3.9. Регулирование дизеля

3.9.1. Методы регулирования

      Длительная работа двигателя с заданной экономичностью и надежностью в значительной степени зависит от совершенства и стабильности рабочего процесса в цилиндрах. У реального дизеля это достигают высокой точностью изготовления деталей и сборки узлов дизеля, установкой оптимального газораспределения, стабильной работой топливной аппаратуры и систем, обслуживающих дизель, своевременным изменением режимов их работы в зависимости от изменения внешних условий и устранением возникающих в процессе эксплуатации отклонений и недостатков.

      Комплекс работ по установлению и поддержанию основных параметров рабочего процесса в заданных пределах называют регулированием дизеля. Работы по регулированию состоят из операции проверки контролируемых параметров, анализа полученных при этом результатов и соответствующего изменения взаимодействия узлов дизеля в целью получения нормативных значений контролируемых параметров.

      В качестве контролируемых параметров могут быть использованы как технические характеристики сборки и взаимодействия отдельных узлов дизеля, предусмотренные чертежами и косвенно характеризующие его рабочий процесс, так и основные показатели индикаторного процесса, прямо характеризующие его совершенство.

      В зависимости от принятого метода контроля различают статическое и динамическое регулирование дизеля.

      Статическое регулирование заключается в проверке технических характеристик сборки механизма газораспределения и других узлов у неработающего дизеля, а также в проверке качества работы топливной аппаратуры на специальных стендах и в доведении у проверяемых величин нормативных значений.

      Статическое регулирование проводят с точностью, определяемой значениями допусков и техническими требованиями на изготовление деталей и сборку узлов дизеля. В результате этого дизель приводится в работоспособное состояние и может быть запущен в работу под нагрузкой.

      В случае если сборка с точностью в пределах технологических допусков и стендовая проверка не обеспечивают значений заданных показателей надежности и экономичности работы дизеля, дополнительно к статическому проводят динамическое регулирование, заключающееся в проверке параметров индикаторного процесса каждого цилиндра и дизеля в целом при работе под нагрузкой и доведении их до оптимальных значений, установленных заводом-изготовителем.

      Динамическое регулирование проводят с точностью, определяемой значениями допусков на основные параметры индикаторного процесса. Правильно отрегулированный дизель должен развивать номинальную мощность и иметь показатели экономичности, маневренности и надежности в соответствии с техническими условиями на поставку.

      С течением времени первоначальная регулировка дизеля нарушается вследствие естественного изнашивания и старения деталей. Поэтому в процессе эксплуатации периодически проверяют и регулируют дизель с целью поддержания его надежности и экономичности в заданных пределах. Объем выполняемых при этом работ определяют по степени износа деталей. В случае ремонта дизеля с заменой деталей обычно выполняют те же работы по регулированию, что и после первоначальной сборки. Рациональное сочетание методов статического и динамического регулирования способствует снижению их общей трудоемкости.

3.9.2. Основные операции регулирования

      При регулировании рабочего процесса реального дизеля целенаправленно изменяют размеры зазоров или взаимное расположение деталей и узлов механизмов газораспределения и топливоподачи.

      При статическом регулировании выполняют следующие работы:

–        проверяют исправность турбонагнетателя, чистоту воздушных фильтров и плотность наддувочного трубопровода;

–        проверяют герметичность цилиндров (плотности соединений клапанов и поршневых колец);

–        регулируют зазоры в приводе открытия клапанов и углы их открытия и закрытия;

–        проверяют на стенде и регулируют топливные насосы и форсунки;

–        проверяют и регулируют нулевое положение топливных насосов;

–        регулируют угол опережения подачи топлива.

      После окончания статического регулирования проверяют полученные результаты, определяя показатели индикаторного процесса при установившемся режиме работы дизеля на номинальной мощности.

      Показатели, характеризующие правильность регулировки равномерность распределения мощности по цилиндрам, приведены в табл. 3.4.

Таблица 3.4

Параметры дизеля и способы их регулирования

Показатели

Допустимые отклонения параметров от нормативных или средних значений

Способ регулирования

Температура выпускных газов по цилиндрам

58С

Изменением количества топлива, подаваемого в цилиндр

Максимальное давление сгорания по цилиндрам

4%

Изменением угла опережения подачи топлива

Давление конца сжатия по цилиндрам

2,5%

Изменением высоты камеры сжатия

Давление масла после фильтра

40 кПа

Изменением регулировки редукционного клапана

Температура масла на выходе из двигателя

58С

Изменением настройки терморегулятора (изменением количества охлаждающей воды, проходящей через холодильник)

Температура воды на выходе из крышек цилиндров

58С

Изменением открытия вентилей на патрубках отходящей воды

Температура воды на выходе из двигателя

108С

Изменением настройки терморегулятора (изменением количества охлаждающей или охлаждаемой воды, проходящей через холодильник)

      Если при этом будет установлено несоответствие фактических значений контролируемых величин, установленным нормативам, проводят дополнительное, более точное, динамическое регулирование дизеля. Способы регулирования, зависящие от конструкции дизеля, указаны в инструкции по его эксплуатации.

      Чтобы избежать перегрузки дизеля, регулирование начинают с наиболее нагруженных цилиндров.