ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ


В современной психологии и педагогике выделены различные виды способностей человека (5;  7;  26;  28; 40). Сложными частными или специальными  принято  называть  способности,  определяемые  такой структурой свойств личности, которая помогает добиться высоких результатов в избранном виде профессиональной  или  спортивной деятельности.  Спортивные  способности  представляют из себя комплекс двигательных,  морфофункциональных,  психофизиологических и психических проявлений, имеющих сложную динамическую структуру и формирующихся при постоянном  взаимодействии  генетических  и  средовых факторов (В.К. Бальсевич, 4; 5).  Спортивные  способности  борцов, прежде всего проявляются в умении эффективно  вести единоборство в реальных условиях соревновательной схватки.  При  этом  им необходимо выполнять быстрые,  точные и, в конечном счете, результативные технико-тактические действия на фоне значительного мышечного и сенсорного утомления,  оперативно анализировать поступающую информацию,  принимать адекватные конкретной ситуации  решения.  А также  быстро переключаться с одних действий на другие,  соединять их в различные комбинации. Кроме того, находясь в непосредственном контакте,  контролировать  положение тела соперника,  осуществлять наиболее выгодные  захваты,  грамотно  строить  тактическую  схему схватки и доводить ее до победы.

Прогнозирование успешности  спортивной  деятельности   детей предполагает  изучение  задатков  как предпосылок их способностей  исходя из этого,  оценку моторных задатков в  процессе  начального отбора для  занятий  борьбой  целесообразно производить с помощью движений,  присущих данному виду спорта.  Главным требованием  при этом  должно быть отсутствие специальной предварительной подготовки.

Как уже  отмечалось,  в  настоящее время существуют различные подходы к проведению начального  отбора.  Однако,  используемый  в настоящее  время набор средств не позволяет оценивать двигательные качества с учетом специфики спортивной борьбы.

Следовательно, одним из наиболее перспективных путей реализа­ции задач начального отбора является применение игровых комплексов с  элементами единоборств,  с помощью которых в наибольшей степени возможна оценка моторных задатков в условиях соревновательного по­единка.

Исходя из вышесказанного,  нами разработан специализированный игровой комплекс, состоящий ив следующих игр-единоборств: осаливание голеностопа соперника, забегание за спину соперника в партере, тиснение  из круга,  борьба в стойке до касания ковра любой частью тела.

Предварительная апробация показала, что данный комплекс отве­чает следующим требованиям:

1.       Доступность  для  детей  различного возраста,  физического развития и подготовленности;

2.       Высокая прогностичность и компактность;

3.       Возможность получения интегрального результата в виде по­беды иди  поражения,  а также экспертной оценки способностей и ка­честв претендентов;

4.       Простота правил и условий проведения соревнований;

5.       Возможность интерпретации и математически-статистической обработки результатов  соревнований.

Соревнования по играм-единоборствам  проводятся  по  круговой системе до 2-х побед,  т.е. максимально возможное количество охва­ток между двумя борцами - 3 (в одном виде). При большом количестве претендентов возможно использование системы с выбыванием после 2-х поражений.

Вторую часть комплекса контрольных испытаний составили 5 тес­тов для оценки скоростных,  скоростно-силовых качеств,  силовой  и общей выносливости, описанных в гл.2.

Оценка спортивных способностей была произведена в  сентябре 2000 г.  на базе ДЮСШ №7 (табл.2).  Анализ полученных результатов свидетельствует о том,  что четкой взаимосвязи между результатами, показанными детьми в тестах-единоборствах и их результатами в тес­тах по оценке физических качеств не обнаружено (rs= 0,51 при Р  < 0,01) (табл. З),  т.о., претенденты, показавшие высокий уровень фи­зической подготовленности в 20  процентах  случаев  заняли низкие места в тестах-единоборствах.

Дальнейший анализ был проведен через 15  месяцев  занятий  для определения прогностической значимости каждого комплекса в отдель­ности:

А) комплекса по оценке физической подготовленности (№1);

Б) комплекса по оценке способности к ведению единоборства (№2).

Также была определена прогностическая значимость совокупности описанных комплексов,  составивших основу разрабатываемой методики отбора (комплекс №3).

Для чего  был  вычислен  коэффициент  ранговой корреляции (по Спирмену) между показателями тестирования и результатами  соревно­вательной деятельности испытуемых.

Так, коэффициент ранговой корреляции показателей физической подготовленности   с  показателями соревновательной деятельности (первенство ДЮСШ  и открытый  чемпионат  г.  Улан-Удэ)  составил rs=0,54 и  rs=063  при Р < 0,01 соответственно (табл. 4;  5).  Это свидетельствует о недостаточной прогностической  значимости  комп­лекса тестов по оценке физической подготовленности.



Таблица 3


ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВ-ЕДИНОБОРСТВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ


№ п/п

R1

R2

d

d2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


1

2,5

2,5

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20,5

20,5

22

23

24

25

27

27

28

29

30

14

16

15

17

2

18

3

8

13

1

19

4

9

12

20

10

21

5

23

11

24

25

6

22

30

7

29

26

28

27

-13

-13,5

-12,5

-13

3

-12

4

0

-4

9

-8

8

4

2

-5

6

-4

13

-4

9,5

-3,5

-3

17

2

-5

20

-2

2

1

3


169

182,25

156,25

169

9

144

16

0

16

81

64

64

16

4

25

36

16

169

16

90,25

12,25

9

289

4

25

400

4

4

1

9


         



Таблица 4


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЫТУНМЫХ


№ п/п

R1

R4

d

d2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


1

2,5

2,5

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20,5

20,5

22

23

24

25

26

27

28

29

30

11

12

13

14

1

21

5

6

22

2

15

7

8

16

17

18

23

3

19

10

26

20

9

24

25

4

29

27

30

28

-10

-9,5

-10,5

-10

4

-15

2

2

-13

8

-4

5

5

-2

-2

-2

-6

15

0

10,5

-5,5

2

14

0

0

22

-2

1

-1

2

100

90,25

110,25

100

16

225

4

4

169

64

16

25

25

4

4

4

36

225

0

110,25

30,25

4

196

0

0

484

4

1

1

4



Таблица 5


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ


№ п/п

R1

R5

D

D2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


1

2,5

2,5

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20,5

20,5

22

23

24

25

26

27

28

29

30

9

11

10

12

2

18

4

3

19

1

13

14

8

20

15

21

24

5

16

17

22

23

7

25

27

6

30

26

28

29

-8

-8,5

-7,5

-8

3

-12

3

5

-10

9

-2

-2

5

-6

0

-5

-7

13

3

3,5

-1,5

-1

16

-1

-2

20

-3

2

1

1

64

72,25

56,25

64

9

144

9

25

100

81

4

4

25

36

0

25

49

169

9

12,5

2,25

1

256

1

4

400

9

4

1

1




О высокой прогностической значимости комплекса  тестов-единоборств свидетельствуют  коэффициенты ранговой корреляции между результатами схваток в играх-единоборствах и результатами соревнова­тельной деятельности (RS=0,93 и RS=0,86 при Р< 0,01) (табл. б; 7).

Высокой прогностической значимостью также можно охарактеризо­вать комплекс  состоящий из совокупности тестов-единоборств и тес­тов по оценке физических качеств (RS =0,82 и RS =0,87  при  Р<0,01) (табл.8; 9).

Таким образом,  наибольшую  прогностическую  значимость имеют комплекс,  состоящий из тестов-единоборств № 2 и комплекс, включаю­щий в себя совокупность тестов-единоборств и тестов для оценки фи­зической подготовленности № 3.

Однако по-нашему мнению, для применения в спортивной практике следует рекомендовать комплекс № 3, т.к. он дает еще и количествен­ную информацию об уровне физической подготовленности,  т.е. инфор­мация  полученная  в результате его применения будет наиболее пол­ной.

Т.о., можно   заключить  следующее:  использование  комплекса контрольных испытаний,  состоящего из тестов-единоборств и  тестов для  оценки  физических качеств даст возможность существенно повы­сить качество отбора детей для занятий вольной борьбой.

Таблица 6


ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВ-ЕДИНОБОРСТВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ


№ п/п

R2

R4

d

d2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


14

16

15

17

2

18

3

8

13

1

19

4

9

12

20

10

21

5

23

11

24

25

6

22

30

7

29

26

28

27

11

12

13

14

1

21

5

6

22

2

15

7

8

16

17

18

23

3

19

10

26

20

9

24

25

4

29

27

30

28

3

4

2

3

1

-3

-2

2

-9

-1

4

-3

1

-4

3

-8

-2

2

4

1

-2

5

-3

-2

5

3

0

-1

-2

-1

9

16

4

9

1

9

4

4

81

1

16

9

1

16

9

64

4

4

16

1

4

25

9

2

5

3

0

1

4

1



Таблица 7


ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВ-ЕДИНОБОРСТВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ


№ п/п

R2

R5

d

d2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


14

16

15

17

2

18

3

8

13

1

19

4

9

12

20

10

21

5

23

11

24

25

6

22

30

7

29

26

28

27

9

11

10

12

2

18

4

3

19

1

13

14

8

20

15

21

24

5

16

17

22

23

7

25

27

6

30

26

28

29

5

5

5

5

0

0

-1

5

-6

0

6

-10

1

-8

5

-11

-3

0

7

-6

2

2

-1

-3

3

1

-1

0

0

-2

25

25

25

25

0

0

1

25

36

0

31

100

1

64

25

121

9

0

49

36

4

4

1

9

9

1

1

0

0

4


Таблица 8


ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ


№ п/п

R3

R4

d

d2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


4

8

7

9

1

13

2

5,5

10,5

3

17

5,5

10,5

14,5

20

14,5

21

12

22

18

23

25

16

24

27

19

28

26

29,5

29,5

11

12

13

14

1

21

5

6

22

2

15

7

8

16

17

18

23

3

19

10

26

20

9

24

25

4

29

27

30

28

-7

-4

-6

-5

0

-8

-3

-0,5

-9,5

1

2

-1,5

2,5

-1,5

3

-3,5

-2

9

3

8

-3

5

7

0

2

15

-1

-1

-0,5

1,5

49

16

36

25

0

64

9

0,25

90,25

1

4

2,25

6,25

2,25

9

12,25

4

81

9

64

9

25

49

0

4

225

1

1

0,25

0,25




Таблица 9


ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ


№ п/п

R3

R5

d

d2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30


4

8

7

9

1

13

2

5,5

10,5

3

17

5,5

10,5

14,5

20

14,5

21

12

22

18

23

25

16

24

27

19

28

26

29,5

29,5

9

11

10

12

2

18

4

3

19

1

13

14

8

20

15

21

24

5

16

17

22

23

7

25

27

6

30

26

28

29

-5

-3

-3

-3

-1

-5

-2

2,5

-8,5

2

4

-8,5

2,5

-5,5

5

-6,5

-3

7

6

1

1

2

9

-1

0

7

-2

0

1,5

0,5

25

9

9

9

1

25

4

6,25

72,25

4

16

72,25

6,25

30,25

25

42,25

9

49

36

1

1

4

81

1

0

49

4

0

2,25

0,25


Таблица 10



ПРОТОКОЛ


РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПЕРВИЧНОГО ОТБОРА ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВОЛЬНОЙ БОРЬБОЙ






ФИО

Оценка физических качеств






6

Тесты-единоборства





11





12


1



2


3


4


5


7


8


9


10


1.     Бег 30 м (с)


2.     Прыжок в длину с места (см.)

 

3.     Подтягивание на перекладине


4.     Отжимание в упоре лёжа (кол-во раз)


5.     Бег 400 м.


6.     Ранг (место) по физической подготовленности


7.     Осаливания


8.     Тиснения


9.     Забегания


10.     Борьба в стойке


11.     Ранг (место) по единоборствам


12.     Итоговое место (ранг).