Хабаровский государственный технический университет

Дальневосточный юридический институт

Кафедра философии и культурологии



Контрольная работа

по философии


На тему «Платон»





Выполнил:

ст. спец. СДМ (у)

заочного отделения

Кочин С.В.

№ з/к 010441395

Домашний адрес:

694460

Сахалинская обл.

г. Оха

ул. Блюхера 14а – 34










Хабаровск 2002 г.


План.


Введение.

1.     Учение об идеях. Объективный идеализм Платона.

2.     Учение о познании.

3.     Учение о человеке.

Заключение.

Список литературы.























Введение.


Платон (427 г. до н.э. – 347 г. до н.э.) основоположник традиции философского мышления, вышедший по своему значению далеко за рамки  греческой философии и получившей  благодаря Платону название платонизма.

Не только его идеи, а прежде всего его личность стала  предметом философских споров  не только в древности, но и по  сей день.

Мною  рассмотрено учение об идеях, объективный идеализм Платона; учение о познании, учение о человеке.






















1.     Учение об идеях. Объективный идеализм Платона.


Оправданным пунктом платоновского философствования является смерть Сократа. Для Платона  это событие, как  никакое другое, демонстрирует и  символизирует всевластие зла и  страдания в мире.  Поиск избавления  от этого зла, осмысление его  природы составляют основу платоновского философствования.

Философия Платона облечена в художественную форму. Среди произведений диалогического жанра, в целом характерного для древней философской литературы, его диалоги занимают особое место. По сравнению с индийскими комментариями, с аналогичными текстами средневековья, они скорее напоминают пьесы с яркими и психологическими убедительными  характерами, только без драматургического действия.

Как уже отмечалось, выразителем точки зрения самого Платона, как правило, выступает Сократ. Метод, используемый им, получил название майевтики. Смысл состоит в том, что Сократ не выдвигает собственных утверждений, но, находя противоречия в рассуждениях собеседника, помогает тому самому «родить» истину,  самостоятельно сформулировать правильный вывод.

Именно так строится  центральная концепция Платона – учение об идеях. В качестве введения в него рассматривается диалог  «Гиппий Больший». Сократ и Гиппий  обсуждают вопрос, что такое прекрасное.  Гиппий считает, что это  можно отожествлять с прекрасной девушкой, с лошадью, с кувшином.

Сократ показывает своему оппоненту, что «прекрасное – это не вещь, а качество, которое может быть  присуще самым разным вещам»[1]. Но Сократа интересуют не эти конкретные  воплощения, а  прекрасное само по себе. Он убеждает Гиппия,  что если у разных людей – одно  и то же представление о прекрасном, и если эта идея способна принимать различный вид, то  объяснить это можно только одним способом: «прекрасное – это идея, существующая сама по себе, независимо от человеческого сознания, и тем более – от отдельной вещи, в которой она находит свое воплощение».1

С идеей прекрасного сходны другие идеи – прежде всего центральная идея блага. Идеи представляют собой образцы вещей. Каждый предмет имеет свою идею, своеобразный эталон, в соответствии с которым он  изготовлен. Но между вещью и ее образцом есть и принципиальное различие. Если первая существует лишь в  течение определенного срока, то второй – вечен и не подвержен разрушению.

Однако с  точки зрения Платона еще более важно другое: такими же идеями – эталонами являются главные этические принципы – благо, добро, справедливость. В окружающем нас мире могут попираться их конкретные и несовершенные воплощения, но не они сами. Идеи  неподвластны никакому человеческому произволу.

Платона принято считать основоположником объективного идеализма, т.е. философской доктрины,  согласно которой мысли и понятия  существуют объективно, самостоятельно, независимо от человеческого  сознания. Но такое представление о древнем платонизме  - не что иное, как модернизация, или  приписывание Платону убеждений, сложившихся значительно позже и в совершенно иной исторической и интеллектуальной обстановке. «Идеи» Платона – это совсем не то, что мы подразумеваем под идеями сегодня.  Однако в другом, психологическом и моральном смысле слова, он безусловно был  идеалистом, ибо самой важной проблемой для него был вопрос о соотношении идеала и действительности. Платону было очевидно, что мир, в котором возможны осуждения и казнь Сократа, не знает справедливости и не живет в согласии с ней. Идеи блага, прекрасного, справедливости не могут быть его порождениями. Но если они присутствуют  в сознании людей, значит, этот мир не может быть настоящим, поистине реальным миром. Следовательно,  кроме него должен существовать какой-то иной мир, мир подлинных ценностей и незыблемого порядка, не нарушаемого никаким человеческим произволом. Уверенность в существовании такого высшего, горнего мира являлась для Платона жизненной необходимостью. Потому и нетрудно  представить какое раздражение  вызывали у него те, кто отрицал саму возможность высшей реальности, недоступной зрению, слуху и осязанию.


2.     Учение о познании.


Теория познания Платона опирается  на его учение и о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа его бессмертна.

Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается  с миром идей и созерцает их. Поэтому  суть процесса познания, по Платону, состоит в  припоминании душой тех идей, которые  она уже когда-то созерцала.

Истинное знание дает только мышление. Мышление это же независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания  определяется Платоном как диалектика, то есть искусство вести устную речь, искусство ставить  вопросы и отвечать на них,  пробуждая воспоминания. На этом принципе была построена  работа созданной Платоном Академии.

Представления Платона о процессе познания наиболее развернуто изложены в мифе о «Пещере». Человеческое  познание, говорится в этом мифе, подобно тому, что видят узники, сидящие в пещере, спиной к истинной прекрасной жизни. Тени, пробегающие перед ними -  это жалкие проекции людей, вещей. Участь большинства людей, придерживающихся установившегося житейского опыта -  пещерное знание теней. Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою  душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей.

По учению Платона, такой подход по силам только  мудрецам философии. Задача философии  направить духовную деятельность человека на абсолютные  ценности, на запредельное идеальное бытие.

Философия стремится постигнуть  самое существенное, наиболее общее во всем, что существует, самое важное в человеческой и для человеческой жизни. Мудрость заключается в постижении непреходящей трансцендентной действительности, царства  идей, в рассмотрении с этих сверхчувственных позиций всех  природных вещей и человеческих дел.

Таким образом, теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. Философия  же в связи с этим трактуется как  свойственная лишь избранным натурам любовь к  мудрости ради нее самой.

В диалогах «Федр» и «Менон» изложена идеалистическая позиция Платона. Здесь Платон  отрывает чувственное познание от рационального. «Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует нас лишь о  кажущемся бытии, но ни в коем случае не о бытии подлинном. Истинное, настоящее познание, - это познание, проникающее в мир идей, познание разумное».[2]





3.     Учение о человеке.


Значительное место в философии Платона  принадлежит человеку, который являет собою  единство души и тела. Основу человека составляет его душа. Душа бессмертна и возвращается  много раз. Тело же  - лишь тюрьма для души, оно порождает все неприятности жизни, зло, от которого душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе  удовлетворения своих вожделений. «Забота о душе», очищение ее возможны лишь путем  рационального познания, приводящего к нравственному преображению. Нравственность есть достоинство души.

«Душу человека Платон уподобляет запряженной колеснице, где один конь стремится в мир идей, а другой – тянет к земле».[3]  Разум уравновешивает эти два стремления.

Платон делит души людей на три категории: разумную, яростную и третью, низшую – вожделеющую. Каждая  из них оценивается по своей собственной шкале; у каждой  своя добродетель: у разумной – мудрость; у яростной – мужество; вожделеющая же должна быть поставлена под строгий контроль и  повиноваться лучшим частям души.  Таким образом, ее добродетелью является послушание.

 «Душа, увидевшая всего больше, попадает в плод будущего поклонника мудрости и красоты или человека, преданного музам и любви; вторая за ней – в плод царя, соблюдавшего законы, в человека воинственного или способного управлять; третья – в плод государственного деятеля, хозяина, добытчика; четвертая – в плод человека, усердно занимающегося  упражнением или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя или человека, причастного к таинствам; шестой пристанет подвизаться в поэзии или другой какой-либо области подражания; седьмой – быть ремесленником или земледельцем; восьмая будет софистом или демагогом, девятая - тираном».[4]

Аналогичным образом те люди, в чьих душах преобладает вожделение, должны подчиняться носителям  более высокого начала – стражам, главную черту которых составляет мужество, а также  тем кто  выходит из среды стражей  и благодаря своей мудрости возвышается и над ними, - философам.

Необходимо обратить внимание на важную особенность платоновского  учения. С одной стороны, на людей возложены разные  обязанности, они играют различную роль в обществе. С другой же Платону было необходимо обосновать целостность общества и примат общественных задач и обязанностей над частными. А для этого требовалось показать, что граждане государства, при всех различиях  между ними, имеют общую природу.

Для ее описания, Платон создает свой миф. Философ использует символику металлов, уже знакомую по творчеству Гесиода. Творя людей в недрах земли, которая представляет собой  их общую мать, боги в одних случаях добавляли золота, во вторых серебра, а в третьем – меди с железом. Первую, лучшую разновидность человеческого рода составило руководящее сословие (его – то представителей Платон и называет философами), вторую – воины-стражи, из среды которых философы рекрутируются, а низшую и худшую – обычные, простые люди, которым надлежит слушать  своих начальников. Поэтому с одной стороны, все сограждане-братья, с другой же  - между ними должны существовать иерархические отношения.







Заключение.


В первой главе контрольной работы  мною изложена  центральная концепция Платона – учение об идеях. Введением в  него является диалог Гиппия, где обсуждается вопрос, что  такое прекрасное. Затем  говорится, что прекрасное – это идея, существующая независимо от человеческого сознания.

Каждый предмет имеет свою идею, своеобразный эталон. С точки зрения Платона такими идеями-эталонами являются главные этические принципы. Объективный идеализм Платона – философская доктрина,  согласно которой мысли и понятия существуют независимо от человеческого сознания.

Вторая глава рассматривает процесс познания, который определяется Платоном как диалектика, т.е. искусство вести устную речь, искусство ставить вопросы и отвечать  на них, пробуждая воспоминания.

В диалогах «Федр» и «Менон» Платон  отрывает чувственное познание от рационального. Учение о человеке у Платона  перекликаются с его  понятием души. Он делит души на три части. В зависимости от того, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое.













Список литературы.


1.     Асмус В.Ф. Платон – М., 1975 г.

2.     История философии в кратком изложении / Перевод И.И. Богута – М., 1995.

3.     Философия. Ч.1 История философии / Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова и др., М., 1998.

4.     Философия: учебник 2-е изд. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатова. М., Остожье, 2000 г.

5.     Ионышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981 г.


      


[1] См. Философия: учебник 2-е издание / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатова – М., Остожье, 2000 г., с.56


1 См. Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина, и др. - М., Остожье, 2000 г., с.56

[2] См.: История философии в кратком изложении / Перевод И.И. Богута – М., 1995., с. 138

[3] См.: Философия. Ч.1 История философии / Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова и др., М., 1998., с.73.

[4] См.: История философии в кратком изложении. Перевод И.И. Богута – М., 1995.