7.7.2. Расчёт затрат на топливо и энергию

      Расходы на топливо и энергию включают в себя затраты, собственно, на топливо  и затраты на масло , тыс.руб.:

.

      В общем случае затраты на топливо могут быть рассчитаны по выражению, тыс.руб.:

,

где  тыс.руб. – цена тонны топлива для главных и вспомогательных двигателей;

       и  – расход топлива за навигацию главными и вспомогательными двигателями, т.

      В свою очередь, расход топлива пропорционален времени работы двигателей, их мощности, удельному расходу топлива и коэффициенту использования мощности, т:

,

или, с учетом размерности величин, входящих в выражение для определения затрат на топливо:

,

где  – удельный расход топлива главными двигателями, г/(кВт.ч);

       – суммарная мощность главных двигателей, кВт;

      ,  – коэффициент использования мощности главных двигателей на ходу с грузом и порожнем;

      ,  – ходовое время с грузом и порожнем, сут.;

       – коэффициент, учитывающий расход топлива во время швартовок и манёвров.

      Расход топлива вспомогательными двигателями рассчитывается из выражения, т:

,

где  кВт – мощность вспомогательного двигателя;

       – количество вспомогательных двигателей на судне;

       г/(кВт.ч) – удельный расход топлива вспомогательными двигателями;

       – коэффициент использования мощности судовой электростанции;

       – коэффициент, учитывающий одновременность работы вспомогательных двигателей;

       – длительность эксплуатационного периода, сут.

      Расходы на масло состоят также из двух слагаемых, тыс.руб.:

.

      Затраты на масло для главных двигателей определяются из выражения, тыс.руб.:

,

где  тыс.руб. – цена тонны масла;

       – удельный расход масла главными двигателями:

 г/(кВт.ч),    г/(кВт.ч).

      Затраты на масло для вспомогательных двигателей, тыс.руб.:

,

где  – расход топлива вспомогательными двигателями, т:

,

      где  г/(кВт.ч) – расход масла вспомогательным двигателем.

      Результаты расчёта представлены в виде таблицы (табл. 7.5).


Таблица 7.5

Расчёт затрат на топливо и энергию

Параметры

, т

, т

, тыс.руб.

, тыс.руб.

, тыс.руб.

, тыс.руб.

, тыс.руб.

прототип

171,8

61,0

1280

118

31

149

1429

новое судно

155,5

1190

62

93

1283

7.7.3. Расчёт амортизационных отчислений

      Размер амортизационных отчислений на реновацию (в дальнейшем просто амортизационных отчислений)  зависит от типа, стоимости и срока службы судна. Размер этих отчислений устанавливается в процентах от стоимости судна.

      Величина  по судну-прототипу определяется из выражения:

 тыс.руб.,

где  % – норма амортизационных отчислений;

       тыс.руб. – строительная стоимость судна-прототипа.

      По новому судну размер амортизационных отчислений находится аналогичным образом с корректировкой на возможное изменение срока службы:

 тыс.руб.,

где  – поправочный коэффициент к норме отчислений, учитывающий изменение срока службы нового судна;

       тыс.руб. – строительная стоимость нового судна.

7.7.4. Расчёт затрат на ремонт

      Размер отчислений на ремонт судов зависит от типа, стоимости и срока службы судна. Аналогично отчислениям на реновацию размер отчислений в ремонтный фонд устанавливается в процентах от стоимости судна и находится по выражениям:

 тыс.руб.;

 тыс.руб.,

где  – норма отчислений в ремонтный фонд.

7.8. Расчёт сопутствующих капитальных вложений

      Важным экономическим показателем при сравнительной оценке транспортных средств является скорость доставки грузов, от которой зависит среднегодовой размер оборотных средств, заключённый в грузах во время их нахождения в транспортной сети, а, следовательно, и общий размер капитальных вложений.

      Размер оборотных средств в грузах пропорционален продолжительности нахождения грузов на транспорте:

,

где  – среднегодовой размер оборотных средств в грузах, тыс.руб.;

       тыс.руб. – средняя цена тонны груза;

       – время доставки груза, сут.

       – годовой объём перевозок грузов:

 т,

      где В – грузооборот судна, т.км;

             км – средняя протяжённость линии.

      Время доставки грузов включает в себя собственно ходовое время с грузом, время выполнения всех прочих транспортных операций, связанных с выгрузкой и погрузкой, а также время хранения грузов на складе до момента отправления или выдачи их получателю. Для его расчёта может быть использована эмпирическая зависимость, согласно которой время доставки грузов судном-прототипом определяется следующим образом:

 сут.,

где  сут. – ходовое время с грузом;

       сут. – прочие составляющие эксплуатационного периода;

      0,75 – коэффициент, учитывающий наличие в  затрат времени, не связанных с доставкой грузов;

       – среднегодовое количество рейсов:

,

      где  км/ч – скорость судна с грузом.

      Среднегодовой размер оборотных средств в грузах:

 тыс.руб.

      В нашем случае среднегодовой размер оборотных средств для судна-прототипа и нового судна будет одинаков.

7.9. Расчёт основных показателей экономической эффективности

      Для оценки экономической эффективности в нашем случае достаточно рассчитать экономию капитальных вложений, удельные капитальные вложения на единицу продукции, производительность труда экипажа и себестоимость перевозок.

      Планируемая экономия капитальных вложений:

 тыс.руб.

      Удельные капитальные вложения на единицу продукции:

 руб./(т.км);

 руб./(т.км).



      Производительность труда экипажа:

 млн.т.км/(чел.год),

где  т.км – годовой объём продукции;

       – численность экипажа.

      Эффективность транспортных судов может также оцениваться сопоставлением величины себестоимости перевозок, рассчитываемой по формуле:

,

где И – годовые эксплуатационные издержки, тыс.руб.

 руб./(т.км);

 руб./(т.км).

      Рассчитанные значения основных показателей экономической эффективности заносятся в таблицу (табл. 7.6).

Таблица 7.6

Сопоставление технико-экономических показателей судов

Наименование показателя

Величина показателя

Соотно-шение

судно-прототип

новое судно

Исходные данные




1.  Тип и мощность главных двигателей, кВт


2´6ЧНСП18/22

2´220

6ЧНСП18/22

440


100%

2.  Число оборотов коленчатого вала, об/мин

750

1000


3.  Род и удельный расход топлива ГД, кг/(кВт.ч)


дизельное

0,231

дизельное

0,209


90,48%

4.  Технический ресурс до капитального ремонта, ч

30000

45000

150%

5.  Техническая скорость судна:

               порожнем, км/ч

               в грузу, км/ч

Расчётные показатели


19

17,5


19

17,5


100%

100%

1.  Строительная стоимость судна, тыс.руб.

56208

55489

98,72%

2.  Годовой объём продукции, млн.т.км

20,0

20,0

100%

3.  Эксплуатационные затраты на сопоставимый аааобъём продукции, тыс.руб.

13991

13813

98,73%

4.  Среднегодовой размер оборотных средств, ааатыс.руб.

2703

2703

100%

5.  Экономия капитальных вложений, тыс.руб.

–––

719


6.  Удельные капитальные вложения на единицу ааапродукции, руб./(т.км)

2,945

2,909

98,78%

7.  Производительность труда экипажа, ааамлн.т.км/(чел.год)

2,00

2,00

100%

8.  Себестоимость перевозок, руб./(т.км)

0,6994

0,6905

98,73%