ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Внимание к проблемам аргументации в логике и неориторике на пороге второго тысячелетия и, как следствие, формирование теории аргументации обусловлены двумя факторами, а именно, социологизацией знаний и углубляющейся внутринаучной специ­ализацией, результатом которой стало появление множества новых научных дисциплин (социология коммуникации, когнитология, конфликтология, эпистемология, праксиология).

Аргументирование представляет собой форму деятельности чело­века, в которой он реализует себя как языковая личность, и в кото­рой оказываются задействованными его знания и представления, си­стема ценностей и здравый смысл, коммуникативные навыки и ло­гическая культура, его эпистемическое и эмоциональное состояния, социальные параметры аргументативной ситуации. Все это свиде­тельствует о сложной природе аргументации как процесса и объяс­няет интегральный характер теории аргументации.

Аргументация реализуется как аргументативный дискурс, опреде­ляющими особенностями которого становятся противоречие, выра­жающееся в когнитивном или аксиологическом конфликте, в столк­новении мнений, и противопоставление как когнитивное моделиро­вание сообщения, как техника убеждения.

Несмотря на довольно большое число работ по различным аспектам аргументации, популярности аргументации как объекта исследования [А.П. Алексеев 1991; Г.А. Брутян 1992; А.А. Ивин 2000; В.И. Курбатов 1995; Г.И. Рузавин 1997], не представляется возможным говорить о наличии целостной теории. Сама проблема аргументации продолжает оставаться одной из самых сложных в логике, и почти незатронутой в лингвисти­ке [А.Н. Баранов 1990; Е.Н. Белова 1995; Т.В. Губаева 1995; Н.Н. Ивакина 1999; Е.В. Клюев 1999; Н.Ю. Фанян 2000]. Фактически, естественноязыковая аргу­ментация сравнительно недавно стала предметом изучения [А.Н. Баранов 1990]. Слож­ность определения и построения теории аргументации заключается в комплексном характере последней. Поэтому дать определение аргу­ментации, которое бы в равной мере устроило всех специалистов, вряд ли возможно. Едва ли можно согласиться, например, с опреде­лением аргументации, сделанным А. Бирсом: «Аргументация - это способ заставить другого сделать то, что не хочется делать самому» [см.: Баранов 1990. С.5]. Такая интерпретация касается только части процесса аргументации. Как речевое воздействие на ментальную сферу реципиента аргумен­тация является объектом глобальной и междисциплинарной теории речевого воздействия. Область пересечения теории аргументации и теории речевого воздействия велика, но не поглощает первую контекстом, с учетом социальных факторов, моделей меняющегося поведения цели­ком, так как аргументация может осуществляться и невербальными спо­собами, то есть неречевыми.

Предметом исследования является анализ построения аргументации как интегральной науки вообще, и в юридическом дискурсе, в частности; процесс принятия решения в условиях конфликта альтернативных фреймов (точек зрения).

Объектами исследования определены семантика юридического дискурса как лингвистическая манифестация предлагаемых коммуникантами фреймов для оценки событий и предписания решений проблемы и структура аргументативного дискурса как отражение коммуникативной тактики.

Материалом исследования послужили отечественные, переводные и зарубежные библиографические источники.

Целью работы является выявление взаимосвязей логического и языкового аспектов аргументации при её использовании в теории аргументации и юридическом дискурсе, определение зависимости построения аргументативного дискурса от коммуникативных намерений аргументатора.

В процессе достижения поставленной цели и предмета исследования решались следующие задачи:

1.     характеристика теории аргументации как интегральной научной дисциплины;

2.     анализ общего процесса аргументации;

3.     рассмотрение видов и максим аргументации;

4.     описание аргументативного дискурса в терминах теории речевых актов;

5.     анализ аргументации в риторическом, логическом и когнитивном аспектах;

6.     описание особенностей применения аргументации в юридическом дискурсе.

Методологической основой работы является индуктивно-дедуктивный метод с использованием комплексной методики лингвистического анализа, включающей приёмы описательного метода, метод логического моделирования, а также логико-семантический анализ; анализировалась содержательная сторона аргументативного дискурса и исследовалась связь между составляющими его смысловыми блоками при помощи метода суперлинеарного анализа.

Научная новизна работы заключается в выборе объекта исследования – юридического дискурса, а также в использовании комплексного подхода и применения фреймовой методики при изучении аргументативного дискурса как языкового образования, характеризующегося фреймовой детерминированностью семантики и структуры.

Проведённый анализ аргументативного дискурса в рамках риторического, логического, прагмалингвистического и когнитивного подходов определяет теоретическую значимость работы.

Данное исследование имеет также практическое значение. Его материалы могут быть использованы для проведения занятий по риторике, юридической риторике, а также при обучении студентов практическому владению родным языком для ведения диспутов, дискуссий, полемик.

Структура. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.