Глава 1. Содержание и разновидности монархической формы правления в странах Арабского Востока
1.1 Социально-экономические и политические основы монархической власти
Экономический базис исследуемых стран, как и многих других молодых государств Азии и Африки, имеет крайне неоднородную структуру. В целом в современных арабских монархических странах наблюдаются следующие уклады: патриархально-общинный (или, иначе, патриархально-натуральный), феодальный, мелкотоварный (имеющий две разновидности — в городе и в деревне), частнокапиталистический (также имеющий две разновидности — национальный и иностранный) и государственно - капиталистический.
Спецификой исследуемых стран, как и вообще “исключительной особенностью Востока”, является “многообразие и относительная устойчивость укладов вообще, докапиталистических (патриархально-натуральных и патриархально-феодальных) укладов в частности и в особенности”1. Патриархально-общинный уклад сохраняет большее или меньшее влияние во всех без исключения арабских монархических странах, а в некоторых из них — ОАЭ, Омане, Саудовской Аравии и Катаре — позиции его очень сильны.
На Аравийском полуострове до “нефтяной эпохи”, начало которой приходится примерно на середину нынешнего столетия, в натуральном хозяйстве, которое связано с патриархально-общинным укладом, а также в общинном производстве было занято подавляющее большинство населения. Ныне же носителями родоплеменных отношений являются главным образом кочевые и полукочевые племена. В экономической области традиция арабской племенной жизни предусматривала справедливое распределение всех доходов и военной добычи между правителем, членами его семейства, шейхами и рядовыми членами племени. Разумеется, представители высших ступеней племенной иерархической лестницы постепенно закрепили за собой право получать более крупную долю, однако при дележе всегда соблюдались гласность и принципы племенной демократии.
Сохранение патриархально-общинного уклада, основанного на земельной собственности кочевых и оседлых племен, можно объяснить несколькими причинами. Важнейшая среди них — экономическая — заключается в том, что имеются отдельные отрасли хозяйства, особенно кочевого, которые исторически связаны именно с этим укладом. Их не затронуло развитие феодальных отношений.
Известную роль играют и природно-климатические условия Аравийского полуострова и других районов Арабского Востока, обусловившие исключительно низкую плотность сельскохозяйственного населения. Это естественным образом повлекло изоляцию отдельных групп населения, как кочевых, так и оседлых, друг от друга, т. е. явилось дополнительным фактором, стимулировавшим сохранение натурального хозяйства и патриархально-общинного уклада.
Особое значение для сохранения этого уклада имеют и чисто политические факторы. Дело в том, что племенная структура как форма организации традиционного арабского общества в эпоху безраздельного господства патриархально-общинного уклада сознательно консервируется правящими монархическими кругами. И ныне это, в свою очередь, объективно способствует выживанию некоторых элементов патриархально-общинного уклада.
Наибольший вес институты родоплеменного общества имеют в государствах юго-восточной части Аравийского полуострова (Оман, ОАЭ) и в Саудовской Аравии.
Правящие династии почти всех стран Аравийского полуострова сформировались внутри влиятельных племён, образовавших данный племенной союз. Поэтому все правители активно используют в интересах укрепления ей власти традиционный авторитет племенных общественных устоев. В Саудовской Аравии, например, и молодые принцы и старшие члены королевской семьи время от времени исчезают на несколько недель из столицы для посещения кочевых племен и распределения между ними подарков и субсидий[1]. Широко практиковал одаривание шейхов и рядовых членов древних местных племен глава государства ОАЭ, правитель Абу-Даби шейх Заид Бен Султан Аль Нахайян. В конце 60-х годов поток бедуинов, прибывавших к нему из самых отдалённых концов страны, достиг такого размаха, что власти вынуждены были закрыть столицу под предлогом эпидемии холеры [2].
В период обострения политического кризиса в Иордании в начале 70-х годов одним из важных мероприятий, проведенных в стране, явилось создание королем Хусейном в августе 1971 г. Племенного совета – органа иорданской аристократии. Совет, члены которого назначаются лично королем, возглавил наследный принц Хасан. Несмотря на то, что в компетенцию этого органа не входят сколько-нибудь существенные вопросы (к его ведению относится главным образом определение традиционных границ племенных владений), данная акция Хусейна получила широкий политический резонанс в стране как попытка подчеркнуть значение арабского традиционализма, призванного служить одной из опор королевской власти. Элементы патриархально-общинного уклада (сосуществование которых с феодализмом могло бы затянуться долгие десятилетия в обществе монархий Аравийского полуострова) стремительно разрушаются в новых условиях экономического развития - условиях “нефтяного процветания”. Выразившиеся в резком, многократном (в отдельных странах) увеличении численности населения и появлении потребности в высвобождении рабочей силы, эти условия вызвали переход сельского хозяйства к новым методам производства с применением новых достижений агротехники. Необходимость немедленного увеличения продуктивности сельского хозяйства и возможность ассигнования значительных финансовых средств привели к созданию во многих государствах Персидского залива огромных современных хозяйств, где сельскохозяйственная продукция выращивается с помощью гидропоники, т. е. независимо от климатических и погодных условий. В Кувейте гидропоника используется на 150 фермах (по данным на 1981 г.), здесь были сооружены новые современные хозяйства в районе Шуайба, а в Саудовской Аравии - в пустыне Эль-Кардж[3].
Сельские племенные общины, соседствуя с такими хозяйствами, естественно, быстро разрушались. Этому способствует и массовая урбанизация бедуинов и феллахов, и переход кочевников к оседлому хозяйству. Курс на такой переход в течение многих лет осуществлялся властями Саудовской Аравии, где до сих пор почти половину населения страны, занятого в сельском хозяйстве, составляют кочевники и полукочевники[4].
Перечисляя уклады, представленные в арабских монархических странах, нельзя не остановиться вкратце на рабовладельческом укладе. Правда, исторические особенности большинства стран Арабского Востока сложились таким образом, что этот уклад здесь никогда не был системообразующим.
На Аравийском полуострове, где рабовладение сохранялось дольше, чем в других странах региона, основа для ликвидации рабовладельческого уклада была заложена уже в начале XIX в. по инициативе Великобритании, которая использовала борьбу против работорговли в качестве повода для установления своего контроля над побережьем Персидского залива. В 1820 г. между правителями племен Пиратского берега[5], Бахрейна и английским правительством был заключен договор, предусматривавший, в частности, запрещение морской перевозки рабов и присутствие сильного британского военного гарнизона в Рас-эль-Хайме для контроля над соблюдением условий этого договора. Позднее положения этого договора, касающиеся запрещения работорговли, были дополнены договорами 1838, 18.39 и 1847 гг.[6]
Поэтому уже задолго до получения независимости рабовладение перестало играть сколько-нибудь значительную роль в социально-экономической структуре даже тех арабских монархий, где оно еще сохранялось, выступая в виде так называемого “домашнего рабства”. Однако его сохранение до недавнего времени весьма существенно для характеристики социально-психологического климата некоторых стран Аравии. В частности, в Омане, по свидетельству очевидца, во дворце султана и в домах городской аристократии еще в конце 50-х годов ХХ в. имелись рабы-африканцы[7]. В Саудовской Аравии власти приняли решительные политические меры к ликвидации рабства лишь в 1962 г. [8]
Феодальный уклад в арабских странах расположен как бы в центре сосуществующих хозяйственных укладов и в ряде стран представляет собой ядро базиса, тем самым в значительной мере определяя характер надстройки. В этом отчасти заключается объективная обусловленность сохранения монархической формы правления, поскольку монархия как элемент надстройки наиболее типична именно для феодальной формации.
Тесно связанный с элементами дофеодальных формаций, феодализм одновременно успешно приспосабливается к условиям капитализма, интегрирует в феодальную систему некоторые элементы набирающих силу капиталистических отношений.
Таким образом, почти повсеместно в арабских монархических странах сила феодального уклада определяется его тесной связью, даже переплетением, с дофеодальными укладами, с одной стороны, и с капиталистическими — с другой.
Говоря о феодальном укладе в странах Арабского Востока, необходимо иметь в виду, что он существенно отличается от “классического” - европейского феодализма, который был основан на специфической феодальной структуре земельной собственности и присвоении классом крупных землевладельцев прибавочного продукта в виде различных форм феодальной ренты.
В арабских странах представляется возможным выделить две разновидности феодального уклада. Первая из них возникла непосредственно в племенах в результате разложения патриархально-общинного уклада. Не разрушая земельной собственности кочевых и оседлых племен, она вела к углублению имущественного неравенства между племенными вождями (и их приближенными) и рядовыми членами племени. Неравенство возникло вследствие постоянного закрепления такого положения, при котором выделявшаяся родоплеменная аристократия стала присваивать значительную часть общего дохода племени и превращаться в полуфеодальный класс, не являющийся в полном смысле собственником земли, но отчасти распоряжающийся ею. Эта разновидность феодального уклада особенно тесно связана с патриархально-общинным укладом, поскольку в обоих случаях господствующей формой социальной организации общества служит племенная система. Данная разновидность была широко представлена не только в странах Персидского залива, но также в Иордании и Марокко. Так, в Марокко полунатуральные хозяйства, составляющие так называемый “традиционный сектор”, занимали 75% всей земли [9].
Вторую разновидность феодального уклада в странах Арабского Востока следует определить как “государственный феодализм” Субъектом присвоения здесь является правящее семейство и близкие к нему крупнейшие аристократические кланы и духовенство. Эта правящая верхушка, осевшая в городах, непосредственно участвует в осуществлении государственной власти, распоряжается армией, руководит общественными работами. Именно она на протяжении длительного исторического периода обеспечивала, а в ряде эмиратов - членов ОАЭ обеспечивает и поныне единство в рамках государства разрозненных в хозяйственном отношении племенных единиц.
Мелкотоварный уклад широко представлен в экономической структуре Марокко и Иордании и несколько слабее - в монархических странах Персидского залива. В Марокко и Иордании этот уклад развит как в деревне, так и в городе; в странах Персидского залива — практически только в городе.
В деревне Марокко и Иордании мелкотоварный уклад связан с расслоением патриархально-феодального крестьянства. Осуществляемые государством экономические мероприятия объективно содействуют дальнейшей активизации этого процесса.
В городах арабских монархических стран мелкотоварный уклад представлен главным образом в виде мелких мастерских и предприятий сферы обслуживания, а также розничной торговли. Мелкие производители, не использующие наемного труда, часто заняты в традиционных кустарных ремеслах.
Если в Марокко и Иордании мелкотоварный уклад зародился за много десятилетий до получения этими странами независимости, то в монархических странах Аравийского полуострова становление этого уклада началось после второй мировой войны. Так, в Саудовской Аравии в 1957 г. насчитывалось 1143 мелких предприятия, причем 90% их возникло в 1948—1957 гг., а в 1954—1957 гг. было открыто 75% всех предприятий страны [10].
Важное место в экономике большинства арабских монархических стран занимают капиталистические уклады: национальный и иностранный частнокапиталистический и государственно-капиталистический. Все они тесно связаны между собой не только присущей им единой формой присвоения, но и тем, что социальные субъекты присвоения в этих укладах часто совмещены в лице одних и тех же или тесно переплетенных между собой групп.
Стремительное проникновение капиталистических отношений в экономику Саудовской Аравии, Омана и нефтедобывающих эмиратов Персидского залива связано с открытием и началом эксплуатации в этих странах богатейших нефтяных месторождений. Первоначально носителями капиталистических отношений выступали главным образом иностранные монополии, действовавшие в соответствии с концессионными соглашениями. Поэтому первым развитым капиталистическим укладом в названных странах явился иностранный частнокапиталистический уклад.
Со временем процесс накопления торгового капитала в руках представителей феодально-аристократической верхушки позволил последним по-новому поставить вопрос об их взаимоотношениях с иностранным сектором. Монархические круги осуществили мероприятия, сделавшие иностранный капитал своего рода “трамплином” для быстрого роста национального частнокапиталистического и государственно-капиталистического укладов. Эти мероприятия свелись в основном к следующему.
Во-первых, в большинстве монархий Аравийского полуострова были созданы национальные нефтяные компании. С их помощью местным правительствам удалось добиться изменения принципов распределения прибылей от реализации нефти между монополиями и ними, пересмотра наиболее кабальных условий заключенных ранее концессий и в корне изменить условия вновь заключаемых концессионных соглашений[11]. Это, в свою очередь, обусловило дальнейшую концентрацию капитала в руках представителей феодально-монархической верхушки и в то же время помогло создать основу для укрепления государственно-капиталистического сектора.
Во-вторых, в последние годы правительства упомянутых стран активизируют деятельность по ограничению частного предпринимательства иностранцев, с тем чтобы стимулировать рост национального капитала. Государство по возможности предоставляет льготы тем иностранным фирмам, которые соглашаются вступить в компанию с коренными жителями. В Саудовской Аравии в декабре 1976 г. иностранцам вообще была запрещена всякая коммерческая деятельность, поэтому владельцы сотен торговых предприятий оказались вынужденными вступить в пай с саудовскими гражданами[12]. Принятый в Кувейте в 1964 г. Закон № 37, регулирующий проведение тендеров, предусматривает, что “участник открытого тендера... может быть иностранцем, при том условии, что его агентом или партнером является лицо кувейтской национальности...” [13].
Наиболее быстрыми темпами в рассматриваемых странах идет развитие государственно-капиталистического уклада. Рост государственного сектора связан с тем, что в последние годы правительства этих стран все большую часть нефтяных доходов начинают вкладывать в проекты, нацеленные на развитие инфраструктуры и экономическую диверсификацию.
По второму пятилетнему плану экономического развития Саудовской Аравии (1975/76— 1979/80), бюджетные ассигнования намечались в размере 498 млрд. саудовских риалов (около 142 млрд. USD) [14], за этот период было предусмотрено построить за счет бюджетных ассигнований 890 предприятий различной величины, в том числе крупнейшие индустриальные комплексы в Джубайле и Янбо. В начале 1979 г. комментируя ход выполнения плана экономического развития в связи с изменившейся внешнеполитической конъюнктурой, министр промышленности и энергетики Саудовской Аравии Гази аль-Госайби заявил: “Мы будем продолжать осуществление наших индустриальных планов в Джубайле и Янбо вместе с иностранными партнерами, если они того пожелают, и без партнеров, если они откажутся или проявят колебания”[15]. В Кувейте пятилетний план 1976—1980-х гг. предусматривал выделение на промышленное развитие 4375 тыс. долл. Аналогичные планы приняты и в других нефтедобывающих арабских монархиях.
Задача расширения государственного сектора диктуется необходимостью создать собственную, независимую от нефти национальную экономику, способную обеспечить потребности населения, когда нефтяные ресурсы иссякнут. В Кувейте, например, в “конфиденциальном докладе Национальному собранию, представленном 19 февраля 1972г., правительство заявило, что запасов нефти хватит на 54 года, если темпы добычи будут возрастать, и на 71 год, если темпы добычи сохранятся”. Аналогичные предположения высказывались и в Саудовской Аравии.[16]
Знакомство с основными особенностями экономической структуры арабских монархических стран позволяет перейти к вопросу об их социальной структуре. Наиболее многочисленным классом в большинстве арабских монархических стран продолжает оставаться крестьянство. В Саудовской Аравии, например, сельские жители составляют более 1/2 численности населения, причем еще всего лишь около 10 лет назад 66% населения были кочевниками. Естественно, число последних быстро сокращается, однако и теперь более 1/3 всех жителей страны - кочевники. В то же время следует отметить, что в некоторых нефтедобывающих монархических странах, особенно с небольшой численностью населения, количество крестьян быстро сокращается. Так, в Кувейте крестьянство уже сейчас почти полностью отсутствует; весьма мал и процент лиц, занятых в сельском хозяйстве Бахрейна.
В арабских монархических странах быстрыми темпами развивается рабочий класс. Во многих нефтедобывающих монархических странах Персидского залива присутствует наличие огромного числа иностранных рабочих. Так, в катарских портах Доха и Умм-Саид 90% портовых рабочих — иранцы, пакистанцы, индийцы; из полутора миллионов рабочих Саудовской Аравии коренные жители составляют лишь 8%. Аналогичное положение существует в Кувейте, ОАЭ. [17]
Иное положение сложилось на Бахрейне. Более развитая, чем в других нефтедобывающих монархических странах, бахрейнская промышленность в большей степени, чем в других странах этой зоны, обеспечена местными рабочими кадрами. На Бахрейне иммигранты составляют менее 40% лиц наемного труда.
Вопросы о характере и развитии классовой природы арабских монархических государств, и в частности государств Персидского залива, не получили пока широкого освещения. Американский автор Дж. Д. Энтони указывает на то, что переходный политический процесс в этих странах осуществляется прежде всего во взаимодействии “сил модернизации и традиционализма”[18]. Дж. Энтони считает, что “основным фактором общественных изменений стали технология и иностранное присутствие, пришедшие вместе с нефтью”[19].
Попытка вникнуть в сущность социальных процессов и представить их возможные последствия содержится в осуществленном американским исследователем С. Хантингтоном анализе развития монархической власти на примере Кувейта. Он, в частности, пишет: “С одной стороны, централизация власти в монархическом государстве была необходима, чтобы обеспечить социальные, культурные и экономические преобразования. С другой стороны, она затрудняла или делала невозможным усиление традиционной политики и интегрирование в нее новых групп — продуктов модернизации. Их участие в политическом процессе могло бы иметь место лишь ценой самой монархии. Проблема, стоящая перед монархом, — должен ли он стать жертвой собственных достижений”[20].
Сравнив все современные арабские монархически государства, их можно разделить на две группы в зависимости от характера государственной власти.
К первой группе относятся ОАЭ, Оман, Катар и Саудовская Аравия. Государство в этих странах выражает интересы прежде всего феодального класса, представленного правящим семейством и аристократией. К ни примыкает высшее духовенство и крупные предприниматели, экономическое влияние которых быстро возрастает.
Вторую группу, соответствующую более высокой ступени развития переходной государственности, образуют Кувейт, Бахрейн, Иордания и Марокко. Капиталистические отношения становятся в этих странах господствующими, о чем свидетельствует, в частности, значительный рост армии наемного труда (например, в Кувейте удельный вес наемного труда во всем самодеятельном населении составляет 82%, в Иордании — 55%)[21].
В Кувейте и на Бахрейне традиционная правящая верхушка оказалась вынужденной вступить в политический блок с национальной буржуазией.
Еще раньше, чем в Кувейте и на Бахрейне, добилась участия в осуществлении политической власти национальная буржуазия Иордании и Марокко. В то же время нельзя не отметить, что и чисто феодальные элементы сохраняют заметную роль в составе правящих кругов стран второй группы. Поэтому государство в них следует определить как буржуазно-феодальное.
Итак, преобладание (в странах первой группы) или наличие (в странах второй группы) феодальных элементов в составе тех социальных сил, интересы которых защищает государственная власть, служит важнейшей социально-экономической предпосылкой сохранения монархии в странах Арабского Востока
Хотя это положение о причинах сохранения монархии на более ранних стадиях развития мирового капитализма полностью применимо и к современным арабским монархиям, в них, однако, действуют и другие факторы. Действительно, если в Европе в период буржуазных революций монархия сохранялась вследствие компромиссной позиции буржуазии, то это тем более должно относиться к арабским странам, где определенная часть буржуазного класса прямо связана с феодальной верхушкой. На этом основании естественно было бы предположить, что монархия должна представлять собой самую распространенную форму правления в арабских странах. Однако это не подтверждается фактическим положением. За последние 50 лет монархия была ликвидирована в целом ряде арабских государств: в Египте (1952 г.), Тунисе (1957 г.), Ираке (1958 г.), Йемене (1962 г.), Южном Йемене (где до 1967 г. на территории современной НДРЙ существовала Федерация княжеств Южной Аравии, состоявшая из 17 шейхств), Ливии (1969 г.).
Проводя политику, направленную на усиление взаимовыгодной поддержки со стороны западных стран, современные арабские монархии в то же время принимают меры к тому, чтобы создать для своих народов видимость политической самостоятельности. Так, опасность перед ростом недовольства внутри страны вынудил правителя Бахрейна прекратить действие соглашения с США об использовании седьмым американским флотом военной базы Джуфейр. Аналогичные причины заставили и правительство Саудовской Аравии в 1962 г. отказаться от продления на новый срок соглашения с США об американской военной базе в Дахране.
В 60-х гг. прошлого века Великобритания разработала план создания федерации эмиратов Персидского залива. В 1968 г. правительство Англии объявило о намерении вывести свои войска из зоны Залива к концу 1971 г. и предоставить независимость Бахрейну, Катару и Договорному Оману.
Англия все еще сохраняет важную роль в жизни своих бывших протекторатов, что частично закреплено в “договорах о дружбе”, заключенных сразу после провозглашения их независимости. Так, Договор о дружбе между Великобританией и Бахрейном, подписанный 15 августа 1971 г., содержит положение о проведении “в случае необходимости совместных консультаций по вопросам, представляющим взаимный интерес” (ст. 1А).
Это положение почти дословно воспроизведено в подобных же договорах о дружбе с Катаром (3 сентября 1971 г., ст. 1а) и ОАЭ (2 декабря 1971 г., ст. 1а).
К этому следует добавить, что в последнее время, особенно после достижения монархиями Персидского залива независимости, с английским влиянием успешно конкурирует влияние США. Еще в 1968 г., сразу после объявления решения Англии о выводе своих войск, в сенате США был поднят вопрос о необходимости “заполнения вакуума к востоку от Суэца”. Как один из способов достижения этой цели в США рассматривают создание нового военно-политического блока на Ближнем Востоке. После развала Багдадского пакта вследствие крушения монархического режима в Ираке и краха СЕНТО в результате революции в Иране США выступили с планом создания блока МЕТО (Организация ближневосточного договора), в который, по замыслу инициаторов, должны войти Израиль, Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Оман и некоторые другие страны - члены Лиги арабских государств[22].
В 1975 г. по инициативе ряда стран Запада Египет, Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ учредили Организацию арабской военной промышленности (ОАВП). В 1978 г. руководство ОАВП приступило непосредственно к разработке программы производства вооружений английских и французских моделей на местных предприятиях.
1.2 Разновидности монархической формы правления в странах Арабского Востока
В российской науке государства и права разработана двухчленная классификация монархических форм правления. В соответствии с ней монархии делятся на абсолютные (неограниченные) и конституционные (ограниченные). Последние, в свою очередь, представляют собой дуалистические либо парламентарные монархии. Применяя эту систему классификации к монархиям Арабского Востока, следует иметь в виду, что в арабских странах закономерный процесс конституционализации монархической власти имеет существенные особенности, отличающие его от аналогичного процесса в Европе. Так, в Европе принятие конституций отражало последовательные этапы укрепления буржуазии и вытеснения феодализма. В ряде же арабских монархий введение конституционных актов явилось в значительной степени следствием необходимости регламентации деятельности разросшегося государственного аппарата, само появление которого вызвано расширением экономической функции государства в условиях нефтяного процветания. При этом социально-политический прогресс, хотя, безусловно, и имеет место, может и не играть роль главной причины появления конституций.
Основным критерием для классификации разновидностей монархической формы правления служит способ ответственности правительства. Этот критерий позволяет разделить современные арабские монархические государства на две основные группы. Первая из них включает абсолютные монархии, где правительство ответственно лишь перед главой государства. Это - ОАЭ, Оман, Катар и Саудовская Аравия. Ко второй группе - группе конституционных монархий — относятся Кувейт, Бахрейн и Марокко, где правительство ответственно и перед монархом и перед парламентом, а также Иордания, где правительство по конституции несет ответственность только перед парламентом.
Государства, входящие в состав первой группы, в свою очередь, нуждаются в подразделении на несколько разновидностей с точки зрения особенностей формы правления. Султанат Оман и Королевство Саудовская Аравия характеризуются отсутствием конституции. В султанате Оман имеются сравнительно развитые правительство и государственный аппарат. Система правительственных ведомств сложилась здесь после 1970 г., когда в результате дворцового переворота к власти пришел султан Кабус Бен Сайд Был учрежден ряд министерств, которые заменили действовавших до 1970 г. при правителе советников.
Система высших органов Саудовской Аравии регулируется в основном двумя актами: Законом о Совете министров 1958 г. и отчасти Конституцией Королевства Хиджаз 1926 г., которая действует лишь в одной из частей страны[23]. Помимо короля и совета министров, к числу центральных государственных органов в Саудовской Аравии относятся Консультативный совет, назначаемый королем, и Юридический совет, учрежденный в соответствии с пунктами 3 и 4 Программы улучшения страны 1962 г.[24] Оба эти органа имеют чисто совещательный характер. Юридический совет, состоящий из 20 мусульманских юристов-улемов, занимается изучением вопросов, направляемых ему государственными органами, и дает разъяснения по просьбам отдельных мусульман.
Другую разновидность первой группы образуют монархические государства, в которых действуют писаные конституции, - ОАЭ и Катара. Конституции этих стран имеют свою предысторию. Выдвинутый Великобританией план создания федерации предусматривал включение в ее состав семи эмиратов Договорного Омана (Абу-Даби, Дубаи, Шарджа, Рас-эль-Хайма, Аджман, Фуджайра, Умм-эль-Кайвайн), а также Катара и Бахрейна. Решение о таком союзе правители девяти эмиратов подписали 27 февраля 1968 г. Однако в ходе обсуждения конкретных форм союзного государства между ними возникли серьезные разногласия.
Очевидная бесперспективность дальнейших переговоров толкнула правителей Катара и Бахрейна на путь самостоятельного развития и к отказу от положений Союзного договора 1968 г.[25].
Первая конституция (Основной закон) Государства Катар была обнародована правителем еще в 1970 г, Ее принятие было обусловлено активизацией прогрессивной интеллигенции и некоторых слоев формирующейся буржуазии накануне создания суверенной государственности, а также очевидной необходимостью конституционного закрепления власти за правящей династией в преддверии предполагавшегося вступления Катара в федерацию. Придав монархии конституционный вид, Основной закон тем не менее не содержал никаких положений, которые могли бы рассматриваться как ограничение абсолютной власти эмира. В его руках сохранилась высшая законодательная и исполнительная власть, и только судебная власть была объявлена независимой.
Таким образом, большей частью Основной закон 1970 г. является лишь инструментом регулирования деятельности функционирующего при монархе исполнительного и совещательного аппарата.
22 февраля 1972 г. эмира Ахмада отстранил от власти наследник престола шейх Халифа Бен Хамад Аль Тани. Новый правитель счел необходимым внести в Основной закон ряд поправок. Кроме того, он несколько изменил систему правительственных органов, создав, в частности, ряд новых министерств.
Что касается федерации арабских эмиратов, то она была создана в декабре 1970 г., правда, не в том составе, какой предполагался первоначально. В государстве Объединенные Арабские Эмираты объединились шесть эмиратов Договорного Омана (Рас-эль-Хайма вошла в него позднее - в феврале 1972 г.). Временная конституция ОАЭ, основой которой явился проект конституции федерации девяти членов, вступила в силу в декабре 1971 г.
Следует иметь в виду, что принятие временной конституции не было непосредственно связано с внутренними социально-политическими причинами; оно состоялось в значительной мере под влиянием резко изменившегося международного статуса государств Договорного Омана - благодаря достижению независимости от Великобритании, вследствие решения о создании федерации. Таким образом, вполне понятно значительное сходство форм правления Катара и ОАЭ. Система высших органов в обоих государствах в принципе одинакова, различия же объясняются только федеративным характером ОАЭ, в то время как Катар — унитарная монархия. Глава государства в Катаре - шейх из династии Аль Тани. В ОАЭ же функции главы государства осуществляются Высшим советом федерации из семи эмиров и председателем федерации, которого члены Совета избирают из своего числа сроком на пять лет.
Совет министров в Катаре назначается монархом; в ОАЭ председатель Высшего совета с согласия его членов назначает премьер-министра, а затем, по рекомендации последнего, — министров. Компетенция правительства в обоих государствах одинакова; она включает законодательную инициативу и разработку законопроектов, контроль за проведением внутренней и внешней политики под руководством главы монархического государства.
В Катаре действует Консультативный совет, назначаемый правителем. Функцией его является обсуждение правительственных законопроектов, различных вопросов политики, обсуждение деятельности правительства в целом и отдельных министров. Однако решения Совета не имеют обязательной юридической силы: он не может вынести вотум недоверия правительству или министру, не может обязать правителя воздержаться от принятия закона. В ОАЭ органом, аналогичным Консультативному совету Катара, служит Федеральное консультативное собрание. Оно формируется по нормам, закрепленным в самой конституции. Правитель каждого эмирата - члена федерации назначает в состав Собрания определенное количество представителей. Функции Федерального консультативного собрания носят, как и в Катаре, чисто совещательный и рекомендательный характер.
В научной литературе предпринято несколько попыток дать определение форме государства в Катаре и ОАЭ.
Так, арабский исследователь Я. Ю. Абдалла утверждает, что ОАЭ являются государством, “создавшим систему конституционного правления, основанного на принципе разделения и сотрудничества властей”[26].
Американский автор Дж. Энтони определяет государства Персидского залива как “полностью традиционные государства, в которых нет партий, представительных органов”[27]. Аналогичное определение предлагает и Растенников В. Г., который характеризует Катар как “традиционную исламскую монархию”[28].
Наиболее удачно определение, данное Якубом Юсе-фом Абдаллой. Он пишет: “ОАЭ можно охарактеризовать как сильно урезанную конституционную монархию, близкую к абсолютной форме правления, с совещательным органом, назначаемым самим правителем”[29].
Делая краткий обзор формы правления в государствах первой группы, необходимо в общих чертах отметить некоторые особенности системы внутреннего управления в эмиратах — членах ОАЭ. Как субъекты федерации они не являются суверенными государствами, а представляют собой государственные образования с достаточно широкой самостоятельностью в вопросах внутреннего управления. Поэтому при классификации форм правления они могут быть рассмотрены наряду с унитарными монархическими государствами Арабского Востока.
Эмират Дубаи издавна считается коммерческим центром ОАЭ. Уже к середине 60-х годов эмират обладал развитой структурой административных органов, в числе которых были департаменты полиции, просвещения, здравоохранения, финансов и др. Однако личное участие правителя в функционировании этого аппарата по-прежнему весьма велико: он осуществляет финансовый контроль за его деятельностью, решает все внешнеполитические вопросы, отнесенные конституцией к компетенции субъектов федерации[30].
Сравнительно развитой административный аппарат, состоящий из ряда департаментов и министерств, создал правитель Шарджи шейх аль-Касими. Территория эмирата фрагментарна: она разделена на несколько изолированных друг от друга анклавов. Видимо, это явилось важным дополнительным стимулом для формирования государственного аппарата, которому необходимо решать гораздо более сложные организационные задачи, чем в тех эмиратах ОАЭ, которые обладают цельной территорией. В 78 году в эмирате началась добыча нефти, а это также требует от государства усиления управленческих функций.
Постоянное правительство имеется в Рас-эль-Хайме. Оно ведает выполнением сравнительно скромной программы развития эмирата.
В Аджмане, Умм-эль-Кайвайне и Фуджайре традиционная племенная система правления сохраняется в наиболее чистом виде. “Правительство одного человека” - шейха правящей династии функционирует здесь на основе консультаций с племенной аристократией. Во всех перечисленных эмиратах главная роль в управлении, таким образом, принадлежит правителю и его аристократическому окружению в лице советников или правительства. Впрочем, следует отметить, что в Шардже и Рас-эль-Хайме круг лиц, на которые опирается монарх в процессе реализации своей власти, несколько шире, поскольку к работе в министерствах и департаментах он вынужден привлекать хотя бы минимум интеллигенции, начинающей появляться вне рамок традиционной элиты. Во всех эмиратах проявляется тенденция к административным нововведениям, обусловленным “нефтяной эпохой”. Хотя и в гораздо меньшей степени, это относится и к не имеющим собственной нефти эмиратам, важной чертой хозяйственной жизни которых стало сосредоточение экономической активности вокруг рентных платежей компаний-концессионеров и конкурентной борьбы последних за концессии на поиски нефтяных месторождений.
Относя перечисленные эмираты к группе абсолютных монархий, необходимо подчеркнуть, что в их правлении сохраняется значительное число элементов, присущих феодальной деспотии – учреждению раннего и среднего этапа развития феодализма.
Более высоким, чем в других эмиратах - членах ОАЭ, уровнем развития характеризуется система внутреннего управления Абу-Даби. Государственно-правовые акты, принятые здесь в 1971 г. правителем эмирата шейхом Заидом Бен Султаном Аль Нахайяном, регулируют порядок формирования и деятельности совета министров и Национального консультативного собрания, состоящего из назначаемых представителей аристократии и коммерческих кругов. На Собрание возложена задача обсуждения законопроектов, причем его мнение не связывает правителя, который может последовать ему или пренебречь им, не выдвигая никаких обоснований окончательно принятого решения.
Ко второй группе относятся монархические государства, где правительство несет ответственность не только перед монархом, но и перед парламентом или только перед последним, как это предусмотрено конституцией Иордании[31]. Дополнительным и очень важным отличием государств этой группы от предыдущей служит наличие выборного законодательного органа в системе центральных органов государства.
Из числа стран, входящих во вторую группу, особенно близки между собой по форме правления Кувейт и Бахрейн. Кувейт первым среди протекторатов Персидского залива получил независимость. Договор 1899 г. закреплял режим английского протектората. Договор был аннулирован в 1961 г., а год спустя в Кувейте была принята конституция, регулирующая систему высших органов власти. На Бахрейне разработка конституции, так же как в Катаре и ОАЭ, была отчасти связана с интенсивной подготовкой к образованию федерации девяти арабских эмиратов.
В Кувейте проект конституции был разработан представительным Учредительным собранием и принят эмиром ас-Сабахом без изменений.
Обе конституции формально содержат значительные ограничения властных прерогатив монархов. Достаточно сказать, что обе они закрепляют положение, в соответствии с которым никто, в том числе и эмир, не может до истечения пяти лет с момента принятия конституции предлагать какие-либо поправки к ней.
Система высших органов и взаимоотношения между ними идентичны в обеих странах и основаны на принципе разделения властей, закрепленном в конституции. Главой государства является наследственный монарх - эмир. Законодательная власть принадлежит эмиру и выборному Национальному собранию, а исполнительная — эмиру и совету министров.
Эмир утверждает и обнародует представляемые ему Национальным собранием законопроекты и обладает правом отлагательного вето, для преодоления которого требуется 2/3 голосов членов Собрания при повторном рассмотрении законопроекта. Он назначает премьер-министра и в соответствии с его рекомендациями — министров. Члены правительства несут коллективную ответственность перед эмиром и Национальным собранием, а также индивидуальную — перед эмиром. Кроме того, Национальное собрание может обращаться к членам правительства с требованием разъяснений по широкому кругу вопросов. Национальное собрание обладает правом вынесения вотума недоверия любому министру. Если оно считает необходимым смещение премьер-министра, что автоматически влечет смену всего правительства, то вопрос этот передается на рассмотрение эмира, который и решает, будет ли распущено Собрание или уйдет в отставку правительство. Анализ формы правления, предусмотренной конституциями Кувейта и Бахрейна, позволяет охарактеризовать ее как переходную от дуалистической монархии к парламентарной.
В условиях бурного развития противоречивых экономических и политических тенденций в Кувейте и на Бахрейне конституционной системе этих государств присущи черты нестабильности. Ярким проявлением этого явились события на Бахрейне в августе 1975 г. и в Кувейте в августе 1976 г. Мощная оппозиция в парламентах обеих стран предприняла шаги, идущие вразрез с политической линией правящих кругов. Демонстративно распустив правительство, эмир Бахрейна сформировал его вновь в старом составе. Вслед за тем он издал декрет о роспуске Национального собрания, причем вопреки требованиям конституции не разъяснял причин роспуска и не определял срока новых выборов. Эмир также приостановил действие конституции[32].
29 августа 1976 г. в Кувейте произошли аналогичные события, которые почти повторили то, что за год до этого имело место на Бахрейне. Распустив Национальное собрание, эмир возложил на себя и на совет министров функции представительного органа, т. е. высшей законодательной власти, а также образовал специальный комитет, которому было поручено подготовить проект конституционных изменений и представить эмиру на утверждение.
Таким образом, ныне существующая в Кувейте и на Бахрейне система правления основывается, по существу, на режиме чрезвычайного положения, в условиях которого оба эмира сосредоточили в своих руках всю полноту власти, опираясь на формируемые при их решающем участии правительственные органы.
Марокко является единственной арабской монархической страной, где конституционные положения о парламенте действуют в настоящий момент в полном объеме. Вообще в Марокко элементы буржуазно-демократических институтов представлены полнее, чем в любой иной арабской монархии. За период независимого развития в Марокко были приняты три конституции. С момента получения независимости в 1956 г. до принятия первой конституции король Мухаммед V осуществлял свою власть как абсолютный монарх. В июне 1965 г., стремясь найти выход из крайне обострившейся внутриполитической ситуации, преемник Мухаммеда, Хасан II распустил парламент и ввел в стране чрезвычайное положение. В 1970 г. новая конституция была вынесена на референдум и после отмены чрезвычайного положения иступила в силу. Однако действовала она недолго. На референдуме в 1972 г. получила одобрение третья конституция Марокко.
Новая конституция стала важным шагом на пути усиления элементов парламентаризма в государственном строе Марокко. Глава государства - король. Высшая законодательная власть принадлежит выборному однопалатному парламенту - Палате представителей. Исполнительная власть осуществляется советом министров, состав которого без каких бы то ни было ограничений со стороны конституции назначается королем. В марокканской модели имеется целый ряд черт, приближающих ее к форме правления парламентарной монархии. Прежде всего это - принцип парламентской ответственности правительства, который дополняется правом Палаты представителей выносить резолюцию порицания совету министров. Однако, с другой стороны, правительство ответственно и перед королем, что вносит в форму правления Марокко элементы дуализма.
Глубокий кризис, поразивший в последующие 5 лет все слои марокканского общества, обусловил тот факт, что Палата представителей, предусмотренная новой конституцией, не избиралась в течение пяти лет. На протяжении этого периода действовала помещенная в последнем разделе конституции, содержащем переходные положения, ст. 102. Она концентрировала всю власть в руках короля, наделяя его правом принимать “законодательные и регламентарные меры, необходимые для создания конституционных учреждений и ведения государственных дел”. Выборы в центральные и местные органы власти Марокко состоялись лишь в 1977 г.
Единственная арабская монархическая страна, конституция которой предусматривает лишь парламентскую ответственность правительства, - Иордания. В ходе арабо-израильской войны 1948 г. король Иордании Абдаллах ввел свои войска на территорию западного, палестинского берега р. Иордан и присоединил ее к своему королевству. Включение в 1949 г. в состав Иордании этой более развитой арабской территории не могло не привести к конституционным изменениям. Население западного берега открыто выступало против деспотических методов правления. Массовое недовольство усугублялось бедственным экономическим положением, в котором оказалась страна после палестинской воины[33].
1 января 1952 г. в Иордании вступила в силу новая конституция. Ею установлена форма правления, занимающая как бы промежуточное положение между дуалистической и парламентарной монархиями, причем значительно ближе к последней. Глава государства, король, вместе с двухпалатным парламентом осуществляет законодательную власть. Исполнительная власть принадлежит королю и совету министров. Законодательные полномочия короля заключаются в утверждении и обнародовании законов, принимаемых парламентом. Королевское вето может быть преодолено 2/3 голосов обеих палат. Все члены правительства, назначаемого королем, несут коллективную и индивидуальную ответственность лишь перед избираемой палатой Национального собрания - Палатой депутатов. Под влиянием отчасти последствий израильской агрессии, отчасти внутрисоциальных проблем король Хусейн распустил обе палаты парламента 23 ноября 1974 г. и с помощью ряда мероприятий добился того, что нормальное функционирование представительного органа практически не восстановлено до сих пор.
Таким образом, реально существующая ныне форма правления в Иордании весьма схожа с той, которая имеет место в Кувейте и на Бахрейне. Создание в апреле 1978 г. Национального консультативного совета - назначаемого органа, аналогичного совещательным учреждениям некоторых монархических стран Персидского залива, — ни в коей мере не ограничивает существующего в Иордании с 1974 г. полновластия короля и его правительства[34].
1 Растенников В. Г. Капитализм на Востоке во второй половине ХХ века, с. 136, т.2
[1] Васильев А. М. Факелы Персидского Залива, с. 90-91
[2] Там же, с. 103
[3] Там же, с. 106-107
[4] Яковлев А. И. Запад и социально-экономическое развитие Саудовской Аравии, с. 152
[5] Озорлинг В. В. Иностранный капитал и некоторые проблемы экономического роста нефтедобывающих стран Восточной Аравии, с. 34
[6] там же, с. 64
[7] Медведко Л. И. Ветры перемен в Персидском Заливе, с. 45-46
[8] там же, с. 54-55
[9] Зудина Л. П. Аграрная реформа в Марокко, с. 28
[10] Озорлинг В. В. Экономика Саудовской Аравии, с. 122
[11] Васильев А. М. Факелы Персидского Залива, с. 99
[12] там же, с. 101-103
[13] там же, с.112
[14] Озорлинг В. В. Экономика Саудовской Аравии, с. 118
[15] Ressaissi R. Bahrain. Labor Movement and the Struggle for Self-determination. – “Revue Egyptienne de droit international”. Cairo, 1999, vol. 29
[16] Озорлинг В. В. Экономика Саудовской Аравии, с. 137
[17] Растенников В. Г. Капитализм на Востоке во второй половине ХХ века, с. 246, т. 2
[18] Дж. Энтони. Halidje al-harabi. pg. 64
[19] там же, с. 67-68
[20] Hantington S. Political Order in Changing Societies. New Haven, 1996
[21] Левин И., Мамаев В. Государственное устройство Арабского Востока, с. 79
[22] Медведко Л. И. Ветры перемен в Персидском Заливе, с. 48
[23] Озорлинг В. В. Саудовская Аравия, с. 56
[24] Озорлинг В. В. Саудовская Аравия, с. 58-59
[25] Ressaissi R. Bahrain. Labor Movement and the Struggle for Self-determination. – “Revue Egyptienne de droit international”. Cairo, 1999, vol. 29
[26] Якуб Юсеф Абдалла. Объединённые Арабские Эмираты. История политико-государственного развития, с. 135
[27] Дж. Энтони. Halidje al-harabi, с. 3
[28] Растенников В. Г. Капитализм на Востоке во второй половине ХХ века, с. 54, т. 2
[29] Якуб Юсеф Абдалла. Объединённые Арабские Эмираты. История политико-государственного развития, с. 139
[30] Якуб Юсеф Абдалла. Объединённые Арабские Эмираты. История политико-государственного развития, с. 145
[31] Левин И., Мамаев В. Государственное устройство Арабского Востока, с. 174-175
[32] Hantington S. Political Order in Changing Societies. New Haven, с. 97
[33] Медведко Л. И. Ветры перемен в Персидском Заливе, с. 59
[34] там же, с. 78