Тема 13. Основы педагогического контроля в высшей школе
Функции педагогического контроля |
Организационные принципы педагогического контроля |
|||
диагностическая процесс выявления уровня сформированности навыков, знаний и умений |
обучающая проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала |
воспитывающая наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к данному предмету. |
воспитательность – проявляется в том, что активизирует творческое и сознательное отношение студента к учебе |
Систематичность – систематический контроль упорядочивает процесс обучения, стимулирует положительную мотивацию, дает возможность получить достаточное количество оценок по которым можно более объективно судить об усвоении материала студентом |
Формы педагогического контроля |
||
зачеты |
По времени проведения |
Текущий - Дифференцирует студентов на успевающих и неуспевающих |
экзамены |
Тематический - Оценка результатов усвоения определенной те мы или раздела программы |
|
коллоквиумы (собеседование) |
Рубежный - Проверка учебных достижений каждого студента перед тем как преподаватель переходит к следующей части учебного материала |
|
семинары |
Итоговый - Экзамен по курсу, на котором проявляются способности студента к дальнейшей учебе. Может использоваться как оценка результатов научной работы. |
|
курсовые |
||
лабораторные работы |
Заключительный - Госэкзамены, защита дипломной работы, присвоение экзаменационной комиссией квалификации |
Оценка |
способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие навыков студентов целям и задачам обучения. |
|||||
Отметка |
численный аналог оценки |
|||||
ОтличноЗа точное и прочное владение материалом в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок, при устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и стилистически правильна |
ХорошоЗа прочное овладение предметом при малозначительных неточностях, пропусках и ошибках |
УдовлетворительноЗа владение предметом с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не препятствуют дальнейшему обучению |
НеудовлетворительноЗа незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе или письменной работе |
|||
Недостатки: субъективность, слабая дифференцирующая способность оценки |
||||||
Дополнительные критерии оценки |
||||||
ПсихологическиеОтношение студента к данному курсу – посещаемость, характер вопросов |
Этического характераСписывание, подсказка, то есть нарушение учебной этики |
ЦенностныеСправедливость оценки |
||||
Тестирование Тест – это система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая объективно оценивать уровень и структуру знаний
|
Критерии качества тестов |
Методы оценки надежности 1. параллельное тестирование в двух группах 2. повторное тестирование 3.
|
||||
1. тестирование осуществляется главным образом через программированный контроль 2. Оценка результатов осуществляется по заранее разработанным планам 3. Применяются необходимые меры, предотвращающие искажения, списывание, подсказку, утечку информации |
Валидность Это соответствие форм и методов контроля его цели, то есть соответствие требований учебной программы и концепции знаний, навыков и умений |
Надежность Это устойчивость результатов теста, получаемых при его применении Это определение степени погрешности педагогической оценки |
||||
Виды тестирования
- Научное
- Практически применяемое в учебном процессе
Формы тестовых заданий |
|||||
Закрытая – задание содержит основную часть и ответы, сформулированные составителями |
Открытая – студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Рекомендуется для текущего контроля |
Задание на соответствие – содержит два множества: правый столбик для выбора, левый – для ответа. В правом на один-два элемента больше |
Задание на установление правильной последовательности – хорошо для технических специальностей, т.е. содержит знание алгоритма. |
||
«Найти правильный ответ» |
«Дополните» |
«Установите соответствие» |
«Установите последовательность сборки.» |
||
1) Стандартная инструкция 2) Равная правдоподобность заданий 3) Ясность текста 4) Краткость слов (5-6) 5) Простая стилистическая конструкция 6) В задание включают больше слов, чем в ответ 7) Все ответы должны быть равны по длине 8) Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа 9) Необходимо наличие одной стандартной инструкции (поставьте галочку напротив верного ответа) 10) Правильный ответ должен быть только один 11) Не должно быть противоречий между основной частью и ответом. 12) Необходимо исключить повторяющиеся слова в ответах. |
1) Дополняющая форма ставится в конце 2) Она должна быть единственной 3) Все прочерки должны быть одинаковой длины |
|
|
Способы оценки
- По количеству правильных ответов
- Дихотомический