7.7.2. Расчёт затрат на топливо и энергию
Расходы на
топливо и энергию включают в себя затраты, собственно, на топливо и затраты на масло
, тыс.руб.:
.
В общем случае затраты на топливо могут быть рассчитаны по выражению, тыс.руб.:
,
где тыс.руб. – цена тонны топлива для главных и
вспомогательных двигателей;
и
– расход топлива за
навигацию главными и вспомогательными двигателями, т.
В свою очередь, расход топлива пропорционален времени работы двигателей, их мощности, удельному расходу топлива и коэффициенту использования мощности, т:
,
или, с учетом размерности величин, входящих в выражение для определения затрат на топливо:
,
где – удельный расход
топлива главными двигателями, г/(кВт.ч);
– суммарная мощность
главных двигателей, кВт;
,
– коэффициент
использования мощности главных двигателей на ходу с грузом и порожнем;
,
– ходовое время с
грузом и порожнем, сут.;
– коэффициент, учитывающий
расход топлива во время швартовок и манёвров.
Расход топлива вспомогательными двигателями рассчитывается из выражения, т:
,
где кВт – мощность
вспомогательного двигателя;
– количество
вспомогательных двигателей на судне;
г/(кВт.ч) – удельный расход топлива
вспомогательными двигателями;
– коэффициент
использования мощности судовой электростанции;
– коэффициент,
учитывающий одновременность работы вспомогательных двигателей;
– длительность
эксплуатационного периода, сут.
Расходы на масло состоят также из двух слагаемых, тыс.руб.:
.
Затраты на масло для главных двигателей определяются из выражения, тыс.руб.:
,
где тыс.руб. – цена тонны
масла;
– удельный расход
масла главными двигателями:
г/(кВт.ч),
г/(кВт.ч).
Затраты на масло для вспомогательных двигателей, тыс.руб.:
,
где – расход топлива
вспомогательными двигателями, т:
,
где г/(кВт.ч) – расход масла вспомогательным
двигателем.
Результаты расчёта представлены в виде таблицы (табл. 7.5).
Таблица 7.5
Расчёт затрат на топливо и энергию
Параметры |
|
|
|
|
|
|
|
прототип |
171,8 |
61,0 |
1280 |
118 |
31 |
149 |
1429 |
новое судно |
155,5 |
1190 |
62 |
93 |
1283 |
7.7.3. Расчёт амортизационных отчислений
Размер амортизационных
отчислений на реновацию (в дальнейшем просто амортизационных отчислений) зависит от типа,
стоимости и срока службы судна. Размер этих отчислений устанавливается в
процентах от стоимости судна.
Величина по судну-прототипу
определяется из выражения:
тыс.руб.,
где % – норма
амортизационных отчислений;
тыс.руб. –
строительная стоимость судна-прототипа.
По новому судну размер амортизационных отчислений находится аналогичным образом с корректировкой на возможное изменение срока службы:
тыс.руб.,
где – поправочный
коэффициент к норме отчислений, учитывающий изменение срока службы нового судна;
тыс.руб. –
строительная стоимость нового судна.
7.7.4. Расчёт затрат на ремонт
Размер отчислений на ремонт судов зависит от типа, стоимости и срока службы судна. Аналогично отчислениям на реновацию размер отчислений в ремонтный фонд устанавливается в процентах от стоимости судна и находится по выражениям:
тыс.руб.;
тыс.руб.,
где – норма отчислений в
ремонтный фонд.
7.8. Расчёт сопутствующих капитальных вложений
Важным экономическим показателем при сравнительной оценке транспортных средств является скорость доставки грузов, от которой зависит среднегодовой размер оборотных средств, заключённый в грузах во время их нахождения в транспортной сети, а, следовательно, и общий размер капитальных вложений.
Размер оборотных средств в грузах пропорционален продолжительности нахождения грузов на транспорте:
,
где – среднегодовой размер
оборотных средств в грузах, тыс.руб.;
тыс.руб. – средняя
цена тонны груза;
– время доставки
груза, сут.
– годовой объём
перевозок грузов:
т,
где В – грузооборот судна, т.км;
км – средняя
протяжённость линии.
Время доставки грузов включает в себя собственно ходовое время с грузом, время выполнения всех прочих транспортных операций, связанных с выгрузкой и погрузкой, а также время хранения грузов на складе до момента отправления или выдачи их получателю. Для его расчёта может быть использована эмпирическая зависимость, согласно которой время доставки грузов судном-прототипом определяется следующим образом:
сут.,
где сут. – ходовое время с
грузом;
сут. – прочие
составляющие эксплуатационного периода;
0,75 –
коэффициент, учитывающий наличие в затрат времени, не
связанных с доставкой грузов;
– среднегодовое
количество рейсов:
,
где км/ч – скорость судна
с грузом.
Среднегодовой размер оборотных средств в грузах:
тыс.руб.
В нашем случае среднегодовой размер оборотных средств для судна-прототипа и нового судна будет одинаков.
7.9. Расчёт основных показателей экономической эффективности
Для оценки экономической эффективности в нашем случае достаточно рассчитать экономию капитальных вложений, удельные капитальные вложения на единицу продукции, производительность труда экипажа и себестоимость перевозок.
Планируемая экономия капитальных вложений:
тыс.руб.
Удельные капитальные вложения на единицу продукции:
руб./(т.км);
руб./(т.км).
Производительность труда экипажа:
млн.т.км/(чел.год),
где т.км – годовой объём продукции;
– численность экипажа.
Эффективность транспортных судов может также оцениваться сопоставлением величины себестоимости перевозок, рассчитываемой по формуле:
,
где И – годовые эксплуатационные издержки, тыс.руб.
руб./(т.км);
руб./(т.км).
Рассчитанные значения основных показателей экономической эффективности заносятся в таблицу (табл. 7.6).
Таблица 7.6
Сопоставление технико-экономических показателей судов
Наименование показателя |
Величина показателя |
Соотно-шение |
|
судно-прототип |
новое судно |
||
Исходные данные |
|
|
|
1. Тип и мощность главных двигателей, кВт |
2´6ЧНСП18/22 2´220 |
6ЧНСП18/22 440 |
100% |
2. Число оборотов коленчатого вала, об/мин |
750 |
1000 |
|
3. Род и удельный расход топлива ГД, кг/(кВт.ч) |
дизельное 0,231 |
дизельное 0,209 |
90,48% |
4. Технический ресурс до капитального ремонта, ч |
30000 |
45000 |
150% |
5. Техническая скорость судна: порожнем, км/ч в грузу, км/ч Расчётные показатели |
19 17,5 |
19 17,5 |
100% 100% |
1. Строительная стоимость судна, тыс.руб. |
56208 |
55489 |
98,72% |
2. Годовой объём продукции, млн.т.км |
20,0 |
20,0 |
100% |
3. Эксплуатационные затраты на сопоставимый аааобъём продукции, тыс.руб. |
13991 |
13813 |
98,73% |
4. Среднегодовой размер оборотных средств, ааатыс.руб. |
2703 |
2703 |
100% |
5. Экономия капитальных вложений, тыс.руб. |
––– |
719 |
|
6. Удельные капитальные вложения на единицу ааапродукции, руб./(т.км) |
2,945 |
2,909 |
98,78% |
7. Производительность труда экипажа, ааамлн.т.км/(чел.год) |
2,00 |
2,00 |
100% |
8. Себестоимость перевозок, руб./(т.км) |
0,6994 |
0,6905 |
98,73% |