Тема 13. Основы педагогического контроля в высшей школе

Функции педагогического контроля

Организационные принципы педагогического контроля

диагностическая

процесс выявления уровня сформированности навыков, знаний и умений

обучающая

проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала

воспитывающая

наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к данному предмету.

воспитательность – проявляется в том, что активизирует творческое и сознательное отношение студента к учебе

Систематичность – систематический контроль упорядочивает процесс обучения, стимулирует положительную мотивацию, дает возможность получить достаточное количество оценок по которым можно более объективно судить об усвоении материала студентом


Формы педагогического контроля

зачеты

По времени проведения

Текущий - Дифференцирует студентов на успевающих и неуспевающих

экзамены

Тематический - Оценка результатов усвоения определенной те мы или раздела программы

коллоквиумы (собеседование)

Рубежный - Проверка учебных достижений каждого студента перед тем как преподаватель переходит к следующей части учебного материала

семинары

Итоговый - Экзамен по курсу, на котором проявляются способности студента к дальнейшей учебе. Может использоваться как оценка результатов научной работы.

курсовые

лабораторные работы

Заключительный - Госэкзамены, защита дипломной работы, присвоение экзаменационной комиссией квалификации



Оценка

 способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие навыков студентов целям и задачам обучения.

Отметка

 численный аналог оценки

Отлично

За точное и прочное владение материалом в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок, при устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и стилистически правильна

Хорошо

За прочное овладение предметом при малозначительных неточностях, пропусках и ошибках

Удовлетворительно

За владение предметом с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не препятствуют дальнейшему обучению

Неудовлетворительно

За незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе или письменной работе

Недостатки: субъективность, слабая дифференцирующая способность оценки

Дополнительные критерии оценки

Психологические

Отношение студента к данному курсу – посещаемость, характер вопросов

Этического характера

Списывание, подсказка, то есть нарушение учебной этики

Ценностные

Справедливость оценки

Тестирование Тест – это система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая объективно оценивать уровень и структуру знаний

Недостатки традиционного тестирования

1.       зависимость оценки знаний от трудности задания

2.       – «» - от подготовленности студента

3.       одинаковый инструмент оценки не может оценивать разные знания студентов

 
Требования, предъявляемые к тесту

Критерии качества тестов

Методы оценки надежности

1.   параллельное тестирование в двух группах

2.   повторное тестирование

3.  

Цель тестового контроля

1.       повышение качества обучения

2.       объективная оценка объема знаний студента

3.       профориентация и профотбор

4.       итоговая аттестация и аккредитация в ВУЗах



 
Расщепление теста на две части по четным и нечетным номерам заданий. Чем выше корреляция между частями – тем выше надежность

1.       тестирование осуществляется главным образом через программированный контроль

2.       Оценка результатов осуществляется по заранее разработанным планам

3.       Применяются необходимые меры, предотвращающие искажения, списывание, подсказку, утечку информации

Валидность

Это соответствие форм и методов контроля его цели, то есть соответствие требований учебной программы и концепции знаний, навыков и умений

Надежность

Это устойчивость результатов теста, получаемых при его применении

Это определение степени погрешности педагогической оценки

Виды тестирования

  1. Научное
  2. Практически применяемое в учебном процессе

Формы тестовых заданий

Закрытая – задание содержит основную часть и ответы, сформулированные составителями

Открытая – студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Рекомендуется для текущего контроля

Задание на соответствие – содержит два множества: правый столбик для выбора, левый – для ответа. В правом на один-два элемента больше

Задание на установление правильной последовательности – хорошо для технических специальностей, т.е. содержит знание алгоритма.

 «Найти правильный ответ»

 «Дополните»

«Установите соответствие»

«Установите последовательность сборки.»

1)       Стандартная инструкция

2)       Равная правдоподобность заданий

3)       Ясность текста

4)       Краткость слов (5-6)

5)       Простая стилистическая конструкция

6)       В задание включают больше слов, чем в ответ

7)       Все ответы должны быть равны по длине

8)       Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа

9)       Необходимо наличие одной стандартной инструкции (поставьте галочку напротив верного ответа)

10)   Правильный ответ должен быть только один

11)   Не должно быть противоречий между основной частью и ответом.

12)   Необходимо исключить повторяющиеся слова в ответах.

1)       Дополняющая форма ставится в конце

2)       Она должна быть единственной

3)       Все прочерки должны быть одинаковой длины


Характеристики тестовых заданий

1.       Содержание – чем полнее отобрано содержание курса, тем выше валидность теста. 360 заданий – 1,5-2часа

2.       Выбор формы теста – зависит от содержания курса, цели, контроля и уменя работника

3.       Степень трудности – 60-70% составляют задания средней трудности

4.       Информативность задания – каждое задание должно выполнять информативную функцию

5.       Коррелируемость заданий с критериями.


 


Способы оценки

  1. По количеству правильных ответов
  2. Дихотомический