м.
Оценка способности к ведению единоборства производилась с помощью следующих двигательно-соревновательных тестов:
1. Осаливание голеностопа соперника;
2. Забегание за спину соперника;
3. Тиснение соперника из круга;
4. Борьба в стойке до касания ковра любой частью тела.
На основании результатов контрольных испытаний был осуществлен предварительный отбор детей в группы начальной подготовки по вольной борьбе.
2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Педагогический эксперимент проводился в реальных условиях учебно- тренировочного процесса юных спортсменов о сентября 2000 г по апрель 2001 года.(или взять по четвертям)
На основании контрольного тестирования спортивных способностей была сформирована экспериментальная группа в количестве 30 мальчиков 13-14 летнего возраста. По окончании эксперимента вследствие отсева в ней насчитывалось 30 чел. Группу разделили на две подгруппы. Первая группа занималась обычными тренировочными процессами СРУ (специально развивающимися упражнениями). Вторая подгруппа занималась специально разработанными подвижными играми применяемые в конце подготовительной, основной и заключительной частях занятий.
В соответствии с целью и задачами педагогического исследования нами была сформулирована программа подвижных игр для детей в группы подготовки на основе диагностики их спортивных способностей. Программа предусматривает оценку скоростных, скоростно-силовых, координационных, силовых способностей и силовой выносливости, а также оценку способности к ведению единоборства на основе двигательно-соревновательных тестов (рис.3).
рис.з. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
2.6. МЕТОДЫ МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ
Для объективной интерпретации полученных данных применялись следующие методы:
t-критерий Стьюдента являющийся одним из наиболее простых и объективных способов установления меры связи между факторами.
Ранговая корреляция по Спирмену (корреляция рангов), являющаяся одним из наиболее простых и объективных способов установления меры связи между факторами. Коэффициент корреляции рангов вычислялся по формуле:
6*åd2
rs = 1 -
n(n2-1)
В целом методика определения коэффициента ранговой корреляции приведена в специальной литературе (3; 25).