3 Конструкторская часть
Для расширения производственных возможностей ПТО и в целях экономии времени на техническое обслуживание и текущий ремонт, в конструкторской части мы предлагаем приспособление, которое позволит обслуживать автомобили ГАЗель на подъемнике П-97М, предназначенном для обслуживания легковых отечественных автомобилей.
В целях экономии времени на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей ГАЗель, целесообразно использовать подъемник. Автомобиль ГАЗель невозможно поднимать для обслуживания под пороги как легковые автомобили, поэтому предлагаем поднимать автомобили такого типа за раму, для чего представляем следующее приспособление.
|
|
Приспособление ввинчивается в подъемный рычаг подъемника. Нагрузка распределяется по оси цилиндра, поэтому поверять надежность приспособления будем следующими методами:
1) Проверка цилиндра приспособления на сжатие;
2) Проверка резьбы приспособления на смятие.
3.1.1 Проверка цилиндра приспособления на сжатие
Определим наибольшую величину груза Q, который может быть поднят подъемником при помощи предложенного приспособления, не учитывая прочности самого подъемника.
Определим значение допустимых усилий в цилиндре приспособления:
N = S*[σсж] , (1)
где S – площадь поперечного сечения цилиндра приспособления, S = 7088,2мм2;
[σсж] – допустимое напряжение при сжатии, для Ст 3 [σсж] = 157 Н/мм2;
N = 7088,2*157 = 1,1 МН = 110 т.
Из результата видно, что приспособление не только выдержит массу автомобиля ГАЗель (2,6 т.), но и имеет огромный ресурс работы.
3.1.2 Проверку резьбы приспособления на смятие
Характеристика резьбы:
–Резьба общего назначения, треугольная, однозаходная ГОСТ 9150–59
–шаг резьбы Р = 3,5 мм
–наружный диаметр резьбы винта d = 30 мм;
–внутренний диаметр резьбы винта d1 = 26,211 мм;
–средний диаметр резьбы винта и гайки d2 = 27,73 мм;
–высота гайки Н = 100 мм;
–высота резьбы h = 1,89 мм;
–материал – Ст 3
|
где F – сила, действующая на резьбу винта и гайки.
|
d2 – средний диаметр резьбы винта и гайки d2 = 27,73 мм;
h – высота резьбы, h = 1,89 мм;
z – число рабочих витков.
|
где Н – высота гайки, или глубина ввинчивания винта в деталь, Н = 100 мм;
|
n – коэффициент запаса, n = 1,5
1,41 ≤ [σсм] = 133
Напряжение смятия полностью удовлетворяет условию износостойкости резьбы по напряжениям смятия и имеет достаточный ресурс работы.
3.2 Проверочный расчет подъемника
Так как масса автомобиля ГАЗель примерно в полтора раза больше массы среднестатистического легкового отечественного автомобиля, необходимо произвести проверочный расчет подъемного рычага и винта подъемного механизма подъемника П-97М, а так же анкерных болтов.
Так же планируется использование подъемника для снятия двигателей с автомобилей. Использование подъемника для снятия двигателей в нашем случае весьма целесообразно, так как в данном помещении отсутствует подъемно-транспортное оборудование, а приобретение и установка его обойдется очень дорого. Но так как вес самого тяжелого силового агрегата автомобиля, планируемого для обслуживания и ремонта (а/м ГАЗель GДВ = 4700 H) меньше максимальной нагрузки на один подъемный рычаг подъемника, то дополнительный проверочный расчет проводить не будем.
3.2.1 Проверочный расчет подъемного рычага подъемника на изгиб
|
|
Ми.мах = Ми*n ,
где Ми – изгибающий момент;
n – коэффициент запаса, n = 1,5;
Из определения изгибающий момент находим по формуле:
|
где G – сила, прикладываемая к балке;
|
G =m*g ,
m = 2600 кг
g = 9.8 м/с2
G = 2600*9,8 = 25400 Н
Так как у подъемника 4 подъемных рычага то сила действующая на 1 подъемный рычаг будет равна:
G1 =G/4 = 25400/4 = 6370 Н;
l – плечо, равное длине подъемного рычага подъемника, l = 1,5 м.
Подставив данные в формулу (3) получим:
Ми = 6370*1,5 = 9555 Н*м = 9555000 Н*мм
Подставив данные в формулу (2) получим наибольший изгибающий момент:
Ми.мах = 9555000*1,5 = 143322500 Н*мм
|
где b – ширина наружной стенки бруса, = 150 м;
h – высота наружной стенки бруса, = 100 м;
b0 – ширина внутренней стенки бруса, b0 = 140 м;
h0 – высота внутренней стенки бруса, h0 = 90 м.
[σu] – допускаемое напряжение при изгибе;
|
где σол – предельное (опасное) напряжение, т.к. балка выполнена из металла Сталь 45 (σт = 360 Н/мм2, σв = 610 Н/мм2) и испытывает деформацию – изгиб то предельное напряжение будет равно:
[σ] = 1,2 σт ,
де σт – предел текучести материала из которого выполнена балка, σт = 360 Н/мм2;
[σ] = 1,2*360 = 432 Н/мм2;
n – коэффициент запаса, n = 1,5;
Допускаемое напряжение удовлетворяет условию и даже имеет небольшой запас:
234,96 Н/мм2 ≤ 288 Н/мм2
Следовательно, подъемник выдержит массу автомобиля ГАЗель, и будет обладать достаточным ресурсом работы.
3.2.2 Проверочный расчет винта подъемного механизма
При увеличении нагрузки на подъемный рычаг подъемника, увеличивается нагрузка и на винт подъемного механизма. Поэтому необходимо произвести проверочный расчет резьбы винта подъемного механизма.
3.2.2.1 Проверочный расчет резьбового соединения подъемного механизма на смятие
Характеристика резьбового соединения подъемного механизма подъемника П-97М:
–Резьба винта прямоугольная, однозаходная
–шаг резьбы Р = 8 мм
–наружный диаметр резьбы винта d = 52 мм;
–внутренний диаметр резьбы винта d1 = 43 мм;
–средний диаметр резьбы винта и гайки d2 = 48 мм;
–наружный диаметр резьбы гайки d’= 53 мм;
–внутренний диаметр резьбы гайки d’1 = 44 мм;
–высота гайки Н = 64 мм;
–высота резьбы h = 4 мм;
–площадь сечения стержня винта S = 14,52 см2;
–материал – Сталь 40Х
Гайка изготовлена из литейной латуни марки ЛАЖМц66-6-3-2, σв = 700 Н/мм2; δ = 7 %; НВ = 160 кг/мм2. Прямоугольная резьба не стандартизирована. Так же как и трапецеидальная, она предназначена для передачи движения. Диаметры и шаг прямоугольной резьбы рекомендуется принимать по ряду диаметров и шагов трапецеидальных резьб.
Проведем проверочный расчет резьбы на смятие.
Из условия износостойкости ходовой резьбы по напряжениям смятия:
|
где F – сила, действующая на резьбу винта и гайки.
|
|
где G – нагрузка, действующая на подъемник, G = 25480 Н.
d2 – средний диаметр резьбы винта и гайки d2 = 48 мм;
h – высота резьбы, h = 4 мм;
z – число рабочих витков.
|
где Н – высота гайки, Н = 64 мм;
[σсм] – допускаемое напряжение при смятии, в сопряжении сталь–латунь допускаемое напряжение при смятии принимается равным допускаемому напряжению латуни [σсм] = σв /n =700/3.5=200 Н/мм2.
Напряжение смятия полностью удовлетворяет условию износостойкости ходовой резьбы по напряжениям смятия, более того имеет запас более 100%.
3.2.2.2 Проверочный расчет резьбового соединения подъемного механизма на растяжение
где d1 – внутренний диаметр резьбы винта, d1 = 43 мм;
Р – растягивающее усилие, действующее на винт подъемного механизма;
|
где G – нагрузка, действующая на подъемник, G = 25480 Н.
|
[σв]р= σв/n ,
где σв – предел прочности материала винта, σв = 980 Н/мм2;
n – коэффициент запаса, для статически нагруженного хрупкого материала n = 3,2.
[σв]р= 980/3,2 = 300 Н/мм2
Подставим данные в формулу (15) и получим:
Из результатов расчета видно, что площадь поперечного сечения стержня болта гораздо больше площади, необходимой для сохранения целостности винта при нагрузке Р = 12740 Н. Это означает, что прочность при растяжении анкерного болта удовлетворяет условию прочности при данных условиях эксплуатации.
3.3 Проверочный расчет анкерных болтов
Анкерные болты – это болты крепления стойки подъемника к полу производственного корпуса ПТО.
Характеристика резьбы:
–Резьба общего назначения, треугольная, однозаходная М14х2 ГОСТ 9150–59
–шаг резьбы P = 2 мм
–наружный диаметр резьбы болта d = 14 мм;
–внутренний диаметр резьбы болта d1 = 11,84 мм;
–средний диаметр резьбы болта и гайки d2 = 12,7 мм;
–высота гайки Н = 11 мм;
–высота резьбы h = 1,082 мм;
– площадь сечения стержня винта A = 110.05 мм2;
–материал – автоматная сталь А12 σв = 420 Мпа, δ = 22 %, НВ = 160
Каждая стойка подъемника крепится четырьмя болтами. При не нагруженном подъемнике будем считать болты ненагруженными. Рассмотрим одну стойку: при подъеме подъемником автомобиля ГАЗель нагруженными будут два внешних болта, поэтому необходимо произвести проверочный расчет анкерных болтов на прочность и смятие резьбы.
3.3.1 Проверочный расчет анкерного болта на прочность
|
где d1 – внутренний диаметр резьбы винта, d1 = 11,84 мм;
Р – растягивающее усилие, действующее на болт,
|
где G – нагрузка, действующая на подъемник, G = 25480 Н.
Подставив данные в формулу, получим:
|
[σв]р= σв/n ,
где σв – предел прочности материала болта, σв = 420 Н/мм2;
n – коэффициент запаса, для статически нагруженного пластичного материала n = 2,5.
[σв]р= 420/2,5 = 168 Н/мм2
Из результатов расчета видно, что площадь поперечного сечения стержня болта гораздо больше площади, необходимой для сохранения целостности болта при нагрузке Р = 6370 Н. Это означает, что прочность при растяжении анкерного болта удовлетворяет условию прочности при данных условиях эксплуатации.
3.3.2 Проверочный расчет анкерного болта на смятие
Из условия износостойкости резьбы по напряжениям смятия:
|
|
d2 – средний диаметр резьбы винта и гайки d2 = 48 мм;
h – высота резьбы, h = 4 мм;
z – число рабочих витков.
|
|
|
[σсм] – допускаемое напряжение при смятии, допускаемое напряжение при смятии находится по формуле:
[σсм] = σв/n ,
где σв – предел прочности материала болта, σв = 420 Н/мм2;
n – коэффициент запаса, для статически нагруженного пластичного материала n = 2,5.
Подставив данные в формулу (21) получим
Напряжение смятия полностью удовлетворяет условию износостойкости ходовой резьбы по напряжениям смятия, более того имеет запас более 100%.
Вывод
Предложенное приспособление просто в использовании, функционально и имеет огромный ресурс работы. Оно позволит расширить производственные возможности ПТО и сократить время на ТО и ТР автомобилей ГАЗель.