4. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ РАБОТЫ
4.1 Анализ причин производственного травматизма за период с 1999 по 2001 годы
Задачей анализа травматизма и профессиональных заболеваний является установление причин и закономерностей, которые вызвали появление несчастных случаев и заболеваний. Несчастному случаю всегда предшествуют отклонения от нормального хода производственного процесса. Поэтому изучение и анализ травматизма дает возможность разработать профилактические мероприятия, устраняющие опасные и вредные условия труда на производстве. Для анализа и профилактики производственного травматизма, профессиональной заболеваемости важное значение имеет классификация их причин, которую можно разделить условно на организационные причины, технические причины, причины неудовлетворительного состояния производственной среды, психологические причины.
Организационные причины: отсутствие или неудовлетворительное проведение инструктажа и обучения; отсутствие проекта производства работ, инструкции по технике безопасности, руководства и надзора за работой; неудовлетворительный режим труда и отдыха; неправильная организация рабочего места, движения пешеходов и транспорта; отсутствие или несоответствие условиям работы спецодежды, индивидуальных средств защиты и др.
Технические причины подразделяют на конструкторские, технологические и неудовлетворительное техническое обслуживание: конструкторские причины – несоответствие требований безопасности строительных конструкций, технологического оборудования, транспортных и энергетических устройств, отсутствие или несовершенство оградительных предохранителей и других технических средств безопасности; технологические причины – неправильный выбор оборудования, оснастки грузоподъемных средств и средств механизации, нарушение технологического процесса; неудовлетворительное техническое обслуживание – отсутствие плановых профилактических осмотров, технических уходов и ремонта оборудования, оснастки и транспортных средств, неисправность ручного и переносного механизированного инструмента.
Причины неудовлетворительного состояния производственной среды: неблагоприятные метеорологические условия; плохая освещенность; повышенный уровень шума и вибрации, повышенная концентрация вредных веществ в воздухе зоны; наличие вредных облучений.
Психофизиологические причины: несоответствие анатомо-физиологических и психологических особенностей организма человека условиям труда; отсутствие ограждений опасных зон, индивидуальных средств защиты; неудовлетворительный психологический климат в коллективе, алкогольное опьянение и др.
К основным видам травмирующих факторов относятся: «..физическое воздействие на человека деталей машин, механизмов и другого оборудования; транспортных средств и подъемного оборудования; падение предметов, падения человека с высоты и т.д.
Контроль за состоянием охраны труда осуществляет Госгортехнадзор, Департамент охраны труда, СЭС, пожарный надзор, прокуратура.» [6]
Для более детального анализа техники безопасности проведем анализ травматических случаев на предприятии за период 1999-2001 г. Целью анализа является выявление причин травматизма и разработка мероприятий по их предотвращению. Для анализа травматизма используем статистический метод, основанный на улучшении причин травматизма по документам, в которых регистрируется несчастные случаи, акты формы Н-1 за определенный период времени.
1 Первым этапом анализа является определение коэффициентов травматизма на основании данных таблицы 4.1.1
Таблица 4.1.1 – Динамика травматических случаев по ТОО «Ульба-Стройсервис»
Наименование показателей |
Годы |
||
1999 |
2000 |
2001 |
|
1. Количество травматических случаев, шт. |
1 |
3 |
2 |
2. Число дней нетрудоспособности, шт |
54 |
114 |
158 |
3. Среднесписочное количество работников, чел. |
73 |
258 |
511 |
1 Определим коэффициент частоты:
Кч=, (4.1.1)
где Т –- количество несчастных случаев;
Р – среднесписочная численность.
Кч1999 = 13,7
Кч2000 = 11,63
Кч2001 = 3,91
2 Определим коэффициент тяжести:
К=, (4.1.2)
где Д - число дней нетрудоспособности.
К1999=54
К2000=38
К2001=79
3 Определим общий коэффициент травматизма:
Ко= (4.1.3)
Ко1999 =793,8
Ко2000 =411,94
Ко2001 =308,89
Из определения этих коэффициентов можно сделать вывод, что наибольшее число травм приходится на 1999г. (Кч=13,7), наибольший коэффициент тяжести приходится на 2001г. (К=79). Результаты расчетов сведем в таблицу 4.1.2, а на рисунке 4.1.1 построим график по этим данным.
Таблица 4.1.2 - Динамика коэффициентов травматизма
Наименование показателей |
Годы |
||
1999 |
2000 |
2001 |
|
1 Коэффициент частоты |
13,7 |
11,63 |
3,91 |
2 Коэффициент тяжести |
54 |
38 |
79 |
3 Коэффициент травматизма |
793,8 |
411,94 |
308,89 |
Рисунок 4.1.1 – График динамики коэффициентов травматизма
2 На втором этапе делаем анализ производственного травматизма по следующим показателям:
- По годам. В этом случае 2000 год принимаем за 100 %, остальные сравниваем с ним. Результаты заносим в таблицу 4.1.3 и на рисунке 4.1.2 строим график.
Таблица 4.1.3 - Распределение травматизма по годам
Наименование показателей |
Годы |
||
1999 |
2000 |
2001 |
|
1 Число несчастных случаев, шт. |
1 |
3 |
2 |
2 Распределение несчастных случаев, % |
33,3 |
100 |
66,7 |
Рисунок 4.1.2 – График распределения по годам
- Анализ по месяцам года. Из актов формы Н-1 определяем общее число несчастных случаев в каждом месяце. Распределение несчастных случаев по месяцам года находится путем умножения числа процентов, приходящихся на один несчастный случай на число несчастных случаев. Результаты анализа заносим в таблицу 4.1.4 и строим график 4.1.3.
Таблица 4.1.4 – Распределение травматизма по месяцам
Месяцы |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
% |
Январь |
1 |
1 |
1 |
50,1 |
Февраль |
|
1 |
|
16,7 |
Март |
|
|
|
|
Апрель |
|
|
|
|
Май |
|
|
|
|
Июнь |
|
|
|
|
Июль |
|
|
|
|
Август |
|
|
|
|
Сентябрь |
|
|
|
|
Октябрь |
|
|
|
|
Ноябрь |
|
|
1 |
16,7 |
Декабрь |
|
1 |
|
16,7 |
Всего |
1 |
3 |
2 |
100 |
|
Рисунок 4.1.3 – График распределение травматизма по месяцам
Проанализировав таблицу 4.1.4 можно сделать вывод, что чаще травматические случаи приходятся на зимний период времени. Это обусловлено климатическими условиями: мороз, гололед, плохая видимость (в связи с малой продолжительностью светового дня) и невнимательность
рабочих, спешка и т. д.
- Анализ по дням недели. Из актов формы Н-1 определим дни недели, в которые произошли несчастные случаи, по числу и месяцу соответствующего года с помощью календаря. Результат анализа занесем в таблицу 4.1.5 и построим график 4.1.4
Проанализировав таблицу 4.1.5 видно, что чаще травматические случаи
были в конце и начале недели, это обусловлено усталостью, ослаблением бдительности в связи с предстоящими выходными или после отдыха
Таблица 4.1.5 - Распределение травматизма по дням недели
Дни недели |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Понедельник |
1 |
2 |
|
50,1 |
Вторник |
|
|
1 |
16,7 |
Среда |
|
|
|
|
Четверг |
|
|
|
|
Пятница |
|
|
1 |
16,7 |
Суббота |
|
1 |
|
16,7 |
Воскресенье |
|
|
|
|
Всего |
1 |
3 |
2 |
100 |
|
Рисунок 4.1.4 – График распределения травматизма по дням недели
- Анализ по часам суток. Распределим травматические случаи по часам суток, результаты сведем в таблицу 4.1.6 и построим график 4.1.5
Таблица 4.1.6 - Распределение травматизма по часам суток
Часы |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
С 800 до 1000 |
|
2 |
|
33,4 |
С 1000 до 1200 |
|
1 |
1 |
33,4 |
С 1200 до 1400 |
|
|
|
|
С 1400 до 1600 |
|
|
|
|
С 1600 до 1800 |
1 |
|
1 |
33,4 |
С 1800 до 2000 |
|
|
|
|
С 2000 до 2200 |
|
|
|
|
С 2200 до 2400 |
|
|
|
|
Всего |
1 |
3 |
2 |
100 |
Рисунок 4.1.5 – График распределения травматизма по часам суток
Из графика 4.1.5 видно, что наибольшее количество несчастных случаев приходится на ночные и утренние часы работы, это обусловлено усталостью, затрудненными условиями работы в ночное время, потерей бдительности,
спешкой в конце рабочей смены.
- Анализ по возрасту. Распределим травматические случаи по возрасту и занесем в таблицу 4.1.7, по данным таблицы построим график 4.1.6
Таблица 4.1.7 - Распределение травматизма по возрастам
Возраст, лет |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
% |
18-25 |
1 |
|
1 |
33,4 |
25-30 |
|
1 |
|
16,7 |
30-40 |
|
1 |
|
16,7 |
40-50 |
|
1 |
1 |
33,4 |
50-60 |
|
|
|
|
Всего |
1 |
3 |
2 |
100 |
Проанализировав график 4.1.6 можно сделать вывод, что больший процент несчастных случаев приходится на возраст от 18 до 25 лет и от 40 до 50 лет. Это обусловлено у рабочих 18-25 лет отсутствием навыка в работе, а у рабочих 40-50 лет снижением быстрой реакции.
Рисунок 4.1.6 – График распределения травматизма по возрастам
- Анализ по видам травм. Распределим несчастные случаи по видам травм и результаты занесем в таблицу 4.1.9, затем построим график 4.1.7
Как видно из таблицы больший процент травм пришелся на ожоги и ушибы, также имел место перелом.
Таблица 4.1.9 - Распределение травматизма по видам травм
Виды травм |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ушиб |
|
2 |
1 |
50,1 |
Перелом |
1 |
|
|
16,7 |
Ожоги |
|
1 |
1 |
33,4 |
Всего |
1 |
3 |
2 |
100 |
Рисунок 4.1.6 – График распределения травматизма по видам травм
Итак, проанализировав динамику травматизма за период 1999-2001 гг. установили, что наибольшее число травм приходиться на 1999 год, наиболее тяжелые из них на 2001 год. Чаще всего травматические случаи приходятся на зимний период, на конец и начало недели, на ночные и утренние часы работы.
Для предупреждения несчастных случаев, снижения травматизма и повышения производительности труда в ТОО «Ульба-Стройсервис» необходимо предусмотреть следующие мероприятия:
- модернизация технологического, подъемно-транспортного и другого производственного оборудования, различных приспособлений и инструментов в соответствии с требованиями правил безопасности;
- устройство дополнительных предохранительных и защитных приспособлений безопасности на производственном оборудовании;
- усовершенствование в соответствии с правилами электробезопасности различных приспособлений для автоматического защитного отключения;
- установка пусковых приборов и устройство приспособлений к двигателям, агрегатам, машинам, станкам, компрессорам и т.д. для быстрейшей их остановки в целях обеспечения безопасности работающих;
- рациональная перепланировка расстановки оборудования для повышения безопасности труда;
- приобретение приборов контроля статического электричества, измерения сопротивления изоляции, контроля взрывоопасной и газо-насыщенной среды и т.п.;
- устройство автоматической, полуавтоматической и другой двусторонней светозвуковой сигнализации, обеспечивающей безопасные условия работы при обслуживании агрегатов, машин и оборудования;
- внедрение средств телевизионного и радиоуправления технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами и т.д.;
- механизация уборки производственных помещений, очистки воздуховодов, вентиляционных установок, а также очистки осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей и приспособлений для их открывания, для обеспечения нормальных условий работы;
- приведение в соответствии с требованиями правил безопасности паровых, водяных, газовых, кислотных и других производственных коммуникаций;
- устройство тоннелей и галерей в местах массового перехода на территории предприятия, цеха, участка;
- приобретение или изготовление устройств и приспособлений, защищающих рабочих от действия электромагнитных полей, радиоактивных и других, опасных для здоровья излучений, токов высокой частоты, ультразвука, газов, пыли и других факторов внешней среды в рабочей зоне;
- усовершенствование герметизации оборудования и процессов, связанных с выделением ядовитых веществ, пыли, газов, аэрозолей, суспензий, паров избыточного тепла;
- приобретение и монтаж систем контроля за состоянием воздушной среды, сигнализации о повышении предельно допустимых концентраций пыли и вредных газов, а также опасных для здоровья излучений в воздухе производственных помещений;
- устройство новых приспособлений для снижения и устранения производственного шума и вибрации. [6]
4.2 Расчет общего количества токсичных веществ выделяющихся в атмосферу при работе автомобильных двигателей
Атмосфера нашей планеты постоянно загрязняется токсичными веществами (газами и аэрозолями), вследствие естественных и антропогенных (связанных с человеческой деятельностью) источников. Выброс токсичных веществ, поступающих в окружающую среду от естественных источников, составляет 90,5% СО и СО2, 74,3% СН и 85% твердых частиц. Токсичность от антропогенных источников составляет 96,5% всех поступающих в атмосферу NOx.
Технологические процессы в строительной промышленности при ремонте и эксплуатации строительных машин, тракторов и автомобилей сопровождаются выделением пыли, ядовитых газов, паров и других вредных веществ. Эти вещества попадают в организм человека через дыхательные пути, пищеварительный тракт, кожу рук и лица, вступают в физико-химические взаимодействия с тканями и могут вызвать отравление, болезни кожного покрова, слизистых оболочек, ожоги и др.
Пыль - раздробленность вещества на мельчайшие частицы. Промышленная пыль образуется в результате дробления, разламывания и транспортирования строительных материалов. Содержание пыли измеряют миллиграммах на 1 м3 воздуха. Наиболее вредная мелкая пыль размерами частиц до 10 мк., так как она, не задерживаясь в верхних дыхательных путях, проникает в легкие и вызывает их заболевания различными видами пневмокониоза (силикоз, асбестоз). Пыль более крупная задерживается на слизистых оболочках верхних дыхательных путей и оказывает раздражающие действия, вызывая хронические катары бронхов. Кроме того, при длительном пребывании в пыльной зоне у человека возникают заболевания кожи, ушей и глаз.
Промышленные яды делятся на удушающие (оксид углерода, синильная кислота); раздражающие (сернистый газ, сероводород, хлор); отравляющие
(свинец, ртуть, мышьяк); наркотические (бензол, бензин, фенол).
Промышленные яды действуют на кожу и слизистые оболочки, дыхательный аппарат, на кровь, нервную систему, ферменты.
Особенно вредны для организма человека вещества, выбрасываемые двигателями внутреннего сгорания в окружающую среду, оксид углерода, оксиды азота, углеводороды и альдегиды: оксид углерода (углекислый газ) вызывает в организме кислородное голодание; оксиды азота приводят к отеку легких; альдегиды действуют как наркотики; углеводороды канцерогенны, в том числе наиболее активные бенз-а-пирен, способствуют появлению злокачественных опухолей. Источниками выделения токсичных компонентов являются системы выпуска, питания, смазки и вентиляции картерной полости двигателя.
По ГОСТ 17.2.1.02 – 76* «Охрана природы. Атмосфера. Выброс вредных веществ автомобилями, тракторами и двигателями. Термины и определения» [3] под токсичностью выбросов двигателя автомобиля понимают способность оказывать токсичное воздействие на людей, животный мир, определяемая следующими факторами: составом токсичных веществ; абсолютным количеством выбросов токсичных веществ в единицу времени и многими другими факторами.
Так как наиболее неблагоприятное воздействие выхлопы отработавших газов производят в закрытом помещении при прогреве двигателя или его испытаниях после технического обслуживания или ремонта, рассчитаем общее количество токсичных веществ, выделяющихся при работе четырехтактного дизельного двигателя, Gобщ, кг/ч, по формуле:
, (4.2.1)
где G1 – количество окиси углерода, кг/ч;
G2 – количество оксидов азота, кг/ч;
G3 – количество альдегидов, кг/ч.
Количество оксида углерода, оксидов азота и альдегидов рассчитываем по формуле:
, (4.5)
где vh - рабочий объем цилиндра двигателя, л (vh=5,3 л);
m - массовое содержание вредности в отработавших газах, %
(массовое содержание: оксида углерода=0,054, оксидов
азота=0,009, альдегидов=0,037)
t - время работы двигателя одного автомобиля, мин (t=6 ч 50 мин)
G1= (160+13,5×5,3)(0,054/100)(380/60)=0,78 кг/ч
G2= (160+13,5×5,3)(0,009/100)(380/60)=0,13 кг/ч
G3= (160+13,5×5,3)(0,037/100)(380/60)=0,54 кг/ч
Gобщ=0,78+0,13+0,54=1,45 кг/ч.
Общее количество выделенных газов от одной машины составляет 1,45 кг/ч., что не соответствует нормативным требованиям, по ГОСТ 12.1.005-88* ССБТ «Общие санитарно-гигиенические требования» [2]. В данном случае необходимо произвести ремонт систем питания и выпуска отработавших газов, а если это не даст желаемого эффекта, то заменить машины на новые.