4. Технологический раздел
4.1. Монтаж двигателей внутреннего сгорания
Современное судно насыщено многообразным и сложным механическим оборудованием, которое различается конструкцией, массой и габаритом, а также требованиями к точности монтажа и надёжности при эксплуатации.
Монтажные операции отличаются большим разнообразием, что обусловлено сложностью механического оборудования – главных двигателей, валопроводов, винторулевых комплексов, трубопроводов и т.д. Подготовку к монтажу механического оборудования осуществляют в цехе, основные операции выполняют на судне в стапельный период постройки и при достройке на плаву.
Монтаж оборудования, изготовление и установка трубопроводов, а также испытания судов имеют значительный удельный вес и в зависимости от типа судна составляют 15–35% трудоёмкости его постройки. Продолжительность цикла монтажных операций ещё большая и составляет 70–80% времени постройки судна. Это объясняется прежде всего сложностью энергетических установок современных судов. Кроме того, при монтаже пока преобладают ручные слесарные операции, которые трудно полностью механизировать.
Главные двигатели относятся к числу механизмов, монтаж которых наиболее сложен ввиду их больших массы и габарита, а также строгой связи с координатами судна.
Конструктивной особенностью двигателя является относительно большая длина и, как правило, малая жесткость остова. Наличие специфичной податливости детали – коленчатого вала, работающего с переменными динамическими нагрузками, вносит в монтаж ряд особых требований:
– остов должен оставаться прямолинейным после установки двигателя на судне;
– деформации коленчатого вала должны быть минимальными;
– шейки вала должны плотно прилегать к рамовым подшипникам;
– должна быть обеспечена соосность двигателя и валопровода;
– нагрузка на кормовой подшипник двигателя после соединения его с валопроводом не должна превышать допускаемой величины.
Двигатели тронковые поступают на судно в сборе. Монтаж крейцкопфных крупно габаритных дизелей типа ДКРН, РД и других обычно выполняют отдельными блоками и узлами. Общей базой служат теоретическая ось валопровода, представленная плазовыми точками, и разметочные риски на судовом фундаменте, параллельные плоскости мидель-шпангоута. В базовую систему двигателя входят ось коленчатого вала и торцы или поперечные риски на остове, нанесенные по оси кормового цилиндра.
В процессе спуска судна, как правило, наблюдаются деформации двигателя и нарушение соосности с валопроводом. На стапеле обычно выполняют предварительный монтаж на половине всех клиньев с двойным ужесточением допусков по сравнению с требуемым. Окончательный монтаж и контроль отсутствия деформаций двигателя производят на плаву.
При монтаже широко применяют пластмассу ФМВ, сферические подкладки и амортизаторы. Сохранение стендовой сборки достигается применением динамометров для контроля распределения нагрузок от силы тяжести двигателя на его опорный фланец.
Двигатель грузят в блок или корпус судна, устанавливают на подготовленный фундамент и ориентируют относительно неподвижных координат общей базы. Базирование заключается в совмещении оси коленчатого вала двигателя с осью валопровода и кормовых торцов остова с рисками фундамента при одновременном придании остову прямолинейного положения.
Центровка двигателя оптическим методом производится с помощью визирной трубы по двум мишеням, которые материализуют плазовые точки теоретической оси валопровода. Вначале совмещают ось трубы с осью вала двигателя. После этого двигатель центруют по плазовым координатам, перемещая его отжимными приспособлениями.