ВВЕДЕНИЕ


Государству для выполнения своих функций и задач необходимы определенные финансовые ресурсы. Основным источником фонда денежных средств страны  являются налоги. Правильное определение сумм налогов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджет государства, осуществляется посредством налогового контроля, являющего  важнейшим и неотъемлемой частью деятельности налоговых органов страны.

Налоговый контроль – это система мер со стороны государства, направленная на процесс правильности исчисления и уплаты налогов и сборов с юридических и физических лиц.

Налоговый контроль предусматривает проверку соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты платежей или ухода от уплаты налогов и обеспечения поступлений налоговых платежей  в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Основная нагрузка по осуществлению налогового контро­ля возлагается на систему органов Федеральной налоговой службы, наиболее эффективной формой налогового контроля для выполнения стоящих перед ним задач, является каме­ральная и выездная налоговая проверка, так как они основаны на изучении объ­ективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за  нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие.

Экономика страны не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги в полном размере. Поэтому выбранная тема диплом­ной работы, касающаяся инструмента государственного контроля, позволяю­щего

наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов, выявить организации, предприятия и индивидуальных предпринимате­лей, работающих в теневой экономике, актуальна в данный момент и будет актуальной в будущем.

Объектов исследования в дипломной работе будет деятельность инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ижевска.

Основная цель – оценка эффективности налогового контроля при системе налогообложения в виде единого налога на вменённый доход.

Для достижения цели дипломной работы будет рассмотрена система налогообложения Российской Федерации и теоретические аспекты налогового контроля, его сущ­ность и порядок проведения при разных режимах налогообложения, а также будет дана характеристика деятельности налоговой инспекции, представлена её организационно-правовая структура управления, а также оценены объёмы налоговых поступлений и задолженности по платежам.

В дипломной работе должна быть рассчитана  трудоемкость  налогового контроля при общей системе налогообложения и при системе налогообложения в виде едином налоге на вменённый доход, определена эффективность налогового контроля при этих режимах и  выработаны рекомендации по его совершенствованию.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1.1. Основы налогообложения в Российской Федерации


В современном понимании налог – это обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих ин на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований [2].

Для понимания  сущности каждого налога  необходимо выделить его элементы [2]. К важнейшим элементам налога относятся:

- субъект  налога – юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог, при определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога;

-  объект (предмет) налога – это имущество, прибыль, доход, стоимость работ и услуг, с которых в соответствии с законом с субъекта взимается налог;

- налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

- источник налога – доход субъекта налога, из которого взимается налог;

- налоговая ставка – размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы;

-          налоговый оклад – сумма налога, исчисляемая на весь объект налогообложения за определенный период времени, подлежащая внесению в соответствующий бюджет;

- налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончанию которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате;

- налоговая льгота снижение размера налогообложения или предоставление субъекту преимущества по отношению к другому плательщику налога.

Признаками налога являются:

- императивность – означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода государству, а в случае не выполнения обязанности последуют определенные законом санкции;

- смена формы собственности – означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства, обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

- безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределение отданной части своего дохода;

- легитимность – означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций [23].

Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества.

Функции налогов заключаются в следующем:

- фискальная – налоги являются доходом государства и формируют его основную доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти, она является основной;

- контрольная – характеризует количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставимость с  потребностями государства в денежных средствах;

- регулирующая – подфункция стимулирующего назначения  в налоговом регулировании  реализуется через систему льгот, цель которых сокращение  размера налоговых обязательств налогоплательщика, они могут быть разделены на изъятие, скидки, налоговый кредит. Подфункция  воспроизводственного назначения реализуется через систему налоговых платежей сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов.

Классификация налогов – это система их подразделения на группы по определенным признакам. В качестве признаков, характеризующие налоги, можно выделить следующие критерии [25].

По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на  налоги с юридических и с физических лиц.

В зависимости от механизма изъятия:

- прямые налоги, которые взимаются непосредственно с налогоплательщика;

- косвенные – это налоги в виде фиксированной надбавки к цене, которые перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога.

По объекту обложения выделяют налоги:

- с дохода;

- с имущества;

- за выполнение определенных действий;

- за пользование природными ресурсами и др.

Признак имеет стоимостную оценку, количественную и качественную характеристику, с наличием которых у налогоплательщика в соответствии с законом возникает обязанность по уплате налогов.

По динамике налоговых ставок различают следующие виды:

- равное налогообложение, т. е. для каждого субъекта  устанавливаются равная сумма налога не зависимо от доходов или имущественного положения;

- пропорциональное налогообложение – для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или доля  имущества;

- прогрессивное налогообложение – это когда налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы;

- регрессивное налогообложение  заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки.

По способу обложения налоги бывают кадастровые, декларационные, налично-денежные и безналичные.

По характеру использования выделяются общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).

В зависимости от уровня органа государственной власти, который устанавливает налог и распоряжается им, выделяют федеральные, региональные и местные.

Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу – изъятие налогов и сборов с субъекта налогообложения в  соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований [29].

В РФ общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении,  которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Законодательные органы субъектов РФ принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового кодекса и законов, принятых соответствующими законодательными органами данного субъекта.

Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение. Основным документом, определяющим систему налогообложения является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), состоящий и частей 1 и 2 [22].

НК РФ устанавливает порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложен принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. НК РФ раскрыты сущности видов налогов (федеральных, региональных и местных), а также раскрытию сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ. Он в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ.

Согласно законодательству РФ налоговая система является трехуровневой по исчислению (уплате) налогов и сборов.

В зависимости от классификации все налоги подразделяются на виды, они представлены в табл. 1.1, ставки которых определены не теоретическим методом, а волевым решением законодательных и исполнительных органов власти в процессе обсуждения на заседаниях и закреплены соответствующими законодательными актами. Кроме того, законодательными актами предусмотрено перераспределение налоговых ставок между различными территориальными образованиями, сто делает налоговую систему более сложной как в сфере законодательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов [23].

Таблица 1.1 Виды налогов в РФ и их налоговые ставки


Виды налогов и сборов РФ

Налоговые ставки

1

2

Федеральные налоги и сборы

1. Налог на добав­ленную стои­мость (НДС) (гл. 21 НК)

Устанавливается в размере от 0 до 18% от дохода субъекта налога (реализации товаров, работ, услуг и т. д.):

0%  -  на отдельные виды товаров, топлива, ГСМ, работ и услуг, связанных с перевозом через таможенную границу, добычей драгоценных металлов, перевозкой пас­сажиров и др.;

10% - при реализации продуктов, скота, товаров для детей, периодических изданий, медицинских товаров, лекарств и др.;

18%  -  при реализации товаров, работ и услуг, не указанных выше.

Налог полностью зачисляется в федеральный бюджет


2. Акцизы на отдельные виды товаров и минерального сырья

(гл. 22 НК РФ)

Определяется от реализованной (произведенной) стоимости или объемов товаров (работ, услуг) в размере: от 0 до 3639 руб. за единицу измерения, в зависимости от вида подакцизного товара (алкогольной продукции, табач­ных изделий, топлива, автомобилей и др.). 20-80% - при реализации алкогольной продукции, ввози­мой на территорию РФ.

3. Налог на при­быль (доход) организаций

(гл. 25 НК РФ)

Исчисляется из сумм налогооблагаемой прибыли в размере: от 0 до 24%. Из них:

а) для российских организаций:

24%  - на прибыль от доходов по основной деятельности, из которых 6,5% перечисляется в федеральный бюджет, 17,5% в бюджеты субъектов РФ, которую регионы могут понизить до 13,5%;

15% - по доходам, полученным по дивидендам от ино­странных организаций, по процентам отдельных видов ценных бумаг и облигаций;

9% - по доходам, полученным по дивидендам от россий­ских организаций и физических лиц, по процентам от­дельных видов ценных бумаг и облигаций;

0% - по доходам от процентов по отдельным видам об­лигаций и займов;

б) для иностранных организаций:

24%  -  на прибыль от основной деятельности;

20% -  на прибыль по отдельным источникам дохода (дивиденды, проценты, лизинговые операции и т. д.);

15% -  по доходам от дивидендов, полученных от российских организаций, от процентов по отдельным видам ценных бумаг и облигаций;

10% -  по доходам от аренды транспортных средств всех типов и видов;

9% - по доходам от процентов по отдельным видам ценных бумаг и облигаций;

0% - по доходам от процентов по отдельным видам облигаций и займов;

Налог засчитывается в федеральный бюджет, кроме пункта а) по ставке 24 %

Продолжение табл. 1.1


1

2

4. Налог на доходы

физических лиц

(гл. 23 НК РФ)


Исчисляется от всех видов доходов субъекта налога от 13 до 35%, в том числе:

13% - от общей суммы дохода за отчетный период с учетом льгот, вычитаемых из налогооблагаемой базы в размерах;

стандартных вычетов - от 300 до 3000 р.;

социальных вычетов - 50000 р. на каждого ребенка, обучающегося в вузе;

имущественных вычетов - 125 000 до 1 000000 р.;

профессиональных вычетов - от 20 до 40% от расходов, которые не подтверждаются документально;

13% - облагается налогом, если используется заемные средства под строительство жилья;

35% - от суммы дохода за выигрыши, призы, страховые выплаты по договорам и вкладам в банки;

30%  - от доходов, субъектов налога, не являющихся налоговыми резидентами;

9 %  -  от доходов долевого участия в деятельности организации, полученных в виде дивидендов или в виде процентом по облигациям.

Налог целиком зачисляется в бюджет субъекта РФ


5. Единый

социальный налог (ЕСН)

(гл. 24 НК РФ)


Исчисляется от общей годовой суммы выплат работником организаций или сумм дохода индивидуальных предпринимателей, адвокатов и сельскохозяйственных товаропроизводителей, приходящихся на одного работники и распределяются в федеральный бюджет, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования РФ.

Для организаций налоговая ставка равна 26%, если налоговая база не превышает 280000 р., из которых:

20 % - перечисляется в федеральный бюджет;

2,9% - в фонд социального страхования РФ;

1,1% - в феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования;

2% - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

- налоговая база от 280001 до 600000 р., налоговая ставка составляет 72800 р. + 10 % с суммы превышающей 280000 р.

(56000 р. + 7,9 %) - перечисляется в федеральный бюджет;

(8120 р. + 1 %) - в фонд социального страхования РФ;

1,1% - в феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования;

2% - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

- налоговая база свыше 600000 р. налоговая ставка равна             104800 р. + 2 % с суммы, превышающей 600000 р.

(81280 р. + 2 %)  - перечисляется в федеральный бюджет;

11320 р. - в фонд социального страхования РФ;

5000 р. - в феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования;

7200 р. - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.



Продолжение табл. 1.1


1

2


Для индивидуальных предпринимателей налоговая ставка равна 10 %, %, если налоговая база не превышает 280000 р., из которых:

7,3 % - перечисляется в федеральный бюджет;

0,8 % - в феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования;

1,9 % - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

- налоговая база от 280001 до 600000 р., налоговая ставка составляет 28000 р. + 3,6 % с суммы превышающей 280000 р.

(20440 р. + 2,7 %) - в фонд социального страхования РФ;

(2240 р. + 0,5 %) - в феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования;

(5300 р. + 0,4 %) - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

- налоговая база свыше 600000 р. налоговая ставка равна             39520 р. + 2 % с суммы, превышающей 600000 р.

(29080 р. + 2 %)  - перечисляется в федеральный бюджет;

3840 р. - в феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования;

6600 р. - в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

 

6. Государственная пошлина

(гл. 25.3 НК РФ)


 Устанавливается однократно в зависимости от субъекта налога и оказываемой услуги:

- по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, ставки установлены в размерах от 100 до 20 000 р., которая может быть снижена на 50% в зависимости от вида услуги;

- по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, ставки установлены в размерах от 100 до 100 000 р., которая может бить понижена на 50% в зависимости от вида услуги;

- по делам, рассматриваемым в конституционных судах, ставка установлена в размере от 200 до 4500 р.;

- при совершенствовании нотариальных действий, ставки установлены в размерах от 20 до 1млн. р.;

- при государственной регистрации актов гражданского состояния ставки установлены в размере от 100 до 500 р.;

- при совершении действий по приобретению гражданства и выезду (въезду) за пределы РФ - от 10 до 3000 р.;

- при совершении действий государственными учреждени­ями ставки установлены в размере от 20 до 100 тыс. р.








Продолжение табл. 1.1


1

2

7. Сбор за право

пользования

объектами

животного мира

и водными

биологическими

ресурсами

(гл. 25.1 НК РФ) 

Ставки сбора за каждый объект животного мира, в зависи­мости от вида, установлены в размере от 20 до 15 000 р.,  при изъятии молодняка (до 1 года возрастом) диких копытных, ставки уменьшаются на 50%. Ставки могут быть равны 0%, если пользование такими объектами осуществляются в целях охраны здоровья населения, регулирования видового состава.

Ставки сбора за каждый объект (тонну) водных биоресурсов установлены с учетом района водного бассейна и вида ресурса в размере от 20 до 100 000 р., а за одно млекопитающее - от 150 до 30 000 р., ставка может быть равна 0%, если пользование такими водными ресурсами осуществляется в целях охраны здоровья населения, регулирования видов.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира уплачивается непосредственно при получении лицензии, и за пользование объектами водных биоресурсов уплачивается в виде разового 10% взноса при получении лицензии, а остальные 90% в виде регулярных взносов в течение срока действия лицензии. Вся сумма сборов поступает в федеральный бюджет


Водный налог

(гл. 25.2 НК РФ)

Ставка налога за забор 1 тыс. куб. м воды для технологических нужд из поверхностных водных объектов установлена в размере от 246 до 480 р. Из подземных водных объектов - от 300 до 678 р. в зависимости от бассейна озера, реки и экономического района, морской воды от 4,32 до 14,88 р.

Ставка налога при использовании акватории рек и морей установлена в размере от 14,04 до 49,8 руб. за 1 кв. км в год с учетом акватории морского бассейна и экономического района. Ставка налога для целей гидроэнергетики установлена в размере от 4,8 до 13,7 р. за 1 тыс. кВт-ч.

Ставка налога при использовании водных объектов для лесо­сплава установлена в размерах от 1183,2 до 1705,2 р. за 1 тыс. куб. м. сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава. Вся сумма налога поступает в федеральный бюджет


Налог на добычу

полезных

ископаемых

(гл. 26 НК РФ)


Ставки налога за добычу полезных ископаемых установлены в размере от 0 до 17,5 от налогооблагаемой базы:

0% - при добыче попутного газа, подземных вод, минеральных и др.;

3,8% - при добыче калийных солей;

4% - при добыче торфа, каменного угля и сланцев;

5,5% - при добыче радиоактивных металлов, горно-химического сырья, бокситов и др.;

6% - при добыче неметаллического сырья, битумных пород; 6,5% - при добыче сырья, содержащего драгоценные металлы; 7,5% - при добыче минеральных вод;

8% - при добыче руд цветных и редких металлов, алмазов и др.;

16,5% - при добыче углеводородов и нефти;

17,5%  - при добыче газового конденсата;

135 р. - за добычу 1 тыс. куб. м газа.

Сумма налога засчитывается в федеральный бюджет

Продолжение табл. 1.1


1

2

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

(гл. 30 НК РФ)


Налогоплательщиками являются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества за налоговый период и определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величины остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца и первое число следующего за ним месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. Налоговым периодом признается год. Налоговая ставка устанавливается в размере 2,2 % от среднегодовой стоимости имущества.


Транспортный налог

(гл. 28 НК РФ)


Устанавливается НК РФ и законом субъекта РФ в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости и категории средства в расчете на 1 л.с. мощности двигателя, одну регистрационную тонну или единицу транспортного средства и устанавливается в размере от 5 до 200 р., которые могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в 5 раз


Налог на игорный бизнес

(гл. 29 НК РФ)


Устанавливается в определенном размере за один игорный стол, автомат, кассу тотализатор. Например, от 2500 до 7500 р. за один автомат

Местные налоги

Налог на имущество физических лиц (закон РФ от 09.12.1991 г.

№ 2003-1) [7]

Налогоплательщиками являются физические лица, которые имеют в собственности имущество, это могут быть жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, а также иные строения, помещения и сооружения. Исчисление налога производится налоговыми органами, по месту нахождения имущества. Сумма налога рассчитывается на основании инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на первое января  каждого года. Ставки устанавливаются в размере от 0,1 % до 2 %.

Стоимость имущества:

до 300000 р. – ставка 0,1 %;

от 300000 – 500000 р. – ставка от 0,1 – 0,3 %;

свыше 500000 р. – ставка от 0,3 – 2 %.


Земельный налог (гл. 31 НК РФ)

Устанавливается НК РФ и законодательными актами органов местного самоуправлении в размере от 0,3 до 1,5 % от кадастровой стоимости земли, скорректированной на индекс дефлятор







Окончание табл. 1.1


1

2

Специальные налоговые режимы

Единый сельскохозяйственный налог

(гл. 26.1 НК РФ)


Ставка налога исчисляется от налоговой базы в размере 6% от суммы денежных доходов сельскохозяйственной продук­ции и выращенной рыбы, уменьшенной на величину расхо­дов и величину убытков (но не менее чем на 30%). Сумма налога засчитывается в федеральное казначейство


Единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ)

Ставка налога установлена в размере 15% от величины вме­ненного дохода, получаемого организациями и индивидуальными предпринимателями от предпринимательской дея­тельности, и засчитывается в федеральное казначейство


Налогообложение при упрощенной системе налогообложения (гл. 26.2 НК РФ)

Ставки налога установлены в размере 6% от суммы денежных доходов или 15 % от суммы доходов с учетом ее уменьшения на величину расходов, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями. Сумма налога засчитывается в федеральное казначейство

Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции

(гл. 26.4 НК РФ)

Инвестор уплачивает все виды налогов, предусмотренных РФ, в т. ч. плату за негативное воздействие на окружаю­щую среду и таможенные сборы. Инвестор может освобождаться от некоторых региональных и местных налогов. Ставки налогов установлены НК РФ в размерах, приведен­ных выше за исключением:

- налоговая станка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 руб. за 1 т. с учетом коэффициента динамики мировых цеп на нефть; при этом она уменьшается на 50% до момента достижения предельного уровня коммерческой добычи неф­ти и газового конденсата, установленного соглашением;



Принципов, как и требований к построению системы на­логообложения, можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие [27].

Принцип единства или единой законодательной и нор­мативно-правовой базы на всем экономическом пространстве государства означает:

- все налоги (сборы, пошлины) вводятся и отменяются только органами государственной власти с законодательным определением полномочий каждого уровня власти;     

- единство подхода к построению налоговой системы или вопросам налогообложения, включая законодательную и нормативно-правовую базу, единую для всех налогоплательщи­ков на всем экономическом пространстве государства. Например, получение налоговых льгот, защиту законных интере­сов налогоплательщиков, действие одних и тех же законов, налоговых ставок, тарифов и т. д.

Принцип стабильности налогового законодательства предполагает невнесение изменений, поправок, дополнений или новых налогов в течение определенного времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания.

Построение стабильной налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех элементов способствует разграничению функций органов государственной власти, обеспечивает федеральный, региональный и местный бюд­жеты гарантированными налоговыми источниками доходов в течение периода нахождения налоговой системы в ста­бильном состоянии.

Принципы рациональности и оптимальности построения налоговой системы: если принцип рациональности системы означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности, то принцип оптимальности означает, что из всех разумных вариантов систем самой наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям, является только одна, которая соответствует критерию оптимальности. В качестве критериев могут выступать, например, следующие требования: налоговая система должна иметь минимальное или оптимальное количество элементов в своем составе, при которых она обеспечивает максимум или оптимальность соби­раемости налогов в бюджет соответствующего территориаль­ного   образования.

Принцип организационно-правового построения и функционирования налоговой системы характеризует разграничение полномочий                    (прав и обязанностей)    между    различными уровнями и органами власти по

установлению и взиманию платежей при приоритете норм, установленных налоговым законодательством или высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню:  территориального образования. В соответствии с  данным принципом в. налоговом законодательстве четко определяются функции каждого  элемента налоговой системы.

Принцип единоначалия  или централизации управления налоговой системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего уровня, предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, т, е. объединение всех  элементов входящих в налоговую систему (министерств и ведомств), в единую систему с единым органом управления. Согласованность же действий министерств, служб, фондов России, на которые возложены задачи по сбору налогов, сбо­ров и других платежей, определена только в сфере разгра­ничения функций.

Принцип максимальной эффективности налоговой си­стемы заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности или экономичности структуры системы.

Принцип целевого поступления налогов и сборов в бюджет соответствующего территориального образования в со­ответствии  с законом о налогах и сборах означает,  что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы (федерального, регионального, местного) осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расхо­дов.

Основное назначение данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целевом поступлении или расходовании налоговых средств, сколько в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первооче­редных задач и целевых программ, предусмотренных плана­ми развития государства и общества, т. е. в первую очередь на повышение уровня жизни общества.

1.2. Налоговый контроль


Налоговый контроль одна из составляющих общей системы финансового контроля, действующей в РФ. Государственный финансовый контроль основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, законодательных актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления [22]. Финансовый контроль включает:

- бюджетно-финансовый контроль;

- налоговый контроль;

- таможенный и валютный контроль;

- ведомственный и внутрихозяйственный контроль.

Остановимся более подробно на организации, инструмен­тах, формах и методах налогового контроля.

Налоговый контроль направлен на проверку своевременного и полного выполнения хозяйствующими агентами и физически­ми лицами своих налоговых обязательств перед государством

Основная нагрузка по осуществлению налогового контро­ля возлагается на систему органов Федеральной налоговой службы (ФНС). Основными задачами, возложенными на Службу, являются:

- контроль за соблюдением налогового законодательства, за пра­вильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесе­ния в соответствующий бюджет государственных налогов и иных обязательных платежей;

- учет налогоплательщиков (по категориям, территориям, видам налогообложения, роду деятельности);

- учет поступления налогов по категориям и другим критериям;

- анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам;

- информирование органов власти о поступлении налогов, за­числяемых в соответствующие бюджеты;

- совершенствование функционирования системы налогообло­жения (законодательная инициатива, методические разработ­ки, информационное обеспечение, взаимодействие с органами власти в части исполнения налогового законодательства);

- информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение системы налогообложения.

Система органов ФНС строится по иерар­хическому принципу с учетом административно-территори­ального деления на территории страны. Каждый уровень этой системы и ее составляющие имеют свои функции и спе­цифику.

В зависимости от стадии проведения налогового контроля выделяют:

а) предварительный налоговый контроль;

б) текущий налоговый контроль;

в) последующий налоговый контроль.

В зависимости от объема контролируемой деятельности объекта налогового контроля (организаций или физических лиц) выделяют:

а)  комплексный налоговый контроль;

б)  тематический (специальный) налоговый контроль

В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов выделяют:

а)  сплошной налоговый контроль;

б)  выборочный налоговый контроль.

В зависимости от графика проведения контрольных меропри­ятий выделяют:

а)  плановый налоговый контроль;

б)  внеплановый налоговый контроль.

В зависимости от подведомственности и подчиненности на­логовых органов, осуществляющих налоговый контроль, выделяют.

а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органа­ми, в которых налогоплательщик состоит на учете;

б)  налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими на­логовыми органами в порядке контроля за деятельностью нало­гового органа, проводившего проверку.

В зависимости от источников данных и места проведения мероприятий налогового контроля выделяют:

а)  камеральная налоговая проверка;

б)  выездная налоговая проверка [25].

Налоговая проверка является важнейшим инструментом налого­вого контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить соблюдение налогоплательщиком (плательщиком сбо­ра) требований законодательства о налогах и сборах.

Камеральные налоговые проверки являются основным видом налогового контроля, их роль и значение из года в год возрастают. Эти проверки проводятся по местонахождению налогового органа на основе деклараций. Таким проверкам подвергаются все деклара­ции, представляемые плательщиками. Камеральная проверка - важ­нейший этап налогового контроля, на основе которого проводится рациональный отбор плательщиков для проведения выездных про­верок. Однако налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика сведения, получить объяснений и документы, подтверждающие правильность исчислен им и уплаты налогов. Этапы налогового контроля представлены на рис. 1.1 [20].

 Первый этап – это принятия и обработка деклараций. Принятие деклараций и бухгалтерской отчетности проводится сотрудниками отдела ра­боты с налогоплательщиками. Датой их представления считается дата фактического представления в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения [30].



Рис. 1.1. Этапы налогового контроля при общем режиме налогообложения

Декларации и бух­галтерская отчетность могут быть представлены плательщиком в налоговый орган:

- на бумажных но­сителях - лично или через представителя но доверенности;

- на бу­мажных носителях по почте, заказным письмом с описью вложе­ний;

- в электронном виде - на магнитном носителе (дискете) с подтверждением информации на бумажном носителе;

- по телеком­муникационным каналам связи.

Декларации, поступившие по почте, после регистрации конвертов в отделе финансового и общего обеспечения (общем отделе) в тот же день передаются в отдел работы с налогоплательщиками для дальнейшей обработки и регистрации.

На стадии принятия документы подвергаются визуальному конт­ролю на наличие следующих реквизитов: полного наименования плательщика (фамилия, имя, отчество физического лица, дата его рождения); идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), кд причины постановки (КПП) (для юридических лиц); периода, за который представляется документация; подписей лиц, уполномоченных под­тверждать достоверность и полноту сведений документации (руко­водителя и главного бухгалтера организации-плательщика) или его представителя.

В случае отсутствия какого-либо из вышеуказанных реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками должен в устной форме предупредить плательщика об этом и предложить внести необходимые изменения (этап 1а).

При отказе плательщика (его представителя) внести необходи­мые изменения на стадии приема, а также в случае представления документации по почте и отсутствия в них какого-либо из рекви­зитов отдел работы с налогоплательщиками в трехдневный срок с даты регистрации должен письменно уведомить плательщика о необходимости представления им документа по установленной форме.

Не позднее следующего рабочего дня с даты принятия документа­ция подлежит регистрации должностными лицами отдела работы с налогоплательщиками с использованием программного обеспечения. В случае отсутствия технических возможностей для автоматизации процесса регистрации документации их регистрация осуществля­ется в журнале регистрации.

При невозможности идентифицировать представленные до­кументы (отсутствие или нечеткое заполнение реквизитов), они ре­гистрируются как невыясненные и остаются в отделе работы с на­логоплательщиками для принятия мер по их идентификации и уведомлению в трехдневный срок плательщика о необходимости представления им документа по форме, утвержденной для данного документа.

После регистрации в этот же день документы формируются в пачки по виду отчетности с реестрами и передаются в отдел ввода и обработки данных (2 этап). Работники отдела ввода и обработки данных осуществляют ввод данных в автоматизированную информационную систему «Налог» (АИС «Налог»):

- не позднее пяти рабочих дней - данные, отражающие суммы налогов, подлежащие уплате в бюджет по данным плательщика, в карточки расчета с бюджетом;

- не позднее десяти рабочих дней - показатели, обязательные для ввода в АИС «Налог», утвержденные в установленном по­рядке. До их утверждения вводу подлежат показатели, исполь­зуемые в контрольных соотношениях, разработанные «О единых требованиях к описанию контрольных соотношений показателей налоговых деклараций для настройки шаблонов авто­матизированной камеральной налоговой проверки и форм рас­четной части налоговых деклараций».

Данные плательщиков вводятся в АИС «Налог» в полном объеме в течение пяти рабочих дней, следующих за днем их получения. По окончании процедуры ввода на документах проставля­ется дата ввода и подпись сотрудника, осуществившего ввод данных.

В случаях невозможности ввода данных, ввиду допущенных ошибок отделом по работе с налогоплательщиками при приеме документов, работник отдела ввода и обработки данных оформ­ляет реестр не введенных в АИС «Налог» документов и пере­дает его с этими документами в отдел работы с налогоплатель­щиками для принятия мер по устранению указанных ошибок, а также копию реестра в отдел камеральных проверок для сведения (этап 2а).

Работник отдела работы с налогоплательщиками после устране­ния ошибок формирует документы в пачки и передает в отдел ввода и обработки данных. Работники отдела ввода и обработки данных ежедневно форми­руют протоколы ошибок взаимоувязки показателей деклараций и бухгалтерской отчетности и при необходимости их распечатыва­ют. Эти протоколы составляются в автоматизированном режиме и используются отделом камеральных проверок.

Следующий третий этап это – передача  документов из отдела ввода и обработки данных в отдел финансового и общего обеспечения, в ко­тором осуществляется хранение отчетности, где представленные документы подшиваются в дела плательщиков.

На четвёртом этапе происходит камеральная проверка, которая выполняется должностными лицами на­логового органа в течение трех месяцев. Отделы камеральных проверок все больше применяют автоматизированные способы проверки деклараций.

Основными этапами камеральной проверки являются: проверка полноты представления плательщиком отчетности; визуальная про­верка правильности их оформления - полнота и четкость заполне­ния всех необходимых реквизитов; проверка своевременности пред­ставления налоговой отчетности. Обычно эти проверки, как указывалось выше, проводятся на стадии принятия налоговых декларации, затем проверяется правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет; проверка обоснованности ставок и налоговых льгот.

Через шесть дней после установленного срока представления деклараций отдел камеральных проверок осуществляет сверку пла­тельщиков, обязанных их сдать и фактически их представивших, затем на основании письменного уведомления вызывает платель­щика для дачи пояснений о непредставлении деклараций в установ­ленный срок. По истечении двух недель после установленного сро­ка представления деклараций в течение трех рабочих дней осуществляется повторная сверка, после чего в отношении платель­щиков, не представивших декларации, принимается решение о при­остановлении их операций по счетам в банке. Это решение направ­ляется банку с одновременным уведомлением плательщика. После представления декларации налоговый орган в течение одного опе­рационного дня принимает решение об отмене приостановления операций по счетам плательщика в банке.

Главным в проверке является правильности исчисления налого­вой базы, для чего проводится анализ, включающий в себя: про­верку логической связи между отдельными отчетными и расчет­ными показателями; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчет­ного периода. Проверяется и соответствие показателей бухгал­терской отчетности и деклараций данным о финансово-хозяй­ственной деятельности плательщика, полученным из других источников, - об объемах потребления электро- и теплоэнергии, водных, сырьевых и других материальных ресурсов. Сопостав­ляется также динамика показателей отчетности организаций со средними данными по аналогичным организациям: ежекварталь­но по крупнейшим и основным плательщикам и ежегодно по всем остальным.

При необходимости плательщик вызывается для дачи поясне­ний на основании письменного уведомления, от него потребуются дополнительные сведения, документы, для чего ему направляется требование. Все запросы налогового органа должны быть направ­лены в сроки, позволяющие получить ответы на них до окончания срока проведения камеральной проверки.

Если при камеральной проверке выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщается плательщику с требованием внести исправления в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

По окончании камеральной проверки декларация подписыва­ется на титульном листе должностным лицом, проводившим про­верку, с указанием даты ее проведения. Если декларация передана по каналам связи и при проверке установлено налоговое правона­рушение, то декларация распечатывается и также подписывается.

Отдел камеральных проверок не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения решения направляет его в отдел ввода для отражения в карточках расчета с бюджетом (КРСБ) налогов, пеней и санкций (этап 4а), а копии данных реше­ний - в отдел урегулирования задолженности (5 этап). На основании реше­ния плательщику в десятидневный срок направляется требование об уплате сумм налога, пеней, санкций. Это требование и копия реше­ния вручаются плательщику под расписку или же направляются по почте заказным письмом и считаются полученными по истечении шести дней после их отправки.

При установлении фактов нарушения сроков представления дек­ларации, непредставлении сведений, неисполнения банком решения о приостановлении операций по счетам плательщика, грубого нару­шения правил ведения бухгалтерского учета отдел камеральных про­верок составляет протокол об административном правонарушении и вызывает на основании письменного уведомления плательщика для ознакомления с протоколом. Протокол не позднее следующего дня после составления по реестру передается в юридический отдел (этап 8).

Если по результатам проверки выявлены обстоятельства, сви­детельствующие о совершении налогового правонарушения, должност­ным лицом составляется докладная записка на имя, руководителя налогового органа с предложениями по привлечению к налоговой ответственности, отказу в привлечении к ответственности, о прове­дении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Не позднее двухнедельного срока до окончания срока проведе­ния камеральной проверки докладная записка и материалы провер­ки передаются в юридический отдел для подготовки проекта реше­ния. Решение же выносится руководителем налогового органа не позднее последнего дня срока, установленного для проведения ка­меральной проверки. В решении налогового органа о привлечении плательщика к ответственности содержатся обычно предложения по уплате сумм: неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, пеней, санкций.

Принятие решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля допускается на основании письменного раз­решения вышестоящего налогового органа. Для получения разре­шения налоговый орган, проводящий проверку, не позднее десяти дней срока до окончания установленного срока проверки направляет в вышестоящий налоговый орган по электронной почте соответ­ствующее письмо.

Работники отдела ввода и обработки данных при получении вы­несенных решений, как по камеральным, так и по выездным провер­кам не позднее пяти рабочих дней обеспечивают отражение в КРСБ сумм налогов, пеней, санкций. По решениям, по которым имеются вступившие в законную силу судебные акты, изменения вносятся в КРСБ не позднее трех дней со дня поступления (регистрации) су­дебного акта.

В случае автоматизированного формирования реше­ния в отделе, который проводит проверки, после его утверждения суммы налогов, пеней, санкций автоматически отражаются в КРСБ.

Выездные налоговые проверки (этап 9) могут проводиться в отноше­нии организаций и индивидуальных предпринимателей. Вы­ездная налоговая проверка (иногда называется документаль­ной) проводится на основании решения руководителя нало­гового органа или его заместителя.

При выездной налоговой проверке изучаются полнота и своевременность исчисления, удержания и перечисления нало­гов налогоплательщиками или налоговыми агентами на основе использования имеющихся у налогоплательщика или налогово­го агента данных учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, включая первичные учетные документы.

Выездная проверка проводится по утверждаемому на год плану с выходом на предприятие и изучением всех докумен­тов, относящихся к предмету проверки. Один и тот же налого­плательщик проверяется не чаще одного раза в год. В первую очередь проверкам подвергаются организации, получившие прибыль в значительных размерах, а также те организации, которые, наоборот, допустили убыток. Кроме того, подлежат проверке организации и предприниматели, допускающие гру­бые нарушения налогового законодательства и правил веде­ния бухгалтерского учета.

Как правило, выездные проверки заранее планируются, к ним готовятся. Особое внимание уделяется процессуальным вопросам проверки, оформлению результатов и вынесению решений. В соответствии с законом РФ «О налоговых органах Россий­ской Федерации» предусмотрена периодичность выездных про­верок юридических лиц - не менее одного раза в два года [19].

На основании письменного решения руководителя налогового органа проверка может не про­водиться в случаях:

- если плательщик своевременно представляет документы, необ­ходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и других обяза­тельных платежей;

- если последняя проверка не выявила нарушений налогового за­конодательства;

- если увеличение размера имущества или иного объекта налого­обложения организаций документально подтверждено;

- если отсутствуют документы и информация, ставящие под сомне­ние происхождение средств налогоплательщика, или свидетельствующие о наличии нарушений налогового законодательства.

Во многих случаях перед проведением проверок проверяющие изучают всю информацию о плательщике, его обособленных под­разделениях, наличии счетов в банках, недвижимого имущества и транспортных средств, объемах потребленной электрической и тепловой энергии, других материальных ресурсах и ее анализ в со­поставлении с бухгалтерской отчетностью, отражающей объемы производства и реализации продукции.

При принятии решения о назначении проверки учитываются тре­бования, установленные НК РФ:

- не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более проверок плательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период. Проверки филиалов или представи­тельств плательщика могут проводиться независимо от проведе­ния проверок самого плательщика;

- проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликви­дацией организации, а также вышестоящим налоговым орга­ном в порядке контроля за деятельностью налогового органа назначается независимо от времени проведения предыдущей проверки;

- запрещается назначение повторных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным плательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением двух случаев:

если проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией  организации – налогоплательщика;

если проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке проверки и контроля за деятельностью того налогового  органа, который проводил проверку.

Эти два вида выездных проверок могут проводится независимо от времени проведения плановой проверки налогоплательщика территориальным налоговым органом.

Проверкой  могут быть охвачены только три календарных года   деятельности   налогоплательщика,   непосредственно предшествующих году проведения проверки. При этом возможно осуществление любых   следующих   процессуальных действий,  предусмотренных НК РФ:

- изъятие документов;

- осмотр территории,  помещений налогоплательщика,  а также документов и предметов;

- истребование документов. В этом случае документы представляются в виде должным образом заверенных копий;

- выемка предметов и документов, при этом не допускается выемка документов и предметов в ночное время;

- назначение экспертизы;

- привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении контроля.

По окончании выездной налоговой проверки, проверяю­щий должен составить справку о проведенной проверке, в ко­торой фиксируется предмет проверки и срок ее проведения. Если по результатам налоговой проверки акт не составлен, то считается, что проведенная проверка не выявила каких-ли­бо нарушений. Если же допущены нарушения, то  проверки оформляются актом (не позднее двух ме­сяцев после составления справки), который передается в юридический отдел. В акте излагаются все на­рушения с классификацией их в соответствии с действующим на момент допущения нарушения законодательством. В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, которые были выявлены в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению нарушений и применению санкций.

По результатам рассмотрения акта руководитель органа должен вынести решение:

- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственнос­ти за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой от­ветственности за совершение налогового правонарушения;

- о проведении дополнительных мероприятий налогового кон­троля.

После принятия решения по акту информация о начисленных суммах налогов и штрафов передается в отдел ввода и обработки данных для занесения сумм в КРСБ (этап 10) и в отдел урегулирования задолженности, для отслеживания поступлении по начисленным суммам (этап 11).

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предло­жениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получе­ния акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные мотивированные возражения по акту в це­лом или по его отдельным положениям. По результатам проверки составляется заключение о перепровер­ке акта документальной проверки. Если после повторной проверки снова были выявлены нарушения, то акт передается в юридический отдел для дальнейшего его рассмотрения в суде (этап 12).

Налоговым правонарушением в соответствии со НК РФ признается «виновно совершенное противоправное (в на­рушение законодательства о налогах и сборах) деяние (дейст­вие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность».

НК РФ выделяет виды налоговых правонарушений и устанавливает за них меры ответственности.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое  несвоевременное  или  неправильное  отраженно   на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных oопераций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

НК РФ выделяет несколько условий, при которых лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения:

- отсутствие события налогового правонарушения. Это означает отсутствие в действиях (бездействии) лица противоправности, те  нарушении норм законодательства;

- отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.  В соответствии со НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное действие умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее:

- осознавало противоправный характер своих действий (бездействия);

- желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности в следующих случаях:

- если лицо  совершившее, не осознавало противоправности своих действий (бездействия) либо вредный характер, либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий, хотя должно было и могло осознавать;

- при совершении деяния, содержащего признаки налогового правонарушении физическим лицом, не достигнувшим  к моменту совершения действия шестнадцатилетнего возраста;

- при истечении срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. истечении трех лет со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течении которого было совершено это правонарушение.

1.3. Особенности налогового контроля при режиме в виде единого налога на вменённый доход

 

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Названный специальный налоговый режим применяется с 1 января 2003 г. и регулируется НК РФ, которая заменила действовавший до указанной даты Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» [4]. И теперь этот, по сути, региональный налог стал специальным налоговым режимом.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный до­ход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), установленная НК, вводится в действие законами субъектов РФ [6] и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством о налогах и сборах. Данный налог может применяться по решению субъекта РФ в от­ношении следующих видов предпринимательской деятельности:

- оказа­ния бытовых услуг; оказания ветеринарных услуг;

- оказание ветеринарных услуг;

- оказания услуг по ремонту,  техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

- хранение автотранспортных средств на платных стоянках;

- оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуати­рующими не более 20 транспортных средств;

- розничной торговли, осуществляемой через магазины и па­вильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м;

- розничной торговли, осуществляемой через палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

- оказания услуг общественного питания, осуществляемых при ис­пользовании зала площадью не более 150 кв. м;

- организация общественного питания  через объекты общественного питания;

- распространение, размещение рекламы через табло, щиты,  наружной рекламы на автобусах, троллейбусах, автомобилях;

 - гостиничный бизнес (общая площадь спальных помещений не более 500 кв. м;

- оказание услуг по передаче во временное пользование, владение стационарных рабочих мест на рынке не имеющих зала обслуживания;

- разносная торговля.

Налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен единый налог на вмененный доход, предпринима­тельскую деятельность, облагаемую единым налогом [2].

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Уплата организациями ЕНВД предусматривает замену уп­латы:

- налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, получен­ной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым нало­гом);

- налога с продаж (в отношении операций, осуществляемых в рам­ках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

- налога на имущество организаций (в отношении имущества, используе­мого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой еди­ным налогом);

- единого социального налога (в отношении выплат, про­изводимых физическим лицам в связи с ведением предприниматель­ской деятельности, облагаемой единым налогом) [2].

Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД пре­дусматривает замену уплаты:

- налога на доходы физических лиц (в отно­шении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

- налога с продаж (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, обла­гаемой единым налогом);

- налога на имущество физических лиц (в отно­шении имущества, используемого для осуществления предпринима­тельской деятельности, облагаемой единым налогом);

- единого пищального налога (в отношении доходов, полученных от предприни­мательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, про­изводимых физическим лицам в связи с ведением предприниматель­ской деятельности, облагаемой единым налогом) [2].

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, признаются налогоплатель­щиками налога на добавленную стоимость в отношении налога на добавлен­ную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Исчисление и уплата иных нало­гов и сборов, не указанных выше, осуществляются налогоплательщика­ми в соответствии с общим режимом налогообложения.

Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитывае­мая как произведение базовой доходности по определенному виду пред­принимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

                                 ВДкв = (),                           (1.1)

где  ВДкв – вмененный доход за квартал;

       i – порядковый номер месяца в квартале;

       Бдi – базовая доходность (см. прил. 1);

       Фi – количество физических единиц в i-м месяце;

К1 – коэффициент - дефлятор соответствующий изменению потребительских цен на товары (работы, услуги) [6,8];

К2 – коэффициент, который устанавливают местные законодательные органы власти.

В  г. Ижевске  ,                                                      (1.2)

где  А1 – коэффициент, который учитывает ассортимент товаров (работ, услуг) (прил. 2) [10];

         А2 – коэффициент, учитывающий место ведения предпринимательской деятельности (прил. 3) [10].

Налоговый период признается квартал. Уплата налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа  первого месяца следующего налогового периода.

Ставка  ЕНВД устанавливается 15 % величины вмененного дохода. 

Налоговый контроль при ЕНВД представлен на схеме рис. 1.2 [30].

Декларация подается в отдел работы с налогоплательщиками, где визуально  проверяется (этап 1). Если в налоговой декларации при заполнении были допущены ошибки, её отдают налогоплательщику для корректировки (этап 1а).

На следующий день декларация с реестром передается в отдел ввода и обработки данных (этап 2). В отделе ввода и обработки данных не позднее двух рабочих дней  с даты регистрации в налоговом органе осуществляют ввод данных. В тех случаях, если в декларации есть неточности, они возвращаются в отдел работы с налогоплательщиками для исправления (этап 2а) [30].



Рис. 1.2. Этапы налогового при едином налоге на вменённый доход

Отдел ввода и обработки данных передает декларацию в отдел общего обеспечения на хранение в архиве (этапы 3, 3а).

На четвертом этапе декларация поступает в отдел камеральных проверок, где  через шесть дней после установленного срока предоставления деклараций проверяется правомерность применения ЕНВД плательщиками, осуществляю­щими деятельность в сферах розничной торговли и общественного питания через объекты организации торговли (общественного пи­тания), имеющие торговые залы (залы обслуживания посетителей), а также в сфере оказания автотранспортных услуг (ограничения по площади торгового зала и зала обслуживания посетителей, а также по количеству автомобилей (транспортных средств), используемых для перевозок пассажиров и грузов):

- правомерность применения плательщиками, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли, тех или иных физи­ческих показателей базовой доходности, предусмотренных Налогового кодекса;

- правильность определения физических показателей базовой до­ходности «количество работников, включая индивидуального предпринимателя», «количество транспортных средств, ис­пользуемых для перевозки пассажиров и грузов», «площадь тор­гового зала», «площадь зала обслуживания посетителей», «пло­щадь стоянки», «площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы», «площадь инфор­мационного поля световых и электронных табло наружной рек­ламы»;

- полнота и своевременность уплаты ЕНВД, а также иных нало­гов, не перечисленных в Налогового кодекса;

- порядок подтверждения фактического числа физических пока­зателей базовой доходности, используемых плательщиками при исчислении ЕНВД;                                                 

- ведение учета показателей, необходимых для исчисления ЕНВД (порядок и формы ведения учета).

Отдел камеральных проверок  выносит решение о суммах налога, пений и санкций.  Не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения решения  отдел камеральных проверок передает решение и декларацию  в отдел ввода и обработки данных для отражения КРСБ налогов, пеней и санкций (этап 4 а). Копии решений из отдела камеральных проверок поступают в отдел урегулирования задолженности, который отслеживает поступление денежных средств в бюджет по   требованиям об уплате налогов, пений и санкций. Требования посылаются налогоплательщику в десятидневный срок, вручаются они  плательщику под расписку или же направляются по почте заказным письмом.

Налоговый контроль при ЕНВД заменяет четыре налога, которые уплачиваются при общем режиме налогообложения.

Налог на добавленную стоимость (НДС), декларации по данному налогу могут быть представлены по нескольким ставкам [29]:

- 0 %, предоставляются ежеквартально не позднее 20 числа месяца следующего за истекшим кварталом;

- 10 %, предоставляются один раз в месяц;

- 18 %, предоставляются один раз в месяц.

Все декларации подаются в отдел работы с налогоплательщиками, где проверяются визуально. На следующий рабочий день вместе с реестром отправляются  в отдел ввода и обработки данных, где не позднее двух рабочих дней с момента поступления происходит ввод данных. Из отдела ввода  декларации с реестром передаются в отдел камеральных проверок.

Отдел камеральных проверок проверяет  декларации по всем ставкам отдельно.

Проведение инспекцией проверок деклараций по НДС по став­ке 0%, оформления их результатов и вынесения соответствую­щих решений по результатам рассмотрения материалов прове­рок, в т.ч.:

- наличие по каждому плательщику полного пакета докумен­тов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0%;

- проверка включения плательщиками в налоговую базу по со­ответствующей ставке налога сумм авансовых или иных пла­тежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по ставке 0%, а также стоимости товаров, приме­нение ставки 0% по которым не подтверждено.

Налоговый контроль по операциям, облагаемым по ставке 0%, в т.ч. использование баз данных, информации из таможенных и по­граничных органов, компетентных органов иностранных госу­дарств, взаимодействие с правоохранительными органами, банка­ми, в целях пресечения использования схем по необоснованному возмещению сумм НДС:

- проверка правомерности применения плательщиками вычетов по НДС, в т.ч. по суммам, уплаченным поставщикам товаров, использованных при производстве и реализации товаров, обла­гаемых по ставке 0%, а также по суммам НДС, уплаченным в предыдущих налоговых периодах с сумм поступивших авансов и предоплата в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по ставке 0%;

- анализ заявленных плательщиками и рассмотренных налоговым органом к возмещению сумм НДС по операциям по реализации товаров, облагаемых по ставке 0%:

а) соблюдение инспекциями сроков направления заключений по форме № 21 в органы Федерального казначейства о возмещении сумм НДС плательщикам, применяющим ставку 0%;

б) сумма фактического возмещения сумм НДС на расчетные сче­та плательщиков;

в) сумма возмещения НДС путем зачета;

г) сумма НДС, признанная налоговыми органами к возмещению, но не возмещенная;

д) сумма НДС, по которой налоговым органом принято реше­ние об отказе в возмещении;

е) основания отказа в возмещении суммы НДС, заявленной пла­тельщиком;

ж) начисление процентов на сумму НДС, подлежащую возвра­ту, при нарушении налоговым органом сроков возмещения НДС.

Проведение инспекцией проверок деклараций по став­ке НДС в 10 % и 18% :

- правильность определения налоговой базы;

- правомерность использования указанной ставки;

- порядок исчисления налога и налоговых вычетов.

Отдел камеральных проверок  выносит решение о суммах налога, пений и санкций.  Не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения решения  отдел камеральных проверок передает решения и декларации  в отдел ввода и обработки данных для отражения КРСБ налогов, пеней и санкций. Отдел ввода и обработки данных передает декларации в отдел общего обеспечения на хранение в архиве.

Копии решений из отдела камеральных проверок поступают в отдел урегулирования задолженности, который отслеживает поступление денежных средств в бюджет по   требованиям об уплате налогов, пений и санкций. Требования посылаются налогоплательщику в десятидневный срок, вручаются они  плательщику под расписку или же направляются по почте заказным письмом.

Декларации по налогу на прибыль организации могут быть представлены по нескольким  видам ставок: 24%, 15%, 6% и 0%, по всем видам ставок декларации направляются в налоговую инспекцию каждый месяц не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего налогового периода [30].

Все декларации подаются в отдел работы с налогоплательщиками, где проверяются визуально. На следующий рабочий день вместе с реестром отправляются  в отдел ввода и обработки данных, где не позднее двух рабочих дней с момента поступления происходит ввод данных. Из отдела ввода  декларации с реестром передаются в отдел камеральных проверок.


Отдел камеральных проверок проверяет правомерность применения плательщиками льгот по налогу на прибыль, в т.ч. пониженных ставок:

- правильность определения доходов и расходов, в т.ч. по методу начисления и кассовому методу;

- организация работ по проведению экономического анализа дек­лараций основных плательщиков, включая проведение по каждому постатейного анализа по элементам доходов и расходов в динамике по сравнению с прошлыми налоговыми и отчетными периодами и выявление фактических причин изменения уровня доходов и расходов;

- соблюдение порядка исчисления налога на прибыль, правомер­ность уплаты только квартальных авансовых платежей по ито­гам отчетного периода, правильность определения суммы еже­месячных авансовых платежей на предстоящий квартал в соответствии с Налогового кодекса;

- контроль за целевым использованием плательщиками средств и иного имущества, полученных в рамках благотворитель­ной помощи и отражаемых в декларации по налогу на при­быль;         

- соблюдение порядка налогообложения иностранных организа­ций;                       

- определение стоимости амортизируемого имущества, методов и порядка расчета сумм амортизации, налогообложения сроч­ных сделок (сделок с отсрочкой исполнения), ведения налогово­го учета и т.д.;

- достоверность отчетных данных по нало­гу на прибыль организаций, предоставляемых в налоговые органы.

Отдел камеральных проверок  выносит решение о суммах налога, пений и санкций.  Не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения решения  отдел камеральных проверок передает решения и декларации  в отдел ввода и обработки данных для отражения КРСБ налогов, пеней и санкций. Отдел ввода и обработки данных передает декларации в отдел общего обеспечения на хранение в архиве.

Копии решений из отдела камеральных проверок поступают в отдел урегулирования задолженности, который отслеживает поступление денежных средств в бюджет по   требованиям об уплате налогов, пений и санкций. Требования посылаются налогоплательщику в десятидневный срок, вручаются они  плательщику под расписку или же направляются по почте заказным письмом.

Налоговая декларация по единый социальный налог (ЕСН) предоставляется один раз в квартал [30].

Все декларации подаются в отдел работы с налогоплательщиками, где проверяются визуально. На следующий рабочий день вместе с реестром отправляются  в отдел ввода и обработки данных, где не позднее двух рабочих дней с момента поступления происходит ввод данных. Из отдела ввода  декларации с реестром передаются в отдел камеральных проверок.

Отдел камеральных проверок проверяет соблюдение порядка исчисления и сроков уплаты ЕСН платель­щиками-работодателями и плательщиками, не являющимися ра­ботодателями:

- соблюдение плательщиками правильности заполнения и пред­ставления расчетов по авансовым платежам и деклараций по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

- право на применение плательщиками-работодателями регрес­сивных ставок ЕСН;

- применение при исчислении ЕСН налогового вычета и реализа­ция налоговыми органами;

- соблюдение порядка обмена информацией между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда;

- взаимодействие с Пенсионным фондом по взысканию задолжен­ности по страховым взносам на обязательное пенсионное стра­хование;

- соблюдение Соглашения по информационному взаимодействию между ФНС России и Фондом социального страхования;

- использование в контрольной работе данных персонифици­рованного учета и данных из справок о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ, а также информации из других внеш­них источников и форм бухгалтерской и налоговой отчет­ности[18];

- правомерность применения льгот при исчислении и уплате ЕСН;               

- соблюдение плательщиками, имеющими в своем составе обособ­ленные подразделения.

Достоверность данных сводных форм статистической налого­вой отчетности: № 1-НМ и № 5-ЕСН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому социальному налогу и страхо­вым взносам на обязательное пенсионное страхование» по показа­телям, характеризующим в целом и по отдельным государственным внебюджетным фондам объемы поступивших и начисленных сумм ЕСН (включая страховые взносы на обязательное пенсионное стра­хование и суммы в счет погашения задолженности предыдущих лет по страховым взносам, пеням и штрафам), налоговой базы и налого­вых льгот [19].

Отдел камеральных проверок  выносит решение о суммах налога, пений и санкций.  Не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения решения  отдел камеральных проверок передает решения и декларации  в отдел ввода и обработки данных для отражения КРСБ налогов, пеней и санкций. Отдел ввода и обработки данных передает декларации в отдел общего обеспечения на хранение в архиве.

Копии решений из отдела камеральных проверок поступают в отдел урегулирования задолженности, который отслеживает поступление денежных средств в бюджет по   требованиям об уплате налогов, пений и санкций. Требования посылаются налогоплательщику в десятидневный срок, вручаются они  плательщику под расписку или же направляются по почте заказным письмом.

Налоговая декларация по налог на имущество организаций предоставляется один раз в квартал не позднее тридцати дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.


По истечении каждого отчетного периода налогоплательщики предоставляют декларацию в налоговые органы по своему местонахождению, по месту нахождения своего  обособленного  подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по месту нахождения каждого объекта недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам по  налогу и налоговую декларацию.

Все декларации подаются в отдел работы с налогоплательщиками, где проверяются визуально. На следующий рабочий день вместе с реестром отправляются  в отдел ввода и обработки данных, где не позднее двух рабочих дней с момента поступления происходит ввод данных. Из отдела ввода  декларации с реестром передаются в отдел камеральных проверок.

Отдел камеральных проверок  выносит решение о суммах налога, пений и санкций.  Не позднее следующего рабочего дня за днем вынесения решения  отдел камеральных проверок передает решения и декларации  в отдел ввода и обработки данных для отражения КРСБ налогов, пеней и санкций. Отдел ввода и обработки данных передает декларации в отдел общего обеспечения на хранение в архиве.

Копии решений из отдела камеральных проверок поступают в отдел урегулирования задолженности, который отслеживает поступление денежных средств в бюджет по   требованиям об уплате налогов, пений и санкций. Требования посылаются налогоплательщику в десятидневный срок, вручаются они  плательщику под расписку или же направляются по почте заказным письмом.