Содержание


Введение                                                                                                                                     3

Глава 1. Развитие речи                                                                                                        5

1.1. Общие вопросы развития творческих способностей детей                                         5

1.2. Развитие словесного творчества на основе восприятия литературных произведений       11

1.3. Образность речи как условие развития ее культуры                                                   17

Часть 2. Театрализация речи у детей дошкольного возраста и ее диагностика                                                                                                                         31

2 1. Описание проведенного эксперимента                                                                          31

2.2 Методики для диагностики речевого развития старшей группы детей детского сада         32

2.3 Анализ полученных данных по проведенному эксперименту                                    36

Заключение                                                                                                                            38

Список используемой литературы                                                                        41

Приложение                                                                                                                           44

 

Введение


Тема театрализация речи у детей дошкольного возраста еще не слишком раскрыта и поэтому является на сегодняшний день актуальной. Был проведен эксперимент не только по развитию самой речи у дошкольников, но и была поставлена сценка, с помощью которой и выявился уровень развития речи при помощи литературных произведений поставленных на сцене маленькими дошкольниками.

Целью этой работы является также показать насколько возможно при помощи литература и сценического искусства развить речь ребенка.

В данном проекте выдвинута гипотеза: Реально ли развить речь ребенка дошкольного возраста при помощи сценического образа?

В первой теоретической главе подробно дается описание театрализации речи различными авторами.

Во второй практической главе во – первых выявляется общий уровень развития речи у группы дошкольников, а затем после проведения сценки просматриваются изменения.

Н.А. Ветлугина одной из важнейших проблем развития художе­ственных способностей дошкольников считала соотношение обуче­ния и творчества. Важным показателем обучения является возник­новение у ребенка интереса к художественной деятельности, само­стоятельность и активность в процессе творчества.

Огромную роль в становлении детского творчества играет воспри­ятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выс­тупает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклор­ных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)-в един­стве содержания и художественной формы (П.М. Якобсон, А.В. За­порожец, О.И. Никифорова, Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская). В со­держание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входи также развитие образной, выразительной речи.

С произведениями литературного творчества ребенок встречается с первых лет жизни, однако далеко не все дети овладевают умением создавать собственные сочинения, да еще грамматически правильно, связно, выразительно. Психологи объясняют трудности развития сло­весного творчества многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов — мышления, восприятия, воображе­ния, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других ви­дах деятельности (изобразительной, музыкальной и т. д.). Поэтому большинство исследователей подчеркивает необходимость специаль­ного обучения для развития творческих способностей в области слова.

На эти особенности мы обращали внимание в своей кандидатс­кой диссертации, изучая проблему развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построения кон­текста новыми речевыми средствами. Он писал, что, как ни суще­ственна для речи связность ее построения, «проблема речи не сво­дится к одной лишь логической связанности (и точности); она вклю­чает и проблему образности, так как образ, выражая обобщенное со­держание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли».


Глава 1. Развитие речи

1.1. Общие вопросы развития творческих способностей детей


Проблема развития связной монологической речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а еще шире — в формирование общих художественно-творческих способностей детей.[3, с. 124]

Исследователи рассматривают детское творчество как действен­ный и активный путь освоения окружающей действительности. Твор­ческая деятельность развивает способности ребенка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к искусству и культуре.

Сроки становления разных видов деятельности неодинаковы, и каждый вид творческой деятельности имеет свою специфику. Вместе с тем существуют и какие-то общие вопросы, которые решаются ис­следователями в любом виде деятельности ребенка, особенно в раз­витии художественно-творческих способностей. Это вопросы об ис­точниках и условиях возникновения творчества у детей, создания ху­дожественной среды, роли руководства творческим процессом, по­нимания связей и отношений между обучением и творчеством, репродуктивным и продуктивным путями создания образа.

В.В. Давыдов считает, что живопись, музыка, поэзия — это виды единого процесса эстетического освоения действительности, имеющие общий источник и способы художественной деятельности, связанные с развитием воображения. Именно эту способность психологи счита­ют универсальной по отношению к любому виду человеческой деятель­ности, и наиболее успешно способность воображения развивается в процессе творческой деятельности в области искусства.

Проблема развития творчества детей дошкольного возраста ши­роко и всесторонне изучалась в разных направлениях в Институте дошкольного воспитания анализ творческих компонентов в раз­личных видах деятельности дошкольника (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Т. А. Репина, О.М. Дьяченко, К.В. Тарасова), развитие воображения в игре (Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Е.М. Гаспарова), формирование детского художественного творчества (Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова). Все исследования в той или иной степени затрагивают вопросы развития творческих способностей де­тей, рассматривая их как сочетание интеллектуальных, познаватель­ных и эмоционально-волевых моментов.[7, с. 12-13]

Н.А. Ветлугина одной из важнейших проблем развития художе­ственных способностей дошкольников считала соотношение обуче­ния и творчества. Важным показателем обучения является возник­новение у ребенка интереса к художественной деятельности, само­стоятельность и активность в процессе творчества.

Огромную роль в становлении детского творчества играет воспри­ятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выс­тупает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклор­ных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы)-в един­стве содержания и художественной формы (П.М. Якобсон, А.В. За­порожец, О.И. Никифорова, Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская). В со­держание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входи также развитие образной, выразительной речи.

Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных про­изведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоцио­нальное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям лю­дей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать компози­цию произведения, развитие сюжета, динамику событий, взаимоот­ношения героев, разные средства художественной выразительности (А.Е. Шибицкая, Л.М. Гурович, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, А. И. Полозова).

С произведениями литературного творчества ребенок встречается с первых лет жизни, однако далеко не все дети овладевают умением создавать собственные сочинения, да еще грамматически правильно, связно, выразительно. Психологи объясняют трудности развития сло­весного творчества многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов — мышления, восприятия, воображе­ния, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью, отсутствием опоры на внешние объекты, существующие в других ви­дах деятельности (изобразительной, музыкальной и т. д.). Поэтому большинство исследователей подчеркивает необходимость специаль­ного обучения для развития творческих способностей в области слова.[1, с. 54]

На эти особенности мы обращали внимание в своей кандидатс­кой диссертации, изучая проблему развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построения кон­текста новыми речевыми средствами. Он писал, что, как ни суще­ственна для речи связность ее построения, «проблема речи не сво­дится к одной лишь логической связанности (и точности); она вклю­чает и проблему образности, так как образ, выражая обобщенное со­держание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли».

Так, всякая метафора выражает общую мысль и в то же время вно­сит новые оттенки в эту мысль и содержит больше того, что дает фор­мулировка. Все формы образности речи: метафоры, аллегории, срав­нения — это специфические средства выражения различного смыс­лового содержания.

Чаще развитию образной речи уделялось внимание в школьном возрасте. Однако многие исследователи (Н.А. Орланова, А.И. Поло­зова, Л.М. Гурович, О.С. Ушакова, С.М. Чемортан, Р.П. Боша) пока­зали, насколько велики возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и в использовании этих средств в своей речи. Здесь большое значение имеет целенаправлен­ное руководство взрослых.

Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально-выра­зительная сторона развития речи имеет большое значение и для раз­вития ее связности. Конечно, основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение постро­ением связного высказывания непременно включает в себя понима­ние выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий.[12, с. 69]

С.Л. Рубинштейн считал, что если в процессе воспитания ребен­ка выразительность речи не развивается и для этого не создаются не­обходимые условия, то «кривая развития выразительной речи у детей принимает характер западающей кривой. Это западение приходится на тот период, когда первоначальная непроизвольная выразитель­ность, встречающаяся в речи маленьких детей-дошкольников, осо­бенно младших, спадает, а основанное на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность еще не развито; речь детей в этот период, при таких условиях, становится по большей части маловыразительной». Поэтому, по мнению С.Л. Рубинштейна, необхо­димо развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами. А для этого нужно проводить большую и тщательную работу.

Как доказано А.М. Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.

Некоторые особенности развития выразительной речи детей от­мечала Н.С. Карпинская. Она подчеркивала недостаточную осознан­ность и неустойчивость выразительности детской речи: «Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле». Поэтому очень важно научить ребенка выразительной речи и включить в его деятельность элемент созна­тельности, преднамеренности.[2, с. 44]

Необходимо отметить, что развитие логичности речи надо про­водить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем раз­вивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь мы говорим о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т. е. основная задача — не только понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи.

Это умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный подтекст высказывания является очень существенной чертой полноценного речевого развития и ста­новления словесного творчества в целом.

Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного твор­чества дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неис­черпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.

Именно эти проблемы изучались в специальных исследованиях, которые выполнены под нашим руководством и будут представлены  ниже.

1.2. Развитие словесного творчества на основе восприятия литературных произведений


Проблема восприятия литературных произведений разных жан­ров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых со­бытиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследо­ватели обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, неболь­шой жизненный опыт, непосредственное отношение к действитель­ности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной сту­пени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания воз­можно формирование эстетического восприятия и на этой основе — раз­витие детского художественного творчества (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Б.М. Теплов, Л.С. Славина).[6, с. 12]

В нашем исследовании, посвященном развитию поэтического слуха как условию словесного творчества старших дошкольников (1973 г.), было показано, что на основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в актив­ном освоении средств художественной выразительности дети овла­девают способностью передавать в образном слове определенное со­держание.

Под словесным творчеством подразумевалась деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений — рассказов, сказок, стихов и т. п. Была обнаружена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же относится и способность к различению жанров, понимание их осо­бенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.

Исследование позволило сделать вывод, что развитие поэтичес­кого слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха не при­водит к творчеству, которое может быть развито только на основе спе­циальной работы, направленной на создание условий для творчес­ких проявлений детей. В исследовании было поставлено много воп­росов, требующих дальнейшего изучения, в том числе и вопрос о развитии поэтического слуха (и на этой основе словесного творчества) в старшей и даже средней группе детского сада. [4, с. 52]

Исследованию вопросов восприятия литературных произведений была посвящена работа вьетнамской аспирантки Ле Тхи Ань Туэт, выполненная под нашим руководством, которая выявляла, как специально организованное обучение, направленное на формирование восприятия, способствует развитию словесного творчества. Исследование доказало возможность формирования у детей шестого года жизни элементарного осознания формы и содержания художественного произведения.

В диссертации Ле Тхи показано, что восприятие литературных В произведений у большинства старших (вьетнамских) дошкольников В находилось на невысоком уровне. Трудности, которые испытывали дети, отвечая на вопросы о различении жанров (сказки, рассказа, стихотворения), их специфических особенностях и особенно о языковых изобразительно-выразительных средствах, были сходны с теми, которые мы отмечали, проводя свое исследование по развитию словесного творчества. Эти совпадения касались, прежде всего, и соотношения восприятия литературных произведений, и умения сочинять сказки, рассказы.

Так как констатирующее обследование проводилось по нашей методике (лишь с некоторыми изменениями), мы вправе сопоставлять эти данные. Не вдаваясь в цифровые сопоставления (а использовался математико-статистический анализ полученных данных по критерию «хи-квадрат»), можно отметить, что проявления словесного творчества, творческого рассказывания связаны с определенным уровнем художественного восприятия литературного произведения. Средняя сумма баллов, полученных детьми, которые не выполнили задание на сочинение, оказалась одной и той же. И в обоих исследованиях. Было подтверждено положение о том, что связь восприятия и творчества существует, однако причиной возникновения словесного творчества является не только достижение того или иного уровня восприятия. Нужна специальная работа, направленная на развитие и активизацию поэтического слуха, на создание условий для творческих проявлений у детей. Экспериментальное обучение проводилось Ле Тхи в трех формах: поисковое — в московском детском саду № 1021; пробное и основное — во вьетнамском детском саду. Целью поискового обучения было выявление эффективности формирования восприятия литературных произведений у детей, с которыми в предыдущих группах велась углуб­ив ленная работа по развитию речи, включавшая и обучение творческому рассказыванию. В результате экспериментального обучения, про­изведенного на материале сказок, рассказов, стихов, переведенных с вьетнамского на русский язык, 15 из 20 детей выполнили задание в контрольных опытах — как по восприятию, так и по словесному твор­честву. Таким образом, даже недлительное обучение, опирающееся на результаты углубленной работы по развитию речи, дало большой эффект.

В основном обучении, проведенном с вьетнамскими детьми, так­же был получен положительный результат. В ходе обучения совер­шенствовалось, углублялось восприятие литературных произведений, дети ярче проявляли эмоциональную отзывчивость во время чтения, а их творческие способности обнаруживались не только в сочинении ими рассказов и сказок, но и в изобразительной деятельности. Обо­гатилось не только понимание содержания произведения, но и вос­приятие его художественной формы. Систематическое использова­ние на занятиях творческих заданий (подбор сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов) повлияло на создание сочинений, однако в полной мере формирование словесного творчества должно включать ознакомление с композицией связного высказывания, логикой выс­траивания сюжета и другими сторонами содержания и формы лите­ратурного произведения. Основное же внимание в анализируемом ис­следовании уделялось выявлению роли восприятия в формировании художественно-речевой деятельности старших дошкольников. [9, с. 34]

Более подробно нерешенные вопросы восприятия произведений художественной литературы и формирования на этой основе сло­весного творчества были рассмотрены в исследовании, проведен­ном Р.П. Бошей по теме «Использование латышской народной пес­ни в формировании образной речи старших дошкольников» (1988г.).

Была сделана попытка найти некоторые пути и формы исполь­зования дайн (латышских народных песен) в целях развития речи детей, прежде всего в отношении ее образности. Такая попытка была предпринята в связи с тем, что латышские народные песни как искусство слова в малой форме четверостиший выражают бо­гатое содержание в отношении насыщенности их средствами ху­дожественной выразительности (сравнениями, эпитетами, мета­форами, олицетворениями), поэтому они и оказывают существен­ное влияние на развитие образности речи детей в словесном твор­честве.

Констатирующие опыты, выявляющие особенности восприятия сказки, стихотворения и народной песни, показали, что дети испы­тывали большие трудности в определении идеи (чему учат нас... на­родные песни?) и вычленении средств художественной выразитель­ности, особенно сравнения, да и уровень сочинений по теме народ­ной песни был низким. [14, с. 75]

Интересно отметить, что в этом исследовании соотношение вос­приятия и творчества было несколько иным, чем в рассматриваемом выше исследовании Ле Тхи Ань Туэт, - видимо, сказалась специфич­ность поэтического материала, который давался детям. В обучение включались непосредственное знакомство с народной песней, ее те­матикой, идеей и средствами художественной выразительности, а также разнообразные приемы формирования творческого рассказывания, особенно поощрялись самостоятельное сочинение сказок, рассказов, выбор темы. Детей учили замечать сходство и различие в использовании выразительных средств в зависимости от направленности и тематики сочинений. Важным моментом было развитие же­лания слушать народную песню, высказывать свое отношение к художественному тексту. [34, с. 69]

Выполняя творческие задания (подбор эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой), дети готовились к использованию языковых средств в соб­ственной речи, к художественному оформлению своего высказыва­ния. Тем самым развивалась поэтичность восприятия народных пе­сен и совершенствовался эмоциональный настрой при создании со­чинений. Интересно проходили и упражнения на составление пред­ложений с многозначными словами или словосочетаниями, взятыми из народных песен.

Накопленный опыт восприятия народных песен и постоянное внимание к художественному слову привели к повышению активно­сти и самостоятельности в словесном творчестве. Сам процесс рече­вого творчества стал приносить детям удовлетворение и радость. Ис­пользовался и такой прием, как составление книги сказок, в кото­рую записывалось детское сочинение и ребенок рисовал к нему ил­люстрацию.  Если  понимание средств художественной выразительности вызывало у детей затруднения в восприятии народ­ных песен, им предлагались творческие задания, развивающие их представления. Это были вопросы типа «С чем можно сравнить?»;

.«Как можно сказать об...?»; «Что думает береза, глядя на одуванчик?», Могут ли вздыхать леса?» и т. п. Так дети учились осознавать сравнение, олицетворение (персонификацию), а затем они включали ана­логичные средства в свои сочинения.

Анализ результатов экспериментального обучения выявил суще­ственное обогащение сочинений детей как по содержательности и художественной выразительности. Был отмечен высокий уровень связности и образности речи старших дошкольников. [26, с. 115-117]

Р.П. Боша своим исследованием показала, что благодаря систематическому использованию латышских народных песен на занятиях по художественной литературе и развитию речи обогатилось содержание детских сочинений (сюжеты стали интересными и оригинальными), развилось художественное восприятие данные дети стали замечать в них почти все художественные средства, даже самые тонкие: сравнения и олицетворения, гиперболы и ли­тоты), повысилась образность речи в сочинениях по темам народ­ных песен (дети свободно пользовались сравнениями, подбирали синонимы и антонимы) и в разговорной речи появились образные оценки.

Итак, все вышеупомянутые исследования доказали, что образ­ность речи является существенным качеством ее связности, она раз­вивается параллельно с такими важнейшими компонентами связной речи, как композиция высказывания, использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания. Не обходимо было продолжать изучение проблемы образности в связной речи, что сделано в исследованиях, к рассмотрению которых мы и переходим.

1.3. Образность речи как условие развития ее культуры


Образность как эстетическая категория рассматривается в каждом виде искусства (музыкальном, изобразительном, литературном) и в за­висимости от этого имеет свои специфические особенности. Понятие художественного образа является центральным во всех видах искусства.

Рассмотрение образности поэтической речи, как особой разно­видности языка, по выражению Л. П. Якубинского, «генетически вос­ходит к Аристотелю». Именно он, раскрывая не­обходимость уместного использования стиля для достижения постав­ленной оратором цели, призывал принижать и возвышать слог «со­образно с трактуемым предметом, и это следует делать незаметно, чтобы казалось, будто говоришь не искусственно, а естественно, по­тому что естественное способно убеждать, а искусственное — напро­тив».

Интересные мысли относительно экспрессивного момента, оп­ределяющего стиль высказывания, мы находим у М.М. Бахтина, ко­торый считал, что «эмоция, оценка, экспрессия чужды слову языка и рождаются только в процессе его живого употребления...». Приведем еще одну его мысль: «Слова языка ничьи, но в то же время мы слышим их только в определенных индивидуальных высказываниях, читаем в определенных индивидуальных произведе­ниях, и здесь слова имеют уже не только типическую, но и более или менее ярко выраженную (в зависимости от жанра) индивидуальную экспрессию, определяемую неповторимо индивидуальным контек­стом высказывания». [19, с. 49-53]

Именно эти аспекты (неповторимость, естественность, индивидуальность) отличают речь детей дошкольного возраста, поэтому и развитие такой ее черты, как образность должно начинаться по возможности раньше.

Образность речи многие исследователи считают важнейшим элементом эстетической функции языка, способностью языковых средств вызывать наглядно-чувственные представления (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Л.И. Тимофеев, М.Н. Кожина, И.М. Шанский и др.). В широком понимании слова образность относится к культуре речи, и в этом смысле воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разно­образные языковые средства в своей речи и при создании собствен­ных сочинений становятся одной из важнейших задач речевого раз­вития в дошкольном детстве.

Культура речи — явление многоаспектное, главным ее результа­том считается умение говорить в соответствии с нормами литера­турного языка; это понятие включает в себя все элементы, способ­ствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесооб­разность речи считаются основными ступенями овладения лите­ратурным языком (Б.Н. Головин, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, Г.А. Золотова).

В современных условиях одной из опасностей для литературной речи является влияние штампов, «канцеляритов» (К.И. Чуковский), И которые мертвят живую речь. Привычка орудовать штампами, слитными блоками казенных слов ведет к утрате живого языка, и это отражается на его грамматической стороне. «Пренебрежение выразительностью речи оборачивается и грамматической хаотичностью», — говорится в книге «Современный русский язык». [13, с. 58]

В школьной практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включается как минимально достаточные три признака: богатство, точность и выразительность.

Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых встречи языковых средств.

Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова.

И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это каче­ство обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учиты­вать специфику условий речи. [31, с. 69-75]

Эти положения нашли отражение в исследовании Н.В. Гавриш «Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку» (1991 г.), выполненном также под нашим руководством. Сама проблема решалась в нескольких направлениях: как работа над овладением детьми всеми сторонами речи (фонети­ческой, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формиро­вание языкового оформления самостоятельного связного высказы­вания. Произведения художественной литературы и устного народ­ного творчества, в том числе и малые литературные формы (послови­цы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), рассматри­ваются в исследовании как важнейшие источники развития выразительности детской речи.

Н.В. Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово толь­ко в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначно­стью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц. Многие исследователи доказали, что природа речевой образности у детей и взрослых разная.

Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М. Дья­ченко (1990 г.), раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы вооб­ражения — «опредмечивающий» и образ «включение». Сначала ребе­нок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию.

Педагогические исследования рассматривают формирование культуры речи в контексте ознакомления с литературой и фолькло­ром как универсальными средствами народной педагогики. Рассмат­ривая развитие образности как важное звено в общей системе рече­вой работы, Гавриш подчеркивает, что показателем богатства являет­ся не только достаточный объем активного словаря, но и разнообра­зие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с раз­витием образности речи.

Так, словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построе­нии высказывания, а уместность употребления слова может подчер­кнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи в плане образнос­ти особое значение приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое мес­то формы слова в предложении и в целом высказывании. Именно здесь выступает развитое чувство стиля, умение использовать разно­образные грамматические средства (инверсия, соотнесенность син­таксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.). Подчеркнем здесь и роль синонимии грамматических форм и конструкций в зависимости от их смысловых оттенков и их роль в построении связного высказывания. Синтаксический строй счита­ется основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разно­образие синтаксических конструкций делает речь ребенка вырази­тельной. [9, с. 55]

Если же рассматривать звуковую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда — и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культу­ры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.

В констатирующих опытах предыдущих исследований, посвященных развитию словесного творчества (А. П. Ушакова, Ле Тхи Ань Туэт, Р.П. Боша), сначала выявлялись особенности восприятия литературных произведений, а затем умение создавать сочинения разных жанров.

В исследовании Гавриш в 1-й серии задании выявлялось умение составлять связное высказывание - тем самым исключалось какое-либо влияние литературных текстов и бесед по их содержанию на использование в самостоятельном рассказе выразительных средств. Выяснялось, имеет ли ребенок опыт составления рассказа (сказки), с желанием ли откликается на предложение придумать сочинение, может Дли он логически выстроить сюжет и структурно его оформить, какие В лексические средства он будет использовать в своем высказывании. Это задание не выполнили 30 детей (из 71), в большинстве сочинений нарушались логическая последовательность и композиция текста, была зафиксирована зависимость между уровнем связности как В качественной характеристики текста и уровнем образности (чем ниже ^•был первый, тем ниже был и второй).

Серия заданий выявляла особенности восприятия литературных произведений (сказки, рассказа, стихотворения). Поскольку вопрос развития образности речи в этом исследовании был центральным, то основное внимание при анализе ответов уделялось выделению средств художественной выразительности. Было отмечено, что зна­чительные затруднения вызывали вопросы о таких средствах, как сравнение и метафора, не говоря уже о метонимии, олицетворении и гиперболе.

3-я серия заданий, выявляющая понимание детьми значения фра­зеологизмов («как в воду опущенный», «надуть губы», «сломя голо­ву», «в поте лица» и др.), была совершенно новой — в контексте вос­приятия литературных произведений она давалась впервые. Фикси­ровались и оценивались правильные и неправильные (буквальные, отрицательные) ответы, а также точность словоупотребления. Из 71 ребенка лишь 30 показали частичное или полное понимание фразео­логизма.

4-я серия заданий выявляла понимание пословиц, а 5-я серия -загадок. Результаты были аналогичны с выполнением заданий 3-й серии.

В процессе обучения детей знакомили с малыми фольклорными формами (загадками, пословицами, поговорками, фразеологизма­ми) в соответствии с тематикой литературных произведений раз­ных жанров.

Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи явилось обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на осно­ве развития всех сторон речи. [18, с. 41]Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводились на материале фразеологиз­мов, загадок, пословиц, которые уточняли представления детей о раз­нообразии жанров и образности речи и углубляли художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способство­вало осознанному переносу сформированных представлений в сло­весное творчество. Причем формирование образности речи прово­дилось в единстве с развитием других качеств связного высказыва­ния (структурного оформления и образной лексики в соответствии с выбранным жанром); обращалось внимание и на понимание целесо­образного использования средств художественной выразительности в сказке, рассказе, басне.

В результате у детей сформировался эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведений, что повлияло на построение связных высказываний и использование образных средств в сочинениях детей.

Эффективность методики проявилась не только в осознании об­разного содержания произведений малых фольклорных форм, но и в том, что значительно повысился уровень логического и наглядно-образного мышления детей. Этот факт мы объяснили тем, что усвое­ние переносного значения слов и словосочетаний, обобщений и ал­легорий, заключенных во фразеологизмах, загадках, баснях, а кроме того, параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждение о том, поче­му в загадке использовались сравнения, во фразеологизме — различ­ные словосочетания, — все это наряду с обогащением речи давало мощный толчок мыслительной деятельности старших дошкольников. [15, с. 33]

Методика, разработанная Н.В. Гавриш, частично использовалась в уже упоминавшемся исследовании Л.А. Колуновой «Работа над сло­вом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста» (1993 г.). В нем, помимо ознакомления с литературными произведе­ниями разных жанров, особое внимание детей направлялось на по­нимание смысловых оттенков слов и изменения значения слова в зависимости от суффикса в том или ином контексте.

В исследовании Колуновой показано, что у детей можно развить понимание различий значения слова в зависимости от смысловых оттенков, дающих им дополнительные эмоционально-оценочные ха­рактеристики. Научаясь целесообразному употреблению слов в сло­восочетаниях и предложениях, дошкольники используют навыки от­бора уместных языковых средств при сочинении своих рассказов и сказок, что является необходимым условием развития связной речи.

Специально организованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические сред­ства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рас­сматривалась в контексте произвольности выстраивания связного высказывания. [28, с. 87]

Итак, работа над смысловой стороной слова выдвинулась на пер­вое место, так как именно семантический отбор слон в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многознач­ного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает са­мое существенное влияние на формирование осознания явлений язы­ка и речи. Поэтому работа над пониманием значения слов и их от­тенков для использования полученных знаний в своих сочинениях стала в исследовании Колуновой центральной.

Поисковый эксперимент основывался на следующих положени­ях. В развитии связной речи наряду с формированием представле­ний о структурных элементах высказывания и способах внутритек­стовой связи большое внимание уделялось точному обозначению описываемых явлений и образному определению излагаемых в сочи­нениях событий. Особая роль при этом отводилась формированию художественно-речевой деятельности, ведь именно ознакомление с фольклорными и литературными произведениями развивало у детей понимание необходимости использования средств художественной выразительности при создании собственных сочинений. Формиро­вание осознанного отношения к языку, когда для воплощения своего замысла ребенок начинает отбирать точные и образные средства, при­водит к взаимодействию художественно-речевой деятельности с раз­витием связной речи.

Поиск путей развития словесного творчества на основе форми­рования чуткости к слову и оттенкам его значений предполагалось вести по разным направлениям. Прежде всего обращалось внимание на обогащение жизненных впечатлений, а для этого постоянно орга­низовывались целенаправленные наблюдения (например, за проез­жающим транспортом). Перед детьми ставился вопрос в необычной форме («Как по-сказочному сказать, о чем гудит-рокочет мотор?»), а затем они придумывали сказку о грузовике и грузовичке. Аналогич­но проводились наблюдения за деревьями: дети придумывали, о чем те могут разговаривать, а затем сочиняли сказки о дереве и деревце. [24, с. 89]

После чтения сказок дети, отвечая на вопросы, отмечали необыч­ные выражения и слова, различные по смысловым оттенкам (белка-белочка, лиса-лисонька). В своих сказках, тема которых давалась по аналогии с прочитанной, дети наделяли персонажей необычными качествами, используя антонимы и другие средства противопостав­ления, в которых имелись слона с разными смысловыми оттенками, а задание на составление сказок на основе парного сопоставления (о елке и елочке, о ветре и ветерке) ставило детей в такую творческую ситуацию, в которой они задумывались над различными характерис­тиками сказочных персонажей.

Этот поисковый эксперимент показал, что для развития образ­ности речи необходимо вводить детей в сказочную ситуацию и глу­боко работать над пониманием прямого и переносного значения сло­ва, его смысловых оттенков, что должно привести к уместному и точ­ному употреблению образных слов и выражений в сочинениях де­тей.

Основной эксперимент сначала выявлял, как старшие дошколь­ники понимают смысловые оттенки значений знаменательных час­тей речи (домик - домище; играть - проиграть; умный - умнейший), смысловую близость и различие разнокоренных синонимов, а также понимание словосочетаний в переносном значении («лес дремлет»;

«злая зима»). Выявлялось и умение составить рассказ или сказку о зайце и зайчишке.

Выполнение этих заданий показало, что большинство старших дошкольников лучше ориентируется на уменьшительный, а не наласкательный оттенок, на глаголы, обозначающие движения, и прилагательные, относящиеся к величине. Остальные задания, в том числе составление связных высказываний на тему, отражающую различ­ие смысловые оттенки слов, вызывали у детей затруднения.

Специально разработанные игры и упражнения — на образова­ние смысловых оттенков значений существительных (книга, книж­ка, книжонка), глаголов (бежал, забежал), прилагательных (умный, умнейший), на подбор синонимов и антонимов к изолированным сло­вам и словосочетаниям (по всем частям речи), на развитие понима­ния переносного значения многозначного слова — помогали тому, что дети переносили в свои сочинения слова с различными смысловыми оттенками, отражающими эмоциональное состояние, настроение, чувства героев, характеристику персонажей. [27, с. 32-36]

Исследование Колуновой показало, что, с одной стороны, рече­вые игры и упражнения качественно развивают словарь, а с другой стороны, они являются важным подготовительным этапом для раз­вития связной монологической речи. Вместе с тем необходимо отме­тить, что развитие умений строить связное высказывание требует и специального обучения (что было уже доказано предыдущими иссле­дованиями). Однако здесь надо было искать такие пути обучения при­думыванию сочинений разных жанров, которые соединяли бы рабо­ту над смысловыми оттенками и составление связных текстов.

Так, при выборе темы детям не давали готового названия, а под­сказывали возможные варианты развития сюжета, особенности ха­рактеров персонажей (сказка о послушном и шаловливом зайчонке). Или задавалось начало, в котором у героев были противоположные характеристики (строгий папа —ласковая мама). Широко использо­вались самые разнообразные ситуации, которые требовали точного речевого обозначения, продолжения, завершения. Таким образом, работа над композицией, структурным оформлением высказывания являлась как бы фоном, на котором шла работа над образными сред­ствами, в том числе и смысловыми оттенками значений слова. В це­лом же работа над смысловой стороной слова не только углубляла понимание синонимических и антонимических отношений, но и вли­яла на замысел рассказа, помогала в развитии сюжета, активизиро­вала воображение.

Под влиянием обучения изменились сочинения детей: от схема­тичного перечня, описания событий и фрагментарного повествова­ния дети перешли к созданию занимательных сюжетов, правильному композиционному построению, динамичности и четкой завершен­ности связного высказывания.

Понимание смысловых оттенков значения слова помогало оригинальности творческих замыслов, необычности поступков героев сказок, неожиданности развязки. Изменилось и отношение детей к своему творчеству: оно стало критичным и осмысленным. А самое главное — дети оценивали не только сюжет, но и язык повествова­ния, выделяя разнообразные средства выразительности.

Контрольные опыты показали, что от уровня развития чуткости к смысловым оттенкам слова зависит и уровень развития словесного творчества, так как у детей повышается смысловая точность речи, совершенствуется грамматический строй, а это позволяет пользовать­ся усвоенными навыками в любом самостоятельном высказывании.

Был сделан вывод о том, что развитие у ребенка творческого во­ображения тесно связано с развитием языковой способности.

В нем доказывается роль работы с произведениями изобразительного ис­кусства в развитии такого качества связной речи, как образность, так как формирование эстетического восприятия произведений живопи­си оказывает влияние на использование средств художественной вы­разительности в разных видах высказывания — описании, повество­вании, рассуждении, которые зависят от жанра картины. Возможно­сти старших дошкольников понимать художественный образ явля­ются условием переноса этих представлений в словесное творчество, а взаимосвязь разных видов искусства (музыки, литературы, живо­писи) влияет на употребление разнообразных языковых средств при построении связных высказываний.

Е.В. Савушкина ставила сноси целью проследить, как старший дошкольник воспринимает художественный образ живописного произведения и соотносит эго восприятие с созданием словесного образа, который он передает в собственном сочинении. Здесь речь идет не о прямом описании или рассказе по содержанию картины (что часто наблюдается в практике работы дошкольных учрежде­ний), а о восприятии образа произведений, будь то пейзаж, натюр­морт или жанровая картина, и о дальнейшем осмыслении его, об умении передать свои впечатления в словесном творчестве. В связи с этим рассмотрен искусствоведческий аспект проблемы, выясня­ющий роль эстетического воспитания детей и особенности разных видов искусства, которые отличаются структурой художественного образа. Существуют виды искусства, которые прямо изображают яв­ления жизни (живопись, художественная литература, театр), и те, которые выражают эмоциональное состояние художника (музыка, декоративно-прикладное искусство). Подчеркивая уникальность каждого вида искусства, имеющего определенные преимущества (равно как и известные ограничения) по сравнению с другими ви­дами в изображении тех или иных сторон жизни, исследователь отвечает и стремление разных видов искусства использовать опыт нежных искусств. [3, с. 15]

Характеристика разных видов изобразительного искусства (жи­вопись, натюрморт, пейзаж, жанровая и историческая картина, пор­трет) дается для того, чтобы подчеркнуть, какие специфические осо­бенности каждого жанра доступны пониманию дошкольников (сю­жет, композиция, колорит). Картина раскрывает перед ребенком но­вое содержание, будит новые впечатления и ассоциации, развивает воображение. Ознакомление с разными жанрами живописи позво­ляет детям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют ху­дожественные средства в создании того или иного образа.

Поисковые констатирующие опыты были проведены с детьми младших, средних и старших групп — выявлялось их умение выска­зать свое впечатление от картин (натюрморт «Сирень» П. П. Кончаловского и пейзаж «Зима» И.И. Шишкина) и дать им названия. Са­мые объемные высказывания по картине давали дети старшего и не­которые дети среднего дошкольного возраста. Именно эти результа­ты подсказали, что подготовительную работу надо вести с детьми пятого года жизни, тогда к старшей группе у них будет накоплен опыт общения с произведениями изобразительного искусства. Даже озна­комление с десятью картинами разного жанра привело к тому, что у детей развился интерес к произведениям искусства, они могли оха­рактеризовать героев, дать название картинам.

Экспериментальное обучение, проведенное с этими детьми в старшей группе, включало развитие умения видеть, понимать художе­ственный образ произведения живописи, высказываться на тему кар­тины, видеть в ней главное. Параллельно шла работа по обогащению речи детей выразительными средствами (метафорами, эпитетами), развитию умений строить высказывание, используя предложения разных типов, соблюдая структуру.

Ко всем занятиям были подобраны фольклорные, литературные и музыкальные произведения, которые углубляли впечатления детей от рассматриваемой картины, заставляли их находить новые языко­вые средства для выражения своих впечатлений.

Разработанная Савушкиной методика включала разные виды за­нятий: посещение музея, рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использование метода «вхождения» в картину и словесного рисования, проведение выставок картин. Взаимосвязь разных видов искусств углубляла эмоциональное впечатление детей, развивала их чувства и образную речь.

Часть 2. Театрализация речи у детей дошкольного возраста и ее диагностика

2 1. Описание проведенного эксперимента


Для данной работы был проведен эксперимент, который показал, что ребенок лучше усваивает речевые навыки при помощи театрализации. Во – первых сценический образ привлекает ребенка, заставляет работать его воображение, следствием чего становится более развитая речь, во всех ее проявлениях. Данный эксперимент проводился в старшей группе детей детского сада. Для работы была выбрана такая сказка, которая могла бы формировать и развивать все виды речи, но которая развивает воображение, нравственные и моральные качества, а также осторожность в отношении чужих людей и любовь к родителям.

Была выбрана сказка «Волк и семеро козлят». Для каждого персонажа были придуманы костюмы, для того чтобы ребенок наиболее полно вошел в роль, и чтобы она его заинтересовала. В роли мамы выступала воспитатель, а в роли волка отец одного ребенка. Были все стимулирующие факторы для выступления, создана аудитория, сцена, зрители, освещение и музыка. Дети на протяжении всей недели боялись что – нибудь забыть, но выступили хорошо. Но перед тем, как начать анализировать прошедший эксперимент, были проведены методики на выявления развития речи у детей в данной группе, и уже на основе полученных данных делались выводы, сравнения как влияет театрализация литературных произведений на речь ребенка.

Выдвигается такая гипотеза: Влияет  ли на развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста театрализация литературных произведений?

2.2 Методики для диагностики речевого развития старшей группы детей детского сада


Были использованы две методики: «Назови слова» и «Как заблудился маленький гном».

Методика 1.

Представляемая методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

На называние каждой из перечисленных групп слов отводиться по 20 секунд, а в целом на выполнение всего задания 160 секунд.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

(Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление).

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящих­ся ко всем группам.

9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относя­щихся к различным группам.

7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, свя­занных с разными группами.

5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

1 балл  — ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Методика 2.

Изучение связной речи и воображения дошкольников на материале творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста.

Материал: Тема сказки: «как заблудился маленький гном»; начало сказки: «В домике на краю леса жил ежик. Каждое утро он выходил на прогулку. И вот однажды…»; 2-3 предметные картинки или открытки с изображением животных.

Ход исследования: Ребенку с перерывом в несколько дней предлагают:

1.     Придумать сказку «Как заблудился маленький гном».

2.     Придумать сказку вместе с воспитателем, который начинает, а малыш продолжает.

3.     Придумать сказку с определенными героями. Перед ребенком кладут картинки и говорят, чтобы он придумал сказку с этими героями».

Схема анализа детских сказок:

1. Особенности воображения:

1.        Сюжет сказки: бытовой, сказочный, приключенческий. Количество сюжетных линий, их взаимосвязи. Многообразие сюжетных линий показывает, насколько ребенок может в воображении отойти от действительности, предвидеть развитие сюжета.

2.        Композиция сказки: наличие зачина, завязки, развития сюжета, кульминации, развязки и концовки. Логическая завершенность сказки свидетельствует о том, насколько ребенок понимает и устанавливает взаимосвязь воображаемых событий и их связь с реальностью.

3.        Количество главных и второстепенных героев, степень развернутости их характеристик. Полнота характеристик героев говорит о глубине проникновения в сюжет.

4.        Наличие описаний внешнего вида героев, их душевных качеств и места действия.

5.        Эмоциональность описания: использует ли ребенок оценочные суждения (хороший, плохой, красивый) и соответствующие суффиксы или включает себя в качестве действующего лица в сказку? Эмоциональность характеризует активность малыша в процессе создания образов.

6.        Наличие идеи сказки: насколько она четко сформулирована и, значит, осознанна.

7.        Связь сказки с приобретенным опытом, знаниями, говорит о связи воображения с действительностью.

2. Особенности речи:

1.     связность и последовательность изложения.

2.     Виды предложений, их соотношение в речи малыша.

3.     Прямая, косвенная речь и диалоги.

4.     Словарь: соотношение разных частей речи.

5.     Согласование слов в предложениях.

6.     использование предложений с второстепенными и однородными членами.

7.     Выразительность речи, богатство и разнообразие мимики, жестов – пантомимы.

2.3 Анализ полученных данных по проведенному эксперименту


По обеим методикам можно выявить только общий уровень развития и затем сравнить с результатами после проведенного эксперимента.

Итак: По методике 1 была составлена таблица 1 (приложение) из которой видно, что уровень развития словарного запаса и речи в целом у данной группы в норме, то есть по всем группам было сказано каждым ребенком не менее 6 слов, а в общем это означает, что уровень развития их словарного запаса приравнивается к высокому.

По второй методике приводится протокол одного из ответов, так как ответы почти все одинаковы в смысле построения речи.

Протокол:

Сочинение сказки Леной У.

Воспитатель. Давай придумаем сказку. Я начну, а ты продолжай.

Лена. Давайте.

Воспитатель. Жили мальчик и девочка. Они дружили. Однажды они пошли в лес. И вдруг…

Лена. И они увидели Бабу – Ягу. В избушке на курьих ножках. Она сказала, что в тридевятом царстве растет…Нет…Она спросила зачем они пришли. А она дала им цветик – семицветик, чтобы они загадали желания. И они загадали, чтобы у мальчика была машина, а у девочки кукла. И чтобы они также дружили.

Анализ:

Сказочный сюжет состоит из одной линии. Это прогулка в лес, включающее только одно событие – встречу с бабой - ягой. Сюжет почти не развивается и логически не завершен. Композиция сказки четко не выделена. Три героя не получают никакой характеристики. Указано лишь место жительства бабы – яги. Эмоциональность почти не проявляется.

Лена, как и многие другие дети, комбинирует события из русских народных сказок. Девочка заимствует готовые образы из своего опыта, а не создает новые. Идея сказки не сформулирована, хотя личность автора видна в предпочтении персонажей – мальчика и девочки, которые не только стремятся получить привлекательные предметы, но, и хотят сохранить дружеские отношения. В целом можно сказать, что воображение у Лены и других детей не очень высоко развито, но эта картина меняется уже после проведенного эксперимента. Дети обогащают свой словарный запас, включают свое воображение, входят в роль и развиваются в целом.

В речи детей преобладают существительные и глаголы. Редко используемые прилагательные обычно связаны со стандартными сказочными выражениями. Присутствуют простые и сложные предложения. Слова в них правильно согласованы. Сами предложения достаточно развернуты. Диалог предан в косвенной речи. Мимика бледная, но у многих детей мимика очень яркая и жесты тоже.

Пол проведенному эксперименту можно сказать, что гипотеза о том, что речь, развивается с помощью театрализации литературных произведений развивается, подтверждается. После эксперимента было проведено повторное исследование на развитие речи по тем же самым методикам. Результаты оказались выше, особенно воображение у детей стало более развито, что приводит к развитию речи всех ее форм. Сама речь у детей слала ярче, мимика и жесты более выразительны. Также были развиты нравственные качества и особенно любовь к матерям.


Заключение


По данной работе было проведено исследование, основанное на театрализации литературного произведения «Волк и семеро козлят». Дети оказались очень эмоциональны, натурально вживались в роль и постоянно включали свое воображение.

Предложения после эксперимента стали строить более полными и яркими. Стала прослеживать последовательность мыслей и логическое заключение.

Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи явилось обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на осно­ве развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводились на материале фразеологиз­мов, загадок, пословиц, которые уточняли представления детей о раз­нообразии жанров и образности речи и углубляли художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способство­вало осознанному переносу сформированных представлений в сло­весное творчество. Причем формирование образности речи прово­дилось в единстве с развитием других качеств связного высказыва­ния (структурного оформления и образной лексики в соответствии с выбранным жанром); обращалось внимание и на понимание целесо­образного использования средств художественной выразительности в сказке, рассказе, басне.

В результате у детей сформировался эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведений, что повлияло на построение связных высказываний и использование образных средств в сочинениях детей.

Эффективность методики проявилась не только в осознании об­разного содержания произведений малых фольклорных форм, но и в том, что значительно повысился уровень логического и наглядно-образного мышления детей. Этот факт мы объяснили тем, что усвое­ние переносного значения слов и словосочетаний, обобщений и ал­легорий, заключенных во фразеологизмах, загадках, баснях, а кроме того, параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждение о том, поче­му в загадке использовались сравнения, во фразеологизме — различ­ные словосочетания, — все это наряду с обогащением речи давало мощный толчок мыслительной деятельности старших дошкольников.

Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых встречи языковых средств.

Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владение синонимикой, различение значений смысловых оттенков слова.

И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это каче­ство обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учиты­вать специфику условий речи.

Под словесным творчеством подразумевалась деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений — рассказов, сказок, стихов и т. п. Была обнаружена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же относится и способность к различению жанров, понимание их осо­бенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.

Исследование позволило сделать вывод, что развитие поэтичес­кого слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха не при­водит к творчеству, которое может быть развито только на основе спе­циальной работы, направленной на создание условий для творчес­ких проявлений детей. В исследовании было поставлено много воп­росов, требующих дальнейшего изучения, в том числе и вопрос о развитии поэтического слуха (и на этой основе словесного творчества) в старшей и даже средней группе детского сада.


Список используемой литературы


1.     Айдарова. Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. М.: 1986.

2.     Андреев Н.Д. Навыки и подсказки в устной речи // Теория и практика лингвистического описания. Горький,1968.

3.     Белякова. Г. П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений. М.: 1982.

4.     Выготский. Л. С. Психология. М.: Искусство, 1986.

5.     Выготский. Л. С Развитие устной речи.. М.: Просвещение, J982.

6.     Выготский. Л. С. Мышление и речь. М.:1982.

7.     Конина. М. М. Роль картинки и обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста // Изв. АПН РСФСР. М, Л.; 1994.

8.     Короткова. Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982.

9.     Ладыженская. Т. А. Методы обучения связной речи //Активизация познавательной деятельности учащихся па занятиях по русскому языку. М.: 1977.

10.            Леонтьев. А. А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации.//Синтаксис текста. М., 1979.

11.            Леонтьев. А. А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иносртанному. М.: Изд-во МГУ, 1970.

12.            Леонтьев. А. А. Признаки связности и цельности текста.//Лингвистика текста. М.: МГПИИЯ, 1974.-Ч. 1.

13.            Леонтьев. А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: 1974.

14.            Леонтьев. А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1975.

15.            Леонтьев. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.

16.            Леушина. А. М. Развитие связной речи дошкольников. М.: 1941.

17.            Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990.

18.            Лосева. Л. М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980.

19.            Львов. М. Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985.

20.            Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев.А.П. Николаичева. М.: Просвещение, 1984.

21.            Михайленко. Н. Л., Короткова. И. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. М.: Минпрос, 1991.

22.            Проблема изучения речи дошкольника/Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАС, 1994.

23.            Реферовская. Е. А. Развитие речи детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1994.

24.            Смага. А. А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни. М.: 1996.

25.            Смирнова Е. А. Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картинок. – М., 1987.

26.            Смольникова. .Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников М.: 1973.

27.            Сохин. Ф. А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовкадетей к школе в детском. М.: 1992.

28.            Струнина. Е. М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Дис. канд.пед.наук. М., 1984.

29.            Тумакова Г. А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. М., 1985.

30.            Ушакова. О. С. Развитие словесного творчества. М.: 1990.

31.            Ушакова. Т..Н., Павлова. Н. Д., Зачесова И.А. Речь в общении человека. М.: Наука, 1989.

32.            Федеравичене Э. А. Обучение дошкольников элементам словообразования. М.:1984.

33.            Федоренко Л.П. Принципы обучения дошкольников. М.: 1973.

34.            Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: 1971.

35.            Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000.

36.            Шмелев Д. Н. Слово и образ. М.: Наука, 1964.

37.            Эльконин Д. Б. Развитие речи в раннем детстве. М.: Педагогика, 1989.


Приложение


Таблица 1 Средняя оценка развития речи у детей старшей группы детского сада.

Название группы

Среднее количество слов сказанных ребенком

Общее количество слов сказанных всеми детьми

1.      Животные

2.      Растения

3.      Цвета предметов

4.      Формы предметов

5.      Другие признаки предметов, корме формы и цвета

6.      Действия человека

7.      Способы выполнения человеком действий

8.      Качество выполняемых человеком действий

10-12

10-12

6-8

6-8

5-7



12-15

10-12



10-14


35-37

35-40

30-32

28-30

25-30



40-45

35-40



35-40