городах России. В результате большевистских гонений на религию к концу 20-х годов все они прекратили свое существование. Восстановление Новоапостольской церкви началось в 1987 г. В настоящее время количество членов церкви на территории России по оценке ее руководства, достигло 50 тыс. Зарегистрировано 37 общин, однако большая часть общин действует без регистрации. С января 1993 г. рукоположено два апостола из граждан России.

АССОЦИАЦИЯ СВЯТОГО ДУХА ЗА ОБЪЕДИНЕНИЕ МИРОВОГО ХРИСТИАНСТВА — ЦЕРКОВЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Церковь Объединения основана в 1954 г. в Южной Корее Преподобным Сан Мюн Муном. Мун родился в 1920 г. Свое религиозное призвание он почувствовал в возрасте 16 лет, когда в состояния глубокого погружения в молитву пережил нисхождение на него Божественного Откровения. В результате девятилетней духовной работы он сформулировал основополагающие истины веры, изложенные им в труде под названием “Принцип”.

Согласно учению Муна, Христос, создавая свою церковь, видел в ней не некую организацию, а основание Царства Божия на земле. Ожидаемая эсхатологическая развязка будет состоять не в послед­нем и страшном суде Божием, а в полном уничтожении зла в мире. Поэтому Церковь Объединения придает первенствующее значение не религиозному культу, не индивидуальному нравственному со­вершенствованию, а активному социальному действию. Церковь владеет корпорациями в пищевой промышленности, рыболовстве, производстве компьютеров, медицинской техники и т. п. Преподо­бный Мун видит в промышленности фундамент, на котором будет

построено Царство Божие.

Смысл основанного им движения не в создании новой религии, а в объединении сначала христиан различных конфессий, затем всех людей под единым Богом.

Сегодня, спустя 40 лет после своего основания, Церковь Объ­единения имеет миллионы последователей в более чем 150 странах мира. Она представляет собой целостную международную организацию. Руководящий орган Церкви — “Всемирный Миссионерс-Эсий центр” — находится в Нью-Йорке. Президентом Центра является Преподобный Квак.

Церковь имеет Теологическую семинарию (г. Берритаун, штат

Нью-Йорк, США), преподаватели которой исповедуют различные религии, а также издательство “Парагон хаус” и ряд газетно-журнальных корпораций.

326

На территории бывшего СССР Церковь действует с 1970-х годов, сначала в частном порядке, а с 1990 г. — официально. В мае 1992 г. Церковь Объединения была зарегистрирована Министерст­вом юстиции РФ. В настоящее время группы приверженцев этой Церкви имеются в Москве, С.-Петербурге, Н. Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске и ряде других городов.

За четыре года Церковью на территории бывшего СССР прове­дены сотни семинаров. На них побывало в общей сложности около 80 тыс. человек—преподавателей вузов и школ, студентов и учащих­ся. Для учителей и учащихся общеобразовательных школ Церковью Объединения изданы пособия “Мой мир и Я”.

МУСУЛЬМАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

На территории России ислам впервые появился у волжских булгар (IX в.). К 1917 г. в Российской империи насчитывалось более 10 млн. мусульман и действовало около 30 тыс. мечетей.

За годы советской власти количество легально функциониро­вавших мечетей в СССР сократилось многократно: в 1968 г. их осталось всего 311. Однако тысячи мечетей и мулл действовали без официальной регистрации.

В настоящее время на территории бывшего СССР число после­дователей ислама (как убежденных, так и воспринимающих его скорее как культурно-национальную традицию) достигает 80 млн. человек, в том числе в России — около 12 млн. Количество мечетей сейчас достигает нескольких тысяч (в России около 3,5 тыс.) и продолжает расти, они создаются практически во всех населенных пунктах, где живут приверженцы ислама. Регионами традиционно­го распространения ислама в России являются Северный Кавказ, Среднее и Нижнее Поволжье, Башкирия, Урал (Пермская и Ека­теринбургская области), Сибирь (Омская и Тюменская области), Москва и С.-Петербург.

Региональными органами, осуществляющими руководство объ­единениями мусульман, являются Духовные управления. Они фун­кционируют во всех республиках Северного Кавказа, в Москве, Саратове и ряде других городов России, в Татарстане и Башкирии. В ведении Духовных управлений — подготовка служителей культа иих распределение, участие в строительстве мечетей.осуществление связей с другими, в том числе зарубежными, религиозными центра­ми, организация паломнических групп в Мекку.

Религиозное образование, знание арабского зыка — Языка канонического Корана — верующие, в том числе дети, получают на

327

занятиях, организуемых при мечетях. Кадры служителей готовятся в специальных учебных заведениях — медресе и исламских инсти­тутах, число их растет.

Политическая активность последних лет привела к созданию мусульманских политических партий и других объединений на конфессиональной основе. Так, в 1990 г. была учреждена “Ислам­ская партия Возрождения” со штаб-квартирой в Москве. Ее реги­ональные отделения имеются в Дагестане, Чечне, Карачаевской республике, Татарстане, в городах Сибири (примерно б тыс. чле­нов). В том же году образована “Исламско-Демократическая пар­тия” в Дагестане, в 1991 г. — “Исламская демократическая партия” (Татария, Башкирия).

БУДДИЗМ

Буддизм в форме ламаизма начал распространяться на террито­рии России из Тибета через Монголию в XVIII в. (среди бурят и тувинцев). Основной формой организации религиозной жизни является дацан (монастырь). Накануне Октябрьской революции 1917 г. в России было 185 дацанов, в том числе в Забайкалье — 36, в Туве — 44, в Калмыкии — 105. К 1937 г. все они были упразднены.

В 1946 г. в Улан-Удэ состоялся Собор ламаистского духовенст­ва, на котором было сформировано Центральное духовное управ­ление буддистов СССР (ЦДУБ). Его председатель, носящий титул Пандита Хамбо Ламы, два заместителя и шесть членов образуют центральный исполнительный орган ЦДУБ. Духовное управление находится в Иволгинском дацане, в 40 км от Улан-Удэ.

В настоящее время в России действуют около 100 буддистских общин и дацанов. Большая их часть находится в Бурятии, Калмы­кии и Туве. Общины буддистов имеются также в Москве, С.­Петербурге, Владивостоке, Кемерове, Самаре, Ульяновске, Крас­ноярске и других городах. Количество лам превышает 200 человек.

При Иволгинском дацане, близ Улан-Удэ, в 1991 г. открыт Институт буддизма “Даши-Чойнхорлин”, готовящий священослужителей. С 1992 г. в С.-Петербурге издается “Нартанг бюллетень” (6—12 номеров в год).

ИУДАИЗМ

В условиях утраты государственности, вынужденного расселе­ния в диаспоре на обширных пространствах Средиземноморья (а

328

позднее—по всей территории Европы) основной формой органи­зации религиозной жизни иудеев становится синагога (от греч. synagoge — собрание), а ее руководителем — раввин (учитель).

В середине XVIII в. среди евреев, проживавших на территории Польши, Украины и юго-запада России, возникло движение про­тив тотальной религиозной регламентации жизни и диктата равви­нов, т. е. против формальной набожности, за непосредственное общение с Богом каждого человека. Движение получило название Хасидизм (хасид — благочестивый).

В начале XIX в. в Европе появляется новая разновидность иудаизма — реформированный иудаизм, который отказывается связывать представление о Мессии с верой в возрождение еврей­ского государства и объявляет иудаизм универсальным этическим учением.

Большинство верующих евреев как в Российской империи, так впоследствии в СССР и России придерживаются ортодоксального иудаизма. До 1990 г. не существовало какой-либо организационной структуры иудейских общин. В январе 1990 г. был учрежден Всесоюзный Совет еврейских религиозных общин (ВСЕРО) с кон­сультативными, координационными и представительскими функци­ями. В него вошли 74 общины ортодоксального направления. В Российской Федерации в настоящее время иудейские объединения (их более 30) объединены в конгресс еврейских религиозных общин и организаций России. Возглавляет конгресс Главный раввин России.

Самой крупной общиной ортодоксального иудаизма является Московская хоральная синагога. Она имеет мацепекарню, культур­ный центр, библиотеку. Община поддерживает широкие связи с иудейскими общинами страны, а также Израиля, США, Канады, Венгрии, Румынии и др. С I960 г. действует духовная школа — иешива, которая готовит раввинов, переписчиков Торы (священ­ным считается только текст, написанный от руки) и других служи­телей синагоги. В 1992 г. открыта еще одна иешива — “Мекор-Хаим”. В Москве функционируюттакже еврейское среднее (“Мигдал-ор”) и высшее (“Туро-колледж”) светские учебные заведения, где преподаются и религиозные дисциплины.

В России действует также несколько общин хасидов Любавического направления. Их центр — Хабад Любавич — находится в Москве. Действуют две иешивы, в том числе одна женская.

Как общины ортодоксальных иудеев, так и хасидские ведут широкую благотворительную деятельность.

В Москве функционирует также община последователей реформированного иудаизма — “Гинейни”.

В настоящее время на территории бывшего СССР действуют

329

более 110 религиозных объединений последователей иудаизма различных направлений.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ (РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВАЙШНАВОВ)

Международное общество сознания Кришны (МОСК)было основало в 1966 г. в США индийским проповедником Абхай Ширан Де (1896—1977), известным как Его Божественная Милость Бхактиведанга Свами Прабхупада. Генетически оно связано с индуизмом.

Кришна в индуистской традиции — одно из воплощений нисшедшего на землю ради восстановления закона и добродетели Бога Вишну. Последователи МОСКназывают себя также “вайшнавами”, т. е. преданными Богу Вишну (в английской транскрип­ции—Vishnu). Мировоззрение и этика вайшнавов восходят к “Бхагавадгите” — религиозно-философской части древнеиндийского эпоса “Махабхарата”.

Конечной целью приверженцев Кришны является постиже­ние истинного Бога через полное очищение своей души, своего сознания “от грязи” материального мира, через преданное служе­ние ему. В соответствии с этим строится и образ жизни вайшнавов: непрестанное восхваление Шри Кришны — через 1728-кратное повторение мантры в течение дня, полное подчинение гуру (настав­нику), строгое вегетарианство, отказ от алкоголя, табака, кофе и чая. Более высокой степенью посвящения является саньяса (мона­шество) и жизнь в ашраме (монастыре).

Основными ячейками религиозной жизни MOCK являются храмы. При них обычно создаются проповеднические (миссионер­ские) центры, гурукулы—школы, где получают систематическое религиозное образование инициированные (первая степень посвя­щения) вайшнавы, при крупных храмах — ашрамы. Имеются также сельхозобщины, занимающиеся производством экологически чис­той продукции, благотворительные организации, предприятия по производству предметов культа.

Все храмы в административно-хозяйственном отношении самостоятельны. Вместе с тем, осуществляя единую духовную программу, они образуют три уровня взаимодействия и координа­ции: региональный, зональный и национальный. На низшем уровне координация происходит через региональные советы, со­стоящие из представителей храмов региона, на национальном уровне—через Совет президентов наиболее крупных храмов данной страны. Мировойцентр МОСКнаходится в Западной Бенгалии, в

330

духовном городе вайшнавов Маяпурна одноименном острове реки Ганг.

Издательство “Бхактиведанта Бук Траст” (Лос-Анджелес, США; филиалы во многих городах мира, в том числе в Москве) издает литературу по индийской философии и религии, а также труды Свами Прабхупады более чем на 50 языках народов мира, в том числе на 10 языках народов, живущих на территории СНГ.

Начало распространению религии вайшнавов в нашей стране положил визит Свами Прабхупады в Москву в 1972 г. В настоящее время в России имеется более 90 храмов МОСК. Общее количество верующих — около 700 тыс. человек. Наиболее крупные центры — в Москве, С.-Петербурге, Ростове-на-Дону, Ярославле, Владими­ре, Екатеринбурге, Перми, Новосибирске, Владивостоке, Красно­даре. Подготовка кадров священнослужителей осуществляется в ашрамах, имеющихся при всех крупных храмах. Действуют также шесть гурукул.

В С.-Петербурге издается журнал MOCK “На пути к Богу”, В Москве действует радиостанция “Кришналока”.

MOCK осуществляет обширную благотворительную програм­му, в частности “Пища для жизни” (бесплатная раздача вегетариан­ской пищи нуждающимся).

ИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, СССР, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ). РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПРАВА ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ И СВОБОДЫ СОВЕСТИ

Царствование Государя Царя и Великого Князя

Алексея Михайловича

Уложение 1649 г. 29 января

Глава I. О богохульниках и о церковных мятежниках

1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и Руской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождшую Его пречистую Владычицу нашу Богоро­дицу и приснодеву Марию, или на Святых Его угодников: и про то

331

сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма; и того богохульника обличив казнити, сжечь.

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ

 УП.О вере

40. Первенствующая господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного

исповедания.

41. Император, престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной веры, кроме Православной.

42. Император, яко Христианский Государь, есть верховный Защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния.

 44. Все не принадлежащие к господствующей Церкви подданные Российского государства, природные (а) и в подданство принятые (б), так и иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие (в), пользуются каждый повсеместно свобод­ным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной.

45. Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностран­ных исповеданий, но и евреям. Магометанам и язычникам (а): да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благос­ловляя царствование Российских Монархов и моля Творца вселен­ной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи (б).

Свод Законов Российской империи. Издание 1857 г. Т. I, ч. I. СПб., 1957.

УСТАВЫ ДУХОВНЫХ ДЕЛ ИНОСТРАННЫХ ИСПОВЕДАНИЙ

(Свод законов Российской империи. Т. Х1,ч, I. СПб., 1896)

4. В пределах государства одна господствующая Православная Церковь имеет право убеждать последователей иных Христианских исповеданий и иноверцев к принятию ее учения о вере. Духовные же и светские лица прочих Христианских исповеданийи иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждению совести не при­надлежащих к их религии; в противном случае они подвергаются взысканиям, в уголовных законах определенным.

332

5. Если исповедующие иную веру пожелают присоединиться к вере Православной, никто ни под каким видом не должен препят­ствовать им в исполнении сего желания.

6. Лица, принадлежащие к одному из иностранных Христиан­ских исповеданий, могут по своему желанию переходить в другое такое же, терпимое исповедание, не иначе, как с разрешения Министра Внутренних Дел по формальным просьбам, принесен­ным ему от них без всякого участия духовенства того исповедания, в которое перейти они желают.

8. Прием в которое либо из терпимых иностранных христиан­ских исповеданий Магометан и язычников, изъявивших к тому желание, а также наставление их духовными лицами сих исповеда­ний в правилах своей Церкви, допускается не иначе, как по особым каждый раз для сего испрашиваемым через Министра Внутренних Дел Высочайшим разрешениям...

17. Все Христиане Римско-Католического исповедания, духов­ные и светские из подданных государства, по делам своего испо­ведания сносятся с Римскою Куриею не иначе, как через Минис­тра Внутренних Дел. Никакие буллы, послания и наставления и вообще никакие исходящие от Папского Управления акты не могут быть приводимы в действие в Империи и Великом Княжестве Финляндском без Высочайшего Его Императорского Величества разрешения, испрашиваемого Министром Внутренних Дел, по предварительном удостоверении, что сии акты не заклю­чают в себе ничего противного государственным постановлениям и священным правам и преимуществам Верховной Самодержав­ной Власти.

81. К обязанности приходского священника принадлежит, меж­ду прочим, чтение в церкви, после окончания божественной службы. Высочайших манифестов и указов, издаваемых со слова­ми:  “объявляется всенародно”, а равно и тех постановлений и предписаний светского начальства, которые признано будет нуж­ным сделать наиболее известными в народе, и о чтении коих в церквах духовное начальство, по отношению губернского началь­ства, сделает распоряжение по всем приходским церквам.

98. Все Римско-Католического исповедания епархиальные уп­равления и духовенство кафедральное, приходское, монастырское и служащее в разных частях гражданского, военного и морского управления, получают содержание из государственного казначей­ства, и из процентов особого, введении Министра Внутренних Дел состоящего, капитала, по штатам и другим положениям, сообраз­ное с потребностями мест и лиц и приличное сану и степени

333

каждого (а). Монастырям, сверх того, даются особые суммы на наем служителей (б).

256. Члены Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи

должны тщательно воздерживаться от всякого нарушения надлежа­щего уважения к другим свободно исповедуемым в Империи верам, на основании общих государственных узаконений, особенно же от строго воспрещаемого сими законами прозелитизма.

562. Президент и Вице-Президент Генеральной Консисторий

назначаются Его Императорским Величеством.

О управлении духовных дел Ламаитов и язычников

ст. 1674. Высшее духовное лицо Калмыков есть Лама.

       ст. 167 5. Лама избирается из начальствующих в больших хурулах Бакшей и определяется в сие звание Высочайшим Указом, по представлению Министра Внутренних Дел.

О язычниках из инородцев Сибирских и Архангельских

ст. 1697. Инородцы Сибирские и инородцы под именем Само­едов, обитающие в Мезенском и Печерском уездах Архангельской губерии, если не исповедуют Христианской веры, имеют свободу отправлять богослужение по их обрядам и обычаям.

ст. 1700. Православное духовенство в обращении Сибирских инородцев и Архангельских Самоедов к Христианству имеет пос­тупать по правилам кротким, ограничиваясь одними убеждениями,

без малейших принуждений.

О управлении духовных дел колонистов Шотландских в Карасе, колонистов базельских в городе Шуше, Меннонитов и Баптистов

1105. Духовные учители Меннонитов, отправляя долг звания своего по правилам их исповедания, в светские и другие священни­ческому сану неприличные дела отнюдь не вмешиваются.

1106. Баптисты беспрепятственно исповедуют свое вероучение и исполняют обряды веры по существующим у них обычаям. Общественное богослужение они отправляют в устроенных или отведенных ими для сего, с разрешения губернатора, домах.

1107. Избираемые Баптистами духовные наставники (старши­ны, учителя, проповедники) могут совершать обряды и произно­сить проповеди не иначе, как  по утверждении их в сем звании

334

Губернатором. Духовные наставники из иностранцев обязаны при­нести присягу на верность службы во время пребывания их в России.

1108. Метрические записи браков, рождений и смерти Баптис­тов ведутся местными гражданскими властями.

УСТАВ О ЦЕНЗУРЕ И ПЕЧАТИ

Гл. III. О цензуре книг иностранных

Ст. 184. Из книг духовного содержания подвергаются запрещению все те, кои заключают в себе умствования и мнения противные главным началам Христианской веры, или опровергающие учение Православной церкви, или же ведущие к безбожию, материализму, неуважению Священного писания и т.п.

Свод законов Российской империи. Т. Х1У. СПб.. 1890.

ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОЕ МНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

(Собр. Узак. 1883 г. Мая 24, ст. 469)

О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб

I. В изменение и дополнение действующих относительно последователей раскола узаконений, постановить следующие пра­вила:

1) Паспорты на отлучки внутри Империи выдаются раскольни­кам всех сект, за исключением скопцов, на общем основании. Действующие правила о паспортах скопцов остаются без измене­ния.

2) Всем вообще раскольникам дозволяется производить торгов­лю и промыслы, с соблюдением общедействующих по сему пред­мету постановлений.

3) Раскольники допускаются к вступлению в иконописные цехи, с разрешения Министра Внутренних Дел.

4) Раскольникам дозволяется занимать общественные должности с утверждения, в указанных законами случаях, подлежащих прави­тельственных властей. В том случае, когда волости, состоящей из православных и раскольников, в должности волостного старшины

335

утвержден будет раскольник, помощник его должен быть из пра­вославных...

5) Раскольникам дозволяется творить общественную молитву,

исполнять духовные требы и совершать богослужение по их обря­дам как в частных домах, так равно в особо предназначенных для сего зданиях, с тем лишь непременным условием, чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочиния и общественного порядка.

7) Распечатание молитвенных зданий раскольников допускает­ся с особого разрешения Министра Внутренних Дел и с тем условием, чтобы распечатание производилось без всякого торжес­тва, причем каждом случае этого рода Министр входит предвари­тельно в сношение с Обер-Прокурором Святейшего Синода. Рас­печатание раскольничьих монастырей и скитов не допускается.

10) Уставщики, наставники и другие лица, исполняющие духов­ные требы у раскольников, не подвергаются за сие преследованию, за исключением тех случаев, когда они окажутся виновными в распространении своих заблуждений между православными или в иных преступных деяниях. За означенными лицами не признается духовного сана или звания, причем они считаются, в отношении к правам состояния, принадлежащими к тем сословиям, в которых

состоят.

11) Последователям раскола воспрещается публичное оказательство оного, которым признаются: а) крестные ходы и публич­ные процессии в церковных облачениях; б) публичное ношение икон, за исключением случая, предус мотренного в пункте а) статьи 9 настоящего узаконения (предношение иконы сопровождаемому на кладбище покойнику — сост.); в) употребление вне домов, часовен и молитвенных зданий церковного облачения или мона­шеского и священнослужительского одеяний; и г) раскольничье пение на улицах и площадях.

Полн. собр. Законов Росс. имп. Собрание 3. Т. III. СПб., 1886.

О ПРЕДНАЧЕРТАНИЯХ К УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Февраля 26 Манифест (Собр. Узак. 1903 г. февраля 26, отд. I, ст. 246)

... Мы с непреклонною решимостью незамедлительно удовлетворить назревшим нуждам государственным, признали за благо:

336

“Укрепить неуклонное соблюдение властями, с делами веры соприкасающимися, заветов веротерпимости, начертанных в ос­новных законах Империи Российской, которые, благоговейно почитая православную церковь первенствующей и господствую­щей, пред оставляют всем подданным нашим инославных и иновер­ных исповеданий свободное отправление их веры и богослужения по обрядам оной.

... повелеваем Нашим Министрам и Главноуправляющим от­дельными частями, к ведомству коих сие относится, представить Нам соображения о порядке исполнения предначертаний Наших.

Полн. собр. Законов Росс. имп. Собрание 3-е. Т. XXIII, отделение I. СПб., 1905.

ФОРМА ПРИСЯГИ

Постановление 7 марта 1917 г.

“Клянусь честью офицера (солдата) и гражданина и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно предан­ным Российскому Государству, как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Русского Государства. Обязуюсь повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею народа при посредстве Учредительного Собрания.

Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу Госу­дарства и не щадя жизни ради блага Отечества.

В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и ниже подписываюсь”.

Примечание 1. Настоящая форма присяги спроектирована для лиц православного и римско-католического вероисповеданий.

Примечание 2. Для лиц лютеранского вероисповедания из заключи­тельной фразы присяги должны быть выпущены слова: “Осеняю себя крестным знамением”.

Примечание 3. Для лиц магометанского вероисповедения присяга заканчивается так: “Заключаю сию мою клятву целованием преславного корана и ниже подписуюсь”.

Примечание 4. Для лиц иудейского вероисповедания из заключительной фразы присяги исключаются слова: “Осеняю себя крестным знамением”.

Примечание 5. Для язычников и для лиц, не приемлющих присяги по их вероучению, начальную фразу присяги читать: “Честью офицера

337

22-iOO

(солдата) и гражданина обещаюсь перед своею совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству”. Из заключительной фразы присяги исключаются слова: “Осеняю себя крестным знамением”.

(Сборник указов и постановлений Временного '"Правительства. Вып. № 1. Пг„ 1917. С, 269—270).

ОБ ОТМЕНЕ ВЕРОИСПОВЕДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Постановление 20 марта 1917 г.

Исходя из незыблемого убеждения, что в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может мириться с ограничениями прав отдельных граждан в зависимости от их веры и происхождения,

Временное правительство постановило:

Все установленные действующими узаконениями ограничения в правах Российских граждан, обусловленные принадлежностью, отменяются.

В соответствии с этим:

I. Отменяются все узаконения, действующие как на всем пространстве России, так и в отдельных ее местностях, и устанав­ливающие, в зависимости от принадлежности Российских граждан к тому или иному вероисповеданию, вероучению или националь­ности, какие либо ограничения в отношении;

1) водворения, жительства и передвижения;

2) приобретения права собственности...

3) всякого рода занятия ремеслами, торговлею и промышлен­ностью...

6) поступления на государственную службу как гражданскую, так и военную, ... участия в выборах в учреждения местного самоуправления и иные всякого рода общественные учреждения, занятия всякого рода должностей по правительственным и общес­твенным установлениям...

7) поступления в учебные заведения всякого рода как частные и общественные, так и правительственные, прохождения в них курса и пользования стипендиями, а равно занятия преподаванием и воспитанием;

8) исполнения обязанностей опекунов, попечителей и присяж­ных заседателей;

338

9) употребления иных, кроме русского языков и наречий в делопроизводстве частных обществ, при преподавании в част­ных учебных заведениях всякого рода и при ведении торговых книг.

(Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. № 1, 27 февр. — 5 мая 1917 г. Пг. Гос. типография, 1917).

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, СВОБОДЕ;

СОВЕСТИ, РЕЛИГИИ И УБЕЖДЕНИЙ

(Даны в извлечениях)

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1949 г.

Ст. 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Ст. 26. (2) Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно со­действовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми или религиозными группами, и должно содей­ствовать деятельности Организации Объединенных Наций по под­держанию мира.

(3) Родители имеют право приоритета в выборе вида образова­ния для своих малолетних детей.

ДЕКЛАРАЦИЯ О ЛИКВИДАЦИИ ВСЕХ ФОРМ НЕТЕРПИМОСТИ И ДИСКРИМИНАЦИИ НА ОСНОВЕ РЕЛИГИИ ИЛИ УБЕЖДЕНИЙ

(Принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г.)

Ст. 1 (2). Свобода исповедовать религию или выражать убежде-

339


ния подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Ст. 2 (2). В целях настоящей Декларации выражение “нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений” означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, осно­ванное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществле­ния на основе равенства прав человека и основных свобод.

Ст. 4 (1). Все государства должны принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений в признании, осуществлении и реализации прав человека и основных свобод во всех областях гражданской, экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Ст. 5 (2). Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желаниями его родителей или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниями его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка.

(3). Ребенок ограждается от любой формы дискриминации на основе религии или убеждений. Он должен воспитываться в духе понимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобще­го братства, уважения к свободе религии или убеждений других людей, а также с полным осознанием того, что его энергия и способности должны быть посвящены служению на благо других людей.

(5). Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерба ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию.

Ст. б... Право на свободу мысли, совести, религии или убежде­ний включает, в частности, следующие свободы:

а) отправлять культ и собираться в связи с религией или убеждениями и создавать и содержать места для этих целей;

б) создавать и содержать соответствующие благотворительные или гуманитарные учреждения;

в) производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религи­озными обрядами или обычаями или убеждениями;

с) писать, выпускать и распространять соответствующие публи­кации в этих областях;

д) вести преподавание по вопросам религии или убеждений в местах, подходящих для этой цели;

340

е) испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольно финансовые и иные пожертвования;

ж) готовить, назначать, избирать или назначать по праву насле­дования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии или убеждений;

з) соблюдать дни отдыха или отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии и убеждениями;

и) устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии и убеждений на национальном и международном уровнях.

Ст. 7. Права и свободы, провозглашенные в настоящей декла­рации, предоставляются в национальном законодательстве таким образом, чтобы каждый человек мог пользоваться такими правами и свободами на практике.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ ВЕНСКОЙ ВСТРЕЧИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОВЕЩАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ

15 января 1989 г.

Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе. Принципы

Государства-участники подтверждают, что будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

С целью обеспечить свободу личности исповедовать религию или веру государства — участники будут среди прочего:

— принимать эффективные меры по предотвращению и ликви­дации дискриминации лиц или объединений на почве религии или убеждений в отношении признания, осуществления и пользования правами человека и основными свободами во всех областях граж­данской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и по обеспечению действительного равенства между верую­щими и неверующими;

— способствовать климату взаимной терпимости и уважения между верующими различных объединений, а также между верую­щими и неверующими.

341

ПАРИЖСКАЯ ХАРТИЯ ДЛЯ НОВОЙ ЕВРОПЫ

Подписана руководителями 32 государств Европы, США и Канады 21 ноября 1990 г.

Новая эра демократии, мира и единства. Права человека, демократия if верховенство закона

Мы подтверждаем, что без какой-либо дискриминации каждый человек имеет право на:

 свободу мысли, совести, религии и убеждений...

Мы подтверждаем, что этническая, культурная, языковая и религиозная самобытность национальных меньшинств будет защи­щена и что лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, имеют право свободно выражать, сохранять и развивать эту само­бытность без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом.

Мы выражаем свою решимость бороться против всех форм расовой и этнической ненависти, антисемитизма, ксенофобии и дискриминации в отношении кого бы то ни было, а также пресле­дования по религиозным и идеологическим мотивам.

“Известия”, 22.11.1990 г., № 326 (26409).

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (Извлечения)

Ст. 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Ст. 14.

(1)   Российская Федерация — светское государство.

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государ­ственной или обязательной.

(2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

342

Ст. 17.

(1) В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнан­ным принципам и нормам международного права и в соответ­ствии с настоящей Конституцией.

Ст.28.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероиспове­дания, включая право исповедовать индивидуально или совмес­тно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Ст. 29.

(2) Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную нена­висть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расово­го, национального, религиозного или языкового превосходства.

Ст. 59.

(2) Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом.

(3) Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеж­дениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

УКАЗАТЕЛЬ

Августин Аврелий (354-430) 8, 113 Авеста (букв. “основной текст” — свя­щенный текст зороастризма) 86, 88 Австралия/австралийский 16, 22, 46 и

далее, 139 Азия 146 Александр Македонский (35—323 до

н.э.) 105 Америка/американский 9, 36, 58, 70,

135,139,173,179,220,222,262,272,

287, 290

Англиканство 119, 146 Англия/английский 220, 256-257, 287 Анимизм/анимистический 16, 17, 18,

37 и далее, 72 и далее, 208 Аномия 263

Апокалипсис (апокалиптический) 142 Арабы/арабский 8, 123 Аристотель (384—322 до н.э.) 234 Аскеза/аскетический 26, 98, 193—195,

275 Астрология 34, 83-84, 153, 169, 187

Атеизм/атеистический 11, 21, 63,

111, 123-124, 231, 232, 270-271,

288-289 Африка 146

Бадд Сьюзен (совр. англ. социолог)

220 Бакунин Михаил Александрович

(1814-1876)125,128 Баптизм 119

Баур Фердинанд X. (1792-1860) 14, 32 Баховен Иоганн Я. (1815-1887) 13, 32,

51

Бейль Пьер (1647-1706) 257 Беккер Г. (1899-1960) 187 Белл Д. 273 Белла Роберт Н. (род. 1927) 167, 173,

182, 188, 265, 267, 268,273,306 Бергер Питер Л. (род.1929) 173, 228,

261, 263-264 Бердяев Николай Александрович

(1874-1948) 288 Бессмертие 84, 85, 114, 123, 207 Библия (греч. “книги” — священные

тексты иудаизма и христианства,

8 в. до н.э.-2 в.) 14,81,85,102,113,

118, 126, 141,144,220,278 Ближний Восток 148, 149 Бог

— древний бог войны, бог — гарант


правого порядка 159, 200 • как безличное, имманентное миру на­чало 191, 278

; — как источник религиозного пережива-

"   ния 214, 240, 243

,, — как моральная, политическая, естест­веннонаучная, философская “рабочая

гипотеза” 68, 244, 283

— как основа порядка и смысла 200, 242

— как персонализированная совесть 118, Щ 230

“"- концепция надмирного бога-творца -„ 119,193

— появление в славянской религиозной терминологии слова “бог” 136

— трансцендентный 231

— умирающие и воскресающие боги 77,

99, 101, 148 Богословие (см. также “теология”) б, 120,

238

Богослужение 104, 122, 147 Божество/божественный 74, 77, 79—80,

148, 150, 152, 154, 156, 159, 161, 162 Бонхеффер Дитрих (1906—1945) 282,

285-286, 307 Брахма/брахманский 91 Брахманизм 36, 106 Будда 106-107,132, 134, 145 Буддизм 12, 29, 36, 63, 64, 92, 106-107,

109, 140, 146, 180

Булгаков Сергей Николаевич (1871—1944) д   288 Бхагавадгита 92, 93 Бэкон Френсис (1561-1626) 257

Вавилон 14, 83-84, 149, 276. 280

Ватикан 117

Вебер М. (1858-1920) 25-26, 33, 168, 171-172, 178, 180, 182, 186, 188, 191, 237, 263, 267, 275,285

Веды/ведический (санскр. “знание”, па­мятник древнеинд. литературы кон. 2-го — нач. 1-го тыс. до н. э.) 86, 91, 106,156

Венеция 256

Вера 5, 16 и далее 112, 138, 154, 208, 240, 257

Верование 5, 21, 23, 117, 155, 159, 169,

211-212

Вероисповедание 187

Ветхий завет 14, 15. 102-103, 113, 120,

141, 155, 178,276

Византия 116, 137

Вико Джамбатгиста (1668—1744) 66 Владимир Мономах (1053—1125) 135 Владимир Святославович — князь ки­евский с 980 г. (умер в 1015 г.) 116 Власть духовная и светская 22 Вольтер Франсуа Мари (Аруэ)

(1694-1778) 260 Вундт Вильгельм (1832—1920) 29, 204

Галилео Галилей (1564-1642) 257 Ганди Махатма (1869-1948) 112 Гегель Георг В.Ф. (1770-1831) 217 Гейне Генрих (1797-1856) 125 Гельвеций Клод А. (1715-1771) 124 Генотеизм 103

Гераклит (ок. 544—483 до н.э.) Германия/германский 14, 36, 59, 178,

287

Геродот (V в. до н.э.) 79, 100, 136 Гесиод (VIII—VII вв. до н.э.) 124 Гобсс Томас (1588-1679) 257 Гольбах Поль Генрих (1723—1789) 124 Гомер 35, 99-100, 124, 156 Гордон А.Д. 275 Государство и религия/церковь 20—21,

82, 100, 202, 257-258 Грех 87 Греция/греческий 9, 29, 63, 66, 100,

105-106, 123, 132, 138, 155-156,

160, 181, 280, Гримм Якоб (1785—1863) и Вильгельм

(1786-1859) 13 Грин Грэм (1904-1991) 288 Гуманизм 24, 97, 118,288 Гуру 94, 165

Даосизм 63, 96, 98

Дарвин Чарльз (1809—1882) 15, 126

Дворец 81—82, 85

Декарт Рене (1596-1650) 257

Демифологизация 264, 266, 286

Демон 72, 99, 161, 276

Деноминация 119

Десакрализация 285

Джайнизм 92, 106

Джеме Уильям (1842-1910) 29, 31,

33, 215, 220, 224,228,237 Дзен 308

Дидро Дени (1713-1784) 124 Добро 86, 130 Дуализм 274

Дух/духи 16идалес,42,71-72,139,208 Духовенство 51, 124, 178, 181


Духовный 181, 185

Душа 17,29,78,90,108,150,204,242,252 Дхарма 89, 95, 107 Дьявол/дьявольский 141 Дюркгейм Эмиль (1858-1917) 22-25,28, 32, 165-166, 172-173, 188, 274

Евангелие 115 Европа/европейский 18, 21, 43, 84, 132,

164, 258, 269, 272, 289-290 Египет/египетский 12, 29, 42—43, 50, 55,

69, 76 и далее, 84, 102, 132, 143, 145,

151,280

Екатерина II (1729-1796) 256 Ересь/еретический 116, 146, 177

Жертва 18, 80 Жертвоприношение 5, 41, 50, 67, 73, 83,

91,147, 161,237,276 Жрец 43, 50, 74, 78,96,147,149,157,161 Жречество 79, 151, 154, 181

Закон 77, 82, 85, 88-89, 91, 95, 100,

103-104, 174

Заповедь 110, 195, 198, 203-204 Заратустра 132

Зиммель Георг (1858-1918) 237 Зло 77, 79, 86, 130, 139 Знахарь 74 Зороастризм 36, 63, 86, 88, 140, 145

Идеология/идеологический 10—11,20,25,

27, 97, 129, 181, 210, 270, 274 Идолопоклонство/идолатрия26,117,151,

168,190,250

Иерархия/иерархический 108, 160, 188 Иерусалим 102-103, 106, 115, 220 Израиль 14, 102, 105, 140 Икона 30 Иллюзия 32, 60, 125-126, 208, 244,

246-247 Имманентный 164 Инд 63, 76, 81, 85 Индивид/индивидуальный 70, 74, 76, 89,

105,171,188 Индия/индийский 12, 25-26, 42-43, 50,

55,85,87,90,94,132,134,176,180,192,

200 Индуизм 12, 63, 86, 90, 92, 112, 140, 145,

151, 160, 180, 188, 280 Инициация 208 Интеграция 174—175, 209 Иоан Павел II — папа римский с 1978 г.

117

345

Иран 87, 132, 140, 290

Ирландия 177

Искусство 65, 129

Ислам 12, 63, 112, 119-120, 180, 188,

204

Исповедь 234 История религии 12—13,15,47,64,69,

143,149,196 Италия 257

Иудаизм 27, 36, 63, 102, 105, 145, 180 Иудея 102

Йога 90, 94, 108

Кальвин Жан (1509-1564) 26, 118 Кальвинизм 26 и далее, 119, 178, 204 Камю Альбер (1913-1960) 127, 297,

298 Кант Иммануил (1724-1804) 216, 275,

282

Карма 90, 94, 107 Каста/кастовая система 91, 106, 109,

140,145,176 Католицизм 112, 117 Киевская Русь 116, 136 Кинг Мартин Лютер (1929-1968) 179 Китай 25-26,86,95-96,106,111,132,

192,199,280,288 Клан 22 и далее, 51, 74 Класс/классовый 177 Клир 178 Коддовство/кодцун 42, 94, 139, 185,

195,239

Коллективное сознание 24, 166 Коллективные представления 189 Коллективный ритуал 170, 188 Коммунизм/коммунистический 25;

198 Константин I Великий (ок. 285—337)

римск. император 116 Конт Опост (1798-1857) 15, 18,19, 66 Конфликтологическая теория 173,

176-177,179 Конфуцианство 63—64, 96, 140, 14S(M''

180 Конфуций/Кун-цзы (ок.551—479 дел!

н.э.) 86, 96, 132, 133 Коран 120, 122                  ^ Космогония/космос 78, 100, 131, 153 Критика религии 6, 21, 59 и далее, 63,

123

Критий (ок. 460—403 до н.э.) 124 Ксенофан (ок.580—485 до н.э.) 124 Кьеркергор С. (1813-1855) 275

346


Кюнг Ганс (род. 1928) 286

Ламаизм 106, 111 Лао-цзы (кит. “старый учитель”, VI в. до

н.э.) 86, 96, 132-133, 194 Лаплас Пьер (1749-1827) 293 Леви-Брюль Люсьен (1857—1939) 32, Легитимация 174, 181 Ленин В.И. (1970-1924) 128 Леув Герардус ван дер (1890—1950) 67 ЛоккДжон (1632-1704) 257 Лукреций Кар (90—55 до н.э.) 124 Лютер Мартин (1483-1546) 118 Лютеранство 119

Магия

— ее функции 28, 67, 70, 72, 76, 1.54

— и наука 27—28

— и религия 17, 27-28, 40 и далее, 170

— магические действия/колдовство

16-17, 43 и далее, 66, 74, 150 Малиновский Бронислав (1884—1942)

27-28, 33. 188, 204 Маретт Роберт (1866-1943) 17-18, 165 Маркс Карл (1818-1883) 19-22, 33, 54,

125-126, 176, 180, 260, 296 Махабхарата 93 Махаяна 106, 109 Медитация 235 Мексика 55, 132 Меланезия 17, 27

Мень Александр (1935—1990) 68 Месопотамия/месопотамский 14, 63, 76,

81, 102, 132, 144, 146-147, 149. 152 Мессия 87, 104, 112, 114 Метод

— социологический 14

— сравнительно-исторический 13, 48

— функциональный 20

Методизм 119, 187

Мечеть 122

Мирское призвание 118

Миряне 108-109, 146, 178

Миф 12,14, 30,66,68,71,75,78,147-148,

160 Мифология/мифологический 12—13, 16,

52, 71-72, 78, 83, 294 Мистика/мистический 64, 98, 145,

193-194 Мистерия 100 Митраизм 87, 91               •; ;

Модернизм теологический 178, 255,;": i;

276—277, 285 и далее          “Д Моисей 86, 103, 120            .../:"

Молитва 5, 41, 67, 120, 147, 149, 157,

161, 170, 234

Монастырь 106, 108, 200, 281 Монотеизм 7, 152, 233 Монах/монашеский 5, 50, 108—110,

146, 192,200

Морган Леви Г. (1818-1881) 51 Моруа Андре (1885-1967) 288 Мусульманство/мусульманский 112 Мухаммед 119-120, 146 Мюллер Фридрих Макс (1823—1900)

13, 32-33, 66 Мюнцер Томас (ок. 1490-1525) 178

Национализм 169 ;) Нибур Ричард (1894-1962) 187 Никольский Николай Михайлович

(1887-1959) 188 Нирвана 95, 107-109 Новый завет 15,113-114,120,141,276 Нуминозный 75 Ньютон Исаак (1643-1727) 257

Община религиозная 88,110,115,156,

160,185,196-197,198,235,274 Обряд 23, 41, 69, 92. 97, 109, 157, 237 0'Ди Томас — совр. амер. социолог 264 Олпорт Гордон — совр. амер. социаль­ный психолог 225 Орфизм 101 Откровение 5, 112, 152, 207 Отто Рудольф (1868-1937) 67

Палестина 102, 105, 132, 144 Пантеон 83, 90, 109, 137, 143, 141 Парсонс Толкотт (1902—1979) 174,

183-184, 228, 265, 268 Персия 105 Перу 132

Петр I Великий (1672-1725) 116, 256 Пий XII — папа римский в 1939—

1958 гг.

Пиндар (ок. 518-438 до н.э.) 100 Пифагорейцы 101 Платон (427-347 до н.э.) 101,124,134,

295

Политеизм 74, 78, 90, 145, 152 Понтий Пилат (римский наместник Иудеи в 26—36 гг.) 114 Польша/польский 179 Право/правовой 66, 105, 129, 156 Православие 112, 179 Преанимизм 17 Просвещение 18, 21, 31, 100, 256, 258


Пророк 50, 104, 114, 123, 131, 133, 178,

185, 195

Пророчество 88, 195, 276 Протестанизм 25 и далее, 60,62,112,118,

184

Профанный 23, 74, 76, 166 Психоанализ 29, 31, 233, 248, 250—251 Психология религии 29 и далее, 213 и

далее Пуританство/пуритане 200, 203, 275

Раввин 106

Раскол 118-119, 179

Рассел Бертран (1872-1970) 127

Рациональный 192

Религиеведение 6, 8, 10—12, 32—33, 63,

66, 69 Религиозный

— авторитет 218

— антагонизм 212

— братство 197

— вера 6-7, 215, 253

—•- войны 202

— воспитание 226—227, 232, 305

— группы 51,177,184, 190,210-211, 306

— движения 210, 236

— запрет 197

— идеи 51

— идеология 20 и далее, 179, 181

— конфликты 19—20, 25

— культ 5,8,16, 27,47,74,79,92,95,135, 143, 147-148, 161, 169, 187, 191, 207

— личность 223

—любовь 89, 93, 251

— мировоззрение, миропонимание, ми­роощущение 173, 193, 286

— мотивация 130, 235

— нравственность 130

— обращение 29

— обучение 218

— организация 251

— отношение к миру, действительности 129,215

—опыт 28 и далее. 214-215,220,237,239, 242

— отчуждение 21, 54 и далее, 125—126

— переживание 213—214, 219, 221

— плюрализм 173, 184, 268, 291

— поведение 208, 215, 221, 227

— практика 67, 94, 147, 150, 152 представления 14, 28, 51, 215, 244

—символ 13,22,30,68,152,169-170,173, 177,240

— сознание 7. 23, 28, 51 и далее, 67

347

— убеждения 240, 243

— утешение 234

—чувства, переживания 30 и далее, 152 Религиозность

— индивида 29, 215, 222, 235, 238

— общинная 151, 197

— современная 268 Религия

— античная 8, 63, 101, 124, 140

— архаическая 47,63,101,149,157,266

— будущее религии 289

— динамическая 74

— ее человеческая основа 238

— естественная 9

— “истинная” и “ложная” 8—9, 48

— историческая 63—64, 151, 266—267, 276

— и государство 20 и далее, 56 и далее, 102, 110, 116

— и культура 247, 274

— и магия 17

—- и моральное поведение, мораль 18, 124, 158

—и семья 110, 182,226 А и экономика 198

&— как “встреча” с богом, священным 6 ^ как институт, созданный человеком 27, 59

— как предмет научного исследования 6,9

— как предмет психологического ана­лиза 18, 28 и далее

— как предмет социологического ана^ лиза 18 и далее, 163

— как психологический феномен 28, 213,218

—"- как социальный феномен 19 и далее,

165, 209 и далее ””- как фактор интеграции и сегрегации

142

Ь- как феномен культуры 7, 33, 64—65 '*• народная 13

— определение религии 7, 23, 25, 163,

>9''l67                               ^

примитивная, первобытная 17, 22, 47 и далее, 91, 156, 165, 250

— пророческая 86, 88        ; >

— происхождение р. 15, 18, 53 ”

— ранее-современная 267     <i;i;

— современная 268          ",”•••

универсальная 201 ^функции религии 20,23,77,167—168, 170, 172-173, 207

— элементы религии 240

М8


РенанЖозеф Эрнест (1823-1892) 14-15, 32

Реформатор религиозный 26, 185

Реформация 27, 178, 183, 267

Ригведа 85

Рим 101, 116-117, 145, 155, 160-161

Ритуал/ритуальное поведение, деятель­ность 14,16,23,41,71,73,147,150,156, 169

Робертсон Смит Уильям (1846—1894) 15, 32

Род/родовой, родств 69—70, 74, 77, 197

Россия/российский 135, 222, 256, 272, 288, 303

Сакральное 21, 24, 76, 81, 105, 166, 173 Сансара 107

Сартр Жан Поль (1905-1980) 126 Сверхъестественное 17—18, 20, 23, 41 и

далее, 129, 164, 274 Светское 65, 81, 123, 125, 129, 177, 181,

185,256,269-270,273,277 Свобода совести 255, 260, 300 Святость 41, 81, 186, 196 Священное 15, 20, 22, 70, 74, 76, 85, 108,

122, 150, 166, 170, 273-274, 277 Священник 43, 114. 124, 185 Секта 5. 25, 116, 185-186, 276 Сскуляризация/секулярный 24, 27, 128,

167, 184, 255,261,275 Семья 157 и далее, 226, 274, 278 Сенека Луций Анней (4 г. до н.э. — 65 г.

н.э.) 113 Сикхи 94

Синагога 106, 274 Синкретизм религиозный 73 Скиннер Беррес Фредерик (род. 1904)

227-228 Смерть 23, 71-72, 78-79, 83, 147, 156,

202,204

Советский Союз 128, 300 Сократ (469-399 до н.э.) 101 Соловьев Владимир Сергеевич

(1853-1900) 68 Сорокин Питирим Александрович

(1889-1968) 209, 277 Софокл (ок. 496—406 до н.э.) 100 Социальная интеграция и религия 77, 14S Социальная организация 65—66, 123 Социокультурная динамика и религия 277

и далее Социологические методы исследования'

религии 163                     :i'. Социологический анализ религии 163 '.

Социология религии 18 и далее Стабильность 173—174 Сунниты 146

Табу 31, 70, 74, 95, 152-153 Тайлор Эдуард Бернетг (1832—1917)

16, 32, 37, 67, 164, 165, 207 Талейран Шарль Морис (1754—1838)

256

Тантризм 94, 111 Теизм 73, 232 -^ Теогония 131 Теодицея 203   ' Теократия 80, 105, 117, 122 , Теология б, 52,54,60,66,126,131,150,

154,163,179, 220,242,244,275-276,

290

Типы религии 13 Токарев Сергей Александрович

(1899-1972) 138 Толерантность/терпимость 112, 232,

260, 304 Толстой Лев Николаевич (1828-1910)

275 Тотемизм 18,22 и далее, 31,46 и далее,

70-72 и далее, 143, 191 Традиция 81, 95, 111, 178, 209 Трансцендснция/трансценде^вмый

133, 164, 175, 190 Трельч Эрнст (1865-1923) 186-1:87 Турция 272, 288 Упанишады 132

Фейербах Людвиг (1804-1872) 21,125,

260,283

Феноменология религии 67—68 Фетишизм 61, 71, 74 и далее, 239 Философия религии 69 Франк Семен Людвигович (1877—1950)

288 Франкл Виктор (род.1905) 228, 229,

231, 233, 237 Франция/французский 14, 18, 36, 125,

191, 256, 260, 295 Фрейд Зигмунд (1886-1913) 21,29, 31,

33, 126-127, 228-229, 237, 244 Фромм Эрих (1900-1960) 127, 233,

237, 248 Фрезер Джеймс Джордж (1854—1941)

17, 27-28, 40, 67, 239 Функции религии 19, 24, 50 и далее,

126, 142, 145 Функционализм 175 Фундаментализм 269, 290


Хаммонд Р. — совр. амер. социолог 222 Хаос 84

Харизма 185, 195 Хинаяна 106—108

Хомейни Рохулла (1898-1989) 290 Храм 80,82, 85, 93,149,151,158,160,200 Христианство 8, 13—14, 20, 29, 36, 63, 68, 78, 102, 112, 136, 183,188,239

Царь небесный 114

Царство божье (небесное) 114, 184

Цвингли Ульрих (1484-1531) 118

Ценность 229

Церемониал 209

Церковь/церковный 5, 14, 25, 112, 116,

125, 146, 162, 185, 237-238, 258, 267,

274,281 Цицерон Марк Туллий (106—43 до н.э.)

288

Честерон Гилберт Кийт (1874-1936) 288 i Чистое — нечистое 75, 86 " 'Чудо 30

Шаман 72, 139, 141 Шамполион Жан Франсуа (1790—1832)

12

Шариат 120,288

Швейцер Альберт (1875-1965) 15 Шелер Макс (1874-1928) 252 Шииты 146

Шлейермахер Фридрих (1768—1834) 275 Штраус Давид Фридрих (1808—1874) 15

Эврипид (ок. 480-406 до н.э.) 100 Эйнштейн Альберт (1879-1955) 128, 253 Экстаз 90, 96, 100, 234 Экуменизм 119, 291 Элиаде Мирча (1907-1986) 67-68 Эпикур (342-270 до н.э.) 62, 124 Эсхил (ок. 525—456 до н.э.) 100 Этика/этический 18, 41, 86, 98, 121, 133,

180, 182, 184, 191-192, 196, 200,

202-203, 226, 278 Этнография 10, 47, 52, 65, 139 Этос 175, 226, 265

Юнг Карл Густав (1875-1961) 32, 33

Язык 69, 254, 258

Язычество/языческий 8, 9, 135, 138, 146 Япония 106, 111, 162, 272, 307 Ясперс Карл (1883-1969) 96 Яхве 103