4.3. Сборочные единицы крепления ДВС
4.3.1. Определение размеров прокладок при монтаже ДВС
Прокладки или клинья должны обеспечить надежное крепление и минимальную трудоемкость монтажа механизмов. Эти требования для одного и того же механизма могут быть удовлетворены при различных конструкциях и материалах прокладок. Окончательный выбор определяется технологичностью конструкции компенсирующего звена и техническими возможностями завода – строителя судна.
При выборе материала основное значение имеет неизменность механических характеристик и формы прокладок под нагрузкой при различных температурных условиях эксплуатации. Размеры прокладок выбирают, исходя из удельного давления от веса механизма и усилия затяжки фундаментных болтов. При расчете вначале задаются числом и площадью прокладок, а затем проверяют на удельное давление правильность выбора.
Удельное давление на прокладку от веса механизма:
МПа,
где Н – вес механизма;
– число прокладок;
мм2 – площадь прокладки.
Усилие затяжки фундаментных болтов:
Н,
где – напряжение от затяжки болта:
МПа,
где МПа – предел текучести материала болта, для стали 45;
– площадь поперечного сечения болта:
мм2,
где – внутренний диаметр резьбы болта.
Удельное давление на прокладку от усилия затяжки фундаментных болтов:
МПа.
Суммарное давление на прокладку:
МПа.
Суммарное удельное давление на прокладку не должно превышать допускаемого значения, выбираемого в зависимости от материала лап механизма и типа прокладок.
Допускаемое удельное давление на металлическую прокладку (остов механизма из чугуна):
МПа.
– условие выполняется.
4.3.2. Расчёт количества призонных болтов при монтаже ДВС
Крепление судовых механизмов на судовом фундаменте обычно состоит из простых болтов и призонных цилиндрических болтов.
Крупногабаритные дизели, рулевые машины и другие механизмы дополнительно имеют бортовые упоры, которые разгружают основное крепление от сдвигающих нагрузок.
Отверстия для призонных болтов должны быть изготовлены с отклонением Н6 (Н7) и иметь шероховатость не грубее 7-ого класса, т. е. мкм. После сверления отверстия дополнительно обрабатывают черновыми и чистовыми развертками. Призонные болты изготавливаются индивидуально для каждого отверстия. Стержень болта обрабатывается по фактическому диаметру отверстия после чистовой развертки с допускаемым отклонением, обеспечивающим плотную посадку и шероховатость не грубее мкм.
Усилие от динамических нагрузок, пропорциональное земным ускорениям (удары, сотрясения при аварийных ситуациях и т.д.):
кН,
где – коэффициент перегрузки, значение которого выбирается в зависимости от массы и частоты колебания оборудования;
т – масса двигателя;
м/с2 – ускорение свободного падения.
Усилие от упора гребного винта равно нулю, так как упор воспринимается упорным подшипником, расположенным в валопроводе: .
Усилие от веса механизма при крене судна:
кН,
где кН – вес механизма;
– угол крена судна.
Усилие от инерционных нагрузок при бортовой качке судна:
кН,
где сек, период качки судна;
м – расстояние по высоте от центра тяжести механизма до центра тяжести судна.
Усилие от момента, который возникает при работе механизма и стремится повернуть его вокруг центра крепления болтов:
,
где – нагрузка наиболее удаленного от центра крепления и нагруженного болта;
– число всех болтов.
Нагрузку рассчитывают по формуле:
,
где кН.м – момент, действующий в плоскости крепления;
– расстояния от оси болта до центра крепления, м;
– количество болтов на соответствующих радиусах.
вычислим по теореме Пифагора:
,
где м и м – размеры расположения болтов (рис. 4.1).
м;
м;
м;
м.
Таким образом:
кН;
кН.
Геометрическая сумма всех векторов усилий, приведенных к центру крепления, определяет расчетное значение эксплуатационной нагрузки (рис 4.1):
кН,
где Þ .
Для обеспечения неподвижности оборудования необходимо, чтобы эксплуатационные нагрузки, сдвигающие механизм в плоскости крепления, были в 2 раза меньше силы трения от затяжки фундаментных болтов и силы сопротивления призонных болтов срезу.
Сила трения от затяжки болтов :
кН,
где – коэффициент трения.
При определении сопротивления призонных болтов срезу считается, что они несут половину нагрузки болтового соединения:
кН,
где МПа – допускаемое напряжение на срез для стали 45;
– площадь сечения болта по стержню:
мм2,
где мм – диаметр стержня болта;
– число призонных болтов.
Таким образом условие неподвижности выполнено:
.
4.3.3. Установка призонных болтов
Посадку призонных болтов выполняют предварительным охлаждением или непосредственной запрессовкой. Первый способ более совершенен. В этом случае исключаются задиры и уменьшение натяга из-за среза и смятия микронеровностей, характерных для запрессовки болтов.
Температура охлаждения болта, обеспечивающая его свободную установку:
8С,
где 8С – температура окружающей среды;
м – фактический натяг напряженной посадки;
м – зазор для установки болта;
1/8С – коэффициент линейного сжатия материала болта;
м – диаметр болта при температуре окружающей среды.
В качестве охлаждающей среды целесообразно применять жидкий азот, имеющий температуру кипения 8С. Охлаждение производят в ваннах, в которые заливают азот из сосудов Дьюара.
Температуру охлаждения контролируют по времени охлаждения. Время охлаждения до °С составляет 5 сек, а до °С – 12 сек на 1 мм диаметра болта.
Момент затяжки фундаментных болтов:
Н.м,
где Па – предел текучести материала;
м – внутренний диаметр резьбы болта.