ДОКЛАД [титульник]
Проблема пенсионного страхования особенно актуальна в свете проводимой с 2001 года пенсионной реформы. На данный момент протекает процесс законодательного обеспечения реформы, модернизируется организация деятельности Пенсионного фонда Российской федерации. Несмотря на активное обсуждение вопроса, ощущается недостаток исследований, исходящих из анализа макроэкономического влияния реформы. Слабо используется аппарат математического моделирования. В центре внимания оказываются социальные и политические аспекты, в то время как макроэкономические аспекты отходят на второй план. В работе акцент сделан на макроэкономические аспекты реформы.
Основными критериями анализа деятельности Пенсионного фонда России служат размер и скорость формирования пенсионного резерва; пригодность активов Пенсионного фонда России для целей долгосрочного инвестирования; мера снижения ставки пенсионного налога; ставка замещения пенсии; достаточность собственных средств Пенсионного фонда России и необходимость заимствования; простота, сбалансированность и справедливость организации системы пенсионного страхования. Отражается влияние данных параметров на экономическое развитие страны.
Особенность подхода в попытке достижения максимального макроэкономического эффекта в процессе реформирования при поддержании приемлемого уровня жизни пенсионеров. Мы видим в реформе Пенсионного фонда России средство к возрождению национальной экономики. Основной целью исследования была попытка разработать основу альтернативной системы функционирования Пенсионного фонда России.
В первой главе рассмотрены ключевые понятия пенсионного страхования. Обоснована необходимость ограничения сферы деятельности Пенсионного фонда России областью государственного пенсионного страхования [ри.1.1]. Показаны преимущества накопительной пенсионной системы перед распределительной [с16д]. Определены провалы Негосударственных пенсионных фондов и преимущества Пенсионного фонда России [с18д]. На данный момент массовое пенсионное страхование может обеспечить только государственный Пенсионный фонд России действующий на основании накопительного принципа [рис.1.2].
Во второй главе предлагаются и экономически обосновываются основные принципы функционирования альтернативного Пенсионного фонда России. Решаются установочные вопросы построения системы обязательного пенсионного страхования в соответствии с данной схемой [рис.2.2]. Формируется система актуарных расчетов. Моделируется деятельность Пенсионного фонда России, определяются подходы к инвестиционной деятельности.
Трудовое поколение делает отчисления в накопительный Пенсионный фонд России. Пенсионный налог делится на две части: накопительную и распределительную. Накопительная часть идет на накопительные счета. Распределительная часть на выплату пенсий переходному поколению. Процент накопительного отчисления на начало реформы определяется в соответствии с предлагаемой системой актуарных расчетов, исходя из положения достаточности сформированного резерва с учетом прибыли от инвестирования для полного обеспечения участника пенсией на уровне 40% от средней получаемой им заработной платы. (Это минимум, рекомендуемый конвенцией 102 МОТ). Если возраста, оставшегося до пенсии недостаточно, чтобы сформировать резерв, данная группа людей не участвует в накопительном страховании и в будущем получит распределительную пенсию. В ходе реформы ставка замещения пенсии поднимается до 70%.
Единым критерием выхода на пенсию является достижение пенсионного возраста (60-ти лет). Пенсионный фонд России не производит выплат нестраховых и льготных пенсий. За людей до 60 лет, получающих социальные и досрочные пенсии, пособия по безработице, пенсионный налог выплачивают соответствующие государственные органы и внебюджетные фонды. Размер распределительной пенсии определяется исходя из остатка поступлений в Пенсионный фонд России. Нежелательно, чтобы ставка замещения пенсии опускалась ниже 32%. Увеличить ставку замещения пенсии можно за счет средств пенсионного резерва, государственных выплат, за счет займа Пенсионного фонда России.
Отношения Пенсионного фонда России с пенсионерами носят страховой характер. Используются страховые схемы с установленными взносами и пожизненными выплатами. На роль управляющей компании выбраны банки. Отношения с управляющей компанией регламентируются договором полужесткого траста. Используется консервативная или умеренная стратегии инвестирования, диверсификацию как основной метод снижения рисков, сбалансированный метод реализации стратегии. Инвестиционная политика исходит из необходимости комбинирования инвестиционного портфеля из ценных бумаг Российских предприятий и иностранных государственных ценных бумаг таким образом, чтобы получить 3 процента реальной валовой доходности пенсионного резерва. При направлении средств в экономику России исходим не только из доходности, но и из приоритетности развития отраслей. Возможно вложение в отрасли с отрицательной нормой доходности.
В третьей главе проведена оценка текущего состояния пенсионной системы, изучена динамика его изменения. Показана несостоятельность и причины кризиса пенсионной системы. Разработана математическая модель процесса реформирования [схема модели]. Расшифровку обозначений вы можете найти на странице 7 раздаточного материала. Реформа состоит из четырех этапов. На первом этапе увеличивается ставка замещения распределительных пенсий до 40%. На втором этапе происходит возврат долга Пенсионным фондом России для случая заимствования. На третьем этапе идет снижение ставки отчислений в Пенсионный фонд до оптимальной в условиях сформированных схем (11,5%). На четвертом этапе увеличивается ставка замещения пенсии до 70%.
Предельный возраст участия в накопительной системе 42 года [табл.П.3.3]. В ПФР делаются отчисления 20% от Фонда оплаты труда. Динамику переходных процессов можно увидеть на графике [рис.П.3.1]. Детальная характеристика процесса реформы представлена на странице 9 раздаточного материала. Этап 1 завершается в 2025 году. Этап 2 пропускается (так как займы не предусмотрены), Этап 3 завершается в 2037 году. Этап 4 в 2050 году. Переходный процесс завершен.
До 2020 года идет интенсивное накопление средств пенсионного резерва [рис.П.3.2]. С 2021 года абсолютные значения прироста пенсионного резерва начинает снижаться. В результате установится относительно стабильный размер пенсионного резерва на уровне 16-17 трлн. руб. в ценах 2001 года. Детально формирование пенсионного резерва представлено на странице 11 раздаточного материала.
Предлагаемый вариант реформы увеличивает положительный экономический эффект от преобразования Пенсионного фонда России [эк.эфф.]. Переход к накопительному пенсионному фонду будет сопровождаться ростом уровня сбережений. Характер активов дает возможность инвестировать существенную часть пенсионного резерва в реальный сектор экономики, что приведет к росту капиталовооруженности и экономическому росту. Расчет размера пенсии, исходя из реальных взносов, увеличивает стимулы работников к труду, снижает сокрытие доходов. Снижение ставки пенсионного налога снижает налоговое бремя. Снижение стоимости труда повлечет создание новых рабочих мест. Увеличение предложения долгосрочных финансовых ресурсов благоприятно скажется на развитии финансовых рынков, приведет к снижению процентных ставок.
Уже на первый год реформы формируется резерв порядка 139 млрд. рублей (против ожидаемых правительством 32-34 млрд. руб.), итоговый размер пенсионного резерва на уровне 16-17 трлн. руб. в ценах 2001 года; инвестиционный горизонт средств пенсионного резерва 18-60 лет (выплаты пенсий по правительственной программе начнется уже через 5 лет). Ставка пенсионного налога в перспективе снизится до 11,5% ФОТ (в правительственной программе не прописано снижение пенсионного налога). Бюджет альтернативного пенсионного фонда сбалансирован (тогда как 128 млрд. рублей расходов Пенсионного фонда России на 2002 год идет из средств переходящего остатка). Ставка замещения пенсии в перспективе достигнет уровня 70% (при правительственном варианте реформы не может быть выше 50%). Связь размера пенсии с пенсионными взносами не имеет искусственных ограничений. Отсутствуют противоречия с позиций формирования пенсионного резерва (по правительственной программе невозможно инвестировать пенсионные накопления без заявления пенсионера, что увеличит уровень чистой тезаврации и снизит объем инвестиций; возможность перевода пенсионных накоплений из ПФР в НПФ, декларируемая с 2004 г. помимо снижения средств ПФР приведет к уменьшению инвестиционного горизонта и т.д.). Кроме того, неприемлемо все средства пенсионного резерва вкладывать в государственные ценные бумаги (имеющие на данный момент отрицательную реальную норму доходности). Данная политика приведет к краху накопительной составляющей. Перечисленные недостатки - результат концептуального подхода правительства к пенсионной реформе. Макроэкономическая эффективность реформы опускается уже на уровне формирования целей. Следовательно, приведенный нами подход может быть применен в процессе проведения реформы Пенсионного фонда России.