3.6. Теплотехнический контроль дизеля во время эксплуатации
Теплотехнический контроль главных двигателей серийных теплоходов и дизель-электроходов в судовых условиях проводит судовой экипаж под руководством и при непосредственном участии механика.
При теплотехническом контроле:
– проверяют качество работы топливной аппаратуры двигателя (форсунок и топливных насосов);
– проверяют давление сжатия и максимальное давление сгорания по цилиндрам двигателя;
– регулируют двигатели по максимальному давлению сгорания и температуре выпускных газов цилиндров;
– проверяют зазоры в клапанных механизмах двигателей;
– проводят контрольные измерения температур, давлений, частоты вращения и расхода топлива;
– анализируют показатели, полученные при изменениях, выявляют недостатки и разрабатывают мероприятия по улучшению работы двигателей.
Установлен порядок, согласно которому теплотехнический контроль проводят на теплоходах. Двигатели, конструкции которых не позволяют проводить теплотехнический контроль в полном объёме, проверяют по сокращенной программе.
Теплотехнический контроль судовых двигателей проводят не реже одного раза в месяц и, кроме того, после каждой замены гребного винта новым или исправлением поврежденного у транспортных судов.
Контрольные испытания необходимо проводить в дневное время на прямых глубоководных участках при скорости ветра 3,4–5,2 м/с. Глубина в районе испытаний должна быть больше средней осадки в 6–8 раз. На судах с паспортными характеристиками, отработанными на мелководье, контрольные испытания следует проводить на тех же глубинах, для которых были построены паспортные характеристики.
Контроль проводят при движении грузового теплохода с грузом при полной грузовой осадке. Измерения при техническом контроле необходимо начинать не ранее чем через час после пуска холодного двигателя, чтобы установился его температурный режим. Если был изменён режим работы двигателя, то к контрольным измерения можно приступить через 20 минут после установления необходимой частоты вращения.
Как правило, контроль проводят при работе двигателя с номинальной частотой вращения. Если при этом температура выпускных газов окажется недопустимо высокой, то контроль проводят при пониженной частоте вращения с тем, чтобы температура выпускных газов не превышала значения, допустимого для двигателей данной марки. Температуру охлаждающей воды и масла в системах двигателя при контроле нужно поддерживать номинальной, согласно руководству по его эксплуатации.
При проведении контроля по каждому двигателю определяют:
– частоту вращения коленчатого вала;
– температуру выпускных газов по цилиндрам;
– температуру охлаждающей воды на выходе из двигателя;
– температуру воздуха поступающего в двигатель;
– температуру масла на выходе из двигателя;
– давление масла после фильтров;
– плотность топлива;
– время расхода топлива из мерного бачка.