Осауленко А.П.

Управленческие аспекты развития  туристической

деятельности в Хабаровском крае.

Сфера туризма играет всё более заметную роль в мировой экономике. Многие высокоразвитые страны мира значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туристической деятельности. По прогнозам экспертов туризм как отрасль народного хозяйства имеет тенденцию к становлению в качестве ведущей экспортной отрасли в мире.[1] Подобная тенденция обусловлена экономическим ростом, повышением культурного и материального уровня населения, совершенствованием  транспорта, увеличением свободного времени и т.д.

Развитие индустрии туризма в России крайне неравномерно, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных  регионов.

Хабаровский край занимает территорию в 788,6 тыс. кв. м., и  обладает большими и разнообразными природными богатствами – земельными, лесными и другими биологическими ресурсами, по водным путям  имеет выход к  Охотскому и Японскому морям, занимает ключевое место в единой транспортной системе (железнодорожный, автомобильный, судоходный) Дальнего Востока, пропускная способность международного аэропорта 1500 пассажиров в час.  Население края на 1 января 1999 года составило 1534,1 тыс. чел. [2]

Приведенные данные свидетельствуют о большом потенциале края для развития туристической деятельности. Однако, несмотря на то, что специалисты отмечают положительные тенденции консолидации усилий как отечественных, так и зарубежных турфирм, нестабильная социально-экономическая обстановка в целом по России и краю препятствует реализации потенциальных возможностей этого региона.

Выездной туризм ограничен резким снижением уровня жизни хабаровчан. По данным краевой статистики 43,8% предприятий имеют просроченную задолженность по заработной плате. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1999 году составила 33% по краю, что на 20% выше, чем в Магаданской области. К концу декабря 1999 года нагрузка незанятого населения, только состоящего на учете в органах службы занятости составила на одну заявленную вакансию 6,5 человек.[3]

Развитию въездного туризма препятствует неразвитость инфраструктуры этой важной сферы экономики. Так, по данным официальной статистики число гостиниц и общежитий для приезжих с 1990 года уменьшается:


1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

90

89

90

89

78

68

85

80

62


Результаты экспертного опроса, проведенного автором весной 2000 года (N=50) демонстрируют серьезную озабоченность руководителей туристических фирм состоянием инфраструктуры туризма в крае. Так, на вопрос: «Каково состояние элементов инфраструктуры туризма в Хабаровском крае?» были получены следующие ответы:


Элементы

инфраструктуры

Распределение оценок

Очень плохое

Плохое

Удовлетв.

Хорошее

Отличное

1

Транспортное обеспечение


24,2


34,5


37,9


3,4


2

Гостиничное хозяйство

13,8

31,0

48,3

6,9


3

Медицинское обслуживание


10,3


17,2


69,1


3,4


4

Организация питания


34,5

58,6

6,9


5

Культурная сфера


24,1

62,1

13,8





В свою очередь работники Краевого, городских и районных аппаратов управления и общественных организаций (N=50) также низко оценили состояние инфраструктуры туризма в крае:



Элементы

инфраструктуры

Распределение оценок

Очень плохое

Плохое

Удовлетв.

Хорошее

Отличное

1

Транспортное обеспечение


14,8


55,6


29,6



2

Гостиничное хозяйство

19,2

38,5

42,3



3

Медицинское обслуживание


3,8


38,5


50,0


7,7


4

Организация питания

19,2

23,1

53,8

3,8


5

Культурная сфера

3,7

40,7

29,6

22,3

3,7


На вопрос руководителям туристических фирм:  «Кто может в большей степени повлиять на развитие инфраструктуры туризма в Хабаровском крае?(несколько вариантов)», были получены следующие ответы:


1

Туристические организации

51,7

2

Государственные органы, отвечающие за развитие туризма в стране


44,9

3

Государственные органы, отвечающие за развитие туризма в Крае


86,2

4

Профсоюзы

3,4

5

Общественные объединения граждан



На тот же вопрос работники краевого, городских и районных аппаратов управления и общественных организаций ответили следующим образом:


1

Туристические организации

58,6

2

Государственные органы, отвечающие за развитие туризма в стране


44,8

3

Государственные органы, отвечающие за развитие туризма в Крае


72,4

4

Профсоюзы

-

5

Общественные объединения граждан

3,4

Как видно из таблиц обе группы экспертов ранжируют ответственных за улучшение инфраструктуры туризма в следующем порядке: 1. Государственные органы, отвечающие за развитие туризма в крае. 2. Туристические организации. 3. Государственные органы, отвечающие за развитие туризма в стране.

Иными словами решение этой проблемы зависит по мнению экспертов от субъектов управления туристической деятельностью.

В целом наши экспертные опросы выявили достаточно четкое отношение субъектов управления туризмом в крае к проблемам развития этой сферы экономики. Так, на вопрос: «Какие факторы, на Ваш взгляд, способствуют эффективному развитию туризма в Хабаровском крае?» ответы распределились следующим образом:


Факторы развития

В Крае

1

Свобода выезда и въезда в страну

58,6

2

Рост материального благополучия граждан

79,3

3

Увеличение количества свободного времени

6,9

4

Увеличение количества образованных людей

10,3

5

Наличие развитой инфраструктуры туризма

6,2

6

Воздействие рекламы в средствах массовой информации на потребителей туристических услуг

27,6

7

Рост культурных и духовных потребностей граждан

24,1

8

Природное любопытство людей

17,2

9

Социальный престиж, дань моде

13,8


В свою очередь среди факторов препятствующих развитию туризма в России и  Крае были выделены следующие:


Факторы препятствия

По России

В Крае

1

 Социально-политическая нестабильность в стране


86,2


48,3

2

Затянувшийся кризис отечественной экономики


58,6


51,7

3

Снижение уровня жизни российских граждан


72,4


79,3

4

Неравномерность социально-экономического развития регионов России


24,1


27,6

5

Усиливающееся социальное неравенство в российском обществе


20,7


24,1

6

Отсутствие стабильной государственной экономической политики


27,6


24,1

7

Неразработанность государственной стратегии по развитию туризма


41,4


27,6

8

Неразвитость инфраструктуры туризма в стране


62,1


72,4

9

Слабый интерес российских граждан к туристическому отдыху


10,3


13,8

10

Недостаточная информированность российских граждан о возможностях отечественных туристических фирм


3,4


6,9


Как видно из таблицы политическая нестабильность, снижение уровня жизни населения, неразвитость инфраструктуры туризма, кризис отечественной экономики и не разработанность государственной стратегии по развитию туризма выделены большинством экспертов в качестве факторов, препятствующих развитию туризма не только в России, но и в Хабаровском крае.

Управленческие аспекты  развития туризма в крае включают  также:

- совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере хозяйственной деятельности;

- сертификацию туристического продукта;

- совершенствование рекламно-информационного обеспечения;

- эффективное страхование потребителей туристических услуг;

- государственный протекционизм в сфере налогообложения.

Развитие туризма в любом регионе принесет не только экономический эффект, но и поможет решить многие социальные задачи: повышение культурного и образовательного уровня населения, решение проблемы занятости, развитие международных связей, повышение имиджа страны и т.д.



[1] Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. – М., 1997, С. 3

[2] Паспорт Хабаровского края, Хабаровск, 1999, С. 3-4

[3] Социально-экономическое положение Хабаровского края, Хабаровск: Хабаровский краевой комитет государственной статистики, 2000, С.103, 123