АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТРУДА И ПРАВА

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ




Курсовая работа

 


по дисциплине: Бухгалтерский управленческий учет

на тему: Бюджетирование (планирование) в управленческом учете.

( напримере Барнаульского филиала ОАО СК «БАСК»)



Надпись: Выполнил: студент 5 курса, 162  груп-пы
Ефремова   Мария   Сергеевна
                         ФИО

___________________________________
                            подпись

Научный руководитель:

___________________________________
                    ученая степень, звание

Ваганова  Наталья Владимировна
                     ФИО

«______»_____________________2008г.
Оцен-ка____________________________
__________________________________
                                подпись













Барнаул 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Надпись: 	Введение	3
1.	Теоретические основы бюджетирования (планирования) в управленческом учете 	5
1.1	 Основное понятие бюджетирования (бюджета), планиро-вания.	5
1.2	Функции бюджета	6
1.3	  Виды бюджетов и их характеристика	8
2.	Бюджетирование (планирование) в управленческом учете (напримере Барнаульского филиала ОАО СК «БАСК»)	15
2.1	Краткая экономическая характеристика Барнаульского филиала ОАО СК «БАСК»	15
2.2	Процедуры, предшествующие составлению финансового плана (бюджета) в Барнаульском филиале ОАО СК «БАСК»	18
2.3	Методика составления финансового плана (бюджета). Анализ финансового плана (бюджета) Барнаульского филиала ОАО СК «БАСК» за 1 квартал 2008 года	20
3.	Проблемы при составлении финансового плана (бюдже-та) пути их решения. Мероприятия по разработки нового финансового плана (бюджета) в Барнаульском филиале ОАО СК «БАСК»	28
	Заключение	32
	Список используемой литературы	34
	Приложение	36



Введение

В  России в настоящее время наблюдается некоторая стабилизация экономики. Это приводит к тому, что на наш рынок выходят или планирую выйти иностранные компании, в активе которых больший опыт работы в своих сферах деятельности в условиях рынка, а также гораздо более значительные финансовые ресурсы. Появление таких компаний приводит к обострению конкуренции на российском рынке. Поэтому российским компаниям, чтобы удержаться на плаву и продолжать развитие необходимо совершенствовать, а где-то и заново выстраивать, систему управленческого учета, одним из основных элементов которой является система бюджетирования.

В настоящее время интерес бюджетного управления у руководителей и собственников компаний достаточно высок. Это связано, во-первых, с необходимостью совершенствования систем мотивации персонала, а во-вторых, с требованиями снижения затрат и повышения качества продукта, предъявляемыми все более конкурентом рынком. Этим требованиям как раз отвечает механизм бюджетного управления, представляющий собой систему управления компанией по центрам финансовой ответственности через бюджеты. Именно управления, а не учета или контроля, поскольку бюджетирование является больше управленческой, чем учетной технологией. Результатами успешного внедрения такой системы являются контроль не  только над накладными расходами, но и над тремя основными финансовыми показателями организации: прибылью, рентабельностью и отдачей на капитал. Кроме того, выявляется влияние на эти показатели действий каждой службы, причем этот анализ можно проводить, вплоть до уровня рабочего места.

Внедрения бюджетирования сопряжено с большим количеством трудностей, дороговизна, большой период внедрения, необходимость реорганизации подразделений компании, необходимость переобучения и повышения квалификации персонала. Тем не менее, если компания планирует сохранять конкурентоспособность на рынке в длительной перспективе, грамотно построенная и внедренная система бюджетирования поможет ей оптимизировать затраты, прогнозировать расходы и доходы, корректировать стратегию развития компании.

Актуальность данной темы в том, что с каждым годом количество предприятий, внедряющих программы ведения управленческого учета, растет.

Целью курсовой работы по данной теме является более подробное изучение темы «Бюджетирование (планирование) в управленческом учете» как в теоретическом плане, так и рассмотрение данной темы на практике.

 Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

1.изучить основное понятие бюджетирования (бюджета), планирования;

2.изучить функции бюджета;

3.изучить виды бюджета и их характеристику;

4.изучить технику составления финансового плана (бюджета) напримере Барнаульского филиала ОАО СК «БАСК».

Объектом курсовой работы является Барнаульский филиал страховой компании  «БАСК». Барнаульский филиала ОАО СК «БАСК» занимается продвижением страховых продуктов на федеральный уровень  страхового рынка.

Предметом исследования является техника составления финансового плана (бюджета) напримере Барнаульского филиала ОАО СК «БАСК».

 





1.     Теоретические основы бюджетирования (планирования) в управленческом учете

1.1   Основное понятие бюджетирования (бюджета), планирования.


Под бюджетированием в  бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования. Бюджет (или смета) – это план[8].

Планирование – особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а охватывает деятельность всего предприятия. Процесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс   определения действий, которые должны быть выполнены в будущем[9].

В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, которая обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

Различают текущее (краткосрочное) планирование (разработка смет, бюджетов) – сроком до года – и перспективное (сроком более года).

Планирование и контроль являются необходимыми атрибутами управления предприятием. При этом под управлением понимается процесс обеспечения деятельности предприятия для достижения его целей в соответствии с намеченными планами [4].  

Бюджеты представляют собой ключевой инструмент системы управленческого контроля. Практически  все организации, за исключением  самых мелких, составляют бюджеты. Многие организации в качестве годового бюджета рассматривают план прибыли, который показывает планируемую деятельность организации по центрам ответственности для получения прибыли.

Бюджет – финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются.

Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера организации; степени, а которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации; квалификации  и опыта разработчиков. В отличие от формализованных отчета  о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует строго соблюдать.

Бюджет должен представлять информацию доступно и ясно, так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Избыток информации затемняет значение и точность данных, недостаточность информации может    к непониманию  основных ограничений, данных,  принятых в документе. Бюджет может не содержать одновременно данные о доходах, и о расходах, так как нет необходимости, чтобы они были сбалансированы.  Бюджет также может быть подготовлен  целиком в неденежном (натуральном) выражении: в часах, единицах продукции, объемах услуг[11].

Детализированные бюджеты чаще всего составляются на ограниченный период, обычно не более чем на год, с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы и 13 четырехнедельных периодов.

Все больше организаций используют бюджеты как основной инструмент долгосрочного планирования.

Бюджеты разрабатываются как для организации в целом, так и для ее подразделений[19].

1.2 Функции бюджета

Функции бюджета состоят в следующем:

1. планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;

2. координирование различных видов деятельности  и подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;

3. стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих центров ответственности;

4. контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;

5. основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей;

6. средство обучения менеджеров.

Планирование. Основные плановые решения обычно вырабатываются в процессе подготовки программ, а сам процесс разработки бюджета по существу является уточнением этих планов.

Координирование. Каждый центр ответственности зависит от работы других центров ответственности  и влияет на нее. В процессе разработки бюджета отдельные виды деятельности координируются таким образом, что все подразделения организации работают согласованно, стремясь достичь целей организации в целом. Очень важно, чтобы планы производства были скоординированы с планом отдела маркетинга, т.е. необходимо произвести количество продукции,  соответствующее запланированному объему продаж. Утвержденный бюджет является наиболее важным инструментом для увязки количественной информации в этих планах и имеющихся ограничений.

Стимулирование. Процесс составления бюджета может быть также мощным средством для стимулирования руководителей к достижению целей их центров ответственности и, следовательно, целей всей организации. Каждый руководитель должен точно знать, что ожидают от его центра ответственности.

Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если менеджеры принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения.

Контроль. Бюджет представляет собой отчет о желаемых результатах на момент его формирования. Тщательно подготовленный бюджет   оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время его разработки.

До недавнего времени принято было сравнение текущих результатов с результатами за прошлый месяц или за  аналогичный период предыдущего года. В некоторых организациях такая практика до сих пор является основным методом сравнения.

Анализ отклонений между реальными результатами и данными бюджета позволяет:

1. идентифицировать проблемную область, которая требует первоочередного внимания;

2.  выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе разработки бюджета;

3. показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени нереалистичен.

Оценка. Отклонения от бюджета, определяемые ежемесячно, служат для целей контроля в течение всего года. Сравнение фактических бюджетных данных за год часто является главным фактором оценки каждого центра ответственности и его руководителей в конце года. В некоторых организациях премии менеджеров рассчитываются как определенный процент от положительного отклонения по его центру ответственности (например, от суммы сэкономленных материалов, фонда оплаты труда).

Обучение. Бюджет служит также средством обучения менеджеров. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятельности своих подразделений и взаимоотношений одних центров ответственности с другими. Это особенно важно для лиц, назначенных на должности руководителей центров ответственности. Каждый человек, который имеет опыт разработки годового бюджета для своего дела, может оценить обучающую природу этого процесса [4].              


1.3 Виды бюджетов и их характеристика

В управленческом учете выделяют множество видов бюджетов, но основным является общий бюджет.

 Общий бюджет представляет собой скоординированный (по всем подразделениям или функциям) план работы для организации в целом. Он состоит из двух основных бюджетов: оперативного и финансового.

Оперативный бюджет. Это бюджет также называется текущим, периодическим бюджетом. Он показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции организации. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации. Оперативный бюджет включает в себя бюджетный (плановый) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет товарно-материальных запасов и бюджеты расходов[3].

Бюджет продаж. Прогноз объема продаж является отправной точкой и, вероятно, критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. Бюджет продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.

Бюджет продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности организации, оказывают воздействие на большую часть других бюджетов, которые, по существу, построены на информации, определенной в бюджете продаж.

Бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов). В нем детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. Некоторые расходы, такие, как комиссионные и транспортные затраты, могут быть переменными, другие, например расходы на рекламу и заработная плата старших контролеров, являются постоянными.

За разработку и исполнение бюджета коммерческих расходов несет ответственность отдел продаж.

Производственный бюджет. После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении можно определить количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. Руководство сначала должно определить, останется ли уровень запасов готовой продукции прежним либо он должен быть увеличен или уменьшен.

На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции и количестве единиц продаж разрабатывают производственный график.

Бюджет закупки/использования материалов. Плановые  потребности закупки материалов и их использования могут быть подготовлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных бюджетах. Многие предпочитают единый документ.

В этом бюджете определяются сроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов  на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки материалов.

Бюджет трудовых затрат. Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, получаемое умножением количества единиц  продуктов или услуг на норму затрат труда в часах на единицу. В это же документе или в определенном определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на различные ставки оплаты труда.

Бюджет общепроизводственных расходов. Данный бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных  от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть  понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде.

Этот бюджет имеет две цели:

1.интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанные менеджерами по производству и его обслуживанию;

2.аккумулируя эту информацию, предоставить данные для вычисления нормативов этих расходов на предстоящий учетный период.

Бюджет общих и административных расходов. Этот бюджет представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, но необходимых для поддержания деятельности в целом в будущем периоде. Разработка такого бюджета нужна для обеспечения информации к подготовке бюджета наличных средств, а также для целей контроля этих расходов. Большую часть элементов этого бюджета составляют постоянные затраты[4].

Финансовый бюджет. Финансовый бюджет – план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении[14].

Бюджет капитальных затрат. Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся  долгосрочных капиталовложений, влияет на смету (бюджет) наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах  основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

Все текущие бюджеты тесно взаимосвязаны. Прогноз продаж – первый шаг в процессе составления бюджета. За ним может быть подготовлен бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов). От прогноза продаж также зависит производственный бюджет, на основе которого разрабатывается бюджет закупки/использования материалов, бюджеты трудовых затрат и общепроизводственных расходов.

В большинстве случаев планы общих и административных расходов и капитальных вложений принимаются на высших уровнях управления. Однако значительная часть  такой информации может быть обработана на уровне подразделений организации и включена на периодические бюджеты.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках. На основе подготовительных периодических бюджетов главный менеджер или директор по составлению бюджетов может начать разрабатывать прогноз себестоимости реализованной продукции согласно данным бюджетов использования материалов, трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и, добавив информацию из бюджетов коммерческих, общих и административных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Прогнозный отчет о финансовом положении. Последним шагом в процессе подготовки общего бюджета является разработка прогноза финансового положения или прогнозного бухгалтерского баланса для организации в целом, предполагая, что запланированная деятельность действительно будет иметь место. После подготовки сметы (бюджета) денежных средств, уже зная прогнозное сальдо начальных средств и определив чистых доход и сумму капитальных вложений, можно подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления бюджета.

Именно на этом этапе руководство должно решить, принять предлагаемый общий бюджет или изменить планы и пересмотреть отдельные его части.

Исполнение бюджета. Всю ответственность за исполнение бюджета и  по составлению бюджета  несет директор. Успешность этого процесса определяют два важных момента:

1.Необходимо точное и правильное понимание действий и целей всеми ответственными лицами организации. Все, кто вовлечен в ее деятельность, должны знать, чего от них ожидают, и получить указания, как достичь поставленных целей.

2.Не менее важна поддержка и система поощрений со стороны высшего руководства. Как  бы ни был сложен процесс составления бюджета, он успешен только в том случае, когда руководители среднего и нижнего уровней убеждены, что высшее руководство действительно заинтересовано в конечных результатах и будет поощрять за выполнение запланированных целей бюджета [19].

В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов:

а) генеральный и частный;

б) гибкие и статистические.

Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным. Его цель – объединить и суммировать сметы  и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.

В результате составления генерального бюджета создаются:

а) прогнозируемый баланс;

б) план прибылей и убытков;

в) прогноз движения денежных средств.

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей: операционного бюджета – включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации; финансового бюджета – включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.

Статистический бюджет – твердый план, в котором доходы и расходы планируются исходя из заданного объема реализации. Исполнение бюджета контролируется по фактическим показателям без корректировок.

Статистический бюджет позволяет оценить только абсолютные показатели исполнения плана.

Гибкий бюджет предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов [4].




2. Бюджетирование (планирование) в управленческом учете  (напримере Барнаульского филиала ОАО СК «БАСК»)

2.1 Краткая экономическая характеристика организации

Свою история страховая группа «БАСК» начала с создания в мае 1993 года одноименной страховой компании «БАСК». В 1994 году страховая группа стала лидером не только Сибири, но и России, и с этого момента стабильно входит в первую сотню крупнейших страховых компаний Российской Федерации.

Ссумарный оплаченный уставный капитал страховой группы «БАСК» на 01.06.06г. составил 262 миллиона рублей. В состав страховой группы «БАСК» входят: ОАО СК «БАСК», ООО СК «Бивита», ООО СК «БАСК Плюс».

Страховые компании группы «БАСК», защищая интересы своих клиентов – акционеров, руководствуются следующими приоритетами: постоянное повышение качества предоставляемых страховых услуг, корректное и своевременное урегулирование страховых случаев, неукоснительное соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации.

На сегодняшний день страховую группу «БАСК» можно смело назвать универсальной, потому что входящие в нее компании могут предоставить своим клиентам услуги по всем видам страхования.

Страховая компания «БАСК» является головной компанией в группе, которая находится в городе Тула.

На современном этапе развития национального страхового рынка значительный потенциал его роста связан с вовлечением в процесс страхования широких слоев населения. Поэтому большое внимание уделяется развитию региональной сети.

 В настоящее время на территории нашей страны работают более 15 филиалов и представительств страховой группы «БАСК», которые обеспечивают страховой защитой население более 12 регионов Российской Федерации. Один из 15 филиалов находится на территории Алтайского края, в городе Барнауле.

Барнаульский филиал ОАО СК БАСК» в 2002 году был образован как Барнаульское представительство. С 2003 года Барнаульское представительство было переименовано в филиал.

Полное фирменное наименование филиала – Барнаульский филиал Открытого Акционерного Общества Страховой Компании «БАСК». Сокращенное наименование филиала - Барнаульский филиал ОАО СК «БАСК». Данный филиал находится по адресу: г.Барнаул, проспект Красноармейский, 58 «б».

Барнаульский филиал осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной Службой Страхового Надзора, и внутренних нормативно-правовых актов.

Кроме лицензии на осуществление страховой деятельности, Барнаульский филиал ОАО СК «БАСК» имеет лицензии на осуществления всех видов страхования: - личное страхование, в том числе страхование от несчастных случаев, добровольное медицинское страхование; имущественное страхование – страхование грузов, наземного транспорта, финансовых рисков;, а также страхование ответственности – добровольное и обязательное страхование владельцев транспортных средств, страхование профессиональной ответственности, ответственности предприятий- источников повышенной опасности.

В филиале помимо высококвалифицированных сотрудников работает агентская сеть, которая позволяет внедрить новые разработанные программы на страховой рынок.

Достижения филиала связаны с высоким профессионализмом и деловой активностью специалистов данного филиала. Из года в год происходит изменение структуры страхового портфеля за счет разработанных программ страхования, а также улучшаются финансовые показатели деятельности Барнаульского  филиала ОАО СК «БАСК»: возрастает ответственность страхования, увеличиваются страховые взносы, страховые резервы, укрепляется финансовая устойчивость.

Таблица 1- Результаты финансово – хозяйственной деятельности Барнаульского филиала за 2005-2007 гг.

Показатели

2005

2006

2007

2007 к 2005(%)

1

2

3

4

5

Доход

975745

608701

3505467

359,26

Среднесписочная численность


25


30


37


148

Стоимость ОС

199415

199415

61062

30,62

Управленческие расходы


1006962


1323475


2389794


237,32


Исходя, из расчетов показателей можно сказать следующее, что доход в 2007 году увеличился в 3,5 раза по сравнению с 2005 годом. Увеличение дохода происходит за счет поступления страховых взносов по договорам страхования.

Среднесписочная численность работников увеличилась в 2007 в 1,4 раза по сравнению 2005г. Увеличение среднесписочной численности происходит за счет сотрудников и агентов, принимаемых на работу.

Стоимость основных средств в 2007г. уменьшилась по сравнению с 2005 г., т.к. объекты основных средств выбывают в соответствии со сроком полезного использования, а новые основные средства компанией не приобретаются, т.к. недостаточно денежных средств.

Управленческие расходы в 2007г по сравнению с 2005г. увеличились в 2,3 раза. Увеличение управленческих расходов связано с увеличением заработной  платы штатным работникам.

Несмотря на то, что происходит увеличение или уменьшение одного из показателей, компания развивается, а значит она не находится на стадии ликвидации.


2.2 Процедуры предшествующие составлению финансового плана (бюджета) в Барнаульском филиале ОАО СК «БАСК»

Страховая компания внедряет бюджетирование в управленческую практику в связи с тем, что страховой бизнес имеет ряд особенностей, которые накладывают отпечаток на финансовый план (бюджет) страховой компании:

1.корпарация, наряду с управляющей компании, имеет в своей структуре несколько филиалов или представительств, работающих с клиентами в регионах;

2.часть принятых рисков передается в перестрахование;

3.компания продвигает на рынок несколько (обычно - около десятка) страховых продуктов;

4.страховые выплаты являются прямыми затратами, связанными с конкретным продуктом.

Кроме того, финансовый план (бюджет) влияет на финансовую устойчивость филиала страховой компании.  Под финансовой устойчивостью страховой компании, филиала, понимается постоянное балансирование или превышение доходов над расходами по страховому денежному фонду, формируемому из уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий).  Также основой финансовой устойчивости является наличие оплаченного уставного капитала, страховых резервов, а также система перестрахования (ст. 25 Закона «О страховании»). 

Составление финансового плана (бюджета) в филиале представляет собой систему внутрифирменного управления. Ответственность по  составлению финансового плана (бюджета) возлагают на директоров филиалов и представительств, так как они несут ответственность за деятельность компании.

Прежде чем составить финансовый план (бюджет) головная компания на директора филиала высылает распоряжение, в котором четко оговаривается срок и период составления плана, а также оговаривается процент, на который необходимо увеличить финансовый план. Обычно процент составляет не более 10%. Также в распоряжении дается ссылка на то, что результат на конец года должен составлять, например, 525 546 рублей.  План составляется на год, но так, же может изменяться в течение года, в зависимости от состояния на финансовом рынке.

После того как директор получает данное распоряжение, он начинает составлять финансовый план (бюджет) на основании собранных страховых премий и расходов за предыдущий год увеличив все суммы на 10%. Данные суммы поступивших доходов и расходов за предыдущий год можно сформировать карточку счета в соответствии со статьей финансового плана  – счет 92 «Страховые премии», счет 22 «Выплаты по договорам страхования», счет 91 «Прочие доходы и расходы», счет 26 «Общепроизводственные расходы».   На основании полученных сумм сформированных по карточкам счета заполняется та или иная статья финансового плана (бюджета). После составления финансового плана (бюджета) директор отправляет его на согласование и утверждение в головную компанию ОАО СК «БАСК».


2.3 Методика составления финансового плана (бюджета). Анализ финансового плана (бюджета)  Барнаульского филиала ОАО СК «БАСК» за 1 квартал 2008 года.

Финансовый план (бюджет) Барнаульский филиал ОАО СК «БАСК» составляет в утвержденной форме  головной компанией. Данная форма представляет собой таблицу (Приложение №1).

В финансовый план закладываются доходы – всего и расходы – всего и определяется финансовый результат за год. Общая сумма финансового плана по доходам и расходам устанавливается как за год, так и по - квартально. В кварталах разбивается на каждый месяц. Например, сумма расходов на ведение дела за год составляет 3 122 118 рублей, а в 1 квартале 771 078 рублей. Если общую сумму 1 квартала разить на суммы по месяцам, то получиться следующее:

1.Январь – 252 538 рублей;

2.Фефраль – 262 680 рублей;

3.Март – 255 860 рублей.

Финансовый результат от планируемых доходов и расходов рассчитывается самостоятельно. Он также устанавливается как на год, так и по - квартально, а в кварталах разбивается на каждый месяц.

В виде доходов понимают поступившие страховые премии по всем видам страхования за год (Приложение № 2).  Например, сумма поступивших страховых премий за год должна составлять – 5 849 400 рублей, эта сумма заложена в финансовый план уже с процентом (Приложение № 1).

В виде расходов понимают страховые выплаты, отчисления в резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат по ОСАГО, членский взнос в РСА и расходы на ведение дела.

Смета расходов на ведение дела включают следующие статьи расходов (Приложение № 3):

1. Расходы на оплату труда штатных работников. В данную статью закладывается заработная плата в соответствии со штатным расписание, т.е. оклад, премия за месяц, квартал, полугодие, надбавка и районный коэффициент.

2. Вознаграждение агентов – комиссионное вознаграждение агентам по заключенным договорам страхования.

3. Вознаграждение брокеров – расходы по договорам о сотрудничестве, т.е. Барнаульский филиал передает часть рисков в перестрахование на основании заключенного договора.

4. Оплата по договорам подряда – сотрудники не входящие в штатный состав, т.е. техничка и программист.

5. Сумма начисленных платежей по ЕСН;

6. Амортизация основных средств;

7. Расходы на изготовление страховых свидетельств, квитанций;

8. Расходы на рекламу;

9. Командировочные и представительские расходы;

10. Расходы на консультационные, информационные, аудиторские услугипремия по ОСАГО уплачиваемая в 50% от общего объема в головную организацию и 10%  брокерам за соединение в заключение договоров.

11. Расходы по добровольному страхованию – расходы, связанные с заключением договоров по ОСАГО и КАСКО собственного автомобиля, числящегося на балансе.

12. Услуги связи – оплата за интернет и электронную почту.

13. Расходы на содержание собственных основных средств – заправка ксерокса, принтера.

14. Расходы на аренду и арендованных основных средств – оплата за аренду офиса (помещение + связь) и аренду автомобиля.

15.  Прочие расходы – расходы, связанные с покупкой канцелярских товаров, заказ бланков извещений в типографии, оплата налога за загрязнение окружающей среды.

16. Расходы на содержание автомобилей – расходы, связанные с оплатой за горюче-смазочные материалы, запасные части, автостоянки.

17. Расходы, связанные с оплатой риска – услуги аварийного комиссариата.

18. Прочие расходы не входящие в 26 счет  - оплата налога на имущества, оплата транспортного налога, расходы связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

 Под страховыми выплатами понимают уплаченную сумму страхового возмещения по каждому виду страхования (Приложение № 4, Приложение № 5).  Сумма страховых выплат в финансовом плане (бюджете) закладываются по каждому виду страхования отдельно. Общая сумма страховых выплат также разбивается по – квартально, а каждый квартал по месяцам.

Финансовый план (бюджет) на 1 квартал (Приложение № 1) имеет следующие данные: общая сумма доходов по плану - страховых премий составляет 1 474 050 рублей. Общая сумма по плану, разбитая по месяцам имеет следующую разбивку: январь – 487 850 рублей, февраль – 497 350 рублей, март – 488 850 рублей.

Общая сумма расходов по плану за 1 квартал  составляет  1 338 528 рублей из них: страховые выплаты – 539 550 рублей, отчисления в резервы для финансового обеспечения компенсационных выплат по ОСАГО – 27 900 рублей, расходы на ведение дела – 771 078 рублей.  По  месяцам в 1 квартале общая сумма страховых выплат по плану  имеет следующую разбивку: январь – 186 820 рублей, февраль – 181 810 рублей, март – 170 920 рублей.

Общая сумма отчислений в резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат по ОСАГО по плану помесячно составляет: январь – 8 325 рублей, февраль – 8 325 рублей, март – 11 250 рублей.

Общая сумма расходов на ведение дела по плану и помесячно имеет следующие данные: январь – 252 538 рублей, февраль – 262 680 рублей, март – 255 860 рублей.

Если взять доходы и расходы  по факту исполнения финансового плана (бюджета) за январь, то получаются следующие данные (Приложение № 6): доходов  -  страховых премий по видам страхования  по факту поступило – 261 430 рублей, чем планировалось. Сумма отклонений по поступившим страховым премия отрицательная равна – 226 420 рублей по  месяцу, а по кварталу  равна – 1 212 620 рублей.

Сумма страховых выплат за январь по факту равна 77 704 рубля.  Сумма отклонений по страховым выплатам положительная и равна 109 116 рублей, а по кварталу равна 461 846 рублей.

Сумма отчислений в резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат по ОСАГО за январь по факту равна 6 235 рублей. Сумма отклонений по данной статье положительная и равна 2 090 рублей, а по кварталу равна 21 665 рублей.

Сумма расходов на ведение дела за январь по факту равна 197 003 рубля. Сумма отклонения по расходам на ведение дела положительная и равна 55 535 рублей, а по кварталу  - 574 075 рублей.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, сумма страховых премий поступивших по факту оказалась меньше. Если сумма страховых премий оказывается меньше планируемой, то данная статья влияет на финансовый результат.  Общая сумма расходов не дают отрицательного отклонения, но зато статья расходов превышает статью доходов.  В соответствии с этим финансовый результат за январь по факту отрицательный  равен – 59 679 рублей, а по кварталу равен – 155 034 рубля. Финансовый результат получается отрицательным  из-за того что сумма страховых премий была собрана лишь только 46,4%, меньше чем на 50%, а сумма расходов по факту превышает сумму доходов в 7,5 раз.

Статьи  доходов и расходов  по факту исполнения финансового плана (бюджета) за февраль имеют  следующие данные (Приложение № 7): доходов  -  страховых премий по видам страхования  по факту поступило – 345 863  рубля, чем планировалось. Сумма отклонений по поступившим страховым премия отрицательная равна – 151 487  рублей по  месяцу, а по кварталу  равна – 866 758 рублей.

Сумма страховых выплат за февраль  по факту равна 264 335 рублей.  Сумма отклонений по страховым выплатам отрицательная и равна  - 82 525  рублей, а по кварталу равна 461 846 рублей.

Сумма отчислений в резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат по ОСАГО за февраль по факту равна 9 853 рубля. Сумма отклонений по данной статье отрицательная и равна – 1 528 рублей, а по кварталу равна 11 812 рублей.

Сумма расходов на ведение дела за февраль по факту равна 192 234 рубля. Сумма отклонения по расходам на ведение дела положительная и равна 70 446 рублей, а по кварталу  - 381 842 рубля. Общая сумма расходов по факту превышает планируемую сумму.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, сумма страховых премий поступивших по факту меньше. Если сумма страховых премий оказывается меньше планируемой, то данная статья влияет на финансовый результат.  Общая сумма расходов по факту превышает планируемую сумму за счет страховых выплат и отчисления в резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат по ОСАГО, где и эта статья будет влиять на финансовый результат.  В соответствии с этим финансовый результат за февраль  по факту отрицательный  равен – 165 094 рубля, а по кварталу равен – 275 593 рубля. Финансовый результат получается отрицательным  из-за того что сумма страховых премий была собрана лишь только 69,5% больше чем  50%, в 19,5 раз. Сумма расходов по факту, превышает сумму расходов по плану на 103,%, т.е. в 3 раза больше.  Сумма расходов по факту превышает сумму доходов в 34,9 раза.

Если учитывать финансовый план (бюджет) за 2 месяца, то получается следующее: доходы по факту меньше чем по плану на 377 908 рублей.  В процентном соотношении доходов за 2 месяца  поступило только лишь 61,6%, а расходы составляют  82,9%. Финансовый результат за 2 месяца имеет отрицательную разницу в размере 224 773 рубля. В соответствии с этим можно сказать следующее расходы  увеличиваются, а сумма доходов, т.е. поступлений увеличивается, но не значительно. Если бы сумма поступлений была бы больше приблизительно в 3 раза, тогда финансовый результат мог быть бы положительным.

Статьи  доходов и расходов  по факту исполнения финансового плана (бюджета) за март  имеют  следующие данные (Приложение № 8): доходов  -  страховых премий по видам страхования  по факту поступило – 344 569  рублей. Сумма отклонений по поступившим страховым премия отрицательная равна – 144 281  рубль по  месяцу, а по кварталу  равна – 522 188 рублей.

Сумма страховых выплат за март  по факту равна 442 156 рублей.  Сумма отклонений по страховым выплатам отрицательная и равна  - 271 236  рублей, а по кварталу равна – 244 645 рублей.

Сумма отчислений в резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат по ОСАГО за март  по факту равна 10 234 рубля. Сумма отклонений равна 1 016 рублей, а по кварталу равна 1 578 рублей.

Сумма расходов на ведение дела за март по факту равна 201 180 рублей. Сумма отклонения по расходам на ведение дела положительная и равна 54 681 рубль, а по кварталу  180 662  рубля. Общая сумма расходов по факту превышает планируемую сумму.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, сумма страховых премий поступивших по факту меньше, чем была запланирована. Если сумма страховых премий оказывается меньше планируемой, то данная статья влияет на финансовый результат.  Общая сумма расходов по факту превышает планируемую сумму за счет страховых выплат, где эта статья тоже будет влиять на финансовый результат.  В соответствии с этим финансовый результат за март  по факту отрицательный  равен – 359 820 рублей, а по кварталу равен – 584 593 рубля. Финансовый результат получается отрицательным  из-за того что сумма страховых премий была собрана лишь только 70,5% больше чем  50%, в 20,5 раз, а сумма расходов по факту, превышает сумму расходов по плану на 258,7%, т.е. в 158,7 раза больше.  Сумма расходов по факту превышает сумму доходов в 38,2 раза.

Если учитывать финансовый план (бюджет) за 1 квартал, то получается следующее: доходы по факту меньше чем по плану на 522 188 рублей.  В процентном соотношении доходов за 1 квартал  поступило только лишь 64,6%, т.е.  меньше на 35,4%.  Расходы по факту превышают по плану на 62 405 рублей. В процентном соотношении расходы за 1 квартал составили 104,7%, т.е. увеличились 4,7%. Финансовый результат за 1 квартал имеет отрицательную разницу в размере 584 593 рубля.  В соответствии с этим можно сказать следующее расходы  увеличились, а сумма доходов, т.е. поступлений увеличивались, но не значительно. Сумма расходов в 1 квартале  увеличивалась, за счет страховых  выплат в феврале и марте это  можно объяснить тем, что увеличилось число дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев в производстве и быту.

В результате того, что финансовый результат получился отрицательным, это говорит о том, что  сумму на расходы по страховым выплатам  необходимо планировать в большей сумме, чем получается. Чтобы планировать сумму в большем размере необходимо увеличивать процент, который  головная компания устанавливает в распоряжении.

На основании проведенного анализа можно сделать следующий вывод: в 1 квартале филиал не имел прибыли, за счет того, что расходы превышали доходы. Финансовый план (бюджет) был спланирован не точно, так как не учили расходы на страховые выплаты. По финансовому состоянию (устойчивости) филиал можно сказать, что финансово неустойчив.







3. Проблемы при составлении финансового плана (бюджета) пути их решения. Мероприятия по разработки нового финансового плана (бюджета) в Барнаульском филиале ОАО СК «БАСК»

В данной  компании разработана своя форма финансового плана (бюджета) и если в данную форму внести изменения, то нельзя будет сопоставить данные до и после изменений.

Прежде чем вносить корректировки это должно быть согласовано  с руководством компании, а руководство компании должно взаимодействовать с консультантами, которые составляли данную форму бюджета. И соответственно измененная форма должна быть утверждена руководством компании.

При разработке новой формы бюджета учитывают взаимосвязь между бухгалтерским учетом, которая является единственной учетной системой. Важно еще то, что методология бюджетирования в некоторых компаниях сопоставима с существующими в компании принципами бухгалтерского учета и формами отчетности. В компаниях занимаются финансовым планирование и анализом, которые играют значительную роль, как при формировании отчетов, так и при составлении самих бюджетов. Если данная форма требует изменений, то необходимо заранее разработать форму, которая будет соответствовать предыдущей форме, но более в корректной форме.

Данная проблема по внесению изменений не встречается в Барнаульском филиале ОАО СК «БАСК».

Чаще всего встречается  такая проблема как, при составлении бюджета планируемая часть расходов, превышать планируемую часть доходов. В такой ситуации директору компании необходимо уменьшить расходную часть бюджета и в соответствии с этим увеличить доходную часть.

Либо может быть не корректно спланирован бюджет  в соответствии с разбивкой по кварталам, т.е. например, в 1 квартале планируемые суммы больше, чем в последующих кварталах. Необходимо распределять планируемые суммы в соответствующей пропорции от поступивших сумм за предыдущий год и период в этом году.  

Утвержденная форма финансового плана (бюджета) в данной компании является не совсем удобной, т.к. данный  бюджет представлен в нескольких таблицах - формах. Необходимо создать такие формы финансового плана (бюджета), которые позволят увидеть всю информацию сразу, как за год, так и поквартально. Заполнение финансового плана (бюджета) будет, происходит в электронной форме, так как это позволяет сэкономить время, и форма финансового плана (бюджета) за год  будет заполняться на основании заполненной формы финансового плана (бюджета), который заполняется ежеквартально.

Форма финансового плана (бюджета) за квартал будет включать  статью доходов, которая будет включать страховые премии, поступившие разбитые сразу по видам страхования и по исполнению на план и факт. В статью расходов, будут входить страховые выплаты по видам страхования, отчисления в резервы для финансового обеспечения компенсационных выплат по ОСАГО,  а также расходы на ведение дела, которые разбиты на   подстатьи. Данная форма будет представлена на каждый квартал  отдельно. Данная форма будет иметь следующий вид (Приложение № 9). Такая  форма должна быть утверждена Генеральным директором ОАО СК «БАСК». Утвержденная  форма, позволит отследить, по каким статьям доходов и расходов  идет превышение или их снижение, и в соответствие с этим принять какие либо меры.

Форма финансового плана (бюджета) за год будет иметь такой же вид, как и финансовый план (бюджет) за квартал, только отличие в том, что данная форма показывает общие суммы по статьям доходов и расходов за 4 квартала (Приложение № 10).

Данная форма финансового плана (бюджета) позволяет сравнить исполнение плана по кварталам, и на основании этого определить результат финансовой деятельности, который будет установлен на каждый квартал.

В результате того, чтобы снять немного ответственности с директора филиала, можно также предложить формы финансового плана (бюджета), ответственность по которым будут нести начальники отделов страхования и главный бухгалтер. Данные формы финансовых планов (бюджетов) приведут к трудностям, которые могут встретиться при внесении данных бюджетов в единую форму финансового плана (бюджета) за квартал и год, которая будет уже потом заполняться непосредственно директором филиала. 

Например, можно разработать бюджет поступления страховых выплат, который будет отражать количество договор страхования, перестрахования по их видам.

Бюджет страховых выплат будет формироваться параллельно с бюджетом страховых премий по сумме поступивших страховых премий за прошедший период отчетного года.

Бюджет расходов на ведение дела, который должен включать все расходы, связанные со страховой деятельностью за минусом расходов на рекламу, расходов на услуги связи и прочие расходы.

Бюджет маркетинга и рекламы – расходы на рекламу, расходы на услуги связи, и прочие расходы – расходы, связанные с покупкой канцелярских товаров, заказом бланков извещений в типографии, а также оплата за загрязнение окружающей среды.

Бюджет страховых резервов, который может отражать объем обязательств компании по договорам страхования и формируемых на основании актуарных расчетов.

В данное время данные формы бюджетов являются более необходимыми, в связи с тем, что головная компания порой запрашивает данную информацию в соответствии с данными формами бюджетов. В скором будущем данные формы бюджетов могут быть применены, так как они позволяют предоставить более подробную для руководства головной компании.



















Заключение

При написании курсовой работу была изучена тема «Бюджетирование (планирование) в управленческом учете». В данной теме были изучены основные понятия бюджетирования, бюджета и планирования, функции бюджета, виды бюджета, а также была рассмотрена данная тема на практике напримере Барнаульского филиала ОАО СК «БАСК». При составлении финансового плана (бюджета) необходимо получение распоряжения с головной компании, а также сумма доходов и расходов за предыдущий год. Данные суммы поступивших доходов и расходов за предыдущий год можно сформировать карточку счета в соответствии со статьей финансового плана  – счет 92 «Страховые премии», счет 22 «Выплаты по договорам страхования», счет 91 «Прочие доходы и расходы», счет 26 «Общепроизводственные расходы».   На основании полученных сумм сформированных по карточкам счета заполняется та или иная статья финансового плана (бюджета). На основании написанной курсовой работы можно сделать следующие выводы: бюджетирование – процесс планирования деятельности компании, который выражается в составлении бюджетов – планов на определенный период времени в денежном выражении или в натуральных показателях.

Более обоснованным является рассмотрение бюджетирования в более широком смысле как системы внутрифирменного управления с помощью финансовых инструментов, называемых бюджетами. Бюджетирование включает в себя:

1.формирование бюджетов компании, выступающих в качестве заданных ориентиров результатов деятельности компании за определенный период;

2.контроль исполнения бюджетов, выражающийся в оперативном отслеживании фактических показателей по подразделениям и компании в целом, сопоставлении их с запланированными величинами и регулировании возникающих отклонений;

3.анализ фактических  результатов деятельности компании (проводится по закрытии отчетного периода);

4.подготовку информации, необходимой для принятия управленческих решений;

5.моделирование будущего развития компании.

Бюджетирование служит достижению определенных целей компании, которые выражаются посредствам финансовых или количественных показателей. В качестве таких показателей могут выступать объем страховой премии, структура страхового портфеля, темпы роста, рентабельность страховой деятельности или капитала страховой компании, убыточность страховых операций, сбалансированность операций, ликвидность баланса, показатели оценки собственных средств и др.

Бюджетирование – система внутрифирменного управления с помощью финансовых инструментов, называемых бюджетами. Наряду с процедурой планирования этот процесс включает сбор фактических данных, оперативное отслеживание отклонений фактических показателей от плановых, подготовку аналитических материалов, необходимых руководству для регулирования возникающих отклонений, оценку результатов деятельности компании и анализ перспектив развития.  

 






Список используемой литературы

1. Федеральный закон Об организации страхового дела в страховой организации от 27.11.1992г. 4015-1

2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Киев: Ника – Центр Эльга, 2000.

3. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Киев: Эльга Ника – Центр, 2004.

4. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Москва: Омега-Л, 2002.

5. Вещунова Н.Л, Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет в страховых компания. Санкт-Петербург: Герда, 2000.

6. Виханский О.С. Стратегическое управление. Москва: Гардарика, 1999.

7. Головизнина А.Т., Архипова О.И. Бухгалтерский управленческий учет. Москва: Кнорус, 2004.

8. Карпова Т.П. Управленческий учет. Москва: ЮНИТИ, 2002.

9. Ковалева А.М. Финансовый менеджмент. Москва: ИНФРА-М, 2005.

10. Коломина Е.В. Страхование. Современный курс. Москва: Финансы и статистика, 2007.

11. Кукина И.Г. Управленческий учет, Москва: Финансы и статистика, 2005.

12. Мочалова Л.А., Потылицын Д.А., Рау Э.И. Финансовый менеджмент. Барнаул: ААЭП, 2006.

13. Скамай Л.Г. Страхование. Москва: ИНФРА-М, 2004.

14. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Москва: Перспектива, 2002.

15. Теория и практика страхования. Москва: Анкло, 2003.

16. Федорова Т.А. Страхование. Москва: Экономистъ, 2004.

17. Шахов В.В. Введение в страхование. Москва: Финансы и статистика, 2000.

18. Шахов В.В. Страхование. Москва: ЮНИТИ-М, 2002.

19. Шеремет А.Д. Управленческий учет. Москва: ИД ФБК-Пресс, 2002.

20. Яковлева Т.А. Страхование. Москва: Экономистъ, 2004.


























Приложение