ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА







Контрольная работа

по дисциплине «Маркетинг»


Вариант 1







Исполнитель:                                                

Специальность                 финансы и кредит

Группа                                                           

№ зачетной книжки                                      

Руководитель:                   Н.А. Нагапетьянц







Москва

2003 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................................... 3

1.     Социально-экономическая сущность маркетинга.................. 4

2.     Эволюция содержания и форм маркетинга............................ 10

3.     Функции маркетинга................................................................. 12

Заключение............................................................................................. 15

Список использованной литературы.................................................... 16

Введение


Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни. Мы просыпаемся, когда радиочасы «Касио» включаются на модной песне. В ванной мы чистим зубы пастой «Колгейт», мужчины бреются бритвой «Жиллетт», женщины опрыскивают волосы лаком «Ревлон» и пользуемся множеством других туалетных принадлежностей и приспособлений, произведенных в разных частях света. Мы надеваем джинсы «Кальвин Клейн» и ботинки «Басс». На кухне мы выпиваем стакан апельсинового сока «Минит-мейд», насыпаем в тарелку хрустящий рис «келлог» и заливаем его молоком «Борденс». Через некоторое время мы выпиваем чашечку кофе «Максвелл-хаус» с двумя чайными ложками сахарного песка «Домино», одновременно жуя сдобную булочку «Сара Ли». Мы покупаем апельсины, выращенные в Калифорнии, кофе, импортированный из Бразилии, газету изготовленную из канадской древесины, а новости доходят до нас аж из далекой Австралии.

Все это стало возможным благодаря системе маркетинга, причем с минимальными усилиями с нашей стороны. Она обеспечила нам уровень жизни, о котором наши предшественники могли только мечтать.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин. От того, насколько правильно построена система маркетинга, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На данный момент существует масса всевозможной литературы по маркетингу, а в западных странах накоплен огромный многолетний опыт по функционированию системы маркетинга.

Социально-экономическая сущность маркетинга


Что же стоит за понятием «Маркетинг»? Большинство ошибочно отожествляют маркетинг со сбытом и стимулированием.

И неудивительно! Ведь нас постоянно донимают телевизионными рекламными роликами, газетными объявлениями, отправлениями почтовой рекламы, визиты коммивояжеров. Кто-то пытается что-то продать. Кажется, что нам никуда не денется от смерти, налогов и коммерции.

Поэтому многие удивляются, узнав, что наиболее важным элементом маркетинга является вовсе не сбыт. Сбыт - всего лишь верхушка маркетингового айсберга. Сбыт - всего лишь одна из его многих функций, причем зачастую не самая существенная. Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработке подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, такие товары наверняка пойдут легко.

Каждый знает о так называемых ходовых товарах, за которыми потребители охотятся толпами. Когда фирма «Кодак» создала фотоаппараты типа «Автоматик», фирма «Атари» - первые видеоигры, а фирма «Мазда» - спортивный автомобиль «РХ-7», они были завалены заказами, потому что предложили именно те товары, которые были в то время нужны. Не товарные подражатели, а изделия, четко отличающиеся от уже существующих и предлагающие потребителям новые выгоды.

Один из ведущих теоретиков по проблемам управления», Петер Друккер, говорит об этом так: «Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

Это вовсе не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют свое значение. Речь скорее идет о том, что они становятся частью более масштабного «комплекса маркетинга», т.е. набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок.

Вот определение маркетинга Филипа Котлера:

Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Для пояснения этого определения рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

Исходной идеей, лежащей ив основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Мы определяем нужду следующим образом:

Нужда[1] - чувство ощущаемое человеком нехватки чего-либо.

Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Эти нужды не создаются чьими-то усилиями, а являются исходными составляющими природы человека.

Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить его нужду, либо попытается заглушить ее.

Второй исходной идеей Маркетинга является идея человеческих потребностей.

Потребность[2] - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Проголодавшемуся жителю острова Бали требуются плоды манго, молоденький поросенок и фасоль. Проголодавшемуся жителю Соединенных Штатов - булочка с рубленным бифштексом, обжаренная в масле картофельная стружка и стакан кока-колы. Потребности выражаются в объектах, способных, удовлетворить нужду тем, способом, который присущ культурному укладу данного общества.

По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует.

Продавцы часто путают потребности с нуждами. Производитель буровых коронок может считать, что потребителю нужна скважина. При появлении другого товара, который сможет пробурить скважину лучше и дешевле, у клиента появиться новая потребность (в товаре-новинке), хотя нужда и останется прежней (скважина).

Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

Запрос[3] - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Нетрудно перечислить запросы конкретного общества в конкретный момент времени. В конце 70-х годов 200 млн. американцев купили 67 млрд. яиц, 250 млн. цыплят, 5 млн. сушилок для волос, оплатили 133 млрд. пассажиро-миль на внутренних авиалиниях и свыше 20 млн. лекций преподавателей английского языка и литературы в колледжах. Эти и прочие потребительские товары и услуги породили в свою очередь более чем на 150 млн. т. стали, 4 млрд. т. хлопка и множество других товаров промышленного назначения. И это лишь несколько запросов экономики, оцениваемой в 1,5 трлн. долл.

Общество могло бы планировать объемы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так и планируют производство в странах с централизованно планируемой экономикой. Однако запросы - показатель недостаточно надежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен или уровня доходов. К. Ланкастер отмечает, что товары - это, по сути дела, наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение набора выгод за свои деньги.

Человеческие нужды, потребности и запросы наводят мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товар мы определяем следующим образом:

Товар[4] - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Предположим, женщина испытывает нужду выглядеть красивой. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, мы называем товарным ассортиментом выбора. Этот ассортимент включает в себя косметику, новую одежду, курортный загар, услуги косметолога, пластическую операцию и т.д. Не все эти товары желательны в одинаковой степени. Вероятнее всего, в первую очередь будут приобретаться товары и услуги, более доступные и дешевые, такие, как косметические средства, одежа или новая стрижка.

Можно изобразить конкретный товар и конкретную человеческую потребность в виде кругов, а способность товара удовлетворить эту потребность в виде степени их совмещения. На рис.1 показано, что товар А не удовлетворяет потребность Х, товар Б удовлетворяет ее частично, а товар В - полностью. В этом случае товар В будет называться «идеальным товаром».

Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Мораль заключается в том, что производители должны отыскивать потребителей, которым они хотят продавать, выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.

Рисунок 1.*

Три степени удовлетворения потребности.

  Товар              Потребность                      Товар      Потребность                   Товар

 А                       Х                          Б             X                             В

                                                                                                 Потребность Х



Потребность                                Потребность                       Потребность

не удовлетворена                        удовлетворена                    удовлетворена

                                                      частично                             полностью



Понятие товар не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать. И если использование термина «товар» временами кажется неестественным, его можно заменить другими - «удовлетворитель потребности», «средство возмещения» или «предложение». Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц.

Маркетинг имеет место  в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.

Обмен[5] - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Обмен - один из четырех способов, посредством которых отдельные лица могут получать желаемый объект. К примеру, проголодавшийся человек может раздобыть пищу следующими способами: обеспечить себя едой сам с помощью охоты, рыбной ловли или сбора плодов (самообеспечение), у кого-то украсть еду (отъем), выпросить ее (попрошайничество) и наконец предложить за предоставление ему еды какое-либо средство возмещения, скажем деньги, другой товар или какую-либо услугу (обмен).

Из этих четырех способов удовлетворения нужд наибольшими преимуществами обладает обмен. При нем людям не приходится посягать на права других, не приходится зависеть от чьей-то благотворительности. Не приходится им и производить самостоятельно любой предмет первой необходимости независимо от того, умеют ли они это делать или нет. Можно сосредоточиться на создании вещей, производство которых они хорошо освоили, а потом поменять их на нужные предметы, сделанные другими. В результате совокупное производство товаров в обществе возрастает.

Обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:

1.   Сторон должно быть как минимум две.

2.   Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны.

3.   Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию  и доставку своего товара.

4.   Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.

5.   Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Эти пять условий создают всего лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли он зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Если соглашение достигнуто, можно сделать вывод, что в результате обмена все его участники получают выгоду (или по крайней мере не несут ущерба), поскольку каждый из них был волен отклонить, либо принять предложение.

Если обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

Сделка[6]- коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Для этого нужно , чтобы сторона А передала стороне Б объект Икс и получила от нее объект Игрек, Скажем, Джон дает Смиту 400 долл. И получает телевизор. Эта классическая денежная сделка, хотя присутствие денег в качестве  коммерчески обмениваемых ценностей совсем необязательно. При бартерной сделке в обмен на телевизор Джон даст Смиту холодильник. Вместо товаров в ходе бартерной сделки могут обмениваться услуги, например, когда юрист Джон составляет завещание врачу Смиту в обмен на медицинское обследование.

Сделка предполагает наличие нескольких условий: 1) по меньшей мере двух ценностно значимых объектов, 2) согласованных условий ее осуществления, 3) согласованного времени совершения, и 4) согласованного места проведения. Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

Понятие «сделка» - непосредственно подводит нас к понятию «рынок».

Рынок[7] - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают и множатся различные учреждения типа контор и консультационных фирм по трудоустройству. Денежный рынок - еще один  важный рынок, удовлетворяющий людские нужды, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность. Формируется и рынок пожертвователей, призванный удовлетворять финансовые нужды некоммерческих организаций, дабы они могли продолжать свою деятельность.

Понятие «рынок» приводит к завершающему понятию цикла - «маркетингу». Маркетинг - это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых - удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Таким образом, мы возвращаемся к нашему определению маркетинга, как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.


Эволюция содержания и форм маркетинга


Процесс обмена требует работы. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договориться о ценах и т.д. Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.

Хотя обычно считается, что маркетинг - удел продавцов, занимаются им и покупатели. Домохозяйки осуществляют собственный «маркетинг», когда занимаются поисками нужных им товаров по ценам, которые они готовы заплатить. В поисках дефицитного товара снабженцу фирмы приходится выискивать продавцов и предлагать им заманчивые условия сделки.


Рынок продавца - это такой рынок, на котором  продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям.


Рынок покупателя - это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам.


В начале 50-х годов предложение товаров стало обгонять рост спроса на них, и маркетинг стали ассоциировать с продавцами, пытающимися отыскать покупателей. Любой продавец сталкивается с проблемой реализации, т.е. доведения продукции до потребителя и как следствие получение прибыли. Это напрямую зависит от глубокого изучения форм, типов и видов рынков.

Изучение рынка осуществляется с двух позиций: его особенности, потребности и возможности и с позиции емкости, конкуренции, вероятности появления товаров-аналогов и товаров-заменителей и т.п. Предпочтение той или иной позиции приводит либо к маркетингу, ориентированному на продукт, либо к маркетингу, ориентированному на потребителя.


Маркетинг, ориентированный на продукт, когда предприятие нацелено на создание нового товара или усовершенствование старого. Основная задача – побуждение потребителей приобретать новые и усовершенствованные товары.


Маркетинг, ориентированный на потребителя, когда предприятие нацелено на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка. Основная задача – изучение потенциальных потребностей, поиск рыночной «ниши».


Для хозяйственной деятельности промышленного предприятия целесообразно применять оба типа маркетинга одновременно, только это способно обеспечить настоящий коммерческий успех. Такая комбинированная маркетинговая деятельность получила название интегрированного маркетинга.

Маркетинг может быть простым, даже элементарным, а может быть очень сложным. Чем многообразнее деятельность фирмы, тем многогранее маркетинг.


Существует несколько видов:

Демаркетинг – направленный на уменьшение спроса на товары или услуги, который не может быть удовлетворен из-за недостаточного уровня производственных возможностей.

Конверсионный маркетинг – это ситуация на рынке, когда все его сегменты отвергают данный товар или услугу.

В зависимости от видов спроса применяются и другие виды маркетинга: противодействующий, развивающийся, ремаркетинг, синхромаркетинг, концентрированный, массовый и пробный маркетинги.

Использование каждого из перечисленных видов маркетинга всегда сопряжено с известной долей риска для производителя, но это с лихвой окупается, если в рыночной стратегии удается оптимально соединить все виды маркетинговой деятельности в одно целое.

Функции маркетинга


В маркетинге выделяют четыре блока комплексных функций и ряд подфункций в каждом из блоков:

1.     Аналитическая функция;

2.     Производственная функция;

3.     Сбытовая (функция продаж);

4.     Функция управления и контроля.

Все они тесно связаны между собой. Каждая из них решает свои задачи, направленные в конечном итоге на определение спроса, удовлетворение требований покупателей, обеспечение сбыта, сервисного обслуживания и ремонта выпускаемой продукции.

Рассмотрим основные функции маркетинга.

1. Аналитическая функция:

Изучение рынка как такового – это первый шаг к познанию внешней среды, в которой намерено действовать предприятие. Цель изучения рынков – проведение так называемого ранжирования, которое проводится по следующим критериям:

-         емкость рынка;

-         инвестиционная политика;

-         импортное регулирование;

-         географическое положение;

-         стабильность правового режима.

Для более детального и углубленного исследования рынка могут использоваться и другие критерии.

Изучение потребителей – выбор из большого числа потенциальных покупателей такую группу, которая легче и быстрее, по сравнению с другими группами, станет покупателем предлагаемой продукции, т.е. сегментация рынка потребителей.

Одинаковых, типовых подходов к сегментации покупателей не имеется. Каждое предприятие в зависимости от товара и особенностей его потребления в состоянии разработать собственные правила сегментации. Успешно проведенная сегментация позволит получать хорошие коммерческие результаты.

Изучение фирменной структуры рынка – это изучение фирм-покупателей, фирм-конкурентов и фирм-посредников.

Изучение товарной структуры рынка – это изучение потребностей в продукции, подобной той, которую предполагает поставлять предприятие на выбранном рынке.

Добросовестно проведенное изучение товарной структуры рынка позволяет избежать значительных финансовых потерь при продвижении продукции, особенно на новые рынки.

Анализ внутренней среды предприятия – изучение организационной структуры предприятия с точки зрения её конкурентоспособности сегодня и на перспективу.

2. Производственная функция:

Организация производства новых товаров. Производство товаров рыночной новизны – ключевой фактор коммерческого успеха, т.к. позволяет предприятию занять на рынке в течение определенного периода монопольное положение и получать высокую прибыль.

Товар – сердцевина всей маркетинговой деятельности, и если он не удовлетворяет потребителя, то никакие усилия по его продаже не приведут к положительным результатам. Эффективным методом оценки «продаваемости» товара являются пробные продажи на выбранных рынках.

Организация материально-технического снабжения – наиболее существенный элемент обеспечения производства, т.к. оказывает существенное воздействие на накладные расходы и тем самым на себестоимость готовой продукции.

Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции. Качество и технический уровень продукции – наиболее существенные элементы, определяющие конкурентоспособность, отвечать требованиям качества может только такой товар, который уже в момент разработки ориентирован на конкретного потребителя.


3. Сбытовая (функция продаж):

Организация системы товародвижения – это создание таких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в то время, когда он нужен, в тех количествах, в которых он востребован и того качества, на которое рассчитывает потребитель.

Проведение целенаправленной товарной политики – это целенаправленные действия администрации предприятия, построенные на таких принципах, благодаря которым обеспечиваются эффективное с коммерческой точки зраения формирование номенклатуры и ассортимента товаров и запланированные объемы продаж.

Организация сервиса. В результате правильно организованного сервиса, сопровождающего товар на всем протяжении его жизненного цикла у потребителя, обеспечивается постоянная готовность техники и высокоэффективной работе.

Проведение целенаправленной ценовой политики – это установление на свои товары такие цены и так изменять их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение запланированных краткосрочных и долгосрочных целей.


4. Функция управления и контроля:

Подфункция планирования – установление максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности предприятия, особенно в рамках его долгосрочных стратегических целей.

Информационное обеспечение маркетинга. Внешняя среда – основной источник маркетинговой информации, на базе которой следует принимать управляющие решения.

Коммуникационное обеспечение управления маркетингом – обеспечивает предприятию активное воздействие на внешнюю и внутреннюю среду и поэтому она органически связана с формированием спроса и стимулированием сбыта.

Контроль с помощью ситуационного анализа – заключительная стадия цикла управления маркетингом, завершающее звено процесса принятия и реализации решения. Контроль позволяет не только выявлять. но и предупреждать различные отклонения. ошибки и недостатки. находить новые резервы и возможности развития. приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.


Пример распределения функций маркетинга по отделам компании.

Отделы \ Функции

Органи-зация маркетинга

Маркетинг продукта

Иссле-дования рынка

Продви-жение и продажи

Ценообра- зование

Маркетинг- план

Прогноз продаж (бюджет продаж)

Бюджет коммер- ческих расходов

Маркетинга

*

*

*

*

*

*

*


Коммерческий

*

*

*

*



*

*

Производственный


*

*






Снабжения



*






Планово- экономический


*



*

*



Финансовый







*

*

Правление

*








Генеральный директор

*









Заключение


Маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных  видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организацию его распространения, установление цен, рекламу и личную продажу. Многие путают маркетинг с коммерческими усилиями по сбыту, тогда как и на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд для решения целей, стоящих перед организацией. Маркетинг начинается задолго до и продолжается еще долго после акта купли-продажи.

Маркетинг вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Основными понятиями сферы маркетинга являются следующие: нужды, потребности, запросы, товар, обмена, сделка и рынок.

Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации. Занимающийся маркетингом должен хорошо уметь воздействовать на уровень, время, характер спроса, поскольку существующий спрос может не совпадать с тем, которого желает  для себя фирма.

Практическая деятельность маркетинга оказывает большое влияние на людей, выступающих в качестве покупателей, продавцов и рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни. Многие считают, что целью должно быть именно повышение качества жизни, а средством ее достижения - применение концепции социально-этичного маркетинга.

Интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства, в международной сфере осознают, как именно маркетинг способствует их более успешному выступлению на рынке.

Список использованной литературы


1.     Ф. Котлер. «Основы Маркетинга» - М.: изд-во “Прогресс”, 1990.


2.     И. Ансофф «Сратегическое управление»- М.: Экономика, 1989г.


3.     Г.Г Абрамишвили. «Проблемы международного маркетинга» - М.: МО, 1984г.


[1] Ф.Котлер.  Основы Маркетинга.- М.: изд-во “Прогресс”, 1990.- с.47.


[2] Ф.Котлер.  Основы Маркетинга.- М.: изд-во “Прогресс”, 1990.- с.47.


[3] Ф.Котлер.  Основы Маркетинга.- М.: изд-во “Прогресс”, 1990.- с.48.


[4] Ф.Котлер.  Основы Маркетинга.- М.: изд-во “Прогресс”, 1990.- с.49.


* Рисунок 1. Ф.Котлер.  Основы Маркетинга.- М.: изд-во “Прогресс”, 1990.- с.49.

[5] Ф.Котлер.  Основы Маркетинга.- М.: изд-во “Прогресс”, 1990.- с.51.


[6] Ф.Котлер.  Основы Маркетинга.- М.: изд-во “Прогресс”, 1990.- с.52.


[7] Ф.Котлер.  Основы Маркетинга.- М.: изд-во “Прогресс”, 1990.- с.54.