Цель темы – раскрыть закономерность возникновения и сущность товарной формы производства; выяснить социально-экономическую природу ее простейшей структурной единицы – товара; вскрыть его противоречия.




Формы общественного производства



Производство как явление общественной жизни



         Природа не дает в готовом виде всего того, что необходимо для удовлетворения человеческих потребностей. Все это люди добывают в процессе производства. Таким образом, производство является основой жизни человеческого общества. Люди вынуждены постоянно совместно воздействовать на природу, добывая необходимые продукты, блага и перерабатывая их. Материальное производство есть преобразование природных ресурсов в необходимые материальные продукты.

         Итак, закономерным для общества является совместная деятельность людей и обмен продуктами этой деятельности между ними в процессе производства материальных и духовных благ. Люди «не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена деятельностью» (К. Маркс, Ф.Энгельс). Производство  продуктов имеет общественный характер на протяжении всей истории развития человечества. Действительно, когда речь идет о производстве, то всегда подразумевают производство общественных индивидуумов.

         Человек, производя неоходимые материальные блага, изменяет не только форму того, что дано природой, но и сознательно достигает в то же время цель, которая определяет способ и характер его действий. Это очень важное концептуальное понятие производства дано марксистами. Именно здесь заложен подход к производству как к общественному феномену, который связан с человеческим трудом. В производстве формируются отношения между людьми, которые составляют экономический базис общества и определяют характер таких общественных отношений, как государственные, правовые и др. На этом строится, по сути, марксистская экономическая теория.

         Анализируя производство, Маркс пришел к выводу, что люди вступают между собой в определенные производственные отношения, которые имеют объективный характер и не зависят от их воли и желания. Эти отношения очень сложны. Различают, например, организационно-экономические отношения, которые складываются в процессе организации производства по поводу разделения труда, специализации, комбинирования; социально-экономические отношения, которые характеризуют присвоение выгодных условий, средств и результатов производства, а также общественный способ соединения производителя со средствами производства и соответствующие ему отношения в самом производстве, распределении, обмене и потреблении результатов производства.



Вещественные и личный факторы производства



         Факторы производства – это те ресурсы, которые реально вовленчены в него. На современном этапе теория различает четыре вещественных фактора производства. К таким известным факторам, как земля (естественный ресурс), капитал (инвестиционный ресурс), т.е. средства производства, и труд (физические и умственные способности человека), применяемым в производстве, добавляется четвертый фактор – предпринимательская деятельность.

         Предпринимательская деятельность – это особый человеческий ресурс, поскольку именно предприниматель берет на себя инициативу соединения трех факторов производства. Он является ведущей силой, новатором производства, принимает нестандартные решения, идет на риск. Производство нельзя рассматривать как механическое соединение факторов. Оно образует сложную систему взаимодействия. Здесь возникает эффект сопряженности факторов производства, связанный с его технологией и организацией.

         Технология отражает взаимодействие между основными факторами производства, а также открываемые наукой способы воздействия человека на предмет труда. С развитием производства предъявляются новые требования к рабочей силе, квалификации работников, изменяется его организация, обеспечивая единство, слаженность, функционирование всех факторов производства. Углубляется разделение труда, отраслевая дифференциация общественного производства, усложняется его структура, получают развитие такие формы организации производства, как специализация и кооперация, происходит концентрация производства. усиливАется его общественый характер, складываются народное хозяйство и национальная экономика.

         Итак, для производства материальных благ необходимо наличие следующих трех основных элементов: целесообразной деятельности человека, или труда, преметов труда, средств труда.

         Труд представляет собой вечное, естественное условие человеческой жизни. Чтобы процесс труда имел место, необходим предмет труда. Прогресс науки и техники расширяет круг тех предметов природы, которые вовлекаются в сферу производства как предметы труда. Особенно возросло количество предметов труда в современных условиях, когда в производстве стали широко использоваться разнообразные синтетические материалы, сплавы, цветные металлы, полупроводниковые элементы и т.д., от которых все в большей мере зависит дальнейший научно-технический прогресс, развитие самого производства.

         Для воздействия на предмет труда люди используют средства труда. К ним относятся:

·        механические орудия труда, т.е. машины, оборудование, инстременты и т.д.;

·        производственные здания и сооружения;

·        средства транспорта и связи;

·        емкости для хранения предметов труда и готовой продукции.

         Всеобщим средством труда, необходимым для того, чтобы процесс производства мог вообще осуществляться, является земля.

         Воздействуя с помощью средств труда на внешнюю природу, люди в то же время изменяются сами, накапливают опыт и знания. Это, в свою очередь, создает новые возможности для развития и совершенствования орудий и средств труда, улучшения технологии производственного процесса, повышения производительности труда.

         Любые, самые прогрессивные вещественные факторы производства остаются таковыми потенциально, если они не соединяются в процессе производства с личным фактором. К личному факору производства относятся люди, которые, используя свою способность к труду, приводят в движение средства и создают продукт. В то же время качественный уровень самих работников производства, их квалифицированный и профессиональный состав, степень компетентности во многом определяются состоянием применяемых средств производства и освоенных технологий.

         Иненсивное развитие вещественных факторов производства в конце ХХ в. на основе превращения науки в ведущую производительную силу характеризуется многими качественными преобразованиями. Прогрес в науке обуславливает перевороты в технике и производстве, резко сокращает сроки практического воплощения научных открвтий. Создаются все более эффектовные орудия труда и новые прогрессивные технологии. Приоритетным направлением научно-технического прогресса на современном этапе является насыщенность производства элктроникой, комплексная автоматизация, использование новых процессов в энергетике и технологии изготовления материалов.



Натуральное производство



         История развития общества свидетельствует, что на протяжении длительных периодов, охватывающих различные общественные способы производства, сохраняются некоторые общие формы экономической жизни. Социальная практика знает три формы общественного производства – натуральную, товарную и непосредственно общественную. В докапиталистических формациях господствовала натуральная форма производства, но уже в период распада первобытного строя зарождается товарная. В современном мире во всех развитых странах товарная форма производства является доминирующей. По мере усиления социальной ориентации рыночного хозяйства получают развитие элементы непосредственно общественной формы. Растет роль товарного производства и в экономической жизни развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, где еще высок уровень натуральной экономики. Все это доказывает, что товарное производство имеет высокую адаптативную способность к разным формам собственности и способам производства.

         Исторически первым возникло натуральное производство, при котором продукты труда предназначались для внутрихозяйственного потребления. В течение почти 3 млн лет единственной формой общественного производства было натуральное. В процессе распада первобытнообщинного строя возникло товарное производство, но натуральная форма еще долго оставалась господствующей, сочетаясь при этом с товарной.  В целом во всех докапиталистических формациях хозяйство в основном было натуральным. Каждая хозяйственная единица была полностью обособлена от остальных как в производстве, так и в потреблении. Уровень потребления субъектов хозяйствования зависел исключительно от уровня производства.

         Общественное разделение труда в натуральном хозяйстве было развито слабо. Несмотря на это, внутри такого хозяйства труд уже мог быть разделен между отдельными людьми и группами людей. К примеру, внутри латифундий имело место разделение труда между рабами, которые исполняли различные виды работ. Но разделения труда между хозяйственными единицами не существоало, был лишь идентичный набор видов работ. Рабовладельческие латифундии или феодальные имения отличались не столько разнообразием видов работ, сколько количеством занятой рабочей силы (рабов и крепостных). Что касается свободных крестьян, то структура их хозяйств была практически одинакова. Крестьяне не только выращивали хлеб, но и изготавливали орудия труда, одежду, обувь и т.д. конечно, и при натуральном хозяйстве некоторые продукты труда (сено, железо, пряности и т.д.) обменивались на рынке как товары. Но такой обмен играл второстепенную роль.

         Натуральная форма производства существовала в условиях неразвитого общественного разделения труда и отвечала тому уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, которые обуславливают ограниченную цель производства и подчиняют его удовлетворению незначительных по объему и однотипных , примитивных по характеру потребностей.



Причины возникновения и сущность товарного производства

 

 

         Организационно-хозяйственной основой возникновения товарных отношений является общественное разделение труда, которое означает специализацию производителей на изготовлении отдельных видов продуктов ил оперделенной производственной деятельности. Общественное разделение труда и обмен продуктами – два взаимообусловленных и взаимосвязанных процесса.

         В докапиталистических формациях общественное разделение труда было слабо развито. Выделение пастушьих племен из массы первобытных положило начало первому крупному общественному разделению труда, сделало возможным регулярный обмен между общинами. В рабовладельческом обществе произошло второе крупное общественное разделение труда -–ремесло отделилось от земледелия, что означало возникновение товарного производства, то есть производства, специально ориентированного на обмен. Развитие обмена обусловило возникновение металлических денег, фрмирование класса купечества, появление торгового капитала. Это было третье крупное разделение ртуда, которое предопределило последующее развитие товарного производства.

         В ХХ в. в развитых станах мира произошло четвертое крупное разделение труда – отделение нематериального производства (науки, образования, здравоохранения и т.п.) от материального. С серидины 70-х гг., то есть с развертыванием информационной революции, началось пятое крупное общественное разделение ртуда – выделение информационной деятельности и сферы информационных услуг. Но само по себе общественное разделение ртуда, прелполагая наличие обмена продуктами, спонтанно не приводит к появлению товарных отношений.

         Возникновение товарных отношений наряду с организационно-производственным обособлением специализированных звеньев общественного разделения ртуда обуславлено социально-экономической обособленностью поизводителей, которая позволяет им присваивать произведеный продукт, распоряжаться им, быть собственниками, результатом материальных условий производства. Такая обособленность со времени распада первобытного строя становится экономической основой возникновения частной собственности на средства производства как исторически первой формы экономического обособления. Вследствие этого происходит превращение обмена деятельностью и продуктами труда в товарный обмен. Эта обособленность может иметь различный характер, зависящий от господствующего типа собственности. Правомерен вопрос: почему возникает обособленность производителей?

         Со стороны непосредственного содержания труда она обусловливается, прежде всего, его неоднородностью, различной сложностью, неодинаковым функциональным содержанием работы – соотношением творческого и исполнительского компонентов, элементов умственного и физического труда. Различаются и условия труда, в зависимости от которых выделяют труд простой и сложный , во вредных условиях и т.д. Не одинаковы физические и духовные способности людей, их навыки к каждодневной и напряженной работе, поэтому результативность, эффективность труда разных людей различна. Со стороны общественой формы обособленность субъектов производства обусловлена их интересами к присвоению результатов своего (в условиях простого товарного производства) или чужого труда.

         В современных условиях признаками проявления экономической обособленности товаропроизводителей являются:

1)    формы и границы присвоения средств и результатов производства;

2)    самостоятельное определение объемов производства, установление цен, распределение полученных прибылей и т.д.;

3)    независимость в управлении производством и сбытом продукции;

4)    самостоятельность в выборе поставщиков сырья, электроэнергии, комплектующих изделий, ответственность за выполнение контрактов, договоров;

5)    самофинансирование, экономический риск, самоокупаемость и др.

         общественное разделение труда, по Марксу, проявляется в трех основных формах: разделение на его большие роды: земледелие, промышленность – общее, разделение этих родов на виды и подвиды – частное, а разделение труда внутри предприятия – единияное. Такая классификаия, с одной стороны, отражает историческую последовательность возникновения форм разделения труда, с другой – степень его развития в пределах отдельных национальных экономик.

         Непосредственной основой возникновения и развития товарного производства и обособления товаропроизводителей являетсяобщее и частичное разделение труда. Эти формы создали большие отделенные друг от друга сферы производства, слияние которых в совокупный общественный воспроизводственный организм в условиях социально-экономической обособленности производителей происходит путем обмена продуктами труда как товарами. Таким образом, обмен произведенными товарами через рынок формирует экономические связи между обособленными товаропроизводителями. Единство процессов экономического обособления и общественного разделения труда состоит в том, что они имеют общую ориентацию на формирование и развитие экономических связей в сфере обмена.

Товарное производство – это такая организация общественного хозяйства, при которой отдельные продукты изготавливаются обособленными производителями и для удовлетворения общественных потребностей неоходимы купля-продажа на рынке этих продуктов, превращающихся в товар. Отсюда следует, что основными чертами товарного производства являются:

1)    общественое разделение труда;

2)    обособление присвоения средств производства;

3)    производственно-хозяйственная и социально-экономическая обособленность собственников произведенного подукта;

4)    экономические связи между обособленными товаропроизводителями, реализуемые через обмен;

5)    стихийный характер экономического развития

        

Простое и капиталистическое товарное производство

 

 

         Различают простое и капиталистическое товарное производство. Простое товарное производство основывается на собственном труде, капиталистическое – на использовании немного труда. Продукт труда в простом товарном производстве принадлежит товаропроизводителю, в капиталистическом – собственнику средств производства. Простое товарное производство, как правило, мелкое, а конечная цель – удовлетворение личных потрубностей товаропроизводителей. Капиталистическое товарное производство предусматривает совместный труд многих наемных работников,развитое единичное разделение труда. Его цель – получение прибыли. Простое товарное производство имеет ограниченно рыночный характер (одна часть произведенных ПРОДУКТОВ ИДЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА ЛИЧНОЕ НАТУРАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ, ВТОРАЯ – ТОВАРНАЯ – НА РЫНОК), а капиталистическое полностью подчинено рынку. Но у простого и капиталистического товарного производства есть и общие черты: конкуренция товаропроизводителей, разорение одних и обогащение других, наконец,  один тип собствености – частная, хотя и в различных ее формах.


Различия между натуральным хозяйством и товарным производством


Весь коллектив выступает как собственник, производитель и потребитель

Существует обособленность и самостоятельность производителей

Производство ориентируется на удовлетворение потребностей коллектива

Производство ориентируется на удовлетворение потребностей других

Материальные блага из производства в потребление поступают прямо, минуя обмен

Материальные блага поступают в потребление посредством обмена; при этом между производителями возникают экономические отношения

Производство благ определяется заранее, исходя их потребностей и возможностей

Количество необходимых обществу благ определяется задним числом после их производства, при реализации

Нет соперничества между производителями

Существует соперничество между производителями и потребителями

Слабо влияет на развитие производительных сил, производство и повышение его эффективности

Оказывает активное влияние на развитие производительных сил, производства и повышение его эффективности

         В условиях административно-командной системы бывшего СССР имело место искусственное служение сферы функционирования товарно-денежных отношений, игнорирование требований экономических законов рыночной организации производства. Это стало одной из причин неэффективности советской экономики и ее затратного характера. Становление социальноориентированной рыночной экономики призвано решить эту проблему.



Основное противоречие товарного производства

 

 

         Двойственная природа труда проявляется в движении основного противоречия товарного производства – между частным и общественным трудом. Конкретный труд является непосредственно частным трудом, но в условиях общественного разделения труда товаропроизводители производят продукты для других лиц, что придает их труду (скрыто) общественный характер, который проявляется только при обмене. С позиции отношений непосредственного производства общественный  характер труда состоит в том, что каждый его вид – лишь один из элементов разделения труда, имеющий целью удовлетворение общественных потребностей.

         Углубление общественного разделения труда в его общей и особенной формах способствовало росту товарного производства и обращения. Последствия же развития единичной формы разделения труда на предприятии имели прямо противоположную направленность. Так, в каретной мануфактуре в одной мастерской трудились различные работники (портной, слесарь и др.), которые раньше самостоятельно, отдельно друг от друга принимали участие в производстве карет. Ранее продукт частного труда каждого из них был товаром. На предприятии же капиталиста отдельный труд каждого ремесленника вследствие его глубокой специализации уже не производит готовый товар, теряет свою экономическую обособленность, приобретает форму общественного труда (при условии, что изготовленный конечный продукт – карета – будет реализован на рынке, удовлетворит ту или иную общественную потребность). Черты непосредственно общественной организации частный труд приобретает только в пределах отдельного предприятия.

         В процессе развития технологического способа производства, в частности, при укрупнении предприятий растут масштабы организованного и планомерного производства, и вместо индивидуального доминирующим становится коллективное производство и коллективный характер труда. Частный труд имеет место на мелкотоварных предприятиях, которые основываются на частной трудовой собственности (например, фермерское хозяйство).

         Противоречие между частным и общественным трудом – основное противоречие товарного производства – сопровождается стихийным колебанием цен, разорением одних и обогащением других производителей товаров. Так, в случае неудачи при реализации своего продукта товаропроизводитель не в состоянии закупить другие товары и удовлетворить свои нужды в потреблении и производстве. Он разоряется, пополняет армию тех, кто вынужден продавать свою рабочую силу. Другой товаропроизводитель, наоборот, успешно реализуя свои товары, постепенно обогащается, становится крупным предпринимателем.



Развитие товара и товарного производства в современных условиях

 

 

         В течение последнего столетия в диалектике отношений конкретного и абстрактного, часного и общественного труда появились качественно новые стороны, связанные с процессом эволюции товара.

         Наглядное представление об этом может дать производство современного автомобиля. США, например, ежегодно производят около 11 млн, Япония – около 15 млн автомобилей. Современный автомобиль состоит в среднем из 15 тыс. деталей, производством которых заняты как гигинтские компании, так и множество мелких предприятий-поставщиков. Американский самолет «Боинг-743» собирается из 4,5 млн различных частей, в производстве которых занято 16 тыс. компаний. В этих условиях противоречие между абстрактным трудом как субстанций стоимости, и конкретным трудом, производящим определенную потребительскую стоимость, приобретает новую, более сложную форму.

         В создании потребительной стоимости автомобиля принимают участие несколько тысяч видов конкретного труда. Гигантская концентрация производства, рост уровня обобществления труда ведут к тому, что конкретный труд все меньше проявляется как частный труд независимого, экономического обособленного товаропроизводителя. У «Дженерал моторс», наиболее могущественной американской монополии, производящей автомобили, в начале 90-х гг. насчитывалось около 40 тыс. поставщиков,а доля закупок в семме оборота составляла около 48 %.  В японских компаниях «Тойота» и «Ниссан» удельный вес закупаемых деталей и материалов составляет более 70%. В этих условиях определение конкретного труда как общественного происходит через систему заказов, контрактов, субподрядов. «Дженерал моторс» устанавливает с поставщиками продолжительные производственные связи, и превращение отдельной детали, узла автомобиля в товар происходит не обычным путем полной и свободной конкуренции на рынке, а планируется заранее, приобретает форму договора. Головная фирма жестко контролирует затраты производства в своих отделениях-поставщиках, вводит для них ограниченный коммерческий расчет, постоянно ориентируясь при этом на внешних поставщиков. Все это свидетельствует о трансформации товарного производства в современных условиях.

         Один из важнейших принципов организации современного рынка в развитых капиталистических странах состоит в том, что потенциальный производитель прежде, чем начать производить товар, находит покупателя, предварительно заключает с ним письменное или устное соглашение или контракт. В них оговаривается качество товара, цены, срок поставки, платежи и т.д. благодаря этому сфера рыночных отношений, по существу превращается в сферу прямых связей между производителями и потребителями.

         В 70 – 80-е гг. благодаря компьютеризации и автомотизации производства, переходу к гибким производственным системам автомобильная промышленность частично начинает работать по индивидуальным заказам. Это значит, что каждая машина собирается и оборудуется на поточной линии, конвейере в соответствии с индивидуальными вкусами, пожеланиями будующего владельца, которые заносятся в программу компьютера. нА основе почти 40 видов выпускаемых автомобилей можно заказать несколько сот образцов отделки или оборудования машин, что свидетельствует об ограниченном сочетании стандартного производства массовой продукции с индивидуальными заказами. Так снимается проблема подтверждения рынком общественной необходимости производимых товаров, что свидетельствует о постепенном укреплении непосредственно общественной формы производства.

         Еще более сильный подрыв товарного производства (а значит, все меньшее проявление конкретного труда в форме частного) происходит в результате усиления вмешательства государства в экономику. Такое вмешательство осуществляется через заключение государственых контрактов, закупку государством существенной доли произведенной продукции, что означает гарантированный спрос на нее. Государственный контракт – это детально рахработанный экономический и правовой документ, который регламентирует организационно-технические, административно-управленческие отношения при исполнении заказа подрядчиками.

         В прцессе углубления международного разделения труда конкретный труд обретает форму различных видов труда на более широкой интеллектуальной основе (из 8 тыс. компаний-смежников, с которыми кооперируется итальянский автомобильный концерн ФИАТ - –коло 2 тыс. являются зарубежными фирмами), а сведение затрат конктетного труда к его изменению в абстрактной форме происходит в прцессе формирования интернациональной стоимости товара. Стоимость выражает здесь производственные отношения между товаропроизводителями разных стран.

 В пределах современного товарного производства  действуют две противоположные тенденции: к дальнейшему его развитию и подрыву. Первая обусловлена следующими факторами:

ü углублением общественного разделения труда (например, количество машиностроительных отраслей и производств в развитых странах мира составляет более 200, а менее развитых – около 15);

ü специализацией, обособлением различных видов деятельности ( выделение отдельных производственных функций в самостоятельные производства);

ü увеличением количества экономически обособленных производителей (в США в 1947 – 1996 гг. количество предприятий возросло почти на 10 млн, что с точки зрения отношений собственности означает обособление товаропроизводителей, которые, изготовляя товары и предоставляя услуги, вступают в отношения с другими товаропроизводителями и потребителями);

ü превращение науки в непосредственную производительную силу (патенты, лицензии, ноу-хау становятся товаром);

ü обособлением сферы производства новых информационно-технологических и програмных продуктов (нового крупного общественного разделения труда);

ü возрастаним роли и экономической значимости сферы нематериального производства (образования, здравоохранения и др.) в производстве рабочей силы.

Услуги, которые предоствляют эти отрасли, превращаются в товар.

         Аналогичное воздействие на развитие товарного производства оказывает процесс углубления международного разделения труда, в частности, международнойспециализации производства. Тенденция к расширению товарного производства обусловлена также ростом количества населения и действием закона возрастания потребностей.

         Усиление тенденции к подрыву товарного производства и рыночных отношений, в том числе, определяется дальнейшим ростом масштабов единичного разделения труда, в основе которого лежит подетальная и пооперационная специализация внутри отдельных производственных единиц. Основой этих процессов является растущая концентрация производства, возникновение и развитие гигантских объединений и усиление элементов организованности и планомерности в пределах отдельных компаний, развитие контрактных отношений между монополиями, с одной стороны, и мелкими и срденими предприятиями – с друной, при которых последние специализируются на производстве отдельных деталей и узлов для комплектации конечной продукции. Кроме того, всем операциям купли-продажи между корпорациями предшествует заключение письменного или устного контракта, который имеет юридическую силу. Каждая из сторон берет на себя обязательства по выполнению условий контракта, а его нарушение предусматривает штрафные санкции. Поэтому составляются предварительные планы производства, его обеспечения оборудованием, рабочей силой, сырьем, а также финансовые планы преприятия, планы научно-технических исследований и т.п. В этих условиях отпадает необходимость подтверждения через рынок общественно необходимого характера производимых товаров.

К определенному подрыву товарного производства ведет и создание международных и транснациональных корпораций, совместных предприятий, заключение государством контрактов на национальном и международном уровнях, централизованное наднациональное регулирование экономики. Аналогичное воздействие оказывают гигантские банки, которые создают аппарат для общественного регулирования процесса производства и распределения продуктов.

         К подрыву товарного производство ведет возникновение непосредственной формы производства, при которой в результате процесса планирования на микро- и макроуровне, а также использования достижений НТР удовлетворение большей части общественых потребностей будет происходить без превращения продуктов труда в товар на рынке. Отрицание непосредственно общественной формы производства свидетельствует о неисторическом подходе, прежде всего, к товарной форме организации производства, которая существовала не всегда и не может функционировать вечно. Более развитая форма, которая диалектически, то есть с сохранением сильных, прогрессивных сторон товарной формы, осуществит ее отрицание, будет действовать в качественно иных, новых проявлений, подчиняясь при этом закономерностям развития непосредственно общественного производства. Но в целом в современных условиях тенденция к расширению масштабов товарного производства является преобладающей.

         К основным чертам современного товарного производство относятся углубление существующих форм общественного разделения труда и возникновение нового крупного разделения труда; преобладание коллективного производства, коллективного характера труда и ассоциированных форм собственности; установление экономических связей между товаропроизводителями через рынок, контрактную систему и в результате кооперации, специализации и др.; преимущественно планомерный характер развития товарного производства (конкурентной среды); превращение государства в крупного товаропроизводителя, в предпринимателя, финансиста, кредитора, организатора; ослабление социально-экомической обособленности товаропроизводителей вследствие развития отмеченных выше явлений и процессов.



                         



Товар и его свойства



         В натуральном хозяйстве производились вещи, блага. Благо – это вещь или услуга, которая удовлетворяет тем или иным человеческим потребностям. Благо может выступать в форме товара, который производится только при товарном производстве. Товар отличается от блага тем, что он удовлетворяет потребность человека посредством обмена, т.е. через акт купли-продажи.

         В литературе блага часто делят на экономические и неэкономические. Экономическими признаются блага, существующие в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют. Например воздух существует в неограниченном количестве и не является экономическим благом.

         Экономическое благо, предназначенное для обмена, признается товаром. При этом не обязательно, как считают некоторые современные западные экономисты, чтобы товар выступал как результат труда. Главное, утверждают они, что товар предназначен удовлетворять потребность посредством обмена.

         Действительно, блага, на которые не затрачен труд, могут приобретать форму товара (например, необработанная земля) и продаваться. Но в основном блага создаются благодаря производственной деятельности людей. Согласно трудовой теории стоимости, товар – это продукт труда, предназначенный для удовлетворения какой-либо человеческой потребности посредством обмена, т.е. путем купли-продажи. Не всякая вещь или благо (например, вода, воздух и т.п.), способные удовлетворять ту или иную потребность, является товаром. К товарам относится не все то, что удовлетворяет человеческие потребности, а только продукты человеческого труда. Но и продукты человеческого труда не всегда были и являются товаром. Если продукт производится для удовлетворения своих потребностей, то он не является товаром. Продукт человеческого труда становится товаром, когда он производится для удовлетворения потребностей других, т.е. когда он производится на продажу. В процессе осуществления акта купли-продажи отдельные члены общества вступают межу собой в отдельные отношения. Следовательно, товар – это общественная форма продукта труда.

         Товары могут различаться в зависимости от характера удовлетворения потребностей. Они делятся на следующие виды.

1.     Взаимозаменяемые продукты. Если растет потребление одного из них, то снижается использование другого. Примерами могут служить, положим, пары вещей: сливочное масло и маргарин, кефир и простокваша, автомашины «тойота» и «хонда».

2.     Взаимодополняемые товары. Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно увеличивается или снижается. Это, скажем, фотоапарат и фотопленка, видеомагнитофон и кассеты к нему.

3.     Независимые блага, или, иначе говоря, не сопряженные, «самостоятельные» товары. Потребности в этих вещах никак не связаны между собой (например, бананы и рыба, трикоажные изделия и наручные часы).

Товар обладает двумя свойствами:

Ø потребительской стоимостью

Ø стоимостью




 

Потребительская стоимость



         Расматривая сущность товара, необходимо различать его основные свойства. Анализ товара следует начинать с его потребительской стоимости. В данном отношении товар представляет собой вещь, которая благодаря своим свойствам удовлетворяет определенные человеческие потребности. Потребительская стоимость прямо зависит от потребительских свойств вещей.

         Полезность вещи или услуги, обусловленная их потребительскими свойствами, определяет их потребительскую стоимость. При покупки товара (как вещи или услуги) человек производит «оценку» потребительских стоимостей, «иследует» их качество, сопостовляет объективную и субъективную стороны потребительной стоимости различных товаров и услуг. Таким образом, потребительная стоимость товара является более емкой категорией по сравнению с его полезностью.

         Роль потребительной стоимости в условиях товарного производства состоит в том, что она является вещественной основой, материальным носителем общественных отношений и цели производства и ее следует изучать как общественную потребительную стоимость, поскольку в условиях общественного разделения труда продукт изготавливается не для потребления самим производителем, а для других людей. Так как общественная потребительная стоимость представляет промежуточное звено между производством и потреблением, ее характер имет важное значение для процесса реализации продуктов в масштабе всего общества. Это, в свою очередь, свидетельствует об ограниченной связи потребительной стоимости с качеством продукции, а значит, и с эффективностью производства. Историческая тенденция эволюции потребительной стоимости заключается в значительном расширении количества потребительных стоимостей; в усложнении прцесса их создания, росте полезных свойств традиционных товаров, повышении качества и долговечности большинства товаров; создание растущего количества потребительных стоимостей в форме товарных услуг и др.

         Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Это свойство иногда определяется как полезность товара. При этом под полезностью понимается только способность товара удовлетворять человеческие потребности, независимо от его влияния на здоровье человека.

         Вышеуказанное определение потребительной стоимости относится как к средствам производства, так и к предметам потребления. Например, потребительная стоимость стали – это удовлетворение потребности производства в металле, в создании из него машин, конструкций. Потребительная стоимость хлеба – это удовлетворение потребности людей  в пище, в получении определенных, неоходимых организму калорий и веществ. Потребительня стоимость – это то, что различает все товары.

         При определении потребитеьлной стоимомти товара разногласий среди экономистов нет. Но при определении стоимости товара они существуют.




Стоимость и меновая стоимость


         При определении стоимости товара разногласия среди экономистов имеют место быть. Это свойство товара некоторые экономисты называют еще ценностью, понимая под этим термином ценовой фактор, т.е. цену. Для них нет различий между стоимостью и ценой. Трактовку стоимости как самостоятельной категории, имеющей свое содержание и отличающейся от цены, дает трудовая теория стоимости. Основоположниками этой теории были Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо.

         У. Петти – родоначальник теории трудовой стоимости – показал, что источником стоимости является труд, затраты которого и определяют величину стоимости товара. Но У. Петти не видел различия между потребительной стоимостью и стоимостью товара. Он считал, что стоимость товара создается только трудом, расходуемым на производство драгоценных металов.

         А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) разграничил потребительную и меновую стоимость товара. Он пришел к выводу, что единственным источником стоимости товара является труд, затраченный в любой отрасли материального производства. Причем величину стоимости товара определяет не всякий труд, а средний, необходимый обществу.

         Д. Рикардо доказал, что единым критерием стоимости товара является труд, затраченный на производство товара и определяемый затратами рабочего времени. Он более четко провел различие между потребительной стоимостью товара и его стоимостью и показал, что при любом производстве стоимость товара определяется затраченным трудом.

         К. Маркс рассматривал стоимость как общественный труд, овеществленный в товаре. Стоимость носит общественный характер, потому что в ее основе лежит труд, затраченный на производство не вообще вещей, а на производство товаров, предназначенных для обмена. Только при обмене товаров, когда люди вступают между собой в отношения купли-продажи, между товарами устанавливаются отношения как между стоимостями. В этом акте происходит проявление стоимостей, следовательно, стоимость выражает общественные отношения, складывающиеся между людьми при товарном производстве.

        

 


         Основное содержание трудовой теории стоимости можно кратко выразить в следующих положениях.

§  Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутренне содержание – стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.

§  Второе положение. Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этоот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других членов общества. А. Смит сделал самое широкое обобщение: «Труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимость различных товаров во все времена и во всех местах».

§  Третье положение. Труд имеет внутреннее мерило – рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он количественно измеряется протяженностью во времени (в рабочих часах). Стоимость товара иногда измеряют в часах рабочего времени, чтобы сравнить экономичность производства в разных странах. Недавно это сделано для сопоставления величины стоимости ряда основных продуктов в России и других странах. Оказалось, чтостоимость некоторых товаров (в часах рабочего времени, на единицу продукта) составила :

1)    говядина (кг) в России – 3,4, а в Германии – 0,3;

2)    ботинки мужские (пара) соответственно 48 и 3;

3)    холодильник (шт.) – 596 и 21.

         Однако трудовой теории стоимости присущи определенные недостатки.

A.   Эта концепция имеет исторически ограниченные пределы применения. Наиболее полно она соответствует простому товарному производству (хозяйству крестьян и ремесленников), ибо измерять производственные затраты ручым трудом, рабочим временем было единственно возможно и небходимо на доиндустриальной стадии экономики (с 5 – 6 тыс. до н.э. ХVII в.).

B.   В эпоху индустриального развития, когда труд рабочих вытеснялся машинной техникой, измерять затраты производства только в рабочих часах было неправильно: следовало учитывать все дорожающие расходы на технические средства труда.

         На постиндустриальной стадии хозяйства стало практически  невозможно измерять стоимость затратами ручного труда. Как, спрашивается, каким способом измерить труд ученых или определить созданную трудом стоимость на полностью автоматизированных заводах?..

         Противоположную трудовой теории стоимости разработала, как известно, австрийская школа предельной полезности в последней трети ХIХ в. эта школа дала объяснение стоимости (точнее  -  ценности) благ с позиции экономической психологии потребителя (покупателя) полезных вещей. Основные положения данной теории таковы.

§  Первое положение. Австрийские ученые полагали, чо полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами товаров. Полезность, по их мнению, - это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей. Ценность (синоним стоимости) блага – это понимание человеком значения потребляемой вещи для его жизни и благо состояния. Основатель австрийской школы Карл Менгер утверждал, что «ценность не есть нечто присущее благам… Ценность – это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и потому вне их сознания не существует».

§  Второе положение. Полезные блага подразделяются на два вида:

1)    имеющиеся в безграничном количнстве (вода, воздух и т.п.). эти вещи люди не считают ценными для себя, ибо они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей;

2)    являющиеся относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребнлстей в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ченность.

§  Третье положение. В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. Согласно этому закону, степень удовлетворения потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение.

§  Четвертое положение. Ценность благ определяет предельная полезность, т.е. субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода.

         Если предельная полезность достикает «точки насыщения», то человек перестает ощущать пользу от потребляемой вещи. Когда же этот рубеж в потреблении преодолевается, то обычный продукт воспринимается как антиблаго, а полезность превращается во вредность.

         Однако теория предельной полезности не вполне соответствует хозяйственной практике и содержит внутренние противоречия. Вот несколько подтверждений этого.

1)    Массовые рыночные сделки нуждаются в каком-то объективнои соизмерении всех товаров. Между тем субъективная полезность не имеет и не может иметь какого-либо количественного выражения, так как отсутствуют объективные единицы для ее измерения. Поэтому субъективно-психологическая теория предельной полезности не смогла решить проблему отыскания единого соизмерителя ценности для всего многообразия благ и для всех людей.

2)    Закон убывающей полезности не является универсальным. Он проявляет свое действие в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости (например, хлеб, вода, жилище). Такие вещи имеют для отдельного человека и для каждого момента границу насыщения. Однако данный закон неприменим к подавляющей массе товаров – многочисленным непродовольственным продуктам, средствам производства, а тем боле нематериальным благам и услугам.


         В процессе обмена товарами на первый взгляд кажется, что их обменные пропорции устанавливаются случайно. Элемент случайности при этом действительно имеет место и обусловлен, прежде всего, соотношением спроса и предложения на определенный товар в данный момент. Но в процесе системетического обмна устанавливается определенная закономерность: меновые пропорции на протяжении длительного времени тяготеют к некоторому среднему уровню. Уже само по себе сопоставление одного товара с другим, их количественное сравнение означает, что у них есть нечто общее. Таким общим не могут быть потребительные стоимости, ведь товары отличаются друг от друга различными потребительскими свойствами и качеством и несоизмеримы между собой, поэтому меновые стоимости нельзя сводить к потребительным стоимостям.  Меновая стоимость – это свойство одного товара обмениватьсяна другой, в пропорции, в соответствии с которой систематически осуществляется такой обмен.

         Всем обмениваемым товарам присуще одно общее свойство: они являются воплощением общественного труда, затраченного на их производство, который и делает их количественно сопоставимыми, формирует их стоимость. Кроме того, они обладают общественной потребительной стоимотью, в которой выражается не просто количество общественно необходимого труда, но и качество продукции, ее полезный эффект.

         Стоимость имеет качесвенную и количественную стороны. В первой выражаются производственные отношения между товаропроизводителями, во второй – величина воплощенного в товаре общественно неоходимого труда товаропроизводителя и общественная полезность товара. Стоимость как общественное отношение товаропроизводителей – категория производства. Поскольку обмен является существенным моментом  определения стоимости товара, категория стоимости становится и категорией обмена. Таким образом, внуртеннее противоречие товара состоит в том, что как потребительные стоимости все товары качественно разнородны и несоизмеримы, но как стоимости они есть воплощение общественно неоходимого труда, потому соизмеримы.

         В оценке стоимости иную позицию занимают сторонники теории предельной полезности. По их мнению, стоимость (ценность) не является объективной стороной товаров, это свойство придает им субъективная оценка покупателя, а основа обмена товаров, их общее свойство – полезность. С целью измерения полезности материальных благ они используют законы Госсена, согласно которым по мере удовлетворения потребностей человека степень их насыщения растет, а величина конкретной полезности снижается, то есть каждое последующее благо имеет более низкую полезность, чем предыдущее. Если количество блага ограничено. Его предельный экземпляр удовлетворяет предельную потребность.

         Однако попытки отдельных экономистов (У. Джевонса, А. Маршалла и др.) найти количественный показатель полезности всех товаров были безрезультатными. Итальянский экономист А. Парето предложил относительный показатель, определяющий, насколько один выбор товаров является лучшим для потребителя, чем другой.

         Двойственная природа стоимости раскрывается в противоречивом единстве индивидуальной и общественной стоимости, возникающем вследствие разницы индивидуальных и общественно необходимых затрат труда. Рабочее время, которое отдельный товаропроизводитель тратит на производство товара, является индивидуальным рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время – это время. Необходимое для изготовления определенной потребительной стоимости с целью удовлетворения потребностей общества при существующих общественно нормальных условиях производства и среднем уровне умения и интенсивности труда. Оно тождественно индивидуальному рабочему времени на тех предприятиях. Где изготовливается основная масса однородной продукции.

         Соотношение общественно необходимого и индивидуального времени зависит также от общественных потребностей, общественного платежеспособного спроса на определенные виды продукции. Если товаров производится больше или меньше, то уровень регулируемых издержек изменяется. Важно и то, что стоимость товаров определяется условиями их воспроизводства. Это означает, что при появлении товаров такого же качества, но производимых с меньшими затратами общественно необходимого рабочего времени, стоимость прежних товаров уменьшается, приближаясь к стоимости их последней партии.

         Формирование общественно необходимых затрат происходит в процессе конкуренции товаропроизводителей. Затраты, превышающие общественно необходимое рабочее время, в условиях конкуренции не получают соответствующей оценки, не признаются обществом как необходимые. Кроме того, из многих субъективных оценок товара покупателями стихийно выводится прблизительная объективная оценка, общественная стоимость товара. На рынке, когда спрос соответствует предложению, покупатель не будет платить больше денег за одинаковый по качеству товар, индивидуальные затраты на изготовление которого превышают общественно необходимое рабочее время.

         В некоторых отраслях народного хозяйства (например, в сельском хозяйстве) формирование общественно необходимых затрат происходит в соответствии не со средними, а с предельными затратами, которые имеют место на худших по касеству участках земли. Иначе на этих участках товаропроизводитель был бы не заинтересован в производстве продукции, а потому не удовлетворялись бы общественные потребности в продектах сельского хозяйства. Их дифицит привел бы к повышению рыночной стоимости, следовательно, к признанию этих затрат как общественно необходимых.

         Таковы особенности взаимодействия общественно необходимого и индивидуального рабочего времени при производстве товаров. Для невоспроизвоимых товаров (шедевров искусства и др.), по мнению Д. Рикардо, основой их стоимости является их невоспроизводимая уникальность.



Производительность, интенсивность труда и их факторы

 

 

         Призводительность труда есть выпуск продукции в единицу рабочего времени. В основе характеристики производительности труда лежит эффективность использования рабочего времени. Рабочее время выступает как мера труда работников, касается ли это сферы производства или непроизводственной сферой. Производительность труда определяется путем деления произведенной массы продукции (в тех или иных единицах измерения) на рабочее время, израсходованное на производство данной продукции.

         Однако не всегда ясно, в каких единицах должна быть выражена произведенная масса продуктов и что должно стоять в числителе. Выпускаемая предприятиями продукция, как правило, многообразна по номенклатуре и трудоемкости. Лишь в отдельных случаях она является однородной, и можно использовать натуральные показатели в тех или иных единицах измерения. При отнесении массы произведенной продукции к количеству израсходованого рабочего времени имеются проблемы, касающиеся сопоставления производительности труда.

         При определении индивидуальной производительности труда на том или ином предприятиии проблема заключается в разнообразии ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Когда необходимо определить уровень общественной производительности труда, применяемые для ее расчета данные должны отражать общественно необходимые затраты как живого, так и овеществленного труда. Но полные затраты труда установить непросто. Связи предприятий слишком разнообразны и сложны, и не всегда известно. Какое количество труда воплощено в различных видах сырья. Поэтому неслучайно и в настоящее время для определения производительности труда используются затраты рабочего времени, связанные с живым трудом.

         Каковы бы ни были проблемы с измерением общественной производительности труда, в любом случае она характеризуется выпуском продукции на единицу затрат общественного труда. Т.е. затратами как живого, так и овеществленного труда. Отметим только, что прошлый, или овеществленный, труд – это труд, затраченный обществом заранее на изготовление средств производства, но используемый в процессе производства в данное время. В обществе экономия труда имеет место только при повышении производительности общественного труда, т.е. экономии и ранее овеществленного.

         Перечислим кратко основные факторы, влияющие на производительность труда, основным из которых является научно-технический пргресс. В этом аспекте факторы повышения производительности труда можно свести к следующим принятым в литературе направлениям:

·        совершенствование средств и предметов труда;

·        общественное разделение труда и специализация производства;

·        рост концентрации производства;

·        обобществление труда;

·        экономия срудств производства;

·        совершенствование технологии;

·        наиболее рациональное размещение производства;

·        рациональное использование трудовых ресурсов;

·        повышение культурно-технического и образовательного уровня работников;

·        развитие науки;

·        развитие и совершенствование производственных отношений.

         С ростом производительности труда в каждой единице продукции воплощается его меньшее количество. Поэтому ее стоимость уменьшается, а стоимость всей массы изготовленной продукци остается неизменной. Поскольку величина стоимости товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, для ее уменьшения должна расти производительность общественного труда в данной отрасли.

         Интенсивность труда представляет собой величину, характеризующуюся количеством труда, затрачиваемого в единицу рабочего времени. Таким образом, интенсивность находится в прямой связи с продолжительностью рабочего времени. Под интенсивностью труда понимается степень напряженности рабочей силы в процессе труда, определяемая затратами жизненной силы в единицу рабочего времени. За единицу рабочего времени при определении степени напряженности труда принимается продолжительность рабочего дня или один час.

         Необходимо различать понятия индивидуальной и средней общнственной интенсивности труда. Индивидуальная интенсивность при данных производственных отношениях зависит от возраста работника, степени его тренированности, одаренности физическими и умственными способностями. Средняя интенсивность труда – это обобщающее понятие. Оно складывается из индивидуальных величин, существующих у отдельных лиц, на отдельных участках, предприятиях, в различных отраслях хозяйства и районах страны. Понятие «средняя интенсивность» характеризует лишь количественную сторону интенсивности труда, но не отражает сущности и содержания интенсивности при том или ином способе производства. Поэтому политическая экономия выделяет понятие «общественная», или «общественно необходимая интенсивность труа». Она включает в себя определенную среднюю величину для каждой данной страны, одновременно отражающую социальное содержание.

         Рост интенсивности труда равноценен продлению рабочего дня. Более интенсивный труд создает за единицу времени большую стоимость, чем менее интенсивный. Таким образом, величина стоимости единицы товара находится в обратно пропорциональной зависимости от производиетльности труда и прямопропорциональной – от интенсивности.

         Обратно пропорциональная зависимость между уровнем производительности труда и стоимостью товара распространяется только на простой труд, при затратах же сложного труда данная зависимость усложняется, поскольку снижение стоимости единицы товара происходит не такими темпами, какими растет производительность труда. Это обусловлено быстрым обновлением номенклатуры продукции, влиянием моды, появлением принципиально новых качественных характеристик товара и т.д.

         Производительность труда – основной фактор роста эффективности производства. Повышение её означает рост интенсивности производства, т.е. уменьшение затрат труда (времени) на производство  единицы продукции.

Темпы роста производительности труда рассчитываются по формуле:

    

где Wi – производительность труда в расчетном периоде, WБ – производительность труда в базовом периоде, Ч – количество производственного персонала.



Выводы

 

Теория трудовой стоимости выделяет в товаре два свойства: потребительскую стоимость и стоимость. Потребительская стоимость товара заключается в способности товара удовлетворять ту или иную потребность. Стоимость определяется количеством овеществленного труда в товаре. И потребительская стоимость и стоимость создаются трудом, но первая – конкретным, а вторая – абстрактным. Абстрактный труд – это тот же конкретный труд, но взятый вне его конкретной формы. Любой труд всегда конкретен и всегда отличен от всех остальных видов труда. но в то же время все они характеризуются, что олицетворяют собой затраты человеческих усилий. Поэтому все виды труда сравнимы между собой как воплощение его затрат в товарах.

Обмен товаров осуществляется на основе сопоставления общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ), содержащихся в каждом товаре, т.е. на основе тех затрат, которые общество (покупатель) признает для себя приемлемыми. ОНЗТ является субстанцией, содержанием стоимости товара, которая, выраженная в деньгах, становится ценой.

В акте купли-продажи потребительная стоимость приобретает общественную форму как ценность, или общественную значимость для покупателя (общества). Поэтому стоимость и ценность олицетворяют собой двойственную природу цены как выражение двойственного характера труда (абстрактного и конкретного).

Стоимость как выражение ОНЗТ должна трактоваться не как затраты труда в физиологическом смысле, а как его затраты в социальном смысле. Это указывает на наличие механизма перераспределения совокупных затрат труда в процессе всего общественного производства. Таким механизмом являются спрос и предложение, которые непосредственно формируют рыночные цены и перераспределяют осуществленные затраты труда в социальном смысле между отраслями и продуктами.

Эффективность производства – важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда. Повышение производительности труда - объективный экономический закон развития человеческого общества.


Список использованной литературы

 

 

1.     Е.Ф. Борисов «Экономическая теория в вопросах и ответах», Москва, ЮРИСТ, 2000 г.

2.     В.Я. Иохин «Экономическая теория», Москва, ЮРИСТ, 2000 г.

3.     Под редакцией Д.Д. Москвина «Основы экономической теории. Политэкономия», Эдиториал УРСС, Москва, 2001 г.

4.     С.В. Мочерный, В.Н. Некрасов, В.Н. Овчинников, В.В. Секретарюк В.В.

5.     Э. Райхлин «Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции», Москва 1995 г.

6.     «Экономическая теория: Курс лекций», Иркутск, изд-во ИГЭА, 1996 г.

7.     «Экономическая теория: Хрестоматия», сост. Е.Ф. Борисов, Москва, Высшая школа,1995 г.