ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ В СПОРТЕ


1.1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СПОРТИВНОГО ОТБОРА И ОРИЕНТАЦИИ

Растущая конкуренция в спорте высших достижений обуславливает необходимость повышения эффективности работы с юными спортсменами, требует расширить поиск новых, нетрадиционных средств и методов. Важность решения этой задачи очевидна, поскольку в детском возрасте создаётся основа будущих высоких и стабильных результатов.

При этом, проблема начального отбора и ориентации является одной из важнейших в системе подготовки спортсменов от новичков до мастеров международного уровня.

Повышение эффективности начального отбора позволяет выявить степень одарённости и потенциальных возможностей каждого из занимающихся на ранних этапах, повысить качество всей многолетней подготовки. В связи с этим данной проблеме уделяется пристальное внимание многих специалистов (2, 9, 10, 15, 17, 18, 20, 26, 38, 43, 47, 50, 52, 54), в том числе и в области спортивных единоборств (21, 22, 27, 28, 29, 36, 40, 41, 48, 53, 55).

Следует отметить значительный вклад в изучение теоретических и методических аспектов спортивного отбора и ориентации работ В.К. Бальсевича (4, 5); М.С. Бриля (7); В.М. Волкова, В.П. Филина (13); А.А. Гужаловского (11), С.В. Калмыкова, Св. В. Калмыкова (27, 28); П.З. Сирис, П.М. Гайдарска(23); Г.С. Туманяна (48); В.Б. Шварца, С.В. Хрущёва (51) и др.

По мнению В.К. Бальсевича (4,5), сложность и многогранность феномена спортивных способностей указывает на целесообразность      разработки проблемы отбора с позиции системного изучения комплекса показателей, лимитирующих высокую результативность в конкретном ви­де спорта. Поэтому следует выделить педагогическое, медико-биологическое и психологическое направления исследований. При этом прак­тическим выходом педагогического направления исследований является создание компактной, информативной и доступной системы тестов для диагностики перспективности и состояния готовности спортсменов.

Педагогические аспекты отбора изучались М.С. Брилем, В.П. Филиным (8), С.С. Грошенковым   (16),    С. В. Калмыковым,    Св. В. Калмыковым (27, 28), В.И. Филиповичем,  И.М. Туревским (50) и др.  При этом П.З. Сирис, П.М. Гайдарска (45) считают педагогическое направление в разработке методов организации отбора ведущим звеном,  которое объединяет всю совокупность  данных, полученных специалистами других направлений.

Медико-биологические проблемы отбора   освещены   в   трудах В.М. Волкова (12), С.В. Хрущёва (51), В.Б. Шварца (52). В ко­торых обобщены современные данные по вопросам взаимодействия био­логического и социального в развитии способностей человека, наследуемости спортивного таланта, анатомо-физиологических способностей и др. В целом, биологический аспект проблемы отбора спортивных та­лантов предполагает изучение биологических факторов, определяющих успешность спортивной подготовки, анатомо-физиологических способностей детей различного возраста, индивидуальных особенностей рос­та и развития организма каждого занимающегося, сензитивных периодов  развития двигательных  функций и т.д.  (10, 12, 51, 52).

   Социологические и психологические аспекты спортивной ориентации и отбора изучались   В.К. Балъсевичем   (4),   С.В. Брянкиным, Д.Н. Ждановым, Б.Н. Шустиньм (9),  Г.С. Туманяном (48).

Морфологические аспекты отбора к ориентации рассмотрены в работах  Н.Ж. Булгаковой (10), С.С. Грошенковым, С.Н. Ляссотович (18).

В отборе спортсменов в процессе многолетней подготовки  выде­ляют четыре этапа:

1. Этап предварительного отбора.  На данном этапе  выявляется целесообразность  выбора ребенком вида спорта на основе учета его морфофункциональных и психических способностей;

2. Этап углублённой проверки соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной специали­зации в избранном виде спорта;

3. Этап спортивной ориентации.

4.  Этап отбора в сборные  команды  обществ, республик, страны (48) Т.е. спортивный отбор - это непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена (27).

Анализ и обобщение данных научно-методической литературы дал возможность выделить основные положения прогноза:

1. Отбор должен быть  направлен  на выявление  "талантов"  в спорте,  т.е.  на выявление лиц, потенциальные возможности которых будут являться условием успешного обучения и тренировки.

2. Предметом  прогноза являются задатки и качества личности, определяющие способности к занятиям различными видами спорта.

3. Прогноз  будет  несостоятелен  без  знания  специфики вида спорта, требований, предъявляемых к личности спортсмена на уровне мастера международного класса (17).

В настоящее время растет количество исследований, касающихся вопросов  отбора и ориентации в рамках начальной спортивной подго­товки.                                                                           

В работах В.К.Бальсевича (4), В.М.Волкова, В.П.Филина (13) и других показано, что успешность спортивной деятельности тесно свя­зана о уровнем развития психофизических  и  моторных  способностей человека, проявление которых в спорте тесно связано с функциональными и морфологическими особенностями.

В методике определения спортивной пригодности в каждом из видов спорта существуют свои различия, связанные со спецификой видов спорта, предъявляющей свои специфические требования к физическому развитию и способностям спортсменов.

В настоящее время показано, что ведущим принципом отбора и ориентации является комплексная оценка потенциальных возможностей юного спортсмена, так как выделить какой-то интегральный критерий этих способностей невозможно. Анализ современной научно-методической литературы, касающейся проблемы оценки способностей позволил определить, что многие авторы решают одну задачу - выявление комплекса признаков; которые служили бы индикаторами будущих спортивных успехов в каком-либо виде спорта (4,8). Благодаря этим исследованиям спортивная наука накопила значительный объем знаний об основных факторах, определяющих спортивную результативность на ранних этапах подготовки, о структурных особенностях комплекса свойств, составляющих спортивные способности, о степени устойчивости индивидуальных различий юных спортсменов по ряду морфофункциональных признаков, о прогностичности педагогических, медико-биологических и психологических тестов для прогнозирования спортивных результатов.

                     

1.2. ОТБОР В СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА


Отбор спортсменов как раздел работы тренера по борьбе  подразделяется на три взаимообусловленные и в то же время относительно самостоятельные части:

1.        Спортивная ориентация (начальный отбор детей) с целью обнаружения их потенциальных способностей к определенным видам спорта (в частности, к конкретному виду единоборства);

2.        Комплектование сборных команд;

3.        Спортивный отбор (отбор кандидатов в сборные команды). Для  реализации задач отбора необходимо  решить частные проб­лемы:

·        Определить идеальный тип спортсмена (модель олимпийского чемпиона);

·        Сделать прогноз темпов роста спортивных достижений (основная задача);

·        Провести классификацию отбираемых спортсменов на более и менее одарённых спортсменов;

·        Выбрать форму организации процесса отбора. (48). 

Этой же точки зрения придерживается И.В. Шинелёв, В.М. Игуменов, В.И. Харламов (53), добавляя, что система отбора должна предполагать не отсев детей из той или иной группы видов спорта, а целесообразное перераспределение их по видам, где мальчики могли бы наиболее ярко проявить свои способности.

Важнейшей задачей отбора является прогнозирование спортивных достижений. Реализация этой задачи возможна с помощью серии контрольных упражнений (тестов), которые позволили бы с высокой точностью прогнозировать степень одарённости детей для занятий различными видами спортивной борьбы. Определение состава контрольных упражнений может быть осуществлено с помощью двух подходов (рис. 1).

Наиболее эффективный путь отбора – это изучение не феноменологических показателей (проявляющихся внешне, например, сила, быстрота и т.п.), а реальных морфологических, физиологических, биохимических, биофизических и прочих характеристик и механизмов, определяющих индивидуальные различия и двигательные возможности. Так ставятся две основные задачи:

1.     сколько детей следует просмотреть

2.     насколько подробно это следует сделать. При этом, существуют следующие исследовательские подходы к проведению  начального отбора детей в  секции вольной борьбы (Г. С. Туманян, 48):

·        Изучение феноменологических (внешне проявляемых) показате­ли (сила, гибкость и др.).

·        Изучение  морфофункциональных  характеристик и механизмов, лимитирующих двигательную одаренность (строение  и функции  нервно-мышечного аппарата, особенности энергообеспечения и др.).

·        Изучение динамики превращения ребенка во взрослого  (время кубертатного скачка, акселерация, ретардация развития).    

·        Учет факторов, предопределяющих особенности роста спортив­ных  достижений на начальных и последующих этапах многолетней тре­нировки борцов.

Методика отбора в  группы начальной подготовки по вольной борьбе предусматривает  проведение  организационных  мероприятий, прием нормативов,  обсуждение результатов приемных испытаний и за­числение в группы. В организационные мероприятия включаются агитация среди учащихся школ и их родителей посредством радио,  телеви­дения,  газет, бесед, объявлений и т.д. Отбор должен носить соревновательный характер.  Также рекомендуется зачислять на отделения борьбы некоторых учащихся, не прошедших по конкурсу, но проявивших высокие волевые качества (А.М. Дякин, Ш.Т. Невретдинов, 22).

В настоящее время сложилась система организационно-методичес­ких мероприятий по отбору  детей в секции спортивной борьбы (рис.2)

Опрос, проведенный А.З. Катулиным,  З.М. Мамедовым (29) показал, что  более половины тренеров при определении пригодности подростка руководствуются внешними признаками.  Около 60% опрошенных придают важное значение врожденным, природным, физическим качествам и способностям,  49% считают необходимым учитывать силу, 48%- быстроту, 40% - координационные способности, 39% - гибкость, 18% - умение сохранять равновесие. При этом многие тренеры убеждены, что становление спортсмена всегда зависит только от физического развития в подростковом

Рис 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ (Г.С. ТУМАНЯН, 48)


 








































Рис. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОТБОРУ ДЕТЕЙ В СЕКЦИИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ


 









































возрасте. Около 35% тренеров отводят 1,5-2 месяца на укомплектование групп, 45% тренеров от 3 до 5 месяцев, а некоторые 10 % - до двух лет. Кроме того, авторы пришли к выводу, что с заключением о непригодности не следует торопиться, ибо способности ребёнка могут раскрыться в процессе занятий борьбой. С целью повышения эффективности отбора предлагается выявить наиболее способных борцов в течение первого года занятий. При для повышения его эффективности оценивать уровень развития физических и волевых качеств (27, 28).

 По мнению известного болгарского специалиста вольной борьбы Р. Петрова (27), отбор должен проводиться как длительное и система­тическое исследование, важнейшей частью которого является оценка способности юных борцов к обучению.                                               

Учитывая то, что все виды спортивной борьбы предъявляют повышенные требования к нервной системе занимающихся, Х.М. Юсупов (55) рекомендует особое внимание при отборе уделять изучению свойств нервной системы (сила, динамичность, уравновешенность, лабильность), которые являются врожденными индивидуальными особенностями человека, малоподдающимися коррекции. Т.О., надежность психики ее настойчивость к экстремальным условиям являются важным показателем при отборе и играют большую роль для дальнейшего совершенствования.

При начальном отборе Г.С. Туманян (48) рекомендует, учитывать ведущие условия, обеспечивающие успешность  деятельности,  в борьбе:

1.       Наличие обостренного чувства чести и самолюбия. Только дети,  обладающие этими качествами, выдерживают трудности спортивной деятельности и способны постоянно ставить и решать все более труд­ные задачи.

2.       Близость расположения места жительства от основной  трени­ровочной  базы.  Это позволяет меньше тратить времени и энергии на переезды и соответственно чаще, продолжительнее и эффективнее тре­нироваться.

3.       Высокий уровень выносливости.  Для высоких спортивных дос­тижений  необходима выносливость.  Это качество трудно тренируемо, так как во многом обусловлено наследственностью.  При наличии дос­таточной  выносливости экономичнее выполняются тренировочные зада­ния, выдерживаются большие нагрузки, быстрее происходит восстанов­ление. Все это способствует выполнению большого объема тренировоч­ной работы и достижению высоких результатов в соревнованиях.

4.       Координационная  одаренность.  Борец в  схватке выполняет множество разнообразных движений в различных условиях опоры и раз­личных плоскостях (фронтальной,  саггитальной,  латеральной).  Это требует хорошей координации.  Успешность  совершенствования  этого качества находится в зависимости от координационной одаренности.

5.       Принадлежность к спортивной семье. Немецкие и японские уче­ные установили,  что у 50% детей выдающихся спортсменов можно ожи­дать наличие выраженных способностей.  Греческий ученый  Клиссурас пришел  к выводу,  что прирост достижений в результате напряженной спортивной тренировки ограничен генетическими  факторами.  Так,  у детей 7-13 лет генетически обусловлено на 93,4% максимальная вели­чина потребления кислорода,  на 85,9%  - максимальная частота сер­дечных сокращений и на 81,4Х% - максимальная концентрация лактатов крови.

Кроме того, рекомендуется соблюдать следующие принципы отбо­ра:

1.     Гласность;

2.     Обеспечение равных условий для всех претендентов;

3.     Стимуляция претендентов к достижению высоких результатов.


Опора на установленные основные  критерии мастерства борца.                                                         В работе  С.В. Калмыкова,  Св.В. Калмыкова (28)  отмечается, что показатели физического развития не играют существенной роли, поэтому они не могут быть основными критериями отбора. При этом уточняется,  что для обучения технике борьбы  большое  значение  имеет уровень  развития скоростно-силовых качеств и координационных спо­собностей,  поэтому эти показатели являются достаточными при отбо­ре.  Кроме  того,  рекомендуется с первых дней занятий внимательно присматриваться к занимающимся, чтобы с учетом индивидуальных особенностей формировать тот или иной  стиль борьбы.    

Анализ научно-методической литературы позволяет отметить, что в период с 60-90 годов отчетливо прослеживается тенденция к снижению возраста начала занятий борьбой (21, 28, 27, 28, 36, 41, 53). Так, согласно программы для детских  спортивных  школ  по класси­ческой борьбе 1962 г. отбор в подготовительные группы проводился с 14-15  лет, младшую группу составляли 15-16-летние, старшую 16-18-летние, группа спортивного совершенствования - 18-19 лет. С 1966г постановлением Центрального Совета Союза спортивных  обществ и организаций (29) занятия борьбой были разрешены с 12-летнего  воз­раста. Довольно строгую регламентацию  возраста начала  занятий спортивной борьбы в 60-70 годы можно объяснить бытовавшим в те го­ды мнением среди спортивных специалистов, заключавшемся в том, что ранние занятия борьбой могут причинить существенный ущерб здоровью детей. Однако, в эти годы показана целесообразность занятий борьбой самбо с 11 лет,  Д.З. Катулин,  З.М. Мамедов (29), анализируя  опыт ведущих тренеров по вольной борьбе пришли к выводу, что учебно-тре­нировочные занятия можно начинать с мальчиками с 10-летнего возраста. Некоторые авторы исследуя систему подготовки борцов, пришли к выводу о необходимости начинать занятия  спортивной  борьбой уже с 7-8 лет. В то же время  в 60-70-е годы во многих странах (Япония, ГДР, Франция, Болгария, Монголия, Турция),


Таблица 1



КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ОТБОРА 10-12 ЛЕТНИХ БОРЦОВ






Нормативы



Возраст (лет)

Оценки


Отл.


Оч. хор


Хорошо


Удовл



Плохо

Подтягивание





Отжимания




Прыжок в длину с места



Бег, 40м





10

11

12



10

11

12


10

11

12


10

11

12

5

6

9



12

15

16


140

150

160


7,7

7,7

7,6

4

5

7



10

12

14


130

140

150


7,8

7,7

7,8

3

4

6



8

10

12


120

130

140


7,9

7,8

7,8


2

3

4



5

6

10


110

120

130


8,0

7,9

7,9

2

3

4



5

6

10


110

120

130


8,0

7,9

7,9


Свободный захват



По оценке спортивного педагога








представители которых являются лидерами в спортивных видах борьбы возраст начала занятий составлял 7-8 лет (53).

В настоящее  время  существуют различные подходы к проведению начального отбора, но, как правило, применяются одни и те же контрольные упражнения,  такие как: бег, прыжки, отжимания, подтягива­ния, метания (табл.1).

Недостаток такого тестирования состоит в том, что посредством данных контрольных упражнений двигательные качества оцениваются  в отрыве от специфики вольной борьбы. В связи с этим, необходимо от­метить, что наиболее перспективный путь отбора - это оценка двига­тельных способностей отбираемых в условиях ведения единоборства.

В этой связи интерес представляет работа Е.В. Подскоцкого (40), в ко­торой  отмечается,  что  при спортивной ориентации и отборе должны находить применение модели сильнейших спортсменов,  т.е. тесты от­бора должны отражать основные временные,  количественные и качест­венные показатели (или их составные) модельных характеристик высо­ко квалифицированных спортсменов. При этом, высказана необходимость разрабатывать такие тесты с учетом специфики  деятельности спорт­смена в конкретном виде спорта,  которая обуславливается: 

1. осо­бенностью деятельности спортсмена; 

2. особенностью условий, в ко­торых эта деятельность протекает. 

Поскольку спортивные единоборс­тва характеризуются активным противодействием спортсменов,  в ходе которого  комплексно проявляются психические и физические качества каждого из них,  автор пришел к выводу,  заключавшемуся в том, что при отборе перспективных подростков в спортивных единоборствах не­обходимо использование тестов,  с помощью которых  возможна  комплексная оценка специальных качеств в условиях противодействия соперника. 

Спортивная борьба характеризуется как вид единоборства не­посредственным контактом с противником, ограниченностью времени,  сложностью восприятия пространственно-временных параметров движений, необходимостью оперативно перерабатывать информацию, повышенным эмоциональным фоном деятельности, постоянной нацеленностью на решение различных тактических задача спецификой ситуации на ковре, связанной с быстрым переходом от атакующих действий к защитным и т.д. Поэтому рекомендуется при отборе в ДЮСШ по борьбе всегда иметь комплекс игровых тестов с элементами единоборств. (27, 28, 40).

Таким образом, анализ и обобщение данных научно-методической литературы позволяет заключить следующее: за последнее время выполнено большое количество работ, посвященных проблеме ориентации детей для занятий конкретным видом спорта. Большинство авторов сходится во мнении, заключающемся в том, что ведущим принципом от­бора и ориентации в спорте является комплексная оценка потенциаль­ных возможностей юных спортсменов. Однако, на многие аспекты проб­лемы отбора и ориентации в спорте существуют различные точки зрения.


1.3. Специализированные подвижные игры в технико-тактической подготовке юных борцов вольного стиля


Подвижные игры, играя важнейшую роль в развитии детей, в по­следнее время стали широко использоваться как эффективное средство в тренировочном процессе в различных видах спорта. Это связано с большими возможностями игрового метода обучения в спортивной тре­нировке, в которой подвижные игры занимают большую роль, а также это связано с ранней специализацией в различных видах спорта (39).

Под специализированными подвижными играми понимаются та­кие игры, в содержание которых входят специфические элементы спор­та и формируются необходимые ему физические качества (6, 14, 32, 33).

Потребность применения специализированных подвижных игр  вызвана тем, что, как правило, тренеры владеют методикой обучения приемам, а элементарным техническим и тактическим действиям, т.е. различным подготовкам, обманным действиям, не могут обучать, ис­пользуя строго регламентированный метод (31). Понимая это, тренеры используют соревновательный метод, включая его в тренировку схват­ки.

Однако в схватках все внимание детей направлено на выполнение приемов, а элементарные тактические действия не отрабатываются.

Решение здесь простое - разрабатывать правила ведения схватки, в которой победа присуждалась бы за лучшее выполнение элементар­ных действий. Такие схватки в игровой форме и представляют собой специализированные подвижные игры (30,31, 44).

Используя эти игры, тренер может заполнить разрыв между стро­го регламентированным методом обучения и соревновательным, осуще­ствляя последовательно обучение как технике, так и тактике борьбы. 

Интересны рассуждения В. Всеволодского-Генгросса в введении книги «Игры народов СССР» (23), где прослеживается взаимовлияние подвижных и сюжетно-ролевых игр. Так, он пишет: «Возьмем первый попавшийся пример: скажем, игру в ловитки. Начнем с простейших ловиток, в которых один ловит другого. Но вот рядом игра, в которой ло­вимый имеет «дом», где он может укрываться от преследования, или иг­ра, в которой ловящий скачет на одной ноге или ловит с руками, завя­занными на спине. Далее - то же, но с превращением пойманных в под­ручных ловцов. Далее ловитки партиями с очередными двумя города­ми, взятием пленных, их высвобождением и т.д. И наконец, игра в вой­ну, в центре которой очень часто те же ловитки. Перед нами, несомнен­но, ряд родственных игр: на плечах стоят с одной стороны простые ло­витки, с другой - игра в войну, а посередине постепенно осложняемый или, наоборот, если идти от войны к ловиткам, упрощенный ряд» (23, с. 26). Идея с генетическим усложнением игры, наблюдаемая в жизни, яв­ляется плодотворной для игрового метода обучения, линия усложнения должна решать дидактическую задачу, и тогда игры приобретают педа­гогическое значение.

Этот пример близок к специализированным играм борцов, в ко­торых идут простые игры, где нужно применять элементарные приемы борьбы к играм, в которых наблюдается развитие тактических замы­слов. Так, в специализированных играх соединяется подвижная игра с тактической игрой.

Использование подвижных игр в учебных целях находит свою параллель с дидактическими играми, поэтому рассмотрим их подробнее.

В нашей работе исследуются специализированные подвижные иг­ры, используемые для подготовки юных борцов, которые направлены на обучение основам ведения единоборства. Поэтому они начинают но­сить черты дидактических игр. Кратко рассмотрим их.

Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на рас­ширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познаватель­ных способностей (46). Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Воспита­тель является участником или ее организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определяется содержанием игры и обуслав­ливает игровые действия (24).

Основной особенностью дидактических игр является то, что они как в отношении содержания, так и в отношении методики и правил иг­ры нарочито и специально разрабатываются воспитателями в целях обу­чения. Обычно эти игры разрабатываются как средство изощрения спо­собностей ощущения, активизации и развития у детей наблюдательно­сти, внимания, памяти, мышления, проверки и закрепления приобретен­ных ранее знаний, расширения запаса слов и т.п.

Дидактические игры делают процесс обучения более легким и занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, реша­ется в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Ди­дактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость (24).

«Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влия­ния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей» (46).

Наполненность обучения эмоционально-познавательным содер­жанием - особенность дидактической игры.

А.П.Усова, отмечая воспитательное влияние игр, писала; «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы» (49).

Во многих дидактических играх отчетливо выступает упражне­ние, но дидактическая игра не может быть отождествлена с упражнени­ем, ибо основу ее составляют игровые отношения детей, игровой замы­сел, игровые действия (24).

Многие дидактические игры не вносят ничего нового в знания де­тей, но они учат детей применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообраз­ных форм умственной деятельности (24).

Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий или практического характера упражнений в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое занимательное. В соот­ветствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся, играя (1).

В дидактической игре отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и иг­ровую деятельность одновременно. Основными элементами дидактиче­ских игр являются: содержание игры, игровой замысел, игровые дейст­вия и правила игры (24).

Один из основных элементов игры - дидактическая задача, кото­рая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия (24).

Наличие дидактических задач или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность (24).

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу и определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

 Дидактическая игра становится настоящей формой игрового обу­чения лишь в том случае, когда учебные, познавательные задачи ставят­ся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом, с игровыми задачами и игровыми действиями (1).

Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскировано, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения зна­ний и умений детьми. Взаимоотношения между взрослыми и детьми определяются не учебной ситуацией, воспитатель учит, дети учатся у не­го, а игрой, тем, что воспитатель и дети, прежде всего участники одной игры.

Как только этот принцип нарушается, исчезает игровой характер взаимоотношений между педагогом и детьми, и воспитатель становится на путь прямого обучения, дидактическая игра перестает быть сама со­бой (1). Игровые действия составляют основу дидактической игры. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее для детей сама игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысле часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало (24).

В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, дисципли­нарный характер и чаще всего они разнообразно сочетаются между со­бой. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Правила организуют познаватель­ную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Усвоенные правила игры становятся «точкой опоры» взаимоотношений в игре. Вместе с тем они содействуют формированию само­стоятельности, самоконтроля и взаимоконтроля. Через правила, их усвоение воспитатель формирует у детей способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и точность реакции, способ­ность сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого формируется способность управлять своим поведением в разных обстоятельствах, соотносит его с поведени­ем товарищей по игре (37).

Следует учитывать, что игровые правила не всегда предъявляют­ся в прямой форме указаний; многие из них заключены в игровых дей­ствиях и могут играть свою регламентирующую роль при направлении игрового действия, руководстве его развитием.

Специализированные подвижные игры для борьбы, используемые в нашей работе, соединили черты подвижных и дидактических игр.


1.4. Методика применения специализированных подвижных игр в начальной подготовке юных борцов


Включение специализированных подвижных игр в подготовку юных борцов вольного стиля происходит в рамках утвержденной про­граммы на тренировочных занятиях.

Проведение игры осуществляется в три этапа: подготовка к игре, сама игра, обсуждение игры и награждение победителей,

Подготовка к игре - этот этап направлен на формирование у бор­цов необходимых (технико-тактических) действий, достаточных для полноценного участия в игре, это подготовительные упражнения, обеспечивающие формирование необходимых игровых действий (11). Создание проблемной игровой ситуации позволяет моделировать такие условия поединка, освоение которых подготавливает борца к будущим ситуациям в борьбе.

Наблюдения за ходом игры и поведением играющих. Усвоение игры и поведение детей во время игры в значительной степени зависит от правильного руководства ею.

Необходимо начать игру организованно и своевременно. Игра начинается по сигналу. Надо научить детей сознательно соблюдать пра­вила игры. В процессе игры следует содействовать развитию творческой инициативы играющих. Руководитель должен заинтересовать детей иг­рой, увлечь их. Необходимо добиться сознательной дисциплины, чест­ного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков. В процессе игры надо учитывать настроение играющих. Руководителю нужно учитывать наиболее опасные моменты в игре. Важно, чтобы игры вызывали положительные эмоции (34).

Любую игру нужно объяснять примерно по следующей схеме:

1) название игры (можно сказать с какой целью игра проводится);

2) роли играющих и их расположение на площадке;

3) ход игры;

4) цель игры (кто будет назван победителем);

5) правила игры.


Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих. (34).

Руководя игрой, воспитатель осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, иг­ровые правила.

Имеются определенные трудности и недостатки в руководстве игрой. С одной стороны, мы наблюдаем случаи, когда игра проводится самотеком, и воспитатель считает, что если он выделил для игры опре­деленное время, снабдил ребенка игрушками, то на этом его миссия за­канчивается.

С другой стороны, мы наблюдаем противоположное, негативное явление, когда игра перегружается дидактическими задачами, регламентируется каждый шаг и поступок ребенка и, таким образом, извращается природа игры как формы самодеятельности (37).

Игровой этап является основным. Он может состоять из игр одно­го направления и из игр разных направлений в зависимости от задач, решаемых на занятии. Прежде чем начать играть, борцы осваивают пра­вила игры, им сообщается, что можно делать в игре, а что нельзя, к чему надо стремиться, как оценивается победитель.

Игра на начальном этапе, в центре которой стоит овладение предметом и способом действий с ним, то есть выполнение тактических действий, сменяется игрой, в центре которой - борец и его отношения к противнику через выполнение технических действий. Нужно идти от игр упражнений к подвижным играм.

В руководстве игрой и в развитии важное значение имеет темп, Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале игры дети как бы разыгрываются, усваивают содержание игровых дей­ствий, правила игры и ее ход. В этот период, когда игра развертывается в сменяющих одно другим игровых действиях, когда дети увлечены иг­рой и переживают радость, темп убыстряется. К концу игры эмоцио­нальный настрой как бы спадает и темп вновь замедляется (46).

Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игро­вой задачей, игровыми действиями и правилами, который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижения детей или в усвоении знаний, или в применении, в установлении взаимоотношений детей к игре (46).

Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи - познавательного содержания в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются од­ной из важных задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов (46).

Судейство. Каждая игра требует объективного, беспристрастно­го судейства. Судья должен найти место, удобное для наблюдения, что­бы выделить всех играющих и не мешать им (11).

Дозировка в процессе игры. В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные на­грузки следует чередовать с отдыхом. (11).


Регулировать игру можно различными методами:

а) сокращением или увеличением длительности игры;

б) введением перерывов;

в) усложнением или упрощением игры;

г) изменением количества играющих;

д) изменением величины площадки;

е) изменением правил и сменой ролей играющими (35, 42).

Окончание игры. Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Руководитель обязан заканчивать игру, когда дети еще не переутомились, проявлять к ней ин­терес, когда их действия полностью, эмоциональны (11).

Определение результатов игры имеет большое воспитательное значение. По окончании игры руководитель должен объявить ее резуль­таты. Объявить результаты игры нужно лаконично, никому не делая скидок, чтобы приучить детей к правильной оценке их действий.

Разбор игры. При объявлении результатов необходимо разобрать игру, указав на ошибки, допущенные участниками в технических прие­мах и в тактике.