Введение


«Портрет! Что может быть проще и сложнее,

очевиднее и глубже?!».

                                                                                     Шарль Бодлер

   Так сложилось, что интерес к наглядному изображению человека постоянен, на это не в силах влиять никакие общественные или социальные изменения. Каждая историческая эпоха оставила нам свои примеры, запечатлевающие образы разных людей.

В наши дни успех или неудача какой-то личности по-прежнему  вызывают неизменный интерес общественности. Люди совершенно разных занятий, со своими неповторимыми чертами внешности или характера, особым взглядом на жизнь становятся героями полотен художников, персонажами литературных произведений и журналистских материалов.

Чрезвычайно важный, знаковый характер несут в себе фигуры политических деятелей. Какой личностью является тот или иной политик, какие чувства, символы и идеи ассоциируются с ним, имеет для публики первостепенный интерес.

Бурные демократические преобразования, охватившие Россию в 90-е годы, внесли изменения во все сферы общественной жизни. В первую очередь это коснулось политической обстановки в целом: отношений тех, кто делает политику и тех, кто ее оценивает. Ключевыми стали слова: «наличие свободного выбора», «право участвовать в принятии решений» и др.

На сегодня как политики, так и окружающие их люди понимают, что у большинства появилась возможность не только оценивать политических лидеров по, так сказать, конечному результату их деятельности, но и влиять на предоставление им самой возможности вершить политику, на вероятность достижения ими власти.

Новейшая политическая история насыщена электоральными событиями.

Для многих не секрет, что современный политик сочетает в себе как природный дар, личную харизму, так и элементы политического ритуала, профессиональные технологии. Немаловажную роль в этом процессе отводится возможностям журналистики влиять на большую общность людей, формировать массовое сознание. Политические реалии 90-х годов внесли значительные коррективы в механизмы функционирования российской прессы, коренным образом изменив ее структурные основы. В связи с этим в теории журналистики стала осознаваться необходимость  осмысления влияния общественных изменений на особенности передачи информации.

Цель данной работы описать современное состояние жанра политический портрет, понять суть процессов, оказывающих влияние на его развитие, наметить основные тенденции дальнейшего существования этого жанра на страницах периодической печати.

В числе задач, которые предопределили структуру дипломной работы, необходимо назвать следующие:

-        рассмотреть возможные формы представления политика на                                        страницах газет и журналов;

-                              понять особенности, свойственные передаче информации о лидерах в разное время;

                         выявить функциональные особенности и закономерности                  развития жанра в условиях общественной трансформации России.


Теоретическая база дипломной работы представлена тремя блоками: 1. Труды теоретиков журналистского мастерства (Горохов В.М. Основы журналистского мастерства, Стерльцов Б.В. Основы публицистики, Жанры советской газеты, Пельт В.Д. Аналитические жанры газеты, Тертычный А.А. Аналитическая журналистика и др.); 2. Работы, посвященные теории и практике рекламы и PR (Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations, Гринберг Т.Э. Политическая реклама, Лисовский С.Ф. Политическая реклама, Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления, Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR и др.); 3. сочинения по политологии, психологии и социологии политики (Дилигенский Т.Э. социально-политическая психология, Доценко Е.Л. Психология манипуляции, Мельник Г.С. Mass Media: психологические процессы и эффекты, Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение и др.).

Богатый и разносторонний эмпирический материал составили публикации в журналах «Итоги», «Коммерсант-власть», статьи в центральных газетах «Литературная газета», «Независимая газета», «Общая газета», вышедшие преимущественно за период с 1998 по 2001 годы.    

Ценные сведения были получены в процессе знакомства с семинаром фонда «Новые перспективы» «Стратегия избирательной кампании», а также в ходе лекций регионального представителя ЦИК В. И. Мельника «Современные политические технологии».

И последнее, прежде чем приступить к работе необходимо отметить многофункциональность самого понятия политический портрет: 1. тип печатного воплощения информации о лидере, публицистический жанр; 2. публичный образ, складывающийся из многочисленных фрагментов, целенаправленно или спонтанно отражающихся в иных обращениях массовой коммуникации, имидж политика; 3. внешний портрет. Так или иначе совмещение этих значений в процессе работы над дипломом неизбежно.