Задача 1.
Председателем комитета по управлению имуществом и экономике Х-ского района утверждено Положение об управлении природопользования и экологического контроля. Управление является структурным подразделением местного самоуправления и на основании данного положения управление осуществляет свою деятельность.
Пункт 1 Положения в качестве основной задачи управления и его вида деятельности определил осуществление контроля в области охраны окружающей среды, рационального природопользования ресурсов, обращения с отходами производства и потребления.
Правомерно ли закрепление данных полномочий? В каких федеральных законодательных актах закреплена компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды?
Решение задачи.
Закрепление данных полномочий в Положении об управлении природопользования и экологического контроля не правомерно, так как охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, а также природопользование согласно ст. 72 Конституции РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Данное управление может осуществлять контроль в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования природных ресурсов только на территории муниципального образования, так как муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами, если это установлено нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, поэтому они не могут быть закреплены как полномочия данного органа.
Согласно статьи 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды определяются в соответствии с федеральными законами. Статья 10 этого же закона говорит о том, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
К числу законодательных актов, в которых закреплена компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды на федеральном уровне относятся: ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г.; ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28.08.1995г. (ред. от 21.03.2002г.); Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ» от 6.07.1991г. (ред. от 18.06.2001г.).
В ранее действующем законе «Об охране окружающей природной среды» 1991г. компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды была определена следующим образом.
К ведению органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды относятся:
определение основных направлений охраны окружающей природной среды города, разработка экологических программ;
учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;
учет и оценка объемов отходов производства на объектах, расположенных на подведомственной территории, независимо от формы собственности и подчинения;
планирование, финансирование, материально - техническое обеспечение природоохранных мероприятий;
координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и подчинения;
организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;
выдача разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов;
принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;
разрешение споров в области охраны окружающей природной среды;
организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий;
экологическое воспитание, образование, просвещение;
обеспечение населения необходимой экологической информацией;
решение других вопросов охраны окружающей природной среды, отнесенных к компетенции местных Советов народных депутатов и местной администрации.
Задача 2.
Председателем комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Б-ского района, являющегося структурным подразделением органа местного самоуправления, по факту химического загрязнения окружающей среды, в соответствии с требованием статьи 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» к административной ответственности в виде штрафа был привлечен частный предприниматель Петров. ЧП Петров обжаловал постановление о привлечении к административной ответственности в суде.
Представлены ли председателю комитета полномочия по привлечению к административной ответственности виновных лиц за экологические правонарушения? В каких законодательных актах они определены?
Решение задачи.
В данной задаче председатель комитета поступил не правомерно, так как в его полномочия не входит право налагать административную ответственность за экологические правонарушения.
Штрафы за указанное правонарушение налагаются, в пределах компетенции, специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации, а также технической инспекции труда профессиональных союзов.
Правом привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, обладают государственные инспектора в области охраны окружающей среды.
Полномочия комитета природных ресурсов, являющимся структурным подразделением органа местного самоуправления могут быть определены в приказах Министерства природных ресурсов РФ, в частности от 28.04.2001г. «О внесении изменений и дополнений в приказ МПР России от 4.04.2001г. «О должностных лицах МПР России и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль», в нормативных актах органов местного самоуправления.
Задача 3.
При рассмотрении судом уголовного дела в отношении инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?
Каким должно быть разъяснение по данному вопросу?
Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будут охраняться с помощью законодательства об охране окружающей природной среды?
Решение задачи.
Уголовное дело в отношении инженера завода должно быть квалифицировано как нарушение правил охраны труда, так как согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ охрана труда предполагается как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. В данном случае были нарушены условия труда работников. В ТК РФ определены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. В данной задаче инженер завода будет нести ответственность за причиненный вред здоровью работникам предприятия.
Признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будут охраняться законодательством об охране окружающей природной среды заключаются в том, что они должны превышать специальные нормы в области охраны окружающей среды, государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
- нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
- нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
- нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
иные нормативы качества окружающей среды.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Задача 4.
По факту сброса загрязненных стоков на рельеф местности от фермы государственного сельскохозяйственного предприятия органом государственного экологического контроля к административной ответственности был привлечен сторож фермы Сидоров в порядке статьи 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
Правомерно ли привлечение данного лица к административной ответственности. Является ли он субъектом ответственности? Назовите виды ответственности за экологические правонарушения?
Решение задачи.
Привлечение сторожа к административной ответственности не правомерно, так как он не является субъектом данного экологического правонарушения, потому что в его трудовые функции входит только охрана фермы, а никак не распоряжение по сбросу загрязненных стоков.
Статья 75 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» предусматривает следующие виды ответственности за экологические правонарушения. За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут имущественную, дисциплинарную, административную либо уголовную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско - правовую ответственность.
Список использованной литературы.
1. Конституция РФ 1993 г.
2. ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28.08.1995г. (ред. от 21.03.2002г)
3. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.
4. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993г.) (ред. от 2.12.2000г.)
5. Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ» от 6.07.1991г. (ред. от 18.06.2001г.)
6. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998. – 688с.
7. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма – Инфра – М., 1998 – 448с.
8. Веденкин Н.Н. Экологическое право: Вопросы и ответы – 2-е изд. с изм. и доп. – М.: Юриспруденция, 1999. – 128с.
9. Гусев Р.К. . Экологическое право: Учебное пособие. – М.: Юридическая фирма «Контракт» 2000. – 208с.
10. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для юридических вузов. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2000. – 448с.
11. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. - М. Издательство БЕК, 1995. – 557с.