1.2. Тепловой расчёт цикла модернизируемого дизеля

В качестве топлива для рассчитываемого двигателя принимаем дизельное топливо следующего элементарного состава:

–        углерода         C – 86%;

–        водорода        H – 13%;

–        кислорода      O – 1%.

      Низшая теплотворная способность топлива принимается равной:

 ккал/кг  кДж/кг.

Теоретическое количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива принятого состава, определяется по формуле:

 моль/кг.

      Коэффициент избытка воздуха при горении для двигателя с неразделенной камерой сгорания принимается равным .

Действительное количество воздуха в цилиндре на 1 кг топлива:

 моль/кг.

Количество продуктов сгорания 1 кг топлива:

 моль/кг.

Теоретический коэффициент молекулярного изменения:

.

Для более правильного выбора средней скорости поршня, величину которой необходимо знать для дальнейшего расчета цикла, производим предварительное определение основных размеров двигателя.

Диаметр цилиндра определяется по формуле:

 м,

где  л.с. – номинальная эффективная мощность двигателя;

 кгс/см2  МПа – среднее эффективное давление;

 об/мин – номинальная частота вращения коленчатого вала;

 – коэффициент, учитывающий тактность двигателя;

 – число цилиндров;

      .

      Ход поршня будет равен:

 м.

Средняя скорость поршня:

 м/сек.

Для дальнейших расчётов принимаю:

–        давление и температура наружного воздуха –  кгс/см2  МПа;  К;

–        среднее значение показателя политропы сжатия – ;

–        среднее значение показателя политропы расширения – ;

–        отношение площади сечения цилиндра к площади проходного сечения впускного клапана – ;

–        cтепень сжатия – ;

–        давление воздуха после нагнетателя –  кгс/см2  МПа.

Средняя скорость протекания воздуха в проходном сечении впускного клапана равна:

 м/сек.

Температуру наддувочного воздуха определяют по формуле:

 К,

где  – адиабатный КПД компрессора.

      Для снижения температуры наддувочного воздуха устанавливаем холодильник. Принимаем:

 К.

Давление в начале сжатия при работе двигателя с наддувом, определяется по формуле:

 кгс/см2  МПа,

где  – коэффициент, учитывающий вредные сопротивления во впускном тракте.

Температура воздуха в начале сжатия:

 К,

где  К – величина подогрева воздуха от стенок рабочего цилиндра;

 К – температура остаточных газов;

 – коэффициент остаточных газов.

Давление и температура в конце сжатия определяются по формулам:

 кгс/см2  МПа;

 K.

Коэффициент наполнения цилиндра определяется по формуле:

.

Эффективный КПД двигателя определяется по формуле:

.

Удельный эффективный расход топлива равен:

 кг/(э.л.с..ч)  кг/(кВт.ч).

Действительный коэффициент молекулярного изменения будет равен:

.

Количество молей смеси свежего заряда воздуха с остаточными газами до горения равно:

 моль/кг.

Количество молей продуктов сгорания 1кг топлива:

–        водяных паров:

 моль/кг;

–        углекислого газа:

 моль/кг;

–        кислорода:

 моль/кг;

–        азота:

 моль/кг.

Их сумма:

 моль/кг.

Средняя мольная изохорная теплоёмкость воздуха в интервале температур от 0 до  будет равна:

 ккал/моль.град  кДж/(моль.град).

Средняя мольная изобарная теплоёмкость смеси продуктов сгорания 1кг топлива определяется по формуле:

,

где  моль.

Температура в конце сгорания  определяется из уравнения:

.

В целях упрощения расчета для двигателей с небольшим коэффициентом остаточных газов  можно принять, что теплоёмкость остаточных газов, обозначенная в уравнении сгорания , равна теплоёмкости воздуха, и приняв , уравнение сгорания примет упрощённый вид:

.

Степень повышения давления при сгорании , входящая в уравнение сгорания, определяется в зависимости от принимаемой величины максимального давления цикла .

Принимаем:

 кг/см2  МПа.

      Тогда:

.

Также принимаю:

 ккал/кг  кДж/кг;

.

Таким образом, получается квадратное уравнение относительно :

 К.

Степень предварительного расширения:

.

Температура и давление в конце расширения определяются с учётом  по формулам:

 K;

 кгс/см2  МПа.

Среднее индикаторное давление расчётного цикла определяю по формуле:

 кгс/см2  МПа.

Учитывая неполноту индикаторной диаграммы, среднее индикаторное давление будет равно:

 кгс/см2  МПа,

где  – коэффициент полноты диаграммы.

Принимаем механический КПД дизеля:

.

Определяем среднее эффективное давление:

 кгс/см2  МПа.

Удельный индикаторный расход топлива определяется по формуле:

 кг/(и.л.с..ч)  кг/(кВт.ч).

Удельный эффективный расход топлива:

 кг/(э.л.с..ч)  кг/(кВт.ч).

Соответственно индикаторный и эффективный КПД будут равны:

;

,

где 632 – тепловой эквивалент работы 1 л.с. в течение часа.

Окончательное значение диаметра цилиндра двигателя определяется по формуле:

 м.

Окончательно принимаем:

 мм.

Тогда длина хода поршня:

 м  мм.

Следовательно:

.

Среднее значение тепловой нагрузки цилиндра можно определить по формуле:

 ккал/(м2.ч)  кВт/м2.

где  – коэффициент, показывающий, какая часть выделенного в цилиндре тепла передаётся охлаждающей жидкости.

      При газотурбинном наддуве двигателя, когда турбонаддувочный агрегат кинематически не связан с валом двигателя, мощность газовой турбины, работающей на отработавших газах двигателя, равна мощности наддувочного компрессора.

      Расход воздуха двигателем:

 кг/сек,

где  – коэффициент избытка продувочного воздуха.

      Работа адиабатного сжатия 1 кг воздуха в наддувочном компрессоре от давления  до давления :

 кгс.м/кг  кДж/кг,

где  – показатель адиабатного сжатия в компрессоре.

      Действительная работа сжатия в наддувочном компрессоре:

 кгс.м/кг  кДж/кг,

где  – КПД компрессора.

      Окружная скорость на наружном диаметре рабочего колеса:

 м/с.

      Наружный диаметр рабочего колеса компрессора:

 м.

      Частота вращения ротора турбокомпрессора:

 об/мин.

Мощность, затрачиваемая на приведение в действие наддувочного компрессора:

 л.с.  кВт.

      Расход газов через турбину:

 кг/сек.

Работа адиабатного расширения 1 кг газов от давления перед турбиной  до давления за турбиной  равна:

 ккал/кг  кДж/кг,

где  ккал/(кг.град)  кДж/(кг.град) – средняя весовая теплоемкость газов;

 кгс/см2  МПа – давление газов перед турбиной;

 кгс/см2  МПа – давление газов за турбиной;

 – показатель адиабатного расширения газов в турбине;

 – температура смеси газов в выпускном коллекторе, которая определяется по формуле:

 К,

где  ккал/(кг.град)  кДж/(кг.град) – средняя мольная теплоёмкость воздуха при температуре  К;

 ккал/(кг.град)  кДж/(кг.град) – средняя мольная теплоёмкость продуктов сгорания при температуре газов в выпускном коллекторе:

 К;

 – средняя мольная теплоёмкость смеси газов с воздухом:

 ккал/(кг.град)  кДж/(кг.град).

      Мощность газовой турбины:

 л.с.  кВт,

где  – эффективный КПД газовой турбины.

      Таким образом:

 кВт.