3. Техническая эксплуатация и обслуживание дизеля
3.1. Испытания модернизируемого дизеля
По результатам испытаний анализируют работу энергетической установки. Её экономичность, тяговые и скоростные качества судна зависят от протекания рабочего цикла в цилиндрах дизеля, от размера непроизводительных потерь теплоты и от работы движительного комплекса.
Нормальная работа главного двигателя обеспечивается правильной регулировкой и сборкой, согласованностью винта с ним и исправностью движительного комплекса.
В зависимости от цели испытания выполняют при различных условиях эксплуатации судна и с различным объемом, характеризующимся количеством измеряемых параметров.
Приёмо-сдаточные испытания
Вновь построенные дизели после окончания сборки, регулирования и обкатки испытывают на стенде завода-изготовителя по специальным программам. На судне двигатели испытывают под нагрузкой при работе по прямому назначению. Приёмо-сдаточные испытания проводят после монтажа механизмов и оборудования при постройке или ремонте судна с целью проверки соответствия фактических показателей работы дизеля установленным требованиям.
Различают следующие виды приемо-сдаточных испытаний:
– швартовые, проводимые с целью проверки правильности сборки и качества монтажа главных двигателя, валовой линии и обслуживающих их механизмов, систем и устройств;
– ходовые, проводимые с целью проверки основных показателей работы энергетической установки и соответствия их требованиям утвержденной технической документации.
Если ходовые условия работы гребного винта и ходовая винтовая характеристика главного двигателя могут быть воспроизведены при неподвижном судне с помощью методов и средств имитации, то вместо швартовых и ходовых испытаний допускается производить имитационные испытания на идентичных режимах нагрузки.
Эксплуатационные испытания
Различают следующие виды эксплуатационных испытаний:
– паспортные, проводимые с целью установления регистрационной мощности, эксплуатационно-технических нормативов и показателей или согласования характеристик движителей с характеристиками главных двигателей;
– специальные, проводимые с целью выявления эффективности внедряемых модернизационных и организационно-технических мероприятий, изыскания рациональных методов эксплуатации, отработки и доводки новых конструкций механизмов и оборудования;
– контрольные, проводимые с целью проверки выполнения судном и главными двигателями установленных нормативных эксплуатационно-технических показателей.
По номенклатуре измеряемых параметров различают испытания судов:
– динамометрические (скоростные), проводимые с целью выявления тяговых и скоростных показателей судов;
– тепловые, проводимые с целью выявления энергетических показателей работы энергетической установки;
– теплодинамометрические, содержащие работы обоих предыдущих видов испытания.
По объёму и полноте определяемых показателей испытания можно разделить на:
– сокращённые, проводимые на одном скоростном режиме при ограниченной номенклатуре контролируемых тепловых параметров;
– прогрессивные, проводимые на последовательно изменяющихся режимах работы энергетической установки при движении судна с одной и той же заданной нагрузкой или составом;
– полные, состоящие из серии прогрессивных испытаний, проводимых при различных осадках судна или с различными составами.
Контрольные испытания
Теплотехнический контроль главных двигателей серийных теплоходов и дизель-электроходов в судовых условиях проводит судовой экипаж под руководством и при непосредственном участии механика.
При теплотехническом контроле:
– проверяют качество работы топливной аппаратуры двигателя (форсунок и топливных насосов);
– проверяют давление сжатия и максимальное давление сгорания по цилиндрам двигателя;
– регулируют двигатели по максимальному давлению сгорания и температуре выпускных газов цилиндров;
– проверяют зазоры в клапанных механизмах двигателей;
– проводят контрольные измерения температур, давлений, частоты вращения и расхода топлива;
– анализируют показатели, полученные при изменениях, выявляют недостатки и разрабатывают мероприятия по улучшению работы двигателей.
3.2. Подготовка дизеля к пуску после межнавигационного отстоя фффили ремонта
3.2.1. Общие сведения
Подготовка дизеля к пуску включает: проверку комплектности сборки и соответствия крепления регулировки узлов и деталей требованиям нормативно-технической документации; проверку исправности систем управления, автоматизации, сигнализации и защиты; экипировку (заправку) дизеля охлаждающей жидкостью, маслом и топливом; установку в рабочее положение пробок и вентилей арматуры систем, обслуживающих дизель и опробование дизеля в действии.
От полноты и тщательности выполнения всех подготовительных работ в значительной степени зависит надежность и безопасность, как пуска, так и последующей работы дизеля. Фактически выполняемый объём подготовительных работ зависит от того, в каком состоянии находился дизель в период хранения (стоянки).
В начале навигации, т.е. после зимнего ремонта с частичной или полной разборкой дизеля, в судовых условиях выполняют полный объём подготовительных работ.
После агрегатной замены дизеля на новый, прошедший регулировку, обкатку и испытания на стенде, объём подготовительных работ сокращается за счёт исключения проверок крепления и регулировок узлов, выполненных дизелестроительным заводом. Однако при этом увеличивается продолжительность расконсервации в связи с необходимостью полного удаления до пуска дизеля всех защитных покрытий и специальных смазочных материалов.
Если выполнялись работы по техническому обслуживанию и ремонту в период навигации, то тщательно проверяют только те системы и узлы, которые разбирались или проверка которых предусмотрена инструкцией по эксплуатации. После кратковременной стоянки исправного двигателя в период навигации выполняют наружный осмотр, работы по подготовке систем, обслуживающих дизель.
Проверка лёгкости движения деталей и исправности систем управления, пробный пуск двигателя являются обязательными операциями во всех случаях.
3.2.2. Расконсервация
Перед первым пуском дизеля после монтажа, ремонта или длительной стоянки выполняют его расконсервацию: снимают заглушки с фланцев, устанавливают на место трубопроводы и контрольно-измерительную аппаратуру, удаляют консервационный смазочный материал, промывают трубопроводы, картеры и маслосборники.
Для удаления консервационного смазочного материала с внутренних поверхностей дизель прогревают водой, нагретой до 90–958С; при этом её прокачивают через зарубашечное пространство с помощью резервного насоса. Если на судне нет специальных устройств для прогревания дизеля, горячую воду заливают в последний через горловину расширительного бака или через верхний фланец трубопровода охлаждения и периодически сливают остывшую воду.
Равномерность прогревания обеспечивают сливом наиболее холодной воды из нижней части системы охлаждения через краник циркуляционного насоса. Для уменьшения потерь теплоты дизель нужно накрыть брезентом. Нагретый консервационный смазочный материал стекает в картер, затем его отводят в специальную ёмкость. Для полного удаления консервационного смазочного материала дизель должен быть прогрет до температуры не ниже 65°С. Время, необходимое для полного прогревания и стекания смазочного материала(6–10 часов) зависит от массы дизеля и температуры греющей воды.
Из цилиндров консервационный материал удаляют после окончательного прогревания дизеля. Для этого снимают форсунки, осматривают полости цилиндра через форсуночное отверстие и в случае необходимости, шприцом отсасывают излишки масла и продувают цилиндр воздухом при нахождения поршня в в. м. т. Для полного удаления консервационного смазочного материала из цилиндров проворачивают коленчатый вал сначала вручную на 2–3 оборота, а затем электростартёром или воздухом (без подачи топлива).
При расконсервации наружных поверхностей консервационный материал удаляют ветошью, смоченной дизельным топливом, после чего протирают насухо чистой ветошью. Подогревать дизель, при расконсервации обдувая его паром, не разрешается, так как при этом возможно появление конденсата, который вызывает коррозию деталей. Для расконсервации топливных насосов и форсунок их прокачивают дизельным топливом.
Особо тщательно следует удалять смазочный материал из рабочих цилиндров и узлов пускового устройства, т.к. оставшееся в них масло может быть причиной серьёзной аварии (гидравлических ударов в цилиндрах, отказов при пуске, разрыва воздушных трубопроводов).
3.2.3. Проверка монтажа
После расконсервации дизель осматривают, удаляют находящиеся поблизости и не требующийся для пуска инструмент, приспособления и детали, проверяют исправность механизмов, систем и устройств, а также сборку дизеля.
Правильность сборки дизеля определяют наружным осмотром, при котором убеждаются в комплектности и тщательности монтажа всех узлов и трубопроводов, в том, что в картере двигателя и в близи движущихся деталей нет посторонних предметов. Через отверстие для форсунок осматривают внутренние полости цилиндра, т.е. проверяют их чистоту и отсутствие посторонних предметов во впускных и выпускных коллекторах. Одновременно проверят затяжку и шплинтовку гаек шатунных болтов, анкерных связей, фундаментных болтов, шпилек рамовых подшипников, центрирование валопровода и состояние амортизаторов. Затем с помощью ломика удостоверяются в легкости хода и плотности посадки впускных и выпускных клапанов, устанавливают нормальные зазоры в механизме газораспределения, проверяют правильность моментов открытия и закрытия клапанов, осматривают контрольно-измерительную аппаратуру, обращая внимание на наличие и дату клейм и пломб.
Окончив внешний осмотр, и проверку правильности сборки, последовательно подготавливают к действию системы и устройства дизеля, начиная с системы охлаждения.
3.2.4. Подготовка системы охлаждения
Заполняют систему охлаждения водой и проверяют, нормально ли она поступает по трубопроводам внешнего и внутреннего контуров. При заполнении водой внутреннего контура необходимо спустить воздух из системы через спускные краны. После этого следует убедиться в плотности всех соединений и отсутствии водотечных свищей и трещин, для чего систему охлаждения опрессовывают водой с давлением, указанным в инструкции по эксплуатации.
С особым вниманием следует проверять плотность резиновых уплотнений в нижних поясах втулок цилиндров, течь воды через которые приводит к попаданию её в масляную систему, нарушению режима смазывания и повреждению подшипников. Также тщательно необходимо проверять, не проникает ли вода в цилиндры дизеля через трещины в крышках и втулках цилиндров. Для этого следят, не покажется ли вода из открытых индикаторных кранов при проворачивании коленчатого вала дизеля валопроводным устройством. Вода в цилиндре дизеля может привести к гидравлическому удару при пуске и повреждению деталей (крышки цилиндра, поршня, шатуна, коленчатого вала и блока цилиндров).
Расширительный бак системы внутреннего охлаждения должен быть очищен от ила и осадков, фильтры забортной воды промыты и установлены на место.
После проверки исправности системы охлаждения дизеля устанавливают все клинкеты, краны, вентили в рабочее положение и готовят к пуску насосы, работающие независимо от дизеля.
Систему внутреннего контура охлаждения заполняют умягчённой водой. В охлаждающую воду, если это предусмотрено заводской инструкцией, вводят специальные добавки (эмульсол и хромпик и др.), предотвращающие коррозию охлаждающей воды.
У дизелей, температура охлаждающей жидкости которых может достигать 100°С (аварийные дизель генераторы с радиаторной системой охлаждения), проверяют исправность действия паровоздушного клапана.
3.2.5. Подготовка топливной системы
Процесс начинают с проверки качества очистки расходных цистерн, качества очистки и правильности сборки топливных фильтров грубой и тонкой очистки, исправности сепараторов и системы подогревания топлива, легкости хода поплавковых приёмников топлива. С помощью дежурного топливного насоса в расходные цистерны закачивают топливо и проверяют плотность всей арматуры и топливных трубопроводов.
Плотность топливного трубопровода проверяют под напором, т.е. давлением столба топлива находящегося в топливной цистерне, или создают его независимым топливоподкачивающим насосом. Предварительно из топливной системы удаляют воздух и убеждаются в поступлении топлива ко всем топливным насосам.
Прокачивают топливные насосы чистым топливом при отсоединённых форсуночных трубках, затем их опрессовывают, проверяют угол опережения подачи топлива и нулевую подачу.
Снимают форсунки с дизеля, присоединяют к топливным насосам и также прокачивают с целью промывки, одновременно проверяя качество распыливания. Если давление открытия форсунок до установки их на дизель не проверяли, то это следует делать на ручном прессе, после чего поставить форсунки на место.
3.2.6. Подготовка смазочной системы
После систем охлаждения и топливной приступают к проверке масляной системы дизеля. Такая очередность позволяет исключить возможность попадания воды и топлива в маслосборник дизеля во время подготовки его к пуску.
В подготовку масляной системы входит проверка качества очистки расходных масляных цистерн, маслосборников, маслохолодильников и картера дизеля, качество очистки и правильности сборки масляных фильтров грубой и тонкой очистки, плотности системы подогревания масла и легкости хода поплавковых приёмников масла.
После проверки заполняют расходные масляные цистерны и маслосборники маслом, отсоединяют все трубы, подводящие его к рамовым подшипникам и другим местам смазывания, отводят трубки в сторону и прокачивают масло ручным или резервно-масляным насосом для промывки, затем ставят их на место.
Окончив промывку трубок, прокачивают масляную систему, проверяют плотность соединений, спускают воздух из системы, контролируют поступление масла к каждой смазываемой детали во всех точках. Во время прокачивания коленчатый вал дизеля проворачивают валоповоротным устройством на два-три оборота. Убедившись в исправности циркуляционно-смазочной системы, заполняют маслом регуляторы, турбокомпрессоры, колпачковые маслёнки. Колпачковые маслёнки необходимо поджать и смазать вручную те детали, которые в этом нуждаются. Реверс-редуктор заливают маслом и проверяют подачу масла к узлам трения.
3.2.7. Подготовка устройств
Процесс начинают с заливки масла в цилиндры и баллоны сервомоторов и смазывания трущихся деталей. После этого проверяют лёгкость хода и правильность действия всех приводов из местного поста управления, пломбировку упоров ограничения максимальной подачи топлива, регулятора, контрольно-измерительных приборов, аппаратуры, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты и других узлов, отрегулированных на заводе, а также затяжку крепления контактов электрооборудования, трубопроводов дистанционного автоматического управления, соединений механических передач.
Если в двигателе предусмотрен реверс-редуктор, то проверяют лёгкость хода и исправность действия приводов. После этого проверяют работу дистанционного управления, устраняют слабину канатов и люфты в соединениях приводов, проверяют сопротивление кабельных трасс, состояние контактов электродвигателей, реле и микровыключателей электрических ДАУ, наличие масла в сервомоторах гидравлических ДАУ, опрессовывают на рабочее давление трубопроводы, проверяют чистоту воздушных и масляных фильтров, исправность клапанов, сервомоторов и пневмореле ДАУ.
Убедившись в исправности дистанционного и местного постов управления, проверяют согласованность положений “Стоп”, “Пуск”, “Работа” на передний и на задний ход указателей местного и дистанционных постов управления. Одновременно опробуют привод аварийной остановки дизеля.
При воздушном пуске заполняют воздухом баллоны, продувают из них воду, опрессовывают на рабочее давление, пусковой трубопровод и пусковые клапаны, проверяют действие редукционных и предохранительных клапанов. Перед опрессовкой необходимо отсоединить воздушный трубопровод от воздухораспределителя и заглушить его.
На этом заканчивают проверку исправности и качества сборки дизеля. Заключительные операции по подготовке дизеля совпадают с операциями после кратковременной его стоянки.
3.2.8. Подготовка к пуску дизеля после кратковременной стоянки
После стоянки исправного дизеля более 12 часов подготовку к пуску проводят в следующем порядке:
– измеряют уровень масла в маслосборниках дизеля, регулятора, турбокомпрессора, реверс-редуктора, опорных и упорных подшипниках валопровода, поджимают колпачковые масленки, смазывают детали, для которых предусмотрено ручное смазывание;
– контролируют уровень топлива в расходных баках, спускают отстой, открывают кран расходного бака и заполняют топливом систему, открывают пробные и спускные краны на фильтрах и спускают воздух из системы, прокачивают топливные насосы и форсунки. Чтобы избежать попадания большого количества топлива в цилиндры и последующих взрывов его паров при пуске, перед прокачиванием топливных насосов необходимо ослабить пробные вентили на форсунках или присоединительные гайки нагнетательных трубопроводов;
– проверяют давление воздуха в пусковых баллонах, продувают их;
– контролируют уровень воды в расширительном баке, устанавливают в рабочее положение вентили и краны системы охлаждения;
– убеждаются в том, что нет посторонних предметов и инструментов на крышках цилиндров и вблизи движущихся деталей дизеля и валопровода;
– прокачивают дизель маслом с помощью ручного или резервно-маслянного насоса (если у него не предусмотрено автоматическое прокачивание маслом перед пуском), ставят в рабочее положение вентили и краны смазочной системы;
– проворачивают дизель с помощью валоповоротного устройства на 2–3 оборота, убеждаются в отсутствии заеданий и свободном перемещении подвижных деталей, особенно реек топливных насосов и дистанционного управления;
– проводят пробный пуск (с поста управления в машинном отделении) и реверс дизеля при открытых индикаторных кранах и выключенных топливных насосов, проверяют исправность действия пусковых и реверсивных устройств;
– проверяют исправность действия машинного телеграфа и других средств связи между машинным отделением и рубкой, закрывают индикаторные краны, включают в действие дистанционное управление и докладывают вахтенному начальнику о готовности двигателя к работе.
При стоянке дизеля менее 1–1,5 часов пуск осуществляется с дистанционного поста управления без специальной подготовки. Если она превышает указанное время, то перед пуском дизеля, не оборудованного системой пускового автоматического прокачивания масла, необходимо прокачать масло ручным или резервно-масляным насосом.