УГПУ

Факультет Психологии художественного творчества








Контрольная работа

по курсу: Технология художественного творчества

на тему: Природа и сущность творчества






Выполнила:

Степанова С.А.

Проверила:

Птицына Л.Н.




Екатеринбург

2001

Содержание

Введение...............................................................................................

1. Сущность творчества.......................................................................

2.Системология творчества.................................................................

2.1. Категории новизны...................................................................

2.2. Понятие новизны.......................................................................

2.3. Фазы творческого процесса......................................................

2.4. Многоуровневость творчества.................................................

2.5. Структурная схема творческой деятельности.........................

2.6. Проблема как форма творческого поиска.............................

2.7. Механизм творчества..............................................................

3. Применение информационных средств в работе модельера.......

Заключение.........................................................................................

Литература.........................................................................................




Введение

Поиск новых знаний и их материализация, т.е. создание новых объектов техники, значительно усложнились в условиях возросших темпов обновления технических средств и быстрого роста научно-технической информации.

В силу этого, как у нас в стране так и за рубежом возникли разработки теоретических основ и методических средств активизации творческого мышления и поиска новых технических решений.

Развитие научных основ технического творчества, разработка методик активизации творческого процесса, обучение основам творчества, создание в научных, проектно-конструкторских и технологических организациях, на предприятиях и в вузах благоприятных условий для творчества стало в настоящее время настоятельной необходимостью.

Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными методами – путем роста численности кадров научных работников и научно-вспомогательного персонала не может отвечать целям сегодняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний, создания высокоэффективной техники на базе изобретений необходимо иметь средства для активизации творческого мышления. Специфичность этих средств связана с тем, что "логика научного открытия (изобретения) далека от логики формальной, а обстоятельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень познания, далеко не всегда соответствуют важности момента. Скрытая работа мысли происходит не только в тиши кабинета, у чертежной доски и в рабочее время, но и казалось бы в самой неподходящей обстановке, и малейшего толчка извне иногда бывает достаточно, чтобы сумерки ожидания осветились яркой вспышкой мгновенного озарения и разрозненные фрагменты загадочной мозаики сложились в единую картину".

Изучение эвристических приемов и методов активизации творческого мышления приближают момент "озарения", а также развивают способности личности в творчестве.

Овладение теорией творчества, приемами и методами поиска новых технических решений помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности.


1. Сущность творчества

Проблемы творчества издавна волновавшие человечество, остаются актуальными и в настоящее время в силу своей гносеологической, социально-психологической и мировоззренческой многоаспектности.

Что же такое творчество? Результат особого дара и исключительности человека, осенения (озарения) свыше, иррациональной интуиции, экстрасенсорного восприятия, богатого, развитого воображения или логического мышления?

Конечно, анахронизмом является объяснение творчества "осенением свыше", однако, и другие, изложенные выше толкования, в силу своей односторонности и абсолютизации лишь отдельных сторон творчества не могут раскрыть его сущности.

Единственно правильное объяснение сущности творческого процесса можно дать лишь с позиций диалектического материализма.

Творчество как процесс создания нового выражает созидательный, преобразующий труд человека, неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, являющейся отражением объективного мира в сознании человека. Процесс отражения не является зеркальным отображением действительности, а его процесс анализа и синтеза новых форм и образов в мозгу человека. В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений.

В этой связи творчество следует рассматривать как процесс сложных объективно-субъективных отношений между творцами и объектами творчества, как единство познания и преобразования.

Объективный характер творческого процесса проявляется в отражении реальных явлений, задач, общественных потребностей; субъективная сторона выражается в различных мотивах и результатах преобразующей деятельности человека.

Например, имея перед собой одну и ту же техническую задачу (объективный фактор), один человек решит ее на уровне изобретения, другой - на уровне рационализаторского предложения, третий получит тривиальное, давно известное решение (субъективный фактор).

В литературе можно встретить различные определения понятия творчества.

Так, например, творчество, по мнению американского ученого П.Хилла, "...можно определить как успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее".

Советский философ А.Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. В трактовке Я.А. Пономарева творчество рассматривается как "взаимодействие, ведущее к развитию".

Английский исследователь М.Генле считает творческим такое решение, когда его новизна обусловлена отражением некоего аспекта гармонии в природе.

Представляется, что наиболее обобщающее определение творчества дает следующая формулировка: творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и др. Все они имеют свои специфические черты, общность и различия.

2.Системология творчества

2.1. Категории новизны

Результат деятельности может характеризоваться с различных точек зрения. Различают:

- принципиально новое (качественно);

- новое во времени.

Принципиально новое – это результат творческой деятельности, который создается или возникает впервые. Такое новое не имеет аналогов в предыдущем.

Новое во времени – это результат творческой деятельности, созданию или возникновению которого предшествовало существование аналогичного предмета. Особенность – наличие такого качества у предмета, в силу которого этот предмет представляет еще один, очередной экземпляр исходного.

2.2. Понятие новизны

Новизна – это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту деятельности).

По отношению к "творцу", новизна классифицируется:

1. Индивидуальная новизна. Результат деятельности "творца" для общества не является новым. Такое новое является субъективным, индивидуальным, психологически новым.

2. Локально-новая (групповая) новизна. Результат творческой деятельности является новым для группы или коллектива людей.

3. Регионально-новое. Новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона.

4. Объективно-новая (всемирная) новизна. Новизна определена для всего сообщества, человечества, всего мира.

2.3. Фазы творческого процесса

Понамарев Я.А. выделяет четыре фазы:

1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.

2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).

3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.

4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи.

В основу выделения фаз Понамарев закладывает:

- переход от сознательного поиска к интуитивному решению;

- эволюция интуитивного решения в логически завершенное.

Для решения творческой задачи можно выделить следующие фазы:

1. Фаза логического анализа.

2. Фаза интуитивного решения.

3. Фаза вербализации интуитивного решения.

4. Фаза формализации вербализованного решения.

На фазе 1 для решения творческой задачи используются знания, которыми обладает Решатель. Решатель должен быть компетентным и интеллектуальным.

На фазе 2 определяется интуитивный, неосознанный способ разрешения противоречия. На этой фазе осознанным является необходимый или требуемый результат.

На фазе 3 осознанным является не только требуемый результат, но и процесс получения этого результата - алгоритм решения творческой задачи.

На фазе 4 осуществляется постановка и решение, оптимизация результата решения, предание найденному результату окончательной, логически завершенной формы.

2.4. Многоуровневость творчества

(Спектр творческих задач)

Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую природу механизма творчества. Целесообразно говорить о спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой задаче противоречий между творцом и проблемной ситуацией.

Творческие задачи можно разделить на два класса:

ТЗ1 – задачи, которые могут быть решены посредством планомерного использования осознаваемых способов, приемов.

ТЗ2 – решаются в результате "развязывания" противоречий неосознаваемых в начале решения. Обязательным признаком задач ТЗ2 является наличие их компонент в области неосознаваемого. Совокупность всех этапов, в результате реализации которых получается творческий результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться как технология живого творчества. Полная цикличность всех фаз творческого цикла, присуща научному творчеству, изобретательству.

2.5. Структурная схема творческой деятельности

Схема творческой деятельности по Россману

1) Усмотрение потребности или трудности.

2) Анализ этой потребности или трудности.

3) Просмотр доступной информации.

4) Формулировка всех объективных решений (выдвижение идей и гипотез).

5) Критический анализ всех форм решений (для отсева идей и гипотез ® появляется цикл).

6) Рождение новой идеи (переход к пункту 4).

7) Экспериментирование для подтверждения правильности сформулированной новой идеи. Проводится мысленный (ментальный), модельный или натурный эксперимент.

Схема структуры творческой деятельности по Гиксону

1) Подготовка. Осуществляется накопление знаний, совершенствование мастерства, формулировка задачи.

2) Концентрация усилий. Работа, направленная на получение решения - волевая концентрация усилий.

3) Передышка. Период умственного отдыха, при этом творец отвлекается от решения сформулированной задачи.

4) Озарение. Возникают новые идеи, возможно видоизменение существующих идей, однако в каждом случае результат должен быть искомым решением задачи.

5) Доведение работы до конца. На этом этапе производится обобщение результатов творческой деятельности и ее оценка.

Схема творческой деятельности по Белозерцеву

1) Формирование проблемной ситуации с одновременным осмыслением ее структуры субъектом творческой деятельности. Формулировки (постановки) технических задач.

2) Рождение и вынашивание новых технических идей, нового принципа, новой трансформации.

3) Создание идеальной модели (реализация).

4) Конструирование. Результаты - эскизный и технический проект, рабочие чертежи, модельно-макетное воплощение реализации.

5) Этап предметного и относительно завершенного воплощения идеи, проблемы или изобретения в новом техническом объекте.

Обобщенная модель структуры творческой деятельности по Шумилину

1) Осознание, постановка и формулирование проблемы.

2) Нахождение принципа решения (разрешения) проблемы (синонимы: нестандартная задача, решающая гипотеза, идея изобретения или замысла произведения искусства).

3) Обоснование и развитие найденного принципа. Теоретическая, конструкторская и технологическая проработка этого принципа.

Если научное творчество, то конкретизация и доказательство гипотезы. Если техническое, то конструкторская проработка идеи. Для художественного творчества – развитие и разработка замысла художественного произведения.

Разработка планов включает экспериментальную проверку гипотез. План практической реализации изобретения - реализацию замысла.

4) Практическая проверка гипотезы, реализация изобретения или замысла, объективизация художественного произведения.

2.6. Проблема как форма творческого поиска

1-й этап. Постановка проблемы (осознание проблемы).

Завершение творческого процесса – решение проблемы. Проблемы подразделяются на научные и рабочие.

Научная проблема – это форма научного мышления. При постановке актуальным является ее обоснование. При разрешении проблемы реализуется две возможных ситуации:

1 - обострение проблемы;

2 - расчленение проблемы на более мелкие подпроблемы.

Разрешение проблемы осуществляется в процессе мышления. Мышление – главный механизм в разрешении противоречия между проблемной ситуацией и результатом, следовательно мышление – это процесс решения задачи творцом. В процессе мышления, решение проблемной ситуации (или задачи), как правило, возникает внезапно и независимо от предшествующей деятельности или опыта. Происходит озарение.

Решение проблем (нестандартных задач) в любой сфере деятельности и есть процесс творчества. <Творчество, создание существенно нового, создание новых полезных комбинаций, решение нестандартных задач, разрешение проблем – синонимы>.

Включенное в рассмотрение понятие "проблема" наиболее точно отражает моменты познания, т.е. переход от неизвестного к известному, от незнания к знанию и обратно.

Гипотеза как форма творчества

Зарождение гипотезы начинается с идеи. Идея - это основная мысль, лежащая в базисе теоретической системы, ее логического построения и плана функционирования.

Идея – это мысль, переходящая в действие. Идея включает формулировку цели и способ ее достижения. Идея возникает на основе существующего противоречия и направлена на его разрешение. Идея дает возможность организовать практическую деятельность, сделать ее целенаправленной и сформировать идеальный образ будущей вещи, объекта, процесса. Основное направление идеи - активизация и организация знаний на достижение требуемого результата. Идея - это основа синтеза знаний. Этап порождения идеи - кульминация всего творческого процесса.

Гипотеза. Идея или принцип решения проблемы, задачи рождается в форме гипотез. Гипотеза - это основная форма творческого мышления.

2.7. Механизм творчества

Механизм творчества реализуется через функцию гипотезы. Содержание и решение проблемы состоит в выдвижении гипотез о путях ее решения и проверки. Генерация гипотез и их верификация - центральный механизм творчества. Теория гипотез целиком включается в теорию творчества, является центральной, составной частью и называется субтеория.

Гипотеза – форма творческой деятельности, форма творческого мышления. Гипотеза в отличии от формальной логики является категорией диалектической логики.

Гипотеза – основание, предположение. Есть предположение о том, как разрешить противоречие проблемы. Гипотеза - как форма творческого поиска. Гипотеза может быть предположением о свойствах и структуре объекта, либо о способе, программе деятельности, направленном на разрешение противоречия. Гипотеза выступает как форма развития знаний, как форма творческого поиска, как способ разрешения возникающих противоречий.

В процессе познания важным является момент, когда обращение к гипотезе необходимо и неизбежно, т.е. когда без выдвижения гипотезы дальнейшее познание невозможно. Это и есть функция гипотезы. Таким моментом является проблемная ситуация, обострение проблемы до максимального противоречия.

Формализация модели

Анализ интеллектуальной деятельности мозга, направленный на раскрытие механизмов реализации этих функций, дает возможность сформировать мысленную (ментальную) модель технологии живого творчества.

3. Применение информационных средств в работе модельера

Научно-технический прогресс проявляется также в том, что в нашу жизнь все время входят новые изделия, появление которых обеспечивается развитием науки и соответствующих промышленных технологий. Трудно поверить, но еще сто лет назад автомобиль был диковиной, а электрическое освещение стало привычным лишь в первой четверти 20-го в. Телевидение же появилось менее полувека назад.

Проектирование новых изделий – основная задача изобретателей и конструкторов. Специалисты в этой области на пути создания новых изделий выделяют несколько этапов: формирование замысла, поиск физических эффектов, обеспечивающих принципиальную реализацию замысла, поиск конструктивных решений, расчет и обоснование, создание опытного образца, разработка технологии промышленного изготовления.

На каждом из этапов (их число может меняться в зависимости от сложности изделия) возникают свои задачи и проблемы. Первый этап пока вряд ли может считаться объектом автоматизации. Замысел нового изделия определяется всем ходом научно-технического прогресса, это "социальный заказ" общества. И если его еще нельзя реализовать, то он превращается в мечту. Такой мечтой были ковер-самолет или зеркало, которое показывало события, удаленные во времени и пространстве. Самолет и телевизор пришли на смену мечтам, когда прогресс техники достиг нужного уровня развития. И значит, лишь поиск нужных физических эффектов и последующая реализация всех этапов по изготовлению изделия есть та цепочка, которую можно попытаться автоматизировать.

Поиск физических эффектов, способных решить задачу, стоящую перед изобретателем, – самый трудный этап для автоматизации. Он требует от системы автоматизации наличия банка физических эффектов и умения использовать хранящиеся в нем сведения для поиска ответа на вопрос: пригодны ли эти эффекты для реализации замысла?

Ответ на этот вопрос может быть очень сложным, так как сам этот процесс носит творческий характер. Приведем пример. Инженеру поручили создать экскаватор огромной мощности для работы в открытых карьерах. Он долго мучился над поставленной задачей, так как убедился, что ни колесные, ни гусеничные машины не могут выдержать тот огромный груз, который надо было научиться перемещать в ковше экскаватора. Сроки выполнения задания подходили к концу, а решения не было. Как-то изобретатель, опустив голову, брел по улице. И вдруг в поле его зрения попала рука идущего перед ним человека. Рука держала кейс. В такт ходьбе кейс совершал прямолинейно-возвратные движения. И, как потом вспоминал изобретатель, он тут же ясно увидел принцип шагающего экскаватора. Задача была решена.

Но, несмотря на сложность этапа поиска физических эффектов, которые могли бы помочь решить поставленную задачу, уже создаются так называемые изобретательские машины. Их основной блок – большая по объему база знаний о физических эффектах, а также набор процедур, позволяющих изобретателю работать с этой базой. Предполагается, что для изобретательских машин большое значение будут иметь средства когнитивной графики, позволяющие активизировать ассоциативный поиск.

Два последующих этапа, связанные с задачами конструирования и расчета, поддаются автоматизации уже сегодня. Для этого создаются специальные системы автоматизированного проектирования (САПР).

САПРы оказались важной сферой приложений идей информатики и в наши дни в той или иной форме используются во всех проектных и конструкторских организациях.

Заключение

Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Творчество – как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.

Творчество - процесс создания нового. Творческая деятельность - как правило многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, – результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового.

Техническое творчество. Существует две формы получения творческого результата (решения):

- изобретение;

- рационализация.

Изобретение – новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект.

К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости.

Компьютер используется во всех сферах деятельности человека в особенности по его прямому назначению, это текст, графика и расчет, что сильно помогает писателям, художникам, модельерам и другим творческим личностям в разработке нововведений, верстке и редактировании текста и рисовании шедевров.

Таким образом компьютер в жизни творческих людей заменил им все их творческие инструменты на компьютер, кому компьютер заменил печатную машинку, кому кисть с мольбертом, а кому и калькулятор или логарифмическую линейку, и никто не возражает против этого, из этого можно заключить, отвечая на главный вопрос этой работы «облегчает ли ЭВМ труд и творчество писателя, художника, модельера и других творческих людей», то можно с уверенностью сказать что «ДА».

Литература

1.Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: теория решения изобретательских задач. - М.: Советское радио, 1979.

2.Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество. - Рига: Лиесма, 1979.

3.Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды. – Новосибирск, 1989.

4.Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. – Миснк, 1987.

5.Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.:1976.

6.Понамарев Я.А. Исследование психология творчества -М.: 1983.

7.Райнов Т.И. Теория творчества. - Харьков, 1914.

8.Уилсон А., Уилсон М. Управление и творчество при проектировании систем. - М.: Советское радио, 1976.

9.Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. - М.: Радио и связь, 1989.

10.Энгельмейер П.К. Теория творчества. - С.Петербург, 1910.

11.Яковлев Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности – М.: 1997.