Содержание
Введение. 3
1. Понятие лидерства, этические аспекты лидера. 4
2. Основные факторы, способствующие становлению лидера. 7
3.Сравнительный анализ лидеров двух фирм. 13
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
Лидерство определяется способностью оказывать влияние на отдельные личности и группы и направлять их усилия на достижение целей организации. Влияние – это любое поведение человека, которое вносит изменения в поведение других людей.
Лидерство – способность вести за собой людей для достижения конкретных целей.
Лидер может быть формальным и неформальным. Проблеме лидерства посвящено большое количество исследований.
Цель работы раскрыть основные черты, которыми должен обладать лидер. Сейчас за рубежом получили широкую поддержку представители "школы человеческих отношений", которые исследуют проблемы мотивации поведения людей, руководства. Такие исследования оценивают социально-психологические последствия различных организационных перемен и дают рекомендации по совершенствованию управленческих процедур, политики, по созданию такого организационного климата и такой структуры, которые стимулируют совместные усилия работников. Вообще говоря, координация деятельности людей не может быть эффективной, если они не желают сотрудничать, а такая кооперация не возникает автоматически, ее необходимо создать.
Задачи работы рассмотреть:
1. Понятие лидерства
2. Этические аспекты лидера
3. Основные факторы, способствующие становлению лидера
1. Понятие лидерства, этические аспекты лидера
Лидерство — это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.
Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности. [1]
Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут. [2]
Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.
Но подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему.
Известно, что этика отношений в организации во многом определяется этикой поведения ее руководителей: важно то, что они говорят, но еще важнее то, что они делают. Так, например, если руководители используют, например, средства организации в своих личных целях, то это может стать неписаной нормой поведения и для других членов организации. То же самое касается и продвижения сотрудников. Если при поощрении сотрудников и их продвижении, предпочтение отдается тем, кто достигает желаемых результатов весьма сомнительными способами, то этими способами охотно будут пользоваться и остальные сотрудники.
Власть – это способность одного человека влиять на поведение другого. Основу власти составляет зависимость. Понятие «лидерство» и «власть» тесно взаимосвязаны между собой. Лидеры пользуются властью, чтобы достичь своих целей. Вместе с тем между этими двумя понятиями имеются и существенные различия. Лидерство предполагает необходимость достижения целей, в то время, как проявление власти не всегда будет основано на этом предположении. Лидерство, как правило, обращено к более низкому уровню – подчиненным. Власть же может распространяться во всех направлениях.[3]
Основы и источники власти:
Могут быть выделены 4 основных инструмента, позволяющих влиять на поведение людей в нужном держателю власти направлении:
Власть, основанная на страхе;
Власть, основанная на убеждении;
Власть, основанная на вознаграждениях;
Власть, основанная на владении важной информацией.
К числу основных источников власти могут быть отнесены:
А) получение формальной власти, предусмотренной структурой организации (начальник отдела, руководитель проекта);
Б) власть, которую дают определенные личностные качества (например, харизматические качества);
В) власть, которую дают знания (например, овладение искусством презентаций позволяет значительно усилить позитивное влияние оратора на аудиторию).
Основной постулат власти – зависимость.
Важность ресурсов. Для того, чтобы другие зависели от вас, вы должны раполагать ресурсами и возможностями, которые представляют для них интерес.
Ограниченность ресурсов. Зависимость создает обладание только теми ресурсами и возможностями, которые другими воспринимаются как дефицитные.
Незаменимость ресурсов. Чем меньше возможности найти замены имеющимся у вас ресурсам, и ценностям, тем большую власть над другими людми дает обладание ими.
На основе проведенных исследований, было выделено 7 основных тактических способов власти:
· Убеждение (использование цифр, фактов и т.п.);
· Дружелюбие (проявление дружеского расположения до того, как предстоит обратиться к человеку с просьбой);
· Коалиции (получение поддержки со стороны других людей);
· Соглашение (использование переговоров для достижения соглашения);
· Требования считаться с установленными правилами;
· Обращение к авторитетам (получение поддержки на более высоком уровне управления, обращение к примерам из практики известных преуспевающих компаний);
· Применение санкций (использование системы поощрений и мер дисциплинарного воздействия).
Лидеры должны знать и понимать механизмы власти, чтобы умело руководить людьми для успешной работы организации и достижения ее целей.
2. Основные факторы, способствующие становлению лидера
Прежде всего, это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти магическим умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такое свойство не сваливается с неба, хотя в определенном смысле оно, как и талант, — дар Божий. Но талант без труда — ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.
Наконец, претендент на лидерство на высоком уровне должен уже к 35 годам накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и «созреть» как крупный руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5 — 7 лет, т.е. стремительный взлет карьеры должен начаться в 27—28 лет.
Жить лидерам не просто. На своем пути они встречают немало трудностей, главная из которых по всеобщему признанию — руководство подчиненными. На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем — увольнение сотрудников. Среди других, не попавших на «пьедестал почета», можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые «дебри», принятие решений и улаживание конфликтов. Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.
«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.
Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе.
Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого - бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет практически не влияют — от них никто не застрахован, а исправить их при желании не трудно.
Обычно авторитетный лидер — руководитель от природы. Но что же делать, если его нет? Можно, пусть на время, поставить во главе дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того чтобы такого безошибочно подобрать (лидеры появляются сами!) , нужно знать качества, которые ему в обязательном порядке должны быть присущи. Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.
К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.
Лидер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как «сверху», так и «снизу», последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые они исповедуют и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово. Работа лидера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами; Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности — ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен. [4]
Однако одного физического здоровья лидеру не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок. Поэтому нужно загодя формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность, заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.
Принятие управленческих решений требует от лидеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого лидера. Современный лидер должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе, создавать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет — в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.
Другая группа качеств, необходимых любому лидеру — профессиональные. Это — компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.
Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.
Но наиболее важно для лидера схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается. Очередной группой качеств лидера, определяющих его собственно говоря как лидера, являются организаторские, а также деловые.
Они отражают уровень организаторской культуры лидера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.
К организаторским качествам нужно отнести прежде всего целеустремленность. Характер современной жизни требует от лидера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, лидер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает лидера от остальных работников. [5]
Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще лидеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.
Важным организаторским качеством лидера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.
Лидеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому лидер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.
Отличительной чертой лидера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь "работоманом" (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом) .
Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок. Лидер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте. С точки зрения контактности можно выделить несколько типов руководителей.
Во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.
Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому примерно поровну времени.
В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.
В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов. Первый и второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического, Третий тип руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим. Важная черта лидера — реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.
Хороший лидер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.
Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения. Но самое главное — лидер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого лидер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.
3.Сравнительный анализ лидеров двух фирм
Ниже приведен сравнительный анализ руководителей двух фирм: ООО «Сиера» Яковлев Олег Павлович и ООО «Кристал» Павлов Александр Михайлович и выясним, кто из них является лидером.
По Л.И. Уманскому настоящему лидеру присущи следующие качества.
Интегративность по направленности – это “идейная сплоченность группы, единство целей и мотивов деятельности”. Референтность по направленности – это разделение всеми членами группы принятых норм и установок. Интрагрупповая интегративность по направленности – это влияние группы на направленность личности, “существование “комиссаров группы”, “совести группы”. Лидерство по направленности – это когда моральное и этическое поведение лидера служит примером для сотрудников. Интегративность по организованности – это организационная сплоченность членов группы, следование ими интересам группы даже в случае межличностных или группировочных конфликтов. Референтность по организованности – это “принятие эталонности группы (уверенность в том, что каждый находится на своем месте)”. Интрагрупповая активность по организованности – это способность группы заставить своих членов работать на пределе своих возможностей. Лидерство по организованности – это эффективность лидера в качестве руководителя группы. Интегративность по подготовленности – это степень совместимости всей группы по подготовленности. “Диапазон: от простой суммы подготовленности каждой личности в отдельности до высокой степени интеграции, единства. “Команда звезд” – не есть еще “команда-звезда” ”. Референтность по подготовленности – это терпимость и взаимопомощь членов группы в профессионально-деловых отношениях. Интрагрупповая активность по подготовленности – это способность группы побудить ее членов совершенствовать свои профессионально-деловые навыки. Лидерство по подготовленности – это профессиональная компетентность лидера. Интегративность по интеллектуальной коммуникативности – это интеллектуальное единство членов группы, взаимопонимание между ее членами, выработка групповых решений. Референтность по интеллектуальной коммуникативности – это “интеллектуальная эталонность группы для личности”. Интрагрупповая активность по интеллектуальной коммуникативности – это “способность группы интеллектуально активизировать личность”. Лидерство по интеллектуальной коммуникативности – интеллектуальное влияние лидера на группу, его способность пробудить инициативу в сотрудниках. Интегративность по эмоциональной коммуникативности – это “эмоциональное единство” членов группы (единство реакций, эмоций по тем или иным вопросам). Референтность по эмоциональной коммуникативности – это “эталонность эмоциональной атмосферы группы для личности и ее удовлетворенность этой атмосферой”. Интрагрупповая активность по эмоциональной коммуникативности – это эмоциональное влияние на личность внутри группы. Лидерство по эмоциональной коммуникативности – это эмоциональное лидерство, “лидер-генератор эмоций”. Интегративность по волевой коммуникативности – усиление сплочения группы в кризисных ситуациях. Референтность по волевой коммуникативности – повышение эталонности группы, подчеркнутое соблюдение норм, ценностей, традиций группы в экстремальных условиях. Интрагрупповая активность по волевой коммуникативности – способность группы максимально активизировать своих членов в волевом и интеллектуальном отношении в экстремальных ситуациях. Лидерство по волевой коммуникативности – активизация всех качеств лидера в кризисных условиях.
Опрос руководителей был проведен с помощью теста. Из полученных результатов видно, что Яковлеву Олегу Павловичу присущи почти все основные качества лидера, а его оппоненту меньше половины.
Можно сделать вывод, что Яковлев О.П. является настоящим лидером в своей фирме. С его помощью фирма может достичь небывалого превосходства, важно только правильно выбрать стратегию.
Заключение
Существует определенный набор человеческих качеств, которые были перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.
В заключение следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы лидера.
Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы лидера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.
Отрицательно влияет на результативность работы лидера отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам.
Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не «завалить» дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.
Список литературы
1. Веснин В. Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 2003. - 173 с.
2. Гончаров В. Руководство для высшего управленческого персонала. М.: ИНФРА, 2002.-548с.
3. Гончарова Н. П., Перерва П. Г. Маркетинг инновационного процесса. - Киев: Вира-Р, 2001. – 627 с.
4. Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Мир, 2000.-622с.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. В. Б. Боброва – М.: Роспринт, 1996. – 704 с.
[1] Гончаров В. Руководство для высшего управленческого персонала. М.: ИНФРА, 2002.-177с.
[2] Веснин В. Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 2003. -93с.
[3] Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. В. Б. Боброва – М.: Роспринт, 1996. –454с.
[4] Гончарова Н. П., Перерва П. Г. Маркетинг инновационного процесса. - Киев: Вира-Р, 2001. –220с.
[5] Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Мир, 2000.-186с.