6. Поведение экипажа в чрезвычайных ситуациях
6.1. Общие сведения
Современный человек живёт в мире опасностей: природных, техногенных, антропогенных, экологических. Количество стихийных бедствий на Земле возросло, число аварий и катастроф тоже не уменьшается. Это приводит к большим человеческим жертвам, нарушению экологии, среды обитания и наносит огромный материальный урон.
Главнейшей задачей общества является безопасность жизни человека. Однако даже в мирное время его постигают опасности, вызываемые производственными и транспортными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. За последнее десятилетие число аварий и катастроф, особенно в промышленности и на транспорте, значительно возросло. Это связано со сложностью современной промышленной технологии, недостаточной квалификацией персонала, низким качеством используемого оборудования, слабой технологической и трудовой дисциплиной. Достаточно часто чрезвычайная ситуация может возникнуть при разрушении равновесия человека и окружающей среды, итогами которого являются разрушения, затопления, пожары, химические заражения, радиоактивные загрязнения и т.п. Последствия, как правило, трагические, проявляющиеся в поражениях, увечьях, гибели людей, нанесении огромного материального ущерба. Следует иметь в виду, что каждая чрезвычайная ситуация имеет свою причину, особенность и характер развития.
Мореплавание исторически было и остаётся одной из главнейших и необходимых сфер деятельности человека, несмотря на то, что риск для жизни человека на морском транспорте значительно выше, чем на железнодорожном и авиационном.
Анализ прошедших крупных аварий и катастроф на море показывает, что 10% аварий возникает по причине стихийных бедствий, 15% – как следствие недостатков конструкций судов, но большинство чрезвычайных ситуаций на море (75%) происходит по вине людей и, прежде всего, по причинам неправильной эксплуатации судна. К ним следует отнести:
– отсутствие чувства ответственности, беспечность, пренебрежение мерами безопасности;
– недостаточную профессиональную подготовку;
– плохую организацию судовой и спасательной служб.
Все члены экипажа должны быть готовы к действиям на море в чрезвычайных ситуациях, уметь бороться за живучесть судна, а в случае его гибели эффективно использовать все имеющиеся спасательные средства в экстремальных условиях. В этом решающую роль играет профессиональная и морально-психологическая подготовка. Основными последствиями аварий, катастроф водного транспорта на акваториях, в портах являются взрывы опасных грузов, пожары, приводящие к потоплению судов. При этом разрушаются порты, пристани, гибнут пассажиры и экипажи судов, работники портов, наносится значительный материальный урон морскому и речному флоту. В результате разлива нефтепродуктов наносится огромный экологический ущерб окружающей среде.
С учётом мировых статистических данных аварии, катастрофы на водном транспорте можно разделить на следующие основные группы:
– аварии с повреждением корпуса судна (столкновения, штормовые повреждения, удары о рифы и т.п.);
– пожары и взрывы;
– повреждения механизмов.
Наибольшее количество аварий возникает по причинам повреждения корпуса судна и в результате повреждения механизмов.
Для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водном транспорте рекомендуется проводить ежегодный технический надзор в судостроении и судоходстве с освидетельствованием каждого судна, проверять готовность членов экипажа к выполнению своих обязанностей, особенно в возможных авариях, катастрофах и т.п.
6.2. Прогнозирование и оценка химической обстановки при (ййй)заражении СДЯВ
Сильнодействующие ядовитые вещества широко применяются в современном производстве. На химически опасных объектах экономики используются, производятся, складируются и транспортируются огромные количества СДЯВ. Большое число людей, работающих на подобных предприятиях, могут подвергнутся значительному риску при возникновении аварий и различных чрезвычайных ситуаций.
Прогнозирование возможных последствий чрезвычайных ситуаций позволяет своевременно принять необходимые меры по повышению устойчивости работы объекта, способствует предотвращению человеческих жертв и уменьшению экономического ущерба. Заблаговременное прогнозирование позволяет выявить критичные элементы объекта экономики, определить возможные последствия чрезвычайной ситуации, в том числе и последствия вторичных поражающих факторов, и на их основе подготовить рекомендации по защите гражданского населения от этих последствий.
Угроза поражения людей СДЯВ требует быстрого и точного выявления и оценки химической обстановки. Под химической обстановкой понимают масштабы и степень химического заражения местности, оказывающие влияние на действия формирований гражданской обороны, работу объекта экономики и жизнедеятельность населения. Под оценкой химической обстановки понимается определение масштаба и характера заражения СДЯВ, анализ их влияния на деятельность объекта экономики, сил гражданской обороны и населения.
Задача
В морском порту днём произошла авария необвалованной ёмкости без поддона с сжиженным аммиаком в количестве 200 тонн, местность закрытая. На расстоянии 5 километров от порта на рейде находится пассажирское судно. Члены экипажа и пассажиры в количестве 800 человек находятся в помещениях. Рабочие и служащие порта в количестве 200 человек обеспечены противогазами на 60%. Провести прогноз площади зоны возможного заражения. Оценить химическую обстановку в порту и на судне, если направление ветра на объект, скорость ветра 3 метра в секунду, состояние погоды – “ясно”, температура воздуха 108С. Время после начала аварии – 4 часа.
Решение
С учётом данных метеосводки определяем степень вертикальной устойчивости воздуха – конвекция.
Находим время поражающего действия СДЯВ (время испарения):
ч мин,
где м – толщина слоя жидкости для СДЯВ;
т/м3 – плотность СДЯВ;
– коэффициент, учитывающий физико-химические свойства СДЯВ;
– коэффициент, зависящий от скорости ветра;
– коэффициент, учитывающий влияние температуры воздуха.
При выбросе сжиженных СДЯВ для расчёта глубины и площади заражения необходимо знать количественные характеристики выброса сжиженных газов, которые определяются эквивалентными количествами веществ по первичному и вторичному облаку.
Определяется эквивалентное количество СДЯВ в первичном облаке:
т,
где – коэффициент, зависящий от условий хранения СДЯВ;
– коэффициент, равный отношению пороговой токсодозы хлора к пороговой токсодозе аммиака;
– коэффициент, учитывающий степень вертикальной устойчивости воздуха;
т – общее количество СДЯВ, выброшенного (разлившегося) при аварии.
Определяется эквивалентное количество СДЯВ во вторичном облаке:
т,
где – коэффициент, зависящий от времени, прошедшего с начала аварии.
Находятся глубины зон заражения и в зависимости от эквивалентного количества выброшенного и вылившегося аммиака с учётом скорости ветра:
км; км.
Полная глубина зоны заражения:
км,
где – наибольший из размеров и ;
– наименьший из размеров и .
Определяется предельно возможная глубина переноса заражённого воздуха:
км,
где ч – время от начала аварии;
км/ч – скорость переноса заражённого облака.
За окончательную глубину зоны химического заражения СДЯВ принимается расчётная глубина , определяемая наименьшим значением при сравнении величин и :
км.
Площадь зоны фактического химического заражения:
км2,
где – поправочный коэффициент, зависящий от степени вертикальной устойчивости воздуха.
Определяется ширина зоны химического заражения СДЯВ с учётом расчётной глубины и степени вертикальной устойчивости воздуха:
км.
По результатам расчётов строится фактическая зона химического заражения (рис. 6.1).
Рис 6.1. Зона химического заражения
Пассажирское судно в зону химического заражения не попадает.
Возможные потери людей в порту:
количество поражённых: чел.
Из них: со смертельным исходом – чел;
поражения средней и тяжёлой степени – чел;
лёгкой степени – чел.
Мероприятия по предотвращению химического заражения:
– оповещение об аварии рабочих, руководящего состава подразделений гражданской обороны и населения, попадающего в зону химического заражения;
– ведение химической разведки с обозначением границ очага химического заражения;
– оцепление зоны химического заражения и организация патрулирования на дорогах;
– использование средств индивидуальной и коллективной защиты для укрытия рабочих и служащих;
– локализация и ликвидация аварии;
– постановка водяных завес на запланированных рубежах;
– поиск, вынос поражённых и оказание им первой медицинской помощи;
– эвакуация рабочих, служащих и населения из очага химического заражения и угрожающей зоны;
– дегазация мест разлива СДЯВ;
– санитарная обработка личного состава, специальная обработка техники и помещений.