7. Экономическое обоснование проекта модернизации
7.1. Общие сведения
Важной задачей высшей школы является подготовка специалистов, обладающих не только глубокими техническими знаниями, но и знаниями основ экономики производства, умением использовать их в практической работе.
В данном разделе дипломного проекта производятся расчёты, связанные с экономическим обоснованием проектируемого двигателя внутреннего сгорания при условии установки его на заранее выбранное судно.
Данный расчёт предполагает, что новый двигатель, по сравнению установленным на судне-прототипе, обеспечивает выполнение одного или нескольких ниже перечисленных условий:
– снижение строительной стоимости ДВС (общей или на единицу мощности);
– снижение удельных расходов топлива и масла на единицу мощности;
– увеличение технического ресурса двигателя до капитального ремонта (списания);
– увеличение скорости хода судна.
В расчёте не учитывается экономический эффект от следующих факторов:
– изменения грузоподъёмности судна за счёт изменения массы ДВС, запасов топлива и масла;
– изменения затрат времени на неплановые ремонты и т.д.
7.2. Выбор и обоснование судна-прототипа
При выполнении экономического обоснования выбирается судно проекта 14891, на котором предполагается установить спроектированный дизель.
Чтобы в дальнейшем отличать идентичные показатели судна-прототипа и судна со спроектированным двигателем, условимся ставить для них разные надстрочные символы: п – для судна-прототипа, н – для того же судна с новым двигателем. Также для краткости условимся называть судно, на которое будет установлен спроектированный двигатель, – новое судно. После выбора судна-прототипа составляется табл. 7.1 с краткой характеристикой нового судна и судна-прототипа. Данные о строительной стоимости судов заносятся после выполнения соответствующих разделов.
Таблица 7.1
Основные технико-эксплуатационные показатели сравниваемых судов
Наименование показателя |
Величина показателя |
|
Судно-прототип |
Новое судно |
|
Грузоподъёмность Q, т |
810 |
|
Основные размерения L´B´H; T, м |
72´10,6´8; 2,31 |
|
Марка главного двигателя по ГОСТ и мощность установки , кВт |
2´6ЧНСП18/22 2´220 |
6ЧНСП18/22 440 |
Род и удельный расход топлива ГД, кг/(кВт.ч) |
дизельное 0,231 |
дизельное 0,209 |
Скорость судна , км/ч |
19 |
|
Численность экипажа, чел |
10 |
|
Строительная стоимость судна Ц, млн. руб. |
56,21 |
55,49 |
7.3. Выбор и расчёт эксплуатационных показателей
При выполнении экономического обоснования необходимо обеспечить сопоставимость условий эксплуатации судов, основными из которых являются: линия (район) эксплуатации судов в течение навигационного периода; род перевозимого груза; длительность годового эксплуатационного периода; доля ходового времени в грузу и порожнем; производительность и механовооружённость погрузочно-разгрузочных работ и т.п.
При выполнении экономического обоснования определяется не абсолютная эффективность нового судна при перевозке некоторого конкретного рода груза из пункта А в пункт Б, а его эффективность в сравнении с использованием для этих целей судна-прототипа. Поэтому в выполняемых расчётах допустимо принимать усредненные значения таких эксплуатационных показателей, как длительность годового эксплуатационного периода, нагрузка на 1 тонну грузоподъёмности, судоходные условия, определяющие техническую скорость судна, долю ходового времени с грузом и т.д.
Так как суммарная мощность установки не меняется, то:
км/ч.
Техническая скорость нового судна с грузом также будет равна технической скорости судна-прототипа:
км/ч.
Численные значения принятых эксплуатационных показателей заносятся в табл. 7.2.
Таблица 7.2
Эксплуатационные показатели сравниваемых судов
Судно |
Эксплуатационные показатели |
||||||
Длительность эксплуатационного периода, сут. |
Техническая скорость, км/ч |
Нагрузка на 1 тонну грузоподъ-ёмности |
|||||
Всего |
в том числе |
с грузом |
порожнем |
||||
ходовое время с грузом |
ходовое время порожнем |
прочие составляю-щие |
|||||
прототип |
210 |
73,5 |
21 |
115,5 |
17,5 |
19 |
0,8 |
новое |
210 |
73,5 |
21 |
115,5 |
17,5 |
19 |
0,8 |
7.4. Расчёт годового объёма продукции
За среднегодовой объём продукции принимается транспортная работа выраженная в тонно-километрах. Так как все составляющие в формуле равны для судна-прототипа и нового судна, то получим:
т.км,
где сут. – ходовое время с грузом;
км/ч – техническая скорость судна с грузом;
– нагрузка на 1 тонну грузоподъёмности;
т – грузоподъёмность.