Содержание.


ü Введение.

ü «Кодекс чести».

ü «Медсестра-больной».

ü Этапы установления отношений.

ü Обязанности и ценности.

ü Литература.


Введение.

Впервые в России женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован при Петре I. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. Однако затем привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам. Женский труд гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли 'бабы-сидельницы'. В тоже время  до конца века специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах, видимо, не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г., Когда появилась служба «сердобольных вдов». В этом же году и в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих. В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для «прямого назначения» ходить и смотреть за больными. После годичного испытания 12 марта 1815 г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге, и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак – «Золотой Крест», на одной из сторон которого написано «СЕРДОЛЮБИЕ». В 1818 г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по учебнику. Это было первое руководство на Русском языке для специальной подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822г. В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение – первая в России община сестёр милосердия, получившая название «Свято-Троицкая». В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций. Однако свои требования за больными в России предъявила Крымская война 1853-1856 гг. В Петербурге для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных пунктах, но и в военных госпиталях великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая-1) на свои средства учредила и организовала общину сестёр милосердия для попечения о раненых и больных войнах. Также она предложила знаменитому хирургу Н.И. Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. Н.И. Пирогов принял предложение великой княгини. В октябре 1855г. в Севастополе Н.И. Пирогов для каждой категории сестёр этой общины разработал подробную инструкцию деятельности, однако и от врачей, особенно от молодых, он требовал «исполнения опыта сестёр», считая что сёстры «не слепые исполнительницы приказов лица, только что вступившего на врачебное поприще». Членами общины были женщины разных сословий и уровня образования. Всего в военных действиях работало 160 сестёр, 17 их них погибли при исполнении долга. В 1867 г. было создано общество попечения о раненых и больных войнах. С 1871г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время. В 1897г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге институт, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте составлял 2 года.

Сёстры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны. К 1940 обеспеченность средними медицинскими кадрами, по сравнению с 1913г., возросла в 8 раз. В 1942г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра». В пятидесятые годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования. В 1993 была создана и принята философия сестринского дела. В 1994г. создана Ассоциация Медицинских сестёр России, принимающая участие в работе Международного Совета сестёр. В 1995г. впервые в России Г.М. Перфильева, лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России».



“кодекс чести”

Каждая профессия имеет свои этические интересы. Есть и кодекс медицинской этики. В нем обязанности врача и медсестры нельзя выразить просто и однозначно «помогать и  не вредить». Врач и медсестра призваны обеспечить качественную медицинскую помощь (уход), основанную на чувстве сострадания, уважения человеческого достоинства. Общественный смысл этики сестринского дела – проявление гуманизма в медицине. 

Есть различные модели взаимоотношений «медсестра-пациент», но в принципиальном отношении эти модели не отличаются от тех, что описаны для врача и пациента. В этическом кодексе Американской Ассоциации медсестер взаимоотношения медсестры и пациента рассматривается в рамках договорной модели, в связи с чем, основной задачей медсестры является наилучший уход, основанный на уважении человеческого достоинства и уникальности каждой человеческой личности.

Всемирная организация здравоохранения, Государственная программа развития сестринского дела в России (проект) рассматривают деятельность специалистов сестринского дела в четырех основных направлениях:

ü профилактическая помощь населению;

ü лечебно-диагностическая помощь:

ü реабилитационная помощь и медико-социальная помощь хроническим больным и инвалидам;

ü оказание медико-социальной помощи инку-рабельным и умирающим пациентам.

В этой связи в клинической практике деятельность медсестры многогранна. Это и уход за беспомощными больными, выполнение назначений врача, прием и выписка больных, ведение различных документов, огромная административная работа. Несмотря на проводимые изменения, нагрузка на медсестру все еще слишком велика, а это мешает сконцентрироваться на главном – уходе за больными.

“медсестра-больной”

Во взаимоотношениях «медсестра-больной» очень важен стиль работы медсестры. В том, как сестра подает стакан воды, как оправляет его постель, может найти выражение весь мир чувств, связывающих ее с больным. Часто больные читают по выражению лица и голоса. Нежность ласковость, терпение и вежливость вот составные элементы хорошего стиля работы, в них выражаются заботливость, внимание и любовь сестры к своим больным. В работе сестер очень часто «как» бывает значительно важнее, чем «что». Очень важно медсестре познать самое себя, особенности своей личности, чтобы знать каков стиль ее работы и как воздействует она на больных.

Наиболее часто встречающиеся типы личностей медсестер:

Сестра-рутинер. Такие сестры работают автоматически, безлично, не переживая с больными, не сочувствуя им. Они делают все, упуская из виду одно – самого больного.

Сестра, «играющая заученную роль». Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль. Появляется неискренность. Ее поведение становится искусственным, показным.

Тип «нервной» сестры. Эмоционально лабильная личность сестры может явиться серьезной помехой в успешной работе с больными. Результатом этой напряженности может быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющие на больных.

Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Больные по походке узнают таких сестер, отмечая их появление словами: «Идет гренадер!». Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестра с такой решительностью может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. О таких сестрах нередко говорят «Строга, несправедлива…». При недостатке культуры, образованности, сестра слишком негибка, часто груба и даже агрессивна с больными.

Сестры материнского типа, выполняющие свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них – неотъемлемое условие жизни. Забота о больных для них жизненное призвание. К ним как нельзя лучше подходит выражение «милая сестрица».

Тип сестры-специалиста. Сестры такого типа, благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу, получают специальное назначение, склонны к выполнению сложных заданий. Иногда это странные люди, фанатики своей узкой деятельности.

         Для хорошей работы сестра должна иметь хорошее физическое и психическое здоровье. Только та сестра по-настоящему разбирается в больных, может оказывать на них действительно исцеляющее воздействие, которая и сама здорова и умеет следить за своим здоровьем.

“Этапы установления отношений”.

Различаются три этапа установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в лечебном учреждении: начальный, развернутый и конечный.

На начальном этапе больной и сестра знакомятся друг с другом. Больной адаптируется к новой среде, знакомится с распорядком жизни больницы. Очень важно умение сестры видеть, что и как понял больной, в чем состоит недоразумение, способность умело разъяснить ему недопонятое или плохо понятое. Сестра получает представление о поведении больного, об отношении его к свой болезни, сообщает ему необходимые сведения по выполнению назначений врача.

На развернутом этапе дальнейшая работа зависит от сформированного контакта между больным и сестрой. На этом этапе, когда больной может много узнать о неправильности своего образа жизни, изменяющаяся картина болезни может вызвать страх, неуверенность, придирчивость, болезненные фантазии, медсестра должна проявлять особое внимание к больному, беседуя с ним, выслушивая его, формируя этим самым на практике новый, здоровый образ жизни, развивая его понятия о физической и психической гигиене.

На конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен от опасности. Больного мучают сомнения: «Что будет со мной дома?». Поэтому медсестра должна подготовить больного к выписке путем проведения занятий, бесед на темы, вызывающие опасение и страх в связи с выпиской.

“обязанности и ценности”

Нормативная этика в сестринском деле рассматривает нормы (обязанности) и нормы (ценности).

Нормы (обязанности) определяют принципы, правила, обязанности и долг медицинской сестры и отвечают на вопрос "Как я действую?"

Основная обязанность медсестры - это быть профессионально компетентной. Это обязывает медсестру уважать пациента, уважать его право на самоопределение, не причинять вреда, делать добро, уважать обязательства других, держать слово, сотрудничать, быть преданной.

Долг медсестры заключается не просто в освоении сестринского дела, а в постижении всех его граней; не просто в выполнении своих должностных обязанностей, а в стремлении их выполнения наилучшим образом; не просто в выполнении врачебных назначений, а в приложении всех сил, знаний и умений для их реализации. Нормы (ценности) определяют:

что человек должен из себя представлять как личность;

что человек должен выбрать в качестве своих целей.

Те нормы (ценности), которые определяют, что такое добро и зло, хорошо и плохо в людях, называются нормами моральной ценности (добродетели).

Какими же личными качествами должна обладать медицинская сестра для выполнения своих обязанностей и долга? Какие нормы моральной ценности, добродетели профессия "сестринское дело" считает важным для медсестры? Атмосфера медицинской и сестринской практики, образования должна создавать условия, которые бы культивировали желаемые качества, требуемые от медсестры. Это прежде всего знание, умение, ответственность, сострадание и милосердие, сотрудничество, забота. К сожалению, слишком мало внимания уделяется в наши дни определению и поощрению этих качеств, необходимых для ухода за больными. Например, большие рабочие нагрузки на медсестру не позволяют ей быть сострадательной, терпимой и компетентной. Моральная атмосфера должна быть таковой, чтобы знания, навыки, профессиональный рост и компетенция как ожидались, так и вознаграждались.

Нормы (неморальной ценности) определяют, что человек должен выбрать в качестве своих целей. Неморальные ценности причастны к каждой сфере человеческой деятельности, включая сестринское дело. Какие же ценности (идеалы) должна выбрать для себя медицинская сестра? К чему она должна стремиться? Это прежде всего профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, достоинство, уход. Поведение медсестры во многом определяется теми этическими нормами, которые уже сложились в конкретном медицинском учреждении.

Наиболее общим недостатком во взаимоотношениях "медработник-пациент" является нравственная индиферентность. Подчас неэтичные поступки медработники объясняют объективными обстоятельствами. Нет таких обстоятельств, которые могли бы оправдать неэтичный поступок.

Итак, часто там, где сходятся обязанности и ценности, там складываются истинные отношения между медсестрой и пациентом. Сестринское дело - это центральная профессия здравоохранения с точки зрения морали, и именно оно должно определять имидж здравоохранения.

Литература.


1. «ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ» В.Г. Харина.