Осауленко А.П.
Управленческие аспекты развития туристической
деятельности в Хабаровском крае.
Сфера туризма играет всё более заметную роль в мировой экономике. Многие высокоразвитые страны мира значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туристической деятельности. По прогнозам экспертов туризм как отрасль народного хозяйства имеет тенденцию к становлению в качестве ведущей экспортной отрасли в мире.[1] Подобная тенденция обусловлена экономическим ростом, повышением культурного и материального уровня населения, совершенствованием транспорта, увеличением свободного времени и т.д.
Развитие индустрии туризма в России крайне неравномерно, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных регионов.
Хабаровский край занимает территорию в 788,6 тыс. кв. м., и обладает большими и разнообразными природными богатствами – земельными, лесными и другими биологическими ресурсами, по водным путям имеет выход к Охотскому и Японскому морям, занимает ключевое место в единой транспортной системе (железнодорожный, автомобильный, судоходный) Дальнего Востока, пропускная способность международного аэропорта 1500 пассажиров в час. Население края на 1 января 1999 года составило 1534,1 тыс. чел. [2]
Приведенные данные свидетельствуют о большом потенциале края для развития туристической деятельности. Однако, несмотря на то, что специалисты отмечают положительные тенденции консолидации усилий как отечественных, так и зарубежных турфирм, нестабильная социально-экономическая обстановка в целом по России и краю препятствует реализации потенциальных возможностей этого региона.
Выездной туризм ограничен резким снижением уровня жизни хабаровчан. По данным краевой статистики 43,8% предприятий имеют просроченную задолженность по заработной плате. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1999 году составила 33% по краю, что на 20% выше, чем в Магаданской области. К концу декабря 1999 года нагрузка незанятого населения, только состоящего на учете в органах службы занятости составила на одну заявленную вакансию 6,5 человек.[3]
Развитию въездного туризма препятствует неразвитость инфраструктуры этой важной сферы экономики. Так, по данным официальной статистики число гостиниц и общежитий для приезжих с 1990 года уменьшается:
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
90 |
89 |
90 |
89 |
78 |
68 |
85 |
80 |
62 |
Результаты экспертного опроса, проведенного автором весной 2000 года (N=50) демонстрируют серьезную озабоченность руководителей туристических фирм состоянием инфраструктуры туризма в крае. Так, на вопрос: «Каково состояние элементов инфраструктуры туризма в Хабаровском крае?» были получены следующие ответы:
Элементыинфраструктуры |
Распределение оценок |
|||||
Очень плохое |
Плохое |
Удовлетв. |
Хорошее |
Отличное |
||
1 |
Транспортное обеспечение |
24,2 |
34,5 |
37,9 |
3,4 |
|
2 |
Гостиничное хозяйство |
13,8 |
31,0 |
48,3 |
6,9 |
|
3 |
Медицинское обслуживание |
10,3 |
17,2 |
69,1 |
3,4 |
|
4 |
Организация питания |
|
34,5 |
58,6 |
6,9 |
|
5 |
Культурная сфера |
|
24,1 |
62,1 |
13,8 |
|
В свою очередь работники Краевого, городских и районных аппаратов управления и общественных организаций (N=50) также низко оценили состояние инфраструктуры туризма в крае:
Элементыинфраструктуры |
Распределение оценок |
|||||
Очень плохое |
Плохое |
Удовлетв. |
Хорошее |
Отличное |
||
1 |
Транспортное обеспечение |
14,8 |
55,6 |
29,6 |
|
|
2 |
Гостиничное хозяйство |
19,2 |
38,5 |
42,3 |
|
|
3 |
Медицинское обслуживание |
3,8 |
38,5 |
50,0 |
7,7 |
|
4 |
Организация питания |
19,2 |
23,1 |
53,8 |
3,8 |
|
5 |
Культурная сфера |
3,7 |
40,7 |
29,6 |
22,3 |
3,7 |
На вопрос руководителям туристических фирм: «Кто может в большей степени повлиять на развитие инфраструктуры туризма в Хабаровском крае?(несколько вариантов)», были получены следующие ответы:
1 |
Туристические организации |
51,7 |
2 |
Государственные органы, отвечающие за развитие туризма в стране |
44,9 |
3 |
Государственные органы, отвечающие за развитие туризма в Крае |
86,2 |
4 |
Профсоюзы |
3,4 |
5 |
Общественные объединения граждан |
|
На тот же вопрос работники краевого, городских и районных аппаратов управления и общественных организаций ответили следующим образом:
1 |
Туристические организации |
58,6 |
2 |
Государственные органы, отвечающие за развитие туризма в стране |
44,8 |
3 |
Государственные органы, отвечающие за развитие туризма в Крае |
72,4 |
4 |
Профсоюзы |
- |
5 |
Общественные объединения граждан |
3,4 |
Как видно из таблиц обе группы экспертов ранжируют ответственных за улучшение инфраструктуры туризма в следующем порядке: 1. Государственные органы, отвечающие за развитие туризма в крае. 2. Туристические организации. 3. Государственные органы, отвечающие за развитие туризма в стране.
Иными словами решение этой проблемы зависит по мнению экспертов от субъектов управления туристической деятельностью.
В целом наши экспертные опросы выявили достаточно четкое отношение субъектов управления туризмом в крае к проблемам развития этой сферы экономики. Так, на вопрос: «Какие факторы, на Ваш взгляд, способствуют эффективному развитию туризма в Хабаровском крае?» ответы распределились следующим образом:
Факторы развития |
В Крае |
|
1 |
Свобода выезда и въезда в страну |
58,6 |
2 |
Рост материального благополучия граждан |
79,3 |
3 |
Увеличение количества свободного времени |
6,9 |
4 |
Увеличение количества образованных людей |
10,3 |
5 |
Наличие развитой инфраструктуры туризма |
6,2 |
6 |
Воздействие рекламы в средствах массовой информации на потребителей туристических услуг |
27,6 |
7 |
Рост культурных и духовных потребностей граждан |
24,1 |
8 |
Природное любопытство людей |
17,2 |
9 |
Социальный престиж, дань моде |
13,8 |
В свою очередь среди факторов препятствующих развитию туризма в России и Крае были выделены следующие:
Факторы препятствия |
По России |
В Крае |
|
1 |
Социально-политическая нестабильность в стране |
86,2 |
48,3 |
2 |
Затянувшийся кризис отечественной экономики |
58,6 |
51,7 |
3 |
Снижение уровня жизни российских граждан |
72,4 |
79,3 |
4 |
Неравномерность социально-экономического развития регионов России |
24,1 |
27,6 |
5 |
Усиливающееся социальное неравенство в российском обществе |
20,7 |
24,1 |
6 |
Отсутствие стабильной государственной экономической политики |
27,6 |
24,1 |
7 |
Неразработанность государственной стратегии по развитию туризма |
41,4 |
27,6 |
8 |
Неразвитость инфраструктуры туризма в стране |
62,1 |
72,4 |
9 |
Слабый интерес российских граждан к туристическому отдыху |
10,3 |
13,8 |
10 |
Недостаточная информированность российских граждан о возможностях отечественных туристических фирм |
3,4 |
6,9 |
Как видно из таблицы политическая нестабильность, снижение уровня жизни населения, неразвитость инфраструктуры туризма, кризис отечественной экономики и не разработанность государственной стратегии по развитию туризма выделены большинством экспертов в качестве факторов, препятствующих развитию туризма не только в России, но и в Хабаровском крае.
Управленческие аспекты развития туризма в крае включают также:
- совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере хозяйственной деятельности;
- сертификацию туристического продукта;
- совершенствование рекламно-информационного обеспечения;
- эффективное страхование потребителей туристических услуг;
- государственный протекционизм в сфере налогообложения.
Развитие туризма в любом регионе принесет не только экономический эффект, но и поможет решить многие социальные задачи: повышение культурного и образовательного уровня населения, решение проблемы занятости, развитие международных связей, повышение имиджа страны и т.д.
[1] Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. – М., 1997, С. 3
[2] Паспорт Хабаровского края, Хабаровск, 1999, С. 3-4
[3] Социально-экономическое положение Хабаровского края, Хабаровск: Хабаровский краевой комитет государственной статистики, 2000, С.103, 123