Содержание
Введение 3
Глава 1. Развитие речи 5
1.1. Общие вопросы развития творческих способностей детей 5
1.2. Развитие словесного творчества на основе восприятия литературных произведений 11
1.3. Образность речи как условие развития ее культуры 17
Часть 2. Театрализация речи у детей дошкольного возраста и ее диагностика 31
2 1. Описание проведенного эксперимента 31
2.2 Методики для диагностики речевого развития старшей группы детей детского сада 32
2.3 Анализ полученных данных по проведенному эксперименту 36
Заключение 38
Список используемой литературы 41
Приложение 44
Введение
Тема театрализация речи у детей дошкольного возраста еще не слишком раскрыта и поэтому является на сегодняшний день актуальной. Был проведен эксперимент не только по развитию самой речи у дошкольников, но и была поставлена сценка, с помощью которой и выявился уровень развития речи при помощи литературных произведений поставленных на сцене маленькими дошкольниками.
Целью этой работы является также показать насколько возможно при помощи литература и сценического искусства развить речь ребенка.
В данном проекте выдвинута гипотеза: Реально ли развить речь ребенка дошкольного возраста при помощи сценического образа?
В первой теоретической главе подробно дается описание театрализации речи различными авторами.
Во второй практической главе во – первых выявляется общий уровень развития речи у группы дошкольников, а затем после проведения сценки просматриваются изменения.
Н.А. Ветлугина одной из важнейших проблем развития художественных способностей дошкольников считала соотношение обучения и творчества. Важным показателем обучения является возникновение у ребенка интереса к художественной деятельности, самостоятельность и активность в процессе творчества.
Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)-в единстве содержания и художественной формы (П.М. Якобсон, А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская). В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входи также развитие образной, выразительной речи.
С произведениями литературного творчества ребенок встречается с первых лет жизни, однако далеко не все дети овладевают умением создавать собственные сочинения, да еще грамматически правильно, связно, выразительно. Психологи объясняют трудности развития словесного творчества многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов — мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других видах деятельности (изобразительной, музыкальной и т. д.). Поэтому большинство исследователей подчеркивает необходимость специального обучения для развития творческих способностей в области слова.
На эти особенности мы обращали внимание в своей кандидатской диссертации, изучая проблему развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал, что, как ни существенна для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности, так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли».
Глава 1. Развитие речи
1.1. Общие вопросы развития творческих способностей детей
Проблема развития связной монологической речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а еще шире — в формирование общих художественно-творческих способностей детей.[3, с. 124]
Исследователи рассматривают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает способности ребенка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к искусству и культуре.
Сроки становления разных видов деятельности неодинаковы, и каждый вид творческой деятельности имеет свою специфику. Вместе с тем существуют и какие-то общие вопросы, которые решаются исследователями в любом виде деятельности ребенка, особенно в развитии художественно-творческих способностей. Это вопросы об источниках и условиях возникновения творчества у детей, создания художественной среды, роли руководства творческим процессом, понимания связей и отношений между обучением и творчеством, репродуктивным и продуктивным путями создания образа.
В.В. Давыдов считает, что живопись, музыка, поэзия — это виды единого процесса эстетического освоения действительности, имеющие общий источник и способы художественной деятельности, связанные с развитием воображения. Именно эту способность психологи считают универсальной по отношению к любому виду человеческой деятельности, и наиболее успешно способность воображения развивается в процессе творческой деятельности в области искусства.
Проблема развития творчества детей дошкольного возраста широко и всесторонне изучалась в разных направлениях в Институте дошкольного воспитания анализ творческих компонентов в различных видах деятельности дошкольника (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Т. А. Репина, О.М. Дьяченко, К.В. Тарасова), развитие воображения в игре (Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Е.М. Гаспарова), формирование детского художественного творчества (Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова). Все исследования в той или иной степени затрагивают вопросы развития творческих способностей детей, рассматривая их как сочетание интеллектуальных, познавательных и эмоционально-волевых моментов.[7, с. 12-13]
Н.А. Ветлугина одной из важнейших проблем развития художественных способностей дошкольников считала соотношение обучения и творчества. Важным показателем обучения является возникновение у ребенка интереса к художественной деятельности, самостоятельность и активность в процессе творчества.
Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)-в единстве содержания и художественной формы (П.М. Якобсон, А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская). В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входи также развитие образной, выразительной речи.
Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжета, динамику событий, взаимоотношения героев, разные средства художественной выразительности (А.Е. Шибицкая, Л.М. Гурович, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, А. И. Полозова).
С произведениями литературного творчества ребенок встречается с первых лет жизни, однако далеко не все дети овладевают умением создавать собственные сочинения, да еще грамматически правильно, связно, выразительно. Психологи объясняют трудности развития словесного творчества многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов — мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других видах деятельности (изобразительной, музыкальной и т. д.). Поэтому большинство исследователей подчеркивает необходимость специального обучения для развития творческих способностей в области слова.[1, с. 54]
На эти особенности мы обращали внимание в своей кандидатской диссертации, изучая проблему развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал, что, как ни существенна для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности, так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли».
Так, всякая метафора выражает общую мысль и в то же время вносит новые оттенки в эту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи: метафоры, аллегории, сравнения — это специфические средства выражения различного смыслового содержания.
Чаще развитию образной речи уделялось внимание в школьном возрасте. Однако многие исследователи (Н.А. Орланова, А.И. Полозова, Л.М. Гурович, О.С. Ушакова, С.М. Чемортан, Р.П. Боша) показали, насколько велики возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и в использовании этих средств в своей речи. Здесь большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.
Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. Конечно, основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий.[12, с. 69]
С.Л. Рубинштейн считал, что если в процессе воспитания ребенка выразительность речи не развивается и для этого не создаются необходимые условия, то «кривая развития выразительной речи у детей принимает характер западающей кривой. Это западение приходится на тот период, когда первоначальная непроизвольная выразительность, встречающаяся в речи маленьких детей-дошкольников, особенно младших, спадает, а основанное на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность еще не развито; речь детей в этот период, при таких условиях, становится по большей части маловыразительной». Поэтому, по мнению С.Л. Рубинштейна, необходимо развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами. А для этого нужно проводить большую и тщательную работу.
Как доказано А.М. Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.
Некоторые особенности развития выразительной речи детей отмечала Н.С. Карпинская. Она подчеркивала недостаточную осознанность и неустойчивость выразительности детской речи: «Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле». Поэтому очень важно научить ребенка выразительной речи и включить в его деятельность элемент сознательности, преднамеренности.[2, с. 44]
Необходимо отметить, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь мы говорим о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т. е. основная задача — не только понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи.
Это умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный подтекст высказывания является очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом.
Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.
Именно эти проблемы изучались в специальных исследованиях, которые выполнены под нашим руководством и будут представлены ниже.
1.2. Развитие словесного творчества на основе восприятия литературных произведений
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия и на этой основе — развитие детского художественного творчества (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Б.М. Теплов, Л.С. Славина).[6, с. 12]
В нашем исследовании, посвященном развитию поэтического слуха как условию словесного творчества старших дошкольников (1973 г.), было показано, что на основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.
Под словесным творчеством подразумевалась деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений — рассказов, сказок, стихов и т. п. Была обнаружена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же относится и способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.
Исследование позволило сделать вывод, что развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений детей. В исследовании было поставлено много вопросов, требующих дальнейшего изучения, в том числе и вопрос о развитии поэтического слуха (и на этой основе словесного творчества) в старшей и даже средней группе детского сада. [4, с. 52]
Исследованию вопросов восприятия литературных произведений была посвящена работа вьетнамской аспирантки Ле Тхи Ань Туэт, выполненная под нашим руководством, которая выявляла, как специально организованное обучение, направленное на формирование восприятия, способствует развитию словесного творчества. Исследование доказало возможность формирования у детей шестого года жизни элементарного осознания формы и содержания художественного произведения.
В диссертации Ле Тхи показано, что восприятие литературных В произведений у большинства старших (вьетнамских) дошкольников В находилось на невысоком уровне. Трудности, которые испытывали дети, отвечая на вопросы о различении жанров (сказки, рассказа, стихотворения), их специфических особенностях и особенно о языковых изобразительно-выразительных средствах, были сходны с теми, которые мы отмечали, проводя свое исследование по развитию словесного творчества. Эти совпадения касались, прежде всего, и соотношения восприятия литературных произведений, и умения сочинять сказки, рассказы.
Так как констатирующее обследование проводилось по нашей методике (лишь с некоторыми изменениями), мы вправе сопоставлять эти данные. Не вдаваясь в цифровые сопоставления (а использовался математико-статистический анализ полученных данных по критерию «хи-квадрат»), можно отметить, что проявления словесного творчества, творческого рассказывания связаны с определенным уровнем художественного восприятия литературного произведения. Средняя сумма баллов, полученных детьми, которые не выполнили задание на сочинение, оказалась одной и той же. И в обоих исследованиях. Было подтверждено положение о том, что связь восприятия и творчества существует, однако причиной возникновения словесного творчества является не только достижение того или иного уровня восприятия. Нужна специальная работа, направленная на развитие и активизацию поэтического слуха, на создание условий для творческих проявлений у детей. Экспериментальное обучение проводилось Ле Тхи в трех формах: поисковое — в московском детском саду № 1021; пробное и основное — во вьетнамском детском саду. Целью поискового обучения было выявление эффективности формирования восприятия литературных произведений у детей, с которыми в предыдущих группах велась углубив ленная работа по развитию речи, включавшая и обучение творческому рассказыванию. В результате экспериментального обучения, произведенного на материале сказок, рассказов, стихов, переведенных с вьетнамского на русский язык, 15 из 20 детей выполнили задание в контрольных опытах — как по восприятию, так и по словесному творчеству. Таким образом, даже недлительное обучение, опирающееся на результаты углубленной работы по развитию речи, дало большой эффект.
В основном обучении, проведенном с вьетнамскими детьми, также был получен положительный результат. В ходе обучения совершенствовалось, углублялось восприятие литературных произведений, дети ярче проявляли эмоциональную отзывчивость во время чтения, а их творческие способности обнаруживались не только в сочинении ими рассказов и сказок, но и в изобразительной деятельности. Обогатилось не только понимание содержания произведения, но и восприятие его художественной формы. Систематическое использование на занятиях творческих заданий (подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов) повлияло на создание сочинений, однако в полной мере формирование словесного творчества должно включать ознакомление с композицией связного высказывания, логикой выстраивания сюжета и другими сторонами содержания и формы литературного произведения. Основное же внимание в анализируемом исследовании уделялось выявлению роли восприятия в формировании художественно-речевой деятельности старших дошкольников. [9, с. 34]
Более подробно нерешенные вопросы восприятия произведений художественной литературы и формирования на этой основе словесного творчества были рассмотрены в исследовании, проведенном Р.П. Бошей по теме «Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников» (1988г.).
Была сделана попытка найти некоторые пути и формы использования дайн (латышских народных песен) в целях развития речи детей, прежде всего в отношении ее образности. Такая попытка была предпринята в связи с тем, что латышские народные песни как искусство слова в малой форме четверостиший выражают богатое содержание в отношении насыщенности их средствами художественной выразительности (сравнениями, эпитетами, метафорами, олицетворениями), поэтому они и оказывают существенное влияние на развитие образности речи детей в словесном творчестве.
Констатирующие опыты, выявляющие особенности восприятия сказки, стихотворения и народной песни, показали, что дети испытывали большие трудности в определении идеи (чему учат нас... народные песни?) и вычленении средств художественной выразительности, особенно сравнения, да и уровень сочинений по теме народной песни был низким. [14, с. 75]
Интересно отметить, что в этом исследовании соотношение восприятия и творчества было несколько иным, чем в рассматриваемом выше исследовании Ле Тхи Ань Туэт, - видимо, сказалась специфичность поэтического материала, который давался детям. В обучение включались непосредственное знакомство с народной песней, ее тематикой, идеей и средствами художественной выразительности, а также разнообразные приемы формирования творческого рассказывания, особенно поощрялись самостоятельное сочинение сказок, рассказов, выбор темы. Детей учили замечать сходство и различие в использовании выразительных средств в зависимости от направленности и тематики сочинений. Важным моментом было развитие желания слушать народную песню, высказывать свое отношение к художественному тексту. [34, с. 69]
Выполняя творческие задания (подбор эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой), дети готовились к использованию языковых средств в собственной речи, к художественному оформлению своего высказывания. Тем самым развивалась поэтичность восприятия народных песен и совершенствовался эмоциональный настрой при создании сочинений. Интересно проходили и упражнения на составление предложений с многозначными словами или словосочетаниями, взятыми из народных песен.
Накопленный опыт восприятия народных песен и постоянное внимание к художественному слову привели к повышению активности и самостоятельности в словесном творчестве. Сам процесс речевого творчества стал приносить детям удовлетворение и радость. Использовался и такой прием, как составление книги сказок, в которую записывалось детское сочинение и ребенок рисовал к нему иллюстрацию. Если понимание средств художественной выразительности вызывало у детей затруднения в восприятии народных песен, им предлагались творческие задания, развивающие их представления. Это были вопросы типа «С чем можно сравнить?»;
.«Как можно сказать об...?»; «Что думает береза, глядя на одуванчик?», Могут ли вздыхать леса?» и т. п. Так дети учились осознавать сравнение, олицетворение (персонификацию), а затем они включали аналогичные средства в свои сочинения.
Анализ результатов экспериментального обучения выявил существенное обогащение сочинений детей как по содержательности и художественной выразительности. Был отмечен высокий уровень связности и образности речи старших дошкольников. [26, с. 115-117]
Р.П. Боша своим исследованием показала, что благодаря систематическому использованию латышских народных песен на занятиях по художественной литературе и развитию речи обогатилось содержание детских сочинений (сюжеты стали интересными и оригинальными), развилось художественное восприятие данные дети стали замечать в них почти все художественные средства, даже самые тонкие: сравнения и олицетворения, гиперболы и литоты), повысилась образность речи в сочинениях по темам народных песен (дети свободно пользовались сравнениями, подбирали синонимы и антонимы) и в разговорной речи появились образные оценки.
Итак, все вышеупомянутые исследования доказали, что образность речи является существенным качеством ее связности, она развивается параллельно с такими важнейшими компонентами связной речи, как композиция высказывания, использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания. Не обходимо было продолжать изучение проблемы образности в связной речи, что сделано в исследованиях, к рассмотрению которых мы и переходим.
1.3. Образность речи как условие развития ее культуры
Образность как эстетическая категория рассматривается в каждом виде искусства (музыкальном, изобразительном, литературном) и в зависимости от этого имеет свои специфические особенности. Понятие художественного образа является центральным во всех видах искусства.
Рассмотрение образности поэтической речи, как особой разновидности языка, по выражению Л. П. Якубинского, «генетически восходит к Аристотелю». Именно он, раскрывая необходимость уместного использования стиля для достижения поставленной оратором цели, призывал принижать и возвышать слог «сообразно с трактуемым предметом, и это следует делать незаметно, чтобы казалось, будто говоришь не искусственно, а естественно, потому что естественное способно убеждать, а искусственное — напротив».
Интересные мысли относительно экспрессивного момента, определяющего стиль высказывания, мы находим у М.М. Бахтина, который считал, что «эмоция, оценка, экспрессия чужды слову языка и рождаются только в процессе его живого употребления...». Приведем еще одну его мысль: «Слова языка ничьи, но в то же время мы слышим их только в определенных индивидуальных высказываниях, читаем в определенных индивидуальных произведениях, и здесь слова имеют уже не только типическую, но и более или менее ярко выраженную (в зависимости от жанра) индивидуальную экспрессию, определяемую неповторимо индивидуальным контекстом высказывания». [19, с. 49-53]
Именно эти аспекты (неповторимость, естественность, индивидуальность) отличают речь детей дошкольного возраста, поэтому и развитие такой ее черты, как образность должно начинаться по возможности раньше.
Образность речи многие исследователи считают важнейшим элементом эстетической функции языка, способностью языковых средств вызывать наглядно-чувственные представления (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.И. Тимофеев, М.Н. Кожина, И.М. Шанский и др.). В широком понимании слова образность относится к культуре речи, и в этом смысле воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений становятся одной из важнейших задач речевого развития в дошкольном детстве.
Культура речи — явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком (Б.Н. Головин, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, Г.А. Золотова).
В современных условиях одной из опасностей для литературной речи является влияние штампов, «канцеляритов» (К.И. Чуковский), И которые мертвят живую речь. Привычка орудовать штампами, слитными блоками казенных слов ведет к утрате живого языка, и это отражается на его грамматической стороне. «Пренебрежение выразительностью речи оборачивается и грамматической хаотичностью», — говорится в книге «Современный русский язык». [13, с. 58]
В школьной практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включается как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность.
Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых встречи языковых средств.
Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова.
И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи. [31, с. 69-75]
Эти положения нашли отражение в исследовании Н.В. Гавриш «Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку» (1991 г.), выполненном также под нашим руководством. Сама проблема решалась в нескольких направлениях: как работа над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), рассматриваются в исследовании как важнейшие источники развития выразительности детской речи.
Н.В. Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц. Многие исследователи доказали, что природа речевой образности у детей и взрослых разная.
Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М. Дьяченко (1990 г.), раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения — «опредмечивающий» и образ «включение». Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию.
Педагогические исследования рассматривают формирование культуры речи в контексте ознакомления с литературой и фольклором как универсальными средствами народной педагогики. Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы, Гавриш подчеркивает, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.
Так, словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.
В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании. Именно здесь выступает развитое чувство стиля, умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, соотнесенность синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.). Подчеркнем здесь и роль синонимии грамматических форм и конструкций в зависимости от их смысловых оттенков и их роль в построении связного высказывания. Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной. [9, с. 55]
Если же рассматривать звуковую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда — и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.
В констатирующих опытах предыдущих исследований, посвященных развитию словесного творчества (А. П. Ушакова, Ле Тхи Ань Туэт, Р.П. Боша), сначала выявлялись особенности восприятия литературных произведений, а затем умение создавать сочинения разных жанров.
В исследовании Гавриш в 1-й серии задании выявлялось умение составлять связное высказывание - тем самым исключалось какое-либо влияние литературных текстов и бесед по их содержанию на использование в самостоятельном рассказе выразительных средств. Выяснялось, имеет ли ребенок опыт составления рассказа (сказки), с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может Дли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие В лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Это задание не выполнили 30 детей (из 71), в большинстве сочинений нарушались логическая последовательность и композиция текста, была зафиксирована зависимость между уровнем связности как В качественной характеристики текста и уровнем образности (чем ниже ^•был первый, тем ниже был и второй).
Серия заданий выявляла особенности восприятия литературных произведений (сказки, рассказа, стихотворения). Поскольку вопрос развития образности речи в этом исследовании был центральным, то основное внимание при анализе ответов уделялось выделению средств художественной выразительности. Было отмечено, что значительные затруднения вызывали вопросы о таких средствах, как сравнение и метафора, не говоря уже о метонимии, олицетворении и гиперболе.
3-я серия заданий, выявляющая понимание детьми значения фразеологизмов («как в воду опущенный», «надуть губы», «сломя голову», «в поте лица» и др.), была совершенно новой — в контексте восприятия литературных произведений она давалась впервые. Фиксировались и оценивались правильные и неправильные (буквальные, отрицательные) ответы, а также точность словоупотребления. Из 71 ребенка лишь 30 показали частичное или полное понимание фразеологизма.
4-я серия заданий выявляла понимание пословиц, а 5-я серия -загадок. Результаты были аналогичны с выполнением заданий 3-й серии.
В процессе обучения детей знакомили с малыми фольклорными формами (загадками, пословицами, поговорками, фразеологизмами) в соответствии с тематикой литературных произведений разных жанров.
Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи явилось обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. [18, с. 41]Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводились на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые уточняли представления детей о разнообразии жанров и образности речи и углубляли художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствовало осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. Причем формирование образности речи проводилось в единстве с развитием других качеств связного высказывания (структурного оформления и образной лексики в соответствии с выбранным жанром); обращалось внимание и на понимание целесообразного использования средств художественной выразительности в сказке, рассказе, басне.
В результате у детей сформировался эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведений, что повлияло на построение связных высказываний и использование образных средств в сочинениях детей.
Эффективность методики проявилась не только в осознании образного содержания произведений малых фольклорных форм, но и в том, что значительно повысился уровень логического и наглядно-образного мышления детей. Этот факт мы объяснили тем, что усвоение переносного значения слов и словосочетаний, обобщений и аллегорий, заключенных во фразеологизмах, загадках, баснях, а кроме того, параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждение о том, почему в загадке использовались сравнения, во фразеологизме — различные словосочетания, — все это наряду с обогащением речи давало мощный толчок мыслительной деятельности старших дошкольников. [15, с. 33]
Методика, разработанная Н.В. Гавриш, частично использовалась в уже упоминавшемся исследовании Л.А. Колуновой «Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста» (1993 г.). В нем, помимо ознакомления с литературными произведениями разных жанров, особое внимание детей направлялось на понимание смысловых оттенков слов и изменения значения слова в зависимости от суффикса в том или ином контексте.
В исследовании Колуновой показано, что у детей можно развить понимание различий значения слова в зависимости от смысловых оттенков, дающих им дополнительные эмоционально-оценочные характеристики. Научаясь целесообразному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях, дошкольники используют навыки отбора уместных языковых средств при сочинении своих рассказов и сказок, что является необходимым условием развития связной речи.
Специально организованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматривалась в контексте произвольности выстраивания связного высказывания. [28, с. 87]
Итак, работа над смысловой стороной слова выдвинулась на первое место, так как именно семантический отбор слон в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самое существенное влияние на формирование осознания явлений языка и речи. Поэтому работа над пониманием значения слов и их оттенков для использования полученных знаний в своих сочинениях стала в исследовании Колуновой центральной.
Поисковый эксперимент основывался на следующих положениях. В развитии связной речи наряду с формированием представлений о структурных элементах высказывания и способах внутритекстовой связи большое внимание уделялось точному обозначению описываемых явлений и образному определению излагаемых в сочинениях событий. Особая роль при этом отводилась формированию художественно-речевой деятельности, ведь именно ознакомление с фольклорными и литературными произведениями развивало у детей понимание необходимости использования средств художественной выразительности при создании собственных сочинений. Формирование осознанного отношения к языку, когда для воплощения своего замысла ребенок начинает отбирать точные и образные средства, приводит к взаимодействию художественно-речевой деятельности с развитием связной речи.
Поиск путей развития словесного творчества на основе формирования чуткости к слову и оттенкам его значений предполагалось вести по разным направлениям. Прежде всего обращалось внимание на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно организовывались целенаправленные наблюдения (например, за проезжающим транспортом). Перед детьми ставился вопрос в необычной форме («Как по-сказочному сказать, о чем гудит-рокочет мотор?»), а затем они придумывали сказку о грузовике и грузовичке. Аналогично проводились наблюдения за деревьями: дети придумывали, о чем те могут разговаривать, а затем сочиняли сказки о дереве и деревце. [24, с. 89]
После чтения сказок дети, отвечая на вопросы, отмечали необычные выражения и слова, различные по смысловым оттенкам (белка-белочка, лиса-лисонька). В своих сказках, тема которых давалась по аналогии с прочитанной, дети наделяли персонажей необычными качествами, используя антонимы и другие средства противопоставления, в которых имелись слона с разными смысловыми оттенками, а задание на составление сказок на основе парного сопоставления (о елке и елочке, о ветре и ветерке) ставило детей в такую творческую ситуацию, в которой они задумывались над различными характеристиками сказочных персонажей.
Этот поисковый эксперимент показал, что для развития образности речи необходимо вводить детей в сказочную ситуацию и глубоко работать над пониманием прямого и переносного значения слова, его смысловых оттенков, что должно привести к уместному и точному употреблению образных слов и выражений в сочинениях детей.
Основной эксперимент сначала выявлял, как старшие дошкольники понимают смысловые оттенки значений знаменательных частей речи (домик - домище; играть - проиграть; умный - умнейший), смысловую близость и различие разнокоренных синонимов, а также понимание словосочетаний в переносном значении («лес дремлет»;
«злая зима»). Выявлялось и умение составить рассказ или сказку о зайце и зайчишке.
Выполнение этих заданий показало, что большинство старших дошкольников лучше ориентируется на уменьшительный, а не наласкательный оттенок, на глаголы, обозначающие движения, и прилагательные, относящиеся к величине. Остальные задания, в том числе составление связных высказываний на тему, отражающую различие смысловые оттенки слов, вызывали у детей затруднения.
Специально разработанные игры и упражнения — на образование смысловых оттенков значений существительных (книга, книжка, книжонка), глаголов (бежал, забежал), прилагательных (умный, умнейший), на подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и словосочетаниям (по всем частям речи), на развитие понимания переносного значения многозначного слова — помогали тому, что дети переносили в свои сочинения слова с различными смысловыми оттенками, отражающими эмоциональное состояние, настроение, чувства героев, характеристику персонажей. [27, с. 32-36]
Исследование Колуновой показало, что, с одной стороны, речевые игры и упражнения качественно развивают словарь, а с другой стороны, они являются важным подготовительным этапом для развития связной монологической речи. Вместе с тем необходимо отметить, что развитие умений строить связное высказывание требует и специального обучения (что было уже доказано предыдущими исследованиями). Однако здесь надо было искать такие пути обучения придумыванию сочинений разных жанров, которые соединяли бы работу над смысловыми оттенками и составление связных текстов.
Так, при выборе темы детям не давали готового названия, а подсказывали возможные варианты развития сюжета, особенности характеров персонажей (сказка о послушном и шаловливом зайчонке). Или задавалось начало, в котором у героев были противоположные характеристики (строгий папа —ласковая мама). Широко использовались самые разнообразные ситуации, которые требовали точного речевого обозначения, продолжения, завершения. Таким образом, работа над композицией, структурным оформлением высказывания являлась как бы фоном, на котором шла работа над образными средствами, в том числе и смысловыми оттенками значений слова. В целом же работа над смысловой стороной слова не только углубляла понимание синонимических и антонимических отношений, но и влияла на замысел рассказа, помогала в развитии сюжета, активизировала воображение.
Под влиянием обучения изменились сочинения детей: от схематичного перечня, описания событий и фрагментарного повествования дети перешли к созданию занимательных сюжетов, правильному композиционному построению, динамичности и четкой завершенности связного высказывания.
Понимание смысловых оттенков значения слова помогало оригинальности творческих замыслов, необычности поступков героев сказок, неожиданности развязки. Изменилось и отношение детей к своему творчеству: оно стало критичным и осмысленным. А самое главное — дети оценивали не только сюжет, но и язык повествования, выделяя разнообразные средства выразительности.
Контрольные опыты показали, что от уровня развития чуткости к смысловым оттенкам слова зависит и уровень развития словесного творчества, так как у детей повышается смысловая точность речи, совершенствуется грамматический строй, а это позволяет пользоваться усвоенными навыками в любом самостоятельном высказывании.
Был сделан вывод о том, что развитие у ребенка творческого воображения тесно связано с развитием языковой способности.
В нем доказывается роль работы с произведениями изобразительного искусства в развитии такого качества связной речи, как образность, так как формирование эстетического восприятия произведений живописи оказывает влияние на использование средств художественной выразительности в разных видах высказывания — описании, повествовании, рассуждении, которые зависят от жанра картины. Возможности старших дошкольников понимать художественный образ являются условием переноса этих представлений в словесное творчество, а взаимосвязь разных видов искусства (музыки, литературы, живописи) влияет на употребление разнообразных языковых средств при построении связных высказываний.
Е.В. Савушкина ставила сноси целью проследить, как старший дошкольник воспринимает художественный образ живописного произведения и соотносит эго восприятие с созданием словесного образа, который он передает в собственном сочинении. Здесь речь идет не о прямом описании или рассказе по содержанию картины (что часто наблюдается в практике работы дошкольных учреждений), а о восприятии образа произведений, будь то пейзаж, натюрморт или жанровая картина, и о дальнейшем осмыслении его, об умении передать свои впечатления в словесном творчестве. В связи с этим рассмотрен искусствоведческий аспект проблемы, выясняющий роль эстетического воспитания детей и особенности разных видов искусства, которые отличаются структурой художественного образа. Существуют виды искусства, которые прямо изображают явления жизни (живопись, художественная литература, театр), и те, которые выражают эмоциональное состояние художника (музыка, декоративно-прикладное искусство). Подчеркивая уникальность каждого вида искусства, имеющего определенные преимущества (равно как и известные ограничения) по сравнению с другими видами в изображении тех или иных сторон жизни, исследователь отвечает и стремление разных видов искусства использовать опыт нежных искусств. [3, с. 15]
Характеристика разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, пейзаж, жанровая и историческая картина, портрет) дается для того, чтобы подчеркнуть, какие специфические особенности каждого жанра доступны пониманию дошкольников (сюжет, композиция, колорит). Картина раскрывает перед ребенком новое содержание, будит новые впечатления и ассоциации, развивает воображение. Ознакомление с разными жанрами живописи позволяет детям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа.
Поисковые констатирующие опыты были проведены с детьми младших, средних и старших групп — выявлялось их умение высказать свое впечатление от картин (натюрморт «Сирень» П. П. Кончаловского и пейзаж «Зима» И.И. Шишкина) и дать им названия. Самые объемные высказывания по картине давали дети старшего и некоторые дети среднего дошкольного возраста. Именно эти результаты подсказали, что подготовительную работу надо вести с детьми пятого года жизни, тогда к старшей группе у них будет накоплен опыт общения с произведениями изобразительного искусства. Даже ознакомление с десятью картинами разного жанра привело к тому, что у детей развился интерес к произведениям искусства, они могли охарактеризовать героев, дать название картинам.
Экспериментальное обучение, проведенное с этими детьми в старшей группе, включало развитие умения видеть, понимать художественный образ произведения живописи, высказываться на тему картины, видеть в ней главное. Параллельно шла работа по обогащению речи детей выразительными средствами (метафорами, эпитетами), развитию умений строить высказывание, используя предложения разных типов, соблюдая структуру.
Ко всем занятиям были подобраны фольклорные, литературные и музыкальные произведения, которые углубляли впечатления детей от рассматриваемой картины, заставляли их находить новые языковые средства для выражения своих впечатлений.
Разработанная Савушкиной методика включала разные виды занятий: посещение музея, рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использование метода «вхождения» в картину и словесного рисования, проведение выставок картин. Взаимосвязь разных видов искусств углубляла эмоциональное впечатление детей, развивала их чувства и образную речь.
Часть 2. Театрализация речи у детей дошкольного возраста и ее диагностика
2 1. Описание проведенного эксперимента
Для данной работы был проведен эксперимент, который показал, что ребенок лучше усваивает речевые навыки при помощи театрализации. Во – первых сценический образ привлекает ребенка, заставляет работать его воображение, следствием чего становится более развитая речь, во всех ее проявлениях. Данный эксперимент проводился в старшей группе детей детского сада. Для работы была выбрана такая сказка, которая могла бы формировать и развивать все виды речи, но которая развивает воображение, нравственные и моральные качества, а также осторожность в отношении чужих людей и любовь к родителям.
Была выбрана сказка «Волк и семеро козлят». Для каждого персонажа были придуманы костюмы, для того чтобы ребенок наиболее полно вошел в роль, и чтобы она его заинтересовала. В роли мамы выступала воспитатель, а в роли волка отец одного ребенка. Были все стимулирующие факторы для выступления, создана аудитория, сцена, зрители, освещение и музыка. Дети на протяжении всей недели боялись что – нибудь забыть, но выступили хорошо. Но перед тем, как начать анализировать прошедший эксперимент, были проведены методики на выявления развития речи у детей в данной группе, и уже на основе полученных данных делались выводы, сравнения как влияет театрализация литературных произведений на речь ребенка.
Выдвигается такая гипотеза: Влияет ли на развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста театрализация литературных произведений?
2.2 Методики для диагностики речевого развития старшей группы детей детского сада
Были использованы две методики: «Назови слова» и «Как заблудился маленький гном».
Методика 1.
Представляемая методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных групп слов отводиться по 20 секунд, а в целом на выполнение всего задания 160 секунд.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
(Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление).
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методика 2.
Изучение связной речи и воображения дошкольников на материале творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста.
Материал: Тема сказки: «как заблудился маленький гном»; начало сказки: «В домике на краю леса жил ежик. Каждое утро он выходил на прогулку. И вот однажды…»; 2-3 предметные картинки или открытки с изображением животных.
Ход исследования: Ребенку с перерывом в несколько дней предлагают:
1. Придумать сказку «Как заблудился маленький гном».
2. Придумать сказку вместе с воспитателем, который начинает, а малыш продолжает.
3. Придумать сказку с определенными героями. Перед ребенком кладут картинки и говорят, чтобы он придумал сказку с этими героями».
Схема анализа детских сказок:
1. Особенности воображения:
1. Сюжет сказки: бытовой, сказочный, приключенческий. Количество сюжетных линий, их взаимосвязи. Многообразие сюжетных линий показывает, насколько ребенок может в воображении отойти от действительности, предвидеть развитие сюжета.
2. Композиция сказки: наличие зачина, завязки, развития сюжета, кульминации, развязки и концовки. Логическая завершенность сказки свидетельствует о том, насколько ребенок понимает и устанавливает взаимосвязь воображаемых событий и их связь с реальностью.
3. Количество главных и второстепенных героев, степень развернутости их характеристик. Полнота характеристик героев говорит о глубине проникновения в сюжет.
4. Наличие описаний внешнего вида героев, их душевных качеств и места действия.
5. Эмоциональность описания: использует ли ребенок оценочные суждения (хороший, плохой, красивый) и соответствующие суффиксы или включает себя в качестве действующего лица в сказку? Эмоциональность характеризует активность малыша в процессе создания образов.
6. Наличие идеи сказки: насколько она четко сформулирована и, значит, осознанна.
7. Связь сказки с приобретенным опытом, знаниями, говорит о связи воображения с действительностью.
2. Особенности речи:
1. связность и последовательность изложения.
2. Виды предложений, их соотношение в речи малыша.
3. Прямая, косвенная речь и диалоги.
4. Словарь: соотношение разных частей речи.
5. Согласование слов в предложениях.
6. использование предложений с второстепенными и однородными членами.
7. Выразительность речи, богатство и разнообразие мимики, жестов – пантомимы.
2.3 Анализ полученных данных по проведенному эксперименту
По обеим методикам можно выявить только общий уровень развития и затем сравнить с результатами после проведенного эксперимента.
Итак: По методике 1 была составлена таблица 1 (приложение) из которой видно, что уровень развития словарного запаса и речи в целом у данной группы в норме, то есть по всем группам было сказано каждым ребенком не менее 6 слов, а в общем это означает, что уровень развития их словарного запаса приравнивается к высокому.
По второй методике приводится протокол одного из ответов, так как ответы почти все одинаковы в смысле построения речи.
Протокол:
Сочинение сказки Леной У.
Воспитатель. Давай придумаем сказку. Я начну, а ты продолжай.
Лена. Давайте.
Воспитатель. Жили мальчик и девочка. Они дружили. Однажды они пошли в лес. И вдруг…
Лена. И они увидели Бабу – Ягу. В избушке на курьих ножках. Она сказала, что в тридевятом царстве растет…Нет…Она спросила зачем они пришли. А она дала им цветик – семицветик, чтобы они загадали желания. И они загадали, чтобы у мальчика была машина, а у девочки кукла. И чтобы они также дружили.
Анализ:
Сказочный сюжет состоит из одной линии. Это прогулка в лес, включающее только одно событие – встречу с бабой - ягой. Сюжет почти не развивается и логически не завершен. Композиция сказки четко не выделена. Три героя не получают никакой характеристики. Указано лишь место жительства бабы – яги. Эмоциональность почти не проявляется.
Лена, как и многие другие дети, комбинирует события из русских народных сказок. Девочка заимствует готовые образы из своего опыта, а не создает новые. Идея сказки не сформулирована, хотя личность автора видна в предпочтении персонажей – мальчика и девочки, которые не только стремятся получить привлекательные предметы, но, и хотят сохранить дружеские отношения. В целом можно сказать, что воображение у Лены и других детей не очень высоко развито, но эта картина меняется уже после проведенного эксперимента. Дети обогащают свой словарный запас, включают свое воображение, входят в роль и развиваются в целом.
В речи детей преобладают существительные и глаголы. Редко используемые прилагательные обычно связаны со стандартными сказочными выражениями. Присутствуют простые и сложные предложения. Слова в них правильно согласованы. Сами предложения достаточно развернуты. Диалог предан в косвенной речи. Мимика бледная, но у многих детей мимика очень яркая и жесты тоже.
Пол проведенному эксперименту можно сказать, что гипотеза о том, что речь, развивается с помощью театрализации литературных произведений развивается, подтверждается. После эксперимента было проведено повторное исследование на развитие речи по тем же самым методикам. Результаты оказались выше, особенно воображение у детей стало более развито, что приводит к развитию речи всех ее форм. Сама речь у детей слала ярче, мимика и жесты более выразительны. Также были развиты нравственные качества и особенно любовь к матерям.
Заключение
По данной работе было проведено исследование, основанное на театрализации литературного произведения «Волк и семеро козлят». Дети оказались очень эмоциональны, натурально вживались в роль и постоянно включали свое воображение.
Предложения после эксперимента стали строить более полными и яркими. Стала прослеживать последовательность мыслей и логическое заключение.
Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи явилось обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводились на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые уточняли представления детей о разнообразии жанров и образности речи и углубляли художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствовало осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. Причем формирование образности речи проводилось в единстве с развитием других качеств связного высказывания (структурного оформления и образной лексики в соответствии с выбранным жанром); обращалось внимание и на понимание целесообразного использования средств художественной выразительности в сказке, рассказе, басне.
В результате у детей сформировался эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведений, что повлияло на построение связных высказываний и использование образных средств в сочинениях детей.
Эффективность методики проявилась не только в осознании образного содержания произведений малых фольклорных форм, но и в том, что значительно повысился уровень логического и наглядно-образного мышления детей. Этот факт мы объяснили тем, что усвоение переносного значения слов и словосочетаний, обобщений и аллегорий, заключенных во фразеологизмах, загадках, баснях, а кроме того, параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждение о том, почему в загадке использовались сравнения, во фразеологизме — различные словосочетания, — все это наряду с обогащением речи давало мощный толчок мыслительной деятельности старших дошкольников.
Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых встречи языковых средств.
Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова.
И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи.
Под словесным творчеством подразумевалась деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений — рассказов, сказок, стихов и т. п. Была обнаружена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же относится и способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.
Исследование позволило сделать вывод, что развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений детей. В исследовании было поставлено много вопросов, требующих дальнейшего изучения, в том числе и вопрос о развитии поэтического слуха (и на этой основе словесного творчества) в старшей и даже средней группе детского сада.
Список используемой литературы
1. Айдарова. Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. М.: 1986.
2. Андреев Н.Д. Навыки и подсказки в устной речи // Теория и практика лингвистического описания. Горький,1968.
3. Белякова. Г. П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений. М.: 1982.
4. Выготский. Л. С. Психология. М.: Искусство, 1986.
5. Выготский. Л. С Развитие устной речи.. М.: Просвещение, J982.
6. Выготский. Л. С. Мышление и речь. М.:1982.
7. Конина. М. М. Роль картинки и обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста // Изв. АПН РСФСР. М, Л.; 1994.
8. Короткова. Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982.
9. Ладыженская. Т. А. Методы обучения связной речи //Активизация познавательной деятельности учащихся па занятиях по русскому языку. М.: 1977.
10. Леонтьев. А. А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации.//Синтаксис текста. М., 1979.
11. Леонтьев. А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иносртанному. М.: Изд-во МГУ, 1970.
12. Леонтьев. А. А. Признаки связности и цельности текста.//Лингвистика текста. М.: МГПИИЯ, 1974.-Ч. 1.
13. Леонтьев. А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: 1974.
14. Леонтьев. А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1975.
15. Леонтьев. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.
16. Леушина. А. М. Развитие связной речи дошкольников. М.: 1941.
17. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990.
18. Лосева. Л. М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980.
19. Львов. М. Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985.
20. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев.А.П. Николаичева. М.: Просвещение, 1984.
21. Михайленко. Н. Л., Короткова. И. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. М.: Минпрос, 1991.
22. Проблема изучения речи дошкольника/Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАС, 1994.
23. Реферовская. Е. А. Развитие речи детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1994.
24. Смага. А. А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни. М.: 1996.
25. Смирнова Е. А. Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картинок. – М., 1987.
26. Смольникова. .Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников М.: 1973.
27. Сохин. Ф. А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовкадетей к школе в детском. М.: 1992.
28. Струнина. Е. М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Дис. канд.пед.наук. М., 1984.
29. Тумакова Г. А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. М., 1985.
30. Ушакова. О. С. Развитие словесного творчества. М.: 1990.
31. Ушакова. Т..Н., Павлова. Н. Д., Зачесова И.А. Речь в общении человека. М.: Наука, 1989.
32. Федеравичене Э. А. Обучение дошкольников элементам словообразования. М.:1984.
33. Федоренко Л.П. Принципы обучения дошкольников. М.: 1973.
34. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: 1971.
35. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000.
36. Шмелев Д. Н. Слово и образ. М.: Наука, 1964.
37. Эльконин Д. Б. Развитие речи в раннем детстве. М.: Педагогика, 1989.
Приложение
Таблица 1 Средняя оценка развития речи у детей старшей группы детского сада.
Название группы |
Среднее количество слов сказанных ребенком |
Общее количество слов сказанных всеми детьми |
1. Животные 2. Растения 3. Цвета предметов 4. Формы предметов 5. Другие признаки предметов, корме формы и цвета 6. Действия человека 7. Способы выполнения человеком действий 8. Качество выполняемых человеком действий |
10-12 10-12 6-8 6-8 5-7 12-15 10-12 10-14 |
35-37 35-40 30-32 28-30 25-30 40-45 35-40 35-40 |