|
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
АКЦИОНЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
"КОМИЭНЕРГО"
ПОЛОЖЕНИЕ
о бюджете и финансовом плане
ОАО "АЭК "Комиэнерго"
Утверждаю:
/ Генеральный директор
АЭК "Комиэнерго"
______________________ М.А. Смекалов
" 01 " августа 2000 г.
Согласовано:
Заместитель генерального директора
по финансовым вопросам
____________________ К.Ю. Ромаданов
" 01 " августа 2000 г.
г. Сыктывкар
1. Определения
В данном Положении используются следующие определения для ряда понятий:
Бюджетирование – это процесс составления и исполнения бюджета.
Финансовый план – это баланс доходов и расходов, обеспечивающий взаимоувязку показателей развития ОАО «АЭК «Комиэнерго» (далее по тексту Компания), филиала с его финансовыми ресурсами, т.е. взаимоувязку каждого вида вложений с источниками финансирования и характеризует эффективность источников финансирования.
Бюджет (Финансовый бюджет) Компании (филиала) – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения целей, поставленных Компанией (филиалом).
Примечание: в связи с централизацией расчетов за топливо, покупную электроэнергию и абонплату, по кредитам и прочим заемным средствам, в аппарате управления Компании, данные статьи расходов исключаются из Финансового бюджета филиала и, следовательно, Операционные бюджеты по данным статьям расходов филиалом не составляются.
(форма Бюджета в Приложении №1).
Бюджетный баланс характеризует изменения в финансовом и имущественном положении Компании (филиала) при условии выполнения запланированных в предыдущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций. Он является завершающим шагом в процессе подготовки бюджета Компании (филиала).
(Форма Бюджетного баланса – Бухгалтерский баланс (форма №1)
Календарь платежей – это документ, которым устанавливаются сроки погашения задолженности «Кредиторам» в конкретные календарные дни планируемого месяца.
(Форма Календаря платежей в Приложении № 13)
Каждая расходная статья Финансового бюджета равна итогу соответствующего Операционного бюджета, в котором отражается полная информация по данной статье с расшифровкой по «Кредиторам».
Финансовый бюджет Компании состоит из нескольких Операционных бюджетов:
· Бюджет продаж - это первый и самый важный шаг в составлении основного бюджета, он включает в себя данные об ожидаемом поступлении финансовых средств от реализации тепло –и электроэнергии, реализации основных средств, ТМЦ и прочих активов Компании (филиала), реализации услуг на сторону, выручки от сданного в аренду имущества и прочих доходов, которые в дальнейшем будут включены в доходную часть Бюджета. В Бюджете продаж необходимо учитывать отдельно поступления от погашения дебиторской задолженности.
(форма Бюджета продаж в Приложении №2)
На базе Бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие текущие затраты на выработку тепло – и электроэнергии, а также затраты, связанные с инвестиционной и инновационной деятельностью.
· Бюджет прямых затрат на оплату труда и хозяйственные расходы – это затраты на заработную плату основного производственного персонала, а также прочие расходы (командировки, алименты, ГСМ, хозяйственные расходы, социальные выплаты и т.п.), которые оплачиваются наличными деньгами через кассу филиала.
Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по
выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.
(форма Бюджета прямых затрат на оплату труда и хозяйственные расходы в Приложении №3)
· Бюджет расчетов с внебюджетными фондами предусматривает суммы платежей по взносам во внебюджетные фонды с расшифровкой по фондам. Сумма платежей по каждому фонду должна включать в себя сумму начисленных взносов за планируемый месяц, плюс сумму, определенную к оплате на плановый месяц Соглашением о реструктуризации кредиторской задолженности по каждому внебюджетному фонду.
Данный бюджет предоставляется с Календарем платежей, в котором должны быть предусмотрены платежи в установленные Законодательством и Соглашением о реструктуризации сроки.
(форма Бюджета расчетов с внебюджетными фондами в Приложении №4)
· Налоговый бюджет предусматривает необходимые суммы платежей по налогам и сборам в бюджет. Данный бюджет предоставляется с расшифровкой по уровням бюджета: федеральный, республиканский, местный и Календарем платежей, в котором должны быть предусмотрены платежи в установленные Налоговым Законодательством сроки.
Сумма платежей по каждому уровню бюджета должна включать в себя сумму начисленных налогов за планируемый месяц, плюс сумму, определенную к оплате на плановый месяц Соглашением о реструктуризации кредиторской задолженности по каждому уровню бюджета.
(форма Налогового бюджета в Приложении №5)
· Бюджет по топливу показывает, сколько топлива необходимо для выработки тепло – и электроэнергии, сколько должно быть закуплено в запас и оплачено с учетом погашения кредиторской задолженности за ранее поставленное топливо. Бюджет составляется с расшифровкой по видам топлива и поставщикам. В случае оговоренных в договорах поставок сроках оплаты за поставленное топливо, необходимо предоставлять вместе с данным бюджетом Календарь платежей.
Примечание: в связи с централизацией расчетов Операционный бюджет по топливу составляется в аппарате управления Компании.
(форма Бюджета по топливу в Приложении №6)
· Бюджет капитальных вложений (инвестиционная деятельность) определяет сумму расходов на приобретение основных средств (в т.ч. оборудования) в планируемом месяце, а также затраты по строительству и освоению, реконструкции и модернизации производственных мощностей в соответствии с планом капитальных вложений на планируемый месяц. При наличии кредиторской задолженности по подрядчикам, либо по заключенным Соглашениям о расчетах необходимо предусмотреть график погашения вышеуказанной задолженности с включением на планируемый месяц погашения части кредиторской задолженности, либо обязательных платежей по Соглашениям о расчетах. При наличии Протокола о погашении задолженности по конкретному подрядчику с указанием сроков платежей, данный бюджет предоставляется одновременно с Календарем платежей.
(форма Бюджета капитальных вложений в Приложении №7)
· Бюджет прямых затрат на ремонтные работы отражает сумму платежей подрядчикам за ремонтные работы в плановом объеме на планируемый месяц, а также суммы погашения кредиторской задолженности подрядчикам за выполненные ранее работы. При наличии Протокола о погашении задолженности по конкретному подрядчику с указанием сроков платежей, данный бюджет предоставляется одновременно с Календарем платежей.
(форма Бюджета прямых затрат на ремонтные работы в Приложении №8)
· Бюджет прямых затрат на материалы показывает, сколько сырья и материалов требуется для основного производства и ремонтных работ, и сколько должно быть закуплено. Объем закупок сырья и материалов зависит от ожидаемого объема их использования в соответствии со сметами затрат на производство, а также от предполагаемого уровня запасов. Бюджет прямых затрат на материалы составляется с учетом погашения частично кредиторской задолженности.
При наличии Протокола о погашении задолженности по конкретному «Поставщику» с указанием сроков платежей, данный бюджет предоставляется одновременно с Календарем платежей.
Бюджет прямых затрат на материалы подразделяется по видам деятельности: основная и инвестиционная (материалы приобретаются за счет капитальных вложений).
(форма Бюджета прямых затрат на материалы в Приложении №9)
· Бюджет привлеченных (заемных) средств предоставляет:
- в доходной части - объем дополнительных денежных средств, необходимых для финансового обеспечения производственно-хозяйственной деятельности;
- в расходной части – суммы платежей по погашению ссудной задолженности перед Финансовыми институтами по кредитным договорам, а также по процентам за пользование заемными средствами. Бюджет предоставляется одновременно с Календарем платежей.
Примечание: в связи с централизацией расчетов Операционный бюджет привлеченных (заемных) средств составляется в аппарате управления Компании.
(форма Бюджета привлеченных (заемных) средств в Приложении №10)
· Бюджет прочих расходов включает сумму общепроизводственных накладных и управленческих расходов на планируемый период. К вышеперечисленным затратам относятся: услуги связи, услуги сторонних организаций (дератизация, водоснабжение, охрана, освещение и отопление и т.д.), услуги банков, командировки, льготный проезд в отпуск, социальные выплаты, алименты, страхование работников и имущества, содержание РЭК, ГУ «Комигосэнергонадзор», перечисления Рескому, приобретение путевок, содержание базы отдыха «Дюны золотые» и прочие затраты.
При наличии Протокола о погашении задолженности по конкретному «Кредитору» с указанием сроков платежей, данный бюджет предоставляется одновременно с Календарем платежей.
(форма Бюджета прочих расходов в Приложении №11)
· Бюджет затрат по покупной энергии и абонплате включает в себя сумму необходимых платежей на планируемый месяц по данным статьям (в т.ч. с расшифровкой по электро - и теплоэнергии) с учетом погашения кредиторской задолженности. Отдельной строкой указываются задания Оперативной комиссии РАО «ЕЭС России» по абонентной плате и платежам на ФОРЭМ с расшифровкой по АЭС и ГРЭС.
Примечание: в связи с централизацией расчетов Операционный бюджет по затрат по покупной энергии и абонплате составляется в аппарате управления Компании.
(форма Бюджета затрат по покупной энергии и абонплате в Приложении №12)
2. Общие положения
2.1. Настоящее Положение определяет бюджетный процесс, а именно, регламентные процедуры планирования, контроля исполнения и отчета об исполнении бюджета Компании (филиала).
2.2. Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т.е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов.
2.3.Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами.
2.4. Задачи финансового планирования:
· определение объекта планирования;
· расчет необходимых финансовых ресурсов;
· расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного финансирования;
· прогноз доходов и расходов Компании (филиала).
Задача планирования деятельности Компании (филиала), формирования бюджета и контроля за его исполнением является одной из важнейших в области управления Компании (филиала). Используя систему бюджетирования, Компания (филиал) получает возможность планировать потребность в ресурсах, снижает риск непредвиденных расходов, получает экономию в расходах за счет координации всех сторон своей деятельности.
Обычно составляются планы стратегические, текущие и оперативные.
2.5. Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования характеризуются следующими функциями бюджета:
· Планирование операций, обеспечивающих достижение целей Компании (филиала). Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период.
· Коммуникация и координация различных служб Компании (филиала) и видов деятельности, подразумевающие согласование отдельных работников и отделов (служб) в целом по Компании (филиалу) для достижения намеченных целей. Бюджет способствует выявлению слабых звеньев в организационной структуре, решению проблем коммуникации и распределения ответственности между исполнителями.
· Ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.
· Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины.
3. Составление бюджета
3.1.Финансовый и Операционные бюджеты составляются филиалами, Представительством и ответственными службами аппарата управления (далее - Филиалы) в стандартных формах, приложенных к данному Положению (Приложения №№1-12) с расшифровками по видам оплат:
- деньгами и банковскими векселями;
- денежными и вексельными зачетами (векселями банка);
- прочими ценными бумагами;
- взаимозачетами.
3.2.Планирование производится по всем статьям Финансового бюджета (Приложение №1), т.е. до 15 числа месяца, предшествующего планируемому, Филиалы составляют на местах Операционные бюджеты (Приложения №№ 2-12):
-по доходам (с учетом поступления дебиторской задолженности);
-по всем статьям расходов в соответствии со сметами затрат на производство и погашением части кредиторской задолженности в соответствии с заключенными Соглашениями (договорами) о реструктуризации задолженностей, Протоколами о погашении задолженностей и прочими, регулирующими расчеты, документами.
На основании Операционных бюджетов каждый Филиал (без служб аппарата управления) составляет проект Финансового бюджета, в котором каждая статья равна итогу соответствующего Операционного Бюджета.
По всем Филиалам, кроме филиала «Энергосбыт», проект Финансового бюджета будет с дефицитом на сумму необходимых на месяц расходов за минусом доходов от прочей реализации.
3.3. Проект Финансового бюджета (Приложение №1) предоставляется филиалом в электронном виде в
Отдел бюджетирования Компании не позднее 15-го числа месяца, предшествующего планируемому.
3.4.Отдел бюджетирования проводит экспертизу проектов Финансовых бюджетов, проверяет правильность их составления и обоснованность запланированных сумм по каждой статье расходов. При обнаружении ошибок или недостаточной обоснованности отдельных статей проекты Финансовых бюджетов в течение одного рабочего дня возвращаются обратно филиалу на доработку.
На доработку проекта филиалу дается один рабочий день.
Откорректированные проекты Финансовых бюджетов направляются филиалами в Отдел бюджетирования не позднее 18 числа месяца, предшествующему планируемому.
3.5. Отдел бюджетирования на основании полученных от филиалов проектов Финансовых бюджетов
составляет проект Финансового бюджета по Компании и, не позднее 20 числа месяца предшествующего
планируемому, передает на согласование Заместителю генерального директора по финансовым вопросам
(далее Заместитель).
3.6. Заместитель на основе проекта Финансового бюджета Компании определяет стратегические цели АЭК «Комиэнерго» и вносит свои коррективы в данный Бюджет, устанавливая предельные суммы расходов (лимиты) по каждой статье, т.е. лимиты по всем Операционным бюджетам Компании.
Заместитель вправе внести изменения в проект до 22-го числа месяца, предшествующего
планируемому.
3.7. Отдел бюджетирования на основании скорректированного Финансового бюджета Компании передает в срок до 23 числа месяца, предшествующему планируемому, в профильные отделы (ОМТС, ПТО, ОКС, ОТИЗ) «суммы лимитов» по соответствующим статьям расходов (Операционным бюджетам).
3.8. Ответственные (профильные) отделы распределяют доведенные «суммы лимитов» по филиалам и, не
позднее 25 числа месяца предшествующему планируемому, передают распределение «сумм лимитов»
в отдел бюджетирования.
Распределение средств (лимитов) на финансирование расходов по конкретным статьям производится, в первую очередь, исходя из решения первоочередных стратегически важных производственных задач Компании. Филиал, по которому решается данная задача, является приоритетным в распределении средств на финансирование соответствующих затрат.
После обеспечения финансирования первоочередных задач Компании, оставшаяся сумма средств («лимита») распределяется по филиалам пропорционально суммам, указанным в проектах Финансовых бюджетов филиалов, по соответствующим статьям расходов. При этом ответственный (профильный) отдел и филиалы согласовывают между собой перечень Поставщиков и Подрядчиков, необходимых для включения в соответствующий Операционный бюджет филиала.
3.9. Отдел бюджетирования производит корректировку проектов Финансовых бюджетов по филиалам в соответствии с установленными лимитами финансирования по каждой расходной статье Финансового бюджета, а также выделением общих сумм финансирования Филиалов на планируемый месяц в доходной части Финансового бюджета (по строке «Доходы по основной деятельности»), и в срок до 27 числа месяца, предшествующему планируемому, отправляет по электронной почте откорректированные Финансовые бюджеты по филиалам для окончательного формирования филиалами Операционных бюджетов.
Примечание: Откорректированные Финансовые бюджеты по Филиалам исключают дефицит.
3.10. Филиалы в течение одного рабочего дня корректируют в соответствии с лимитами Операционные бюджеты и, не позднее 29 числа месяца, предшествующему планируемому, направляют их в электронном виде в Отдел бюджетирования Компании.
3.11. На основании скорректированных филиалами Операционных Бюджетов Отдел бюджетирования составляет Операционные бюджеты Компании.
3.12. Прошедшие экспертизу Финансовый и Операционные Бюджеты Компании и филиалов визируются начальником отдела бюджетирования, Заместителем и весь комплект документов передается Генеральному директору не позднее последнего рабочего дня месяца, предшествующего планируемому.
3.13. Генеральный директор утверждает Финансовый и Операционные бюджеты Компании.
3.14. Утвержденные Бюджеты передаются в отдел бюджетирования, копии – Филиалам и Заместителям Генерального директора.
3.15. Операционные Бюджеты филиалов (в суммах установленных лимитов) принимаются Компанией к исполнению в зависимости от выполнения Бюджета продаж, т.е. полученной выручки от реализации по всем видам деятельности.
3.16. На основании утвержденных Бюджетов составляются Бюджетные балансы по филиалам и Компании.
4. Составление финансового плана
4.1. Финансовый план входит в состав Финансового бюджета (отдельной графой).
4.2. Доходная часть финансового плана рассчитывается исходя из суммы источников (выручки), необходимых (необходимой) для покрытия затрат по филиалу в соответствии с плановой сметой затрат на производство (без амортизационных отчислений), плановых расходов за счет прибыли и планами на капитальные вложения на планируемый период, с разбивкой по источникам финансирования: прибыль, амортизационные отчисления, прочие доходы.
4.3. Расходная часть Финансового плана (по Филиалам) составляется исходя из расходных статей, содержащихся в следующих документах;
а) плановая смета затрат на производство энергии по филиалам АЭК «Комиэнерго» (за минусом
амортизации);
б) плановые расходы за счет прибыли по филиалам АЭК «Комиэнерго»;
в) план капитальных вложений по филиалам АЭК «Комиэнерго».
4.4. Отдел бюджетирования проверяет Финансовый план Филиала одновременно с проверкой проекта Финансового бюджета. В случае обнаружения ошибок Финансовый план филиала корректируется.
4.5. Финансовый план считается утвержденным при одновременном утверждении Финансового бюджета Компании (филиала).
5. Исполнение Бюджета
5.1. Отдел бюджетирования ежедневно осуществляет контроль исполнения Финансового бюджета Компании на основании предоставляемых Отделами Расчетов и Ценных бумаг информации о ежедневных платежах денежными средствами, денежными зачетами и ценными бумагами.
5.2. На основании предоставляемой информации о ежедневных платежах Отдел бюджетирования составляет еженедельные отчеты об исполнении Финансового бюджета Компании, который предоставляется Заместителю в первый день недели, следующей за отчетной.
5.3. Отчет предоставляется Заместителю на рассмотрение и принятия оперативных решений по очередным платежам.
5.4. По истечении месяца отдел бюджетирования составляет отчет об исполнении Финансовых бюджетов по Компании и с расшифровкой по филиалам - до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
5.5. Отчет об исполнении Финансовых бюджетов Компании и филиалов рассылается по филиалам и предоставляется Генеральному директору, всем Заместителям Генерального директора Компании.
5.6. Отчеты об исполнении Финансового бюджета, на основании предоставляемой информации Отделами расчетов и Ценных бумаг, являются оперативными.
Изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются Генеральным директором Компании.
Начальник отдела бюджетирования К.И. Пермякова