тическим государством”. Также как со свободой совести несовмес­тима государственная религия, обеспечивающая привилегии своим последователям и ущемляющая интересы инаковерующих и атеистов, так же несовместим со свободой совести и “государствен­ный атеизм”, который не признает верующих полноценными гражданами общества. Демократическое государство — это светс­кое государство, которое не занимается пропагандой ни религии, ни атеизма и права граждан которого действительно не зависят от их отношения к религии, от их выбора между религиозной верой и атеистическими убеждениями. Нетерпимость по отношению к церкви и верующим рождает ответную реакцию, может способство­вать лишь разжиганию религиозного фанатизма, т. е. вражды и ненависти между людьми в связи с их отношением к той или иной религии. Степень реализации свободы совести является мерой достигнутой обществом свободы.

Демократизация нашего общества привела к существенным изменениям в отношениях между государством и церковью, в отношении общества к религии, в положении верующих. Правовые аспекты этих изменений определены законами, предоставляющи­ми каждому не только право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не испо­ведовать никакой, но и право выражать и распространять свои убеждения.

Религиозные деятели, религиозные сюжеты — теперь привыч­ны на телевидении и радио, в периодической печати. Религиозные организации издают много печатной продукции, доступны Библия, Коран и другая религиозная литература. Сошла на нет былая атеистическая пропаганда. Однако теперь можно, к сожалению, столкнуться с проявлением религиозной нетерпимости по отноше­нию к инакомыслию, т. е. по отношению к атеистам и людям других вероисповеданий. Свобода совести — это свобода от духовного насилия, с какой бы стороны угроза такого насилия ни исходила. Свобода исповедовать религию или придерживаться других убеж­дений может быть ограничена лишь условиями охраны обществен­ной безопасности и порядка, жизни, здоровья и морали, а также правами и свободами других.

Любое — прямое или косвенное — ограничение прав граждан, или установление каких бы то ни было привилегий и преимуществ    граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как и уклонение от исполнения установленных законом обязанностей по религиозным мотивам, не должны допускаться. Закон один для всех — и верующих, и неверующих. Принцип отделения церкви от государства означает, что все религии перед законом равны, что

302

государство не возлагает на церковь выполнение каких-либо госу­дарственных функций и само не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансиро­вать деятельность религиозных организаций, равно как и деятель­ность по пропаганде атеизма. Так же как и религия, атеизм становится, таким образом, “частным делом” гражданина по отно­шению к государству.

Свобода совести подразумевает, что религиозные организации не должны участвовать в деятельности политических партий и финансировать их, но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.

Ныне в России стало возможным проводить богослужения и религиозные обряды в больницах, в домах для инвалидов и преста­релых, в местах заключения. Участвовать в богослужении и рели­гиозных обрядах могут военнослужащие в их свободное время. Обряды могут совершаться и в домах и в квартирах граждан.

Школа отделена от церкви, и государственное образование носит светский характер. Доступ к образованию предоставляется всем одинаково — верующим и неверующим. Светский  характер школы означает, что в школе не допускается религиозная пропо­ведь, обучение Закону божьему, хотя не исключает изложения научных сведений об истории религии, ее функциях в жизни общества и человека и т. д. Что касается обучения религиозному вероучению и получения религиозного образования, то в этих целях религиозные организации имеют возможность создавать и создают учебные заведения, группы для взрослых и детей, используют иные формы религиозного обучения.

В общеобразовательных программах должно быть выражено отношение взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между последо­вателями разных религий. Это очень важно потому, что свобода совести предполагает терпимость по отношению к мнениям, взгля­дам, убеждениям  другого, предполагает отказ от стремления насаж­дать единомыслие, исключает религиозную, идеологическую не­терпимость, непримиримость по отношению к инакомыслию. Религиозные убеждения — внутреннее дело каждого человека, дело его собственного выбора, его совести, на которую государство и общество не должны оказывать никакого давления.

Согласно международным обязательствам, действующим пра­вовым актам, включая “Декларацию о ликвидации форм нетерпи­мости и дискриминации на основе религии или убеждений”, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1982г., дискриминация

303

людей на основе религии или убеждений рассматривается как оскорбление достоинства человеческой личности и отрицание принципов Устава ООН, осуждается как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.).

Уважение свободы совести, создание условий для ее соблюде­ния — непременный признак подлинно гуманного общественного строя, завоевание современной цивилизации.

Ни религия, ни атеизм не должны рассматриваться в качестве государственной идеологии. Школа в советском прошлом освоила принцип свободы совести и убеждений только как отказ от религии в качестве официальной государственной доктрины, государствен­ной идеологии. Но она нарушала этот принцип, беря на себя задачу воспитания убежденных атеистов, внедряя атеизм в качестве со­ставной части коммунистической идеологии, как “государствен­ный атеизм”. Принцип свободы совести означает, что в школе не место ни государственной религии, ни государственному атеизму. Атеизм, так же как и религия, согласно этому принципу есть частное дело гражданина.

Светскость государственной школы в стране, которая отличает­ся многоконфессиональностью и наличием весьма значительной части населения, не исповедующего никакой религии или разделя­ющего атеистические убеждения, предполагает в качестве необхо­димой предпосылки осуществления свободы совести мировоззрен­ческую терпимость, толерантность.

Правовую основу этого принципа составляет законодательное признание прав человека, включая свободу убеждений. Политичес­кой базой реализации этого принципа является демократическое   общество, признание многопартийности и мировоззренческого плюрализма, толерантности. Толерантность является не только правовой и политической категорией. Она является также важной составной частью гражданского сознания, этическим принципом, без которого в обществе невозможно взаимопонимание и общес­твенное согласие.

Человек может быть моральным, соответствовать самым высо­ким нравственным критериям и в том случае, если он основывает их на божественном авторитете, и в том случае, если он идет по пути самостоятельного выбора моральных норм. Нравственные ценности носят общечеловеческий характер, исторически они вырабатывались в разных формах общественного сознания, вклю­чая религиозную.  Граница между нравственностью и безнрав­ственностью не совпадает с границей между религиозным и

3Q4

нерелигиозным сознанием. Утверждения, согласно которым только верующий в бога человек может быть нравственным или, напротив, только атеист является полноценным в нравственном отношении человеком, одинаково несостоятельны и являются плодом идеологической предвзятости и нетерпимости. Воспита­ние нравственно состоятельной личности в школе должно основы­ваться на общечеловеческих нравственных ценностях, на принци­пе толерантности.

Духовное здоровье общества зависит не от того, что будет разрушена религия и восторжествует атеизм или наоборот, но от преодоления фанатизма, нетерпимости в любых формах проявле­ния — как религиозной, так и атеистической. Совесть должна быть свободной, выбор убеждений должен быть предоставлен каждому как его личное дело. Наука и религия не могут рассматриваться как полностью исключающие друг друга противоположности. Такое понимание соотношения науки и религии, выработанное филосо­фией Просвещения, оказалось слишком упрощенным. Религия — ­иная по сравнению с наукой форма духовной жизни, освоения действительности человеком. Само по себе научное знание автома­тически не определяет мировоззренческую ориентацию, включая и выбор между религиозной верой и атеистическими убеждениями. У людей с одинаковым образованием может быть различное мировоз­зрение. Среди ученых есть люди верующие и есть атеисты. Тезис, согласно которому “атеизм противопоставляет религии научное знание”, отражает не столько результат серьезного анализа, сколь­ко идеологическую установку. Во всяком случае “научный атеизм” в том виде, в каком он выступал в качестве составной части образования “нового человека”, — это один из идеологических мифов тоталитарного общества. Между наукой и религией могут быть, были и есть противоречия. Однако религиозные убеждения человека  —  не повод к его “отлучению” от науки.

Ввиду сказанного следует, что в светской школе не место как религиозной проповеди, обучению религии, так и насаждению атеизма. Это значит, что вопросы, касающиеся религии и атеизма, должны быть представлены в школе не в качестве идеологии, но в качестве составной части научного знания об обществе и человеке в силу их имманентной культурной ценности. Это относится в равной мере как к религии, так и к атеизму. И это значит также, что школа не только не устраняется от нравственного воспитания, мировоззренческого становления учащегося, но и в полной мере берет на себя эту задачу, основываясь на общих человеческих ценностях, государственных и гражданских установлениях.

305

ЛИТЕРАТУГА

Религия общества. Хрестоматия по социологии религии. Ч. 1—2. Под общ. ред.

ГараджаВ.И.М., 1994.— Часть 2. Раздел 6 "Религия и социальная динамика".

 Маннгейм К. Религия в современном мире. С. 108—120.

Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества. С. 130—134.

Булгаков С.Н.  Религия и экономическое обновление России. С. 152—157.

 Религия и религиозные организации в современной России. С. 186—203.

ТЕКСТЫ

Р. Белла1

Социология религии

Религиозная ситуация в большинстве развитых обществ. —Их основное отличие от развивающихся стран заключается в том, что, хотя перед ними тоже стоят внешнеполитические проблемы, они носят менее настоятельный характер. Общий уровень материально­го благосостояния в этих обществах высок, пусть даже там со­храняются все же нищета и несправедливость. Уровень образова­ния неуклонно возрастает, так что не в столь отдаленном будущем доля людей с высшим образованием в некоторых районах Соеди­ненных Штатов может достигнуть 50%. По самым разнообразным каналам поступает небывалый по своему объему поток сведений о мире — и это несмотря на серьезные помехи в передаче информа­ции. Если в развивающихся странах большая часть эмоциональной и умственной энергии направляется на разрешение насущных экономических и политических проблем, то в наиболее развитых обществах по мере разрешения подобных проблем вопрос о жизни имеет больше шансов стать центром внимания. В развивающихся странах наиболее подходящими оказываются категорические рели­гиозные или идеологические формулировки со сравнительно ясны­ми и простыми мировоззрениями и непосредственной императив­ной установкой к действию. Хотя подобные тенденции имеют место в самых развитых обществах, они непопулярны здесь у наиболее образованного и широко мыслящего слоя населения. Этой постоянно расширяющейся и все более влиятельной группе требуются утонченные, недогматические системы мысли с высо-

1 Б е л л а Р. Социология религии//Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

306

ким уровнем самопознания. Религиозные группы больше не могут принимать на веру традиционные обязательства. Все унаследован­ное от прошлого становится предметом тщательного изучения и проверки, а мотивы для такого принятия подвергаются вниматель­ному рассмотрению, особенно со стороны наиболее подготовлен­ных умов из числа членов самих религиозных групп.

Частичное решение, во всяком случае в Соединенных Штатах, состоит в том, чтобы заняться проблемами борьбы с нищетой и несправедливостью, которые все еще сохраняются в обществе и особенно бросаются в глаза на фоне успешного разрешения столь многих объективных проблем. Об этом наглядно свидетельствует тот энтузиазм, который проявляется по отношению к движению за гражданские права в наиболее рафинированных религиозных и интеллектуальных кругах. Аналогичную функцию может выпол­нять и забота о развитии всего остального мира. Но все дело в том, что, проявляя рвение в деле разрешения конкретных проблем, такие группы отнюдь не связывают себя с какой бы то ни было всеобъемлющей идеологией раннесовременного образца. Более того, к подобным идеологиям относятся с большим подозрением, и это дает один из поводов к тому, чтобы утверждать, что в наш век идеологии придет конец. Однако, само собой разумеется, большая часть мира находится сейчас в интенсивной идеологической фазе развития, и многие группы в большинстве развитых обществ весьма восприимчивы к идеологическому влиянию.

...Пока слишком рано пытаться распознать, какую форму при­мет религия в постдуалистическом мире. Все более укрепляется представление о множественности миров, частично данных, час­тично построенных в сложной сети взаимоотношений между чело­веческим “я” и реальностью. Главная разновидность имеет личнос­тный и индивидуалистский характер, но отнюдь не асоциальный или аполитичный. Фактически все возрастает признание того, что только чрезвычайно сложная институциональная структура, вклю­чающая в себя определенный тип семьи, школы и церкви, в состоянии сформировать и поддерживать личность, способную функционировать в мире, где буквально все, вплоть до самых заветных идеалов человека, радикальным образом становится пред­метом выбора. Возможности сбиться с пути огромны, но также огромны и возможности роста. Немецкий теолог Бонхеффер гово­рил о “достижении человеком совершеннолетия”. Но это вовсе не означает самообожествления человека, потому что верить во всемо­гущество желаний свойственно малому ребенку. Человек же, до­стигший совершеннолетия, отдает себе отчет в неизбежной своей ограниченности. Однако последнее его не пугает — скорее это

307

побуждает его стремиться к полному раскрытию своей человечес­кой сущности,

Но следует постоянно помнить о том, что даже в самых развитых обществах нижний слой  примитивного и архаичного очень силен: он господствует в жизни многих людей и присутствует в душе каждого из нас. Любое крупное современное общество представля­ет собой лабораторию для изучения всех мыслимых типов религи­озной ориентации. В Японии, например, мы обнаруживаем и стародавний ритуал крестьянской деревни, и наполовину традиционалистские, наполовину ультрасовременные возрожденческие новые религии низших классов городского населения, и эстетичес­кий культ “дзэн” интеллектуалов из высших классов, и мучитель­ные поиски личного смысла жизни, осуществляемые теми, кому ничего не говорит ни одна из существующих религий. Однако, если в этих обществах налицо огромное многообразие, в них присутству­ет также в качестве единого измерения религиозной жизни граж­данская религия, которая служит более или менее согласованной основой для религиозного единства общества даже там, где религи­озный плюрализм носит наиболее ярко выраженный характер. Можно, например, говорить о наличии в Соединенных Штатах деистического символизма, представляющего собой важную со­ставную часть нашего государственного церемониала, и ритуаль­ных святцев, в которых День благодарения и День памяти павших в Гражданской войне занимают более важное место, чем  Четвертое июля и поминание святых во главе с нашим погибшим смертью мученика президентом Авраамом Линкольном. Памятник Кеннеди на Арлингтонском кладбище представляет собой наиболее позд­нюю святыню в национальной вере... Американская гражданская религия представляет собой серьезную религиозную традицию... Да и любое другое из великих современных обществ дает в распоряже­ние исследователя аналогичные материалы. И здесь тоже социолога религии ожидает непочатый край работы.

308

ПРИЛОЖЕНИЯ

РЕЛИГИИ  В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ1

(число последователей, 1990-е годы)

Анимизм, шаманизм, трайбалистские африканские культы

Иудаизм

Буддизм

Джайнизм

Индуизм

Сикхизм

Конфуцианство, даосизм, китайские религии

Синтоизм

Католицизм

Православие

Протестантизм

Англиканство

Другие христианские исповедания

Ислам

Бахаизм

Новые религии

Атеисты Неверующие, агностики

Всего

Всего населения Земли на 1992 г.

112 млн.

18 млн.

310 млн.

4 млн.

656 млн.

17 млн.

194 млн.

115 млн.

906 млн.

160 млн.

332 млн.

70 млн.

156 млн.

860 млн.

5 млн.

111 млн.

225 млн.

836 млн.

5087 млн.

5240 млн.

•   'По расчетам проф. Роберто Чиприано в кн. “Религия без границ: настоящие К перспективные тенденции миграции, культуры и коммуникации”. Рим, 1994.

309

РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ1

По разнообразию исповедуемых религий Россия — страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех мировых религий: христианства (православия, католицизма, про­тестантских течений), ислама, буддизма, а также иудаизма, древних политеистических культов и современных новообразований.

ПРАВОСЛАВИЕ

Православие имеет наибольшее количество последователей среди существующих в настоящее время в России религий. Оно представляет собой восточную (“византийскую”) ветвь христианст­ва, развивающуюся с середины XI в. как его самостоятельное направление, имеющее ряд догматических, канонических и обря­довых особенностей.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

На территории Древнерусского государства приверженцы пра­вославия появились в IX в., а в конце Х в. при великом князе киевском Владимире (988 г.) Русь официально приняла эту рели­гию, чем и было положено начало Русской православной церкви (РПЦ). До середины XV в. Русская церковь была митрополией — одной из составных частей — Константинопольского патриархата.

В 1448 г. Русская церковь обрела автокефалию (самостоятель­ность), в 1589 г. стала возглавляться патриархом Московским и всея Руси. Петр I, реформы которого не были поддержаны высшей державной властью, упразднил патриаршество, вместо него был учрежден Святейший правительствующий синод. Вновь восстановле­но патриаршество лишь накануне Октябрьской революции 1917 г.

В начале XX в. церковь имела около 78 тыс. храмов (включая домовые церкви), около 120 тыс. священнослужителей, 1025 мо-

Подготовлено кандидатом философских наук ЮП. Зуевым.

310

настырей (478 мужских и 547 женских) с 95 тыс. монашествующих и послушников, 57 духовных семинарий и четыре духовные ака­демии.

В годы советской власти, в условиях жестких ограничений деятельности церковь пережила раскол (20-е годы), резкое сокра­щение количества действующих храмов и духовенства, были упраз­днены монастыри и духовные школы. Ситуация стала меняться в годы Великой Отечественной войны. Лишь со второй половины 1940-х гг. стали вновь открываться храмы, появилась возможность возобновить подготовку кадров в духовных семинариях, начал выходить “Журнал Московской патриархии”. Этот процесс был, однако, приостановлен в 60-, годы в связи с установкой КПСС на “развернутое строительство коммунизма”. Возрождение церкви началось в годы “перестройки”, особенно в преддверии празднова­ния Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г.

В настоящее время РПЦ имеет на территории России более 5 тыс. приходов, свыше 100 монастырей, более 20 духовных учебных заведений (в том числе две духовные академии, семь духовных семинарий, а также духовные училища).

Первичной ячейкой церкви является приход, т. е. община верующих, управляемая приходским собранием во главе с настоя­телем (священником). Совокупность приходов на территории рай­она, несколько районов области или города) образует благочиние. Совокупность приходов на территории области (края, республики) или двух областей составляет епархию, управляемую архиереем при содействии епархиального собрания. Все епархии РПЦ, находящи­еся как на территории России, так и в “ближнем” и в “дальнем” зарубежье, образуют Русскую православную церковь, или Москов­ский Патриархат. Высшими органами управления в ней являются Поместный собор, созываемый не реже одного раза в пять лет, Архиерейский собор, созываемый ежегодно, а также Священный синод во главе с Патриархом — постоянно действующий орган. Рабочим органом при Синоде является Московская патриархия с входящими в нее подразделениями, в том числе Отдел внешних церковных сношений, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Отдел по религиозному образованию и катехизации и др.

В последние годы церковь развернула широкую издательскую деятельность. Помимо “Журнала Московской патриархии” выхо­дят журнал “Православная беседа”, общецерковная газета “Мос­ковский церковный вестник”, во многих епархиях издаются свои периодические издания. На базе некоторых приходов начали возрождаться православ-

311

ные братства, которые занимаются восстановлением храмов, бла­готворительной и религиозно-просветительной деятельностью. Действует также Всецерковное православное молодежное движе­ние. В Москве открыты Православный богословский университет и Богословский институт, дающие богословское образование ми­рянам. В стране появляются православные лицеи и гимназии.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Старообрядчество возникло в результате раскола в Русской православной церкви в XVII в. Поводом к нему послужили церков­ные реформы патриарха Никона (1652—1666 гг.). Старообрядчество не смогло сохранить канонического и организационного единства, в течение XVII—XVIII вв. оно дробилось на самостоятельные течения и толки. В условиях гонений со стороны господствующей церкви и светских властей старообрядцы, особенно беспоповцы, вынуждены были организовывать свою жизнь и религиозную практику по типу сектантских общин (самоизоляция, персональ­ный учет членов, нравственный ригоризм и т. п.). Лишь в конце XIX—начале XX в. они получили более или менее благоприятную возможность для удовлетворения своих религиозных потребностей. Старообрядцы сыграли значительную роль в развитии экономики России на основе свободного предпринимательства.

В настоящее время существуют следующие старообрядческие объединения:

Русская православная старообрядческая церковь (митрополия).  Общины и епархии имеются в Москве и Московской области, в Калужской области, на Дону, в Волго-Вятском регионе, на Север­ном Урале, в Западной Сибири. Всего на территории России, Украины и Молдавии более 150 общин и три монастыря. Возглавляет церковь митрополит Московский и всея Руси. Официальный печатный орган — журнал “Церковь”. Русская Древлеправославная церковь (архиепископия). Общины церкви имеются в Забайкалье, Среднем Поволжье, Западной Сиби­ри, Брянской области. На территории России более 30 общин. Глава церкви — архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси.

На территории бывшего СССР в настоящее время насчитыва­ется примерно 230 старообрядческих объединений беспоповцев.

Среди них:

Поморский толк — в Западной Сибири, на Урале, в Среднем Поволжье, на Дону.

 312

Федосеевскийтолк — в Москве, в Псковской, Новгородской и  некоторых других областях России.

Имеются также менее распространенные толки: филипповский, бегунский, спасовский, часовенное согласие.

СТАРОЕ РУССКОЕ СЕКТАНТСТВО

В конце XVII — второй половине XVIII в. из православия выделились оппозиционные ему религиозные течения, называе­мые в целом “Духовные христиане” или “Старое русское сектантст­во”. Они возникли в крестьянской среде, затем к ним стали примыкать и горожане (мещане, купцы).

Общим для всех ветвей духовного христианства является про­тивопоставление церковной иерархии, авторитаризму церковной дисциплины общины единоверцев, не разделенной на клир и мир, действующей на началах равенства и взаимопомощи.

Приверженцы духовного христианства, подвергавшиеся пре­следованиям со стороны светских и церковных властей, бежали на периферию Российской империи — на Кавказ и в Закавказье, в Сибирь, а также в Турцию, США, Канаду. Гонения властей, внутренние противоречия, связанные с социальной дифференци­ацией в общинах, отток части верующих в протестантские объеди­нения серьезно ослабили это религиозное движение. После Ок­тябрьской революции 1917 г. В настоящее время происходит оживление духовного христианства, главным образом духоборцев и молокан.

ДУХОВНЫЕ БОРЦЫ ХРИСТА - ДУХОБОРЦЫ

Духоборчество возникло в конце XVII — середине XVIII вв. центральных российских губерниях. Его приверженцы называли себя “борцами за дух и истину”. Они отвергли иерархию и обряд­ность православной церкви. Бог в их понимании — пребывающая в мире “премудрость”, “благо”, “любовь”. В этих своих ипостасях он и присутствует в верующем человеке. Поэтому у духоборцев при­няты взаимные поклоны при встрече. Все созданное руками чело­века, по их убеждению, не может обладать абсолютным авторите­том. Принимая основные идеи Библии, они вместе с тем далеки от того, чтобы относиться к ней как к “священному писанию”, поскольку она — человеческое воплощение божественных истин. На молитвенных собраниях духоборцы поют псалмы собственного

313

сочинения, в основе которых лежат библейские идеи. Долгое время существовавшие в устной традиции, они были изданы в 1905 г. в “Животной книге” (т. е. “Книге жизни”).

Один из важнейших принципов духоборцев таков: поскольку все люди по рождению равны, они и жить должны как равные. Поэтому в своих общинах они предпринимали попытки ввести общность имущества. Духоборцы выступали даже с идеями упраз­днения институтов власти и насилия, за что их проповедники подвергались репрессиям. Значительная часть духоборцев (около 8 тыс. человек) в 1898—1899 гг. эмигрировала в Канаду, где их потомки живут  по сей день.

В настоящее время группы духоборцев есть на Украине и в Средней Азии, в России (Тульская и Ростовская области. Красно­дарский край и др.) их 15—20 тыс. человек. За последние годы сформирована организационная структура духоборцев. Создан Совет Объединения духовных борцов Христа — духоборцев России. Один раз в два года проводятся съезды Объединения. Основные направле­ния деятельности Совета — работа с единоверцами, переселяющими­ся в Россию из других регионов бывшего СССР, связь с теми, кто живет в дальнем зарубежье, информация о жизни общин в России. Издается газета “Вестник” (четыре номера в год, 1,5 тыс. экз.).

СОЮЗ ОБЩИН ДУХОВНЫХ ХРИСТИАН - МОЛОКАН

Движение возникло в конце 60-х годов XVIII в. в Тамбовской губернии. Оно отрицает иерархию, монашество, почитание икон и мощей, культ святых. Единственным источником веры и руковод­ством в жизни признается Библия, которая ассоциируется с “духов­ным млеком”, питающим человеческую душу. Отсюда и название этого движения. Молокане исповедуют принцип “спасения верой” и этику “добрых дел” (труд, взаимопомощь и т. п.) в повседневной жизни. Большое место в их учении уделяется обоснованию скорого пришествия Христа и установления на Земле его тысячелетнего царства. Общины молокан управляются выборными руководителя­ми — старцами и пресвитерами. Молитвенные собрания (чтение Библии и пение псалмов) проходят в жилых помещениях.

Молоканство причислялось царским правительством к “вред­нейшим сектам”, значительная часть его последователей в конце XVIII — первой половине XIX в. была переселена в крымские и ставропольские степи, частично — в Сибирь, в середине XIX в. — в Закавказье. В течение XIX в. молоканство раскололось на ряд течений.

314

К 1917 г. молокан насчитывалось около 1 млн. человек. В настоящее время группы молокан имеются в Тульской области, Ставропольском крае и других регионах России (до 40 тыс. чело­век), а также на Украине, в Молдове, Казахстане.

В июне 1991 г. в Москве состоялся учредительный съезд молокан, провозгласивший возрождение “Союза общин Духовных Христиан — Молокан”. Избран Совет из девяти человек. Начато издание журнала “Духовный христианин”.

НОВОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СЕКТАНТСТВО

ЦЕРКОВЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПРЕОБРАЖАЮЩЕЙСЯ

 (“БОГОРОДИЧНЫЙ ЦЕНТР”)

Религиозное образование сектантского характера, возникшее на почве православия в середине 80-х годов, в настоящее время имеет 20 общин, один монастырь, Богословский институт. Изда­тельство “Богородичный центр” выпускает журнал “Рыцарь веры”. Выходит также газета “Слово”.

Возглавляет церковь архиепископ Иоанн Береславский — фи­гура харизматическая, утверждает себя как пророка, имеющего откровения от Божией Матери. Эти “откровения” излагаются им в  книгах (более 20) под общим названием “Слово Матери Божией и  Свидетельство Духа Святого”. По мнению последователей Иоанна Береславского, эти книги являются провозвестием конца мира и призваны стать главным источником благодати и спасения для немногих праведников.

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Первыми католиками в России были иностранцы, находивши­еся на дипломатической или военной службе, и торговцы. В  результате присоединения прибалтийских земель, а также западных территорий Белоруссии, Украины и части Польши в XVIII в. католики появились в составе собственного населения страны.

В начале XX в. в Российской империи насчитывалось 10,5 млн. последователей католицизма, было более 4,5 тыс. костелов и часо­вен, 12 епархий, в Санкт-Петербурге действовала Римско-католи­ческая академия.

В настоящее время Римско-католическая церковь в России имеет около 100 общин, управление ими осуществляют апостоль­ские администратуры в Москве и Новосибирске, возглавляемые

315

епископами. Действуют две духовные семинарии, информацион­ное агентство “Истина и жизнь” (издает журнал того же названия), благотворительная организация “Каритас”.

С 1990 г. в Москве аккредитован дипломатический представи­тель Ватикана. В 1992 г. возобновило деятельность, прерванную в 1820г., Российское отделение Ордена Иезуитов. Орден в основном ведет религиозно-просветительскую работу.

ПРОТЕСТАНТСКИЕ ЦЕРКВИ

Последователи протестантских церквей западноевропейского происхождения появились в России в XVIII в. Это были лютеране, меннониты, позднее — баптисты, главным образом выходцы из Германии и Нидерландов. Во второй половине XIX в. начал распространяться адвентизм. В начале XX в. возникли общины Христиан веры евангельской — пятидесятников. Накануне Вели­кой Отечественной войны появились Свидетели Иеговы.

В настоящее время в России насчитывают десятки различных протестантских течений, приверженцами которых являются более 1 млн. человек (в протестантских объединениях существует персо­нальный учет членов).

СОЮЗ ЦЕРКВЕЙ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН - БАПТИСТОВ (ЕХБ)

Насчитывает 1000 общин, 80 тыс. членов. Общины сгруппи­рованы в 16 межрегиональных объединений, возглавляемых стар­шими пресвитерами. Высшая власть в Союзе Церквей ЕХБ России принадлежит Съезду, Исполнительным постоянно действующим органом является Совет Союза Церквей ЕХБ во главе с Председа­телем. При Совете функционируют отделы — миссионерский, религиозного образования, международных связей.

Союз Церквей ЕХБ имеет систему духовных школ. Среди них— Заочный библейский институт, действующий уже в течение 25 лет. Готовит пасторов, миссионеров, руководителей воскресных школ. Срок обучения — 3 года. С 1993 г. в Москве начала функционировать духовная семинария. Обучение очное, в течение 4 лет. В ряде городов (С.-Петербурге, Омске, Иркутске и др.) работают очные годичные библейские школы, готовящие пасторов и проповедников. Практи­чески при каждой общине имеется воскресная школа для детей.

Союз Церквей ЕХБ России имеет издательство “Христианин и время”, выпускающее одноименные газету (один раз в месяц) и

316

журнал (один раз в квартал), а также бюллетень “пилигрим” (ежемесячно). Кроме того. Федерация Союзов Церквей ЕХБ, представляющая церкви стран СНГ, издает журнал “Братский вест­ник” (выходит с 1944 г.) и газету “Христианское слово” (с 1991 г.).

Имеется также независимое издательство “Протестантов Мос­кве), выпускающее различную литературу по религиозной темати­ке, в том числе переводную, а также газету “Протестант” (ежемесяч­но). В С.-Петербурге и Иркутске работают радиостудии.

За последние годы общественно активная часть членов церкви обратилась к различным видам социальной деятельности. Ведется широкая благотворительная работа, создана Ассоциация христиан-медиков и Ассоциация христианских предпринимателей. В Рязан­ской области организовано большое фермерское хозяйство “Пре­ображение”.

СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ (СЦ ЕХБ)

Это объединение возникло в 1961 г. в результате разрыва части членов церкви ЕХБ с существовавшим тогда руководством—Всесо­юзным Советом ЕХБ. До 1988г. СЦ ЕХБ находился на нелегальном положении. Около тысячи членов этой церкви подверглись в те годы репрессиям, главным образом за издание религиозной лите­ратуры и за организованное обучение детей религии. Для большин­ства руководителей и рядовых верующих СЦ ЕХБ государственная регистрация религиозных объединений представляется противоречащей принципу религиозной свободы. Поэтому они и сегодня функционируют без прав юридического лица.

СЦ ЕХБ насчитывает более 200 общин, свыше 10 тыс. членов. Объединение имеет издательство “Христианин”, выпускающее журналы “Вестник истины” и “Братский листок”, издает другую религиозную литературу.

СОЮЗ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ— ПЯТИДЕСЯТНИКОВ В РОССИИ

Пятидесятничество — одно из позднепротестантских христиан­ских течений, возникшее в начале XX в. в США. Его своеобразие состоит в учении о дарах Святого Духа: крещение Духом Святым есть особое экстатическое переживание верующего, внешним вы­ражением которого является глоссолалия, понимаемая как разго­вор истинного христианина с Богом. Согласно Новому Завету на

317

учеников Христа в 50-й день после его воскресения из мертвых с неба сошел Святой Дух, в результате чего они обрели способность проповедовать евангельское учение на различных языках. Обрете­ние “даров Святого Духа” рассматривалось пионерами этого рели­гиозного движения как признак возрождения древней церкви и близости второго пришествия Христа. Отсюда название “пятиде­сятники”.

Вначале пятидесятники представляли собой духовную элиту разных христианских церквей. Постепенно, выходя из них, они образовывали самостоятельные общины, которые, однако, не до­стигали организационного единства.

В настоящее время пятидесятничество динамично развивается. Количество его последователей в мире (по самооценке) достигает 300 млн. человек.

В дореволюционной России существовали лишь небольшие разрозненные группы пятидесятников. Значительное распростране­ние — главным образом на Украине — они получили в начале 20-х гг. В 1939—1940 гг. в результате присоединения Западной Украины, Западной Белоруссии и Литвы в состав СССР  влилась новая волна пятидесятников — Христиан Веры Евангельской (ХВЕ). В 1945 г. часть общин пятидесятников под давлением властей объединилась с Союзом ЕХБ, в котором они и состояли до 1990 г. Однако, большинство из них сохранило самостоятельность, оставаясь на нелегальном положении.

В марте 1991 г. пятидесятники, вышедшие из Союза ЕХБ, образовали самостоятельную церковную организацию — Объеди­ненный Союз Христиан Веры Евангельской — Пятидесятников СССР. Были образованы также республиканские Союзы Церкви, в том числе Союз Христиан Веры Евангельской России.

В настоящее время семь межрегиональных духовных управле­ний Российского Союза ХВЕ объединяют более 350 общин (около 25 тыс. верующих). Руководят духовной жизнью в общинах пасто­ры. Их помощники — диаконы идиакониссы. Все они избираются на общем собрании членов общины и ежегодно отчитываются о своей работе. Деятельностью общин в регионах (областях, краях, республиках) и на межрегиональном уровне руководят епископы, избираемые на собраниях представителей общин сроком на 4 года. Высшим органом управления в Церкви является Съезд, который тайным голосованием избирает Совет Союза ХВЕ России.

С 1992 г. в Москве действует Теологический институт Церкви, готовящий служителей для общин России, а также русскоязычных общин в странах СНГ. Институт рассчитан на 100 человек, срок обучения — 4 года. Периодические издания Церкви: журнал “Примиритель” (шесть номеров в год, 20 тыс. экз.);

318

“С Верой, Надеждой, Любовью” — христианский журнал для женщин, совместное изда­ние Российско-Американской Ассамблеи Бога и Союза ХВЕ— Пятидесятников (четыре номера в год, 20 тыс. экз.).

Общины пятидесятников, уклоняющиеся от официальной ре­гистрации по принципиальным соображениям (их около 300), не имеют единой организационной структуры. В необходимых случа­ях их юридическими представителями являются, например, такие организации, как миссия “Ковчег” (Москва), “Поволжская христи­анская миссия” (Волгоград), Ассоциация христианских миссий. Последняя специализируется также на собственно миссионерской и издательской деятельности.

РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ЦЕРКВИ ХРИСТИАН АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ (АСД)

Адвентизм (от лат. adventus — пришествие) возник в 30-е гг. XIX в. в США. Центральным догматом вероучения адвентистов являет­ся идея близкого второго пришествия Христа и установления на обновленной земле его тысячелетнего царства. Наиболее крупная организация этого вероисповедания — Церковь Адвентистов  Седь­мого Дня (АСД). Его основательница Эллен Уайт (1827—1915 гг.). Книги Э. Уайт пользуются, наряду с Библией, огромным авторите­том. Адвентисты отрицают бессмертие души, учение о рае и аде. В отличие от других христиан, чтят день субботний — в буквальном соответствии с четвертой заповедью Декалога Моисея (Ветхий Завет), — а не воскресенье. Особое значение в Церкви придается здоровой пище, воздержанию от спиртного, табака, чая и кофе. Адвентисты отчисляют своей Церкви “десятину” — церковный налог в размере одной десятой части личного дохода.

Сейчас в мире насчитывается более 5 млн. последователей АСД, около 30 тыс. церквей (общин) в 184 странах мира. Всемир­ный центр Церкви АСД — Генеральная Конференция—находится в США, в Вашингтоне.

На территории России приверженцы АСД появились в 1886 г. в Крыму. В настоящее время Российский Союз Церкви АСД насчитывает около 50 тыс. членов, около 300 общин, объединенных в восемь межрегиональных духовно-административных управле­ний (конференций). В свою очередь Российский Союз, наряду с аналогичными союзами Церкви АСД в других государствах (в прошлом — республиках СССР), входит в Европейско-Азиатское отделение (дивизион) Всемирной Церкви АСД.

319

Высшим органом управления в церкви является  съезд, на  котором из числа проповедников избираются президент Союза, секретарь и казначей, наделенные исполнительскими функциями Рабочими органами Союза являются отделы: пастырского служе­ния, церковного служения, литературно-издательский, образова­ния, религиозной свободы и внешних связей, ассоциация по работе

с заключенными.

Кадры служителей церкви готовятся в Заокской духовной академии (Тульская область). Поскольку в церкви большое значе­ние придается правильному питанию, в Академии введен курс практического овощеводства.

Церковь осуществляет обширную благотворительную програм­му при материальной поддержке Генеральной Конференции. В Москве открыта адвентистская клиника здоровья, в Рязани — клиника для детей, больных церебральным параличом.

Адвентистское издательство “Источник жизни” выпускает раз­личную религиозную литературу, а также журналы “По стопам Христа”, “Благая весть”, “Образ и подобие” и газету “Слово примирения”. Работает радиотелецентр “Голос надежды” в Туле.

В каждой общине организованы школы по религиозному обу­чению детей. Кроме того, церковь открыла около десяти собствен­ных общеобразовательных школ — в Москве, Туле, Рязани, Пяти­горске и других городах, — где учатся в основном дети из семей адвентистов.

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Свидетели Иеговы — одно из поздних течений в протестантиз­ме. Оно было основано американским кальвинистом Чарльзом Расселом (1852—1916 гг.), организовавшим в 1870 г. кружок по изучению Библии, который в 1931 г. был переименован в органи­зацию Свидетелей Иеговы. Основные положения ее вероучения изложены в семитомном труде “Исследования Священного писания” Ч. Рассела, заявившего о себе как о глашатае Божием.

Творцом и источником жизни, согласно этому учению, являет­ся Бог Иегова. Все сущее  Иегова создал через Иисуса Христа, своего единородного сына, который не равен своему всемогущему Отцу, а на земле является совершенным человеком. Святой Дух — творческая сила Иеговы, которой он наделил Христа и тех, “кого он уполномочил представлять его”. Свидетели Иеговы отрицают су­ществование ада. По их убеждению, исторический процесс завершится армагеддоном — глобальной войной, в которой Христос с

320

армией ангелов уничтожит всех, не поверивших в истину учения Свидетелей Иеговы. Свидетели Иеговы имеют только один празд­ник — Вечеря Господня, — посвященный воспоминанию о смерти Христа. В этот день, исчисляемый по лунному календарю, верую­щие собираются после захода солнца на трапезу, состоящую из пресного хлеба и сухого красного вина, символизирующих тело и Кровь Христа. Вступающие в организацию новые члены принима­ют водное крещение.

В настоящее время последователей Свидетелей Иеговы насчи­тывается более 4,6 млн. человек в 205 странах мира. Религиозная организация Свидетелей Иеговы носит строго централизованный характер. Власть вышестоящих органов управления по отношению к нижестоящим абсолютна. Ее первичным звеном является собра­ние (община верующих), возглавляемое надзирателем (пресвите­ром). Несколько собраний объединяются в округа, которыми руководят разъездные надзиратели. Мировым духовно-админис­тративным центром Свидетелей Иеговы является Руководящая Корпорация, признаваемая верующими “видимым посредником Господа на земле”, она состоит из 15 человек и находится в Бруклине (Нью-Йорк, США). Проповеднической деятельностью в различных регионах мира руководят 95 филиалов Руководящей Корпорации. Центр издает миллионными тиражами журналы “Сто­рожевая башня” (на 104 языках) и “Пробудитесь!” (на 54 языках).

На территории бывшего СССР Свидетели Иеговы появились в 1939—1940 гг. с вхождением в его состав Западной Украины, Западной Белоруссии, Буковины и Бессарабии. В настоящее время всего в границах бывшего Союза насчитывается примерно 500 общин, в том числе 44 — в России. Общее количество членов — более 40 тыс. человек.

Каноническим органом для духовного надзора за местными религиозными обществами, действующими в странах СНГ и пред­ставляющими собой Религиозную организацию, является Управ­ленческий Центр. Центр создан Руководящей Корпорацией Свиде­телей Иеговы по инициативе иеговистов России и других стран СНГ в марте 1991 г. Руководящий комитет, возглавляющий Управ­ленческий Центр, состоит из старейшин местных религиозных обществ, назначенных Руководящей Корпорацией. Управленчес­кий Центр учреждает местные общества с согласия верующих, дает указания о начале их религиозной деятельности и ее прекращении, назначает на должность и смещает надзирателей (старейшин), служебных помощников (диаконов), публичных ораторов (пропо­ведников) и других служителей.

321

ЛЮТЕРАНСКИЕ ЦЕРКВИ

Лютеранство — крупнейшее по численности направление про­тестантизма, основанное в XVI в. Мартином Лютером. В настоящее время распространено в Скандинавских странах, в Германии, США, государствах Балтии. Национальные лютеранские церкви входят во Всемирный Совет лютеранских церквей. Штаб-квартира Совета находится в Швеции.

В России первые лютеранские общины были созданы в середи­не XVI в. выходцами из Германии.

В настоящее время приходы Евангелическо-Лютеранской цер­кви на территории России объединены в две епарции — Европей­ской части России и Сибири. Вместе с епархиями Украины, Казахстана и Средней Азии они образуют ее как целостную организацию (более 350 общин, свыше 500 тыс. верующих), воз­главляемую епископом Георгом Кречмаром. Канцелярия епископа находится в С.-Петербурге. В Москве имеется представительство ЕЛЦ России для связи с правительством и общественными органи­зациями.

В церкви принято персональное членство. Материальную базу ее жизнедеятельности составляют денежные взносы ее членов, размеры которых не регламентированы.

Подготовка пасторов осуществляется в общецерковном Теоло­гическом семинаре, который собирается два раза в год на двухне­дельные сессии. В приходах организованы конфирмационные занятия и библейские часы. Издается общецерковная газета “Ботэ” (“Вестник”) на немецком и русском языках, а также возобновлено издание журнала "Наша жизнь".

Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории Рос­сии. Ингрия — территория, отвоеванная Россией у Швеции во время Северной войны; здесь Петр I и заложил новую столицу — Санкт-Петербург. Население Ингрии исповедало лютеранство, которое было официально признано правительством Российской империи. При советской власти, в 1928—1946 гг., примерно 60 тыс., т. е. половина, ингерманляндских финнов погибли. Была уничто­жена и Ингерманляндская лютеранская церковь. В 1970 г. началось ее возрождение. В 1990 г. было создано Ингерманляндское пробство (церковный округ) в составе ЕЛЦ Эстонии, имевшее 16 приходов, в том числе 11 — в Ингрии и пять — в Карелии. Церковь насчитывала около 10 тыс. верующих. В 1992 г. Ингерманляндское пробство преобразовано в Евангелическо-Лютеранскую Церковь Ингрии на территории России.

322

Кроме того, в качестве самостоятельных функционируют:

Единая Евангелическо-Лютеранская церковь России в коли­честве 20 общин во главе с суперинтендентом, резиденция которого находится в С.-Петербурге;

Евангелическая Российская церковь — одна община в С.­Петербурге, образована в 1990 г. Церковь стремится адаптировать протестантские формы богослужения к культурным традициям России.

ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ (МОРМОНЫ)

Возникла в 1830-е годы в США. Основатель — Джозеф Смит (1805— 1844 гг.). Источником вероучения признает Библию и Книгу Мормона, содержащую откровения пророка Мормона. В книге говорится, что Америка, ее народ включены в иуд сохристианскую традицию, потому что за шесть столетий до новой эры на этом континенте поселились представители некоего семитского племе­ни, ставшего непосредственным предком американских индейцев. Книга Мормона говорит и о посещении Америки Иисусом Хрис­том после его воскресения.

В организационном плане церковь демонстрирует привержен­ность раннехристианской традиции. Ее возглавляет Пророк—харизматический лидер. При нем находятся 12 апостолов. Чины священства включают также патриархов, первосвященников, се­мидесятых (по аналогии с 70 учениками Христа), старейшин, священников, учителей, дьяконов. Местными общинами руково­дят епископы. Оплачиваемого духовенства в церкви нет.

Исключительное значение мормоны придают семье; брак счи­тается священным, а семья — созданной для вечности.

В настоящее время насчитывается до 8 млн. членов церкви в 130 странах мира. Всемирный центр церкви находится в США, в г. Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Члены церкви платят церковный налог — десятину, а также ежемесячно “приношение поста”, т. е. сумму, сэкономленную в результате однодневного воздержания от пищи.

В России первые группы мормонов (приходы) появились в 1989 г. В настоящее время действуют миссии в Москве, С.-Петербурге, Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Ростове, занимающиеся организацией приходов и в прилегающих регионах. В каждом приходе религиозное образование детей и юношей (14—18 лет) осуществляется в так называемых семинариях

323

(кружках), а лиц старше 18 лет - в институтах. В приходах действуют также отделения Женского общества милосердия. Орга­низации молодых женщин, Организации первоначального общес­тва (для детей).

РОССИЙСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ АРМИИ СПАСЕНИЯ

Армия Спасения — протестантская церковь, начало которой было положено методистским проповедником Вильямом Бутом в 1865 г. Возникнув в Англии как религиозно-филантропическая организация, сегодня Армия Спасения имеет свои отделения в почти 100 странах, насчитывает свыше 14 тыс. приходов (“корпу­сов”), а также большое количество социальных, медицинских, образовательных и других общественных служб. Члены Армии Спасения носят звания, подобные воинским: солдаты, лейтенанты, капитаны, комиссионеры, вплоть до генерала.

В России Армия Спасения действовала с 1913 по 1923 г. Возобновила свою деятельность в 1991 г., открыв отделение в С.­Петербурге, а в 1992 г. — в Москве. В настоящее время насчитыва­ется 21 корпусов Армии, в том числе в Омске, Ростове, Волгограде, с общим числом солдат до одной тысячи человек. Осуществлены первые выпуски офицерской школы.

Армия Спасения ведет активную социальную работу. За полто­ра года (с середины 1992 г.) было распространено среди нуждаю­щихся 5 тыс. тонн продовольственных продуктов, открываются

бесплатные столовые.

Члены Армии занимаются также религиозно-просветительской деятельностью.

Выходит газета “Вестник спасения” (один номер в месяц, около 10 тыс. экз.)

НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Первые общины приверженцев новоапостольской веры появи­лись в Англии в середине XIX в. Это религиозное движение вдохновлялось стремлением возродить Церковь Христа на тех идейных и организационно-практических основаниях, которые были присущи ей в I—II вв., т. е. во времена апостолов. Как и большинство протестантских течений, апостольское христианство признает в качестве единственного источника вероучения Библию, отвергает почитание святых, основной целью церкви считает под­готовку верующих к скорому пришествию Христа.

324

Ведущая роль в Церкви принадлежит “первоапостолу” и “апос­толам”, которые, согласно ее учению, являются преемникамиапостолов Христа и так же наделены особыми дарами Святого Духа. Первоапостол, согласно каноническим принципам, является пред­ставителем Бога на земле, а его служение есть выражение воли Христа. На первоапостольское служение выдвигается кандидат из круга апостолов по рекомендации действующего первоапостола или группы апостолов, на которого указывают особые “Божьи свидетельства”.

Каждый приход (община) строится по типу большой семьи (до 150—170 человек). Пастыри посещают каждую семью дома не реже одного раза в два месяца. Особое внимание уделяется опеке детей и подростков, помощи неимущим и инвалидам. В церкви не приняты какие-либо обязательные денежные налоги. Практикуют­ся добровольные анонимные пожертвования.

В Новоапостольской церкви совершаются три таинства: креще­ние водой — в любом возрасте; причащение — хлебом в виде облатки (просвиры), окропленной тремя каплями вина; запечатление Духом Святым — возложение рук апостола как основа для полного обновления внутреннего мира человека. Приняты также благословения, в которых, по учению Церкви, Бог через священ­нослужителя дарует человеку свою милость и по мощь. Благослове­ния совершаются при конфирмации, помолвке, венчании, а также других важных событиях в жизни человека

Особенностью культовой практики Новоапостольской церкви является совершение три раза в год (в первые воскресенья марта, июля и ноября) названных выше таинств “для усопших”, которым не довелось уйти в иной мир искупленными. От имени умерших в этих таинствах выступают их родственники или священнослужители.

Церковь придерживается следующих принципов в своем отно­шении к обществу: невмешательство в политическую жизнь, отказ от претензий на какую-либо поддержку со стороны государства;

уважительное отношение к иной вере.

В настоящее время Новоапостольская церковь имеет около 50 тыс. обшин в 180 странах мира и насчитывает до 6 млн. членов. Центр Новоапостольской церкви находится в Цюрихе (Швейцария), ее глава — первоапостол Рихард Фер. Церковь имеет крупное издательство во Франкфурте-на-Майне (Германия). Основным периодическим изданием является ежемесячный журнал “Наша семья” (на 60 языках, в том числе русском; тираж русского изда­ния — 40 тыс. экз.). 

В начале XX в. общины Новоапостольской церкви функци­онировали в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Харькове и других

325