6. Поведение экипажа в чрезвычайных ситуациях

6.1. Общие сведения

      Современный человек живёт в мире опасностей: природных, техногенных, антропогенных, экологических. Количество стихийных бедствий на Земле возросло, число аварий и катастроф тоже не уменьшается. Это приводит к большим человеческим жертвам, нарушению экологии, среды обитания и наносит огромный материальный урон.

      Главнейшей задачей общества является безопасность жизни человека. Однако даже в мирное время его постигают опасности, вызываемые производственными и транспортными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. За последнее десятилетие число аварий и катастроф, особенно в промышленности и на транспорте, значительно возросло. Это связано со сложностью современной промышленной технологии, недостаточной квалификацией персонала, низким качеством используемого оборудования, слабой технологической и трудовой дисциплиной. Достаточно часто чрезвычайная ситуация может возникнуть при разрушении равновесия человека и окружающей среды, итогами которого являются разрушения, затопления, пожары, химические заражения, радиоактивные загрязнения и т.п. Последствия, как правило, трагические, проявляющиеся в поражениях, увечьях, гибели людей, нанесении огромного материального ущерба. Следует иметь в виду, что каждая чрезвычайная ситуация имеет свою причину, особенность и характер развития.

      Мореплавание исторически было и  остаётся одной из главнейших и необходимых сфер деятельности человека, несмотря на то, что риск для жизни человека на морском транспорте значительно выше, чем на железнодорожном и авиационном.

      Анализ прошедших крупных аварий и катастроф на море показывает, что 10% аварий возникает по причине стихийных бедствий, 15% – как следствие недостатков конструкций судов, но большинство чрезвычайных ситуаций на море (75%) происходит по вине людей и, прежде всего, по причинам неправильной эксплуатации судна. К ним следует отнести:

–        отсутствие чувства ответственности, беспечность, пренебрежение мерами безопасности;

–        недостаточную профессиональную подготовку;

–        плохую организацию судовой и спасательной служб.

      Все члены экипажа должны быть готовы к действиям на море в чрезвычайных ситуациях, уметь бороться за живучесть судна, а в случае его гибели эффективно использовать все имеющиеся спасательные средства в экстремальных условиях. В этом решающую роль играет профессиональная и морально-психологическая подготовка. Основными последствиями аварий, катастроф водного транспорта на акваториях, в портах являются взрывы опасных грузов, пожары, приводящие к потоплению судов. При этом разрушаются порты, пристани, гибнут пассажиры и экипажи судов, работники портов, наносится значительный материальный урон морскому и речному флоту. В результате разлива нефтепродуктов наносится огромный экологический ущерб окружающей среде.

      С учётом мировых статистических данных аварии, катастрофы на водном транспорте можно разделить на следующие основные группы:

–        аварии с повреждением корпуса судна (столкновения, штормовые повреждения, удары о рифы и т.п.);

–        пожары и взрывы;

–        повреждения механизмов.

      Наибольшее количество аварий возникает по причинам повреждения корпуса судна и в результате повреждения механизмов.

      Для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водном транспорте рекомендуется проводить ежегодный технический надзор в судостроении и судоходстве с освидетельствованием каждого судна, проверять готовность членов экипажа к выполнению своих обязанностей, особенно в возможных авариях, катастрофах и т.п.

6.2. Прогнозирование и оценка химической обстановки при (ййй)заражении СДЯВ

      Сильнодействующие ядовитые вещества широко применяются в современном производстве. На химически опасных объектах экономики используются, производятся, складируются и транспортируются огромные количества СДЯВ. Большое число людей, работающих на подобных предприятиях, могут подвергнутся значительному риску при возникновении аварий и различных чрезвычайных ситуаций.

      Прогнозирование возможных последствий чрезвычайных ситуаций позволяет своевременно принять необходимые меры по повышению устойчивости работы объекта, способствует предотвращению человеческих жертв и уменьшению экономического ущерба. Заблаговременное прогнозирование позволяет выявить критичные элементы объекта экономики, определить возможные последствия чрезвычайной ситуации, в том числе и последствия вторичных поражающих факторов, и на их основе подготовить рекомендации по защите гражданского населения от этих последствий.

      Угроза поражения людей СДЯВ требует быстрого и точного выявления и оценки химической обстановки. Под химической обстановкой понимают масштабы и степень химического заражения местности, оказывающие влияние на действия формирований гражданской обороны, работу объекта экономики и жизнедеятельность населения. Под оценкой химической обстановки понимается определение масштаба и характера заражения СДЯВ, анализ их влияния на деятельность объекта экономики, сил гражданской обороны и населения.

Задача

      В морском порту днём произошла авария необвалованной ёмкости без поддона с сжиженным аммиаком в количестве 200 тонн, местность закрытая. На расстоянии 5 километров от порта на рейде находится пассажирское судно. Члены экипажа и пассажиры в количестве 800 человек находятся в помещениях. Рабочие и служащие порта в количестве 200 человек обеспечены противогазами на 60%. Провести прогноз площади зоны возможного заражения. Оценить химическую обстановку в порту и на судне, если направление ветра на объект, скорость ветра 3 метра в секунду, состояние погоды – “ясно”, температура воздуха 108С. Время после начала аварии – 4 часа.

Решение

      С учётом данных метеосводки определяем степень вертикальной устойчивости воздуха – конвекция.

      Находим время поражающего действия СДЯВ (время испарения):

 ч  мин,

где  м – толщина слоя жидкости для СДЯВ;

       т/м3 – плотность СДЯВ;

       – коэффициент, учитывающий физико-химические свойства СДЯВ;

       – коэффициент, зависящий от скорости ветра;

       – коэффициент, учитывающий влияние температуры воздуха.

      При выбросе сжиженных СДЯВ для расчёта глубины и площади заражения необходимо знать количественные характеристики выброса сжиженных газов, которые определяются эквивалентными количествами веществ по первичному и вторичному облаку.

      Определяется эквивалентное количество СДЯВ в первичном облаке:

 т,

где  – коэффициент, зависящий от условий хранения СДЯВ;

       – коэффициент, равный отношению пороговой токсодозы хлора к пороговой токсодозе аммиака;

       – коэффициент, учитывающий степень вертикальной устойчивости воздуха;

       т – общее количество СДЯВ, выброшенного (разлившегося) при аварии.

      Определяется эквивалентное количество СДЯВ во вторичном облаке:

 т,

где  – коэффициент, зависящий от времени, прошедшего с начала аварии.

      Находятся глубины зон заражения  и  в зависимости от эквивалентного количества выброшенного  и вылившегося  аммиака с учётом скорости ветра:

 км;    км.

      Полная глубина зоны заражения:

 км,

где  – наибольший из размеров  и ;

       – наименьший из размеров  и .

      Определяется предельно возможная глубина переноса заражённого воздуха:

 км,

где  ч – время от начала аварии;

       км/ч – скорость переноса заражённого облака.

      За окончательную глубину зоны химического заражения СДЯВ принимается расчётная глубина , определяемая наименьшим значением при сравнении величин  и :

 км.

      Площадь зоны фактического химического заражения:

 км2,

где  – поправочный коэффициент, зависящий от степени вертикальной устойчивости воздуха.

      Определяется ширина зоны химического заражения СДЯВ с учётом расчётной глубины  и степени вертикальной устойчивости воздуха:

 км.

      По результатам расчётов строится фактическая зона химического заражения (рис. 6.1).













Рис 6.1.   Зона химического заражения

      Время подхода заражённого воздуха к судну:

 мин,

где  км – расстояние от места аварии до пассажирского судна.

      Возможные потери людей на судне:

            количество поражённых:  чел.

            Из них:     со смертельным исходом –  чел;

                              поражения средней и тяжёлой степени –  чел;

                              лёгкой степени –  чел.

      Возможные потери людей в порту:

            количество поражённых:  чел.

            Из них:     со смертельным исходом –  чел;

                              поражения средней и тяжёлой степени –  чел;

                              лёгкой степени –  чел.

Мероприятия по предотвращению химического заражения:

–        оповещение об аварии рабочих, руководящего состава подразделений гражданской обороны и населения, попадающего в зону химического заражения;

–        ведение химической разведки с обозначением границ очага химического заражения;

–        оцепление зоны химического заражения и организация патрулирования на дорогах;

–        использование средств индивидуальной и коллективной защиты для укрытия рабочих и служащих;

–        локализация и ликвидация аварии;

–        постановка водяных завес на запланированных рубежах;

–        поиск, вынос поражённых и оказание им первой медицинской помощи;

–        эвакуация рабочих, служащих и населения из очага химического заражения и угрожающей зоны;

–        дегазация мест разлива СДЯВ;

–        санитарная обработка личного состава, специальная обработка техники и помещений.