Содержание


Введение.. 3

1. История развития «русской идеи» в обществе.. 4

2. «Русская идея» в ХХ веке.. 8

3. «Русская идея» и современность.. 13

Заключение.. 17

Список литературы... 18


 

Введение


Как известно, после падения Византийской империи, носив­шей титул второго Рима, в русском народе возникла идея Москвы как третьего Рима, впервые высказанная иноком Филофеем в по­слании русскому царю Ивану III. Русская идея о Москве как тре­тьем Риме явилась идеологической основой образования москов­ского царства, точнее говоря, собирания земель вокруг московско­го княжества.

Развитие России неотделимо от развития всего человечества. Русская идея и идеал России всегда выступали в органическом единстве. Русская идея в своей длительной эволюции проявля­лась в различных формах: в западничестве, в славянофильстве, почвенничестве, евразийстве и т.д. Русская идея - это тяжкий путь познания Россией своего прошлого, настоящего, будущего, это путь познания своего смысла и предназначения в истории человече­ства. В течение всей истории России гуманистически мыслящие личности пытались ответить на главные вопросы бытия России, да и всего человечества: для чего мы живем и какое место пред­назначено России в мировой истории, каково будущее России?

Цель данной работы – рассмотреть «Русскую идею» в современной России.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1.     Рассмотреть историю развития «русской идеи».

2.     Изучить как проявлялась «русская идея» в ХХ веке.

3.     Рассмотреть как взаимодействуют «русская идея» и современность.


 

1. История развития «русской идеи» в обществе

Развитие России неотделимо от развития всего человечества. Русская идея и идеал России всегда выступали в органическом единстве. Русская идея в своей длительной эволюции проявля­лась в различных формах: в западничестве, в славянофильстве, почвенничестве, евразийстве и т.д. Русская идея - это тяжкий путь познания Россией своего прошлого, настоящего, будущего, это путь познания своего смысла и предназначения в истории человече­ства. В течение всей истории России гуманистически мыслящие личности пытались ответить на главные вопросы бытия России, да и всего человечества: для чего мы живем и какое место пред­назначено России в мировой истории, каково будущее России?

В истории России обычно выделяют несколько государствен­ных образований: Киевская Русь, Россия периода татаро-монголь-ского завоевания, Россия Московская, Россия петровско-импера-торская, советская Россия и новая демократическая Россия, или точнее то, что образуется в настоящее смутное время. Разумеется, из создавшегося кризисного положения возрожденная Россия выйдет еще более могучей и великой державой, как это было нео­днократно ранее. Исследователями российской истории была от­мечена определенная закономерность развития России. Так, пос­ле самых тяжелейших кризисных состояний смутного времени, когда казалось, что России как великого государства уже не будет, она, вопреки предсказаниям недругов и недоброжелателей, воз­рождалась еще более мощной державой, чем была до смутных времен. Очередное падение России в социальный провал или "об­вал", как пишет А.И. Солженицын, многие воспринимают как ко­нец великой державы и превращение ее в третьеразрядную стра­ну, сырьевой придаток Запада. Но по логике предшествующего эволюционного развития, Россия обязательно возродится еще бо­лее могучим государством Российским. «Горький опыт обвальных преобразований, - отмечает А.С. Ципко, - говорит о том, что только сильное государство способно обеспечить на практике основные права и свободы личности, и прежде всего право на жизнь. Драма нашей посткоммунистической истории учит уважать и беречь государственное могущество как гарантию целостности страны, ее внутренней и внешней безопасности, ее национального достоинства».[1]

Как известно, после падения Византийской империи, носив­шей титул второго Рима, в русском народе возникла идея Москвы как третьего Рима, впервые высказанная иноком Филофеем в по­слании русскому царю Ивану III. Русская идея о Москве как тре­тьем Риме явилась идеологической основой образования москов­ского царства, точнее говоря, собирания земель вокруг московско­го княжества. Но самое главное, идея Москвы как третьего Рима приобрела мессианское значение как искание истинного христи­анского царства на Земле. Этим объясняются и имперские притя­зания царской России, связанные с расширением своей христиан­ской земли и вмешательством в политическую жизнь других стран, и мессианская по своей сути идея русского и советского социализ­ма, реализованная в великой социалистической державе, ставшей основой мировой системы социализма.

Для России поиск путей своего великого, а не прозябающего развития всегда имел особое значение. Исконная русская духов­ность святой Руси, проявляющаяся, в отличие от утилитаризма и прагматизма Запада, в соборности, равенстве, справедливости, с одной стороны, была препятствием на пути превращения России в западную капиталистическую страну, а с другой стороны, пред­полагала, что Россия имеет более высокое предназначение в ис­тории человечества, чем погрязший в коммерческом угаре Запад. Природная духовность и человечность русского народа, имеющие еще дохристианские языческие корни и ставшие важнейшей чер­той русской ментальности, в критические моменты истории рос­сийского государства всегда помогали выйти из исторических ту­пиков, в которые его загоняли нерадивые правители. Поэтому в России всегда болезненно проходили прозападные реформы, что в полной мере относится и к реформам Петра Великого, и к либе­ральным реформам второй половина XIX века, и к сегодняшним реформам российских демократов неоконсервативного толка, на­правленных на деформацию и разрушение, прежде всего, духов­ности и гуманности нашего народа.

Не обошлось, разумеется, без заимствования идей запад­ного социализма. Социалистические взгляды Ш. Фурье, Р. Оуэна и других теоретиков социализма благоприятно ложились на русскую интеллектуальную почву. Но в европейском социализме русские интеллигенты все же узрели либеральные основы западной циви­лизации, чуждой русскому духу. Это хорошо понимал русский пи­сатель и философ - гуманист, или, как тогда говорили, учитель жиз­ни русского народа, Ф.М. Достоевский. Пройдя школу фурьериз­ма, за идеи которого он чуть было не поплатился своей жизнью, Достоевский, переосмыслив светские либеральные ценности за­падного социализма, пришел к выводу, что если социалисты за­падного толка придут к власти, то они установят политический ре­жим еще более жестокий, чем был в царской России. Итогом таких размышлений Достоевского и явился его знаменитый роман «Бесы». Но, отрицая западный атеистический социализм, Досто­евский не отвергал русский социализм, который он определял как религиозный христианский социализм в противоположность свет­скому атеистическому социализму запада. Интересно, живи Ф.М. Достоевский в наше время, какой бы он написал роман о совре­менных российских бесах — «демократах», посланниках различ­ных западных стран, разворовавших и разрушивших великую дер­жаву. В отношении зарождавшегося в России капитализма Досто­евский выражался однозначно, как об обществе, в котором проис­ходит вторжение «золотого мешка» в жизненный уклад, как об об­ществе с деморализующей социальной атмосферой. Говоря о ходе развития истории, он утверждал, что, в конце концов, торжествуют не материальные силы, не богатство, не деньги, не власть, а неза­метная в начале мысль, которая преобразует мир. Великий писа­тель неоднократно утверждал, что только красота спасет мир.

Кроме русского религиозного социализма, развиваемого Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым, С.Н. Булгаковым, в России существо­вали, как известно, другие течения социалистической мысли. Это, прежде всего, социализм русских революционеров-демократов А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, социалистичес­кие учения русских народников П.Н. Ткачева, М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова и, конечно, русских марксистов Г.В. Плеханова, В.И. Ле­нина. Западный по своей сущности марксистский социализм в России прекрасно соединялся с русским общинным социализмом. В результате получился марксизм-ленинизм как русский вариант марксистской идеологии. Безусловно, прав Н.А. Бердяев, утверж­давший, что советский социализм является результатом естествен­ного развития русской социалистической мысли и общинного строя, а главное, результатом развития русской мессианской идеи, про­явившейся в социалистической форме, видимо никогда неискоре­нимой в России не смотря на рьяные реформаторские действия демократов, В своей работе «Истоки и смысл русского коммуниз­ма» Н.А. Бердяев писал: «Я хотел показать в своей книге, что рус­ский коммунизм более традиционен, чем обыкновенно думают, и есть трансформация и деформация старой русской мессианской идеи».[2]


2. «Русская идея» в ХХ веке


Как известно, после реформ 1861 года, положившим конец феодализму в России, быстрыми темпами пошел процесс капита­лизации российского общества, о котором писал В.И. Ленин в сво­ей работе «Развитие капитализма в России». Столкнувшись с ис­конно русской ментальностью, ее духовностью и всечеловечнос-тью, капитализм быстро обнаружил свою антигуманную и антиду­ховную сущность, что, в конечном счете, и обусловило глубинную причину победы большевиков в социалистической революции, несмотря на их все же прозападную ориентацию. Роковым для реализации марксистского социализма в России явился принцип классовости социалистических ценностей, классовой борьбы в стране с соборной ментальностью, с идеей поиска правды и спра­ведливости, общечеловеческой отзывчивостью русского народа. Это несоответствие классовых принципов марксизма-ленинизма русской ментальности и обусловило напряженность, доходящую до отторжения советского социализма? во время гражданской вой­ны. В конечном счете, это тлеющее глубинное сопротивление рус­ской ментальности классовым принципам марксистского социа­лизма и обеспечило легкую победу демократов-антикоммунистов в 1991 году. Если бы в марксистско-ленинской идеологии не было принципа классовой борьбы и классовости социалистических цен­ностей, то советский социализм в России пустил бы глубокие кор­ни и сросся с исконно русской соборностью и духовностью, равен­ством и справедливостью. Тогда бы советский социализм стал именно русским социализмом светского характера, но этого не произошло в силу классовой ограниченности марксизма-лениниз­ма.

Таким образом, после свержения власти капиталистов и по­мещиков в России в 1917 году было предпринято строительство социалистического общества, но на основе классовых (пролетар­ских) ценностей. Такое одностороннее классовое развитие эконо­мики, политики и особенно культуры и идеологии приводило к рос ту напряженности в обществе. А возникавшее сопротивление не­которой части народа пролетарской классовости социализма ста­ло подавляться диктатурой пролетариата, партии большевиков и особенно диктатурой И. Сталина. Социализм и классовость, партийность идеологии, культуры, политики, были неотделимы друг от друга в силу провозглашенного К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитого В.И. Лениным принципа классовой борьбы как главного двигателя истории, классовости и партийности сознания, идеоло­гии, политики. Благодаря такому классовому пониманию обще­ственной жизни реальный гуманизм, вначале разрабатываемый молодым К. Марксом, был подчинен социализму. Социализм ос­новоположников научного коммунизма стал классовым, пролетар­ским гуманизмом, но классовый частичный гуманизм - это не на­стоящий общечеловеческий гуманизм. Понятие марксистского со­циализма как бы включало и подчиняло себе понятие реального гуманизма. Считалось, что при коммунизме только будет достиг­нут реальный гуманизм, более того, коммунизм и реальный гума­низм отождествлялись. Любой другой вид гуманизма, например, христианский, признавался марксизмом-ленинизмом абстрактным, т.е. пригодным для всех времен и народов, но неприемлемым, как считали коммунисты, для настоящего классового общества. Для социалистического классового общества абстрактный гуманизм признавался не только непригодным, но даже вредным для дела рабочего класса, ибо притуплял бдительность в борьбе с классо­выми врагами пролетариата.

В Советской России естественно возникло внутренне мен­тальное неприятие, даже отторжение, классовых социалистичес­ких ценностей и реалий диктатуры пролетариата. Происходило глу­хое сопротивление государственной машине диктатуры пролета­риата, проявлявшееся в гражданской войне, когда на сторону вра­гов социализма порой неосознанно переходили русские крестья­не, казаки, интеллигенция, ранее приветствовавшие Октябрьскую революцию. Тлеющее внутреннее сопротивление классовым цен­ностям и советскому образу жизни подспудно проявлялось во вре­мена массового исхода русской интеллигенции за рубеж, коллек­тивизации (хотя, казалось бы, русский общинный социализм дол жен был соответствовать колхозному строю) и в годы массовых репрессий, когда силой навязывалась пролетарская классовость идеологическими и карательными органами.[3]

Но во времена хрущевской оттепели, с прекращением мас­совых репрессий, начался медленный переход, порой даже нео­сознанно, от классовых социалистических ценностей к общечело­веческим социалистическим ценностям, но в рамках марксистско-ленинских догматов. Этот процесс шел болезненно трудно, хотя и в урезанном виде, но все же было разрешено изучение классиков мировой и русской философии и литературы, социологической и политологической мысли. Появились работы, посвященные ана­лизу общечеловеческих ценностей в искусстве, литературе, фило­софии, науке, возникает науковедение, идеологоведение и т.д.

До середины 70-х годов в СССР процесс перехода от клас­совых к общечеловеческим ценностям, как ментально приемле­мых для российского народа, шел довольно-таки интенсивно. Но зародившееся на волне возрождения общечеловеческих ценнос­тей диссидентство, проникновение через западные СМИ антиком­мунистических и особенно антисоветских идей, недовольство со­ветским вариантом социализма, возникновение идей еврокомму­низма, предполагающих построение социализма без диктатуры пролетариата и без ограниченных классовых ценностей в целом, все это привело к реставрации принципов пролетарской классово­сти и партийности в культуре и особенно идеологии Советского Союза.

Политический режим Брежнева, цеплявшийся за классовые принципы социалистической идеологии, к началу 80-х годов себя уже изжил, приведя страну к стагнации всех сфер жизни обще­ства, к упадку жизненного уровня населения. Стремление людей к нормальной, материально обеспеченной жизни явилось одной из важнейших причин быстрой победы антикоммунистических демок­ратических сил в России. Этому помогла западная пропаганда, которая всяческими правдами и неправдами стремилась навязать россиянам свой сытый и благоустроенный, правда, за счет других народов, образ жизни, представлявшийся в глазах наивных росси­ян чуть ли не воплощением земного рая.

Пришедший к власти М.С. Горбачев понимал, что для даль­нейшего прогрессивного развития социалистического общества необходима его перестройка, благодаря гласности и демократиза­ции всей политической жизни советского общества. Разумеется, медленно пробивающая себе дорогу идея общечеловеческих со циалистических ценностей в условиях перестройки и гласности получила свободу для своего развития. Всюду раздавались при­зывы перехода от классовых социалистических ценностей к об­щечеловеческим, к социализму с человеческим лицом. Это дей­ствительно был естественноисторический путь эволюции социа­листической идеи в России. Необходимо было возродить исконно русские основы соборного социализма с приоритетом принципов равенства, справедливости, всечеловеческой отзывчивости русской души, взять прогрессивные идеи и ценности общечеловеческого демократического социализма еврокоммунистов и социал-демок­ратов и синтезировать их в идеологию русского общечеловеческо­го демократического социализма. Освободившись от ограничен­ных социалистических принципов марксизма-ленинизма, являв­шихся тормозом на пути прогрессивного развития, Россия смогла бы быстрыми темпами подойти, а затем и перейти, при наличии гуманистической идеологии, к истинно человеческому гуманисти­ческому обществу. Таким образом, общечеловеческий демократи­ческий социализм в России подготовил бы базу для перехода к настоящему человеческому гуманистическому обществу, причем естественно и безболезненно. Подлинно гуманистическим обще­ством может считаться только такое общество, в котором будет осуществляться полное раскрытие творческой сущности челове­ка, ибо человек есть прежде всего, существо творящее знания (ко­торые и определяют его внутреннюю сущность) на основе обще­человеческих гуманистических ценностей, неразрывно связанных с всечеловечностью менталитета россиян. Будущее гуманистичес­кое общество будет являться, таким образом, постсоциалистичес­ким обществом, основанным на сущностно человеческих ценнос­тях.

Все эти достижения, безусловно, положительная сторона социалистического строя, как предгуманистического общества, то есть социализм, естественно, исторически предшествует гуманис­тическому обществу. Но все потенциальные творческие возможно­сти народа ограничивались классовыми принципами марксистс­ко-ленинской идеологии.

3. «Русская идея» и современность


После неудавшихся попыток реформирования советского социалистического партийного и государственного аппарата гор­бачевская перестройка стала давать сбои, началось топтание на месте, пока догматически мыслящая политическая элита не орга­низовала государственный переворот с целью реставрации ста­рых социалистических классовых порядков. Неразумные действия реставраторов под воздействием западной идеологии и возмуще­нием советского народа низким уровнем благосостояния подвиг-нули антикоммунистические силы демороссов, ничего не понима­ющих в исторической миссии России и ее социализма, к сверже­нию власти коммунистов. Придя к власти, они стали "очертя голо­ву" разрушать социалистическое общество и его институты в на­дежде на близкое материальное благосостояние всех граждан. Но в безудержном порыве стремления к обогащению российское об­щество превратилось в страну деморализованных, деградирован-ных индивидов. Это произошло под воздействием либерально-демократической идеологии и массовой, культуры западной циви­лизации, показавшей свое истинное лицо частной наживы и жи­вотных устремлений, ведущих к всеобщей агрессивности, эгоизму, животному, безмерному наслаждению благами западного мира за счет «выкачивания жизненных соков» из других незападных стран и народов. Таким образом, было сорвано естественноисторичес-кое развитие российского социалистического общества, его пере­ход от тоталитарного к общечеловеческому демократическому со­циализму, а затем и к гуманистическому обществу. Переход России к современному меркантильно-либеральному капитализму, при­обретающему криминальный характер, еще более отбрасывает россиян от гуманистического общества, к которому мы были бли­же при социализме, чем сейчас.

В борьбе с КПСС, как главной идеологической организаци­ей Советского Союза, осуществлявшей верховенство идеологичес­кой власти над другими формами власти, демократы разрушили идеологическую структуру советского общества, но ничего не по­ставили взамен, то есть не создали и не внедрили новой демокра­тической или иной идеологии России. Отвергнув коммунистичес­кую идеологию, лидеры бывших социалистических стран считали, что в их обществах не должно быть никакой идеологии. Однако опыт демократических реформ в России показал утопичность та­ких представлений, ибо если «рушатся» идеологические принци­пы, то «рушится» и общество, основанное на них. Хаос и деграда­ция нравов, которую мы наблюдаем сегодня в свободной России, и есть результат тотальной деидеологизации страны, объявленной «беснующимися демонами» или «гайдарообразными» (по опре­делении? Н.Н. Моисеева) в самом начале демократическихреформ. Действительно, старые «идеологические боги» ушли, а новые, увы, еще не пришли, поэтому время идеологического безвременья за­полняют «гайдарообразные бесы и демоны», разрушающие сами основы бытия Великой России. Все попытки провести реформы в условиях объявленной демократами деидеологизации российско­го общества осуществлялись медленно и в конечном счете оста­новились. Для успешного хода реформ, как выразились деидео-логизированные лидеры страны, не хватало объединяющей наци­ональной идеи, поиск которой интенсивно шел с лета 1996 года, но, увы, так ни к чему и не привел деморализованных теоретиков демократии. Попытка возродить старые религиозные православ­ные ценности не оправдалась. Многоводный в начале поток лю­дей, устремленных по дороге, ведущей к духовному храму, быстро стал иссякать. Кроме глубоко верующих, бывшие советские люди, сформировавшиеся в условиях светской марксистской идеологии, быстро осознали, что религиозные христианские ценности, свя­занные прежде всего с верой в Бога, увы, в современных условиях космического века «безбожно» устарели и не могут стать регуля­тивами поведения граждан России. Разумеется, христианские цен ности необходимо использовать при создании новой гуманистичес­кой идеологии, но придав им светский, нерелигиозный характер, более того, идеология гуманизма будет представлять собой свое­го рода постсоциалистическое светское христианство.[4]

В выступлениях демократов, в политических дискуссиях ча­сто раздаются голоса, что демократический капитализм, строящий­ся в современной России, не такой как надо, что он, мол, искажен, деформирован и его надо исправить, а затем будет настоящий демократический строй. Безусловно, это наивный взгляд на демок­ратический капитализм, ибо какой он есть в России, такой он и есть на самом деле, такова его сущность, зоологическая сущность материального обогащения, наживы любыми средствами. Разуме­ется, в странах свободной демократии Северной Америки и За­падной Европы эта сущность скрыта, как бы облагорожена и при­украшена, но суть остается та же - романтизированное зло. Поэто­му США в полной мере можно определить как империю романти­зированного зла.

В модернизирующейся России всем становится понятным и очевидным, что результаты постперестроечного реформирования оказались для нас неутешительными. С развалом великой держа­вы, с разрушением идеологической структуры, с отрицанием ста­рых идеологических ценностей в современном российском обще­стве произошла потеря исторической перспективы развития на­шего общества. Категория «будущее» отсутствует в современном обществе. Говоря о бесперспективности и консервативности за­падного и российского обществ, Ю.А. Жданов замечает, что «пора­жения революций всегда приводят к оживлению реакционных, кон­сервативных начал. Другой источник реакционности — боязнь но­вой революционной волны. При этом исчезает прометеево начало -способность предвидения, прогноза, планирования, стратегии; в лучшем случае сохраняется умение составить бизнес-план». По­этому для мыслящей части России встает проблема определения новой исторической перспективы, т.е. будущего российского обще ства. Об этом пишет А.С. Панарин: «Истинное призвание нашей интеллигенции сегодня: помочь обществу обрести Альтернативу -новую историческую перспективу. Как раз отсутствие этой перс­пективы порождает уныние и безнадежность, с одной стороны, беззастенчивость, кичливость силы и наглость порока - с другой. Сегодня все с ужасом наблюдают провал общества в варварство. Но в основе этого провала лежит тотальное историческое безве­рие. Насаждаемое капитулянтство можно преодолеть, только най­дя моральные и интеллектуальные силы для смелой, жизнеутвер­ждающей критики современности с позиций великой историчес­кой Альтернативы»[5]. Русскому человеку с его «природной» духов­ной ментальностью, поиском правды и справедливости необходи­мо не столько материальное богатство, благосостояние, сколько слово, способное родить духовный порыв и позвать его в буду­щее. Об этом, сравнивая современное положение России с ситуа­цией Смуты XVII века, пишет Н.Н. Моисеев: «Нам нужно СЛОВО! Нам нужен порыв. Не столько домик с газоном, сколько порыв. И вера в то, что у нас есть будущее. Нам необходимо найти нужное слово, способное родить порыв, способное позвать в будущее. Подобно тому, как его нашел Минин».


Заключение


В ходе выполнения данной работы ее цель была успешно достигнута – рассмотрена «Русская идея» в современной России.

Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

1.     Рассмотрена история развития «русской идеи».

2.     Изучено как проявлялась «русская идея» в ХХ веке.

3.     Рассмотрено как взаимодействуют «русская идея» и современность.

Старые «идеологические боги» ушли, а новые, увы, еще не пришли, поэтому время идеологического безвременья за­полняют «гайдарообразные бесы и демоны», разрушающие сами основы бытия Великой России. Все попытки провести реформы в условиях объявленной демократами деидеологизации российско­го общества осуществлялись медленно и в конечном счете оста­новились. Для успешного хода реформ, как выразились деидео-логизированные лидеры страны, не хватало объединяющей наци­ональной идеи, поиск которой интенсивно шел с лета 1996 года, но, увы, так ни к чему и не привел деморализованных теоретиков демократии. Попытка возродить старые религиозные православ­ные ценности не оправдалась. Многоводный в начале поток лю­дей, устремленных по дороге, ведущей к духовному храму, быстро стал иссякать. Кроме глубоко верующих, бывшие советские люди, сформировавшиеся в условиях светской марксистской идеологии, быстро осознали, что религиозные христианские ценности, свя­занные прежде всего с верой в Бога, увы, в современных условиях космического века «безбожно» устарели и не могут стать регуля­тивами поведения граждан России.


Список литературы


1.     Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Владос, 2001. – 261 с.

2.     Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее России). — М.: АНО РЖ «Соц.-гуманит. знания», 2003. — 276 с.

3.     Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии // Известия ВУЗ Северо-Кав­казский регион. - 1998. - №2. - С. 26-29

4.     Полосин B.C. Не превратить орла в одноглавого. Взгляд на новую госидеологию // Российская газета. - 1993, 2 марта. – С. 4-6.

5.     Ципко А.С. Как создаются идеологии // Независимая газета. - 2001, 1 июня. – С. 5.


[1] Ципко А.С. Как создаются идеологии // Независимая газета. - 2001, 1 июня. – С. 5.


[2] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Владос, 2001. – С.98.

[3] Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее России). — М.: АНО РЖ «Соц.-гуманит. знания», 2003. — С. 106.

[4] Полосин B.C. Не превратить орла в одноглавого. Взгляд на новую госидеологию // Российская газета. - 1993, 2 марта. – С. 4-6.


[5] Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии // Известия ВУЗ Северо-Кав­казский регион. - 1998. - №2. - С. 26-29