Глава 4 Новые тенденции в эволюции жанра политический портрет

Форма, речь о которой шла в предыдущей главе, политический портрет - реклама «о себе», достаточно интенсивно используется политиками и их консультантами для трансляции имиджа, особенно на момент предвыборных кампаний. Но условия сегодняшней действительности диктуют свои законы. Все большую актуальность приобретает утверждение о том, что работа политконсультантов не заканчивается в день выборов.

В ХХ веке мир стал гораздо более зависимым от коммуникации, чем это было ранее. Характеристики СМИ, которыми «награждаются» те или иные события, явления или персоны, стали определяющими факторами в решении многих вопросов. Статус каких-то структур, организаций, общественных деятелей стал определяться местом, которое они занимают в потоках массовой информации.

Говоря об отношениях власти и общественности, многие отмечают, что изменился даже сам тип общения людей: он стал более личностным, уводящим от нейтральной официальной информации. Лидеры-политики сделали доступной для всех свою личную жизнь. Раньше человек, не имеющий прямого отношения к власти, мог знать столь детально только жизнь своих родственников или автобиографические данные первых лиц государства типа Ленина, Сталина и др. Теперь ситуация изменилась, общественность стала жадно впитывать биографические подробности по сути совершенно далеких от нее людей. Президент украинской ассоциации паблик рилейшинз, Георгий Почепцов в своей работе «Профессия: имиджмейкер» попытался найти объяснение происходящим в обществе процессам: «Вероятно, при сильном расширении мира одновременно происходит его существенное сужение: отдельных личностей мы начинаем рассматривать, благодаря СМИ, чуть ли не в микроскоп»[1].

Все это предъявляет новые требования к поведению политиков, общественных лидеров. Прежде всего, их деятельность должна носить публичный, открытый характер: «… есть типы профессий, туда относится и политик, которые принципиально открыты людям, что должно соответственно знаково моделироваться»[2].

Политики, действующие сегодня на разных уровнях власти, не могут не осознавать тот факт, что внимание массового сознания к ним максимально, поэтому любая информация о них должна быть продуманной и соотнесенной со способностью граждан одобрять определенные действия лидера или выносить им порицание. Лидер борется не просто за то, чтобы оказаться в центре общественного внимания. Его интересует позитивная окраска собственного образа.

Повсеместно признано, что без формирования  индивидуального сознания, без продуцирования настроений и интересов общественности никакой вид деятельности (а политика тем более) в современном обществе не может быть успешным. Учитывая это, можно сказать, что политические имиджи лидеров уже давно стали неотъемлемой частью политического процесса в целом. Публичное «я» лидера, его имидж, помогает ему управлять.

Все это доказывает, что для действующего политика внимание к формированию собственного образа, его  восприятие общественностью как человека уверенного в себе, ни в чем не знающего сомнения, который готов ответить на любой вопрос, не менее, а в некоторых случаях и более, актуально, чем в период выборов. Поэтому после назначения политика на должность продолжается конструирование такого коммуникативного процесса, который способствовал бы формированию положительного общественного мнения относительно него.

Работа специалистов по  связям с общественностью или  PR-структуры с политиком на данном этапе сводится не просто к необходимости проведения эффективной предвыборной кампании, задача политконсультантов помочь лидеру наладить отношения с общественностью в рамках конструктивного диалога, а не  монолога власти или конкретного субъекта, как это было раньше. Одной из основных целей политической PR-деятельности является «создание благоприятной внешней и внутренней социально-политико-психологической среды»[3].

Интерес политсоветников к наиболее полной концентрированной форме печатного воплощения образа лидера, политическому портрету,  и здесь не ослабевает. Возможности этой формы, заложенные уже в самой природе существования художественно-публицистической разновидности жанров, понимают все: политики, их консультанты, да и сами журналисты.

Сочетая документальные материалы и художественные формы, образность характеристик и высокую степень типизации политический портрет создает образ. Фактичность, оценочность, аналитичность, образность – определяющие категории этого жанра. Работа журналиста над написанием очерка-портрета предполагает изучение реальности: контакты с героем, максимально полное исследование личности и ее черт. Это требование публицистического жанра раньше в какой-то мере определяло задание редактора: «…подготовку очерка можно дать лишь в том случае, если очеркист уже держал в поле зрения данного человека, накопил о нем фактический материал и наблюдения».[4]

Очеркист должен разобраться в сложностях индивидуального характера, создать психологический портрет, раскрыть внутреннюю мотивацию поступков, нравственное кредо героя, истоки движущей силы его духовности. Художественный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного. И тут во власти автора одни характеристики выдвинуть на первый план и подробно осветить, другие – лишь назвать, не раскрывая. Не секрет, что особое значение при создании художественного образа определенного человека приобретает проблема творческого домысла. При этом творчество проявляется уже в отборе материала, его комбинировании. «Чистая информация вне отбора, вне анализа и синтеза, вне фиксации противоречий, вне диалектического противоположения категорий не может служить общественным целям».[5] И, наконец, последнее - беспристрастной информации о политике не существует!  Жанр политический портрет не может быть лишенным оценочности по природе. В образе политика всегда отражается определенный эмоциональный настрой публициста.

        Талантливый публицист интуитивно находит те приемы, закономерности, которые помогают наиболее полному и яркому раскрытию личности:  «…на практике, конечно, журналист может и не задумываться специально над тем, какой метод воздействия он применяет, выручает, как говорится, интуитивный расчет»[6]. Но сегодняшняя реальность развития СМИ приводит к утверждению о том, что продукцию журналистов, в большей своей массе, нельзя считать сугубо «авторскими интерпретациями».

        Журналистика и связи с общественностью, чем дальше, тем больше «обречены» на сотрудничество и контакты. Роль PR-консультантов в данных отношениях определяется достаточно четкой формулой: любая информация, исходящая от лидера, должна быть воспринята общественностью необходимым ее отправителю образом. Если речь идет о политическом портрете, точнее о его разновидностях портретном интервью или очерке-портрете, то содержание этих материалов будет непременно предполагать ориентированность на интересы героя. Автор подчиняет, так называемый, художественный анализ определенным, в данном случае политическим целям.

Общий эмоциональный настрой материала, его оценочность позитивны по отношению к герою публикации. Необходимый этап в работе журналиста: сбор всевозможной информации для наиболее полного освещения всех сторон личности заменяется слаженной работой PR-команды. Для выполнения своей главной задачи – оптимизации коммуникационных взаимодействий и гармонизации отношений между источником информации (отдельным лицом) и обществом – специалисты PR используют тщательно отобранные, отражающие стремление к взаимодействию и согласию факты.

Таким образом, два этапа существования на страницах газет или журналов политического портрета (сначала в период предвыборной кампании - рекламный, а потом непосредственно в процессе деятельности политика - ориентированный), каждый со своими особенностями, определяют современное состояние и основную тенденцию развития жанра: используя все возможности этой формы подачи информации о лидере,  авторы политических портретов проецирует на аудиторию выверенный образ героя, и, идя, по большому счету, на поводу у нее, акцентируя те стороны его сущности, которые они хотели бы видеть.

 Цель рекламного политического портрета – собственно рекламирование – утилитарна и прагматична. Ее результатом является конкретная реакция (выбор) получателя информации. Рекламный портрет должен побудить избирателей отдать свой голос за представленное лицо, причем сделать этот выбор в конкретный временной интервал. Для этого представляемый политик идеализируется, присущие ему черты прописываются четко и однозначно. Рекламный политический портрет на беспристрастность не претендует, предлагая конкретную оценку своему герою – «отлично».

Ориентированный политический портрет на некую степень объективности претендует. Учитывая потребность общества в социально-значимой информации о лидерах и, одновременно, сложившуюся установку аудитории на неприятие политических материалов с явно выраженным заказным характером, содержание ориентированного политического портрета максимально приближено к реальному, при случае настраивает на дискуссию, но никогда не противоречит интересам описываемого политика.

Информацию, используемую при подготовке портрета действующего политика, также как портрета, написанного в период избирательной кампании, можно разделить на два блока. И в том и в другом варианте непременно присутствует блок личностной информации о политике.

Программный же блок рекламного политического портрета, содержащий суть политической позиции кандидата, краткое изложение его идей, в ориентированном варианте политического портрета преобразуется в обращение автора  к конкретным действиям политика на посту. Чаще лидер помещается в рамки принципиально позитивного поведения. Для действующего политика это будет инновационная деятельность, поэтому лидеры постоянно портретируются в СМИ на фоне открываемых объектов, пускаемых линий метро и т.п. Наличие такого контекста помогает перенести имеющийся в нем позитив на самого лидера.

Хорошо выполненный ориентированный политический портрет производит на читателей впечатление достоверности, логической выдержанности. Актуализация чувства доверия читателей к содержанию произведения в данном случае достигается такими методами.

Во-первых, его отличает публицистический характер повествования, в частности, явно ощущаемое присутствие автора. Автор может рассказать о своих размышлениях, подчеркнуть собственное отношение к герою.

Во-вторых, в ориентированном политическом портрете отсутствуют черно-белые характеристики героя. Образ политика не идеализируется. Поэтому вполне допустимо упоминание качеств, которые нельзя однозначно отнести к положительным.  Если взглянуть с точки зрения достоверности, эта небольшая «ложка дегтя», не лишает образ привлекательности, а подкрепляет доверие к остальным выводам, придает целостность имиджу, ведь идеальных людей не существует.

Сегодняшнее состояние развития жанра политический портрет позволяет наглядно проследить особенности современных процессов, происходящих в СМИ: журналистика сталкивается с ориентированной коммуникационной формой PR.

Многие пишущие журналисты ощущают на себе заметное влияние этого. Так, специалисты Фонда защиты гласности отмечают, что «вопреки надеждам, которые питали СМИ при создании нового института  в России, вместо содействия прессе, полного и оперативного информирования граждан о деятельности определенных политиков или организаций нередко выступают в роли своеобразных цензоров»[7].

Естественно, что объективная журналистика, насколько это возможно, должна стремиться к достоверности своих выводов. «Задача журналиста – стремиться к достоверности выводов, в том числе достоверности того, что утверждается художественными средствами. Но на практике наблюдать подобное стремление можно отнюдь не всегда»[8].

Специалисты по связям с общественностью, в свою очередь, обвиняют СМИ в предвзятости, стремлении к сенсационности, готовности за деньги опубликовать любой материал.

Безусловно, активное развитие финансового капитала, новых связей в сфере финансовых отношений не могло  не сказаться на функционировании соответствующих структур СМИ. Это привело к появлению в журналистике сферы политического маркетинга. Каждое СМИ оказалось организационным центром поддержки тех сил, от имени которых оно выступает. Заведующий кафедрой рекламы и PR, Б. Л. Борисов, это явление описывает так: «Разговоры о дистиллированной журналистике сегодня – нонсенс или «песни сирен» некоторых университетских преподавателей, давно отставших от реальной жизни и стремящихся выглядеть честнее большинства своих коллег».[9]

Участие журналистики в политических процессах, происходящих в обществе, зачастую носит характер частнопредпринимательской практики.

Открытая ангажированность изданий существенно снижает уровень объективности их материалов. Политическая ориентация изданий изначально определяет характер интерпретации имиджей политиков. Сегодня читатели не испытывают столь однозначного доверия к прессе, поскольку вынуждены производить в уме сложные подсчеты, выясняя, кто и сколько заплатил журналистам за ту или иную информацию о политике.

Основные причины коммерциализации прессы – экономические. Средства, получаемые по подписке и в результате розничной продажи, часто покрывают лишь небольшую часть редакционных расходов. Неуклонно развиваются только поддерживаемые капиталом издания.

Журналисты  американской газеты «Whashingtonpost» в своей работе придерживаются принципа: «В стремлении к правде газета должна делать жертвы в своем материальном состоянии!», а в среде российских журналистов пока только «раздаются призывы «опомниться» - доверие к СМИ катится вниз, подрывается роль СМИ как важнейшего института «public service»[10].


        В условиях современного развития средств массовой информации  важнейшее значение приобретают  принципы и  нормы, определяющие понятия «допустимые цивилизованные формы PR» и «политическая культура журналиста». Это подразумевает как со стороны журналистов, так и со стороны специалистов по связям с общественностью понимание меры своей компетенции в сфере общественно-политической жизни, а также четкого представления о своей роли и возможностях влияния на индивидуальное сознание каждого человека.

Сохраняя основные приметы публицистического жанра (биографическое начало, обязательный комплекс сведений о политических взглядах героя или его деятельности на посту, документальность, образность, элементы прогноза, оценочность) современный политический портрет передает выверенный образ героя,  настраивает читателя на заранее заданную автору оценку политика.

«…таков наш политический портрет. Не музейный экспонат, а ритуальное орудие производство и в князи, и в грязи!»[11]





 




[1] Почепцов. Г. Г. Профессия: имиджмейкер. Киев, 1999, стр. 38.

[2] Почепцов. Г. Г. Указ. соч., стр. 67.

[3] Шишкина. М. А. Паблик рилейшинз в системе социального управления. С.-Пб., 1999, стр.386.

[4] Беневоленская. Т. А. Портрет современника: очерк в газете. М., 1983, стр.54.

[5] Стюфляева. М. И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975, стр. 35.

[6] Беневоленская. Т. А. Портрет современника: очерк в газете. М., 1983, стр.46.

[7] Шишкина. М. А. Паблик рилейшинз в системе социального управления. С.-Пб., 1999, стр. 167.

[8] Тертычный. А. А. Жанры периодической печати. М., 2000, стр. 255.

[9] Борисов. Б. Л. Технологии рекламы и PR. М., 2001, стр. 369

[10] Прохоров. Е. «Гражданин России» - не только запись в паспорте / / От книги до        Интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий. М.,2000, стр. 104.

[11] Катин. А. Портрет политика в СМИ // Пушкин, 1998, 1 мая.