Содержание

1.Пирбыль предприятия, сущность и виды.. 3

2.Баланс рабочего времени, методика расчета. 11

Список литературы.. 17

1.Пирбыль предприятия, сущность и виды

В условиях формирования рыночной экономической системы в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты работы предприятий и фирм, характеризует экономическую эффективность их хозяйственной деятельности. Существует достаточно большое количество определений понятия "прибыль". Прибыль- это сумма, на которую доход превышает затраты. Чаще всего прибыль определяют как разность между полной выручкой и полными издержками, т.е. как чистую выручку.

В переносном смысле под прибылью понимается всякая польза или выгода. Однако использование данного определения прибыли часто затрудняет понимание ее сущности как экономической категории.

Предприятие может не получать прибыль и продолжать какое-то время функционировать. При этом оно может даже расширять свою деятельность за счет заемных средств. Если производитель материальных благ будет потреблять в полном объеме произведенный ими продукт или его стоимостной эквивалент, то тогда сможет существовать только он сам, а не общество. В обществе есть множество людей, которые не создают материальных благ, но их потребляют. В обществе имеются структуры, работающие убыточно, но социально необходимые. Поэтому общество заинтересовано в прибыльной работе предприятий, т.к. представляющее его государство через налоговую систему изымает часть создаваемой прибыли.

Прибыль представляет собой одну из форм денежных накоплений, создаваемые в предприятиях, отраслях экономики, государства; это экономическая категория, характеризующая конечный финансовый результат коммерческой деятельности организаций.

Введение показателя прибыли предприятий, чуждого по своей сути социалистической экономике, породило определенную путаницу в понимании сущности прибыли и привело к схоластическим спорам на предмет сущности прибыли. Споры о сущности торговой прибыли велись еще в середине 70-х годов. Наиболее распространенным являлось мнение, что труд торговых работников, связанный со сменой формы стоимости, с реализацией товаров не создает прибавочного продукта, не является производительным. Следовательно, торговля должна постоянно получать от производителя причитающуюся ей долю прибыли.

Что же карается труда торговых работников, связанного с продолжением процесса производства в сфере обращения, то он, является производительным, создает и прибавочный продукт и прибыль. Но даже этой прибыли не обеспечивает самоокупаемость и ее удельный вес постоянно сокращается. Другая группа экономистов истинный источник прибыли торговли видела в прибавочном продукте, созданная самими работниками торговли. Стоимость прибавочного продукта, созданного производительным трудом не только покрывает чистые издержки обращения и образует прибыль, но и создает еще избыток, который не реализуется в торговых скидках.

В условиях рынка торговли является самостоятельной сферой деятельности людей, когда каждое предприятие и отрасль в целом должны работать по принципу самофинансирования и саморазвития. Это требует, чтобы любой затраченный труд должен быть выгоден для торговли, т.е. чтобы он для нее принес определенную сумму прибыли.[1]

В настоящее время роль прибыли коренным образом изменяется. Ее значение в условиях формирования экономики смешанного типа можно определить через выполняемые прибылью функции; - она является основным источником финансовых ресурсов предприятия. Ее величина, во многом, определяет перспективы хозяйственного развития, возможности наращивания объемов хозяйственной деятельности; - прибыль создает заинтересованность предпринимателей и участников хозяйственной деятельности в совершенствовании различных сторон своей деятельности; - прибыль служит критерием экономической эффективности хозяйственной деятельности, выступает главным результативным показателем при расчете эффективности использования всех видов экономических ресурсов предприятия; - прибыль выступает важнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней, поскольку часть ее изымается у предприятий в виде налогов; Прибыль становится одним из важнейших определяющих показателей ее торговой деятельности. Возрастает роль прибыли в развитии деятельности торгового предприятия, в решении задач обновления и совершенствования материально-технической базы, наращивание оборотных средств. В современных условиях торговли каждой товарной группой, каждым товаром должна приносить прибыль.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время значение прибыли велико. Именно поэтому в условиях формирования экономики смешанного типа, коренной ломки сложившихся стереотипов и представлений о мотивации труда, становления новых подходов к категории собственности в особенности возрастает актуальность вопроса о сущности прибыли, в том числе торговой.

Экономическая прибыль- это разность между валовым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составе издержек обращения - Цель любого торгового предприятия на рынке - получение максимальной экономической прибыли. Эта прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия и способности его к самофинансированию, В процессе анализа результатов работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая прибыль; чистая прибыль; налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия.[2]

Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятия. Прибыль от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров и издержками обращения. При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница между продажной ценой и остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции. При этом понятие "остаточная стоимость" рассматривается применительно к основным фондам, нематериальных активам, а первоначальная стоимость - для прочего имущества.

Валовая прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, основных фондов и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на единицу расходов по этим операциям.

Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результат всех видов хозяйственной деятельности предприятия.

Чистая прибыль- это та часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль- это сумма части валовой прибыли, подлежащая налогообложению. Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями действующего законодательства. Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Количество факторов, определяющих величину прибыли и рентабельности, вряд ли можно четко ограничить, оно весьма велико. Все факторы можно разделить на основные, оказывающие наибольшее влияние на сумму и уровень прибыли, и на второстепенные, влияние которых можно пренебречь. Кроме того, всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.

К внутренним факторам, влияющих на прибыль и рентабельность, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с развитием розничного товарооборота.[3]

Среди внутренних факторов можно выделить следующие факторы:

1. Объем розничного товарооборота, При неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли.

2. Товарная структура розничного товарооборота. Расширение ассортимента способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара, т.к. покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Так же это способствует повышению рентабельности.

3. Организация товародвижения.

Ускоренное продвижение товаров в торговую сеть способствует увеличению товарооборота и снижению текущих расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают.

4. Организация торгово-технологического процесса продажи товаров.

Для получения прибыли необходимо использовать прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажи товаров по образцам и каталогам. Это способствует увеличению объема товарооборота, а также снижению его издержкоемкости.

5. Численность и состав работников.

Достаточная численность при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу предприятия по получению необходимой суммы прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации торговых работников, их умение быстро и четко обслужить покупателей, правильно закупить товары и т.д.

6. Формы и системы экономического стимулирования труда работников.

Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. В настоящее время повышается роль морального поощрения работников, получения ими удовлетворения от своего труда.

7. Производительность труда работников предприятия, Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличении массы прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия.

8. Фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников.

Чем выше оснащенность работников современным торговым оборудованием, тем выше их производительность труда.

9. Состояние материально-технической базы торгового предприятия.

Предприятие, располагающее более современной и развитой материально-технической базой имеют предпосылки для постоянного увеличения розничного товарооборота в долгосрочном периоде. Это влечет за собой увеличение массы получаемой прибыли и повышение рентабельности.

10. Развитие и состояние торговой сети, ее территориальное расположение.

Размещение торговой сети оказывает непосредственной влияние на сумму прибыли и рентабельность. Серьезное влияние на показатели прибыли может оказать развитие не только стационарной магазинной сети, но и мелкорозничной, посылочной и передвижной сети.

11. Моральный и физический износ основных фондов,

Этот фактор является очень важным для повышения рентабельности торговли. Использование изношенных основных фондов, морально устаревшее оборудование не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе.

12. Фондоотдача.

С повышением фондоотдачи увеличивается розничный товарооборот в расчете на 1 рубль средств, вложенных в основные фонды.

13. Сумма оборотных средств.

Чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем большую массу прибыли оно получает в результате одного их оборота.

14. Применяемый порядок ценообразования.

От размера прибыли, включаемой в цену товара, зависит сумма получаемой прибыли. Постоянный рост доли прибыли в цене товара может привести к обратному результату.

15. Организация работы по взысканию дебиторской задолженности.

Своевременное взыскание дебиторской задолженности способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, а следовательно - увеличению прибыли.

16. Организация исковой работ, работы с тарой.

Данный фактор непосредственно влияет на размер прибыли от внереализационных операций.

17. Осуществление режима экономии.

Позволяет относительно снижать текущие затраты торговых предприятий и увеличивать сумму получаемой прибыли. Под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов.

18. Деловая репутация предприятия

Представляет собой сформировавшееся у потребителей мнение о потенциальных возможностях предприятия. Высокая деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность. К основным внешним факторам, формирующим прибыль торгового предприятия можно отнести следующие факторы:

1. Емкость рынка.

От емкости рынка зависит розничный товарооборот торгового предприятия. Чем больше емкость рынка, тем и больше возможности предприятия по получению прибыли.

2. Развитие конкуренции.

Оно оказывает отрицательное влияние на сумму, и уровень прибыли, т.к. оно приводит к усреднению нормы прибыли. Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли.

3. Размер цен, устанавливаемых поставщиками товаров, В условиях конкуренции повышение цен поставщиками не всегда приводит к адекватному повышению продажных цен.

4. Цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных и других предприятий.

Повышение цен и тарифов на услуги увеличивает текущие расходы предприятий, уменьшает прибыль и снижает рентабельность торговой деятельности.

5. Развитие профсоюзного движения,

Предприятие стремится к ограничению расходов на заработную плату. Интересы работников выражают профсоюзы, которые ведут борьбу за повышение размеров оплаты труда, что создает предпосылки для снижения прибыли предприятия.

6. Развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг,

7. Регулирование государством деятельности предприятий торговли

Этот фактор относится к числу основных, определяющей размер прибыли и рентабельности.

2.Баланс рабочего времени, методика расчета

Баланс рабочего времени нужен для эффективной организации труда.  Перед составлением баланса рабочего времени нужно сделать фотографию рабочего места.

Фотография рабочего времени – это вид наблюдений, при котором замеряют все без исключения затраты времени, осуществляемые исполнителем за определенный период работы. Фотографию проводят с целью получения исходных данных для:

·        установления нормативов подготовительно-заключительного времени,

·        времени обслуживания рабочего места и времени на отдых и личные надобности,

·        установления норм времени, норм обслуживания оборудования и работников и норм численности работников,

·        сокращения нерациональных затрат времени,

·        выявление причин невыполнения или перевыполнения норм выработки (времени) отдельными работниками. [4]

Наблюдение и измерение ведут по текущему времени. В наблюдательном листе указывают все действия исполнителя и перерывы в работе в том порядке, в каком они происходят фактически. Одновременно фиксируют текущее время окончания каждого вида затрат рабочего времени, которое, в свою очередь, является началом следующего вида затрат. Обработка результатов наблюдения состоит в вычислении продолжительности затрат рабочего времени по каждой из отмеченных категорий его затрат путем вычитания из текущего времени каждого последующего замера текущего времени предыдущего замера. После этого по всем замерам согласно принятой индексации проставляется краткое обозначение данного вида категории затрат рабочего времени.

Дальнейшая обработка состоит в выборке и составление сводки одноименных затрат рабочего времени. Полученные данные позволяют выполнять анализ результатов наблюдения и подготовить предложения по совершенствованию организации труда. Изучение затрат рабочего времени имеет большое значение, потому что исходя из информации, получаемой в его результате решается большинство задач, связанных с организацией труда и его нормированием.

Исследование трудового процесса предполагает анализ всех его характеристик, которые влияют на затраты труда и эффективность использования производственных ресурсов. Изучаются технологические параметры оборудования, его соответствие эргономическим требованиям, условия труда, применяемая технология, организация и обслуживание рабочего места, а также профессионально-квалификационные, психофизиологические, социальные характеристики работников и другие факторы. Методы получения и обработки информации выбираются исходя из целей исследования. Оптимальным является минимум суммарных затрат, связанных с получением необходимой информации и ее последующим использованием.

Наибольшее значение имеет решение двух задач, связанных с исследованием трудовых процессов. Первая связана с определением фактических затрат времени на выполнение элементов операций. Вторая – с установлением структуры затрат времени на протяжении рабочей смены или ее части.

Так как затраты рабочего времени разнообразны, их классифицируют в целях изучения и анализа. Классификация является основой для изучения фактических затрат рабочего времени, сопоставления и анализа результатов наблюдения в целях выявления резервов роста производительности труда, определения необходимых затрат времени по элементам трудового процесса и установления норм. Под рабочим временем понимается продолжительность рабочего дня, рабочей недели, установленная законодательством, а также время, которое трудящийся находится на предприятии в связи с выполняемой им работой. В зависимости от назначения рабочее время делится на время работы и время перерывов.

Под временем работы понимается часть рабочего дня, в течение которой производиться выполняемая работа. Под временем перерывов понимается часть рабочего дня, в течение которой трудовой процесс не осуществляется по различным причинам. Время работы в свою очередь подразделяется на два вида затрат: время выполнения производственного задания (Тпз) и затраты времени на выполнение не свойственных данному работнику операций, которые могут быть устранены (Тнз).

Подготовительно-заключительное время (Тпз) – это время, которое затрачивается на подготовку себя и своего рабочего места к выполнению производственного задания, а также на все действия по его завершению.

Оперативное время (Топ) – это время, в течение которого рабочий выполняет задание (изменяет свойства предмета труда). Оно делится на основное (технологическое) и вспомогательное.

Основное (Тос), или технологическое, время – это время, затраченное непосредственно на изменение предмета труда.

В течение вспомогательного времени (Твс) выполняются действия, необходимые для осуществления основной работы. Затраты времени, связанные с уходом за рабочим местом и поддержанием оборудования, инструментов и приспособлений в рабочем состоянии в течение смены относят ко времени обслуживания рабочего места (Торм).

В машинных и автоматизированных процессах оно включает в себя время технического (Тто) и время организационного (Тоо) обслуживания рабочего места. К времени технического обслуживания рабочего места относится время на обслуживание рабочего места в связи с выполнением данной операции или конкретной работы (замена затупившегося инструмента и др.).

 К организационному обслуживанию относится уход за рабочим местом в течение смены, а также уборка рабочего места в конце смены. В некоторых отраслях промышленности (угольной, металлургической, пищевой и др.) затраты времени на обслуживание рабочего места не выделяются, а относятся к подготовительно-заключительному времени. Время перерывов делится на: перерыв на отдых и личные надобности (Т отл), перерывы организационно-технического характера (Т пот), перерывы из-за нарушения трудовой дисциплины (Т нтд).

Перерыв на отдых и личные надобности – это время, используемое рабочим для отдыха в целях предупреждения усталости, а также для личной гигиены. Перерывы организационно-технического характера – это время, обусловленное технологией и организацией производства (Тпт), а также нарушениями течения производственного процесса (Тпнт). Перерывы, связанные с нарушением трудовой дисциплины – это опоздания, самовольные отлучки с рабочего места, преждевременный уход с работы, т.е. простои по вине рабочего. При анализе определяются коэффициент использования рабочего времени, а также коэффициенты потерь рабочего времени по организационно-техническим причин и по причинам, зависящим от рабочего.

Коэффициент использования рабочего времени (К и) определяют по формуле:

К и = (Т пз + Т оп + Т об + Т отл(н)) х 100 / Т см,[5]

где Т пз – фактические затраты подготовительно-заключительного времени;

       Т оп – фактические затраты оперативного времени;

       Т об – фактические затраты времени обслуживания рабочего места;

       Т отл(н) – нормативные затраты времени на отдых и личные надобности;

      Т см – время смены или иного периода наблюдения.

Коэффициент потерь рабочего времени, вызванных недостатками в организации производства (К пнт), определяют по формуле:

К пнт = Т пнт х 100 / Т см,

где Т пнт – потери рабочего времени организационно-технического характера.

Коэффициент потерь рабочего времени из-за нарушений трудовой дисциплины работником (К пнд) определяют по формуле:

К пнд = (Т пнд + Т отл(н)) х 100 / Т см,

где Т пнд – потери рабочего времени из-за нарушений трудовой дисциплины;

      Т отл(н) – фактические затраты времени на отдых и личные надобности.

Далее составляются нормативные и фактические балансы рабочего времени для данного работника, которые сопоставляются между собой, при этом выявляются излишние и недостающие затраты рабочего времени. В фактический баланс включаются все данные о затратах рабочего времени на основе сводки одноименных затрат времени, полученной в процессе обработки данных фотографии. Нормативный баланс рабочего дня включает только нормативные затраты рабочего времени (те, которые должны быть у работника) и имеет следующую структуру:

Т см = Т пз(н) + Т оп(н) + Т об(н) + Т отл(н),

где Т пз(н) – нормативное подготовительно-заключительное время, устанавливаемое по сборникам нормативов или ранее проведенным фотографиям в минутах на партию деталей или на смену;

      Т об(н) – нормативное время на обслуживание рабочего места, устанавливаемое по аналогичным источникам, но в процентах к нормативному оперативному времени;

     Т отл(н) – нормативное время на отдых и личные надобности, устанавливаемое аналогично в процентах к нормативному времени;

     Т оп(н) – нормативное оперативное время, устанавливаемое расчетно.

Расчет основной составляющей нормативного баланса рабочего дня (Т оп(н)) проводится по формуле:

Т оп(н) = (Т см – Т пз(н)) / (I + (К 1 + К 2) / 100),

где К 1и К 2 – соответственно дополнительные затраты времени, связанные с необходимостью обслуживания рабочего места, а также с отдыхом и личными надобностями работника и устанавливаемые в процентах к Т оп(н).

При анализе нормативного и фактического балансов рабочего дня изучают причины, вызывающие нерациональные затраты времени, потери рабочего времени, и разрабатывают мероприятия по их устранению с определением эффективности их осуществления.

При устранении только прямых потерь времени возможный прирост производительности труда (П пт) определяется по формуле:

П пт = (Т пнт х К с + Т пнд + Т отл(ф) – Т тол(н)) х 10 / Т оп(ф),

где Кс – коэффициент сокращения потерь рабочего времени, устанавливаемый предприятием исходя из его возможностей технического или организационного совершенствования производства.

При полной ликвидации как прямых потерь времени, так и излишних или нерациональных затрат рабочего времени возможен расчет максимально-возможного повышения производительности труда у данного работника по формуле:

П пт = (Т оп(н) – Т оп(ф)) х 10 / Т оп(ф).

Определение продолжительности элементов операции необходимо для разработки нормативов времени, выбора наиболее рациональных методов труда, анализа норм и нормативов. Структура затрат рабочего времени используется при разработке нормативов подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места, оценке эффективности использования рабочего времени, анализе существующей организации труда.




Список литературы

1.     Гандина Н. М. Экономика и нормирование труда: Учебное пособие. И.: ИГЭА, 2002.- 655с.

2.     Горфинкель В. Я., Е. М. Купряков. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2003.-697с.

3.     Гребнев А. И. Экономика торгового предприятия, Москва: Экономика, 2002.-678с.

4.     Назаров А. Ш. Нормирование труда. – М.: ИНФРА, 2003.-592с.

5.     Фридман А. М. Экономика торговой деятельности потребительского общества, Воронеж, 2003.-655с.


[1] Горфинкель В. Я., Е. М. Купряков. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ, 2003.-324с.

[2] Фридман А. М. Экономика торговой деятельности потребительского общества, Воронеж, 2003.-178с.

[3] Гребнев А. И. Экономика торгового предприятия, Москва: Экономика, 2002.-273с.

[4] Гандина Н. М. Экономика и нормирование труда: Учебное пособие. И.: ИГЭА, 2002.-49с.

[5] Назаров А. Ш. Нормирование труда. – М.: ИНФРА, 2003.-228с.