МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИЖЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Аксенова Ксения Евгеньевна
студентка 4 курса 341 группы
очного обучения «дошкольное образование»
Серия натюрмортов на тему:
«Природа, поэзия и искусство – вечны»
Дипломная работа
Научный руководитель:
А.В. Аникина
Ижевск, 2001
План
I. Введение
1. Актуальность выбранной темы
II. Основная часть:
1. Краткая история развития натюрморта как жанра живописи.
2. Серия натюрмортов на тему: «Природа, поэзия и искусство – вечны». Этапы работы.
3. Организация педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом.
III. Заключение.
IV. Библиография.
Приложение I. Введение
Впервые за много лет у нас появляются направления, концепции, ставящие целью возрождение культуры, приобщение всех детей к нравственным, духовным ценностям, в частности, через искусство. Назовем некоторые комплексные программы. «Мир вокруг нас» (Попова Т.И.) – программа игровой и художественной деятельности предполагает полихудожественные формы развития и воспитания детей, которая позволяет приобщить детей к искусству разных видов, понять их истоки, приобрести базовые представления об отдельных формах художественной деятельности; программа «Семицветик» (Ашиков В.И. и Ашикова Е.Г.) предполагает то же самое. Программа художественно –эстетического развития дошкольников (Т. Фокина и В. Хитрова) ставит несколько задач: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, знакомство со всеми видами искусства, формирование умения высказывать свое отношение, умение сравнивать, анализировать, обобщать и т.д. Наиболее разработанные разделы по изобразительной деятельности и эстетическому восприятию произведений изобразительного искусства, на наш взгляд, есть в программах «Радуга» и «Детство».
Тема диплома: «Серия натюрмортов «Природа, поэзия, искусство – вечны»» выбрана не случайно, она содержит в себе проблему. Проблемой является то, что эта тема недостаточно разработана в контексте новых задач эстетического развития дошкольников. Следует отметить, что эстетическому воспитанию детей средствами изобразительного искусства, приобщению их к прекрасному, долгое время придавалось лишь второстепенное значение. Прежде всего стремились развивать у детей высокую мыслительную активность, а духовное их развитие оставалось на втором плане. Как понятна в этом плане тревога художника и педагога Б.М. Неменского, смысл которой заключался в том, чтобы с раннего детства успеть воспитать у ребят «невосприимчивость к художественным суррогатам, привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства.»
Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись. Эстетическое образование предполагает ознакомление с разными видами искусства, накопление эстетических впечатлений и образов, пробуждение интереса к произведениям искусства, первые шаги к осознанному творческому процессу, воспитание грамотного зрителя, способность понимать, созерцать и оценивать произведения искусства, воспитание видения прекрасного во всех жизненных проявлениях.
Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.
II. Основная часть
1. Краткая история развития натюрморта как жанра живописи
Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство и, в частности, живопись. А одним из интереснейших и своеобразных жанров живописи – натюрморт. Приступая к работе над натюрмортами, возникла необходимость познакомиться с историей жанра натюрморт, работами известных художников. Кратко остановимся на истории натюрморта как жанра живописи.
Натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе 16-17 столетий, но его предыстория началась значительно раньше. Наряду с бытовым жанром, натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая, таким образом, различные ассоциации и социальные аналогии.
Древние авторы упоминают о первом мастере натюрморта – греческом живописце Пернакосе, жившем в эллинистическую эпоху. Возможно, что его картины послужили образцами для фресок в Помпеях. Это яркие и сочные изображения цветов, фруктов, а также ритуальных сосудов, письменных приборов, монет.
Наиболее распространенной разновидностью натюрморта является изображение предметов домашнего обихода. Этот тип натюрморта, тесно связанный с развитием бытового жанра, интерьера, пейзажа, ярко расцвел в западно-европейском искусстве 17 века. Каждая национальная художественная школа по-своему, самобытно решала эту проблему. Так, например, голландский натюрморт 17 века поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте – из цветов и плодов, в Гааге – из рыбы. В Харлеме писали скромные «завтраки», в Амстердаме – роскошные «десерты», а в университетском Лейдене – книги и другие предметы для занятий науками и традиционные символы мирской суеты – череп, свечу, песочные часы.
В натюрмортах относящихся к началу 17 столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах детали наделены символическим значением: яблоки напоминают о грехопадении Адама, а виноград – об искупительной жертве Христа. Раковина – оболочка, оставленная когда-то жившим в ней существом, увядшие цветы – символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскрешение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590 – 1656 гг.)
У художников следующего поколения вещи уже не столько напоминают об отвлеченных истинах, сколько служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Вид натюрморта, получивший название «завтраков», приобрел наиболее совершенные и законченные черты в творчестве живописцев харлемской школы Питера Класа и Виллема Хеды. Они стали создателями национального натюрморта с изображением накрытых столов, уставленных скромным набором предметов , типичных для семьи голландского бюргера 1630 – 1640-х годов. Интимность, простота и серьезность этих произведений отражают бытовой уклад, вкусы, симпатии и настроения первого поколения голландского буржуа, выросшего в свободной, независимой стране.
Харлемский живописец Питер Клас (1597 – 1661 гг.) тонко и умело подчеркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 – около 1680 гг.) царит живописный беспорядок. Чаще всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, – все здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины оживлены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с крабом», 1648 г.)
Во второй половине 17 века место скромных «завтраков» Класа и Хеды займут более богатые и эффектные «десерты» Адриана ван Бейерена и Виллема Кальфа. На их полотнах изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Здесь и чеканное серебро, и голубой фаянс, и кубки из морских раковин, цветы, виноградные гроздья, полуочищенные плоды. В этих натюрмортах поражает любовное внимание к особенностям каждого предмета, умение тонко сопоставить материал и фактуру, разнообразные композиции, изысканные красочные сочетания, виртуозное мастерство в передаче каждого предмета.
Резким контрастом к этим небольшим полотнам выглядят картины фламандских художников того же времени. Это огромные декоративные натюрморты с изображением сочных и спелых плодов, фруктов, битой птицы, кабаньих и оленьих голов, разделанных мясных туш, разнообразных рыб, от самых обычных до редких и экзотических пород. Автором этих картин был Франс Снейдерс (1579 – 1657 гг.), а сами полотна составляют оригинальный и своеобразный тип натюрморта, получивший название «лавки» («Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем»). Снейдерс с любовью и мастерством передает цвет, форму, фактуру предметов, располагая дары природы в неожиданных сочетаниях и при резком освещении, и объединяет их в роскошные декоративно-целостные циклы картин.
Художественная доктрина классицизма отнесла натюрморт к числу низменных жанров, однако именно в 18 веке во Франции появляются великолепные полотна Ж. Б. С. Шардена (1699 – 1779 гг.). Мастер был знаком с голландской и испанской традициями этого жанра, но его отношение к натюрморту неповторимо и оригинально. Для своих картин он выбирал несколько очень простых предметов («Медный бак», «Трубки и кувшин»), составляя из них строгую и ясную композицию. Краски художника или яркие, или приглушенные, на манер рококо. Шарден первым стал писать саму плоть, материю вещей их подлинным цветом, вместо того, чтобы раскрашивать их.
Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине 19 века. Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописном восприятии мира вещей, решают проблемы свето-цветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно.
Постимпрессионисты (П. Сезанн, В. Ван Гог, А. Матисс) в натюрмортах акцентируют свежесть первого впечатления, разрабатывают сложные проблемы композиционного и цветового решения картины. Необычайно колористическая экспрессивность А. Матисса видна в работах: «Подсолнечники в вазах» – теплая цветовая гамма; «Фрукты и кофейник» – холодная гамма; «Синий горшок и лимон» – цветовая доминанта. П. Сезанн в своих натюрмортах великолепно использовал свойства холодных тонов уходить в глубину, а теплых – выдвигаться навстречу («Фрукты», «Натюрморт с яблоками», «Персики и груши»). Он также утверждал, что «все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра…»; пространственное восприятие предмета зависит от его цвета.
С начала 20 века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Мастера фовизма идут по пути обостренного выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, в то время как представители кубизма (П. Пикассо) утверждают новые способы передачи пространства и предметов: конструируют объемы на плоскости, расчленяют формы на простые геометрические тела, воспринятые с разных точек зрения, применяют суровые, почти монохромные тона, в затем вводят в картины коллажи – различные присыпки, куски газет и другие материалы.
В зарубежном натюрморте середины и второй половины 20 века выделяются работы итальянского живописца Д. Моранди, отличающиеся мягким созерцательным настроением, ясными композиционными построениями, блеклой цветовой гаммой. Социальные тенденции нашли отражение в экспрессивных, скупых по подбору предметов произведениях мексиканцев Д. Риверы, Д. Сикейроса, итальянца Р. Гуттузо.
Первые русские натюрморты – «обманки» – работы Г. Теплова и Т. Ульянова появились в России в 18 веке. «Обманные» натюрморты, изображающие развешанные по деревянной стенке предметы и книжные полки отличаются тем, что художники стремились довести до предела иллюзию – зритель должен был обмануться, принять изображение за натуру. Натюрморт рассказывал о круге занятий художников-интеллигентов (чтение, музицирование, увлечение искусством, деловая переписка) и просто о предметах быта.
В начале 19 века появилась мода на «ботанический натюрморт» – это были натюрморты Ф. Толстого: «Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка». В конце 19 века – в начале 20 века натюрморт выходит из жанра пейзажа. Художники восхищаются предметами не столько за их собственную красоту, сколько за причастность к прекрасному, полному воздуха и света миру. Новые натюрморты появляются из под кисти известных пейзажистов, например; И. Левитан «Одуванчики»; И.Э. Грабарь «Хризантемы», «Ваза с флоксами»; К. Коровин «Натюрморт. Розы», «Сирень», «Букет на берегу моря».
На начало 20 века приходится расцвет русского натюрморта. К. Коровин и мастера объединения «Бубновый валет» создают мажорные, сочные произведения, воспевающие полнокровную красоту бытия. Произведения Ильи Машкова прекрасно демонстрируют особенности «русского сезаннизма». Его натюрморты – это куски жизни, это предметы самые обычные, но поданные с самой лучшей их стороны. В натюрморте «Синие сливы» художник стремился передать сочную синеву плодов и их упругую форму. В других работах «Снедь московская. Хлебы» мастер стремился привлечь внимание к красоте самих красок – густых и очень ярких.
В советском искусстве 20-30 годов и в последующие годы над натюрмортами работали такие художники: П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, М. Сарьян, А. Остернин, А. Герасимов. Своеобразные по манере, отражающие существенные особенности современной эпохи, натюрморты были созданы в 40-50 годах П. Кузнецовым, Ю. Пименовым. В 60-80 годах тяготение к повышенной предметности изображения, стремление к эстетизации окружающего человека мира вещей наблюдалось в натюрмортах В. Стожарова, А. Никич.
Весьма своеобразные натюрморты представителей поп-арта, провозгласивших после засилья абстракционизма «возвращение к реальности». Их работы воспроизводят предметы домашнего обихода, упаковку товаров, детали машин и рассчитаны на многообразные ассоциации у зрителя.
2. Серия натюрмортов на тему: «Природа, поэзия и искусство – вечны». Этапы работы.
Кратко ознакомившись с историей натюрморта, мы поняли, что этот термин появился в начале 19 века во Франции и означает «мертвая натура». «Натюрморт – это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями, не обязательно обусловленными, жизнеподобными; бытовыми, пространственными отношениями между этими предметами» (Г.К. Черлинка, «Натюрморт в советской живописи» // Искусство, 1988 г., №5, с. 13).
Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – интимная, частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Одна из основных тем жанра – тема любви к природе, тема её познания и освоения, восхищения изобилием её даров, в бесконечной красоте и разнообразии. Функция этого жанра – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину.
Творческий процесс над серией натюрмортов начинался не с первых штрихов карандаша или мазков краски, а с задумывания и постановки натюрморта, выбора его темы.
На выбор темы повлияло знакомство с натюрмортами: Клас «Завтрак», В. Хеда «Ветчина и серебрянная посуда», И. Репин «Яблоки и листья», Е. Романов «Цветы в интерьере», Г. Нисский «Сенеж. Синие сумерки», М. Кугач «Ветка яблони», В. Мухина «Натюрморт с геранью», И. Ромадин «Северный интерьер», М. Шагал «Окно на даче», О. Бусыгина «Красный май», Е Кузнецов «Двенадцатый этаж». А также знакомство со стихами:
Ф. Тютчева о весне:
«…Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась…»;
об осени:
«… Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…»;
А.К. Толстого о весне:
«… Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поет…»;
Д. Кедрина о зиме:
«… На окнах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-сонных роз…»;
И. Бунина о зиме:
«…Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса…»;
Н. Грекова об осени:
«Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце, паутина,
Там скирд виднеется, а там через забор
Кистями красными повиснула рябина…»
Работы художников и стихи русских поэтов-классиков подтолкнули меня к выбору основной темы – «Природа, поэзия и искусство – вечны».
После выбора темы начался этап эскизов – поиск изобразительного решения обозначенной темы. Было решено, что это будет триптих под условным названием «Осень, зима, весна». Затем начался предварительный анализ натюрмортов, были сделаны эскизы-наброски на отдельных листах. Так как, на наш взгляд, натюрморт вышел из жанра пейзажа, через пейзажное восприятие мира, было решено, что главным связующим звеном будут окно и пейзаж за окном. Началась проработка в эскизах композиционного решения каждого натюрморта и его схематическое решение, а также поиски соотношения общих масс предметов натюрморта, изучение характера предметов и уточнение пропорциональных соотношений между частями отдельных предметов, конкретизация формы. Наиболее удачные эскизы были использованы для работы над этюдами.
Этюды – это работы, выполненные с натуры. Они служат подготовительным материалом при создании произведений. С помощью этюдов конкретизируется замысел произведения, прорабатываются детали, находятся цветовые и тоновые решения натуры, а также способы и приемы письма. На первоначальном этапе было сделано 3 этюда, решенные в приблизительной цветовой гамме и написанные акварелью и гуашью.
Акварелью были написаны этюды с осенними и весенними пейзажами за окном, потому что важнейшими свойствами акварельных красок являются прозрачность, чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя. Акварель прекрасно передает ясность небесной лазури, серебро и легкость облаков, игру водяных струй дождя, нежность цветочных лепестков, молодых зеленых листьев. Возможности акварели широки – её краски то сочны и звонки, то воздушны, едва уловимы, то плотны и напряжены. Акварель незаменима в передаче стремительно меняющихся состояний природы, эффектов освещения и яркий впечатлений. Ничем, на наш взгляд, кроме акварели невозможно было передать свежесть впечатления от пробуждающейся природы и сиюминутность желтизны и красоты золотой осени.
Для достижения выразительности были использованы различные техники акварельной живописи, которые сочетались в одной работе – это приемы «по сухому», «по сырому» и лессировка. Первый слой работ под условным названием «Осень», «Весна» писался «по сырому», то есть перед нанесением красочного слоя бумага смачивается с двух сторон водой. Этой техникой были написаны весенние и осенние пейзажи за окном. Для окончания работы использовала лессировку – наложение одного цвета на другой, работала почти сухой кистью, которая обогатила цветовое и фактурное решение работ.
Этюд под условным названием «Зима» был выполнен в технике гуаши. Выбор этой техники был не случаен, так как гуашь – краска непрозрачная, плотная и, высыхая, она приобретает матовую бархатистость, что напоминает фактуру снега. Гуашь содержит белила, которые так необходимы в передаче зимнего состояния природы.
Завершив работу над тремя этюдами, обозначились названия трех работ: «Первоосенье», «Зимний натюрморт», «Весточки весны». Эпиграфами к этим работам стали стихи И.С. Никитина, Ф. Тютчева, А. Векслера.
К работе «Весточки весны» – стихи И.Никитина:
«… Зимы-матушки царство прошло,…
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою.
Полюбуйся: весна наступает…»;
К работе «Первоосенье» – стихи Ф. Тютчева:
«… Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь так немощно и хило
Последний улыбнется раз!..»;
К работе «Зимний натюрморт» – стихи А. Векслера:
«Дожив до нынешней поры,
Остался длинный нож не сломан,
И вьется впереди лимона
Шершавый вензель кожуры…»
После одобрения этюдов научным руководителем, приступила к завершающему этапу. Был определен формат будущих работ. Затем найденную в этюдах композицию перенесла в формат листов. Легкими линиями написала место каждого из предметов и плоскость , на которой они установлены. Уточнила место каждого из предметов относительно друг друга, определила их пропорциональные отношения, выявила конструктивную основу их формы. Все построения выполнила легкими без нажима линиями. Объемность, рельефность формы воспринимаем только при наличии светотени. Поэтому, работая над рисунками, определила большой свет и большую тень. Последний этап завершения работы над рисунками заключался в мысленном их анализе. Рисунки рассматривались с позиции: перспективного построения; объемности, рельефности форм; тонового решения; материальности, обобщения рисунка, его художественная выразительность и цельность. Закончив подготовительные рисунки, слегка промыла их чистой водой. Это освободило поверхность листов от лишнего графитного порошка и возможного загрязнения.
В двух работах «Весточки весны» и «Первоосенье», выполненных акварелью, первоначально использовалась техника «по сырому». Большое внимание уделилось прописке пейзажей за окном. Живописное решение пространства передается перспективным изменением цвета. Предметы, расположенные ближе к зрителю, выделила четче, в них яснее видны все детали формы, все переходы цвета на объеме. Чем дальше находится предмет, тем в большей степени он теряет светлоту и насыщенность цвета и тем меньше становится контраст света и тени.
На переднем плане начинала работу с обобщенной передачи объемов предметов. Находила цвета предметов, определяя основные цветовые отношения в натюрмортах. Найденные цвета накладывала крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрмортов. Каждый цвет сравнивала с остальными и при необходимости уточняла их. Цвета начинала накладывать со светлых мест предметов, потом переходила к более темным, затем к самым темным, а в нужных местах делала плавный переход от светлого цвета к более темному. Там, где было необходимо, цвет усиливала повторным наложением. Таким образом, отношения цветов в акварельных работах постепенно подводила к натуре. Накладывая тени, выделяла цвет рефлекса, а на освещенной части – блик. Заканчивала работу над натюрмортами обобщением отдельных оттенков цветов, подчиняя их всем другим цветам. Этим добивалась целостности впечатления от постановки. Последние мазки сделала прозрачными и яркими красками.
Принципы работы над «Зимним натюрмортом» в технике гуашь практически такие же, так как гуашь – это водяная краска, но существует ряд особенностей. Гуашь – краска непрозрачная, плотная, с большой примесью белил. Работая гуашью, наносила её на бумагу тонким, ровным слоем, вписывая один цвет в другой, когда предыдущий слой был еще влажным. Работая гуашью, не размывала и не растирала её кистью в одном и том же месте, так как она не должна была собираться «островками» на бумаге. Еще одна сложность работы с гуашью заключалась в том, что краски, высыхая, резко меняли светлоту, поэтому брала цвет темнее.
Все три натюрморта выполнены в реалистической манере.
Рама не является побочным элементом картины. Она является обрамлением для неё. Рама завершает композицию, придает ей единство, направляет внимание зрителя на само произведение. Она не должна выделяться и отвлекать зрителя от картины. Рама является существенной частью живописной композиции. По цвету она должна сочетаться с тональной насыщенностью и колоритом произведения, поэтому цвет рамок для моих работ выбран достаточно светлым.
3. Организация педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом.
Выбрав из жанров живописи натюрморт, рассмотрим, как можно научить детей понимать язык искусства. Мир искусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучит языку различных искусств. Методический поиск воспитателя-педагога будет успешным при условии, если он сам выполняет практическую работу, в результате чего овладевает средствами изображения и приобщается к миру искусства. Поэтому нам представляется значимым раскрытие творческой деятельности воспитателя-педагога по изобразительному искусству, где наряду с эмоционально-образным восприятием мира искусства раскрывался бы методический поиск средств его изображения.
Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими. Эксперимент Н.М. Зубаревой показал, что наибольшее внимание детей привлекла жанровая бытовая картина и натюрморт. Мотив выбора детьми этих жанров живописи понятен: они созвучны их опыту, так как со многими предметами, изображенными, например, в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в быту. Н.М. Зубаревой были установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются и в 6, и в 7, и более лет. На втором уровне ребенок начинает осознавать элементарно-эстетические качества произведения – могут оценить в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию. На третьем уровне ребенок способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку в 6-7 лет эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. Представлять эти три уровня эстетического развития детей воспитателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия.
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. Одновидовый натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы; возможны продукты питания или предметы быта, например: П. Кончаловский «Персики»; И. Репин «Яблоки и листья»; И. Левитан «Сирень»; В. Стожаров «Хлеб. Квас»; П. Кончаловский «Сухие краски» и другие. Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи и другие), условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию, например: И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; И. Михайлов «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон». К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа, например: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И. Серебрякова «За завтраком»; П. Крылов «Цветы на окне» и другие.
Можно рекомендовать для знакомства одновидовые натюрморты для детей младших и средних групп. В средней группе следует предложить и смешанные по содержанию натюрморты, а в старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов; особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме, лирические, торжественные и другие. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции.
В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. Для рассматривания с детьми отбираются картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично… Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в разных возрастных группах неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.
Произведения живописи, натюрморты, должны реалистично отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Отбирая натюрморты для рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего он создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал). Тема натюрморта должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. Отбирая натюрморты для ознакомления детей дошкольного возраста, учитывают индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах натюрмортов. Дошкольников знакомят с натюрмортами, созданными разными художниками на одну и ту же тему. Воспринимая эти натюрморты, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображенному.
Организация педагогической работы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством (натюрмортом) имеет программные задачи. Их можно условно разделить на 4 группы. 1 группа – содержательная: обучать детей понимать, что изображено на картине, о чем рассказал и что хотел выразить художник. 2 группа – изобразительно-выразительная: обучать детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые художником. 3 группа – эмоционально-личностная: воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. 4 группа – воспитательная: воспитание нравственно-эстетических качеств, познавательных интересов в процессе обучения детей восприятию искусства.
Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия – организация изостудии, подбор качественных репродукций, слайдов, художественно-развивающих игр, набор записей музыкальных произведений. Создание педагогом атмосферы увлеченности, заинтересованности искусством в стенах изостудии и группы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
В ознакомлении дошкольников с живописью, в частности, с натюрмортом, широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках – в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте» – так говорил В.Н. Сухомлинский.
Написанные мной натюрморты, на наш взгляд, можно использовать в работе с детьми 3-7 лет, хотя они относятся к сюжетным натюрмортам, так как в них включен пейзаж. Так, например, интерес и понимание у детей 3-4 лет вызвал натюрморт «Первоосенье». В этом натюрморте на первом плане на подоконнике лежат яблоки. Малыши бурно выразили чувство радости от узнавания знакомых фруктов. Натюрморт демонстрировался детям осенью, когда у нас наступил сезон сбора яблок. Что удивительно, дети узнали и время года, изображенное на заднем плане этого натюрморта. Мы рассмотрели с детьми форму, размер и цвет яблок, а также на чем они лежат. Они активно рассказывали мне о том, какие яблоки они видели, кушали и собирали на огородах вместе с родителями. Мы довольно долго любовались с детьми этой картиной, я загадывала детям загадки и читала стихотворение «Про яблоко» Д.Чуяко. Так как дети узнали время года, в конце занятия для закрепления материала я предложила им собрать мозаику «Натюрморт. Дары осени», что они с удовольствием сделали.
По картине «Зимний натюрморт» было проведено занятие с детьми 5 лет.
В весенний период, на занятии с детьми 6 лет был рассмотрен и проанализирован натюрморт «Весточки весны». Ниже представлен развернутый конспект этого занятия.
Тема – «Весенние цветы».
Программное содержание. Продолжать учить детей внимательно рассматривать картину, правильно понимать её содержание. Продолжать развивать связную речь у детей. Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, показать красоту природы весной. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать содержание для своей будущей картины. Развивать умение передавать красоту цветов, их строение, пропорции, рисовать простой натюрморт.
Предварительная работа. Наблюдения за природой весной: за небом, снегом, деревьями, за первыми цветами – мать-и-мачехой, подснежниками; наблюдения за распусканием почек на ветках вербы, ольхи, тополя – рассматривание и обследование. Рассматривание репродукций о весне, иллюстраций в книгах, беседы об увиденном. Составление альбома «Весна пришла»; рисование цветными карандашами весенних цветов в вазе. Разучивание стихотворений о весне поэтов: А. Блока, И. Токмаковой, С. Маршака, А. Плещеева, А. Майкова, И. Никитина; о вербе – А. Фета, Ю.Коринеца, Я. Акима, О. Белявской; о подснежниках – В. Берестова, Г. Виеру, В. Фирсова, А. Прокофьева, А.Майкова, А. Яхима, Г. Ладонщикова, П. Соловьева; чтение рассказов о весне, первых цветах; загадывание загадок; разучивание песен. Использование дидактических игр: «Мозаика. Дары осени», «Жанр натюрморт», «Из чего состоит натюрморт», «Составь натюрморт».
Материал: бумага альбомного формата, акварель, кисти – № 2,4,5, клеенки на столы, фартучки, палитры, банки с водой; картина Аксеновой К.Е. «Весточки весны», иллюстративный материал «Весенние цветы», грам.записи: П.И. Чайковский «Времена года» и сочинения из «Детского альбома».
Методические приемы: рассказ воспитателя о картине, беседа с детьми, вопросы к детям – ответы детей; художественное слово. Обсуждение замысла будущей картины с детьми, с каждым из них; объяснения, указания, советы; рассматривание иллюстраций, картины, включение грам.записей, анализ детских работ, игровая ситуация.
Ход занятия. Вводная часть.
– Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну весенних цветов. Но для того, чтобы попасть в эту сказочную страну нам необходимо получить цветочные билетики. Рассмотрите их и положите в свои кармашки, они нам сегодня еще пригодятся. Все готовы к путешествию? Тогда вперед, запевай весенюю песню. (А. Краснова «Весна»)
– Вот идем мы с вами, идем и, что же мы видим? Перед нами возникло препятствие. Посмотрите, что вы видите? (на столе лежит альбом «Весна пришла»)
– А как называется этот альбом?
– Давайте его пролистаем. Ребята, а о чем этот альбом? А какая вам страничка больше всего понравилась? Почему?
– Теперь, пройдя первое испытание, отправляемся дальше в сказочную страну.
– Наконец мы подошли к воротам страны весенних цветов.
– Кто же нас встречает? Это страж сказочной страны – весенний цветок. Давайте, ребята, с ним поздороваемся. Здравствуйте!
– Здравствуйте, ребята! Сейчас я загадаю вам загадку, отгадав её, вы узнаете, как меня зовут. Слушайте внимательно:
На проталинке лесной
Огонек горит весной.
Огонек несмелый,
Как снежинка белый.
– Кто я?
– Вы Подснежник!
– Да, я весенний цветок Подснежник, я страж сказочной страны. Если вы не выполните мои три наитруднейших задания, не бывать вам в нашей стране.
– Мы с ребятами не боимся трудностей. Мы выполним ваши задания. Назовите их!
– Первое мое задание такое: нужно прочитать два стихотворения про меня, про подснежник. (Дети читают стихи.)
– Да, с первым заданием вы справились. Молодцы! Второе мое задание сложное, ответственное и очень интересное. Давайте поиграем в игру «Цветы». Готовы? Встаньте все в круг и повторяйте за мною.
«Раз, два, три, выросли цветы!
К солнцу потянулись –
Высоко.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал,
Стебелечки качал.
Влево качнулись,
Низко пригнулись.
Вправо нагнулись,
Низко пригнулись.
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут,
Всем нам радость несут.»
– Молодцы, справились и с этим заданием. А теперь третье задание: нужно назвать цветы, которые нарисованы на ваших билетиках.
– Какие вы все умники и умницы, ребята. Со всеми моими заданиями справились!
– Проходите, пожалуйста, в нашу сказочную страну весенних цветов.
Основная часть.
– Наконец, ребята, мы находимся в сказочной стране весенних цветов. Оглянитесь вокруг, что вы видите?
– Здесь очень много красивых картин с изображением цветов. Давайте подойдем к ним поближе и рассмотрим их.
– Какой цветок здесь изображен? Какого он цвета? Что вы про него знаете? Какой он? (Дети подходят ко всем картинам.)
– А сейчас мы с вами подошли к самой главной картине этой сказочной страны. Она называется «Весточки весны» и нарисовала её я, Аксенова Ксения Евгеньевна. А кто из вас, ребята, знает стихотворение с таким же названием? Прочитайте его, пожалуйста.
«Стоит верба на окне,
Распустила почки.
Отражаются в воде
Первые листочки.
Мать-и-мачеха лежит
На окошке рядом.
Словно девочка одна
Букетик составляет.
Дует, дует ветерок,
Шторки раздувает,
Весточки весны
Тихонечко качает.»
– Спасибо, молодец!
– А какое время года изображено на этой картине? Почему вы так решили?
– А что изображено за окном? Какого цвета небо?
– А что изображено в центре картины?
– Да, правильно, ребята. В центре картины я изобразила вазу с веточками дерева и лежащие цветы.
– А как я изобразила вазу с ветками? Какая ваза? Какие я использовала цвета? А что еще есть в вазе?
– Ветки какого дерева стоят в вазе? Что есть на ветках вербы? (распустившиеся почки) А какого они цвета? Какого цвета сами веточки?
– Что еще я изобразила в своей картине? А как эти цветы называются? Опишите их: какие они, какого они цвета?
– На чем стоит ваза с веточками вербы и лежит мать-и-мачеха?
– А что еще вы видите на этой картине? (открытое окно и шторы)
– А какого цвета шторы? Какие они? (светлые, воздушные, легкие, розовые)
– Да, правильно, ребята. На этой картине изображено открытое окно. Теплый весенний ветерок легко качает шторы. Они легкие, воздушные, струящиеся. На окне стоит ваза с веточками вербы. Ваза прозрачная, стеклянная, сквозь неё видны веточки, которые стоят в чистой, прозрачной водичке. Веточки вербы необычные. Сами веточки коричневого цвета, но если приглядеться, то увидишь, какие они разноцветные. То тут, то там видны красноватые, желтоватые, зеленоватые оттенки коричневого цвета. А какие на веточках почки-лапки! Загляденье! Они пушистые, так и хочется погладить, прикоснуться к ним. Они тоже разноцветные и необычные. На окошке лежат первые весенние цветочки – мать-и-мачеха. Они приветливо раскрыли свои желтенькие, яркие корзиночки-цветочки, будто приглашают весну: «Приходи скорей!» На заднем плане изображена старая деревенька с церквушкой. Кое-где еще лежит снег, но скоро он растает, и покажется зеленая травка. Небо – чистое, голубое, прозрачное, высокое. Вся картина наполнена весенней свежестью и нежностью. Я назвала её «Весточки весны». Нравится ли вам, ребята, это название? Почему, расскажите.
– Посмотрите, ребята, что здесь такое лежит? Это письмо от жителей сказочной страны весенних цветов. Они просят вас нарисовать им красивые рисунки.
– А что же мы им нарисуем? Подумайте. Алиса, что ты нарисуешь в подарок жителям этой сказочной страны? А ты, Дима?
– Перед вами лежат акварельные краски, листы бумаги и мягкие послушные кисточки. С их помощью давайте попробуем нарисовать необычайно красивые весенние цветочки в подарок жителям сказочной страны. (Когда дети рисуют, включается музыка)
Заключительная часть.
Кто все уже нарисовал, кладет свои рисунки на цветочный, сказочный ковер.
– Страж Подснежник посмотрит на ваши рисунки и скажет: понравятся ли они жителям страны – весенним цветочкам.
– Да, эти рисунки понравятся моим друзьям, весенним цветам, ведь это их настоящие портреты. Я их им передам. Какие вы, ребята, сегодня были молодцы! Такие чудесные работы нарисовали! За это вам полагаются маленькие подарочки-сувениры.
– Давайте попрощаемся с жителями сказочной страны, а также с Подснежником, поблагодарим его за чудесное путешествие и подарки и пойдем домой, в наш любимый детский сад. (Идем обратно, поем песню.)
– Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? А что понравилось больше всего?
– Большое спасибо вам за такое увлекательное, необычное путешествие и за очень красивые рисунки. Вы все молодцы!
Схема этого конспекта может быть использована и для других занятий по рассматриванию остальных натюрмортов.
При проведении занятий важно обратить внимание детей на основные свойства предметов: форму, цвет, поверхность, вес, прозрачность или плотность материалов, из которых они сделаны; вызвать эмоциональную заинтересованность детей объектами, включить их ассоциативное мышление, творческое воображение, сообщить ощущение необычности и значимости каждой вещи. На занятиях следует использовать гармоничное по настроению сочетание музыки, поэзии , изобразительного ряда, тогда один образ будет полно представлен различными средствами художественной выразительности.
Итак, в дошкольный период у ребенка формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: единство в понимании красивого, доброго, правильного, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и в проявлении воображения. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детей рассматривать то или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребенка вопросами и собственным творчеством, бережно относится к первым росткам детского творчества.
III. Заключение.
Каждый живописец видит в натюрморте средства для выражения собственного поэтического мира, что и отразилось в моих трех работах. Своеобразие жанра натюрморт заключается в его больших изобразительных возможностях. Через материальную сущность конкретных предметов художник может в образной форме отразить собственные стороны жизни, вкусы и нравы, социальное положение людей, важные исторические события, а иногда и целую эпоху. Через целенаправленный отбор объектов изображения и их трактовку, он выражает свое отношение к действительности, раскрывает свои мысли и чувства. В натюрморте художник обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего большинства окружающего его мира. В натюрморте нет предмета как такового, но героями стали сами предметы натюрмортной группы. Можно оценить их материальные качества – их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой – их жизнь в среде. За счет именно своей материальности предметы будут интересны детям, а, значит, несложно будет организовать процесс восприятия, рассматривания картин. Совершая воображаемое путешествие в картину-натюрморт, ребенок различает планы в картине, понимает и принимает некоторые условности, диктуемые плоскостью холста. «Натюрморт больше, чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний, натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт – ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться изображением, его красотой, силой, глубиной – только так постигается истинное содержание любой картины, её образ.» (И.С. Болотина)
Главной целью художественного развития должно быть пробуждение у детей «не отчужденного» и ответственного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе искусства художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. Содержанием преподавания предметов художественного цикла следует считать не список произведений искусства, не освоение терминологии, понятий, умений, а те особые мысли, чувства, отношение к жизни и к искусству, которые ребенок открывает в себе и людях, авторах художественных произведений в процессе решения творческих задач, связанных с созданием и восприятием художественных образов, и приобщение ребенка через переживание и сопереживание к полноценному художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства.
IV. Библиография
1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г., Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 172 с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. – С. 70-81.
3. Ганжало Т. Как ставить натюрморт//Юный художник. – 1990. – №5 – С. 18-20.
4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 272 с.
5. Данилова Н.Е. Натюрморт в европейской живописи XVI – начала XXвв. – М.: Просвещение, 1984. – 201 с.
6. Живопись: Кн. для учащихся/ сост. Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов. – М.: Просвещение, 1995. – С. 42-88.
7. Изобразительное искусство в школе: сб. материалов и документов/ сост. Г.Г. Виноградова. – М.: Просвещение, 1990. – 318 с.
8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с.
9. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практическое пособие. – М.: Высшая школа, 1992. – С. 147-235.
10. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
11. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом/ Библиотека программы «Детство». – СПб.: изд-во «Детство-пресс», 1999. – 112 с.
12. Мир детства: Младший школьник/ Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1981. – С. 338-363.
13. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. – Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1993. – 310 с.
14. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
15. Секачева А.В., Чуйкина А.М., Пименова Л.Г. Рисунок и живопись: Учебник для средн. спец. учеб. заведений. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – С. 63-95.
16. Синюков В. Натюрморт// Юный художник. – 1990. – №2. – С. 18-23.
17. Трофимова Н.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – С. 24-99.
18. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992. – 126 с.
19. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков/ Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 1999. – С. 3-39, 66-72, 556-560.
20. Эстетическое воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – 251 с.
Приложение
1. Эскизы и этюды
2. Мозаика: «Натюрморт. Дары осени.»
3. Игра: «Из чего состоит натюрморт»
4. Игра: «Составь натюрморт»
5. Детские работы